Трение полезно в случае шитья одежды
1. Какую силу называют силой трения:
а) силу взаимодействия поверхностей тел, которая препятствует их относительному движению +
б) силу взаимодействия между телами
в) силу взаимодействия между телами, которая останавливает движущееся тело
2. Почему возникает сила трения:
а) Только потому что поверхности тел шероховатые
б) потому что шероховатости поверхностей тел зацепляются друг за друга, а молекулы, находящиеся на поверхностях, притягиваются +
в) потому что по закону всемирного тяготения тела притягиваются друг к другу
3. Один из видов силы трения:
а) трения движения
б) трения хождения
в) трения скольжения +
4. Один из видов силы трения:
а) трения покоя +
б) трения хождения
в) трения движения
5. Один из видов силы трения:
а) трения движения
б) трения хождения
в) трения качения +
6. При каком виде трения тел возникает наименьшая сила трения:
а) в случае трения скольжения
б) при трении качения +
в) при трении покоя
7. Как можно уменьшить трение:
а) прижать тела друг к другу, отполировать поверхности
б) смазать поверхности соприкасающихся тел, отполировать поверхности
в) смазать поверхности соприкасающихся тел, сгладить поверхности +
8. Трение вредно, когда:
а) нож режет овощи +
б) конвейер перемещает детали
в) автомобиль едет по скользкой дороге
9. Трение полезно в случае:
а) работы механизмов с движущимися частями
б) движения по песку
в) шитья одежды +
10. Сани скатываются с горы под действием силы …, а, скатившись, останавливаются за счет силы…:
а)
б) тяжести … трения +
в)
11. При смазке трущихся поверхностей сила трения:
а) уменьшается +
б) увеличивается
в) не изменяется
12. При равных нагрузках сила трения скольжения всегда … силе (силы) трения качения:
а) меньше
б) больше +
в) равна
13. Два бильярдных шара, столкнувшись, отталкиваются друг от друга за счет силы …, а затем останавливаются за счет силы …:
а) упругости … трения +
б) трения … упругости
в) трения … тяжести
14. В машинах, где имеется ременная передача, ремень натирают канифолью. Как изменяется при этом сила трения ремня о шкив:
а) уменьшается
б) не изменяется
в) увеличивается +
15. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой 150 кН. Чему равна сила сопротивления (трения):
а) 150 кН +
б) 130 кН
в) 20 кН
16. В гололедицу тротуары посыпают песком, при этом сила трения подошв обуви о лед:
а) уменьшается
б) увеличивается +
в) не изменяется
17. Может ли тело находиться в движении при условии, что действующая на него сила равна силе трения:
а) такое тело может только покоиться
б) может, но скорость его будет уменьшаться
в) тело может покоиться или двигаться прямолинейно и равномерно +
18. Чем больше масса тела, перемещающегося по горизонтальной поверхности, тем … сила трения:
а) меньше
б) больше +
в) без разницы
19. Футбольный мяч при ударе отлетает под действием силы …, а после падения на землю останавливается за счет силы …:
а) тяжести … трения
б) трения … тяжести
в) упругости … трения +
20. При завинчивании шурупы смазывают мылом, при этом сила трения:
а) не изменяется
б) уменьшается +
в) увеличивается
21. Одна из причин, которая влияет на силу трения:
а) природа трущихся поверхностей +
б) силы, отталкивающие соприкасающиеся поверхности друг к другу
в) материал поверхностей
22. Одна из причин, которая влияет на силу трения:
а) материал трущихся поверхностей
б) шероховатость соприкасающихся поверхностей +
в) силы, отталкивающие соприкасающиеся поверхности друг к другу
23. Одна из причин, которая влияет на силу трения:
а) материал трущихся поверхностей
б) год производства трущихся поверхностей
в) силы, прижимающие соприкасающиеся поверхности друг к другу +
24. Во время движения электродвигатель трамвая развивает силу тяги 30 кН. Чему равна сила трения при равномерном движении трамвая:
а) 150 кН
б) 30 кН +
в) 50 кН
25. Силу трения между различными поверхностями характеризует коэффициент:
а) торможения
б) скольжения
в) трения +
26. Опытным путём установлено, что сила трения зависит от силы … тел друг на друга:
а) соприкосновения
б) давления +
в) тяжести
27. Величина, характеризующая трущиеся поверхности, называется:
а) коэффициентом трения +
б) массой трения
в) сопротивлением
28. По физике взаимодействия трение скольжения принято разделять на:
а) влажное
б) липкое
в) сухое +
29. По физике взаимодействия трение скольжения принято разделять на:
а) жидкостное +
б) влажное
в) твердое
30. По физике взаимодействия трение скольжения принято разделять на:
а) твердое
б) смешанное +
в) влажное
Источник
- Главная
- Вопросы & Ответы
- Вопрос 6770092
Гость:
9 лет назад
13
1
Лучший ответ:
Гость:
1) шитья одежды
3) вбивания в стены гвоздей для подвешивания картин
10 Ноября в 20:30
Ваш ответ (не менее 20 символов):
Ваше имя (не менее 2 символов):
Лучшее из галереи:
Другие вопросы:
Гость:
В положении равновесия скорость грузика математического маятника равна v. Чему будет равен модуль скорости грузика через ½ периода качаний маятника? В положении равновесия скорость грузика математического маятника равна v. Чему будет равен модуль скорости грузика через ½ периода качаний маятника?
9 лет назад
Смотреть ответ
19
1
Гость:
Насколько уменьшилась потенциальная энергия тела массой m, съехавшего с горки высотой H и остановившейся на расстоянии S от неё? Насколько уменьшилась потенциальная энергия тела массой m, съехавшего с горки высотой H и остановившейся на расстоянии S от неё?
9 лет назад
Смотреть ответ
34
1
Гость:
Шар массой m, двигавшейся со скоростью v, налетает на неподвижный шар такой же массы. Шары испытывают абсолютно неупругий удар. Шар массой m, двигавшейся со скоростью v, налетает на неподвижный шар такой же массы. Шары испытывают абсолютно неупругий удар. Каково изменение импульса системы?
9 лет назад
Смотреть ответ
42
1
Гость:
На тело действует сила F = 10 Н, сообщая ему ускорение а = 5 м/с2. Массу тела уменьшили в 5 раз. Каким стало ускорение под действием этой же силы? На тело действует сила F = 10 Н, сообщая ему ускорение а = 5 м/с2. Массу тела уменьшили в 5 раз. Каким стало ускорение под действием этой же силы?
9 лет назад
Смотреть ответ
54
1
Гость:
Каково перемещение элемента (ядра) в пределах таблицы Д.И. Менделеева при −β − распаде? Каково перемещение элемента (ядра) в пределах таблицы Д.И. Менделеева при −β − распаде?
9 лет назад
Смотреть ответ
27
1
Источник
Ответ ДА! Но при условии, что это будет трение скольжения.
Уже вижу в ваших глазах недоумение: Как это шлифованием можно увеличить силу трения, да ещё трения скольжения? Ведь именно неровности являются причиной трения, а если их убрать – исчезнет причина. Раз нет причины, то отсутствует следствие! А смазку разве не для того мы применяем, чтобы сгладить неровности на поверхностях?
– Вынужден согласиться со всеми вашими аргументами, но …
– Какие ещё но? Всё и так ясно – выравнивание поверхности уменьшает трение, а не увеличивает его. Разве не так?
Не могу вам возразить, но остаюсь при своём мнении, и докажу что я прав.
Что такое трение?
Вы пробовали сдвинуть с места тяжёлый шкаф? Нужно приложить немало усилий для его перемещения даже по гладкому полу. Что же мешает движению шкафа?
Мешает сила, возникающая между поверхностями, которая всегда направлена против приложенной другой силы. Эта сила и есть трение. Для продвинутых физиков скажу: трение – это тангенциальное взаимодействие, возникающее между соприкасающимися поверхностями, при попытке осуществить их относительное перемещение.
В этом определении ключевое слово «взаимодействие». К нему мы ещё вернёмся. А пока выясним причину трения.
Даже гладкие поверхности имеют шероховатости, которые могут быть незаметными невооружённым глазом. Когда такие поверхности соприкасаются, то эти шероховатости входят в зацепление между собой и мешают движению.
Посмотрите на рисунок.
Если к неподвижному телу приложить какую-то силу, то сразу же возникнет сила трения, направленная в противоположную сторону. С увеличением приложенной силы увеличивается и сила трения. Но так продолжаться вечно не может. В какой-то момент тело, под действием силы начнёт движение, а сила трения сравняется по величине с приложенной силой.
Пока тело оставалось в покое, то сила трения изменялась пропорционально изменению внешней силы. Такое трение называют трением покоя.
Когда под действием внешней силы тело скользит по поверхности, то сила трения равна силе, обеспечивающей это скольжение. Такое трение называется трением скольжения.
На силу трения влияет несколько факторов:
· твёрдость поверхностей;
· уровень обработки поверхностей;
· сила давления (притяжения);
· тип соприкасающихся материалов.
Трение не зависит от площади соприкасающихся поверхностей.
F = kN, где k (иногда μ) – коэффициент трения, который зависит от природы вещества и качества обработки поверхностей, а N – сила реакции опоры.
Самый низкий коэффициент трения при скольжении стали по льду, а самый высокий при скольжении резины по бетону. Именно поэтому конькобежцы так легко скользят на ледовой дорожке, а бетонные дороги делают движение автомобиля уверенным.
Существует ещё один вид трения – трение качения. Это случай, когда круглое тело не скользит, а катится по поверхности. Например, если мяч катится по футбольному полю, он рано или поздно остановится. Именно трение качения заставляет мяч остановиться. Вряд ли вам надо доказывать тот факт, что трение качения всегда меньше трения скольжения (при прочих равных условиях). Тяжёлый камень легче перекатить, чем протащить его, скольжением по поверхности земли.
Трение полезно или вредно?
На первый взгляд от трения никакой пользы нет. Оно только мешает нам. Лучше бы его не было?
Действительно, с трением ведут борьбу, особенно в технике. Везде, где можно трение скольжения заменяют меньшим злом – трением качения. Почти в каждом механизме можно встретить подшипники. Они в разы уменьшают трение. Там, где невозможно применить подшипники используют смазку, которая тоже уменьшает силу трения. Чтобы уменьшить силу трения транспортные средства ставят на колёса.
Стоп! А для чего шины делают с протектором? Ведь колесо для того и придумано, чтобы уменьшить силу трения, а тут вдруг протектор, который трение увеличивает! Парадокс?
Нет никакого парадокса. Без трения движение транспорта, как впрочем, и пешим способом, было бы невозможно! Чтобы начать движение необходимо оттолкнуться от земли. Чтобы остановиться также необходимо трение. А как бы вы это делали без трения? Вспомните, как сложно передвигаться в гололёд. Это притом, что на подошвах обуви также есть протектор.
Выходит что трение в одних случаях полезно, а в других – вредно.
Способы борьбы с трением
С одним из способов мы уже познакомились – это замена трения скольжения трением качения. Другой способ – введение смазки между поверхностями. Смазочный материал заполняет неровности и таким образом уменьшает силу трения. В качестве смазки можно даже использовать воду, но у неё есть существенный недостаток – вода быстро испаряется. Поэтому различные масла для этого подходят лучше.
Третий способ – выравнивание поверхностей. Чем меньше шероховатостей, тем слабее сила трения. Но в этом случае главное не переусердствовать – идеальное шлифование не уменьшит, а увеличит силу трения!
Почему между идеально отшлифованными поверхностями сила трения увеличивается?
Вы когда-нибудь разбирали картридж крана для воды? При случае изучит его. В нём есть две керамические пластины, перекрывающие поток воды. Эта керамика настолько отшлифована, что между пластинами не проникают молекулы воды. Они притягиваются как магниты. Но ведь мы знаем, что у керамики нет магнитных свойств. Почему же действует притяжение?
Дело в том, что на близких расстояниях проявляются силы притяжения атомов вещества. Самое время вспомнить ключевое слово «взаимодействие», которое присутствует в определении силы трения. Это взаимодействие как раз и увеличивает трение скольжения идеально гладких поверхностей. То есть, путём шлифования, на каком-то этапе можно увеличить силу трения, о чём я утверждал в начале статьи.
Источник
Оборудование: динамометр, деревянный брусок, трибометр, деревянный каток той же массы.
Цель: сравнить силу трения скольжения и силу трения качения.
1) Измерить динамометром силу трения при движении бруска и при движении катка по трибометру.
2) Результаты измерений занесите в таблицу.
Учащиеся выполняют задания самостоятельно. Им необходимо выдвинуть гипотезу, провести эксперимент, заполнить бланки в тетради, проанализировать результаты и сделать вывод. Обязанности при выполнении эксперимента учащиеся распределяют сами, с защитой выступает представитель группы.
Обсуждение результатов исследовательской деятельности учащихся
От каждой группы выступает представитель, который рассказывает о теме исследования, выдвинутой гипотезе, цели эксперимента и полученных выводах.
Остальные ребята слушают выступления своих товарищей и заполняют таблицу:
1. От силы давления на поверхность
2. От качества обработки поверхностей
3. От рода (материала) трущихся поверхностей
4. От вида трения
5. От смазки
1. От площади трущихся поверхностей
Физкультминутка
На основании данной таблицы мы можем предложить способы увеличения и уменьшения трения. Запись в тетради.
Смазка
Замена трения скольжения трением качения
Уменьшение нагрузки
Шлифование
Шероховатость поверхности
Увеличение нагрузки
3. Закрепление материала
Прокомментировать поговорки: каждая группа получает по 1 поговорке Слайд «Сухая ложка рот дерѐт», 2. «Скользкий как налим», 3. «Скрипит как несмазанная телега», 4. «Нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду».
Ученики комментируют свой ответ, а затем я называю правильный ответ и поясняю его, если это необходимо.
Закрепление материала по теме урока через решение качественных задач.
(Фронтальная работа)
1.Почему течение воды в реке около берегов и дна медленнее, чем посередине и на поверхности?
2.Почему легче плыть, чем бежать по дну по пояс погружённым в воду?
3. Зачем на подошвы спортивной обуви футболистов (бутсы, шиповки) набивают кожаные, пластмассовые, металлические шипы?
4. Зачем вратарь футбольной команды надевает на время игры специальные перчатки, имеющие на ладонях и пальцах тонкий слой шероховатой резины?
5.Для чего при спуске с горы тележки (воза) одно колесо её закрепляют так, чтобы оно не вращалось?
6 Зачем, ныряя с вышки, пловец стремится войти в воду в вертикальном, а не горизонтальном положении?
7.Иголки отполированы до блеска. Для какой цели нужна такая тщательная полировка? Почему ржавой иглой трудно шить?
8.Дайте физическое обоснование пословице: «Коси, коса, пока роса; роса долой, и мы домой». Почему при росе косить траву легче?
9.С какой целью гимнасты (штангисты), приступая к выполнению упражнений на гимнастических снарядах, натирают ладони рук жжёной магнезией – веществом, хорошо поглощающим влагу?
10.Почему лыжник, стремительно спустившись с горы, катится дальше по ровной горизонтальной поверхности снежного поля с уменьшающейся скоростью?
Проверка усвоенного материала через тестовые задания с использованием самоконтроля и взаимоконтроля
1. Какую силу называют силой трения?
1) Силу взаимодействия между телами
2) Силу, которая препятствует движению тела
3) Силу взаимодействия поверхностей тел, которая препятствует их относительному движению
4) Силу взаимодействия между телами, которая останавливает движущееся тело
2. Почему возникает сила трения?
1) Потому что поверхности тел шероховатые
2) Потому что молекулы соприкасающихся тел притягиваются друг к другу
3) Потому что по закону всемирного тяготения тела притягиваются друг к другу
4) Потому что шероховатости поверхностей тел зацепляются друг за друга, а молекулы, находящиеся на поверхностях, притягиваются
3. Какие существуют силы трения?
1) Трения скольжения
2) Трения покоя
3) Трения качения
4) Все названные виды
4. В каких случаях, представленных здесь, возникает сила трения качения?
1) №1, №2 и №3
2) №3, №4 и №1
3) №2, №3 и №4
4) №1, №4 и №2
5. Какие тела из изображённых на рисунке испытывают трение скольжения?
1) №1 и №2
2) №3 и №4
3) №2 и №3
4) №1 и №4
6. При каком виде трения тел возникает наименьшая сила трения?
1) При трении качения
2) В случае трения скольжения
3) При трении покоя
4) При всех видах трения силы одинаковы
7. Как можно уменьшить трение?
1) Смазать поверхности соприкасающихся тел
2) Прижать тела друг к другу
3) Сгладить поверхности
4) Отполировать поверхности
8. При каком условии силу трения скольжения бруска можно измерить динамометром?
1) В случае быстрого перемещения бруска
2) Если брусок двигать медленно
3) Если рывком сдвинуть брусок с места
4) При условии равномерного движения бруска
9. Трение вредно, когда
1) конвейер перемещает детали
2) автомобиль едет по скользкой дороге
3) нож режет овощи
4) ластик стирает написанное
10. Трение полезно в случае
1) шитья одежды
2) работы механизмов с движущимися частями
3) вбивания в стены гвоздей для подвешивания картин
4) движения по песку
Ответы на тест
1-3
2-4
3-4
4-3
5-2
6-1
7-13
8-4
9-3
10-13
4. Дифференцированное домашнее задание ( разные задания группам учащихся)
Запись в дневники
П.30-32, стр.164.
1. Написать сочинение «Если бы исчезло трение».
2.Составить таблицу с примерами, доказывающими, что сила трения «друг» или «враг».
3. Составить таблицу с примерами использования силы трения в технике, в жизни животного и растительного мира.
Рефлексия
Предлагаю учащимся закончить следующие предложения:
1. Слайд сегодня я узнал
2. Было интересно
3. Было трудно
4. Я понял, что
5.Теперь я могу
СПАСИБО ЗА УРОК.
Литература
Буров В.А., Кабанов С.Ф., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. М.: Просвещение, 1981.
Пёрышкин А.В. Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2016.
https://открытыйурок.рф/1987306&text
https://открытыйурок.рф/статьи/620583/
https://festival.1september.ru/articles/587463/
https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/konstruirovanie-tekhnologicheskoy-karty-uroka-fiziki-v-sootvetstvii-s-0
https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2700
https://testschool.ru/2017/10/04/test-po-fizike-sila-treniya-7-klass/
Источник