Текст на тему дятел полезная птица лесной доктор
МКОУ «Нижнемордокская сош»
Внеурочное занятие по экологии на тему: «Дятел — лесной доктор».
Подготовила:
Учитель 1 класса
Портяная Т. В.
с. Нижний Мордок
Цели занятия:
• Расширять знания детей о жизни дятла, особенностях строения тела, о его пользе лесному хозяйству;
• Познакомить детей с разными «профессиями» дятла;
• Воспитывать культуру общения с природой, умение ценить и восхищаться красотой родного края
Воспитательный результат:
Формирование представлений о роли дятла в жизни природы и человека, о необходимости бережного отношения ко всему живому.
Воспитательный эффект:
Развитие любознательности, формирование положительной учебной мотивации, коррекция проблем воспитания.
Оборудование: компьютер, презентация «Дятел — лесной доктор», маски и фотографии птиц.
Участники: учитель, учащиеся.
Ход занятия
Мотивационный этап
— Ребята, я рада видеть вас на заседании нашего клуба «Земля — наш дом». Вы стали настоящими друзьями природы, научились ценить и понимать красоту окружающего мира. Много интересного вы узнали о жизни зверей и птиц. Сегодня мы с вами должны ответить на важные вопросы. Вы готовы?
— Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на нашем занятии вам будет тепло и уютно. А теперь — за работу! (Дети садятся по кругу за парты).
2. Постановка учебной задачи
— Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся на заочную экскурсию в лес.
— Кто из вас был в лесу? Какие звуки можно услышать в лесу? (Ответы детей).
— Давайте послушаем звуки леса (запись). Слайд № 1.
— А теперь отгадайте загадку
Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор
Хвост как упор.
Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит
(дятел)
— Почему вы решили, что это дятел? А может быть это дровосек? Ведь у дровосека тоже может быть черный жилет и красный берет, да и дровосек в лесу часто бывает и стучит топором? (ответы детей).
Посмотрите на фотографию дятла. Как узнать дятла, если вы встретите его в лесу или в парке? Да! Мы легко узнаем дятла по красному беретику на головке и по черному жилету, грудка у дятла белая, одет в красные штанишки.
— А вы знаете, откуда у дятла красная шапочка? (ответы детей).
— А что вы знаете еще о дятле?
— А хотите узнать больше?
— Сегодня мы ответим с вами на такие вопросы: ( Слайд № 2.)
1. Каких дятлов можно встретить в наших лесах?
2. Все ли люди знают о дятлах?
3. Приносят ли дятлы пользу?
Слайд №3 (Виды дятлов)
В наших лесах можно встретить большого пестрого дятла. Ростом он крупнее скворца. Самца от самки легко отличить: у него красное пятно на затылке, а у самки такого пятна нет. От большого пестрого дятла легко отличить малого пестрого. Он ростом чуть крупнее воробья. Зимой и летом этот дятел кормится насекомыми. Самый крупный у нас черный дятел, или желна, встречается он не часто, обитает в основном в хвойных лесах. На стволе после себя оставляет овальные или прямоугольные дупла.
— По-разному в лесном доме называют дятла.
А теперь обратите внимание на доску. Перед вами «цветик-семицветик».
Оторвав по лепестку и прочитав слова на обратной стороне, мы с вами узнаем, как в народе называют дятла. ( Доктор, плотник, приятель, акробат, телеграфист, кузнец, труженик).
Рассказ о лесном докторе (учитель). (Слайд №4)
Дятла называют «лесной доктор». Он не только красивая птичка, но и очень полезная. У дятла длинный острый клюв, он им долбит дупла и щели, а еще у дятла особенный язык. Он очень длинный, гибкий, тонкий, с острым кончиком и очень клейкий. Языком он достает насекомых из-под коры деревьев и этим спасает деревья от гибели.
Стихотворение о дятле
Тук-тук, тук-тук — летит по лесу стук!
Я доктор знаменитый, все тайны мне открыты!
Тук-тук, тук-тук. Я – лесу лучший друг.
Тук-тук, тук-тук — летит по лесу стук!
Деревья, не болейте! Деревья, зеленейте!
— Ребята, почему дятла называют плотником? (ответы детей) (Слайд №5)
Инсценировка рассказа Э. Шима «Тяжелая работа».
Дятел, перестань так стучать-долбить! Что же это право совершенно покоя нету! Голова от твоего стука болит.
— А у меня, думаешь, не болит? Того и гляди — сотрясение мозга будет.
— Да зачем тогда стучать-колотить?
— А у меня, голубушка, работа такая. Опасная, вредная и тяжелая.
И другой работы, чтобы легче было, у дятлов нет.
— Почему дятла называют приятелем, акробатом? (ответы детей) (Слайд №6)
— Почему дятла называют телеграфистом? (ответы детей)
Физминутка
Пальчиковая гимнастика для детей «Дятел»
Я по дереву стучу.
Червячка добыть хочу.
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Слайд №7 (кузница дятла)
Дятел – кузнец (сообщение ученика).
Почему дятла называют тружеником? (ответы детей)
— Приносят ли дятлы пользу нашим лесам, садам, паркам?
3.Творческая работа в парах
-А теперь каждая пара посовещается и напишет на листочках, какие хорошие слова мы можем сказать о дятлах.
Дятлы (какие?) пёстрые, симпатичные, трудолюбивые, полезные, нужные, удивительные.
-Не случайно дятел стал героем сказок(«Таёжная сказка», «Дятел-труженик»),рассказов, стихов, загадок, скороговорок, игр.
-Послушайте загадки и отгадайте их.
Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел.)
По сосне, как в барабан,
Застучал в лесу….(Дятел.)
Кто в берете ярко- красном.
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.(Дятел.)
-А теперь давайте поиграем в игру «Дятел»
«Ходит дятел у житницы,
Ищет зёрнышко пшеницы.»
Дятел в ответ говорит:
«Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму».
-А теперь, ребята, ответим на последний вопрос.
-Могут ли наши леса обойтись без дятлов?(ответы детей)
-Послушайте небольшой рассказ.(Читает учитель про мальчика Жалейкина.)
-Правильно поступил Жалейкин? (ответы детей)
-А теперь в благодарность трудолюбивому дятлу прочитаем стихи.(Дети читают стихи.)
Сколько сноровки, к труду интереса
У пёстрого дятла-защитника леса.
Он никогда не бывает без дела.
Строит жилища для птиц и для белок.
Лечит деревья от многих болезней,
Стук его слышен издалека.
Труд его сложный и очень полезный
Не нравится только вредным жукам.
Если в лесу захворала сосна
Если болезнь у сосны не ясна
Доктор к сосне прилетит на заре,
Сядет на сук, постучит по коре.
В красном берете и в белом халате
Лечит деревья заботливый дятел.
Дятел стуком огласил тишину лесную,
Не жалеет пёстрый сил, лечит ель больную.
Крепким клювом долбит ствол, ищет червячишку.
«Вот где я тебя нашёл! Спрятался, трусишка!»
Уничтожив червячков, улетает дятел.
Ель вдогонку: -Будь здоров! Прилетай, приятель!
-Действительно, мы не заметили как от нас улетел дятел. Видно ему нужно было срочно улететь на помощь к больным деревьям. Но он оставил вам свои фотографии и просил вас их раскрасить. Пусть они напоминают вам об
удивительных, необыкновенных, полезных и очень нужных птицах.
4.Рефлексивно- оценочный этап
-Как вы думаете, удалось ли нам ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой?
-Что нового для себя вы сегодня узнали?
-Если вам было интересно на сегодняшнем занятии и вы узнали что-то новое, поднимите улыбающиеся смайлики.
-Если было не интересно, трудно, то поднимите грустный смайлик.
Слайд №8(О красоте земной)
Источник
Радуга-Весна 6 лет назад Kristinchik19081993 6 лет назад Дятел это действительно полезная птица:
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим комментировать в избранное ссылка отблагодарить Evgenia sweet 2 года назад Дятлы — одни из самых полезных птиц в лесу. Они не улетают на зиму и круглый год уничтожают вредителей. Помню ещё в школе их называли — санитарами леса. Несмотря на то, что дятлы строят гнёзда в деревьях и ищут пищу(насекомых, гусениц, жуков, короедов, усачей, муравьёв, термитов) и таким образом поедают вредителей и насекомых, которые уничтожают деревья. Дятлы имеют очень крепкий клюв и шершавый язык, которым достают из коры деревьев насекомых. комментировать в избранное ссылка отблагодарить МаринаСмв 6 лет назад Дятлы выбирают дерево, зараженное короедами — просто так они по дереву долбить не будут. Именно поэтому дятлы считаются санитарами леса комментировать в избранное ссылка отблагодарить Все дятлы, кроме вертишейки, истинные строители. Выдолбленные ими дупла, в которых дятлы выводят птенцов, впоследствии служат убежищами и местом гнездования для многих птиц-дуплогнездников, не способных самостоятельно построить себе дом. Дятлы еще и музыканты. Это единственные в наше стране птицы, которые для выражения чувств используют «музыкальные инструменты», т. е. сухой резонирующий сук, по которому бойко выстукивают свою «механическую песню». в избранное ссылка отблагодарить Александр-Суворов плагиат,вот ссылка в док-во https://otvet.mail.ru/question/31442973 Александр-Суворов скопировано со сторонних ресурсов ЛИСА-НАСА 6 лет назад Дятел — это санитар леса, это практически единственная птица, которая способна добыть насекомых и их личинки из под коры дерева. Таким образом дятлы не дают этим насекомым переселиться и погубить другие деревья в лесу. Еще дятлы могут выдолбить в дереве дупло, а потом жить в нем и вывести своих детенышей. комментировать в избранное ссылка отблагодарить serebro 4 года назад Никто из лесных птиц не помогает так в природе,как дятел.Птицу эту называют еще лесным доктором.Дятел умеет определять где прячутся вредители леса.Едва ощутив присутствие вредителей,он начинает долбить дерево до тех пор,пока не достанет всех насекомых.Таким образом он спасает деревья от гибели. комментировать в избранное ссылка отблагодарить Знаете ответ? |
Источник
О том, что дятел – лесной доктор практически все знают еще со школы. А как объяснить необычные таланты и лекарские умения этой птицы ребенку?
Источник:
Попав в зимний лес, ощущаешь себя словно в сказке: воздух прозрачен и чист, не шуршат ветви, не поют птицы. И только где-то вдалеке слышится методичный перестук, словно кто-то отбивает тайное послание на морзянке. Если подобраться к источнику шума осторожно, не делая резких движений, то высоко на дереве можно застать нарушителя тишины.
Конечно, это дятел, который долбит кору в поисках пищи. Подлетев к подходящему дереву, птица вцепляется в кору острыми коготками и, опираясь на хвост, прочно усаживается на ствол и начинает его методично долбить. Дело в том, что у этой птицы превосходный слух, и она хорошо слышит вредителей леса – короедов, долгоносиков, усачей, древоточцев и других насекомых и их личинок, поедающих кору и вызывающих болезни и гибель дерева.
Почему дятла называют лесным доктором?
Источник:
Понять, что дерево нуждается в помощи, птице как раз и помогает хороший слух. Закрепившись на стволе, она начинает аккуратно и методично простукивать кору, определяя на звук полости и пустоты, проделанные насекомыми. Как только нужное место найдено, птица расширяет отверстие до нужного размера и достает насекомых и их личинки длинным липким языком. Язык у дятлов удивительный: он может растягиваться вплоть до 20 сантиметров и истончаться в диаметре до такой степени, что беспрепятственно проникает даже в муравьиные ходы!
Распространенный пестрый дятел, которого легко узнать по примечательной «кардинальской» шапочке красного цвета, сам длиной в среднем 25 см. То есть птица способна растянуть язык практически на длину собственного тела!
В народе ходит фраза, что у дятла никогда не болит голова. И это правда, несмотря на совершение им в день ударов клювом, число которых превышает 10 тысяч! С чем это связано? У этой птицы специфическое строение мозга, который отделен от черепной коробки тонким слоем внутричерепной жидкости. Она не позволяет вибрациям набирать достаточную силу для того, чтобы нанести вред мозгу. К тому же нижняя часть клюва чуть длиннее верхней, поэтому основная часть удара приходится на нее.
Источник:
Лесной доктор обладает отличным аппетитом и довольно прожорлив: в течение дня он может употребить сто и более насекомых и их личинок. Помимо спасения деревьев птица неосознанно помогает и другим пернатым товарищам, оставляя им после выведения птенцов выдолбленные дупла. На дне такого укрытия всегда есть дополнительный утепляющий слой из мелкой древесной стружки.
Таким образом, дятла называют лесным доктором, лекарем или санитаром абсолютно заслуженно: он помогает деревьям избавляться от вредителей, спасает их и способствует тому, что наши леса остаются живыми, зелеными и прекрасными.
Источник:
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Источник
Тема: «Лесной доктор».
Цель: Формировать экологические представления у дошкольников. Дать представления о «лесном докторе» — дятле.
Задачи:
Образовательная: Уточнить знания детей о дятлах. Рассказать о способах добывания им пищи, устройстве гнезда, той пользе, которую приносит эта птица лесу. Формировать представления о природных взаимосвязях.
Развивающая: формировать умение рассуждать, логически мыслить. Развивать память, фантазию и умение отгадывать загадки. Упражнять детей в разукрашивании силуэтов птицы.
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к миру природы.
Активизация словаря: Дятел, «лесной доктор», пёстрый, расщелина.
Материал: иллюстрации с изображением дятла, аудиозаписи голосов птиц и стука дятла, еловые и сосновые шишки, макет дерева — ель, на каждого ребёнка – вырезанные из бумаги силуэты дятла и цветные карандаши.
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «художественное творчество» (рисование), «коммуникация», «художественная литература», «физическая культура».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, позновательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Предварительная работа: чтение художественных произведений о дятле. Рассматривание альбома «Птицы родного края», рассматривание деревьев во время экскурсий.
Ход: (Дети свободно располагаются на ковре после завтрака и
гигиенических процедур)
(Звучит аудиозапись с голосами птиц).
Воспитатель: — Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите?(Выслушиваю предположения детей. Обобщаю ответы. (Пение птиц, шум леса).
Воспитатель: (Приглашаю детей сесть на стульчики полукругом вокруг стола).
-А скажите мне пожалуйста, как птицы «переговариваются»? (Выслушиваю предположения детей. Обобщаю ответы. (Криком, пением). В лесу так много разных птиц, что, слушая звуки леса, трудно понять, какая из птиц поёт или кричит. Но одну птицу всегда легко узнать. (Включаю аудиозапись стука дятла)
Кто это стучит? (Ответы детей). Правильно, дятел.
(Выставляю на мольберт изображение дятла)
Воспитатель: — Это большой пестрый дятел. (Прошу повторить детей). Почему его так назвали? (Выслушиваю предположения детей). У него пёстрые – чёрные и белые – перья на крыльях, а на голове красное пятнышко, как будто шапочка. Дятел стучит клювом по стволам деревьев. Вы сможете повторить его стук?
Пальчиковая гимнастика: (Дети стучат кончиками пальцев по столу, стараются подражать стуку дятла).
Воспитатель: — Конечно, звуки совсем не музыкальные, зато им радуются деревья. Вы знаете, почему? (Выслушиваю предположения детей. Вспоминаем, как на прогулке видели дерево, которое было всё в дырочках).
Воспитатель: — Ребята, давайте послушаем, что нам хочет рассказать дятел.
Показ настольного театра.
По деревьям я скачу,
Проверяю их, лечу.
Клювом я стучу: тук-тук.
Где тут, где тут вредный жук?
Попади мне на обед,
Кто нанёс деревьям вред!
Воспитатель: — Дятел ползёт по дереву снизу вверх и простукивает его крепким клювом. Как вы думаете, почему дятел не падает с дерева? (Выслушиваю предположения детей). У него сильные лапки и острые когти, и опирается он на дерево хвостом. (Рассказ сопровождаю показом иллюстрации).
Если дерево здорово, нет под корой вредных насекомых, он на другое перелетает. Если больное, грызут его жуки и их личинки, дятел сядет поудобнее, отведёт голову назад, а потом часто и резко забарабанит по стволу. Сделает дырку в коре и запустит туда свой длинный-длинный, клейкий язык. Насекомые, которые под корой живут, прилипнут к языку. Так дятел и корм себе добывает, и деревьям помогает. Поэтому его называют «лесным доктором». (Прошу детей повторить и запомнить словосочетание).
Воспитатель: — Ребята, дятел подвижная и активная птица. И он нас приглашает с ним поиграть. (Дети свободно располагаются на ковре. А я незаметно для детей сажаю дятла на ель).
Динамическая пауза.
Дятел наш не устает, И. п. – о. с. руки в стороны, вверх, вниз,
Целый день в работе, наклоны головы вперед.
Он личинок достает
Клювом много сотен.
Дятел, дятел, не стучи – Руки согнуты в локтях, ладошки вперед; ноги в
Квакают лягушки стороны, имитация прыжков лягушки.
Дятел, дятел, замолчи – Дети закрывают ладонями уши; наклоны в стороны
Заболели ушки.
Лучше, дятел, полетай, Пальцы к плечам, круговые движения вперед локтями: 4
Над ночным болотом, раза вперед, 4 раза назад. Приседания, руки под щеку.
Отдохнуть лягушкам дай- Покачивания.
Ночью спать охота.
Сосны сердятся в бору: Движения руками влево, вправо над
Стук не без причины – головой. Наклоны туловища в стороны с
Загляните под кору, поднятыми вверх руками.
Сколько там личинок!
(После разминки приглашаю детей к макету ели, под которой лежат шишки с семенами).
( Показ шишек с семенами)
Воспитатель: — Ребята, смотрите. Пока мы с вами играли, наш дятел пообедал. Оказывается, он питается не только насекомыми, но ещё и семенами из еловых и сосновых шишек. Берёт он в клюв шишку, вставляет её в расщелину дерева и выклёвывает семена. (Прошу детей проговорить и запомнить слово расщелина).
Весной под деревом, где дятел «обедал», целую гору пустых шишек можно найти. Эта птица обитает во всех леса, но ей очень нравится жить, где растут сосны или ели. Почему она не живёт там, где нет леса? (Выслушиваю предположения детей). (Там нечем кормиться).
Воспитатель: — Ребята, наш гость приготовил загадки и нам нужно их отгадать.
1.Не маляр, не плотник, а лесной работник. (дятел)
2.Я по дереву стучу.
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой.
Всё равно он будет мой! (дятел)
3. В пёстрой одежонке,
В красненькой шапчонке
По лесу летает,
В барабан играет.(дятел)
Воспитатель:- Какие вы молодцы! Все загадки, которые приготовил пёстрый дятел вы отгадали.
— Ребята, а как вы думаете, где себе дятел гнездо устроил? (Выслушиваю предположения детей). (В дупле дерева. Показываю фотографию, сделанную на прогулке с детьми). А в каком дереве ему легче выдолбить дупло – в старом или молодом? (Выслушиваю предположения детей. Обобщаю ответы.) В старом, потому, что у него мягкая древесина. Чтобы в гнезде было тепло и уютно, чтобы не залетал снег и ветер, вход в дупло дятел делает узким, дно устилает мягкими опилками. Весной в дупле вылупляются птенцы.
-Ребята, скажите, а другие птицы могут сделать дупло? (Ответы детей). Нет, только у дятла такой крепкий клюв. Но дятел и им помогает – он себе каждый год новое гнездо делает, а в старых дуплах поселяются другие лесные птицы. Смотрите, какая полезная птица дятел!
Проблемная ситуация.
Воспитатель: — Ребята, а если бы дятел совсем исчез из наших лесов, что бы было?
(Выслушиваю предположения детей, рассуждаем вместе). Без него и лес пропал, и птицам негде было жить. Давайте поможем лесу – поселим в нём дятлов. (Раздаю детям силуэты дятлов и предлагаю раскрасить. Дети выполняют задание под аудиозапись «Шум леса». Контролирую, направляю, помогаю детям выполнять работу).
Воспитатель: — Смотрите, какие у нас получились красивые, пестрые дятлы. Давайте мы поселим птиц на нашу зелёную ёлочку. (Дети сажают птиц на макет ели. Выстраиваются вокруг неё и рассматривают свои работы.)
( На выставке подвожу итог занятия. Дети рассказываю, с какой птицей познакомились, чем питается, где и как строит себе гнездо. Какую пользу приносит лесу и другим птицам, и почему именно дятел является «лесным доктором».
Источник