Тектоника рельеф и полезные ископаемые урала

Геологическое строение Урала

Рельеф

Полезные ископаемые Урала

Геологическое строение Урала

В палеозое на уральских территориях была расположена геосинклиналь; она занимала место складчатых гор, которые формировались в древнюю эпоху и существуют сегодня. В ее ареале находились моря с меняющимися границами и глубиной.

В истории региона было несколько эпох горообразования:

  • В раннем палеозое образовалась каледонская складчатость. Ее составляющая, салаирская складчатость появилась в кембрийском периоде. Каледонская складчатость не является основой современных Уральских гор, при том, что занимала обширную территорию.
  • Роль основы современных гор играет герцинская складчатость, которая начала развиваться в середине каменноугольного периода. Ее начальным местонахождением был восток Урала — именно здесь она была максимально интенсивной, но в пермском периоде она распространилась на запад. В процессе формирования этой складчатости образовывались сильно сдавленные, лежачие и опрокинутые складки, осложняемые большими надвигами. Это приводило к формированию чешуйчатых структур. Складкообразование проходило одновременно с внедрением гранитных интрузий и с глубокими расколами. Некоторые интрузии, находящиеся на севере и юге Урала, имеют значительный размер: ширину до 60 км, длину до 120 км. Западные склоны Уральских гор имеют менее интенсивное складкообразование, в результате чего там нет интрузий, надвиги встречаются нечасто, а наиболее распространенными являются простые складки. Образование складок вызывало тектоническое давление плит, движущихся с востока на запад. В данном направлении распространению складчатости мешала Русская платформа, обладающая жестким фундаментом. В локации Уфимского плато встречаются сильно сжатые складки, отличающиеся большой сложностью. Такие складки есть и на западных склонах.
  • По окончании герцинского орогенеза, вместо геосинклинали появились складчатые горы. Тектоника в последующие периоды характеризовалась глыбовыми опусканиями и поднятиями. Местами они сопровождались активным складкообразованием и разломами.
  • В мезозое большая часть Урала оставалась сушей. В то время происходила эрозионная переработка рельефа гор, а на восточных склонах накоплялись угленосные толщи.
  • Разнообразные тектонические движения происходили в кайнозойскую эру. Урал является крупным мегантиклинорием в тектоническом отношении, обладая системой синклинориев и антиклинориев, которые были разграничены глубинными разломами. С антиклинориями связаны самые древние породы — кварциты, граниты и кристаллические сланцы. Значительные толщи вулканических и палеозойский осадочных пород характерны для синклинориев. Заметно изменение структурно-тектонических зон; прослеживается это в направлении с запада на восток.

Среди этих структурно-тектонических зон:

  • Сланцевые синклинории;
  • Краевые и периклинальные прогибы;
  • Восточно-Уральский синклинорий;
  • Центрально-Уральский антиклинорий
  • Краевые антиклинории.

Восточно-Уральская и Центрально-Уральская зоны на север от 59-ой параллели погружены и перекрыты мезозойско-кайнозойскими отложениями, распространенными на территории Западно-Сибирской равнины. Между восточными краями Русской плиты и складчатостями Урала находится Предуральский краевой прогиб.

В его составе имеется несколько впадин:

  • Бельская впадина;
  • Каратаихская впадина;
  • Воркутинская впадина;
  • Печорская впадина;
  • Уфимско-Соликамская впадина

Нижние слои прогиба имеют преимущественно пермские морские отложения, а верхние — континентальные. С залежами раннего пермского периода связаны соленосные пласты, размер которых доходит до 1 км в толщину. Наблюдаются они в Уфимско-Соликамской и Бальской впадинах. Строение прогиба несимметрично — восточная часть глубже и имеет грубые отложения. Месторождения многих полезных ископаемых, среди которых соль, уголь и нефть, связаны с прогибом.

Рельеф

Тектоника Урала связана с его орографией. Уральские горы являют собой систему горных хребтов, вытянутых в северо-южном направлении и расположенных параллельно. В сужении гор имеется 2-3 такие хребты, а в самой широкой части — 4 и более. Южная часть Урала орографически очень сложна, в ней располагаются как минимум 6 хребтов. Они пересекаются большими понижениями, в которых находятся долины рек. Хребты и увалы, как правило, возникали в антиклиналях, а понижения в основном соответствуют синклиналям.

Обращенный рельеф менее распространенный. Он имеет связь с горными породами, устойчивыми к разрушению и находящимися в синклинальных зонах. Соответствующий характер имеют Южно-Уральское плоскогорье и Зилаирское плато в границах Зилаирского синклинория. Возвышенные участки сменяют пониженные, являясь «узлами» с максимальной высотой и наибольшей шириной гор.

Асимметрия между западным и восточным склонами Урала является объединительной чертой рельефа гор. Западные склоны более пологие и плавно переходят в равнину. Восточные склоны имеют больший градиент, и круто опускаются к Западно-Сибирской равнине. Тектоника и история развития Урала объясняют такую закономерность. Основной водораздельный хребет гор имеет смещение в направлении Западно-Сибирской равнины. На севере Урала он называется Поясовым Камнем, а на юге — Уралтау. Небольшая высота гор определяет геоморфологические ландшафты — низкогорные и среднегорные.

Практически не встречаются альпийские формы рельефа. Увидеть их можно в приподнятых областях Приполярного и Полярного Урала. Ледники Уральских гор, существующие в настоящее время, связаны с ними. Размер этих ледников небольшой, по сравнению с Кавказскими или Альпийскими. На Урале находятся 122 ледника, с общей площадью оледенения около 25 кв. км. Они скоплены там, где находится полярная водораздельная часть гор. Эти каровые ледники имеют длину до 2 км. Оледенение четвертичного периода на Урале не было интенсивным, а ледник не двигался южнее 61-ой параллели. Он создал различные формы рельефа: кары, висячие долины, цирки, но здесь отсутствуют бараньи лбы и ледниково-аккумулятивные формы рельефа, такие как озы, конечно-моренные валы, друмлины. Исходя из этого, принято считать незначительными исторические объемы ледникового покрова Урала.

Одной из особенностей рельефа гор является наличие древних поверхностей выравнивания. В некоторых локациях Урала исследователи насчитали до 7 таких поверхностей. Объяснением таких особенностей есть тот факт, что Урал поднимался неравномерно на протяжении времени формирования горной системы. Поверхности выравнивания заметно отличаются по возрасту. С таким объяснением не согласен И.П. Герасимов. Он считает, что на Урале нет нескольких поверхностей выравнивания, а единственная такая форма рельефа сформировалась в промежуток времени от юрского до палеогенового периода, подвергшись деформации позднее, в результате тектонических изменений и эрозионного размыва. На данный момент неотектонические движения играют большую роль в рельефообразовании Урала, что отмечал и И.П. Герасимов. В меловом и палеогеновом периодах Урал являлся сильно пенепленизированной страной с неглубокими морями на окраинах. В процессе тектонических неоген-четвертичных изменений он приобрел современный горный профиль.

Карстовые формы рельефа типичны для западного склона и Предуралья. В одном только Пермском крае на обследованной территории площадью 1000 кв. км находится около 15 тыс. карстовых воронок. Пещеры региона имеют карстовое происхождение, в том числе, самая крупная — Сумган (длина 8 км). Широко известна Кунгурская ледяная пещера из-за большого количества подземных озер и гротов.

Полезные ископаемые Урала

Местонахождение полезных ископаемых Урала зависит от меридиональной зональности. Урал является одним из первых регионов страны по показателю богатства и разнообразия полезных ископаемых. Несколько тысяч минералов находятся в недрах Урала. Учтены тысячи месторождений полезных ископаемых. По общим запасам драгоценных камней, платины и асбеста Уральский регион занимает одно из самых высоких мест в мире.

Читайте также:  Что полезно есть для здоровья и роста волос

Комплексные руды с примесями титана, никеля и хрома являются главным богатством Уральских гор. Медные руды содержат примеси золота, цинка и серебра. Месторождения магматического происхождения сконцентрированы в основном на восточных склонах. Железнорудными являются Высокогорское, Бакальское, Магнитогорское, Халиловское, Качканарское месторождения.

Имеются месторождения драгоценных камней и коренного золота. Всемирную известность имеет уральский изумруд.

В недрах Урала содержится большое количество цветных металлов. Медная руда добывается на Красноуральском месторождении.

На севере гор много марганца и бокситов.

В Северном Урале и отчасти в Среднем Урале находится платиновый пояс, содержащий россыпные и коренные залежи платины. В кварцевых жилах на востоке Урала обнаружено золото. Его добывают недалеко от Екатеринбурга, на Березовском месторождении, старейшем месте добычи золота на территории России.

Нерудными полезными ископаемыми Урала является асбест, обладающий огнеупорными качествами. Баженовское — крупнейшее асбестовое месторождение в мире. В Шабровском месторождении имеются наибольшие в России запасы талька. На Урале много запасов корунда и графита.

Уральские поделочные и драгоценные камни имеют широкую известность. Среди уральских самоцветов встречаются зеленые изумруды, сапфиры, аметисты, горный хрусталь, демантоид, александриты, добываемые на восточных склонах. В бассейне Вишеры обнаружены алмазы высокого качества. Поделочные камни имеют разнообразную и яркую расцветку. Яшма, мрамор, пестрый змеевик и особенно розовый орлец и узорчатый малахит считаются главными камнями Урала.

Краевой прогиб Предуралья содержит большие запасы гипса, калийной и каменной солей.

Среди строительных материалов, добываемых на Урале, стоит отметить запасы гранита и известняков. Разрабатываются месторождения кварцитов, каолина и огнеупорных глин. На Урале имеются запасы каменного угля и нефти.

Смотрите также:

Внутренние воды Урала

Условия, способствовавшие формированию климата Урала

Источник

Урал

В кайнозое Урал вновь стал испытывать тектонические движения. Древние выровненные поверхности вновь были разбиты глубинными разломами. На их месте сформировались современные складчато-глыбовые горы. Поэтому Уральские горы относятся к числу омоложенных гор. Поскольку активность тектонических движений была неодинакова, одни участки гор оказались выше, а другие — ниже. Это хорошо выражено в современном рельефе Урала. С севера на юг горная система делится на Пай-Хой, Полярный (рис. 166), Приполярный, Северный, Средний и Южный Урал. Самая высокая часть гор — Приполярный Урал. Здесь находится высшая точка Уральских гор. Самые низкие части горной системы — Пай-Хой и Средний Урал.

    Полярный Урал. Граница между Европой и Азией

Полезные ископаемые Урала

В результате длительных процессов разрушения на поверхности оказались слои горных пород, которые содержат разнообразные полезные ископаемые. Эти слои образовались во время герцин- ской складчатости и первоначально находились на большой глубине. Поэтому в центральной и восточной части Уральских гор расположены крупные месторождения платины, золота, железа, меди, а также залежи знаменитых уральских самоцветов: изумруда, топаза, аметиста, малахита и др. (рис. 167).

Уральские самоцветы

Самоцветы. Это старинное слово было введено в научный язык в качестве геологического термина в 20-х гг. XX в. выдающимся геологом Александром Ферсманом. Он предложил его использовать для драгоценных камней, причём не только цветных (изумруд, аметист, рубин и т.д.), но и бесцветных (алмаз). Самоцветами часто называют не только драгоценные, но и поделочные камни. Поделочными камнями считаются все непрозрачные, ярко окрашенные камни. Яшма, малахит, змревик — наиболее типичные поделочные камни Урала. Вспомните сказы П. Бажова, в них встречается много названий таких камней.

Уникальны уральские изумруды — самые яркие в мире. В 1834 г. на Урале был найден изумруд весом около 0,5 кг, удивительной чистоты и насыщенности цвета. Видевшие его говорили, что ни один из известных камней не мог сравниться с ним. К сожалению, этот изумруд был утерян и судьба его неизвестна. Зато в целости сохранился изумруд «Президент», найденный в 1990 г. Он, правда, не так красив и почти непрозрачен, но зато это самый крупный из найденных в мире изумрудов — его вес более 1 кг!

На Урале найдено около 1000 видов минералов, открыто более 12 тыс. месторождений полезных ископаемых. Богатство и разнообразие полезных ископаемых способствовали развитию на Урале горной промышленности. И в настоящее время Урал остаётся одним из крупнейших горнорудных районов страны.

    Повторим главное

1. Урал — средневысотные горы, некоторые вершины которых поднимаются выше 1500 м. Высшая точка Урала — гора Народная. Урал представляет собой несколько параллельных горных хребтов с округлыми вершинами и асимметричными склонами. Западный склон очень пологий, а восточный — более крутой.

2. Уральские горы образовались ещё в герцинскую эпоху складчатости, но впоследствии они были почти полностью разрушены и частично восстановились только в кайнозое.

3. На Урале много месторождений разнообразных полезных ископаемых, прежде всего рудных. Знамениты также уральские драгоценные и поделочные камни: рубин, изумруд, аметист, малахит. Всего на Урале 12 тыс. месторождений разнообразных минералов.

    Проверим знания

1. К какой высотной группе относятся Уральские горы? 2. Как называется высшая точка Уральских гор? 3. На какие части делятся Уральские горы?

    А теперь более сложные вопросы

1. Что означает выражение «Уральские горы являются омоложенными»? 2. Чем отличаются по рельефу и полезным ископаемым западные и восточные склоны Урала? 3. Назовите важнейшие полезные ископаемые Урала. Почему Уральские горы так богаты разнообразными полезными ископаемыми?

    Поработаем с картой

Найдите на карте Урала географические названия, свидетельствующие о том, что вблизи находится какое-либо месторождение.

Источник

Общая информация

Учитель

Попова Светлана Евгеньевна, учитель географии МБОУ «Средняя школа №8»

Класс

8

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Е.М. Домогацких

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урал. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

1-ый урок в теме «Урал» раздела «Крупные природные комплексы России». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Урок — исследование.

Учебная задача

  • Открыть способ …

  • Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность.

Овладеть знаниями о геологическом строении, рельефе и полезных ископаемых Урала.

Читайте также:  При половом акте сперма полезна организму или нет
Обобщенные цели учебного занятия — планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся познакомятся с геологическим строением и особенностями рельефа Урала. Узнают о минеральных богатствах Урала.

Обучающиеся получат возможность установить причинно-следственные связи между компонентами природы.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся отработают навыки работы с графическими источниками информации.

Обучающиеся получат возможность на основе сопоставления и анализа различных источников информации получать новые знания.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в том, что Урал – уникальный ПК и играет огромную роль в жизни нашей страны.

Обучающиеся получат возможность для ведения конструктивного диалога, в ходе которого будут высказывать свое мнение, основанное на анализе материала в соответствии с пониманием поставленной задачи.

Исходное состояние обучающихся:

— имеют опыт…….;

— знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

— могут определять…….;

— могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

— могут планировать, проектировать, моделировать;

— могут контролировать, оценивать и т.д.

Обучающиеся:

  • знакомы с тектоническим строением и общими чертами рельефа территории России;

  • знают, что такое полезные ископаемые, способы образования горных пород и минералов;

  • имеют опыт работы с геохронологической таблицей;

  • могут планировать последовательность выполнения действий;

  • имеют навыки работы с графическими и картографическими источниками информации;

  • могут сопоставлять различные факты и делать выводы;

  • могут оценивать собственные достижения и достижения одноклассников.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Знание о геологическом прошлом, рельефе и полезных ископаемых Урала, причин их разнообразия.

Умение работать с графическими источниками информации.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Урок проходит в классе с использованием сети Интернет и дополнительной литературы.

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет — ресурсы

ЭОРы

Учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: учебник для 8 класса общеобразовательныхучреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2011

Атлас по географии России для 8-9 классов.

Физическая карта России.

Таблица «Урал».

Геохронологическая таблица. Энциклопедии.

  • https://www.ecosystema.ru/08nature/world/geoussr/3-1-2.htm

  • https://ru.wikipedia.org

и другие.

В.П. Дронов, Савельева Л.Е., Пятунин В.Б., Таможня Е.А. «Мультимедиа учебник по географии для учащихся 8 класса. «География России. Природа и население». (CD-диск, фирма «1С» — Образовательная коллекция).

Техническое обеспечение

Компьютер с выходом в интернет, экран, проектор.

Сценарий проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих.

Заостряет внимание учеников на том, что урок проходит в присутствии большого количества гостей

Приветствуют педагога.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

УРАЛ
Урал от устья хмурой Кары, 
От кромки льда Байдаргубы 
Всю жизнь глядит на Мугоджары 
На южный край своей судьбы. 
Урал, как мир, неординарен 
Простор его тому виной. 
Урал на полюсах полярен: 
На нем царят и стынь, и зной. 
Урал от Кары до Арала 
Издревле свой бросает взор, 
Любуясь, как вдали предстали 
Ландшафты в синей дымке гор.
Урал — сокровища земные: 
Рубин, сапфир и изумруд, 
И самородки золотые, 
Черед цветных и черных руд. 
Урал в красе и в полной силе 
Собой являет арсенал. 
Урал — жемчужина России, 
Урал — России идеал.

Павел Толстиков

— Ребята, что мы будем изучать сегодня на уроке?

— А что бы вы хотели узнать об Урале?

— Хорошо. Однако одного урока нам для этого не хватит. Поэтому сегодня мы познакомимся только с геологическим строением, рельефом и полезными ископаемыми Урала. Это и есть тема нашего урока (записывает тему на доске).

— Прежде чем начать разговор об Урале, давайте найдем его на карте. Кто готов показать его местонахождения?

— Наше знакомство с Уралом мы начнем с его географического положения. Откройте, пожалуйста, с. 328 учебника. Здесь есть план описания формы рельефа. Используя этот план, кроме п. 1 и 6 составьте, пожалуйста, характеристику Уральских гор.

— Проверяем, что у вас получилось.

— Хорошо. Давайте посмотрим, как же выглядят Уральские горы.

(фрагмент фильма)

— Вот кое-что вы уже узнали про Урал.

Слушают учителя.

— Урал.

— Как появились эти горы, какой там климат, какие реки и озера есть на Урале и т.д.

Записывают тему урока в тетради.

Находят Уральские горы и показывают на физической карте России.

Используя план, описывают Уральские горы в тетради.

Зачитывают характеристику по пунктам.

Смотрят фильм.

1.3. Создание проблемной ситуации

А еще Урал чрезвычайно богат полезными ископаемыми. На Урале найдено около 1000 видов минералов и открыто более 12 000 месторождений полезных ископаемых. Именно на Урале в 1920 году был создан первый минералогический заповедник Ильменский.

Определите, какие полезные ископаемые есть на Урале?

— Правильно. А еще там есть залежи знаменитых уральских самоцветов. Это драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. Посмотрите, какая красота (слайды презентации).

Вы знаете, почему Урал так богат разнообразными полезными ископаемыми?

Работают с картой «Тектоника и минеральные ресурсы», называют полезные ископаемые:

-железная, марганцевая, хромовая, никелевая и медная руда, графит, слюда, асбест, золото, платина, калийные соли, каменный уголь, нефть и природный газ.

— Нет.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование.

— Какова же будет цель нашей дальнейшей деятельности?

— Как вы считаете, что для этого нужно сделать?

— Найти причины богатства и разнообразия полезных ископаемых Урала.

  • Изучить источники информации.

  • Проанализировать и сопоставить факты.

  • Найти причинно-следственные связи.

  • Сделать выводы.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации.

— С чего же мы начнем? В процессе изучения и анализа информации, какие данные вы будете отбирать?

(Направляет, выделяет удачные предложения)

— Когда вы все данные соберете, что надо будет с ними сделать?

Предлагают пути решения проблемы, последовательность действий.

(время образования складчатость, причины возникновения гор, происхождение полезных ископаемых и т.п.)

— Сопоставить и сделать выводы.

Читайте также:  Полезные советы для дома на ютубе

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

— И так, план действий составлен. Помогайте его записать.

(записывает на доске).

  1. Определить происхождение полезных ископаемых.

  2. Выяснить возраст и причину образования гор.

  3. Проследить, как изменялись горы с течением времени.

  4. Установить взаимосвязь между геологическим прошлым Урала и его богатствами.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

— Откуда мы можем получить информацию о происхождении полезных ископаемых?

— Хорошо, предлагаю выписать в тетрадь полезные ископаемые, разделив их на группы по происхождению.

(проверяет, что выписали дети)

— Мы видим, что на Урале есть полезные ископаемые всех способов образования.

Когда образуются магматические породы?

— Осадочные?

— Метаморфические?

— Правильно, молодцы. Значит, на Урале были все перечисленные вами условия.

С происхождением п.и. разобрались. Какие у вас есть предположения по поводу возраста Уральских гор?

— Почему?

— Посмотрите, в какую эпоху складчатости они образовались?

— Это какая эра?

— Сколько примерно миллионов лет назад это произошло?

— А как это было? Как образуются горы?

— Какие плиты здесь взаимодействовали?

— Существует несколько гипотез формирования поверхности планеты Земля, большинство из них основаны на теории движения литосферных плит. По одной из гипотез во время раскола древних материков Лавразия раскололась не на две части. Таким образом Европа и Азия оказались на разных литосферных плитах. Обломки древних материков, разъезжаясь друг от друга по округлости нашей планеты, с другой стороны, неизбежно должны были сближаться с каким-либо другим обломком. Так стали сближаться от чего-то отколовшаяся Европа и откуда-то отломившаяся Азия. При сшибке края сблизившихся обломков стали крошиться, сминаться, колоться. Какие-то куски сближающихся материков выдавливались на поверхность Земли, какие-то задавливались вовнутрь, сминались в складки. Вследствие движения этих плит образовался единый материк Евразия и Уральские горы. И произошло это все в палеозойскую эру.

Какие горные породы при этом образовались?

— Да, в это время в земную кору активно внедрялось вещество мантии, содержащее руды.

— Что потом стало происходить с горами?

— А значит, какие п.и. стали образовываться?

— В первую очередь какие?

— Посмотрите в геохронологическую таблицу, каким был климат в мезозойскую эру?

— Верно. После смены влажного климата сухим и жарким, естественно происходит активное испарение влаги с поверхности земли. Испаряется вода пресная, а все содержащиеся в ней соли остаются на поверхности и кристализуются. Какие полезные ископаемые образовались?

— А потом опять жарко и влажно. Когда есть избыток влаги, что образуется на поверхности?

— Обильная растительность, отмирая в условиях заболоченной местности, разлагается без доступа кислорода, а значит, какое полезное ископаемое образуется?

— Слои осадочных пород разного генезиса накапливаются, магматические и ранние осадочные породы оказываются на большой глубине, а значит идет процесс их преобразования, перерождения. Какие породы образуются?

— Обратимся еще раз к геохронологической таблице. Какие изменения на нашей планете произошли в палеогеновый период кайнозойской эры?

— А в море из продуктов распада мелких организмов животных и растений какие полезные ископаемые образуются?

— И так мы выяснили, почему разнообразны полезные ископаемые Урала.

Но ведь и остальная поверхность Земли находилась в разных условиях. Почему же именно на Урале обнаружено большое количество месторождений и ведется их активная разработка?

Посмотрите на карту складчатых поясов России. Какими являются Уральские горы?

— Да, в течение мезозойской эры горы практически полностью разрушились. Возрождение гор произошло в неогеновый период кайнозойской эры, около 20 млн. лет назад. В ходе взаимодействия Африканской и Евразиатской литосферных плит. Сжатие земной коры привело к образованию глубинных разломов. В результате чего отдельные глыбы поднялись достаточно высоко вверх, а другие опустились. Как следствие то, что было глубоко в недрах, оказалось достаточно близко к поверхности.

А за 20 млн. лет, прошедших после обновления, полезные ископаемые стали еще более доступными. Почему?

— Из карты Тектоника и минеральные ресурсы России.

Выписывают в тетрадь:

  • осадочные породы: соли, природный газ, нефть, каменный уголь;

  • магматические: руды, золото, асбест, самоцветы;

  • метаморфические породы: графит, слюда, самоцветы.

— Когда магма выливается на поверхность или застывает близь поверхности земли, т.е. в периоды тектонической активности.

— Накапливаются на поверхности вследствие выветривания горных пород или накопления осадков.

— Образуются из осадочных или магматических на большой глубине под действием высокой температуры и давления.

— Горы старые.

— Т.к. они низкие и средние по высоте.

— В герцинскую.

— Палеозойская.

— Около 330 млн. лет назад.

— При взаимодействии литосферных плит.

— Не понятно.

— Магматические.

— Они стали разрушать под действием внешних факторов.

— Осадочные.

— Обломочные.

— Сначала сухим, потом жарким и влажным.

— Соли.

— Болота.

— Уголь.

— Метаморфические.

— Наступление моря на Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую платформы.

— Нефть, природный газ, известняк, мел.

— Они возрожденные.

— Потому что горы разрушаются. Идет процесс выветривания.

3. Рефлексивно – оценочный.

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Помогает учащимся в поиске и отборе информации, в формулировке высказываний.

Работа с разными источниками информации. Самоконтроль за переключением с одного вида деятельности на другой.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

— Цель, которую вы ставили перед собой, достигнута?

— Так в чем причины богатства и разнообразия полезных ископаемых Урала?

Урал, может быть, единственное на Земле место, где специалистами отысканы горные породы, образованные практически во все периоды существования планеты.

Так считают ученые.

— Поднимите, пожалуйста, руку, кому было интересно на уроке? (только честно)

— Кто, на ваш взгляд, заслуживает оценки?

Ставит оценки, комментирует их.

— Что осталось непонятным в этой теме?

Какие сложности у вас возникали по ходу работы?

В непонятных моментах вам, возможно, поможет разобраться учебник.

Записываем д/з: §37, вопросы и задания с.212 (вопр. уст., зад. письм.)

Если и учебник не поможет найти ответы на вопросы, то на следующем уроке мы вернемся к ним еще раз.

Большое спасибо за работу.

— Да.

  1. Возраст гор.

  2. Разные геологические и климатические условия в истории развития территории.

Поднимают или не поднимают руки.

Называют учеников, наиболее активно работавших на уроке.

Перечисляют возникшие затруднения.

Источник