Тема полезные ископаемые урок окружающий мир

Тема полезные ископаемые урок окружающий мир thumbnail

Тема урока: Полезные ископаемые.

Цель: обучающиеся познакомятся с полезными ископаемыми, свойствами и их применением в народном хозяйстве.

Задачи:

— образовательные: углубить и расширить знания обучающихся о полезных ископаемых, их происхождении, разнообразии, свойствах, практическом применении;

— формировать у обучающихся умения привести примеры использования полезных ископаемых человеком.

— коррекционно-развивающие: совершенствовать учебные умения и навыки; умение делать выводы и обобщения; развивать самостоятельность в работе; способствовать развитию познавательного интереса к природе;

— воспитательные: формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну и край, столь богатые полезными ископаемыми.

Оборудование: образцы полезных ископаемых, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, учебная презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Начнем урок с географической разминки:

1) Какую планету мы изучаем? (Земля)

2) Уменьшенная модель Земного шара (глобус)

3) Вокруг какой звезды вращается наша планета? (Солнце)

4) Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы? (на ней есть жизнь)

5) Какие оболочки Земли мы знаем? (воздушная — атмосфера, водная — гидросфера, твердая — литосфера)

6) Какие виды поверхности суши мы знаем? (равнины, горы)

7) Что мы называем равниной? (ровная поверхность местности)

8) Как мы называем самые высокие участки земной поверхности? (горы)

9) Цвет, которым обозначают на карте равнины? (зелёным)

10) Цвет, которым на карте обозначаются горы (коричневый)

11) Что мы называем почвой? (верхний слой земли, на котором растут растения)

12) Откуда берутся в почве питательные вещества? (от сгнивших остатков растений и животных: перегной).

13) Плодородие почвы? -это способность давать хороший урожай.

14) Скажите, а надо ли защищать почву от загрязнения и разрушения? (для того чтобы почва была плодородной, её надо удобрять и защищать от загрязнения)

3. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Сегодня мы продолжаем изучать нашу планету Земля, познакомимся с полезными ископаемыми, свойствами полезных ископаемых и их применением человеком в хозяйстве.

К концу урока мы должны будем найти ответы на следующие вопросы:

1. Что такое полезные ископаемые?

2. Почему они ископаемые?

3. Почему они полезные?

4. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

По ходу урока мы будем знакомиться с некоторыми видами полезных ископаемых их названием.

-Знаешь ли ты, из чего сделаны кирпичи и посуда?

— Где строители берут материалы для построек — песок, глину, камни?

4. Усвоение новых знаний.

Чтобы построить различные здания — жилые дома, фабрики, заводы, больницы и многое другое, нужны строительные материалы. На стройках используют кирпичи, гранит, известняк. Гранит и известняк добывают в природе, а кирпичи делают на специальных заводах.

Для работы предприятий, отопления жилых домов, для того чтобы летали самолёты и ездили автомобили, необходимо топливо. Его получают из угля, торфа, нефти, газа.

Для того чтобы изготовить самолёты, машины, рельсы для железной дороги и даже самые простые ножницы, которыми ты режешь бумагу, необходимы металлы. Их получают из алюминиевых и железных руд, которые тоже добывают в природе.

Гранит, известняк, глина, песок, уголь, нефть, газ, торф, алюминиевые и железные руды добываются из земли и называются полезными ископаемыми. Они являются частью неживой природы. Просмотр образцов полезных ископаемых.

Полезные ископаемые создавались и накапливались природой на протяжении миллионов лет. Полезные ископаемые возникли из остатков растений и мелких животных, в результате извержения вулканов, при разрушении гор. Места скопления полезных ископаемых в земле называются месторождениями.

Полезные ископаемые могут залегать как на большой глубине, так и у поверхности земли. Если полезные ископаемые находятся у поверхности земли, то их добывают с помощью мощных машин — экскаваторов. Это открытый способ добычи полезных ископаемых. Чтобы добыть полезные ископаемые, хранящиеся глубоко под землёй, люди роют шахты или бурят скважины (узкие колодцы).

Полезные ископаемые могут отличаться друг от друга по своим свойствам. Некоторые из них блестят, другие не имеют блеска. Одни полезные ископаемые твёрдые, другие — жидкие или газообразные (газ).

Заполним схему:

строительные

жидкие

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

топливные

газообразные

рудные

Полезные ископаемые, которые горят, называют горючими. Люди используют их как топливо.

К негорючим полезным ископаемым относятся руды. Из них получают металлы, которые используют для изготовления станков, машин и других металлических изделий.

Каждый год люди добывают большое количество полезных ископаемых. Для того чтобы их запас восстановился, должно пройти много тысяч лет. Поэтому учёные создают новые вещества, заменяющие полезные ископаемые (например, пластмассу).

В качестве топлива человек научился использовать силу ветра, рек и солнечную энергию. Для того чтобы сохранить металлические руды и другие полезные ископаемые, люди перерабатывают металлолом.

Посмотрите на физическую карту России. Месторождения полезных ископаемых на карте обозначаются специальными знаками: то есть это то место, где есть залежи этого полезного ископаемого.

— Какие полезные ископаемые добываются в нашем крае? (Добыча угля открытым способом. В с Пушкино добывают уголь. В с. Лесопильное — глину.)

5. ФИЗМИНУТКА «Диктант в ладоши».

Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, «диктую название полезных ископаемых, вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову горючие, 2 раза строительные, 3 раза п.и., из которых получают металлы.

6. Закрепление

Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли. (Нефть, газ, каменный уголь, торф, известняк (мел), песок, глина — это полезные ископаемые. Они добываются из-под земли. Из полезных ископаемых изготавливают строительные материалы, топливо, металлические изделия.)

  • Что такое полезные ископаемые? Почему они так называются?

  • Какие полезные ископаемые ты знаешь?

  • Для чего людям нужны полезные ископаемые?

  • Какие свойства полезных ископаемых тебе известны?

  • Какие способы добычи полезных ископаемых ты знаешь?

  • Как используют собранный металлолом?

  • Что такое месторождение? Из каких слов образовалось это слово?

  • Почему полезные ископаемые относятся к неживой природе? (……, а живая природа — это то что дышит, питается, размножается)

Читайте также:  Что полезно для капилляров на ногах

— Так мы ответили на вопросы, которые поставили в начале урока? :

1. Что такое полезные ископаемые? Природные горные породы.

2. Почему они ископаемые? Добываются и из недр Земли.

3. Почему они полезные? Они полезные потому, что человек их использует в хозяйстве.

7. Рефлексия.

Рефлексивное обсуждение. Беседа о полезных ископаемых.

— Что вам было уже известно?

— А какая информация оказалась для вас новой?

— О чем бы вы хотели узнать больше?

8. Итог

— Какую тему сегодня изучали?

— Что такое полезные ископаемые?

— Почему они ископаемые?

— Почему они полезные?

— Какой из этапов работы вам понравился больше всего?

— Может ли человек прожить без полезных ископаемых?

— Могут ли полезные ископаемые иссякнуть?

— Что должны делать люди, чтобы этого не произошло?

Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, возможно, остались какие — то вопросы у вас, это дает нам возможность продолжить наши исследования и постараться найти ответы на все ваши вопросы на других уроках.

9. Домашнее задание

учебник стр. 24-27

Источник

Учитель

Безбороденко Оксана Владимировна                 1 квалификационная категория

 Тема урока

Полезные ископаемые

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Тип урока

Урок постановки и решения учебной задачи

УМК

 «Школа России» Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.

Цель урока

 Расширять знания  учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.

Задачи урока

Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий;   применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач.
Познавательные:   выявить свойства известняка,  гранита, каменного угля  и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу.
Личностные:  формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.

 Методы обучения

1. Словесный.

2. ИКТ: мультимедийная презентация.

3. Наглядно-демонстрационный.

4. Практический.

5.Частично-поисковый.

 Формы работы

1. Фронтальная.                 2. Индивидуальная.                    3. Групповая.

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование: интерактивная доска, компьютер. Зрительный ряд: презентация , инструктивная карточка для каждой группы «План изучения полезных ископаемых» (раздаточный материал), дополнительная информация – информационные тексты «Полезные ископаемые» (раздаточный материал), тест по теме « 3 кита экономики» Материалы для учащихся: атлас – определитель «От Земли до неба»,  образцы полезных ископаемых: каменный уголь, гранит,   известняк .

Этапы урока

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность

учеников

1.Организацион-ный этап

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего   настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

Проверяют готов-ность  уроку, слу-шают учителя, желая хорошего настроения.

2. Актуализация опорных знаний

— Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля).

— Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко.  Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте отгадаем загадку  Путь его тяжёл и долог, Ищет залежи…  Правильно! (Геологи  ).

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания. На прошлом уроке мы с вами изучили тему три кита экономики.  Проверка домашнего задания.   

Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.

Тест по теме: «3 кита экономики».

3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач

—  Сегодня на уроке мы начнём знакомство с 1 из китов экономики — с полезными ископаемыми. Наша страна очень богата полезными ископаемыми.  

— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? )

Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.

4. Формирование новых знаний

— В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?

— Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать    понятия «полезные ископаемые »

Читайте также:  Объемы добычи полезных ископаемых в мире

1. Работа в поисковых системах Яндекс и Google, со словарем С.И.Ожегова:

1 группа — Что называют полезными ископаемыми?

2 группа – Что такое месторождения?   3 группа —  Что называют шахтой, карьером?

2.   Составление кластера со слов учащихся.

3.  Прочитайте материал о полезных ископаемых. При чтении делайте пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко занесите сведения из текста.   4.  Дополнение  кластера.

 Отвечают на поставленные вопросы.

Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые».

Наблюдают за ходом составления кластера учителем.

Таблица «Инсерт».

5.Физминутка

— Молодцы! Вы успешно справились с заданием.  Но вы должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследователь-ской работе и проведем физкультминутку.   Ребята, я желаю вам достигать своей цели и никогда не сдаваться! Мы настоящие геологи.

            Повторяют движения за учителем. Соотносят свои действия с действиями учителя.

6. Практическая работа

  Мы узнали, что в мире существует много разных видов полезных ископаемых.  

— Каждое полезное ископаемое обладает  свойством. Сейчас мы займемся изучением свойств полезных ископаемых.

— На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы свой образец) и атлас-определитель  “От Земли до неба”. Результаты исследования будете заносить в бортовой журнал. Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _______________

Растворимость ____________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)____________

Обозначение на карте__________________

— У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ, по завершению исследования, будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….”  

Приём «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей. Белая шляпа. Факты.   Жёлтая. Позитивное мышление.  Черная. Проблема.   Красная. Эмоции.   Зеленая. Творчество.  Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

Принимают инструкцию педагога о ходе исследовательской

работы.

Осуществляют исследование по инструкции.

Выполняют самостоятельную работу в группе – исследуют полезное ископаемое с помощью инструктивной карточки и атласа – определителя.

7. Первичное закрепление

-Ребята, мы открыли  новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве.

 Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику.

(По ходу отгадывания загадок появляется кирпичик, которые по окончанию работы образуют домик).

-Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Как надо охранять полезные ископаемые?

  •  Экономично использовать
  • Оберегать от пожаров
  • Соблюдать правила перевозки
  • Заменять по возможности искусственными материалами

Отвечают отгадывают загадки, выстраивая кирпичный домик.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

8. Рефлексия деятельности

на уроке

— Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Что помогло нам в работе?

— Какие открытия для себя сделали? 

Напишите   синквейн   на   тему «Ископаемые»:

1-я строка — название стихотворения, тема (обычно  существительное);

2-я строка — описание темы (2 прилагательных);

3-я строка — действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);

4-я строка — чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);

5-я строка — повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).

Ископаемые.                   Полезные, нужные.            Находят, добывают, используют.

Необходимы челове-ку во все времена.                 Недра.

9. Домашнее задание

— В завершении нашего урока я предлагаю вам следующее задание:

1 и 2 группе – приготовить сообщение о природном газе;

3 и 4 группе – приготовить сообщение о нефти;

Источник

Открытый урок окружающего мира в 3 классе

по программе «Школа России»

Тема урока: Полезные ископаемые.

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся со свойствами полезных ископаемых, составом некоторых из них, со способами их добычи, дать общее представление о полезных ископаемых Магаданской области.
  2. Развивать мышление, речь, умение работать в группе, с картой, самостоятельно находить информацию в справочной литературе, анализировать и синтезировать её.
  3. Воспитывать бережное, экономное отношение к природным богатствам планеты.

Оборудование:  компьютер, экран, мультимедиапроектор, документ-камера, образцы полезных ископаемых, плакат «Строительство дома», энциклопедии, справочники.

Ход урока.

Слайд 1.

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

     Здравствуйте, уважаемые коллеги! Да-да, я не ошиблась. Позвольте мне вас так называть, потому, что мы с вами являемся сотрудниками НЛО. Как вы думаете, что это такое?

Читайте также:  Чем полезна корица для женщин и для похудения

(Ответы детей. Возможно, они скажут о неопознанном летающем объекте).

  • НЛО – это Научная Лаборатория Открытий. Сегодня нам предстоит собрать и обсудить следующую информацию:

Слайд 2.

  • Что такое полезные ископаемые?
  • Где и как они образуются?
  • Свойства,  состав некоторых из них.
  • Способы добычи.
  • Использование человеком.
  1.  Работа по теме урока. 

      Позвольте мне начать работу с доклада, а вы будете дополнять моё выступление известной для вас информацией. (Доклад сопровождается презентацией).

      Наша планета хранит в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр земли и её поверхности, называют полезными ископаемыми.

— Почему ископаемыми? (Ответы).

        Многие из них закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», как говорили в старину) из земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где  и как они образуются. Ископаемые  — это останки животных и растений, которые сохранились в горной породе.

Слайд 3.

  • Горные породы – это природные соединения нескольких минералов.
  • Минералы – это однородные по составу природные вещества, многие из которых имеют вид кристаллов.

— Так что же такое полезные ископаемые? (ответы)

Слайд 4.

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек добывает из недр земли и использует в хозяйстве.

— Приведите примеры известных вам полезных ископаемых. (ответы)

     Давайте выясним, как образуются горные породы?

Слайд 5.

  • Одни породы образовались в раскалённых недрах Земли в результате извержения вулкана, вышли наружу или изменились внутри Земли под влиянием нагревания и сжатия.
  • Другие – из слежавшегося песка, глины и остатков древних растений и животных, осевших в море.

— Как и где добывают полезные ископаемые? Прошу рассказать тех ребят, чьи родители занимаются добычей полезных ископаемых в нашей области

(Ответы и рассказы учащихся).

Слайд 6.

     Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в открытых котлованах – карьерах, другие – в шахтах, а для того, чтобы извлечь нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

— Люди какой профессии изучают полезные ископаемые и находят их месторождения? (Геологи).

Слайд 7.

     Большинство полезных ископаемых — твёрдые, но есть также  жидкое и газообразное. На примере одного из них мы разберём свойства полезных ископаемых.

     Отгадайте загадку.

Без неё не сделают шины ля машины,

Она нужна для топлива, пластмассы и резины.

Жидкое, горючее, тёмного цвета.

Добывают из глубин ископаемое это. (Нефть) 

(Показать нефть)

     Нефть – очень важное для экономики государства полезное ископаемое.

— Какие свойства нефти мы можем назвать?

(Маслянистая жидкость тёмного цвета, горюча, имеет запах).

— Что получают из нефти?

(Из нефти получают бензин, керосин, каучук, пластмассу, вазелин, мыло, лекарства)

— Где используют полезные ископаемые?

Слайд 8.

     (В строительстве, как топливо, для производства металлов – из руды выплавляют различные металлы.)

  1. Физминутка.
  1. Практическая  работа по группам (3 группы).

План работы.

  1. Рассмотреть полезные ископаемые, можно с помощью лупы.
  2. Составить схему,  обсудить с группой.
  3. Найти нужную информацию в Атласе-определителе или энциклопедии.
  4. Составить краткий рассказ, представить схему классу.

Гранит

Атлас-определитель (с.10-11), учебник, энциклопедии, детские справочники

Известняки

АО (с. 14-15), учебник, энциклопедии, детские справочники

Образование каменного угля

АО (с. 12-13), учебник, энциклопедии, детские справочники

       Отчёт групп о работе.  Слайд  9, 10, 11.

Слайд 12.

  1.     Региональный компонент.

        Мы с гордостью говорим о нашей области: Колыма – золотое сердце России. Посмотрите на герб Магаданской области. Что изображено в верхней части герба?

(Ответы детей)

Слайд 13, 14.

  1.     Работа с картой.  

       Карта  Магаданской  области. Существуют знаки, которыми обозначаются месторождения полезных ископаемых.  Они называются условными.

Какие полезные ископаемые есть в нашей области?

7.      Обобщение материала.  Плакат «Строительство дома».

       Рассмотрите  плакат. Люди каких профессий трудятся для того, чтобы м жили в красивых комфортных домах? (Ответы. Профессий гораздо больше, чем назовут дети. Нужно их подвести к этому.).

Где и каким образом были использованы: (карточки)

нефть

песок

глина

мрамор

гранит

руда

известняк

уголь

     Хозяйственная деятельность людей невозможна без полезных ископаемых. Они используются в разных областях экономики государства. Добывая их, изменяется поверхность Земли: взрывают горы, образуют карьеры. При этом местность, окружающая месторождение, становится непригодной для жизни.

— Какие экологические проблемы возникают при этом?

— Как нужно относиться к природным богатствам Земли?

(ответы)

VI. Итог. 

       Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли.  Его нужно беречь и экономно использовать. Повторное использование материалов помогает сохранить не только минеральные ресурсы, но и энергию, (а значит, и топливо), необходимую для добычи и обработки полезных ископаемых.

       Уважаемые сотрудники НЛО! В результате нашей совместной работы получилась папка с информацией на тему «Полезные ископаемые».

Спасибо за работу! Хорошего настроения и примерного поведения!

Источник