Труд это такая общественно полезная деятельность

Труд это такая общественно полезная деятельность thumbnail

Общественно — полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.

Цель: содействовать всестороннему развитию личности.

Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;

— воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

— ценностное и творческое отношение к учебному труду;

-трудолюбие;

-элементарные представления о различных профессиях;

-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

— мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.

Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.

 Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.

 На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.

    Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.

    Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам  установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.

   Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.

    Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью).  Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.

    Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.

              Виды общественно полезной деятельности по годам обучения

                                        1 класс

Протереть своевременно классную доску.

Протереть своевременно парты.

Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.

Прибрать на отдельных полках  в шкафу.

Убрать после завтрака посуду, протереть столы.

Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.

Сделать и повесить кормушки для птиц.

Выполнить обязанности санитара, старосты.

                        2 класс

То же, что  в I классе, и дополнительно:

Уход за цветами.

Заведование шкафом.

Дежурство в столовой.

Уборка комнаты после труда.

Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.

Ремонт пособий.

Помощь в изготовлении наглядных пособий.

                       3 класс

То же, что во II классе, и дополнительно:

Уход за цветами в зале.

Организация классной библиотеки.

Шефство над учащимися I класса.

Забота о больных товарищах.

Принести, повесить и отнести учебные пособия.

                       4 класс

То же, что в III классе, и дополнительно:

Уход за цветами в школе.

Шефство в I и II классах.

Мытье полов, дверей и панелей в классе.

Участие в санитарной комиссии по школе.

Работа в составе совета дружины.

                     5 класс

То же, что в IV классе, и дополнительно:

Шефство в I, II и III классах.

Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).

Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.

Украшение школы к праздникам.

Помощь слабым ученикам.

                     6 класс

То же, что в V классе, и дополнительно:

Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).

Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.

Помощь в уборке школы.

Помощь в столовой.

Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.

Мытье панелей в школе.

Уборка снега около двора.

                     7-9 классы

То же, что в  VI классе, и дополнительно:

Уход за садом.

Посадка деревьев и цветов на своих участках.

Починка парт, столов, стульев.

Организация уголка по подготовке к экзаменам.

Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.

Сбор утильсырья.

Шефство над пенсионерами.

     Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.

Читайте также:  Полезные для здоровья блюда 3 класс

    Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.

Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.

-Формирование умения жить и трудиться в коллективе; -формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия; — развитие познавательного интереса и любви к труду; -обучение умению планировать свою работу; — вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками; -воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления; -воспитание уважения к людям труда; -воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде; -формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности; -выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени; -воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности; -формирование активной жизненной позиции.

Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать  и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.

Источник

Обществознание, 6 класс

Урок 9. Труд – основа жизни

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Особенности труда как вида деятельности.
  2. Значение труда в жизни общества и человека.

Тезаурус

Труд – это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

Мотивы труда – причины, определяющие поведение человека в процессе труда (например, экономические и социальные стимулы труда).

Товар – любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.

Услуга – это действие в интересах другого лица, в результате которого не создаётся новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукт.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Электронная форма учебника.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Труд– это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

Трудом создаются различные продукты. Среди них – вещи, разные изделия, а также услуги.

Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведённый на продажу, называется – товаром.

Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Также важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворённость результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, или даже увольнение.

Труд является не только основой жизнедеятельности человека, но и условием его благополучия. Богатство – это обилие материальных ценностей, денег. Но если рассмотреть это понятие немного иначе, то богатство – это все то, что ценят люди, что является значимым для них. Поэтому, для того чтобы ощущать себя по настоящему богатым человеком – это принести пользу обществу.

Пользу обществу можно принести, например, занимаясь благотворительностью или меценатством. Меценатство – это бескорыстное финансовое и другое участие в развитии культуры, науки, помощь её деятелям. Название произошло по имени известного римлянина Мецената, который большую часть своего состояния истратил на художников, музыкантов, поэтом, помогая им материально.

Существуют различные виды труда, их классифицируют по таким критериям как:

— содержание;

— характер труда;

— результат труда;

— методы привлечения людей к труду.

Давайте рассмотрим каждую из этих классификаций в отдельности.

По содержанию различают следующие виды труда: умственный и физический труд.

Умственный труд или интеллектуальный труд – это деятельность, связанная с оперированием информацией, ее приёмом и переработкой. Профессии этой группы требуют постоянного напряжения мышления, внимания и памяти. Примером умственного труда могут послужить такие профессии как: учитель, архитектор, бухгалтер.

Физический труд – это работа, связанная с напряжением мышечной силы человека. Примером могут служить такие профессии, как сварщик, слесарь, повар.

Также по содержанию труд можно разделить на простой и сложный.

Простой труд – это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки.

Сложный труд – это труд квалифицированного работника, обладающего определённой профессией. Как пример: труд дворника или уборщицы считается простым, потому что не требует определённой профессиональной подготовки. А труд полицейского является сложным, потому работать в такой сфере без определённого образования невозможно.

Ещё один вариант разделения труда по его содержанию, это:

— репродуктивный;

— творческий труд.

Репродуктивный труд отличается тем, что его результат заранее известен и не несёт в себе ничего нового. Творческий же труд свойственен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации работника, так и способностью к новациям. К творческому труду относятся профессии актёра, художника, музыканта.

По характеру труда различают:

— конкретный;

— абстрактный труд.

Конкретный труд – это труд конкретного работника, преобразующего предмет природы с целью придания ему определённой полезности. Например, труд сапожника, пекаря и т.д.

Абстрактный труд– это труд в целом, как общечеловеческий.

Также по характеру труда выделяют индивидуальный и коллективный труд.

Индивидуальный труд – это труд отдельно взятого работника.

Коллективный труд – это труд группы людей. Как пример — субботник в школе.

В зависимости от результатов труда выделяют следующие его виды: производительный и непроизводительный труд. Результатом производительного труда являются натурально — вещественные блага. Например, труд портного и слесаря является производительным.

А труд редактора журнала – непроизводительным, так как представляет собой социальные и духовные блага.

По методам привлечения людей к труду различают:

— Труд по внеэкономическому принуждению (рабство);

— Труд по экономическому принуждению, а именно, чтобы заработать необходимые средства к существованию.

— Добровольный, свободный труд является потребностью человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества, вне зависимости от вознаграждения (как пример – волонтёрская деятельность).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выделите зелёным цветом понятие, которое характеризуется следующим определением:

«Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы».

Варианты:

Льгота.

Пенсия.

Премия.

Заработная плата.

Правильный ответ: Заработная плата.

Задание 2. Решите кроссворд.

Труд это такая общественно полезная деятельность

По горизонтали:

1. Процесс активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.

2. Причина, определяющая поведение человека в процессе труда.

По вертикали:

3. Действие в интересах другого лица, в результате которого не создаётся новый материально — вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукт.

4. Любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.

Читайте также:  Приведите примеры когда резонанс вреден и полезен

5. Целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

6. Основной род занятий трудовой деятельности.

Правильный ответ:

Труд это такая общественно полезная деятельность

Источник

                                Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………………………  
  1. Общественно полезный труд………………………………………………………
  1. Виды общественно полезной деятельности по годам обучения…
  1. Образование и закрепление практических навыков…………………
  1. Заключение ………………………………………………………………………………….

                                   Введение     

       В трудах классиков хорошо показана роль трудовой деятельности в познании мира и его преобразовании.

    В процессе деятельности осуществляется практическая связь человека с внешним миром, формируется его личность, психические, нравственные и физические качества, формируется его общественное лицо.                                                                                                              

    Особое значение  имеет труд в воспитании умственно отсталого ребенка. Деятельность повышает психическую и физическую активность, общий тонус учеников вспомогательной школы. Преодоление же пассивности, инертности, бездумности умственно отсталых детей – главная задача вспомогательной школы.

    Деятельность – одно из решающих коррекционно-воспитательных средств. Возможность включения ребенка в деятельность настолько многообразна, что вполне позволяет учителю сделать её постоянной и посильной. К основным видам деятельности следует отнести игровую, учебную, трудовую и общественно полезную.

    Правильное  чередование постоянной деятельности учащихся в условиях педагогического охранительного режима предупреждает утомление, истощение нервной системы. Поддерживает бодрое настроение, постепенно и последовательно активизирует пассивного, инертного умственно отсталого ученика, уравновешивает его состояние, постоянно тренирует, упражняет здоровые качества ребенка.

   Если один вид деятельности в какой-то мере утомляет нервную систему умственно отсталого ученика, то его сменяет другой, который повышает возбудимость более сохранных клеток коры головного мозга, а утомленные клетки приводит в состоянии покоя.

   Постоянная и посильная деятельность, если она правильно организована, приносит учащимся радость, становится привычной и необходимой. В организованной деятельности меньше возможностей для совершения дурных поступков.  В условиях  вспомогательной школы требуется строгая последовательность, большая расчлененность, применение системы стимулирующих приемов, постепенное усложнение заданий. Деятельность школьников должна быть сознательной, целеустремленной. Только в этом случае будут достигнуты результаты в коррекционно-воспитательной работе.

   Если умственно отсталый ученик не занят, не вовлечен в игру, урок, труд, он становится суетлив, шумен,  рассеян, а в таком состоянии легко следует дурному примеру и с трудом поддается воздействию учителя. В «бездеятельном» состоянии умственно отсталые дети легко раздражаются, становятся упрямыми и почти невосприимчивыми на уроке.

   Рассмотрим один из основных видов деятельности, в который могут быть вовлечены ученики вспомогательной школы – это общественно полезный труд.              

                         Общественно полезный труд

   Трудовое обучение и воспитание занимают во вспомогательной школе исключительно важное место, поскольку конечная цель этой школы – подготовить учащихся к общественно полезной и трудовой деятельности. Поэтому трудовой подготовке учащихся вспомогательных школ отводится 30% учебного времени.

    Труд во вспомогательной школе рассматривается не только как средство профессиональной подготовки, но и как средство коррекции и воспитания умственно отсталого ребенка.

   Трудовое обучение и воспитание учащихся неотделимы от общеобразовательной работы школы, так как трудовые процессы, оперирование теми или иными инструментами и материалами создают лучшие условия для познания действительности.

   К сожалению, следует отметить, что до сих пор характер производственного обучения не всегда соответствует особенностям нервной системы умственно отсталого ребенка. Наши наблюдения показали, что столярный труд некоторыми умственно отсталыми детьми трудно переносится. Так, например ученик Боря Б. приходил из столярной мастерской крайне возбужденный, а Коля Д. на пятом году обучения настойчиво просил перевести его в швейную мастерскую, так как в столярной мастерской он утомлялся и жаловался на головные боли. В связи с этим классный руководитель обязан строго учитывать все особенности учащихся, состояние их нервной системы, определять, какой вид труда более приемлем для них.

   Главное в организации трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд во вспомогательной школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа.

   Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.

   На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.

   Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.

    Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам  установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.

   Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.

   Вспомогательная школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью).  Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.

    Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.

              Виды общественно полезной деятельности по годам обучения

                                        1 класс

  1. Протереть своевременно классную доску.
  2. Протереть своевременно парты.
  3. Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.
  4. Прибрать на отдельных полках  в шкафу.
  5. Убрать после завтрака посуду, протереть столы.
  6. Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.
  7. Сделать и повесить кормушки для птиц.
  8. Выполнить обязанности санитара, старосты.

                        2 класс

То же, что  в I классе, и дополнительно:

  1. Уход за цветами.
  2. Заведование шкафом.
  3. Дежурство в столовой.
  4. Уборка комнаты после труда.
  5. Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.
  6. Ремонт пособий.
  7. Помощь в изготовлении наглядных пособий.

                       3 класс

То же, что во II классе, и дополнительно:

  1. Уход за цветами в зале.
  2. Организация классной библиотеки.
  3. Шефство над учащимися I класса.
  4. Забота о больных товарищах.
  5. Принести, повесить и отнести учебные пособия.

                       4 класс

То же, что в III классе, и дополнительно:

  1. Уход за цветами в школе.
  2. Шефство в I и II классах.
  3. Мытье полов, дверей и панелей в классе.
  4. Участие в санитарной комиссии по школе.
  5. Работа в составе совета дружины.

                     5 класс

То же, что в IV классе, и дополнительно:

  1. Шефство в I, II и III классах.
  2. Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).
  3. Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.
  4. Украшение школы к праздникам.
  5. Помощь слабым ученикам.
Читайте также:  Что полезно есть при болезни сосудов

                     6 класс

То же, что в V классе, и дополнительно:

  1. Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).
  2. Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.
  3. Помощь в уборке школы.
  4. Помощь в столовой.
  5. Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.
  6. Мытье панелей в школе.
  7. Уборка снега около двора.

                     7-9 классы

То же, что в  VI классе, и дополнительно:

  1. Уход за садом.
  2. Посадка деревьев и цветов на своих участках.
  3. Починка парт, столов, стульев.
  4. Организация уголка по подготовке к экзаменам.
  5. Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.
  6. Сбор утильсырья.
  7. Шефство над пенсионерами.

     Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.

      Учитывая, что недостаточность напряжения волевого усилия, кратковременность его, быстрое угасание интереса являются наиболее характерными недостатками умственно отсталых детей, мы за учениками старших классов сохраняем на более долгий срок возложенные на них общественные обязанности и, таким образом, постепенно воспитываем у них способность сохранять интерес к порученной работе на более длительное время.

      Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания , собирают утильсырье и пр.

      Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.

       Мы часто советуемся с учащимися, кому и какое поручение дать. Дети любят труд. Но не все одинаково работоспособны. Боря Б. порывисто принимается за работу и при малейшей неудаче раздражается, оставляет её, берется за работу. Но и эту, другую работу выполняет поспешно, небрежно, отвлекается чем-нибудь и забывает о своих обязанностях. Приходится учитывать слабое напряжение его воли, быструю утомляемость, легкую истощаемость нервной системы и поручать мальчику кратковременную нетрудную, несложную работу, связанную с движением (например, раздать и собрать тетради, принести или отнести пособия, подмести класс). Постепенно Боря становится сдержанным, его усилия крепнут, и со  второго года обучения мы поручаем мальчику самостоятельные дежурства по классу. Теперь в перемену он спокойно и деловито приводит класс в порядок, никто и ничто его не раздражает. Однако поручать ему дежурство по школе еще рано (он легко возбуждается в шумной толпе школьников).  

     Вот другой пример. Валя Х. вялый, флегматичный. Он работает медленно, но спокойно и сосредоточенно. Мальчик выполняет работу аккуратно, доводит её до конца, самостоятельно и ответственно относится к поручениям. Любит помогать  малышам, занимает их, умеет наблюдать за порядком в перемены. Ему постепенно поручается сложная работа. На третьем году обучения Валя избирается старостой класса.

      Учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога. Это дает возможность своевременно заметить изменения, которые произошли в личности школьника в процессе учебной и трудовой деятельности. Соответственно с новыми возможностями ученика педагог определяет его новую роль в коллективе класса и возлагает на данного школьника более ответственное поручение. Нередко наблюдения педагога могут выявить, что то или иное задание для ученика непосильно. В этом случае педагог приходит на помощь ученику или заменяет задание  более легким.

      Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать  и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников вспомогательной школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.

Образование и закрепление практических навыков.

      Чтобы правильно подойти к вопросу об образовании и закреплении  у учащихся стойких практических навыков, следует учесть, какой физиологический механизм способствует образованию этих навыков.

      Образование навыка – это закрепленная цепь условных рефлексов, система динамических стереотипов.

      «Вся установка и распределение по коре полушария раздражительных и тормозных состояний, происшедших в определенный период под влиянием внешних и внутренних раздражений, при однообразной, повторяющейся обстановке все более фиксируется, совершаясь все легче и автоматичнее. Таким образом, получается в коре  динамический стереотип (системность), поддержка которого составляет все меньший и меньший нервный труд ».

   Учение И.П.Павлова говорит о том, что для образования нужного навыка необходимы многократное повторение,  подкрепление, определенная последовательность, четкое выполнение во времени, правильное чередование, контроль и самоконтроль. У умственно отсталых детей, имеющих пониженный тонус, малую подвижность нервных процессов, слабую восприимчивость, практические навыки прививаются медленно, неустойчиво и нередко угасают. Это делает процесс образования навыка у умственно отсталых детей сложным и длительным.

     Для образования навыков у учеников вспомогательной школы необходимы следующие условия: создание у них стимула к действию, наглядный показ выполнения действия, многократное повторение данного действия учащимися, воспитание  у  учащихся самоконтроля и повседневный контроль педагога.

    В соответствии с указанными условиями процесс формирования навыка у умственно отсталых детей складывается из следующих этапов:

  1. Постановка перед учащимися задачи, разъяснение и показ способов выполнения действия.
  2. Выполнение действия учащимися под руководством педагога.
  3. Привлечение внимания учащихся к лучшим образцам выполненного задания.
  4. Своевременная помощь педагога тем учащимся, которые затрудняются в выполнении действия.
  5. Одобрение и поощрение учащихся в процессе овладения навыком.
  6. Тренировка в выполнении навыка.
  7. Закрепление навыка в новых связях и новых условиях.
  8. Предъявление повышенных требований к самостоятельности, к качеству и темпу выполнения задания.
  9. Самостоятельное выполнение задания учащимися.

   Лучшим показателем усвоения практического навыка учащимися является то, что ученик не только сам умеет правильно действовать, но какой-то мере может влиять и на поведение других.

    Прежде всего, учащиеся вспомогательных школ овладевают необходимыми навыками личной гигиены и самообслуживания. Эти навыки лучше закрепляются в том случае, если они связаны со всеми видами деятельности учащихся. Как мы воспитываем навыки личной гигиены у своих учеников? Мы начинаем воспитание навыков личной гигиены с требования мыть руки перед завтраком. Необходимость этого навыка разъясняем ученикам. Когда дети получают полотенце и мыло, я мою руки вместе с детьми. Ученики следуют моему примеру. Чтобы навык был осознан детьми, демонстрируем слайды, показываем фотографии, читаем в классе соответствующие рассказы, заучиваем стихотворения. Через некоторое время ученикам предъявляется требование тщательно мыть дома руки, лицо, шею, уши.

    Впервые месяцы педагог сам повседневно и в определенное время контролирует, как ученики выполняют требования личной гигиены. Если ученик пришел  неумытым, непричесанным, педагог предлагает ему умыться и причесаться в школе. Два раза в неделю напоминаем детям, что надо мыться в бане, сменить белье, почистить обувь. Это в свою очередь также контролируем.

     Через некоторое время к проверке санитарно—гигиенических требований привлекаются сами учащиеся. Выделяем двух «санитаров», которые ежедневно и