Технология добычи полезных ископаемых со дна моря
Клаус Экер, ведущий специалист отдела конструирования насосов для горнодобывающей промышленности и морской добычи полезных ископаемых, завод KSB, Хомбург (ФРГ)
Технология добычи полезных ископаемых со дна океана открыла принципиально новую область использования погружных электронасосных агрегатов. Совершенствование этого вида насосного оборудования остается в течение 70-ти лет одним из важнейших направлений в программе развития фирмы KSB.
Наша фирма имеет большой опыт эксплуатации погружных насосов на нефтегазодобывающих платформах в открытом море (работающие на морской воде балластные насосы, насосы системы охлаждения компрессоров, пожарные насосы и т.д.). Однако применение погружных насосов KSB (с заполненным водой электродвигателем) для транспортировки марганцевых конкреций со дна Тихого океана стало серьезной проверкой их надежности при работе в экстремальных условиях. Следует заметить, что эти руды залегают вдали от берегов на глубине 5000–10000?м. О существовании океанических залежей марганцевых конкреций человечество знало уже с прошлого века, когда англо-голландская экспедиция на борту британского исследовательского судна «Челленджер» в 1873 г. подняла в неводе первые образцы руды на поверхность. Долгое время таинственные океанические минералы оставались предметом исследований и дискуссий ученых. Было установлено, что конкреции растут в течение миллионов лет (от 0.001 до 1 мм в тысячелетие), а структура их поперечного сечения имеет поразительное сходство с годовыми кольцами дерева. В составе марганцевых конкреций обнаружили также железо, медь, никель и другие металлы. Исследования, проведенные в течение Международного геофизического года (1957/58), показали, что эти рудные образования, имеющие картофелеобразную форму, покрывают обширные площади дна Тихого, Индийского и северной части Атлантического океанов. Высокое содержание в конкрециях марганца (до 30%) в то время не представляло особого интереса, так как мировая промышленность еще не испытывала недостатка в марганцевом сырье. Но другие, более ценные компоненты, такие как медь, никель, кобальт, молибден и титан, были приняты во внимание для будущего использования.
Сегодня большинство составляющих конкреций вызывает огромный интерес металлургов. Однако если подобные анализы конкреций ученые уже имели в своем распоряжении, то технические проблемы их добычи еще предстояло решить.
Сделать продукцию экономически выгодной возможно только при достижении высокой производительности добывающего предприятия (не менее нескольких тонн руды в час). Только в 60-х годах нашего столетия оказалось возможным сформулировать практические задачи освоения подводных месторождений.
Разработка минеральных ресурсов мирового океана стала одним из важнейших и, в то же время, очень спорным вопросом на Международных конференциях по Морскому Праву, которые проводились под эгидой ООН с 1958 по 1982 год. Основная проблема будущей морской добычи была связана не столько с возможностями современной техники, сколько с вопросами финансирования. Стоимость предварительных вложений в добывающее предприятие оценивается, по меньшей мере, в миллиард долларов. Такие затраты доступны только индустриально развитым странам, при условии объединения в них нескольких крупных компаний. Например, немецкий «Союз добычи минеральных ресурсов моря» (АМР) был представлен следующими фирмами: Deutsche Schachtbau und Tiefbohrgesellschaft, Metallgesellschaft AG, Preussag AG.
Первым практическим достижением в промышленной добыче марганцевых конкреций с глубины 5250 метров в центральном районе Тихого океана (около Гавайских островов) стала успешная работа экспериментального судна «Sedco 445». Эта работа началась в апреле 1978 года и выполнялась совместными целенаправленными усилиями компаний SEDKO (США), INCO (Канада), DOMCO (Япония) и AMR (Германия). Только согласованная работа всех заинтересованных сторон позволила нашей фирме добиться успеха в проведении промышленного эксперимента с применением насосного оборудования для разработки океанических рудных месторождений. Фирма KSB AG получила заказ на весь объем поставки оборудования для линии транспортирования марганцевых конкреций со дна океана (трубопровод с основными транспортными насосами, струйная промывка узлов коллектора, управление коллекторным устройством с помощью погружного электродвигателя). На корабле размещалась буровая вышка, через которую проходил транспортный трубопровод диаметром 200 мм, соединяющий корабль с месторождением конкреций. Под кораблем была предусмотрена конвейерная (многоступенчатая) система гидравлического транспортирования руды. Непосредственно под буровой вышкой был расположен жесткий вертикальный трубопровод. Последняя секция транспортного трубопровода представляла собой гибкий гофрированный шланг, соединенный с коллектором. Этот шланг являлся своеобразным компенсатором при буксовании коллектора по неровному дну океана. Размещенная на корабле буровая вышка была сконструирована таким образом, чтобы движение судна не изменяло ее вертикального положения. Подвешенный к монтажной башне трубопровод (его вес составлял около 1000 т) должен был при перемещении корабля оставаться в строго зафиксированной позиции, чтобы коллектор системы находился точно над зоной добычи полезных ископаемых. Устройство, собирающее марганцевые конкреции внутри корпуса коллектора, приводилось в движение погружным электродвигателем KSB типа 10А 153/4s. Далее в транспортной линии был установлен погружной насос KSB типа UQN 294/1+8А 53/2s, который имел на выходе специальные насадки для образования сильных напорных струй. Эти струи использовались для разрыхления грунта и отделения марганцевых конкреций от донного осадочного слоя. В то время как коллектор собирал на дне конкреции, донный осадок был вовлечен в интенсивное вихревое движение. Правильность монтажа участков транспортного трубопровода на большой глубине и работа коллектора гидросистемы наблюдались на корабле с помощью подводной телекамеры. На глубине ~900 м в жестком участке трубопровода были последовательно установлены друг над другом три насоса KSB типа ВРЕ 506/6а с погружными электродвигателями типа ALBLQ 80-406 (мощность двигателя 800 кВт и напряжение сети 4000 В). Номинальная подача каждого насоса была равной 500 м3/час, а суммарный напор трех насосов составлял 265 м. Здесь необходимо напомнить, что в принципе напор насоса преодолевает только потери трения на длине 5250 м. Электронасосы имели конструкцию, позволяющую транспортировать в жидкости 5% твердого вещества (марганцевых конкреций). Из-за ограничений, которые определяются возможностями морского судна, было невозможно превышать допустимые габаритные размеры насоса и электродвигателя. Поэтому общая длина перекачивающего насоса составляла 11.3 м. Это определило выбор 10-ступенчатого секционного насоса с радиальными рабочими колесами. Наибольший внешний диаметр электронасоса при этом был равен 550 мм. Специальная гидравлическая система определяла работу насоса. Пространство между электродвигателем и байпасным кожухом формировалось в течение всего времени работы насоса. При этом минимальная скорость потока всегда превышала скорость опускания конкреций (критическую скорость). Контроль за скоростью потока осуществляли регуляторы, расположенные между трубой и электродвигателем. В порядке предупреждения каких-либо заторов (пробок) в движении конкреций и засоров насоса при ожидаемых концентрациях твердых включений был точно определен минимальный свободный проход в проточной части насоса, равный 75 мм. В результате была разработана специальная конструкция, согласующая геометрию рабочих колес и направляющих аппаратов с корпусом насоса. Силовой питающий электрокабель погружного двигателя (в бронированном исполнении), который использовался в этом проекте, был применен впервые. Электрокабель полностью защищен от воздействия морской воды. Спиральные выводы кабеля из электродвигателя и байпасного кожуха были снабжены специально разработанными для этих условий уплотнениями, которые остаются герметичными при давлении до 100 бар. Изоляция (из поливинилхлорида и полиэтилена) была предварительно испытана в специальном автоклаве под большим избыточным давлением воды. Эти испытания показали, что давление не оказывает какого-либо значительного влияния на механические и электрические свойства изоляции. Тот же результат был получен при проверке свойств материала при воздействии высокого напряжения (до 10000?В). Промышленные испытания электронасосов показали полную надежность погружных двигателей как на глубине 5250 м ниже поверхности океана, так и в экспериментальном батискафе на глубине 10000 м. Межремонтный ресурс электронасосов был равен 6–8 тыс. часов непрерывной работы, а полный срок службы составляет от одного до двух лет.
Работа погружных насосов в гидравлической системе транспортировки марганцевых конкреций дала возможность оценить эффективность их применения для нужд металлургической промышленности. В третьем тысячелетии человечество не сможет долго обходиться без использования огромных сырьевых ресурсов океана. Проверенное на надежность насосное оборудование фирмы KSB создало условия для промышленного освоения рудных месторождений на дне мирового океана.
Журнал «Горная Промышленность» №2 1999
Источник
Технология добычи полезных ископаемых со дна озер, морей и океанов, Ржевский В.В., Нурок Г.А., 1979.
В книге освещены общие характеристики твердых полезных ископаемых Мирового океана и содержание полезных минералов в морской воде. Рассмотрены особенности подводных месторождений на материковом склоне, ложе океана, континентальном шельфе, вопросы образования и классификации морских россыпей, их регенерация после эксплуатационных работ, а также особенности комплексных геологических работ на шельфе. Дано состояние технологи добычи твердых полезных ископаемых из недр Мирового океана. Приведена классификация способов вскрытия подводных выемочных полей, систем разработки подводных месторождений, структуры комплексной механизации подводной добычи.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА.
Шельф, или как иначе его называют, материковая отмель, имеет большое значение в жизни человека. Издавна в его пределах сосредоточены основные судоходные пути, развито рыболовство, добыча водорослей и морских животных. Последние годы на шельфе интенсивно развивается добыча нефти, газа и твердых полезных ископаемых. Граница шельфа в сторону океана обычно проводится по зоне резкого перегиба профиля дна — бровке, ниже которой располагается материковый склон. Ширина шельфа, как и глубина на бровке, не одинакова, и колеблется в значительных пределах — от 40 до 500 м по глубине и от первых до тысячи километров по ширине. Наибольшей ширины шельф достигает вокруг северного побережья Евразии и в Южно-Китайском море (до 1200—1300 км). Относительно узкий шельф окружает почти повсеместно Африканский материк. При работах в Японском море бровка шельфа была встречена на глубинах 130—150 м, при ширине материковой отмели 10—15 км.
Оглавление.
Введение.
1.Общая характеристика твердых полезных ископаемых Мирового океана.
2.Условия образования морских россыпей иа шельфе.
3.Особенности разработки твердых полезных ископаемых.
4.Системы открытой подводной добычи полезных ископаемых и вскрытие подводных выемочных полей.
5.Технические средства добычи твердых полезных ископаемых со дна морей и океанов.
6.Опытные работы по подводной добыче твердых полезных ископаемых в СССР.
7.Технология подводной добычи полезных ископаемых при размещении обогатительного комплекса на борту добычного судна.
8.Технология открытой подводной добычи полезных ископаемых при транспортировании горной массы за пределы контура подводного выемочного поля.
Заключение.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Технология добычи полезных ископаемых со дна озер, морей и океанов, Ржевский В.В., Нурок Г.А., 1979 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать файл № 1 — pdf
Скачать файл № 2 — djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать
— djvu — Яндекс.Диск.
Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.
Дата публикации: 25.10.2019 08:28 UTC
Теги:
Ржевский :: Нурок :: книги по технологии :: полезные ископаемые
Следующие учебники и книги:
- Технология, Учебник для 2 класса школ общего среднего образования с русским языком обучения, Санакулов Х.Р., Ходиева Д.П., Санакулова А.Р., 2018
- Технология, Учебник для 1 класса школ общего среднего образования с русским языком обучения, Маннапова И., Мавлянова Р., Ибрагимова Н., 2019
- Трудовое обучение, Учебник для 5-класса школ общего среднего образования, Шарипов Ш., 2015
- Использование приёмов ТРИЗ на уроках технологии в соответствии с ФГОС ООО, Аверкова М.А., 2015
Предыдущие статьи:
- Сварщик на лазерных и электронно-лучевых сварочных установках, Учебное пособие, Овчинников В.В., 2008
- Руководство для обучения токарей по металлу, Учебное пособие, Слепинин В.А., 1987
- Производственное обучение слесарей механосборочных работ, Покровский Б.С., 2016
- Система непрерывного обучения руководящих работников и специалистов лесной промышленности, Маклюков Л.М., Демьянов П.В., 1991
Источник
Технология добычи полезных ископаемых со дна озер, морей и океанов, Ржевский В.В., Нурок Г.А., 1979.
В книге освещены общие характеристики твердых полезных ископаемых Мирового океана и содержание полезных минералов в морской воде. Рассмотрены особенности подводных месторождений на материковом склоне, ложе океана, континентальном шельфе, вопросы образования и классификации морских россыпей, их регенерация после эксплуатационных работ, а также особенности комплексных геологических работ на шельфе. Дано состояние технологи добычи твердых полезных ископаемых из недр Мирового океана. Приведена классификация способов вскрытия подводных выемочных полей, систем разработки подводных месторождений, структуры комплексной механизации подводной добычи.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА.
Шельф, или как иначе его называют, материковая отмель, имеет большое значение в жизни человека. Издавна в его пределах сосредоточены основные судоходные пути, развито рыболовство, добыча водорослей и морских животных. Последние годы на шельфе интенсивно развивается добыча нефти, газа и твердых полезных ископаемых. Граница шельфа в сторону океана обычно проводится по зоне резкого перегиба профиля дна — бровке, ниже которой располагается материковый склон. Ширина шельфа, как и глубина на бровке, не одинакова, и колеблется в значительных пределах — от 40 до 500 м по глубине и от первых до тысячи километров по ширине. Наибольшей ширины шельф достигает вокруг северного побережья Евразии и в Южно-Китайском море (до 1200—1300 км). Относительно узкий шельф окружает почти повсеместно Африканский материк. При работах в Японском море бровка шельфа была встречена на глубинах 130—150 м, при ширине материковой отмели 10—15 км.
Оглавление.
Введение.
1.Общая характеристика твердых полезных ископаемых Мирового океана.
2.Условия образования морских россыпей иа шельфе.
3.Особенности разработки твердых полезных ископаемых.
4.Системы открытой подводной добычи полезных ископаемых и вскрытие подводных выемочных полей.
5.Технические средства добычи твердых полезных ископаемых со дна морей и океанов.
6.Опытные работы по подводной добыче твердых полезных ископаемых в СССР.
7.Технология подводной добычи полезных ископаемых при размещении обогатительного комплекса на борту добычного судна.
8.Технология открытой подводной добычи полезных ископаемых при транспортировании горной массы за пределы контура подводного выемочного поля.
Заключение.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Технология добычи полезных ископаемых со дна озер, морей и океанов, Ржевский В.В., Нурок Г.А., 1979 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать файл № 1 — pdf
Скачать файл № 2 — djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать
— djvu — Яндекс.Диск.
Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.
Дата публикации: 25.10.2019 08:28 UTC
Теги:
Ржевский :: Нурок :: книги по технологии :: полезные ископаемые
Следующие учебники и книги:
- Технология, Учебник для 2 класса школ общего среднего образования с русским языком обучения, Санакулов Х.Р., Ходиева Д.П., Санакулова А.Р., 2018
- Технология, Учебник для 1 класса школ общего среднего образования с русским языком обучения, Маннапова И., Мавлянова Р., Ибрагимова Н., 2019
- Трудовое обучение, Учебник для 5-класса школ общего среднего образования, Шарипов Ш., 2015
- Использование приёмов ТРИЗ на уроках технологии в соответствии с ФГОС ООО, Аверкова М.А., 2015
Предыдущие статьи:
- Сварщик на лазерных и электронно-лучевых сварочных установках, Учебное пособие, Овчинников В.В., 2008
- Руководство для обучения токарей по металлу, Учебное пособие, Слепинин В.А., 1987
- Производственное обучение слесарей механосборочных работ, Покровский Б.С., 2016
- Система непрерывного обучения руководящих работников и специалистов лесной промышленности, Маклюков Л.М., Демьянов П.В., 1991
Источник
Автор(ы): | Нурок Г. А., Бруякин Ю. В., Бубис Ю. В., Молочников Л. Н., Яблоков К. В. 27.05.2010 |
Год изд.: | 1979 |
Описание: | В книге освещены общие характеристики твердых полезных ископаемых Мирового океана и содержание полезных минералов в морской воде. Рассмотрены особенности подводных месторождений на материковом склоне, ложе океана, континентальном шельфе, вопросы образования и классификации морских россыпей, их регенерация после эксплуатационных работ, а также особенности комплексных геологических работ на шельфе. Дано состояние технологи» добычи твердых полезных ископаемых из недр Мирового океана. Приведена классификация способов вскрытия подводных выемочных полей, систем разработки подводных месторождений, структуры комплексной механизации подводной добычи. Книга предназначена для широкого круга специалистов, работающих в области геологии морских россыпей, добычи полезных ископаемых, дноуглубительных работ, и может быть полезной для студентов ВУЗов. |
Оглавление: | Предисловие [3] |
Формат: | djvu |
Размер: | 5118391 байт |
Язык: | РУС |
Рейтинг: | 337 |
Открыть: | Ссылка (RU) Ссылка (FR) |
Источник