Тесты по познанию мира на тему полезные ископаемые

Тест: «Полезные ископаемые»                         1  вариант

1. Горные породы  и минералы, которые  человек  использует  в своей хозяйственной деятельности, называют

а) полезные ископаемые;        б) камни;                     в) вода.

2. Что из перечисленного  относится  к полезным  ископаемым?

а) ножницы, ложки, вилки;     б) кирпич, бензин, известняк;

в) нефть, глина, торф.

3. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

а) психологи;                     б) геологи;                 в) строители.

4. Установи соответствие.

а) твёрдые                            1) гранит                          4) нефть

б) газообразные                    2) природный газ            5) железная руда

в) жидкие                              3) глина                                            

5.Какие из  полезных ископаемых  служат топливом?

а) оловянная и медная руды;    б) каменный уголь, природный  газ;

в) глина, известняк.

6.В каких  из перечисленных  пород, минералов  или полезных ископаемых основную часть  составляют  остатки  растений?

а) глина;            б) торф;                   в) гранит.

7.Жидкое  горючее  полезное ископаемое

а) природный газ;               б) нефть;            в) известняк.

8. Установи соответствие, что  изготавливают  из этих  полезных ископаемых.

а) известняк                       1) стекло                          

б) торф                               2) мел            

в) кварцевый песок           3) удобрение                                            

9. 3ачем собирать металлолом?

1) чтобы сохранить запасы руды;

2) чтобы очистить территорию от мусора

10. Кто создал горные породы?

а) люди;                  б) природа;                     в) животные.

Тест: «Полезные ископаемые»                         2  вариант

1. Горные породы  и минералы, которые  человек  использует  в своей хозяйственной деятельности, называют

а) полезные ископаемые;        б) камни;                     в) вода.

2. Установи соответствие.

а) твёрдые                            1) каменный уголь              4) нефть

б) жидкие                              2) известняк                       5) песок

в) газообразные                    3) природный газ                                          

3. Какие бывают горные породы?

а) твердые, жидкие и газообразные;            б) твердые и жидкие;

в) твердые и газообразные.

4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

а) психологи;                     б) геологи;                 в) строители.

5. Какие из перечисленных полезных ископаемых образовались из магмы?

а) песок;            б) каменный уголь;                   в) базальт.

6. 3ачем собирать металлолом?

1) чтобы сохранить запасы руды;

2) чтобы очистить территорию от мусора

7.Какие  из полезных ископаемых  используются  в строительстве?

а) песок, глина;                   б) гранит, торф;    

в) каменный  уголь, поваренная соль.

8.Газообразное  полезное ископаемое

а) природный газ;             б) нефть;                в) известняк.

9. Установи соответствие, что  изготавливают  из этих  полезных ископаемых.

а) нефть                                       1) сталь                          

б) железная руда                         2) керамика            

в) глина                                        3) бензин                                          

Читайте также:  Глаза и полезная еда для них

10. Кто создал горные породы?

а) люди;                  б) природа;                     в) животные.

Источник

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ВАРИАНТ 1
1.Нерудные полезные ископаемые:
А) Поваренная соль, гранит, газ.
Б) Нефть, алмазы, песчаник
С) Глина, песок, асбест.

2. О каком нерудном полезном ископаемом говорится в загадке:
«В воде родится, а воды боится»:
А) Известняк
Б) Соль
С) Глина.

3. Каждый день человек в пищу употребляет до 20 граммов:
А) Поваренной соли
Б) Калийной соли
С) Каменной соли
4. Эти соли применяются как удобрения:
А) Поваренная соль Б) Соли калия С) Морские соли.

5. Устаревшее название соляных разработок и каменноугольных шахт:
А) Копи
Б) Штольня
С) Шхеры

6. Месторождение Каратау не знает равных в мире по качеству и запасам:
А) Глины
Б) Поваренной соли
С) Фосфоритов

7. «Горным льном» называют:
А) Фосфорит
Б) Асбест
С) Гранит

8. Месторождение асбеста открыты в:
А) Карашыганах.
Б) Жетыбай
С) Жетыкара

9. Удивительное волокно, которое не горит, не пропускает ток. Из него изготавливают спецодежду для пожарных:
А) Каменное волокно
Б) Горное волокно
С) Асбестовое волокно

10. В результате разрушения твёрдых плотных пород образуются нерудные полезные ископаемые:
А) Известняк, песчаник
Б) Песок, глина
С) Ракушечник, мел.

11. Горы, состоящие из этого вещества, кажутся особенно белыми:
А) Ракушечник
Б) Мел
С) Известняк

12. Горы Казалтау получили своё название из-за цвета горной породы, из которой они состоят:
А) Полевой шпат
Б) Гранит
С) Кварц

13. Сырьём для стекла является:
А) Доломит
Б)Каолин
С) Песок.

14. Какое свойство глины используют при изготовлении посуды:
А) Твердость
Б) Водонепроницаемость
С) Лёгкость

15.Из высокосортных глин получают очень изящную, тонкую, красивую посуду:
А) Керамическую
Б) Фарфоровую
С)Фаянсовую

16. Из смеси самого ценного вида песка с известью изготавливают :
А) Красный кирпич
Б) Жёлтый кирпич
С)Белый кирпич

17. Сколько видов известняка существует?
А) 3
Б) 4
С) 2

18. Самая твёрдая разновидность известняка:
А) Мел
Б) Мрамор
С) Ракушечник

19. Залежи (месторождение ) мрамора в Казахстане:
А) Центральные и Южные области
Б) Северная часть Казахстана
С) Южные и восточные области.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ВАРИАНТ 2.
1.Горючие полезные ископаемые – это, прежде всего:
А) топливо
Б) средство для получения лекарства
С) удобрение

2. Сколько разновидностей каменного угля встречается в природе?
А) 2
Б) 3
С) 4
3. Разновидности угля отличаются друг от друга:
А) способом добычи
Б) по цвету
С) по твёрдости, цвету и количеству тепла, выделяемого при сгорании.

4. Этот уголь обладает металлическим блеском, очень твёрдый, используется для выплавки металлов; выделяет очень много тепла при сгорании.
А) Горючий сланец
Б) Обыкновенный каменный уголь
С) Антроцит.

5. Обыкновенный каменный уголь добывают в :
А) Эмбенском угольном бассейне.
Б) Карагандинском угольном бассейне.
С) Карагандинском, Экибастузском угольных бассейнах.

6. Этот уголь используют как местное топливо:
А) обыкновенный уголь
Б) бурый уголь
С) антроцит

7. Забой-это:
А) место боёв, военных действий
Б) место, где непосредственно добывают уголь
С) место, где непосредственно добывают торф

8. Это горючее полезное ископаемое ещё используется как удобрение:
А) торф
Б) бурый уголь
С) нефть

9. Бурый уголь найден в :
А) Торгайской степи и в Южном Казахстане
Б) Степи Сарыарки и в Северном Казахстане
С) Экибастузе, Караганде

10. В Казахстане всего месторождений каменного и бурого угля:
А) 400
Б) 450
С) 1.500

11. Это горючее полезное ископаемое бывает тёмно-коричневого, чёрного, красноватого, желтоватого и даже белого цвета:
А) Уголь
Б)Газ
С) Нефть

12. Основной транспорт для нефти:
А) Цистерны на машинах.
Б) Трубопроводы
С)Вагоны

13. Нефть перерабатывают:
А) в доменных печах
Б) на нефтеналивных заводах
С) на нефтеперерабатывающих заводах

14. Иногда газ выходит из-под земли вместе с нефтью, его называют:
А) сопутствующим
Б) соседствующим
С) родственным

15. Богаты газом:
А) Каспийское море, Аральское море
Б) Прикаспийская низменность, полуостров Мангыстау, Каспийский шлейф
С) Тургайская плата, Казахский мелкосопочник

16. Это затвердевшая масса окаменелого растительного материала:
А) слюда
Б) кварц
С) уголь

17. Без золы сгорает:
А)Нефть
Б) торф
С) каменный уголь

18. Применяется в быту, используется на тепловых электростанциях, получают искусственные волокна, каучук:
А) газ
Б) нефть
С) уголь

19. Знаменитое на весь мир нефтегазовое месторождение:
А) Тенгизское
Б) Ленгерское
С) Торгайское

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ВАРИАНТ 3.
1.Места залегания полезных ископаемых называют:
А) карьеры
Б) шахты
С) месторождения

2. Почва-это:
А) верхний слой земли
Б) верхний плодородный слой земли
С) перегнившие листья, гранит, воздух

3. По способу применения полезные ископаемые делятся на три основные группы:
А) горючие полезные ископаемые, рудные, нерудные
Б) рудные полезные ископаемые, нерудные, негорючие
С) нерудные полезные ископаемые, рудные, негорючие

4. Главное свойство почвы, отличающее её от горной породы:
А) растворимость в воде
Б) плодородие
С) водонепроницаемость

5. Горючие полезные ископаемые-это:
А) каменный уголь, нефть, природный газ
Б) фосфорит, асбест, соль
С) гранит, известняк, мрамор

Читайте также:  Какой рис полезнее коричневый или бурый

6. Основные месторождения нефти:
А) Караганда, Экибастуз
Б) Каспийский шлейф, полуостров Мангыстау
С) Жетыгара , Рудный

7. Горы пустой породы, которые образуются при добыче каменного угля в шахтах, называются:
А) курганы
Б) терриконы
С) сопки

8. Самое нераспространенное нерудное полезное ископаемое-это:
А) соль
Б) нефть
С) известняк

9. Почва может долго оставаться продуктивной, если:
А) защищена от частого полива
Б) постоянно вспахана
С) защищена растительным покровом
10. Плодородный слой почвы на 100 лет увеличивается примерно:
А) на 20 см
Б) на 15 см
С) на 2 см

11. Мягкий металл красного цвета, хорошо проводит электрический ток и сплавляется с другими металлами:
А) медь
Б) железо
С) свинец

12. Тёмный цвет почва приобретает за счёт:
А) соли
Б) перегноя
С) глины

13. Самые крупные месторождения нефти в Казахстане:
А) Центральный Казахстан
Б) Восточный Казахстан
С) Мангыстауский полуостров

14. Прикаспийская низменность на полуострове Мангыстау богата
А) рудами чёрных металлов
Б) газом и нефтью
С) нерудными полезными ископаемыми

15. Руды чёрных металлов:
А) Железная руда
Б) медная руда
С) асбест

16. Полезные ископаемые расположенные близко к поверхности земли добывают:
А) из шахт
Б) из открытых карьеров
С) из скважин

17. Мягкий металл красного цвета, который легко обрабатывается:
А) медь
Б)золото
С) свинец

18. Горючесть главное свойство:
А) нефти
Б) известняка
С) меди

19. Плодородная почва от солончаковой отличается:
А) цветом
Б) наличием влаги
С) невозможно отличить

20. Почву рыхлят для того, чтобы обеспечить доступ:
А) влаги, перегноя
Б) воздуха, влаги
С) воздуха, перегноя

Источник

Панорамный урок

Предмет: Познание мира

Класс: 4

Тема : Полезные ископаемые

Цель урока: 

Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

1.формировать понятие о полезных ископаемых, о группах на которые они делятся, их свойствах и использовании;

2.развивать умение работать с картой;

3.воспитывать бережное отношение к природным ресурсам:

Планируемые результаты:

предметные: знать о полезных ископаемых и их роли в жизни человека, уметь различать полезные ископаемые;

личностные: проявляются в стремлении к заботе, защите окружающей среды;

системно- деятельностные: уметь собирать и систематизировать информацию;

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповаяфронтальная.

Методы: частично-поисковый, наглядный, проблемный, словесный.

Виды работ: работа с картой, обсуждение в группе, работа в паре.

Термины и понятия: полезные ископаемые, месторождения, бассейн.

Оборудование: мультимедийный проектор, белая бумага, маркеры, карта «Полезные ископаемые», коллекция «Горные породы», карта «Полезные ископаемые Казахстана»

Дидактические материалы: карточки с заданиями

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.

Мы снова вместе –

Вы и я.

Начинаем наш урок –

Он для вас

Мы будем вместе

Грызть гранит науки,

В добрый час.

Оцените свой настрой, покажите его карточкой настроения.

2 этап. Актуализация знаний

— Чтобы узнать, чему будет посвящён наш урок, попробуйте отгадать загадки.

1 . Он  очень  нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

2.Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)

3. По трубе течет,
пироги печет(Газ)

4.Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)

5.Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)

6.Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь)

— Как  назвать все отгадки одним словом?  (полезные ископаемые)

Я надеюсь, что сегодняшний урок познания мира будет для вас очередным открытием, удивлением.

Эпиграфом урока я выбрала слова замечательного ученого- геолога

Александра Евгеньевича Ферсмана: “Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы так могучи были силы недр…”

— О какой земле идет речь? (О Казахстане)
— Как вы понимаете слово недра? (То, что внутри земли)
— О каком богатстве недр говорится? (О полезных ископаемых)

https://images.myshared.ru/438400/slide_4.jpg

3 этап. Мотивация и целеполагание.

— Посмотрите на карту нашей страны. Богата и разнообразна природа нашего Казахстана. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайд «Карта полезных ископаемых» ).

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
 
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
 
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

Проблемные вопросы

— Какие проблемы ставите на уроке?

1.Что такое полезные ископаемые?

2.Какие бывают полезные ископаемые?

3.Почему нужно беречь полезные ископаемые?

4 этап. Планирования поиска способа решения.

-Вы посажены в группы по 5 человек.

— Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы?

1.Соблюдать правила совместной работы.(слайд)

https://festival.1september.ru/articles/594684/presentation/03.jpg

2.  Распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы.

5 этап. Реализация плана.

А)Фронтальная работа.

— Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые” (слайд).

Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»?

К какой части речи они относятся? (прил +сущ)

Читайте также:  Лед для лица полезен или нет

Вместе образуют ?(словосочетание)

— Теперь подумайте и попробуйте дать определение, что такое “Полезные ископаемые”.

(“Полезные ископаемые” — природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд).

Б). Составление кластера «Виды полезных ископаемых»

Вывод по таблице

https://geographyofrussia.com/wp-content/uploads/2009/04/0005-005-Vidy-poleznykh-iskopaemykh-640x480.jpg

В)Работа с картой «Полезные ископаемые Казахстана»

— Посмотрите на карту нашей страны.

— Казахстан богат полезными ископаемыми. Почти вся таблица Менделеева скрыта в недрах нашей земли. Таблица Менделеева — это периодическая таблица химических элементов, с которой вы познакомитесь в старших классах на уроках химии.

Какие полезные ископаемые есть в нашей стране? (Перечисление полезных ископаемых).

— Как называются районы, где находятся полезные ископаемые? (Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями).

— Какими полезными ископаемыми богата земля Бурлинского района?

— Как называется это месторождение?

Музыкальная пауза

Г)Работа с учебником с.28-29

Перед рассказами поработаем с понятиями геологи, месторождение, бассейн?

(Работа с толковым словарем)

Кто такие геологи?

Что такое месторождение, бассейн.?

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Месторождения – места скопления полезных ископаемых в недрах или на поверхности земли называются месторождениями.

Бассейн- большие по площади и запасам месторождения полезных ископаемых.

— Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверты с заданиями.

У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….”. За помощью обращаетесь к тексту на 27-29 учебника.

Задание каждой группе

1группа-Как образовались рудные полезные ископаемые.

2 группа-Способы добычи полезных ископаемых.

3 группа-Нерудные полезные ископаемые

4 группа- О месторождении нефти.

5 группа- Каменный уголь.

6 группа- Железные руды и бокситы.

6 этап.Творческая работа.

А)Синквейн.

— Каждая команда составляет синквейн о природном ископаемом.

За лучший синквейн команды награждают друг друга смайликами.

Б) Работа с учащимися с повышенной мотивацией

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (тест)
1.Горючие полезные ископаемые – это, прежде всего:
 
А) топливо 
Б) средство для получения лекарства 
С) удобрение 
2. Нефть перерабатывают: 
А) в доменных печах 
Б) на нефтеналивных заводах 
С) на нефтеперерабатывающих заводах 
3.Места залегания полезных ископаемых называют: 
А) карьеры 
Б) шахты 
С) месторождения 
4. Почва-это
А) верхний слой земли 
Б) верхний плодородный слой земли 
С) перегнившие листья, гранит, воздух 
5. По способу применения полезные ископаемые делятся на три основные группы: 
А) горючие полезные ископаемые, рудные, нерудные 
Б) рудные полезные ископаемые, нерудные, негорючие 
С) нерудные полезные ископаемые, рудные, негорючие 
6. Главное свойство почвы, отличающее её от горной породы: 
А) растворимость в воде 
Б) плодородие 
С) водонепроницаемость 
7. Горючие полезные ископаемые-это: 
А) каменный уголь, нефть, природный газ 
Б) фосфорит, асбест, соль 
С) гранит, известняк, мрамор 
8. Горы пустой породы, которые образуются при добыче каменного угля в шахтах, называются: 
А) курганы 
Б) терриконы 
С) сопки 
9. Тёмный цвет почва приобретает за счёт: 
А) соли 
Б) перегноя 
С) глины 
10. Полезные ископаемые расположенные близко к поверхности земли добывают
А) из шахт 
Б) из открытых карьеров 
С) из скважин
11. Горючесть главное свойство: 
А) нефти 
Б) известняка 
С) меди 

7 этап. Вывод 

— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

8 этап. Рефлексия 

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

-Что помогло нам в работе?

— Какие открытия для себя сделали?

Каждой группе раздаю значки полезных ископаемых.

— Прикрепите эти значки на физическую карту Казахстана на те, места, где располагаются месторождения данных полезных ископаемых.

Картинки по запросу презентации по теме полезные ископаемые казахстана 4 класс

9этап. Оценивание работы.

Оценочный лист

Виды работ

07.10

Отгадывание загадок

Исследовательская работа

Составление кластера

Работа со словарём

Творческая работа

Синквейн

Работа с уч-ся с повышенной мотивацией.

10 этап. Итог урока

Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано

«Переверни и ты узнаешь что-то новое”

Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие».

— Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогут вам в дальнейшем, и вы сможете их применить в жизни.

11 этап. Домашнее задание с. 27-29 пересказ. Сочинить сказку о полезных ископаемых. Составить 5 вопросов по теме «Полезные ископаемые»

Источник