Телесное упражнение мало полезно 1тим 4 8
Свт. Феофан Затворник
Телесное бо обучение вмале есть полезно: а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго
О каком телесном обучении здесь говорится? Об укреплении тела гимнастическими упражнениями и приучении его к скорым и ловким движениям: ибо говорит: σωματικη γυμνασια — телесное упражнение. Зачем же приводится оно здесь на мысль? Затем, чтоб чрез это возбудить к большей ревности упражняться в делах и трудах благочестия. Апостол говорит как бы так: те, которые на играх желают получить венцы, усердно упражняются в телесной гимнастике, чтоб укрепить тело свое и приучить его к ловким движениям. Но если для тленных венцов столько употребляют трудов в гимнастике телесной, то как не употребить гораздо больше трудов в гимнастике духовной, то есть в обучении себя благочестию для венцов нетленных?! То телесное обучение или упражнение вмале полезно,— то есть полезно на малое нечто или на малое время, «то есть только для тела и только для настоящей жизни» (Экумений). Полезно на малое нечто, именно — на укрепление тела, приучение его к легким движениям и чрез то на получение венцов в состязаниях на играх народных, а то и другое малозначительно; полезно на малое время,—только на настоящую жизнь, и то не всю. А благочестие на все полезно, то есть и для благоденствия в настоящей жизни, и для вечного блаженства в будущей, — обетование имуще живота нынешняго и грядущаго. Обетование имуще указывает на то, что Сам Бог, по неизменной правде Своей и неистощимой благости, благоволил сочетать с благочестием, или жизнию в духе веры Христовой, и благоденствие временное, и блаженство вечное. Под животом разумеется не жизнь как жизнь, а качество жизни, жизнь желанная, счастливая и блаженная, без чего жизнь не жизнь. Если таково благочестие, то соответственно сему должно быть ведено и упражнение в нем, то есть со столь же большею ревностию, во сколько плод его выше плода, доставляемого телесным упражнением.
Под телесным обучением, вне контекста, иные, особенно Отцы-подвижники, разумеют телесные подвиги и в словах Апостола видят определение относительной их цены, сравнительно с подвигами духовными. Но в контексте, по течению речи, здесь разумеются гимнастические упражнения тела. Святой Златоуст говорит: «некоторые полагают, что это сказано о посте. Но с этим нельзя согласиться: пост составляет не телесное, а духовное упражнение. Ибо если бы он был телесным упражнением, то питал бы тело. Если же он истощает, утончает и иссушает тело, то и не составляет телесного упражнения. Следовательно, не об этом говорит он, а о телесных (гимнастических) упражнениях, которыми иные занимаются и не во время состязаний и, как ратоборцы, всё делают, от всего воздерживаются, тяжелый переносят труд. Но для чего, спросишь ты, упоминает он здесь о телесном (гимнастическом) упражнении? Для того, чтобы чрез сравнение показать превосходство духовных подвигов (в благочестии); потому что первое (телесная гимнастика), будучи соединено с большими трудами, не приносит большой пользы и ничего такого, о чем стоило бы говорить; а последние (подвиги благочестия) приносят неизменную и обильную пользу.—Первого рода упражнение не приносит выгоды, а только несколько пользы доставляет телу. А упражнение в благочестии приносит плод и на будущую жизнь: и здесь и там доставляет утешение». Объясняя это последнее, блаженный Феофилакт прибавляет: «и здесь, говорит, снабдевает человека благочестие. Ибо, не обличаемый совестию ни в чем худом, и здесь веселится духом, верные имея обетования будущих благ, там же и самым делом заживет истинною жизнию». Первую, впрочем, часть этого объяснения он взял у того же святого Златоуста, У которого она пространнее изложена: «и здесь мы пребываем в благом уповании. Ибо тот, кто не знает за собой никакого преступления и творит добрые дела, радуется и в настоящей жизни. Между тем как человек порочный не только там, но и здесь переносит наказание, постоянно живя в страхе, ни на кого не смея взглянуть с дерзновением, трепеща, бледнея, томясь. Разве не таковы корыстолюбцы, воры, которые не уверены в том, чем владеют? Разве прелюбодеи и человекоубийцы не ведут самой тягостной жизни, с недоверчивостию взирая на самое солнце? Неужели это есть жизнь? Это не жизнь, а скорее самая тяжелая смерть».
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей
Телесные подвиги вмале полезны (1 Тим. 4:8), т.е. они могут только укротить страсти, а не искоренить их. Благочестие же, которое состоит в невидимом упражнении ума и сердца, при православной вере, на все полезно: при нем только может человек ощутить жизнь вечную, вкушаемую святыми здесь отчасти, как в обручении, вполне раскрывающуюся по разлучении души с телом. Жизнь вечная заключается в многообразном действии благодати в душе, которое ощущается по мере очищения от страстей.
Аскетические опыты. Том 2.
Прп. Ефрем Сирин
ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей
Ибо телесное упражнение тех, кои занимаются им, на мало (есть) полезно, пока то есть живет тело их, оно оказывает им помощь, — дела же праведности, в коих упражняются души, всегда оказываются полезными: здесь — тем, что снискивают доброе имя, а в будущем веке — тем, что дают нам блаженство вечной жизни.
Прп. Исихий Иерусалимский
ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей
Не всё занимайся телесным обучением, но, определив для тела посильный подвиг, весь ум обрати на внутреннее: телесное бо обучение вмале есть полезно: а благочестие на все полезно есть (1 Тим. 4:8).
Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.
Прп. Максим Исповедник
ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей
Не все пекись о плоти, но определив ей подвиг по силе ее, весь ум свой обрати на внутреннее. Ибо телесное обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть, и проч.
Главы о любви.
Прп. Нил Синайский
ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей
Будем обучать ум благочестию, если телесное обучение уже с успехом кончено. «Телесное бо обучение вмале есть полезно» как подобное учению детскому, «а благочестие на все полезно есть» (1 Тим. 4:8), доставляя душевное здравие желающим приобрести победу над противоборствующими страстями. Ибо как для борцов, обучающихся еще детским играм, прилично упражнять тело и часто приводить в движение члены, а борцам возмужавшим свойственно прилагать попечение о подвижнической крепости и умащать себя на великие подвиги; так и в отношении добродетели: только приступающим к богочестию хорошо прилагать попечение о том, чтобы остановить действенность удовольствий, в которых они выросли, и страстей, которыми, так сказать, непроизвольно увлекаются, и преодолеть их; а соделавшиеся способными к деятельной добродетели да употребят все усердие позаботиться о движениях мысли и охранить помысл, чтобы, придя в беспорядочное движение, он не увлекся к чему-либо бесполезному. И короче сказать, одни стараются о том, чтобы управлять телесными движениями, а другие о том, чтобы дать правильное направление стремлениям помысла, так, чтобы он стремился к только любомудренному образу жизни, и никакое мирское представление не отвлекало его от Божественных помышлений. Ибо вожделение богочестивого человека должно быть всецело направлено к возлюбленному им, так чтобы человеческие помыслы вовсе не находили времени приводить в действие свои страсти. И если каждая страсть, когда она приведена в движение, держит помысл обладаемого ею в связанном состоянии, то почему же и ревности о добродетели не удерживать мысль свободною от всего прочего? Ибо ощущает ли что-либо внешнее человек огорченный, борясь мысленно с представлением огорчившего лица? Человек непотребный, нередко сидя с кем-нибудь в обществе, не владеет своими чувствами и, представляя любимый им образ, беседует с ним, забыв о присутствующих, и сидит, как столп безгласный, не знает, что делают или говорят у него перед глазами, но, погрузившись в себя, весь занят представлением любимого лица. Если же это в такой мере овладевает помыслом по пристрастию к сатанинской любви и делает чувства недеятельными, то гораздо более любовь к духовному любомудрию заставляет ум отрешаться и от чувственного, и от чувств, восхищая его в высочайшее, и, заняв созерцанием представляемого уму, приводит его в нерасторгаемое единение с Богом.
Письма на разные темы. Письмо 3.252.
Злостраданиями пресекать и приводить в бездействие возбешение плоти и воспламеняющееся в теле сластолюбие – Божественный Апостол называет «телесным обучением». «Благочестие же», – говорит он, – на все полезно есть» (1 Тим. 4:8). И оно действительно таково, потому что при содействии Божием может совершенно уничтожить страстные воспоминания и приобрести, наконец, постоянную чистоту ума.
Письма на разные темы. Епископу Вевиану.
Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)
Телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей
Теперь всюду в странах уделяют огромное значение физической культуре телесной. Конечно, с христианской точки зрения, эта культура приемлется, но как второстепенное начало: главное для христианина – культура духа. Что есть духовная культура? – Работа над своею грешной душой, чтобы при помощи Божией достичь нам возраста мужа совершенного во Христе (Еф. 4:13).
Культура физическая дает силу и красоту тела. Но если у человека нет христианских добродетелей, то эта культура легко может погибнуть… Разве не слышим теперь сплошь и рядом, как цветущие физически юноша или девушка, потеряв веру в нравственность, легко впадают в разврат, получают болезни, от коих гниет их тело и которые делают уже безсмысленными все физические упражнения!.. Ты заботишься о здравии своего тела. А если ты больной от природы: хилый, хромой, горбатый, слепой. Что же, физическая культура только для избранных?.. Значит, у них ничего уже нет?..
А духовная культура доступна всем: и здоровым и больным… Культура тела только предохраняет несколько от болезней. Но она не может уберечь людей от болезней, тем более смерти… А культура духа христианская именно делает безвредными болезни и смерть… Христианин не боится смерти и болезней: он даже стремится скорее оставить этот мир и перейти к вечной жизни, в полном общении с Христом Богом (Фил. 1:20–23).
Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).
Блж. Феофилакт Болгарский
Ибо телесное упражнение мало полезно
Некоторые полагают, что под постом разумеется телесное упражнение. Это неправда: пост есть духовное упражнение. Но под телесным упражнением он разумеет то, которое хотя требует больших трудов, однако мало приносит пользы и притом на время.
А благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей
Здесь, говорит, помогает человеку благочестие. Ибо не обличаемый совестью ни в чем худом и здесь веселится духом, имея верные обетования будущих благ, там же самым делом заживет истинной жизнью. Чрез сравнение апостолов показывает превосходство благочестия.
Лопухин А.П.
ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей
См. Толкование на 1 Тим. 4:6
Источник
Ёпт.
Мудрец
(13949)
6 лет назад
Это опираясь на сии слова СИшники оправдывают своё нежелание заниматься спортом? ))
INSPIRATIONОракул (56669)
6 лет назад
а кто Вам говорил такое?У каждого человека есть право выбора,но тем не менее христиане обязаны следить за своим здоровьем.
не буду говорить о других,но я,например, 2 часа в день хожу, 30 минут бегаю, несколько раз в неделю плаваю, каждое утро делаю зарядку,питаюсь только полезными продуктами.По-моему,это нормально.
ЖИВАЯ КАПЕЛЬКА
Мыслитель
(6537)
Я тоже считаю это нормальным. Похвально ))
Виктор Тушин
Искусственный Интеллект
(327280)
6 лет назад
Нет, все надо понимать в контексте или найти точное толкование в самом же писании, но скорей всего это касается полноценных отношений физического труда к интеллектуальному и духовному. Так как физические упражнения без ума и моральности духа, действительно мало полезны.
Котофей
Искусственный Интеллект
(199461)
6 лет назад
Это о хатха-йоге. Они все были йогами, начиная с Моисея, который в конце концов ушёл через кундалини (пустил змею в пустыне) . Вот Павел и предупреждает что хатх -ойга мало полезна в духовном совершенствовании, появились наверное уже другие йоги — раджа, допустим или у них были другие способы, которым их научил Христос. Он же тоже в пустыне голодовал и таким образом возвеличил дух над телом.
INSPIRATION
Оракул
(56669)
6 лет назад
Из слов Павла видно, что, хотя занятия физкультурой и полезны, драгоценные отношения с Богом дают человеку несравнимо больше. Поэтому христиане, заботясь о своем здоровье, стараются избегать крайностей и никогда не позволяют «упражнениям для тела» стать в их жизни чем-то более важным, чем служение Богу.
Христиане понимают, что хорошее здоровье дает возможность с радостью славить Бога и проявлять любовь к ближнему. Наряду с правильным питанием и достаточным отдыхом, физическая активность просто необходима для здоровья. Поэтому, чтобы сохранить его, христиане в этих вопросах руководствуются Божьей мудростью, ведь наш дивно устроенный организм — это дар любящего Творца.
Воробей ВорчОракул (63849)
6 лет назад
Вас на хи-хи не пробивает от такого противопоставления физкультуры и отношений с Богом?..
INSPIRATION
Оракул
(56669)
нет
Воробей Ворч
Оракул
(63849)
6 лет назад
Может быть. А может — о ритуальных телодвижениях. А может — это вообще шифр, понятный только Павлу и Тимофею.. .
Любые «выводы» на основе подобных высказываний — необоснованные догадки.
Галина А.
Искусственный Интеллект
(112852)
6 лет назад
Думаю, что здесь могут подразумеваться не только физические упражнения, но и упражнения в посте. По сравнению с упражнением в благочестии, о котором говорится в данном отрывке, это мало полезно. Впрочем, польза от этого тоже есть, но несопоставимая с пользой упражнения с благочестии.
7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
(1Тим. 4:7,8)
ЖИВАЯ КАПЕЛЬКАМыслитель (6537)
6 лет назад
Упражнение в благочестии — это прекрасно!
Но ведь пост — это тоже необходимо!
Галина А.
Искусственный Интеллект
(112852)
Заповеди поститься, насколько я знаю нет. Поститься хорошо. Но в отличие от благочестия, пост не является условием спасения.
Источник
Синодальный
| Церковнославянский (рус)
|
Источник