Тема полезные ископаемые 3 класс нефть

Тема полезные ископаемые 3 класс нефть thumbnail
  • Доклады и сообщения
  • География
  • Нефть — полезное ископаемое

Становление, а также развитие нашего общества зависит от многих вещей. Конечно, не обходится и без добычи полезных ископаемых, которые люди научились добывать благодаря долгому и кропотливому процессу. Самым ключевым энергетическим источником на нашей планете Земля является такое полезное ископаемое, как нефть. Наверное, нет ни в одной стране отрасли промышленности, в которой бы не использовали и не применяли нефтяную продукцию. Роль нефти в жизни многих стран достаточно велика.

Сама по себе нефть — это полезное ископаемое, располагающееся глубоко в недрах Земли. Нефть представляет собой горючую масляную жидкость. Ее залежи можно обнаружить только при помощи специальных установок и приспособлений. Даже сегодня это самое важное топливное сырье по всему миру. Нефть имеет свой цвет, и даже запах. Она может быть как светло-желтая, так и темно-коричневая. Встречается еще бесцветная, и даже черная нефть. Смотря сколько в состав нефти, входит кислорода, серы и азота, ее запах может быть похож на запах мазуты или солярки. Чаще всего нефть добывают с помощью буровых установок, но бывает такое, что в некоторых местах нефть пробивается через поверхность, это получило название нефтяной источник.

Самый важный показатель, которым должна обладать нефть — это ее плотность. Чем легче нефть, тем больше она имеет ценность. Кроме этого у нефти есть своя температура кристаллизации, определенная вязкость и даже электропроводимость. Специалисты отнесли нефть к ресурсам, которые не возобновляются. Всего несколько стран, которые могут похвастаться месторождениями нефти на их территории. В первую очередь это Саудовская Аравия, Иран, Канада и Ливия. На восьмом месте будет находиться Россия. Сложного процесса занимает добыча нефти. Всего существует несколько видов добычи нефти. В том случае, если нефть под собственным давлением поднимается на поверхность земли, специалисты устанавливают там насосы и выкачивают ее.

Добытая нефть проходит специальную переработку. Ее очищают от воды, газов и других пород путем очень сложных операций. Оказываются, имеются сведения, что нефть использовали еще древние люди. Сегодня без нее очень трудно обойтись. Это очень важное полезное ископаемое, благодаря которому продолжает держаться экономика в мире.

Доклад-сообщение Нефть — полезное ископаемое

Нефть – полезное ископаемое, которое, является невозобновляемым. Это жидкая маслянистая смесь черного цвета, которая залегает в подземных резервуарах на глубине 5-6 километров.

По предположениям ученых, нефть образовалась миллионы лет назад. Однако, точно сказать, как она сформировалась – сложно. Есть два мнения по этому поводу. Одни считают, что нефть формировалась из останков древних животных и растений. Эту теорию выдвинул М.В.Ломоносов. Д.И.Менделеев считал, что нефть получается в результате химических реакций в недрах Земли.
Еще несколько сотен лет назад основным источником топлива для масляных фонарей и других вещей, которым для работы требовался огонь, служил китовый жир. Каждый месяц китобои выходили в море и убивали китов, собирая их жир и продавая как ценное топливо. С каждым годом популяция китов все больше уменьшалась и их находили все реже и реже. Они могли навсегда исчезнуть с лица Земли, если бы люди вовремя не отыскали нефть, которая полностью изменила жизнь цивилизации.

Сейчас из нефти делается практически все, что нас окружает. Это не только бензин и керосин. Из продуктов переработки нефти делают пластмассу, а это детские игрушки, садовая мебель, корпуса мобильных телефонов и компьютеров и еще много чего разного. Подумайте сами, что еще делается из пластмассы?

Кроме того, из продуктов переработки нефти делается битум, который используется в дорожном строительстве. А знаете ли вы, что из нефти получается резина? А это не только школьный ластик, но и покрышки автомобилей, шасси самолетов, различные уплотнители и много всякой всячины!

Нефтепродукты применяют в медицине, сельском хозяйстве, строительстве. Из продуктов нефтепереработки делают так же ракетное топливо, на котором космические корабли взлетают в космос. Страшно представить, но из нефти уже научились делать даже продукты питания!

Из-за универсальности этого сырья цена на нефть достаточно высока, поэтому люди называют ее «черное золото». А такая универсальная нефть потому, что в ней содержится около 1000 различных веществ, которые можно использовать по их назначению!

Самая богатая по запасам нефти страна – Саудовская Аравия. Далее идут Канада и Иран. Россия занимает лишь 8 место в этом списке, хотя наша страна одна из самых продающих нефть.

НефтьНефть разделяют на три различных типа – легкую, среднюю и тяжелую. Все они отличаются своей плотностью. Чем плотнее она – тем качественнее.

Добыча нефти – сложный процесс. После того, как бурят скважину, нефть начинает фонтаном бить наружу. На этом месте ставят нефтяную вышку и качают нефть. Затем, когда напора не хватает, в нефтяную скважину ставят насос, который начинает выкачивать нефть принудительно, опустошая резервуар. Далее нефть нагревают, она становится более жидкой. Так выкачиваются последние остатки нефти из резервуара.

Далее идет переработка нефти. Это сложный процесс, которым руководят химики и физики. Нефть сначала очищают от газов, воды и разных примесей, а затем доставляют на нефтеперерабатывающие заводы, где из нее получают необходимые продукты.

Нефть не пропускает через себя кислород. Это бывает опасным, если ее разлить в океане во время транспортировки. «Черное золото» растекается тонкой пленкой по поверхности моря, не пропуская кислород, которым дышат рыбы и они умирают. Работая с нефтью, нужно соблюдать много мер предосторожности.
И, тем не менее, открытие нефти человечеству дало возможность сделать колоссальный рывок вперед. Теперь отказаться от ее добычи невозможно, потому что без этого сырья дальнейшее развитие Цивилизации на данный момент невозможно. Поэтому надо помнить, что это невосполнимый ресурс и надо экономно и бережно относиться к нему.

3, 4 клас окружающий мир, кратко

Нефть — полезное ископаемое

Нефть - полезное ископаемое

Популярные темы сообщений

  • Обитатели океана

    Довольно сложной системой в мире является океан. Именно в нем взаимодействует солнце с землей, а воздух с водой. В океанских водах живет столько всего интересного. Жизнь в океане идет своим чередом, не подвластным никаким законам.

  • Ель

    Ель относится к семейству сосновых. Это – вечнозеленое дерево, символ Нового Года. Ель может вырастать в высоту до пятидесяти метров, а жить до трехсот лет. В США растет ель, возраст которой – восемьсот пятьдесят два года.

  • Город Якутск

    Якутск – это столица Якутии. На якутском языке название города звучит как «Дьокуускай». Это крупнейший среди городов, находящихся на территории многолетней мерзлоты.

Источник

Самое полезное ископаемое

Самое полезное ископаемое

Планета Земля, на которой ты живешь, таит в своих недрах настоящие Сокровища . В ее темной глубине залегают железная руда, уголь, серебро, золото и многие другие полезные ископаемые .

Планета Земля, на которой ты живешь, таит в своих недрах настоящие

Сокровища . В ее темной глубине залегают железная руда, уголь, серебро,

золото и многие другие полезные ископаемые .

Одно из земных сокровищ – нефть. Люди называют эту маслянистую жидкость «черным золотом». Но ее удивительные качества открылись людям не сразу, а путем долгих поисков , в течении долгих столетий. Как же образовалась нефть? Ученые считают, что давным-давно на нашей планете резко изменился климат, из-за чего многие растения и животные погибли. Их останки были засыпаны толстым слоем морского ила. Со временем они превратились в нефть.

Одно из земных сокровищ – нефть. Люди называют эту маслянистую

жидкость «черным золотом». Но ее удивительные качества открылись людям

не сразу, а путем долгих поисков , в течении долгих столетий.

Как же образовалась нефть? Ученые считают, что давным-давно на нашей

планете резко изменился климат, из-за чего многие растения и животные погибли.

Их останки были засыпаны толстым слоем морского ила. Со временем они

превратились в нефть.

Много веков назад на ближнем Востоке были обнаружены темные пятна на зеркальной глади озер . В тех местах было так много нефти, что она просачивалась на поверхность из глубин земли. Люди собирали нефть  и смолили ею бока кораблей. Суда становились крепкими и надежными.

Много веков назад на ближнем Востоке были обнаружены темные пятна на

зеркальной глади озер . В тех местах было так много нефти, что она

просачивалась на поверхность из глубин земли. Люди собирали нефть

и смолили ею бока кораблей. Суда становились крепкими и надежными.

В Древней Греции нефть приспособили для военных действий.  Г реки к стрелам вместо наконечников привязывали смоченную в нефти паклю. Такими огненными стрелами поджигали паруса вражеских кораблей.

В Древней Греции нефть приспособили для военных действий.

Г реки к стрелам вместо наконечников привязывали смоченную

в нефти паклю. Такими огненными стрелами поджигали паруса вражеских

кораблей.

Изобретательные китайцы первыми догадались добывать нефть при помощи бурения. Пустые бамбуковые стволы, вращая, постепенно погружали в грунт, черная жидкость медленно поднималась по ним наверх. Таким способом нефти, конечно добывали мало.

Изобретательные китайцы первыми догадались добывать нефть при помощи

бурения. Пустые бамбуковые стволы, вращая, постепенно погружали в грунт,

черная жидкость медленно поднималась по ним наверх.

Таким способом нефти, конечно добывали мало.

Позже люди научились находить и добывать нефть в большом количестве. Везде, где были открыты месторождения «черного золота» возводили нефтяные вышки , Которые «качали» драгоценную жидкость из-под земли.

Позже люди научились находить и добывать нефть в большом количестве. Везде,

где были открыты месторождения «черного золота» возводили нефтяные вышки ,

Которые «качали» драгоценную жидкость из-под земли.

В России первые буровые установки появились в середине 19 века. Добытую нефть перевозили на верблюдах, а позже в железных бочках, в железнодорожных цистернах, в кораблях -танкерах.

В России первые буровые установки появились в середине 19 века. Добытую

нефть перевозили на верблюдах, а позже в железных бочках, в железнодорожных

цистернах, в кораблях -танкерах.

Несколько позже придумали быстрый способ передвижения нефти по нефтепроводу.

Несколько позже придумали быстрый способ передвижения

нефти по нефтепроводу.

С годами люди все больше находили применений нефти : нефть способна обогревать и давать свет… Керосиновый обогреватель Керосиновая лампа Керосиновый фонарь

С годами люди все больше находили применений нефти : нефть способна

обогревать и давать свет…

Керосиновый обогреватель

Керосиновая лампа

Керосиновый фонарь

Со временем люди поняли, что нефть способна не только обогревать и давать свет, но и приводить в действие различные механизмы. Благодаря бензину, который был получен из нефти, по улицам помчались автомобили.

Со временем люди поняли, что нефть способна не только обогревать и

давать свет, но и приводить в действие различные механизмы. Благодаря бензину,

который был получен из нефти, по улицам помчались автомобили.

Первые самолеты – их называли «летающими этажерками»- могли продержаться в воздухе недолго, летали медленно и низко. Ученые создали специальный авиационный бензин. Самолеты стали подниматься выше облаков, летать в дальние города и страны.

Первые самолеты – их называли «летающими этажерками»- могли продержаться

в воздухе недолго, летали медленно и низко. Ученые создали специальный

авиационный бензин. Самолеты стали подниматься выше облаков, летать в

дальние города и страны.

Нефть нашла и другое применение . Когда в семье кто-то заболевает, ему требуется лекарство. Мы идем в аптеку и покупаем нужное средство для борьбы с болезнью. Оказывается, многие лекарства делают тоже из нефти, так же как и упаковку для них- все эти баночки, скляночки, коробочки….

Нефть нашла и другое применение . Когда в семье кто-то

заболевает, ему требуется лекарство. Мы идем в аптеку и покупаем нужное

средство для борьбы с болезнью. Оказывается, многие лекарства делают тоже

из нефти, так же как и упаковку для них- все эти баночки, скляночки, коробочки….

В витрин ах магазинов – игруш ки , школьные линейки, а вторучки, обложки для дневников и тетрадей. Это п ластмасса , своим р ождением она обязана нефти. А втомобильные покрышки, асфальт, резиновые шланги , одежда из синтетических материалов, обувь, п ластиковые бутылки .

В витрин ах магазинов – игруш ки , школьные линейки, а вторучки, обложки для

дневников и тетрадей. Это п ластмасса , своим р ождением она обязана нефти. А втомобильные покрышки, асфальт, резиновые шланги , одежда из синтетических материалов, обувь, п ластиковые бутылки .

Россия обладает огромными запасами нефти. Особенно богатым на м есторождение «черного золота» оказался северный район нашей родины – Югорский край. Местные жители часто наблюдали радужные пятна на поверхности озер. Сейчас здесь ведется основная добыча нефти.

Россия обладает огромными запасами нефти. Особенно богатым на

м есторождение «черного золота» оказался северный район нашей родины –

Югорский край. Местные жители часто наблюдали радужные пятна на

поверхности озер. Сейчас здесь ведется основная добыча нефти.

К сожалению, нефть, приносящая пользу человеку, может навредить живой природе.  Утечка нефти приводит к катастрофе- гибнут животные, птицы… Люди бросают все силы на устранение последствий разлива нефти. Птицам, попавшим в нефтяное пятно, трудно выжить. Тогда на помощь пернатым друзьям приходят ученые –экологи. Они устраивают птахам баню,  моют, чистят их.

К сожалению, нефть, приносящая пользу человеку, может навредить живой

природе. Утечка нефти приводит к катастрофе- гибнут животные, птицы…

Люди бросают все силы на устранение последствий разлива нефти.

Птицам, попавшим в нефтяное

пятно, трудно выжить. Тогда на

помощь пернатым друзьям

приходят ученые –экологи.

Они устраивают птахам баню,

моют, чистят их.

Мир был бы совсем другим, если бы люди не сумели открыть полезные свойства нефти . Мир без машин, самолетов и теплоходов, без необходимых нам каждый день вещей. Благодаря нефти жизнь современного человека окружена комфортом. Но надо помнить, ч то ее запасы не бесконечны. Необходимо бережно относиться к земным б огатствам, чтобы ими могли пользоваться и следующие поколения.

Мир был бы совсем другим, если бы люди не сумели открыть полезные свойства нефти . Мир без машин, самолетов и теплоходов, без необходимых нам каждый день вещей. Благодаря нефти жизнь современного человека окружена комфортом. Но надо помнить, ч то ее запасы не бесконечны. Необходимо бережно относиться к земным б огатствам, чтобы ими могли пользоваться и следующие поколения.

Источник

2.

Постановка учебных задач и её решение

Словесн.: ответы на вопросы;

Практический:

формулирование темы и цели урока;

5

-Отгадайте загадки:

.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком 

Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)

— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

— Верно, молодцы!

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач

Словесный:

учебный диалог;

Словесный:

ответы на вопросы;

Практический: 

Практическая работа в группах;

Практический: защита работ;

10

7

5

— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

— А из чего делают автомобили, самолёты?

— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

 Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

— А почему они полезные? (Ответы детей)

— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.  

— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

— Молодцы. Перейдём к третьей группе.

— Как вы думаете, почему они называются строительными?

— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств песка, угля)

В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!

Высказывать свои предположения;

Отвечать на вопросы

Анализировать;

Высказывать свои предположения;

Выполнять практическую работу в группах

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К:аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: извлечение необходимой информации;

К: высказывать своё предположение;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р:учиться высказы вать 

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Практический: 

тестирование;

7

— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

б)глина

в)газ

— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.

Выполнять тестирование

П: поиск и выделение необходимой информации;

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

3

Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

— Что помогло нам в работе?

— Какие открытия для себя сделали?

— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Записывать д.з

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Источник

Актуализация знаний и мотивация

Приём: загадки.

Постановка учебной задачи

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: формулирование темы и цели урока.

Решение частных задач

Словесный: беседа.

Динамическая пауза

Первичное закрепление знаний во внешней речи

Практический: работа в группах

5 минут

1 мин

10 мин

1 мин

10 мин

Отгадайте загадки:

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком 

Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

Как назвать все эти отгадки? (полезные ископаемые)

Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать?

Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

Верно, молодцы!

А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

А из чего делают автомобили, самолёты?

Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

А почему они полезные? (Ответы детей)

Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.  

Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

Молодцы. Перейдём к третьей группе.

Как вы думаете, почему они называются строительными?

Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

Видеоролик

А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств песка, угля)

У вас на столах лежат образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!

Отгадывать загадки.

Отвечать на вопросы.

Определять тему урока.

Ставить цели урока.

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать рассказ учителя.

Приводить примеры.

Извлекать интересную и необходимую информацию.

Повторять движения.

Выполнять практическую работу в группах.

Обсуждать.

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

П: выделять

необходимую

информацию.

Р:  ставить цели.

К: уметь выражать свои

мысли.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: искать и выделять необходимую информацию.

П: строить логическую цепь рассуждений.

Р: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера.

К: уметь выражать свои К: участвовать  в учебном диалоге;

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Л: установка на ЗОЖ.

К:аргументировать своё мнение и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: извлекать необходимую П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя информацию.

Практический: тестирование.

5 мин

— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

Выполнять тестирование.

Отвечать на вопросы.

П: искать и выделять необходимую информацию.

П: строить логическую цепь рассуждений.

П: выделять

необходимую

информацию.

Р: выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровня усвоенного.

К: общаться и взаимодействовать.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы.

3

Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

 Какие задачи ставили в начале урока?

Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

Что помогло нам в работе?

Какие открытия для себя сделали?

Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Записывать домашнее задание.

Отвечать на вопросы.

Подводить итог урока.

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимать причины успеха и неуспеха в учёбе.

Источник