Текущие затраты на добычу полезных ископаемых
Новости и аналитика
Правовые консультации
Налоги и налогообложение
Организация занимается добычей песка. Данный вид деятельности является сезонным. Организация определяет налоговую базу по НДПИ исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
1. Как учитывать в бухгалтерском и налоговом учете расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, в тех периодах, когда добыча отсутствует (под расходами на добычу полезных ископаемых понимаются расходы на охрану месторождения в период, когда добыча песка на нем не производится)? Использовать счет 97, а в месяце, когда будет произведена добыча, учитывать в расходах, при этом вся эта сумма расходов будет входить в налоговую базу по расчету НДПИ?
2. В зимний период, когда добыча отсутствует, помимо общехозяйственных расходов у организации будут расходы по охране месторождения. Как учитывать данные расходы? Также через 97 счет до момента начала добычи?
Организация занимается добычей песка. Данный вид деятельности является сезонным. Организация определяет налоговую базу по НДПИ исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
1. Как учитывать в бухгалтерском и налоговом учете расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, в тех периодах, когда добыча отсутствует (под расходами на добычу полезных ископаемых понимаются расходы на охрану месторождения в период, когда добыча песка на нем не производится)? Использовать счет 97, а в месяце, когда будет произведена добыча, учитывать в расходах, при этом вся эта сумма расходов будет входить в налоговую базу по расчету НДПИ?
2. В зимний период, когда добыча отсутствует, помимо общехозяйственных расходов у организации будут расходы по охране месторождения. Как учитывать данные расходы? Также через 97 счет до момента начала добычи?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Затраты на охрану месторождения в период, когда на нем не ведутся работы по добыче полезных ископаемых, могут учитываться на 97 счете как расходы будущих периодов.
Указанные затраты учитываются при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых и, как следствие, при определении налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых.
Обоснование позиции:
1. Бухгалтерский учет
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций) установлены ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99).
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
При этом п. 19 ПБУ 10/99 предусмотрено, что расходы признаются в отчете о финансовых результатах:
— с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
— путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
— по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;
— независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;
— когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее — Инструкция), утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что для обобщения информации о затратах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов». Причем приведенный в Инструкции перечень затрат, которые относятся к расходам будущих периодов (затраты, связанные с горно-подготовительными работами; подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером и т.д.), не является исчерпывающим. Расходами будущих периодов могут быть признаны и другие затраты, если они относятся к будущим отчетным периодам.
Согласно Инструкции учтенные на счете 97 затраты списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.
Отметим, что до 01.01.2011 п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (далее — Положение N 34н), утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, было предусмотрено, что затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.
С 01.01.2011 п. 65 Положения N 34н изложен в новой редакции, согласно которой затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
На наш взгляд, изменения, внесенные в п. 65 Положения N 34н приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н, не исключают возможность применения счета 97 в целях бухгалтерского учета затрат, произведенных организацией в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.
Так, в письме Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01 указано, что на счете 97 могут быть отражены существенно различающиеся по характеру затраты, произведенные аудируемым лицом в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. В письме Минфина России от 12.01.2012 N 07-02-06/5 (текст письма доступен в сети Интернет) разъяснено, что в случае, если какие-либо затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, соответствуют условиям признания определенного актива, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и др.), то они отражаются в бухгалтерском балансе в составе этого актива и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости этого актива. В ином случае такие затраты отражаются в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов и подлежат списанию путем их обоснованного распределения между отчетными периодами в порядке, установленном организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.
Можно также отметить, что в соответствии с п. 37 Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях (утверждены ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20.07.1970 N АБ-21-Д), которые не признаны утратившими силу, в период сезонных перерывов в работе все затраты на обслуживание производства и управление представляют собой расходы будущих периодов.
В рассматриваемом случае организация несет затраты на охрану месторождений с тем, чтобы обеспечить их сохранность и возможность осуществления на этих месторождениях в период выполнения сезонных работ деятельности по добыче полезных ископаемых. Поскольку такие затраты необходимы для осуществления производственной деятельности организации в будущих отчетных периодах, они, по нашему мнению, могут быть квалифицированы как затраты, относящиеся к следующим отчетным периодам. Поэтому мы полагаем, что затраты на охрану месторождений возможно включать в состав расходов будущих периодов и учитывать на счете 97. Полагаем, что эти затраты могут признаваться в составе расходов по обычным видам деятельности с момента начала добычи песка на месторождении. В связи с этим в бухгалтерском учете организации могут быть сделаны следующие записи:
Дебет 97 Кредит 60 (70)
— затраты на охрану месторождений включены в состав расходов будущих периодов;
Дебет 20 (23 и т.д.) Кредит 97
— списана в расходы по обычным видам деятельности часть затрат на охрану месторождений (с начала выполнения работ по добыче песка).
Применяемый порядок учета необходимо закрепить в учетной политике организации.
2. Налог на добычу полезных ископаемых
В силу пп. 1 п. 2 ст. 338 НК РФ налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по общему правилу определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со ст. 340 НК РФ.
В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (пп. 3 п. 1, абзац первый п. 4 ст. 340 НК РФ). При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций (абзац второй п. 4 ст. 340 НК РФ).
В абзаце третьем п. 4 ст. 340 НК РФ перечислены виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, которые учитываются при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого. К ним, в частности, относятся расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со ст. 255 НК РФ, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых, а также прочие расходы, определяемые в соответствии со ст.ст. 263, 264 и 269 НК РФ, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых (пп.пп. 2, 7 п. 4 ст. 340 НК РФ).
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на услуги по охране имущества.
Таким образом, расходы на охрану имущества организации, осуществляемую как с привлечением сторонних организаций, так и силами работников самой организации, относятся к расходам, которые учитываются при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, при условии, что такие расходы связаны с добычей полезных ископаемых.
Поскольку в рассматриваемом случае охрана месторождения направлена на обеспечение его сохранности в период, когда в связи с сезонным характером деятельности работы на месторождении не выполняются, и, как следствие, необходима для нормального производства работ по добыче полезных ископаемых в период, когда работы возобновятся, полагаем, что расходы на охрану учитываются при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых в целях определения налоговой базы по НДПИ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
15 августа 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник
Дата публикации: 05.08.2014 08:38 (архив)
Управление в связи с поступающими запросами налогоплательщиков дает разъяснения по вопросу включения в налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых:
- затрат по рекультивации земли;
- расходов по возмещению ущерба;
- расходов по арендным платежам
в случае, когда добыча на этих участках не производилась либо лицензии на право пользования недрами закрыты, но при этом добыча полезных ископаемых производилась на других карьерах.
В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки добытых полезных ископаемых, указанный в подпункте 3 пункта 1 статьи 340 Налогового кодекса РФ, то есть расчетный способ оценки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 340 Налогового кодекса РФ при определении расчетной стоимости полезных ископаемых учитываются расходы, произведенные налогоплательщиком в налоговом периоде, в том числе прочие расходы. Порядок определения расходов для исчисления налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых (или НДПИ) аналогичен порядку, установленному главой 25 Налогового кодекса РФ.
Для определения расчетной стоимости добытых полезных ископаемых не учитываются расходы, не связанные с их добычей. Прямые расходы, произведенные в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.
Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.
Расходы по рекультивации земли, по возмещению ущерба, расходы по арендным платежам являются затратами, которые относятся к деятельности по добыче полезных ископаемых. Рассматриваемые расходы, относящиеся к деятельности по добыче полезных ископаемых, должны формировать расчетную стоимость добытых полезных ископаемых даже в условиях отсутствия добычи на отдельно взятом участке, в отношении которого эти расходы осуществлены. Конкретный порядок включения данных расходов в расчетную стоимость полезных ископаемых будет зависеть от того, к какой категории затрат (к прямым или косвенным) они относятся согласно учетной политике организации.
Следовательно, расходы по рекультивации земли, по возмещению ущерба, расходы по арендным платежам подлежат учету при определении налоговой базы по НДПИ даже в случае, когда добыча на этих участках не производилась, но при этом добыча производилась на других карьерах.
Источник
Новости и аналитика
Правовые консультации
Бухучет и отчетность
Предприятие занимается добычей щебня и несет расходы:
— на разработку документации по изменению границ защитных лесов;
— на уточнение и выделение особо защитных участков лесов, установление и изменение их границ.
Данные услуги оказаны по участку недр, на котором планируется добыча полезных ископаемых. У предприятия есть лицензия на добычу на данном участке, но в данный момент на данном участке расположены лесные насаждения, и данные услуги нужны для того, чтобы изменить границы этого леса и получить разрешение на его вырубку. В целях налогообложения прибыли применяется метод начисления.
Как предприятию следует учитывать в бухгалтерском и налоговом учете указанные расходы?
На каких счетах учета отражать данные расходы, в какой момент их брать в расходы и по каким статьям затрат?
Как это повлияет на расчет НДПИ исходя из расчетной стоимости, если эти расходы будут учитываться в момент подписания акта выполненных работ (в июне 2019), а добыча на данном участке будет вестись в следующем году, после вырубки леса и проведения вскрышных работ?
Предприятие занимается добычей щебня и несет расходы:
— на разработку документации по изменению границ защитных лесов;
— на уточнение и выделение особо защитных участков лесов, установление и изменение их границ.
Данные услуги оказаны по участку недр, на котором планируется добыча полезных ископаемых. У предприятия есть лицензия на добычу на данном участке, но в данный момент на данном участке расположены лесные насаждения, и данные услуги нужны для того, чтобы изменить границы этого леса и получить разрешение на его вырубку. В целях налогообложения прибыли применяется метод начисления.
Как предприятию следует учитывать в бухгалтерском и налоговом учете указанные расходы?
На каких счетах учета отражать данные расходы, в какой момент их брать в расходы и по каким статьям затрат?
Как это повлияет на расчет НДПИ исходя из расчетной стоимости, если эти расходы будут учитываться в момент подписания акта выполненных работ (в июне 2019), а добыча на данном участке будет вестись в следующем году, после вырубки леса и проведения вскрышных работ?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В бухгалтерском учете указанные в вопросе расходы могут быть списаны равномерно в течение срока действия лицензии.
В целях налогообложения прибыли предприятие вправе учесть рассматриваемые затраты в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. В целях сближения бухгалтерского и налогового учета допустимо учесть в налоговом учете в порядке, аналогичном применяемому в бухгалтерском учете.
В 2020 году в месяцах, когда добыча щебня будет осуществляться, в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого необходимо будет включать часть стоимости рассматриваемых услуг, ежемесячно списываемую в налоговом учете в расходы.
Обоснование позиции:
В соответствии со ст. 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-I «О недрах» (далее — Закон N 2395-I) земельные участки, в том числе лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством *(1) и Законом N 2395-I.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, удостоверяющей право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ч. 1 ст. 11 Закона N 2395-1, п. 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами*(2) (далее — Положение)). В лицензии определяются пространственные границы предоставляемого участка недр, в пределах которого разрешается осуществление работ, указанных в лицензии (п. 3.2 Положения).
Согласно ст. 7 Закона N 2395-1 в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются, в частности, пространственные контуры месторождения полезных ископаемых.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со ст. 23.2 Закона N 2395-1 орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией (абзацы 3 и 4 ст. 7 Закона N 2395-1)*(3).
Исходя из вышеизложенного полагаем, что указанные в вопросе затраты Предприятия, производимые в целях уточнения (расширения) границ участка недр, предоставленного для добычи полезных ископаемых, можно считать связанными с получением лицензии, несмотря на то, что они произведены после ее получения.
Бухгалтерский учет
Прежде всего отметим, что к расходам, осуществленным в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, не применяются положения ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (далее — ПБУ 24/2011), поскольку такие расходы не являются поисковыми. В силу п. 2 ПБУ 24/2011 к поисковым затратам относятся затраты на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых.
Кроме того, исходя из пп. «б» п. 3 ПБУ 24/2011, если в отношении участка недр установлена коммерческая целесообразность добычи, учет затрат на добычу полезных ископаемых на данном участке недр не входит в предмет регулирования ПБУ 24/2011.
В данном случае затраты производятся после получения лицензии, необходимой для добычи щебня. Сам факт получения лицензии подразумевает, что коммерческая целесообразность добычи уже подтверждена. Таким образом, в данном случае речь не идет о поисковых затратах*(4).
В настоящее время нормами бухгалтерского законодательства не установлены какие-либо специальные правила по учету затрат предприятиями горнодобывающего сектора экономики.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).
В этой связи мы придерживаемся позиции, что для целей бухгалтерского учета рассматриваемых затрат предприятию надлежит руководствоваться нормами действующих ПБУ.
Затраты, понесенные организацией, могут включаться в состав внеоборотных активов (в частности, основных средств (далее — ОС), нематериальных активов (далее — НМА)) либо учитываться в текущих расходах.
Существует подход, согласно которому лицензии на добычу полезных ископаемых могут признаваться НМА*(5). Вместе с тем имеются примеры судебных решений*(6), в которых обозначена позиция, что в бухгалтерском учете наличие лицензии на право пользование недрами НМА не образует, а соответствующие затраты списываются в расходы будущих периодов (счет 97).
Включение расходов на приобретение лицензий в состав расходов будущих периодов достаточно широко распространено на практике.
По нашему мнению, затраты, произведенные предприятием после получения лицензии (связанные с внесением изменений в полученную лицензию), следует учитывать в соответствии с требованиями ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99). На основании п. 5 ПБУ 10/99 такие расходы признаются расходами по обычным видам деятельности.
В общем случае расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Вместе с тем если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, то они признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами (п.п. 18, 19 ПБУ 10/99).
Учитывая, что рассматриваемые расходы непосредственно связаны с полученной лицензией, на наш взгляд, они могут быть учтены равномерно в течение срока действия лицензии*(7).
Напомним, что порядок списания расходов в бухгалтерском учете должен быть закреплен в учетной политике организации (п.п. 2, 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
Налог на прибыль
Для признания в целях налогообложения прибыли расходы должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
На основании пп. 3 п. 1 ст. 253 НК РФ в расходы, связанные с производством и реализацией, включаются расходы на освоение природных ресурсов.
Расходами на освоение природных ресурсов признаются в том числе расходы на проведение работ подготовительного характера, например расходы на подготовку территории к ведению горных работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды (п. 1 ст. 261 НК РФ).
По нашему мнению, расходы, понесенные предприятием в целях расширения участка добычи, могут быть отнесены к расходам на проведение работ подготовительного характера.
Расходы на освоение природных ресурсов, указанные в п. 1 ст. 261 НК РФ, учитываются в порядке, предусмотренном ст. 325 НК РФ.
В свою очередь, п. 1 ст. 325 НК РФ определено, что расходы, осуществленные налогоплательщиком в целях приобретения лицензии, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе НМА, амортизация которых начисляется в порядке, установленном ст.ст. 256-259.2 НК РФ, или по выбору налогоплательщика в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.
Таким образом, предприятие вправе учесть рассматриваемые затраты в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет.
В то же время, с нашей точки зрения, рассматриваемые затраты (в целях сближения бухгалтерского и налогового учета) допустимо учесть в налоговом учете в порядке, аналогичном применяемому в бухгалтерском учете, то есть путем распределения расходов между отчетными (налоговыми) периодами в течение срока действия лицензии (п. 1 ст. 272 НК РФ).
НДПИ
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 338 НК РФ налоговая база по НДПИ по общему правилу определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со ст. 340 НК РФ.
Из совокупности норм пп. 3 п. 1, абзаца первого п. 4 ст. 340 НК РФ следует, что в случае отсутствия реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций (абзац второй п. 4 ст. 340 НК РФ).
Виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, которые учитываются при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, перечислены в абзаце третьем п. 4 ст. 340 НК РФ. К ним, в частности, относятся расходы на освоение природных ресурсов, определяемые в соответствии со ст. 261 НК РФ.
Таким образом, расходы на освоение природных ресурсов относятся к расходам, которые учитываются при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, при условии, что такие расходы связаны с добычей полезных ископаемых*(8).
Соответственно, предприятие должно учитывать рассматриваемые расходы при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых в целях определения налоговой базы по НДПИ в размере, приходящемся на соответствующий налоговый период по НДПИ (месяц).
То есть в 2020 году, в месяцах, когда добыча щебня будет осуществляться, по нашему мнению, в расчетную стоимость необходимо будет включать часть стоимости рассматриваемых услуг, ежемесячно списываемую в налоговом учете в расходы*(9).
Обращаем внимание, что данный ответ выражает мнение экспертов и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
26 июня 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Согласно п. 6 ст. 102 ЛК РФ отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 ЛК РФ. Согласно п. 39 ст. 81 ЛК РФ к полномочиям органов власти относится отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного п. 1.1 ст. 82 ЛК РФ), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ.
*(2) Утверждено постановлением ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1.
*(3) Аналогичные положения содержатся в п.п. 4 и 7 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (утверждена Федеральным горным и промышленным надзором России, Министерством природных ресурсов РФ 31.12.1997, 07.02.1998 NN 58, 56).
*(4) Смотрите также Вопрос: Если организация владеет лицензией на право поиска, оценки и добычи нефти и газа и на месторождении уже ведется добыча нефти, то обязана ли организация применять ПБУ 24/2011? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2013 г.).
*(5) Смотрите Пункт 11 Толкования Р113 «Исключительные права как критерий признания нематериальных активов» («Финансовая газета», N 7, февраль 2012 г.).
*(6) Смотрите, например, постановление Семнадцатого ААС от 07.02.2012 N 17АП-13308/10.
*(7) Смотрите также письмо Минфина России от 12.01.2012 N 07-02-06/5 (доступно в сети Интернет). Считаем, что такой вариант учета приемлем и в случае, если предприятие первоначально (при получении лицензии) признало ее НМА. Ведь стоимость НМА, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, в общем случае не подлежит изменению (п. 16 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»).
*(8) По мнению судей, расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, должны относиться к затратам на добычу конкретного полезного ископаемого, то есть осуществляться для получения полезного ископаемого и обуславливать такую добычу, а не являться её следствием (определение ВАС РФ от 21.10.2009 N ВАС-11715/09).
*(9) Косвенное подтверждение нашего мнения усматривается в постановлении Пятнадцатого ААС от 06.11.2013 N 15АП-16463/13. Налоговым органом были предъявлены претензии в связи с занижением налоговой базы по НДПИ (расходы по подготовительным работам, учитываемые на счете 97, не были включены в расходы по добыче угля (счет 20) и, соответственно, в налоговую базу при расчете НДПИ).
Источник