Тема почему надо беречь полезные ископаемые
К сожалению, современный человек редко задумывается над тем, почему надо беречь полезные ископаемые. Потребительское отношение к окружающему миру может сыграть решающую роль в разрушении привычной жизни. Если игнорировать проблему, то она начнет увеличиваться подобно снежному кому, скатывающемуся с вершины высокой горы.
Объем ископаемых весьма ограничен. В погоне за лучшим комфортом своей повседневной жизни, человек расходует слишком много ресурсов. Одни из них могут быть заменены альтернативными источниками, а другие — нет. Стоит задуматься над своим вкладом в будущее всей планеты и внести хотя бы малую лепту в улучшение ситуации.
Содержание:
- Опасность исчезновения природных богатств
- Пути сохранения
Опасность исчезновения природных богатств
По своей сути полезные ископаемые — это различные образования земной коры, которые человек может эффективно применить в сфере материального производства. В данную категорию относятся ископаемые, полученные минеральным или органическим путем. Изучением добычи необходимого материала занимается область науки и технологии, именуемая горным делом.
Различают следующие виды скоплений ископаемых:
- жилы;
- штоки;
- пласты;
- гнезда;
- россыпи;
- иные месторождения различного характера (районы, провинции, бассейны).
По своему назначению добытые материалы делятся на:
- Рудные — разновидности черных, цветных, а также благородных металлов.
- Горючие — торф, уголь, природный газ, горючие сланцы, нефть.
- Нерудные — популярные строительные материалы (песок, глина, известняк, гранит и пр.), горно-химическое сырье (фосфаты, бораты, минеральные соли и т.д.), камнесамоцветное сырье (агат, оникс, яшма, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, рубин, сапфир, изумруд).
Природные богатства создавались десятки и сотни миллионов лет, а расходуются в течение очень короткого отрезка времени. Только горючие ископаемые появляются непрерывно, хотя скорость их образования все равно несравненно мала с темпом использования человеком. Народному хозяйству требуется слишком много ресурсов для полноценного удовлетворения нужд населения всей планеты.
Полезные ресурсы служат для различных целей:
- Сырье для изготовления бытовых предметов.
- Строительные материалы или главная их составляющая.
- Основа для создания важной промышленной продукции.
- Источник энергии для обработки различных материалов (в доменных печах, плавильных тигельных горнах и пр.), обогрева помещений, приготовления пищи.
Все они имеют огромное значение для комфортной жизни людей, поэтому расход природных средств очень велик. Запасы их ограничены, поэтому необходимо тщательно охранять. Ученые рассчитали, что активного расхода ресурсов хватит примерно на 100-150 лет при том же объеме использования. Вначале «минеральный голод» коснется углеводородного топлива, затем — остальных ископаемых. Бережное отношение к природным дарам позволит найти верный путь из сложившегося положения.
Пути сохранения
Многие государства выбрали сразу три пути развития будущего с учетом завышенного расхода природных ресурсов. Первый касается исследования и разработки новых месторождений, даже когда для этого потребуется нырнуть на дно мирового океана. Как ни парадоксально это звучит, но для продвижения к цели в данном направлении требуется расход… тех же подземных ресурсов.
Второй способ подразумевает замену большинства природных материалов искусственными. Это касается многих сфер жизни. На вопрос «Почему я берегу книги?» молодежь отвечает: «Для сохранения истории, ведь в будущем вся информация будет в электронном виде». Таким образом, сохраняется часть лесных посадок, восстанавливается природа в своем великолепии.
Третий путь включает в себя совокупность факторов, призванных уберечь подземные богатства:
Экономичный расход. В условиях промышленности огромное внимание уделяется разработке инновационных технологий, позволяющих при меньшем количестве природного материала получить тот же результат, что и прежде. Повышение самосознания населения приводит к экономичному расходу энергоресурсов в каждой отдельно взятой семье.
Предотвращение потерь сырья. Имеет значение не только большое количество потерь при добыче ресурсов, но и в процессе обогащения и следующей за этим обработке.
Соблюдение правил перевозки. Часть сыпучего материала элементарно высыпается из кузова в случае нарушения рекомендаций по перевозке. Нельзя нагружать транспорт более, чем предписано нормативами. Также следует обеспечить укрытие сверху, если это влияет на целостность груза.
Сохранение целостности имеющихся ресурсов. Немаловажное значение имеет предотвращение пожаров, во время которых портится значительная часть ископаемых. Изменение русла реки влияет на целостность строительного сырья (песка, глины, керамзита). Неконтролируемое строительство может нарушить имеющиеся залежи рудных материалов. Существует немало примеров халатности, которая ведет к напрасной утрате ископаемых. Если знать все последствия каждого принятого решения, то сохранять ресурсы будет намного легче.
Повторное использование материала. Существует немало способов применения вторсырья. В советские времена государство организовывало пункты приема продукции из бумаги, металлических изделий и стеклянной тары. К сожалению, современные люди воспринимают большинство вещей вокруг себя как одноразовые. Намного проще выбросить ненужную вещь, чем подарить ей «вторую жизнь».
Важно помнить, что дары природы могут однажды завершиться. Хватит жить одним днем! От каждого человека зависит, будет ли будущее у нового поколения…
Источник
Наша планета таит в своих недрах несметные сокровища – полезные ископаемые. Во всем мире геологи занимаются поиском новых месторождений минеральных ресурсов. К числу стран, богатых природным сырьем, относится и Россия.
Виды полезных ископаемых
В зависимости от состояния полезные ископаемые могут быть твердыми (мрамор, соли, металл), жидкими (нефть, минеральные воды) и газообразными (природный газ).
Однако чаще всего природное сырье разделяют по его прямому предназначению. В итоге получается следующая квалификация:
- Горючие ископаемые – применяются для получения энергии или тепла. К ним относятся горючие сланцы, нефть, метан, каменный уголь.
- Рудные ископаемые – это все природное сырье, в составе которого обнаружен металл, а также графит и асбест.
- Нерудные ископаемые – различные виды соли и сырье, не содержащее металл. Это мел, песок, глина, графит.
- Самоцветные камни – это драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. Сапфиры, гранаты, изумруды, топазы и многие другие.
Самым твердым кристаллом на планете является алмаз. Он настолько прочный, что может с легкостью повреждать любой материал, а сам при этом остается без малейшей царапины. Несмотря на всю красоту алмазов, только 20% от их добычи идет на создание ювелирных украшений, а 80% успешно применяется в промышленных целях.
Рис. 1. Алмаз
К сожалению, рано или поздно запас природных ископаемых может исчерпаться, и нужно очень бережно их использовать.
Горючие ископаемые
Для современных людей комфортная и удобная жизнь стала вполне привычной, а все благодаря горючим полезным ископаемым. С их помощью обогреваются помещения, ездит транспорт, развивается промышленность.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
Нефть и каменный уголь – это самые ценные горючие ископаемые, необходимые человеку.
Долгое время считалось, что каменный уголь – это обычный камень. И только благодаря знаменитому ученому М. В. Ломоносову удалось доказать, что это твердое топливо, которое было образовано тысячи лет назад из древних растений.
Рис. 2. Каменный уголь
Каменный уголь нашел самое широкое применение: его используют для изготовления жидкого топлива, пластмасс, медикаментов, чернил. Без него невозможно приготовить цемент или выплавить металл из руд.
Нефть также очень универсальна: из коричневой маслянистой жидкости люди научились получать топливо высочайшего качества, стекло, пластмассу, различные детали для автомобилестроения и многое-многое другое.
Рудные ископаемые
Человечество ужа давно использует в своем арсенале металл, который в природе хранится в рудных месторождениях. Металлическое сырье бывает нескольких видов:
- черные металлы – железо и его сплавы;
- цветные металлы – медь, никель, свинец и другие;
- драгоценные металлы – платина, серебро, золото.
В промышленности чаще всего используют не чистый металл, а сплавы – смесь двух и более металлов. Это необходимо для того, чтобы получить продукт с нужными свойствами: более высокой прочностью, упругостью или долговечностью.
Драгоценные металлы используются не только в создании ювелирных украшений, но также в радиотехнике, при создании сверхточных авиационных и космических приборов.
Рис. 3. Золото
Нерудные ископаемые
К нерудным ископаемым относятся все природные вещества, в составе которых нет металлов. Человечество давно активно использует минеральное сырье в своих целях. Наибольшую пользу оно приносит при строительных работах.
Самые популярные нерудные ископаемые – это известняк, глина, песок, мрамор.
Что мы узнали?
Мы выяснили, какие бывают полезные ископаемые, какими свойствами они обладают и какое значение имеют для человека. Благодаря нашей статье школьник сможет без труда подготовить доклад на тему “Почему надо беречь полезные ископаемые?” (3 класс) для урока по Окружающему миру.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 314.
Источник
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Класс: 3-7
Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.
Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;
Планируемые результаты:
- Предметные: познакомятся со свойствами полезных ископаемых. Бережно относится к полезным ископаемым.
- Личностные: видеть красоту искусства и природы
Тип урока: получение новых знаний
Оборудование: учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов: Окружающий мир: 3 класс: 2 часть, тетрадь для самостоятельной работы, карточки, презентация.
№ | Этапы урока. Методы и приёмы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Организационный момент. словесный, наглядный. | 1 мин | Встали, подравнялись, настроились на урок. Проверьте свою готовность к окружающему миру. Учебник, тетрадь, ручка. Начинаем урок окружающего мира с минутки синоптика. Что вы знаете о феврале? НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ НА 26 ФЕВРАЛЯ – СТЕПАНОВ ДЕНЬ, МАРТЫНОВ ДЕНЬ. Народные приметы на 26 февраля Снег долго не тает – весной жди холодов. Если же снег, наоборот, уже начинает подтаивать, то весна будет теплой. Если день на Мартына пасмурный, то весной тоже будет холодно. | Готовить рабочее место. | Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности. |
3 | Мотивационный. | 7 мин | Отгадывание загадок Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (Известняк) показ + (слайд ) Он очень прочен и упруг, Покрывают им дороги, Строителям – надежный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметней.(Гранит) показ + (слайд Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу- Она понадобится сразу. (Глина) Где видели? слайд Он на дорожках во дворе, Он и на стройках, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже (Песок) Где видели? Слайд. Что общего у этих слов? (Это все полезные ископаемые). На доску. Какие знаете еще? Откройте хр. с. 80. Прочитаем? Какую тайну разгадал Михаил Васильевич Ломоносов? Рассмотрите рисунок отпечатка листа папоротника на угольном пласте? Что можете сказать? (Доказывает…) Хр. С. 82 Читаем. Как люди научились использовать угол? А как у нас в Челябинской области используется уголь? Узнаем, как образовалась нефть! Читаем. С. 83. Рассмотрите рисунок, обсудите в паре и скажите, как и кто использует нефть? | Решать кроссворд Определять цели и пути их достижения. | Р:принимают и сохраняют учебную задачу. |
5 | Решение учебных задач | Решите кроссворд «Полезные ископаемые»
Что такое свойство? Что такое полезное ископаемое? Что получится если объединить эти два понятия?(Свойства полезных ископаемых ).Так и будет звучать тема нашего урока. Сформулируйте цели. Переходим к следящему этапу нашего урока. Посмотрим, что же нам предлагает учебник? Откройте учебники на с. 22. Что вы видите? Ребята вы понимаете, что не все опыты мы можем повторить. Поэтому я предлагаю вам свои опыты. Скажите что такое мел? (Переработанное полезное ископаемое) Как вы думаете, из чего он состоит? (Известняк + примеси) 1.Опустим кусочек мела в воду, что получилось? Какой вывод сделаем? Что об этом сказано в учебнике? Определим его твердость. Кто считает, что можно раскрошить мел или оставить на нем след поднимите руку? Проверим? Желающий проводит ногтем по мелу. Что можете сказать? Что об этом сказано в учебнике? Молодцы! 2. Вспомните берег моря. Кто бывал у берега моря? Что вы знаете о песке? Какие у него свойства? Что об этом сказано в учебнике? Где используют песок? Молодцы! 3. Из чего делают посуду? (Чашки? Блюдца? Тарелки? глина). Какими свойствами обладает глина? Что об этом сказано в учебнике? Молодцы! Как образуются полезные ископаемые? Сколько времени проходит для образования полезных ископаемых? Какие полезные ископаемые образовались в глубинах морей и океанов, озер и болот? Какие полезные ископаемые образовались из магмы? На какие группы можно поделить все полезные ископаемые? (горючие, рудные, строительные, драгоценные, поделочные камни) Расскажите, пожалуйста о горючих/рудных/строительных полезных ископаемых и их использование человеком. Какими полезными ископаемыми богата наша область. Если предположить, что полезных ископаемых очень много, то стоит ли их беречь? Почему? Прочитайте первую часть статьи.(26-27) Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатство подземных кладовых? Выскажите свои предположения. Продолжаем читать. (27-28) В чем заключается наше бережное отношение к расходованию полезных ископаемых? По цепочке продолжаем чтение текста.(29) Какой вклад в дело сохранения полезных ископаемых вы можете внести?(Сбор металлолома, бережное отношение к использованию электроэнергии и газа и тд). Тест в приложении! | Отгадывать загадки Отвечать на вопросы. Читать Отвечать на вопросы. Выполнять задание в п.т. Решать ребус | П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Р:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | |
6 | Итог урока | 4 мин | Какую тему мы с вами изучили на уроке? А какие ставили цели? Встанут те ребята, которые считают, что они внимательно работали на протяжении всего урока и отлично поняли новый материал. Докажите, что вы работали на пять. Теперь встаньте те, кто работал на четыре и объясните, почему именно так. Вы сегодня очень хорошо поработали! Спасибо за урок! | Отвечать на вопрос | |
7 | Домашнее задание | 1 мин | С. 26-30П.т. с. 7 № 7, с. 8. № 9 | Записывать д.з |
1. Полевой шпат, слюда, кварц образуют:
а) алмаз; б) гранит; в) мрамор; г) песок.
2. Грифель карандаша сделан:
а) из слюды; б) графита; в) кварца; г) гипса.
3. Самый твёрдый минерал:
а) топаз; б)золото в) алмаз; г) корунд.
4. Самый мягкий минерал:
а) гипс; б) флюорит; в) тальк; г) топаз.
5. Поваренная соль — это минерал:
а) графит; б) слюда; в) рубин; г) галит.
6. Минерал, который используют скульпторы и врачи
а) глина; б) алмаз; в) г) гипс
7. Каменные сосульки в пещере с потолка – это:
а) сталактиты; б) сталагмиты.
8. Каменные сосульки в пещере, которые поднимаются
а) сталактиты; б) сталагмиты.
Поменялись листочками и проверяем ответы у соседа
(б,б,в,в,г,г,а,б)
известняк
гранит
глина
песок
горючие
рудные
строительные драгоценные
поделочные камни
свойство
полезные
ископаемые
Источник
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)
Технологическая карта урока окружающий мир
На тему: «Свойства полезных ископаемых.
Почему нужно беречь полезные ископаемые».
Выполнила студентка 31 группы
Специальности:
Преподавание в начальных классах
Агаджанян Д.А.
Методист: Храмова В.В.
МАОУ «Лицей № 62» 3 «В» класс г. Саратова
Учитель: Юзвишина Н.М,
Дата проведения: 12.02.2020 г.
Оценка________
г. Саратов 2020 г.
Тема: «Свойства полезных ископаемых. Почему нужно беречь полезные ископаемые».
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: создание условия для знакомства со свойствами полезных ископаемых и необходимостью их охраны.
Задачи:
Образовательные:
— познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора и их использованием.
Развивающие:
— формировать навыки — работа с учебными текстами, осознанное чтение вслух, исследовательская деятельность
— развивать коммуникативные навыки, мышление, наблюдательность, умения доказывать выдвигаемые предположения;
Воспитательные:
— воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – полезным ископаемым;
— воспитывать уважительное отношение к мнению других;
Формы работы, используемые на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная
Оборудование: Компьютер, мультимедийная доска, презентация, видеоролики, аудиофайлы.
Ресурсы: УМК Перспективная Начальная Школа: учебник О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева «Окружающий мир», 3 класс, 2 часть, Образцы известняка(мел), раздаточный материал (карточки).
Ход урока
Метапредметные
Личностные
1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Словесный метод.
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Джульета Артуровна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
-Ребята, прочитайте пословицу на доске.(слайд 1)
-Как вы понимаете её смысл?
Каждый день вы узнаёте что-то новое, и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний.
-Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний!
-Ну, что же, я желаю вам удачи. Вперёд, за новыми открытиями!
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, организуют рабочее место.
(Знания собираются по капле).
— Дети высказывают своё мнение.
Ф
Мультимедийная доска
Самоконтроль (учащиеся проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу).
К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность;
Р – принимают и сохраняют учебные задачи;
Сформированы мотивы учебной деятельности; осознание личностного смысла учения; Самостоятельно организовывают свое рабочее место;
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
Словесный метод.
Приветствую вас на заседании клуба «Мы и окружающий мир» (слайд 2), на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением природных богатств.
Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус: (слайд 3)
ГЕ +, КОЛОС,+ Г
-Молодцы, вы разгадали ребус!
— Ребята, а что изучают геологи?
-Что такое полезные ископаемые? (слайд 5)
-Молодцы, ребята!
(На доске появляется ребус).
-Геолог (слайд 4)
-Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их.
— Горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд.
Ф
Мультимедийная доска
Ф
П:
Умение строить сообщение о результатах работы в устной форме;
Умение строить рассуждение при формулировке ответа;
К:
Умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной;
Умение при ответе формулировать собственное мнение и позицию;
Р:
Умение учитывать выделенные учителем ориентиры собственной работы на известном материале;
Умение высказывать свое предположение;
3.Выявление места и причины затруднения.
Дать возможность учащимся осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает.
Словесный метод;
Практический метод;
Уважаемые ученые, скажите, пожалуйста, какие полезные ископаемые вы знаете?
-Какую классификацию полезных ископаемых вы знаете?
-Давайте рассмотрим классификацию полезных ископаемых. (слайд 6)
-Ребята, у меня есть вот такой образец полезного ископаемого, как вы думаете, какими свойствами он обладает? (Образец мрамора).
-Вы можете ответить на этот вопрос?
— Каких знаний нам не хватает?
— Торф, песок, уголь, гранит, известняк, алмаз, нефть, минеральная вода, природный газ.
— Твёрдые: торф, песок, каменный уголь, гранит, алмаз.
Жидкие: нефть, минеральная вода.
Газообразные: природный газ.
— Высказывают своё предположение.
— Нет.
— Нам не хватает знаний о свойствах полезных ископаемых.
Ф
Мультимедийная доска; образец полезного ископаемого(мрамор);
Ф
Формирование представлений об основных изучаемых понятиях;
Р: умение выявлять, в чем состоит затруднение;
Осознание того, что уже освоено и того, что ещё нужно освоить;
К: учёт мнения окружающих,
участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний;
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Организовать составление плана работы на уроке.
Словесный метод;
– Ребята, для того, чтобы продолжить нашу работу, нам нужно выяснить: «Какова же тема нашего урока?»
(слайд 7)
-Тема нашего сегодняшнего урока: «Свойства полезных ископаемых. Почему нужно беречь полезные ископаемые».
–Как вы думаете, какой будет цель нашего урока? (слайд 8)
Давайте составим план нашей работы на сегодняшний урок.
Ребята, я совсем
забыла, что этапы плана запутались.
Нам нужно срочно восстановить правильность построения этапов плана. (слайд 9)
1)Оценить свою работу на уроке.
2)Применить знания при выполнении заданий.
3)Познакомиться со свойствами полезных ископаемых и узнать где их используют.
(Этапы плана перепутаны, обучающиеся сами должны восстановить последовательность этапов плана).
— Теперь мы с легкостью решим все поставленные задачи!
Тема: «Свойства полезных ископаемых».
Цель: Познакомиться со свойствами полезных ископаемых и узнать где используют полезные ископаемые.
Знакомятся с планом работы на уроке.
Восстанавливают пункты плана в правильной последовательности.
Ученики высказывают своё предположение. (слайд 10)
1)Познакомиться со свойствами полезных ископаемых и узнать где их используют
2)Применить знания при выполнении заданий.
3)Оценить свою работу на уроке.
На доске появляется правильная последовательность этапов.
Ф
Мультимедийная доска
Ф
Систематизация материала;
П:
ознакомление с планом работы на уроке;
Умение осуществлять анализ предложенной информации;
Р: восстановление правильной последовательности плана;
Умение принимать и сохранять учебную задачу;
Умение учитывать выделенные учителем ориентиры предстоящей деятельности;
К:
Умение задавать вопросы;
Умение строить понятные друг другу высказывания;
Оценивание усвояемого материала;
5. Реализация построенного проекта.
Создать условия для самостоятельного знакомства с новым материалом.
Снятие усталости и эмоционального напряжения учащихся.
Словесный метод;
Практический метод;
Словесный,
Наглядный,
Практический методы.
Ребята, человек активно использует полезные ископаемые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ископаемых.
— Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы сегодня поработаем? 1) Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже.
2)Он может быть цветной и белый, Им дети любят рисовать, Художник он, в руках умелых, Картины может создавать!
3)Он очень прочен и упруг, С известняком он родственник. Бывает серый, желтый, белый. В метро, дворцах, использован умело.
-Молодцы, ребята! Вы всё правильно отгадали!
Физкультминутка
— Вы, наверное, устали?
— Да!
Мы геологами станем
Да? – да!
Будут все гордиться нами.
Да? – да!
Что ждет нас впереди?
Высокая гора,
Бурная река
Ее не обойдешь
Ее не проплывешь,
Ее не пролетишь,
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да!
-Уважаемые геологи, мы начинаем! Я предлагаю вам поработать в парах. Я раздала вам таблицы, в которых мы будем фиксировать результаты проведённых опытов.
-Ребята, а кто знает, что такое мел?
— Как вы думаете, из чего он состоит?
-Давайте заполним пункты нашей таблицы.
1.Цвет.
Какой цвет имеет наш мел?
2. Твёрдость.
Кто считает, что можно раскрошить мел или оставить на нем след поднимите руку? Проверим?
Что можете сказать?
Будем считать породу мягкой, если на ней можно оставить след ногтем; если следа не остается, значит – твёрдый.
3. Вес.
Опустим кусочек мела в воду, что получилось?
-Если мел плавает на поверхности, то он легче воды, если тонет – тяжелее.
Какой вывод сделаем?
4. Использование.
Как вы думаете, где используют мел?
-Молодцы, ребята! Первый образец мы исследовали!
Продолжаем!
Вспомните берег моря. Кто бывал у берега моря?
Что вы знаете о песке?
Как вы думаете, из чего он состоит?
Давайте продолжим заполнять пункты таблицы.
1.Цвет.
Какой цвет имеет наш песок?
2. Твёрдость.
Как вы думаете, каков песок на твёрдость?
3. Вес.
Поместим немного песка в воду, что получилось?
-Если песок плавает на поверхности, то он легче воды, если тонет – тяжелее.
Какой вывод сделаем?
4. Использование.
Как вы думаете, где используют песок?
-Теперь мы знаем о свойствах мела и песка!
-Ребята, а кто знает, что такое мрамор?
-А о свойствах мрамора мы узнаем из видеоролика.
1.Цвет.
Какой цвет имеет наш мрамор?
2. Твёрдость.
Как вы думаете, каков мрамор на твёрдость?
3. Вес.
Поместим мрамор в воду, что получилось?
-Если мрамор плавает на поверхности, то он легче воды, если тонет – тяжелее.
Какой вывод сделаем?
4. Использование.
Как вы думаете, где используют мрамор?
-Ребята, мы пополнили свою копилку знаний, знаниями о свойствах мела, песка и мрамора.
Учащиеся отгадывают загадки.
1)Песок (слайд 11)
2) Мел (слайд 12)
3) Мрамор (слайд 13)
(слайд 14)
Повторяют движения.
Хлопок над головой.
Хлопок над головой.
Показывают руками.
Топают ногами.
Плывут.
Машут руками.
— Мел – это переработанное полезное ископаемое.
— Известняк + примеси.
(слайд 15)
1.белый
Фиксируем результат в таблицу. В графе цвет отмечаем, что он белый.
— Учащиеся поднимают руки.
Да.
-След остаётся.
2. Мягкий.
Фиксируем результат в таблицу. В графе твёрдость отмечаем, что он мягкий.
— Мел тонет
3. Тяжелее воды
Фиксируем результат в таблицу. В графе вес отмечаем, что он тяжелее воды.
4. При изготовлении бумаги, спичек, стекла, ластика, детские мелки.
Фиксируем ответы в таблице.
(слайд 16)
-Высказывают своё мнение. (слайд 17)
Песок – рыхлая горная порода. Она состоит из отдельных песчинок разного цвета.
1.Жёлтый.
Фиксируем результат в таблицу. В графе цвет отмечаем, что он жёлтый.
2. Твёрдый
Фиксируем результат в таблицу. В графе твёрдость отмечаем, что он твёрдый.
Песок тонет в воде.
3.Тяжёлее воды
Фиксируем результат в таблицу. В графе вес отмечаем, что он тяжелее воды.
4.В больших количествах песок применяется для строительства дорог, для производства цемента и бетона.
Люди придумали соревнования по строительству песочных замков.
Из белого кварцевого песка изготавливают стекло.
Фиксируем ответы в таблице.
(слайд 18)
-Мрамор – это горная порода, образующаяся из известняка. (слайд 19)
— Смотрят видеоролик о свойствах мрамора.
1.
2.Твердый
Мрамор тонет.
3. Тяжелее воды
4. Используется, как камень для памятников, изготавливают мраморную муку, при строительстве фонтанов.
Фиксируем ответы в таблице.
(слайд 20)
Ф
Ф
Мультимедийная доска
Музыкальное сопровождение.
Ф
И
Ф
Умение делать выводы и обобщать полученные знания.
Р:
Умение работать по предложенному плану;
Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, других учащихся;
Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
К:
Умение высказывать своё мнение, учитывать мнение одноклассников;
Умение адекватно использовать речевые средства для достижения совместных результатов;
Умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
П:
Умение строить сообщение в устной форме;
Р:
Обеспечение активности детей;
Формирование мотивации к аналитической деятельности (к анализу);
Снятие эмоционального напряжения;
7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Создать условия для осознанного применения полученных знаний.
Практический метод;
Словесный метод;
— Ребята, а если предположить, что полезных ископаемых очень много, то стоит ли их беречь? Почему?
-Давайте откроем учебник на странице 27 и получим ответ на наш вопрос.
Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатство подземных кладовых?
Ребята, в чем же заключается наше бережное отношение к расходованию полезных ископаемых? Обратите внимание, что для образования большинства полезных ископаемых потребовались миллионы лет,а расходуются они очень быстро по сравнению с периодом образования. В мире существует множество полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Если вас заинтересовала данная тема, вы можете так же сделать опыты дома вместе с родителями.
-Высказывают своё мнение.
Читают 2 Абзац.
После прочтения отвечают на вопрос.
Чтение по цепочке. Страница 27-28.
После прочтения отвечают на вопрос.
Учебник открыт на странице 29.
Продолжаем чтение текста по цепочке.
После прочтения отвечают на вопрос.
Ф
И
Мультимедийная доска, учебник, вода, кусочек мела, песок, мрамор видеоролик.
Ф
Овладение общепринятыми понятиями.
Систематизация материала.
К:
Умение адекватно использовать речевые средства для выполнения конкретного задания;
Умение формулировать собственное мнение;
Умение принимать и сохранять учебную задачу;
Умение оценивать правильность выполнения задания;
П:
Умение ориентироваться в разнообразии способов определения свойств полезных ископаемых.
Познавательная активность, интерес к познанию;
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Организация самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Практический метод;
-Ребята, а сейчас вы поработаете самостоятельно, выполните небольшой тест.
1. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют
а) полезные ископаемые;