Тема полезные ископаемые для начальной школы
Власова Н.В.
Этапы урока
Содержание урока, деятельность учителя
Деятельность
учеников
Используемый материал
Формируемые метапредметные
и предметные умения
Организационный этап
Задача: создать условия
для последующего про-
явления эмоционального отношения к учебно-
познавательной дея-
тельности.
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начался урок.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим сразу все к работе.
— Каким бы вы хотели видеть наш урок?
От чего это будет зависеть?
Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?
Проверяют готовность уроку, слушают учителя, желая хорошего настроения на протяжении всего урока.
(Интересным, познавательным)
(От того, как мы будем отвечать, слушать друг друга и учителя).
(Внимательным и наблюдательным)
— умение принимать социальную роль обучающегося, проявлять эмоциональную отзывчивость;
— умение организовывать своё рабочее место.
Актуализация знаний (фронтальный опрос)
— Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?
— Что же такое экономика?
— Какая главная задача экономики?
–Что называется потребностями?
— Что нужно для удовлетворения потребностей людей?
— Что такое товары?
-Приведите примеры товаров.
— Что такое услуги?
— Приведите примеры услуг
— Что составляет основу экономики?
— Какие природные богатства используются в хозяйственной деятельности людей?
(Экономика).
(экос по-гречески значит «дом», номос- «закон».
Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).
(удовлетворение разных потребностей людей).
(все, что требуется людям для жизни).
(товары и услуги).
(Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).
(Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).
(стрижка в парикмахерской)
( Природные богатства и труд людей)
(Вода, воздух, почва, растения, животные)
2. Введение в тему:
Задача: актуализировать знания обучающихся о природных богатствах Земли.
— Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля).
— Богата и разнообразна природа нашей Земли.
Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко.
— Скажите, а как вы понимаете слово «богатство»?
— У большинства ребят мысли идут в правильном направлении.
— А где можно узнать значение слова богатство?
— Я вам приготовила еще один сундучок и в нем тоже лежат сокровища. А какие вы узнаете отгадав загадки.
Игра «Угадай, что находится в шкатулке».
1.Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий. (Уголь)
2.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
3.Этот мастер белый-белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
4.Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
— Ребята, как вы думаете, о каких богатствах пойдет речь?
— Возможно, кто-нибудь из вас знает, как, в общем, назвать все эти богатства Земли? (Полезные ископаемые)
Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.
(Толковый словарь)
— умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний;
— отвечать на поставленные вопросы с ориентировкой на их содержательный аспект;
3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач
Задача: активизировать познавательную активность обучающихся, направленную на дальнейшее целеполагание; создать проблемную ситуацию для оценки правильности или ошибочности выдвинутой версии, для овладения навыками рефлексивной деятельности.
— Давайте сформулируем тему нашего урока.
— У меня в руках 2 полезных ископаемых – это уголь и известняк (демонстрация учителем).
Можем ли мы сказать, что они одинаковые?
— Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? –
Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.
Данные вопросы поочередно появляются на слайде.
Что такое «полезные ископаемые»?
Какие полезные ископаемые бывают?
Где находятся?
Как люди используют в своей жизни?
— Как будем работать?
— Вы распределились в группы по 6 человек.
-Какой первый шаг для слаженной работы в группах необходимо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы?
— Ребята, давайте вспомним правила по которым, работают в группе (Дети отвечают)
1) работать дружно
2) быть внимательными друг к другу
3) работать по плану
4) доводить начатое дело до конца
5) слушать всех
6) прийти к единому решению
7) все члены группы отвечают за результат
Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.
(Нет, потому что они разные. У них разный внешний вид).
(Познакомимся с полезными ископаемыми и их свойствами).
Осуществляют описание полезных ископаемых в ходе зрительного восприятия.
(В группах).
(Распределить роли в группе)
Определяют форму взаимодействия – работа в группах.
Самостоятельно между собой распределяют роли в группе.
— умение формули-ровать тему и цель урока;
— принимать высказывания собеседников, осуществлять рефлексивно-оценочную деятельность;
— осознанно строить речевое высказывание
в соответствии с за-дачами коммуникации;
— умение характеризо-вать объекты по внешним признакам,
-умение договариваться в ходе учебного взаимодействия;
— умение проявлять себя в различных социальных ролях.
4. Формирование новых знаний
Задача: создание условий для совместного открытия новых знаний, соотнесения уже имеющихся знаний с новыми.
— В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?
— Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать определение понятия «полезные ископаемые», проанализировав каждое слово отдельно. Определить что такое «полезные» и «ископаемые»?
— Как вы понимаете значение слова «полезные»?
-«Ископаемые»?
Составление кластера со слов учащихся.
ископаемые
полезные
— У нас получилась схема.
— Как вы думаете, от какого слова произошло слово «ископаемые»?
(Предполагаемый ответ: «копать», «выкапывать»).
— Теперь попробуйте самостоятельно в группе дать определение понятию «полезные ископаемые».
(Предполагаемый ответ: «Полезные ископаемые – богатства природы, которые люди добывают из недр земли»).
— Давайте посмотрим, как истолковывается данное понятие в учебнике на стр.46
— Мы узнали, что такое полезные ископаемые.
— Давайте посмотрим, какие виды полезных ископаемых, помимо названных, можно встретить (уч. С.46)
— Проберется с молотком
К неизвестным скалам.
С каждым камешком знаком,
С каждым минералом. (Геолог)
— Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:
— Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.
Отвечают на поставленные вопросы.
Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые».
(Варианты: Полезные – значит необходимые, нужные. Ископаемые – что-то доставать, извлекать).
Наблюдают за ходом составления кластера учителем.
Выдвигают версии относительно происхождения слова «ископаемые».
Работают в группе, дают определение понятию.
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
Отвечают на вопрос учителя. Называют виды полезных ископаемых.
Следующие слайды аналогичны первому.
— умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний: отличать новое от уже известного;
— умение слушать, понимать и рефлексировать высказывания со-беседников.
— умение совместно договариваться о правилах общения и взаимодействия на уроке, следовать им;
— умение преобразовывать информацию, структурировать её;
— умение извлекать информацию из различных источников;
— умение выстраивать умозаключение, исходя из задач коммуникации;
Физминутка
Задача: проводить профилактику утомления, нарушения осанки, зрения;
снять психоэмоциональную напряженность.
Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Повторяют движения за учителем.
Соотносят свои действия с действиями учителя.
— принимать целевую установку педагога.
— соотносить свои действия с эталоном.
Работа в группах (исследовательская деятельность)
— И сейчас я предлагаю решить интеллектуальную задачу. Вы можете совещаться и работать в группе. Для каждой группы своя интеллектуальная задача.
— Проверим результат вашей работы. Предоставляется слово докладчикам каждой группы.
Решают интеллектуальную задачу.
Выступление
— умение преобразовывать информацию, структурировать её;
— умение извлекать информацию из различных источников;
— умение выстраивать умозаключение, исходя из задач коммуникации;
7. Первичное закрепление
Задача: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы.
Домашнее задание
Задача: установить логическую связь в содержании прошедшего и будущего уроков, содействовать творческой активности обучающихся.
-Ребята, мы открыли новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве. Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику.
(По ходу отгадывания загадок появляется кирпичик, которые по окончанию работы образуют домик).
1. Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)
2.Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)
3.Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
4.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
5. Этот мастер белый-белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
— Как правильно называется это полезное ископаемое? (Известняк)
6. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит).
Что за странный камень это?
Непонятного он цвета…
Он из зёрен состоит,
Называется: (Гранит)
-Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых.
Полезные ископаемые которые на уроке не исследовали.
К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
Как надо охранять полезные ископаемые?
Экономично использовать
Оберегать от пожаров
Соблюдать правила перевозки
Заменять по возможности искусственными материалами
Отвечают отгадывают загадки, выстраивая кирпичный домик.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
— применение собственных представлений для решения практических задач;
— умение узнавать и называть по описаниям природные объекты.
8. Рефлексия деятельности
на уроке
Задача: организовать рефлексивную деятельность обучающихся, соотнести намеченные цели с результатом работы.
— Ребята, подведем итог урока. — Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока?
— Достигли ли мы цели урока?
-Что помогло нам в работе?
— Какие открытия для себя сделали?
— оценивать результат деятельности на уроке.
В 3 «б» классе 18человек. Сильных учеников немного (10), которые работают активно на всех уроках. Есть слабые дети с замедленной реакцией, медлительные, таких детей мало (2), остальные дети – имеют средний уровень.
Сегодняшний урок был уроком первичного предъявления новых знаний по теме «Полезные ископаемые».
Его целевое назначение – первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний. К обучающим задачам урока я отнесла знакомство учащихся с полезными ископаемыми, формирование умения классифицировать полезные ископаемые. Урок был также призван способствовать формированию у учащихся бережного отношения к природе, к охране полезных ископаемых.
Он включал в себя 4 этапа: Этап вызова (постановка цели и темы урока), этап изучения нового материала, этап закрепления (осмысления) и рефлексия.
Основным этапом был – этап изучения нового материала, задачей которого было развитие умения решать учебно-познавательные задачи.
При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: Принцип систематичности и последовательности обучения, принцип доступности обучения, принцип сознательности и активности учащихся в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального подхода к учащимся.
Чтобы решить задачи урока, я использовала материал из учебников, пользовалась сетью интернет.
Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Главный акцент был направлен на формирование знаний учащихся по данной теме. На этапе изучения новых знаний при первичном закреплении была организована групповая работа. Задания были ориентированы на развитие универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, предметных и коммуникативных.
Все задания были нацелены на формирование и закрепление умений и навыков классифицировать полезные ископаемые, определять их свойства.
Итог урока показал, что дети тему усвоили хорошо, поняли, умеют различать полезные ископаемые, классифицировать их в группы.
По дидактической цели все методы, выбранные мной, позволили не только изучить, но и проконтролировать: насколько дети усвоили данную тему.
Я считаю, что поставленные цели и задачи урока получилось полностью реализовать, психологический климат на уроке был доброжелательный.
Источник
Слайд 2
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Цели урока: продолжить знакомство с полезными ископаемыми, с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; воспитывать бережное отношение к природе; учиться экономно использовать богатства нашей планеты.
Слайд 3
Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? Проблема.
Слайд 4
Фронтальный опрос по изученному материалу. — Что такое полезные ископаемые? — Какие по свойствам бывают полезные ископаемые? — Для чего добывают полезные ископаемые?
Слайд 5
Добыча полезных ископаемых Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. Отыскивают месторождения геологи.
Слайд 6
Каменный уголь Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.
Слайд 7
Как добывают каменный уголь Уголь добывают в шахтах. В открытых котлованах- карьерах. Карьер – это открытый котлован. Шахты – это глубокие колодцы.
Слайд 8
Железная руда Выплавляют сталь и чугун, а из них делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин и многое другое.
Слайд 9
ЧТО ИЗГОТАВЛИВАЮТ ИЗ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗНЫХ РУД? Алюминиевая кастрюля Стальные ножницы Чугунная сковорода Медный таз Серебряные монеты Золотое кольцо
Слайд 10
Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины. Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ. Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах , по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры .
Слайд 11
Чтобы извлечь из-под земли нефть, люди строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.
Слайд 12
НЕФТЬ Получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски , лаки, пластмассы , волокна для изготовления тканей
Слайд 13
Природный газ — очень хорошее топливо. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
Слайд 14
ПЕСОК ИЗВЕСТНЯК ГЛИНА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Глину формуют и обжигают – получается кирпич. Известняк используется в строительстве , мелом пишут в школе. Песок используют в строительстве , для изготовления стекла .
Слайд 15
Неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, специальных пил, взрывных устройств, мощных водометов. Так добывают песок, глину, гранит, известняк. Перевозят по железным дорогам в вагонах. КАК ДОБЫВАЮТ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ?
Слайд 16
На территории нашего села идёт добыча песка открытым способом с помощью экскаваторов.
Слайд 20
Полезные ископаемые — огромное, бесценное богатство Земли. Добывать природные богатства становится всё труднее. Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места. Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти. Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!
Слайд 21
1.Экономно использовать. 2.Оберегать от пожаров. 3.Соблюдать правила перевозки. 4.Заменять по возможности искусственными материалами. Как нужно охранять полезные ископаемые?
Слайд 22
Рефлексия Обобщение знаний. Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?
Слайд 23
Домашнее задание Учебник стр. 48-52.
Слайд 24
Презентацию выполнила Учитель начальных классов МКОУ « Удобенская СОШ» Нестерова Наталья Владимировна
Источник
Мультимедийная разработка учебного занятия
Колбиной Натальи Олеговны, учителя начальных классов
МБОУ гимназии имени Ф.К. Салманова
Тема урока
Полезные ископаемые
Предмет
Окружающий мир
Класс
3
Тип урока
Урок постановки и решения учебной задачи
Место данной темы
в учебном курсе
Урок 8 в разделе «Разрез как новый способ изображения»
УМК
Окружающий мир: учебник-тетрадь для 3 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 2 (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) / Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева. – 12-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 88 с.
Цели урока
Познакомить учащихся с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.
Задачи урока
Образовательные:
Организовать постановку детьми задач исследования, изучение свойств горных пород.
Раскрыть значение полезных ископаемых для человека.
Создавать условия для формирования универсальных учебных действий.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, излагать мысли логически верно.
Развивать исследовательские навыки через изучение горных пород.
Воспитательные:
Формировать гражданственность, патриотизм через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых).
Методы обучения
1. Словесный.
2. ИКТ: мультимедийная презентация.
3. Наглядно-демонстрационный.
4. Практический.
5.Частично-поисковый.
Формы работы
1. Фронтальная.
2. Индивидуальная.
3. Групповая.
Приемы работы
1. Ребус.
2. Кластер.
3. Бортовой журнал.
4. Практическая работа учащихся.
5. Построение домика.
Необходимое оборудование и материалы
Оборудование: интерактивная доска, компьютер,
Зрительный ряд: презентация к уроку, инструктивная карточка для каждой группы «План изучения полезных ископаемых» (раздаточный материал), дополнительная информация – информационные тексты «Полезные ископаемые» (раздаточный материал).
Материалы для учащихся: атлас – определитель «От Земли до неба», ребусы на каждую группу, образцы полезных ископаемых: каменный уголь, гранит, торф, железная руда, известняк, емкость с водой.
Этапы урока
Содержание урока, деятельность учителя
Деятельность
учеников
Используемый материал
Формируемые метапредметные
и предметные умения
Организационный этап
Задача: создать условия
для последующего про-
явления эмоционально-
го отношения к учебно-
познавательной дея-
тельности.
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
Проверяют готовность уроку, слушают учителя, желая хорошего настроения на протяжении всего урока.
— умение принимать социальную роль обучающегося, проявлять эмоциональную отзывчивость;
— умение организовывать своё рабочее место.
2. Актуализация опорных знаний
Задача: актуализировать знания обучающихся о природных богатствах Земли.
— Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля).
— Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко.
Учитель читает текст:
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
— Ребята, как вы думаете, о каких богатствах и секретах говорится в этом стихотворении? (Рубин, сапфир, минералы, кристаллы и т.д.)
— Возможно, кто-нибудь из вас знает, как в общем назвать все эти богатства Земли? (Полезные ископаемые)
Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.
— умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний;
— отвечать на постав-ленные вопросы с ориентировкой на их содержательный аспект;
3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач
Задача: активизировать познавательную активность обучающихся, направленную на дальнейшее целеполагание; создать проблемную ситуацию для оценки правильности или ошибочности выдвинутой версии, для овладения навыками рефлексивной деятельности.
— Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
— Давайте сформулируем тему нашего урока. (Полезные ископаемые).
— Тема нашего урока «Полезные ископаемые».
— У меня в руках 2 полезных ископаемых – это гранит и известняк (демонстрация учителем). Можем ли мы сказать, что они одинаковые? (Нет, потому что они разные. У них разный внешний вид).
— Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? (Познакомимся с полезными ископаемыми и их свойствами).
— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.
(Что такое «полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые?
Данные вопросы поочередно появляются на слайде.
— Как вы думаете, какова же цель нашего урока? (Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами, применением).
— Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (В группах).
— Вы распределились в группы по 4 человека. Какой первый шаг для слаженной работы в группах необходимо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? (Распределить роли в группе)
Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.
Осуществляют описание полезных ископаемых в ходе зрительного восприятия.
Предлагают ряд вопросов, на которые хотели бы получить ответ.
Прочитывают вопросы по ходу их появления на экране.
Формулируют цель урока
Определяют форму взаимодействия – работа в группах.
Самостоятельно между собой распределяют роли в группе:
Организатор
Спикер
Контролер
Секретарь
— умение формули-ровать тему и цель урока;
— принимать высказы-вания собеседников, осуществлять рефлексивно-оценоч-ную деятельность;
— осознанно строить речевое высказывание
в соответствии с за-дачами коммуникации;
— умение характеризо-вать объекты по внешним признакам,
-умение договариваться в ходе учебного взаимодействия;
— умение проявлять себя в различных социальных ролях.
4. Формирование новых знаний
Задача: создание условий для совместного открытия новых знаний, соотнесения уже имеющихся знаний с новыми.
— В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?
— Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать определение понятия «полезные ископаемые», проанализировав каждое слово отдельно. Определить что такое «полезные» и «ископаемые»?
— Как вы понимаете значение слова «полезные»? «Ископаемые»?
(Варианты: Полезные – значит необходимые, нужные. Ископаемые – что-то доставать, извлекать).
Составление кластера со слов учащихся.
необходимые нужные доставать извлекать
— У нас получилась схема. В технологии критического мышления это называется «кластер».
— Для более точной формулировки, взглянем на слово с точки зрения происхождения. Происхождением слов занимается наука – «этимология».
— Как вы думаете, от какого слова произошло слово «ископаемые»?
(Предполагаемый ответ: «копать», «выкапывать»).
— Теперь попробуйте самостоятельно в группе дать определение понятию «полезные ископаемые».
(Предполагаемый ответ: «Полезные ископаемые – богатства природы, которые люди добывают из недр земли»).
— Давайте посмотрим, как истолковывается данное понятие в «Толковом словаре русского языка» (просмотр страницы словаря в on—lain режиме)
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
-Мы узнали, что такое полезные ископаемые. А какие полезные ископаемые вы знаете?
(Варианты: нефть, уголь, алмазы, природный газ и т.д.)
— Давайте посмотрим, какие виды полезных ископаемых, помимо названных, можно встретить. Я предлагаю решить интеллектуальную задачу (разгадать ребусы). Вы можете совещаться и работать в группе. Для каждой группы своя интеллектуальная задача.
— Проверим результат вашей работы. Предоставляется слово спикерам каждой группы.
Отвечают на поставленные вопросы.
Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые».
Наблюдают за ходом составления кластера учителем.
.
Выдвигают версии относительно происхождения слова «ископаемые».
Работают в группе, дают определение понятию.
Просматривают страницу словаря в on-lain режиме.
Отвечают на вопрос учителя. Называют виды полезных ископаемых.
Решают интеллектуальную задачу – разгадывают ребус.
Выступление
спикеров.
Следующие слайды аналогичны первому.
— умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний: отли-чать новое от уже из-вестного;
— умение слушать, по-нимать и рефлексиро-вать высказывания со-беседников.
— умение совместно договариваться о пра-вилах общения и вза-имодействия на уроке, следовать им;
— умение преобразовывать информацию, структурировать её;
— умение извлекать информацию из различных источников;
— умение выстраивать умозаключение, исходя из задач коммуникации;
Физминутка
Задача: проводить профилактику утомления, нарушения осанки, зрения;
снять психоэмоциональную напряженность.
— Молодцы! Вы успешно справились с заданием. Но вы должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.
Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).
— Ребята, я желаю вам достигать своей цели и никогда не сдаваться!
Повторяют движения за учителем.
Соотносят свои действия с действиями учителя.
— принимать целевую установку педагога.
— соотносить свои действия с эталоном.
6. Практическая работа
Задача: создать условия для самостоятельного овладения новыми знаниями;
проанализировать, дать оценку успешности достижения цели.
— В физкультминутке мы на минуту стали геологами. Кто-нибудь из вас знает, кто такие геологи?
Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.
Мы узнали, что в мире существует много разных видов полезных ископаемых. А, как вы думаете, чтобы знать как их использовать, где применять, что еще мы должны знать о полезных ископаемых? (Свойства).
— Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы займемся изучением свойств полезных ископаемых.
— На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы свой образец) и атлас-определитель
“От Земли до неба”.
Результаты исследования будете заносить в бортовой журнал.
Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.
Название полезного ископаемого________________________
Твёрдое или жидкое _______________
Растворимость ____________________
Цвет _______________________________________________
Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______
Прозрачное или непрозрачное __________________________
Горючее или негорючее