Тема полезные ископаемые планета знаний 3 класс

Тема полезные ископаемые планета знаний 3 класс thumbnail

Урок по окружающему миру в 3 классе

УМК «Планета знаний»

Тема: Полезные ископаемые. Песок. Глина. Гранит. Известняк.

Цель:

Сформировать у учащихся представления о характерных особенностях полезных ископаемых: глины, песка, гранита, известняка.

Задачи урока:

I. Предметные.

— формировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение»

— формировать представления учащихся о составе и свойствах глины, песка, гранита, известняка.

II. Метапредметные.

1.ПознавательныеУУД:

— формировать умение работать с коллекционным материалом, проводить опыты.

— формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы;

2. Регулятивные УУД:

— формировать умение концентрировать внимание

— формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять опыты

3. Коммуникативные УУД:

— формировать умение работать в группе, в паре

— формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы

— формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

III. Личностные

— формировать положительную мотивацию к обучению.

— развивать познавательную активность, мышление и речь детей

— формировать чувство уважения к товарищу.

 Оборудование:

Образцы полезных ископаемых: глины, известняка, гранита, песка. Оборудование для опытов: воронки, лупы, молоток, пробирка

Учебники, тетради, толковый словарь

Презентации о полезных ископаемых, слайды.

мультимедиа, проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково?

Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей
К новым знаниям скорей!

– А теперь улыбнитесь своим друзьям. Садитесь.

2. Самоопределение к учебной деятельности.

— Давайте представим, что мы проводим урок не в классе, а в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.

Пожелаем друг другу удачи. А работать мы будем в группах, давайте вспомним правила работы в группе (Слайд 2)

  1. Актуализация знаний учащихся.

Отгадайте загадки:

1.Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.( песок)

  1. Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (глина)

  1. Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе,

Сам он – удобрение. (известняк)

  1. Он очень прочен и упруг,

С известняком он родственник

Бывает серый, красный, желтый,белый

В метро, дворцах он превосходный. (гранит)

СЛАЙД №3

— Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое слово лишнее?

Гранит

Песок

Стекло

Глина

Известняк

Нефть

Природный газ

— Почему стекло лишнее? (слайд 4)

— Давайте его уберем.

— Как можно назвать эти вещества? (Горные породы)

— А что такое горные породы? (Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры)(слайд 5)

— Давайте найдем перечисленные горные породы в коллекциях

— Какую горную породу не нашли? (Нефть и природный газ) Посмотрите, пожалуйста, в моей коллекции.

— Какие еще горные породы вы знаете?

— Молодцы!

4. Знакомство с новым материалом.

1) Постановка учебной задачи

— Посмотрите на слова, записанные на доске. Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься? (Изучать горные породы)

2) Изучение нового материала

— Как еще можно назвать горные породы? Найдите ответ в учебнике на странице 60. (Полезные ископаемые)

— Что же такое полезные ископаемые? ( Полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоев Земли)

— А почему полезные, как вы думаете? (Работа со словарем)

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в строительный материал, топливо или разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

— Почему ископаемые ?

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

— Можно отнести к полезным ископаемым глину, нефть, газ, песок, гранит, известняк. Почему? ( Приносят пользу человеку, их добывают из различных слоев Земли)

— Выполним задание №56 в тетради.

— Проверим, что записали? (Вещества, которые добывают из различных слоев Земли, называют полезными ископаемыми)

— Для чего добывают полезные ископаемые? (для хозяйственной деятельности человека в больших объемах)

— Где добывают полезные ископаемые? Прочитайте в учебнике на странице 60 первый абзац и найдите, что такое месторождение?

— Прочитаем. Что запишем в тетрадь в задании №57? (Месторождение – это место, где полезные ископаемые залегают в больших количествах.)(слайд 6)

— Найдите ответ на вопрос. Кто занимается поиском месторождений?

(Геологи)

— Назовите, какие полезные ископаемые добывают в Ульяновской области.

— А какие полезные ископаемые добывают в нашем Вешкаймском районе ? ( песок, глину и когда то добывали мел ) (Региональный компонент)

(Слайд 7)

— Давайте вспомним. Какие три состояния веществ вы знаете?

(Жидкое, твердое, газообразное)

— Давайте заполним таблицу: (слайд 8)

(Таблица на доске, дети по очереди выходят и приклеивают полезное ископаемое в нужный столбик)

Гранит

Песок

Природный газ

Глина

Известняк

Нефть

— Веществ, в каком состоянии больше всего? (в твердом)

— Можно сказать, что все вещества в твердом состоянии будут одинаковыми по составу и свойствам? (Все вещества отличаются по составу и свойствам)

5. Физкультминутка (музыкальная) (слайд 9)

6. Выполнение практической работы в группах.

— А теперь давайте попробуем в ходе выполнения практической работы доказать свойства и состав полезных ископаемых, с которыми нас познакомили ребята.

— Каждая группа получит карточку с заданиями. (Приложение№1)

По ходу выполнения заданий необходимо заполнять таблицу.

— Послушаем, какую работу выполняла 1 группа? (слайд 10)

(Сравнивала глину и песок)

— Какую работу выполняла 2 группа? (слайд 11)

(Сравнивала гранит и известняк)

Опыт №3 (показывает учитель) Капнем из пипетки на образцы известняка несколько капель пищевого уксуса. Что произошло?

— Расскажите про опыт, который оказался самым интересным.

— Что же можно сказать про состав и свойства полезных ископаемых в твердом состоянии? (Полезные ископаемые в твердом состоянии отличаются по составу и свойствам)

7. Первичное закрепление.

— Назовите одинаковые признаки глины и песка?

— Чем они отличаются?

— Назовите одинаковые признаки гранита и известняка?

— Чем они отличаются?

— Назовите одинаковые признаки песка и гранита?

— Чем они отличаются?

— О чем мы сегодня с вами говорили?

— Что такое полезные ископаемые?

8. Независимая самостоятельная работа с проверкой.

— Давайте посмотрим, как хорошо вы запомнили свойства и состав глины, известняка и гранита и выполним тест.

СЛАЙД №12 (проверка ответов)

Тест.(Приложение №2)

Подчеркни правильный ответ

1.Какое полезное ископаемое состоит из кварца, слюды и полевого шпата?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

2. Какое полезное ископаемое хорошо пропускает воду?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

3. Какое полезное ископаемое имеет такое свойство, как пластичность?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

4.На какое полезное ископаемое можно капнуть уксусом, и оно зашипит?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

5. Какое полезное ископаемое состоит из крупинок?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

Ответы:

1. Гранит

2. Песок

3. Глина

4. Известняк

5. Песок

«5»- без ошибок

«4»- 1 ошибка

«3»- 2 ошибки

— Проверим по карточке с верными ответами и поставим себе оценку.

— Поднимите руку, кто получил «5», «4»

СЛАЙД №13

9. Итог урока. Домашнее задание:

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Домашнее задание:

1.Прочитать в учебнике с.60-63 и ответить на вопросы.

2. Приготовить проект про полезное ископаемое по плану.

План изучения полезного ископаемого: (Приложение№3)

1. Название. 

2. Образование и состав

3. Свойства

4. Способ добычи. 

5. Значение и применение.

— Оцените работу каждого в вашей группе.

10. Рефлексия. (Слайд №14)

— Кто хочет поделиться своими достижениями?

Сегодня на уроке:

Я узнал …..

Я научился….

Мне понравилось…..

Я бы хотел…..

Новые знания мне пригодятся…

Учитель выставляет оценки по результатам оценочных листов.(Приложение№4)

Приложение №1

Практическая работа.

Карточка№1

1.Рассмотрите кусочки гранита и известняка.

2. Определите их цвет и состояние.

3. Попробуйте разломить кусочки гранита и известняка.

4. Ударьте по кусочку гранита молотком . Затем по кусочку известняка. Что произошло? (Чтобы не поранить себя осколками, кусочки горных пород надо завернуть в ткань)

5. Запишите свои исследования в таблицу. С.25 №58 в рабочей тетради.

Практическая работа.

Карточка№2

1.Рассмотрите речной песок и глину через лупу.

2. Определите их цвет и состояние.

3. Потрите песком и глиной по стеклу. Что вы увидели? Сделайте вывод.

4. Понюхайте сухую глину и песок. Слегка смочите их водой. Сравните запах.

5. Возьмите свои чашки из глины и налейте в них воду. Пропускает ли эта чашка воду?

6. Запишите свои исследования в таблицу. С.25 №58 в рабочей тетради.

Приложение №2

Тест.

Подчеркни правильный ответ

1.Какое полезное ископаемое состоит из кварца, слюды и полевого шпата?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

2. Какое полезное ископаемое хорошо пропускает воду?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

3. Какое полезное ископаемое имеет такое свойство, как пластичность?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

4.На какое полезное ископаемое можно капнуть уксусом, и оно зашипит?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

5. Какое полезное ископаемое состоит из крупинок?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

Приложение №3

План изучения полезного ископаемого: (Приложение№3)

1. Название. 

2. Образование и состав

3. Свойства

4. Способ добычи. 

5. Значение и применение.

Приложение№4

Оценочный лист. Оцени свою работу в группе

Активно работал в группе

  1. Был организатором работы в группе

  1. Слушал мнение каждого участника группы

Доказывал свое мнение

  1. Смог бы представить результаты работы группы перед классом

  1. Представлял результаты работы группы перед классом

Список используемой литературы:

  1. Учебник «Окружающий мир» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов (1 часть) ООО «Издательство Астрель»,2013 г.

  2. Рабочая тетрадь №1 к учебнику «Окружающий мир» Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова (1 часть) ООО «Издательство Астрель»,2013 г.

  3. muzofon.com (музыкальная физминутка)

  4. https://www.mineral88.ru/photo1.html

  5. Фото меловых гор село Ермоловка

Источник

Урок по окружающему миру

Тема урока: Полезные ископаемые (песок, глина)

3 класс

Урок разработан учителем начальных классов

МБОУ СОШ №7г. Городца Нижегородской обл.

Еловиковой И.В.

Тема урока: Полезные ископаемые (песок, глина)

(Учебник «Окружающий мир» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 3 класс, стр. 60-63 ) Программа «Планета Знаний»

Задачи урока:

1. Дать понятие о полезных ископаемых, о месторождении;

2.Познакомить со свойствами песка, глины.

3. Формировать общеучебныеумения: ставить и решать учебную задачу, сравнивать, обобщать результаты наблюдения, давать оценку своей работы; умение работать с учебником, с таблицей;

4.Формировать умение работать коллективно и в парах, развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки ученика, учебник «Окружающий мир» 3 класс  Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов , 2011, оборудование для практической работы (тарелки, глина, песок, лупа)

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

Учитель. Сядем кружком, потолкуем ладком о том, о другом и урок со сказки начнем 

В некотором волшебном царстве, в подземном государстве  жила Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы. Эта загадочная ,а порой опасная, Хозяйка Медной горы хранит много своих тайн. Хотите побывать в этом царстве, узнать про сокровища Хозяйки медной горы?  Слайд 1.

Спускаемся в пещеру.

 2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Вся поверхность Земли состоит из горных пород.

Слайды 5-9

Что называют горными породами?

Ученик: Вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли в больших массах называют горными породами.

Учитель:Где встречаются горные породы? Только в горах?

Учитель: Из чего состоят горные породы?

Ученик: Из минералов.

Учитель: Приведите примеры?

Ученик: Кварцевый песок состоит из кварца. Гранит из трех минералов: полевого шпата, кварца, слюды.

Учитель: Дома вы думали над сложным вопросом.

-Почему стекло, дерево, сахар нельзя назвать горными породами?

-Кто сможет ответить?

Ученик: Стекло и сахар это изделия, изготовленные человеком. А дерево – это живой организм или изделие (материал для приготовления предметов).

 Молодцы! Справились с заданием и получаете шкатулку с сокровищем  (Достаю шкатулку. В ней глина и песок)

3. Изучение нового материала.

Учитель достает из шкатулки  кусочек глины и песок.

— Что же это за сокровище? Он блестит? (Нет). Переливается? (Нет). Можно сказать, что они красивые? (Ответы детей). Это урок нам покажет можно ли считать песок и глину сокровищем . Слайд 10

Тема сегодняшнего урока — исследование свойств песка и глины

Песок, глина, гранит, уголь, нефть, газ… – очень нужны человеку. Они ему полезны. Их берут из глубин земли или с ее поверхности, их называют полезными ископаемыми. Потому, что многие из них находятся под землей, закрыты от нас. Их надо извлечь («ископать», говорили в старину).Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.

Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять — исследовать и заносить в таблицу

Практическая работа

Работать будете в паре. Заполняете бланки исследований.

Слайд 11

1) Рассмотрите песок и глину через лупу

Определите состояние (твердое, жидкое, газообразное)

Определите цвет.

Прозрачные или непрозрачные.

2) Понюхайте песок и глину. Слайд 12

Итак, мы установили, что песок и глина состоят из отдельных частиц, но форма, размеры, расстояние между частицами у них различны

3) Высыпьте песок  и глину из стакана на лист бумаги. (сыпучий или вязкий).  Слайд 13

Песок пересыпается легко, струйкой, а глина струйку не образует. Значит: песок сыпучий.

Слайд 14
Помоем сапожки: от чего легче отмыть обувь – от песка или глины?

Практическая работа Слайд 15

Создание «песчаных картин». На фанерку насыпается тонким слоем песок, тонким слоем распределив его по всей поверхности. Пальцем прорисовывается изображение. Можно ли изготовить для выставки такую картину? Почему?

Потрогайте, воткните в стакан палочку (рыхлый или плотный)

Слайд 16

4) Возьмите 2стакана и поместите в них воронки.  В воронки поместите фильтр из кусочков ваты. На фильтр одной воронки положите влажный песок, а на фильтр второй размельчённую смоченную глину. Отмерьте одинаковое количество воды и  налейте одновременно в обе воронки. Понаблюдайте, что произойдёт. 

Раньше появляются капли воды из той воронки, в которой лежит песок. Значит: песок хорошо пропускает воду. У глины слабая водопроницаемость.

 — Объясните, почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых скапливается много воды?

Как пригодилось свойство песка пропускать воду? В строительстве дорог.

Слайд 17

5) Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Подождите, пусть немного подсохнет. Что лучше сохраняет форму: песок или глина?

Учитель: В блюдце с водой положите небольшой кусок глины: вода вскоре исчезла с блюдца. Понемногу подливаем воду, глину разминаем до тех пор, пока она не станет мягкой и вязкой (тестообразной). Из такой глины легко можно лепить.

6) Давайте проверим, вылепим чашку. Слайд 18
Глина легко скатывается в шарик. Он прочный, эластичный. Из песка шарик сделать не удалось. песок не обладает вязкостью, крупные округлые частицы его плохо прилипают друг к другу Он легко рассыпается. Значит: глина обладает хорошей вязкостью., мелкие плоские частицы ее легко и прочно прилипают друг к другу.

Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой дом более прочный?

Проверим записи таблицы  по учебнику страница 61, дополним

https://planetaznaniy.astrel.ru/pk/viewbook.php?bookid=95348&type=

Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем подумать как люди используют песок и глину.

— Как вы думаете, это свойство глины не пропускать воду, пластичность  где  пригодилось человеку?

Способность глины не пропускать воду —  важное свойство, благодаря ему, глину стали использовать для приготовления посуды.

— Как называли  такую посуду? Слайд 19

«Посуды нет такой давно, все металлическая  и стеклянная,

  А в старину у всех была посуда …» .(Глиняная)

А глиняная посуда, это хорошо или плохо?  (Ответы детей). Глиняная посуда  самая экологически чистая, полезная для здоровья  человека.  Кто изготавливал посуду и как называлась профессия человека? Гончар

А знаете ли вы, что непрозрачный песок становится прозрачным стеклом?

Как добывают песок и глину? (в карьерах) Как это делается? Слайд 20, 21

Какие полезные ископаемые рассмотрены на уроке? Перечислите свойства песка, глины. Слайд 22, 23

Итог урока Глина и песок  – настоящие сокровища, один из древнейших  освоенных людьми материалов. Сокровище оказывается не только  то, что блестит, но и такая некрасивая на вид глина и песок  тоже является сокровищем. Слайд 23

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!

Выставление оценок.

Домашнее задание. Учебник, стр. 60-61,63.. Свойства полезных ископаемых по таблице

Рефлексия Слайд 25

Источник

Конспект урока

Тема урока: «Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)».

Цель урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о полезных ископаемых и их основных свойствах.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Создать условия для усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, для осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых.

Развивающая задача:

  • Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения структурировать информацию; умения составлять схемы, таблицы; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

Воспитательная:

  • Создать условия для осознания причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности, для формирования ценностного отношения к природе.

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения.

Возраст учащихся: 3 класс, 9 лет.

Программное обеспечение: курс «Окружающий мир» для 3 класса общеобразовательных учреждений авторов И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина является составной частью учебно-методического комплекта «Планета знаний». Курс обеспечивается учебником «Окружающий мир. 3 класс» и рабочей тетрадью «Окружающий мир. 3 класс» авторов И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Оборудование:

  1. Карточки на доску с названиями: девиза урока, темы, основополагающих вопросов, основных понятий, названий и свойств полезных ископаемых.

  2. Памятка «Работа в паре, группе».

  3. Памятка «Оцени свою работу».

  4. Таблицы для изучения свойств полезных ископаемых – 2 штуки.

  5. Конверты с планом проведения опытов – 2 штуки.

  6. Индивидуальные карточки для проведения теста; эталоны для проверки.

  7. Образцы для проведения опытов: песок, сырая глина, кусочки сухой глины, гранита, известняка; лупы, стеклышки, стакан с водой, молоток, кусок ткани, подкладная доска, уксусная кислота, пипетка.

  8. Компьютерная презентация; ноутбук.

Цель: включение в учебную деятельность на личност-нозначимом уровне.

1.Фронтальная работа. Диалог. Привлечение внимания. Моральная поддержка.

— Посмотрите, ребята, друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

— А эпиграфом к сегодняшнему уроку я предлагаю слова замечательного русского писателя, педагога К.Д.Ушинского «Познание нового есть шаг вперёд» (слайд 2)

— Как вы понимаете эти слова?

— Значит, какой же урок у нас будет?

(Урок открытия нового знания)

2 этап. Мотивация и целепо

лагание.

Организа

ция работы по изуче

нию нового материала.

Цель: формулировка темы, постановка цели деятельности; разработка совместного плана действий.

1. Фронтальная работа. Подводящий диалог.

— Посмотрите на нашу Землю (слайд 3, ссылка на видеоролик). Богата и разнообразна природа нашей планеты. Одни богатства находятся на её поверхности, другие спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

— Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (Слайд 4, тема на доску)

— Давайте постараемся сформулировать основные вопросы к уроку?

(На доску: Что такое полезные ископаемые? Какие бывают полезные ископаемые? Каковы свойства полезных ископаемых?)

— Для работы по изучению нового материала я предлагаю разделиться на группы по5 человек.

— Прежде, чем начать работу давайте вспомним правила работы в паре или группе.

На слайде 5 памятка: друг друга не перебивать; выслушать мнение товарища; обсудить проблему; принять решение.

3 этап. Изучение нового материала.

Цель: подкрепление и усиление возникшей мотивации; сообщение информации о предмете знания.

1. Фронтальная работа. Коммуникативное воздействие с опорой на визуальную фиксацию.

— Постараемся ответить на первый вопрос урока: что такое «полезные ископаемые»? Вам помогут значения этих слов из словаря (слайд 6):

Польза – нужные, необходимые, положительные последствия, выгода.

Копать-

— разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая,

отваливая землю, делать углубление

— отваливая землю, доставать, извлекать.

— Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока, выберите главные слова. На доске:

hello_html_6b361de9.png

— Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например, дерево. Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему?

(его не добывают из недр земли, не откапывают)

— Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

— Всегда ли их надо «выкапывать» из недр земли, или некоторые могут лежать прямо у нас под ногами?

2. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие с опорой на визуальную фиксацию.

— Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”. Если затрудняетесь, то можете обратиться к учебнику: страница 60 (слайд 7).

3. Фронтальная работа. Подводящий диалог.

— Везде ли ведется добыча полезных ископаемых?

(Только там, где их много)

— Места, где полезные ископаемые находятся в больших количествах называются месторождениями. (слайд 8, слово на доску)

— Может быть, кто-то из вас знает, как называется профессия людей, которые ищут такие месторождения?

(Геологи – слайд 9, слово на доску).

4. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие. Использование предметных действий.

Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то можем переходить к изучению их свойств. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу.

Название полезно

го иско

паемого

Состоя

ние

Цвет

Запах

Пропус

кает ли воду

Другие свойства

Где залегает

Добыча

Использо

вание в хозяйстве

— Работать будете в группах по плану, который дан в конверте.

(Конверт№1 для первой группы, конверт №2 – для второй).

— 1 группа изучает и записывает в таблицу свойства песка и глины; 2 группа изучает свойства гранита и известняка.

1 конверт:

  1. Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.

  2. Понюхайте сухую глину и песок.

  3. Слегка смочите песок и глину водой. Сравните запах. Вывод запишите в таблицу.

  4. Слепите из сырого песка и влажной глины шарики. Что лучше сохраняет форму? О каком свойстве глины идёт речь? Ответ запишите в таблицу.

  5. Вылепите их глины чашку и налейте в неё воду. Пропускает ли чашка воду? Запишите вывод.

  6. Прочитайте материал учебника на странице 61 и дополните таблицу.

2 конверт:

  1. Рассмотрите гранит и известняк через лупу. Определите их состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.

  2. Понюхайте гранит и известняк. Запишите ответ в таблицу.

  3. Попробуйте разломить кусочки гранита и известняка. Вывод запишите в таблицу.

  4. Ударьте по кусочку гранита молотком. Что произошло. Вывод запишите.

  5. Попросите учителя капнуть на известняк уксусной кислоты. Что произошло? Сделайте вывод. Запишите его в таблицу.

  6. Прочитайте материал учебника на странице 62 и дополните таблицу.

Физминутка (слайд 10)

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим,

До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!

5. Фронтальная работа. Побуждающий диалог. Использование зрительной наглядности.

— Продолжаем работу. Каждая группа представит полученные результаты.

(учитель вывешивает заполненные учащимися таблицы на доску)

4 этап. Закрепле

ние изученного.

Цель: усвоение нового материала, применение полученных знаний в построении логического высказывания.

1. Фронтальная работа. Побуждающий диалог.

— Ребята, вы многое узнали о полезных ископаемых, и, надеюсь, поможете разобраться в некоторых ситуациях:

1. Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду – песок или глина. Один утверждал, что песок, другой – что глина. Кто из них прав? Помогите разобраться.

2. Почему летом после дождя на глинистой дороге долго стоят лужи, а песчаная дорожка высыхает быстро? Объясните это явление.

3. Если мы внимательно посмотрим на речной песок, то увидим, что он состоит из таких же маленьких зернышек, что и гранит. Как вы это можете объяснить?

(если затрудняются, можно прочитать сказку:

На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Все у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его Гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться. И вот в один из прекрасных дней школьному Мелку пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу и там прочитал: солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину. И тогда Мелок решил написать, тайно от правителя, письмо деду Морозу, ясному Солнышку и ветру с просьбой приехать на остров. Когда те получили это послание, то немедленно отправились в путь и в скором времени прибыли на остров. После их дружной работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители вновь зажили счастливо.)

2. Индивидуальная работа узкой направленности.

— Прежде, чем подводить итог урока, выполним небольшой тест:

1. Полезные ископаемые – это:

А. всё полезное, что выкапывают из земли

Б. динозавры, мамонты и другие древние животные

В. горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве

2. Место, где залегают полезные ископаемые, называется:

А. склад

Б. месторождение

В. карьер

3. Кто отыскивает месторождения полезных ископаемых:

А. биолог

Б. эколог

В. геолог

4. Полезное ископаемое, которое хорошо пропускает воду:

А. глина

Б. песок

В. гранит

5. Какое полезное ископаемое может «вскипятить» кислота:

А. известняк

Б. гранит

В. глина

— Проверьте себя по эталону: В, Б, В, Б, А (слайд 11)

5 этап.

Рефлексия деятельности. Итог урока.

Цель: фиксация соответствия результатов поставленной цели; самооценка деятельности на уроке; планирова-ние дальнейших шагов.

1. Фронтальная работа. Беседа.

— Вернемся к девизу нашего урока (слайд 12). Продвинулись ли сегодня вы на шаг вперед в своих знаниях?

— Какие открытия для себя сделали?

-Что помогло нам в работе?

2. Самостоятельное оценивание. Использование специальной шкалы. Включение эмоционального компонента: похвала, благодарность за работу на уроке.

Вот и подходит к концу наш урок. Пришла пора оценить свою работу. Сделайте это по пятибалльной шкале с позиции «Я», «Мы», «Дело»

(критерии оценивания на слайде 13).

— Посмотрите, ребята, на таблицу. Вся ли она заполнена? Что же еще интересного вы узнаете о полезных ископаемых?

3. Определение заданий для самоподготовки. Возможность выбора заданий учащимися. Возможность творческого развития (слайд 14).

— Дома, ребята, вы выполните задание №58 в тетради на странице 25: сравните свойства любых двух полезных ископаемых.

— Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых. Много еще полезных ископаемых на земле, и я предлагаю вам приготовить сообщение о любом из них.

Источник