Требования по подсчету запасов полезных ископаемых

Рекомендации к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по технико-экономическому обоснованию кондиций и подсчету запасов твердых полезных ископаемых с использованием блочного моделирования на месторождениях различного морфологического типа

Классификация запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых утверждена Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 278 и введена в действие с 1 января 2008 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2006 г. N 8667

Предназначены для работников предприятий и организаций, осу­ществляющих свою деятельность в сфере недропользования, неза­висимо от их ведомственной принадлежности и форм собственно­сти. Применение настоящих Методических рекомендаций обеспе­чит получение геологоразведочной информации, полнота и каче­ство которой достаточны для принятия решений о проведении дальнейших разведочных работ или о вовлечении запасов разведан­ных месторождений в промышленное освоение, а также о проекти­ровании новых или реконструкции существующих предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых.

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Госу­дарственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ ГКЗ) по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации и за счет средств федерального бюджета.

Утверждены распоряжением МПР России от 05.06.2007 г. № 37-р.

Предназначены для работников предприятий и организаций, осу­ществляющих свою деятельность в сфере недропользования, неза­висимо от их ведомственной принадлежности и форм собственно­сти. Применение настоящих Методических рекомендаций обеспе­чит получение геологоразведочной информации, полнота и каче­ство которой достаточны для принятия решений о проведении дальнейших разведочных работ или о вовлечении запасов разведан­ных месторождений в промышленное освоение, а также о проекти­ровании новых или реконструкции существующих предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых.

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Госу­дарственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ ГКЗ) по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации и за счет средств федерального бюджета.

Утверждены распоряжением МПР России от 05.06.2007 г. № 37-р.

Предназначены для работников предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере недропользования, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Содержат требования к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов твердых полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений рудных полезных ископаемых и алмазов, нерудных полезных ископаемых, углей и горючих сланцев, а также рассыпных месторождений и общераспространенных полезных ископаемых.

Требования к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов твердых полезных ископаемых утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 мая 2011 года № 378 и зарегистрированы в Минюсте РФ 24 июня 2011 года.

Предназначены для работников предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере недропользования, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Применение настоящих Методических рекомендаций обеспечит получение геологоразведочной информации, полнота и качество которой достаточны для принятия решений о проведении дальнейших разведочных работ или о вовлечении запасов разведанных месторождений в промышленное освоение, а также о проектировании новых или реконструкции существующих предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых.

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых» (ФГУ «ГКЗ») за счет средств федерального бюджета по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Рекомендованы к использованию протоколом МПР России от 03.04.2007 №11-17/0044-пр, утвержденным Заместителем Министра природных ресурсов Российской Федерации А.И. Варламовым.

Методические рекомендации по сопоставлению данных разведки и разработки месторождений твердых полезных ископаемых.

Предназначены для работников предприятий и организаций, осу­ществляющих свою деятельность в сфере недропользования, неза­висимо от их ведомственной принадлежности и форм собственно­сти. Применение настоящих Методических рекомендаций обеспе­чит получение геологоразведочной информации, полнота и каче­ство которой достаточны для принятия решений о проведении дальнейших разведочных работ или о вовлечении запасов разведан­ных месторождений в промышленное освоение, а также о проекти­ровании новых или реконструкции существующих предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых.

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Госу­дарственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ ГКЗ) по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации и за счет средств федерального бюджета.

Утверждены распоряжением МПР России от 05.06.2007 г. № 37-р.

Предназначены для работников предприятий и организаций, осу­ществляющих свою деятельность в сфере недропользования, неза­висимо от их ведомственной принадлежности и форм собственно­сти. Применение настоящих Методических рекомендаций обеспе­чит получение геологоразведочной информации, полнота и каче­ство которой достаточны для принятия решений о проведении дальнейших разведочных работ или о вовлечении запасов разведан­ных месторождений в промышленное освоение, а также о проекти­ровании новых или реконструкции существующих предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых.

Читайте также:  Чем полезно для здоровья фигурное катание

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых» (ФГУ «ГКЗ») за счет средств федерального бюджета по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Рекомендованы к использованию протоколом МПР России от 03.04.2007 №11-17/0044-пр, утвержденным Заместителем Министра природных ресурсов Российской Федерации А.И. Варламовым.

Требования к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по технико-экономическому обоснованию кондиций и подсчету запасов отвалов горного предприятия, хвостов обогатительных фабрик и отходов при переделе

Проект требований был разработан в рамках научно-исследовательских работ по заказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, рассмотрен Экспертно-техническим советом ФБУ «ГКЗ» (01.11.2010) и передан в Минприроды РФ для его принятия.

Приказ О внесении изменений в приказ Федерального агенства по недропользованию от 15.07.2016 №456 «Об образовании государственных комиссий Федерального агентства по недропользованию по утверждению заключений государственной экспертизы запасов углеводородного сырья, подземных вод и твердых полезных ископаемых, а так же геологической информации об участках недр, намечаемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемы»

Источник

Приложение

Настоящие временные рекомендации предусматривают упрощенный порядок подготовки, представления и проведения государственной экспертизы материалов по подсчету запасов общераспространенных полезных ископаемых, используемых для собственных производственных и технологических нужд, расположенных в границах участка недр, предоставленного в пользование для разведки и добычи или для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, кроме участков недр, включенных в перечень участков недр местного значения.

Общераспространенные полезные ископаемые (далее — ОПИ), используемые для собственных производственных и технологических нужд, должны отвечать Общероссийскому классификатору полезных ископаемых и подземных вод. ОК-032-2002, принятому и введенному в действие постановлением Госстандарта России от 25.12.2002 N 503-ст, а также требованиям качества и радиационной безопасности, предусмотренным в документах в области технического регулирования и стандартизации.

Временные рекомендации подготовлены с целью реализации ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», в соответствии с которой пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу ОПИ в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Объемы горных работ и бурения, виды горных выработок и способы бурения, геометрия и плотность разведочной сети, методы и способы опробования должны обеспечивать достоверность оценки качества и количества запасов полезного ископаемого, используемых для собственных производственных и технологических нужд. Геологическое изучение недр, включая поиски и оценку, а также разведка месторождений полезных ископаемых должны осуществляться в соответствии с действующими требованиями нормативных и методических документов в области недропользования.

Геологические материалы должны дать объективную оценку количества и качества запасов ОПИ, их промышленного значения, геологических, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи и соответствия установленным стандартам (правилам, нормам) и (или) требованиям предприятия по использованию для собственных производственных и технологических нужд.

К балансовым запасам ОПИ, используемых для собственных производственных и технологических нужд, относят запасы, использование которых экономически целесообразно и которые по своим параметрам отвечают действующим нормативным документам и (или) требованиям предприятия.

Материалы по подсчету запасов ОПИ оформляются в виде краткого отчета согласно Требованиям к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов твердых полезных ископаемых, утвержденным приказом Минприроды России от 23.05.2011 N 378 (далее — Требования). Рекомендуется в материалы по подсчету запасов ОПИ, используемых для собственных производственных и технологических нужд, включить в отчеты разделы, аналогичные по содержанию тем, которые предусмотрены в Требованиях, путем их укрупнения с отражением, в том числе следующей информации:

Читайте также:  Древесный уголь полезен для организма человека

— информация о недропользователе;

— информация о лицензии на пользование недрами, указание на статус участка недр (горный или геологический отвод) и его местоположение;

— информация о цели использования ОПИ;

— общие сведения о месторождении ОПИ;

— краткая геологическая характеристика района;

— геологическое строение месторождения или его части;

— характеристика ранее проведенных геологоразведочных и добычных работ;

— методика и объемы выполненных геологоразведочных работ на месторождении (участке) ОПИ;

— гидрогеологическая характеристика по месторождениям аналогам;

— качественная и технологическая характеристика полезного ископаемого. Качество полезного ископаемого должно быть изучено исходя из намечаемых направлений его промышленного использования, отраслевых стандартов и (или) требованиями предприятия. Технологические свойства полезного ископаемого установлены по данным лабораторных проб;

— горнотехнические условия эксплуатации объекта определяются на основе месторождений аналогов;

— расчет экономических показателей;

— подсчет запасов ОПИ.

Объем и содержание каждого из указанных разделов определяются в зависимости от индивидуальных особенностей рассматриваемого объекта. Для характеристики объекта допускается использование метода аналогии.

В графической части материалов приводится:

— топографическая основа, масштаб которой соответствует размерам месторождения ОПИ, геологическим особенностям и рельефу местности — обычно в масштабах 1:1000 — 1:2000. Для месторождений, протяженность которых превышает 3 км, допускается топографическая основа масштаба 1:5000. Все разведочные и эксплуатационные выработки (скважины, канавы, шурфы, траншеи, карьеры и др.), задокументированные и опробованные естественные обнажения должны быть инструментально привязаны;

— геологическая карта масштаба 1:1000 — 1:2000 (в зависимости от размеров и сложности) и детальные геологические разрезы.

Результаты государственной экспертизы запасов ОПИ, используемых для собственных производственных и технологических нужд, излагаются в заключении, которое рекомендуется оформлять по упрощенной форме (информация по представленным на экспертизу материалам и выводы экспертизы).

Для подсчета запасов, используемых для собственных производственных и технологических нужд, определяются параметры кондиции, содержащие требования к качеству сырья, горно-геологическим особенностям месторождения (например: минимальная мощность полезного ископаемого, максимальная мощность пустых прослоев) и контуру карьера. Контур карьера отстраивать исходя из контуров геологической изученности, стандартных углов откосов бортов, принятые для каждого участка ОПИ, представляемого на экспертизу.

Балансовая принадлежность запасов подтверждается себестоимостью добычи и перевозки единицы объема минерального сырья и справкой недропользователя о том, что он будет использовать это сырье для собственных производственных и технологических нужд при указанной себестоимости и рассчитанных показателях.

При подготовке протокола по утверждению экспертного заключения государственной экспертизы запасов отмечать конкретное направление использования утверждаемых запасов ОПИ, используемых для собственных производственных и технологических нужд.

Названия месторождений ОПИ (их частей), предоставляемых на государственную экспертизу, должны быть простыми, без кавычек, преимущественно носить географический или топонимический характер, по возможности исключить сложные технические наименования типа «Месторождения песка в районе куста скважин N 512 (участок N 3) в пределах Яунрлорского лицензионного участка».

Квалификация запасов ОПИ по степени разведанности должна соответствовать требованиям Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом МПР России от 11.12.2006 N 278.

Отчет с подсчетом запасов месторождения ОПИ или его части представляется на государственную экспертизу в установленном порядке в 2 экземплярах на бумажном носителе и в 1 экземпляре на электронном носителе.

Государственная экспертиза запасов ОПИ, используемых для собственных производственных и технологических нужд, может проводиться на любой стадии геологического изучения недр и осуществляться совместно с государственной экспертизой запасов того вида (видов) основного и попутного полезных ископаемых, которые указаны в лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых или в совмещенной лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых.

В случае, если недропользователь представляет материалы подсчета запасов ОПИ, используемых для собственных производственных и технологических нужд, на государственную экспертизу без материалов по подсчету запасов того вида (видов) основного и попутного полезных ископаемых, которые указаны в лицензии на пользование недрами, срок проведения экспертизы не должен превышать 30 дней. В случае запроса о предоставлении дополнительной информации, уточняющей материалы, представленные заявителем, срок проведения экспертизы может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней.

В случае использования ОПИ не только для собственных производственных и технологических нужд (при реализации другим потребителям), проведение геологоразведочных работ и подготовка материалов подсчета запасов ОПИ на государственную экспертизу осуществляется в соответствии с действующими нормативными и методическими документами по геологическому изучению недр и экспертизе запасов.

Читайте также:  Рассказы о полезных ископаемых 4 класс

Источник

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 505-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также за исключением добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Закона.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод может проводиться в течение всего срока геологического изучения недр, предусмотренного абзацем вторым части первой статьи 10 настоящего Закона, при условии представления на государственную экспертизу документов и материалов, позволяющих дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации, результаты которой оформляются заключением государственной экспертизы геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению пользователей недр. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, за исключением участков недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр проводится за счет средств заявителей.

Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Размер платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации.

Открыть полный текст документа

Источник