Учет и списание запасов полезных ископаемых
При проведении работ геологического содержания по изучению недр (поиски оценка, разведка) конечной целью является выявление полезных ископаемых, их всесторонняя качественная и количественная оценка, определение инвестиционной привлекательности и промышленной значимости и постановки их на государственный баланс по категории, зависящей от изученности месторождения.
Но существуют и обратные задачи.
Согласно приказу Минэкологии РФ №265 от 06 сентября 2012 года, списание осуществляется на основании:
- заключений гос. экспертизы;
- данных ежегодной отчетности добывающих организаций.
В инструкции РД 07-203-98 приведён перечень, при которых учтенные балансовые и забалансовые объемы подлежат списанию:
- при добычи, с учетом потерь при разработки и транспортировки;
- выявленные ресурсы утратили промышленное значение в связи с изменениями параметров кондиций;
- не подтверждения запасов в процессе освоения горного отвода;
- нецелесообразности к отработке, вследствие выявления усложнившихся технико-экономических условий;
- оставления полезного ископаемого в предохранительных целиках под сооружения, здания, и другие объекты;
Произведём списание запасов при добычи извлечения из недр полезных ископаемых - исключения из категории балансовых и /или забалансовых при осуществлении ГКЗ или ТКЗ ревизии;
- изъятия у недропользователя участка, при несоблюдении условий лицензии.
Рассмотрим, с какими вариантами, по запросам клиентов или гос. контрактам, нам приходилось сталкиваться:
1. Добыча полезного ископаемого
То есть списание естественным путём. Месторождение найдено, оценено и разведано, запасы по нему учтены. Счастливым победителем аукциона, обладателем лицензии с целью добычи, разработан и утвержден проект разработки. Началась выемка сырья. И вот каждый год недропользователь обязан информировать государство о движении объемов по своему горному отводу, заполняя форму N 5-гр «Сведения о состоянии и изменении …». По этому сценарию резервы, конечно, всегда двигаются в сторону уменьшения, и на основании этого документа каждый год происходит уменьшение балансовых объёмов на заранее оговоренную проектную величину.
2. Проведение государством ревизии
Второй путь проходят менее привлекательные, в силу разных причин, месторождения. Рождаются они, также проходя стадии поиска, оценки и возможно даже детальной разведки, также как и первому типу, государство выдает им паспорт, их ставят на баланс.
Проходит время и оказывается, что они никому не нужны, то ли в следствии высокой стоимости, то ли удаленности или не подходят качеством сырья. И вот стоит такая подземная кладовая на учёте, с клеймом «Нераспределённый фонд недр», стоит год, пять лет, двадцать.
В МПР решают навести порядок в своем хозяйстве, организовывают ревизию невостребованных «старичков». Тут-то и выясняется, что дневная поверхность этого долгожителя уже далеко не та, что была при рождении, то бишь при открытии. Сёйчас она изборождена морщинами линий электропередач, шрамами дорог асфальтовых и не очень, а у некоторых особо невезучих обнаружены язвы незаконных выработок от небольших «закопушек» до вполне взрослых карьеров или наросты коттеджных поселков.
Соответственно после прохождения рекогносцировочных маршрутов с детальным описанием изменений, замера их в натуре и переноса на план подсчета, делается пересчет. По результатам происходит списание части находящихся под застройкой или выбранным в ходе пиратских работ, а в особо тяжелых версиях – всей продуктивной залежи, и месторождение умирает, так и не распахнув свои недра для россиян.
Списание запасов при проведении государством ревизии
Первые два случая не особо интересны для нас, так как не приносят прибыли, первый потому что это хлеб горняков, второй потому что министерство или департамент редко и неохотно проводит ревизию, а если проводит, то под определенных ревизоров.
Поэтому обратимся к самым хорошим для нас случаям.
3. Не подтверждение запасов, в результате выявления новых данных о количестве, качестве и условиях их залегания
Третий путь “исчезновения” продуктивной толщи, связан с недобросовестностью наших конкурентов или самого недропользователя.
В момент рождения месторождения был совершен грубый подлог – запасы были неправильно оценены количественно, а чаще качественно. Произошло это из-за недостаточной квалификации или откровенной жадности геологов, при недостаточном контроле владельца лицензии:
- выбрана неправильная методика разведки,
- осуществлена нерациональная схема расположения скважин,
- неверно проведено опробование керна скважин,
- работы были выполнены только на бумаге, а информация взята из фондов или вообще из головы.
Причин, не подтверждения, может быть множество, но суть одна горняки на основании геологического отчета составили проект разработки, началась добыча, началась и закончилась, в связи с отсутствием продуктивной залежи.
Тот же вариант, но под руководством самого недропользователя, который сам знает, что, в каких количествах и какого качества лежит на его территории и заставляет бедных горных инженеров, без выполнения полевых и лабораторных испытаний перейти сразу к камеральной обработке материала.
При неподтверждении запасов делается их пересчет и выполняется сопоставление полученных результатов, руководствуясь методическими рекомендациями по сопоставлению данных разведки и отработки. Материалы сопоставления помещаются в специальном разделе отчета с подсчетом запасов, или оформляется в отдельный том и направляются на экспертизу.
4. Списание запасов для осуществления застройки площадей залегания полезных ископаемых
Списание запасов полезных ископаемых при застройке площадей их залегания
Последний путь, с которым нам приходилось сталкиваться. Организация решила построиться, пришла за заключением об отсутствии полезных ископаемых в Департамент по недропользованию, а тут оказывается под будущими поселками, торговыми и гостиничными комплексами, дворцами и т.д. находятся когда-то обнаруженные скромными геологами, возможно ещё советскими, толща минерального или рудного сырья.
В этом случае возможны различные альтернативы, вот лишь некоторые из причин, по которым можно провести списание под участком будущей постройки:
- участок попадает на фланги и краевые части геологических блоков или захватывает только малую их часть, не рентабельную к разработке;
- изменение геолого-гидрологических, экологических, и прочих условий, привлёкших к нецелесообразности освоения;
- выявление новых зон охраны, в том числе природоохранных зон, вследствие ужесточения законодательства;
- утраты промышленного значения.
Всё зависит от степени изученности, категории, количестве, а также технико-экономических характеристик, как самой продуктивной толщи, так и территории её расположения.
Где то можно обойтись изучением архивных и опубликованных материалов в купе с проведением рекогносцировочного обследования территории, а где-то необходимо провести работы со всеми вытекающими: получения лицензии на геологическое изучение недр, составление проекта, бурения, опробования и т.д.
Для каждого конкретного участка (площади застройки) необходим свой индивидуальный подход. Только после изучения соответствующей информации можно, гарантировано судить о возможности списания с государственного баланса.
Списание запасов полезных ископаемых с государственного баланса
Прежде чем предпринимать какие либо действия, необходимо проконсультироваться со специалистами.
Стоимость услуги: консультация – бесплатно, остальное – по обоюдной договоренности.
Ориентировочные сроки: составление документации – от одного месяца
Источник
11. Списание балансовых (в том числе извлекаемых запасов нефти, газа, газа, растворенного в нефти, и конденсата) и забалансовых запасов полезных ископаемых по причинам их добычи (извлечения из недр) производится организацией по добыче полезных ископаемых не реже одного раза в год в соответствии с данными первичного геолого-маркшейдерского и (или) весового (других приборных способов) учета организации по добыче полезных ископаемых.
Запасы полезных ископаемых, из числа выявленных при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения, списываются по причинам добычи и потерь после оформления их прироста в установленном порядке.
12. Списание балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых, потерянных в процессе добычи, осуществляется организацией по добыче полезных ископаемых не реже одного раза в год раздельно по каждой выемочной единице (пласту, лаве, блоку, уступу, залежи и т.п.).
В тех случаях, когда при добыче полезных ископаемых прямое определение их потерь невозможно, а полная отработка выемочной единицы к концу отчетного года не закончена, количество потерянных полезных ископаемых определяется условно с учетом установленного для данной выемочной единицы норматива потерь и количества добытых из нее полезных ископаемых. Окончательное количество потерянных полезных ископаемых, в том числе и сверхнормативных, по выемочной единице определяется после ее полной отработки и оформления акта на погашение выемочной единицы.
Отнесение в потери запасов полезных ископаемых, числящихся в не подлежащих отработке общешахтных целиках, и их списание, осуществляется ежегодно по мере отработки шахтного (рудничного) поля и оконтуривания таких целиков подготовительными и очистными выработками. Количество запасов полезных ископаемых, подлежащих списанию, обосновывается технико-экономическими расчетами. До этого запасы полезных ископаемых числятся на учете организации по добыче полезных ископаемых как временно консервируемые в недрах.
Запасы полезных ископаемых, списываемые с государственного баланса запасов полезных ископаемых и соответственно с учета организаций по добыче полезных ископаемых в случаях их оставления в недрах из-за неправильного ведения горных работ, в том числе из-за неполноты выемки по площади и мощности, подработки (надработки) сближенных пластов, залежей, жил, выборочной отработки месторождений полезных ископаемых или их участков, несвоевременного списания, преждевременного погашения горных выработок и др., не включенные в нормативы потерь, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами Госгортехнадзора России, относятся к сверхнормативным потерям. Их списание производится после внесения организацией по добыче полезных ископаемых в бюджет платежей с объемов сверхнормативных потерь в двойном размере, как предусмотрено статьей 41 Закона Российской Федерации «О недрах».
13. Списание запасов полезных ископаемых за истекший год по причинам их добычи и потерь осуществляется в течение первого квартала следующего за отчетным года по формам государственного федерального статистического наблюдения N 5-гр, 70-тп, 6-гр, 11-шрп, 71-тп, 2-тп, 31-тп.
Организации по добыче полезных ископаемых до составления статистической отчетности по установленным формам согласовывают фактические объемы добычи и потерь полезных ископаемых с органами Госгортехнадзора России.
14. Запасы полезных ископаемых, утративших промышленное значение, списываются по следующим основаниями:
а) несоответствующие вновь установленным кондициям (для нефтяных, нефтегазовых, газоконденсатных, нефтегазоконденсатных, газовых и битумных месторождений — вследствие пересмотра коэффициента извлечения), а также исключенные из категории балансовых и (или) забалансовых в границах горного отвода в результате новой экспертизы (переутверждения) запасов полезных ископаемых списываются в соответствии с решением Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России об утверждении новых кондиций (коэффициента извлечения) и запасов полезных ископаемых согласно этим кондициям (коэффициенту извлечения);
б) нецелесообразные к отработке по технико-экономическим причинам, вследствие выявившегося резкого усложнения горно-геологических, гидрогеологических, экологических, инженерно-геологических и других природных условий, списываются в соответствии с технико-экономическим обоснованием целесообразности списания утративших промышленное значение запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых при положительном заключении экспертной организации, имеющей соответствующую лицензию;
в) оставленные в предохранительных целиках под промышленными сооружениями, жилыми и общественными зданиями, памятниками истории и культуры, водоемами и другими природными объектами согласно разрешений органов государственного горного надзора на застройку площадей залегания полезных ископаемых или в силу сложившегося развития региона списываются в соответствии с условиями разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, выданных органами Госгортехнадзора России и Министерства природных ресурсов Российской Федерации или в соответствии с мерами охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок, согласованными с органами Госгортехнадзора России;
г) подготовленные и готовые к выемке, а также незатронутые подготовительными и очистными работами запасы полезных ископаемых на ликвидируемых из-за нерентабельности организациях по добыче полезных ископаемых списываются в соответствии с технико-экономическим обоснованием (проектом) ликвидации, прошедшим экспертизу и согласованным с органами Госгортехнадзора России.
д) из-за изменения назначения использования земель списываются в соответствии с принятыми в установленном порядке государственными органами исполнительной власти соответствующими решениями.
Полное снятие с учета организации по добыче полезных ископаемых балансовых запасов, утративших промышленное значение, производится в случаях технико-экономического обоснования нецелесообразности перевода их в забалансовые.
При отсутствии потребителей на сырье, получаемые из запасов полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих породах, они могут быть, по согласованию с органами Госгортехнадзора России, списаны в потери в объемах ежегодной добычи, если такие полезные ископаемые не складируются в отдельные отвалы и не состоят на специальном учете.
15. Списание исключенных из категории балансовых и (или) забалансовых запасов в границах горного отвода в результате новой экспертизы (переутверждения) запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии с решением Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России.
16. Списание балансовых и (или) забалансовых запасов полезных ископаемых по участкам недр, изъятым у организации по добыче полезных ископаемых в установленном порядке при лицензировании пользования недрами, производится в соответствии с лицензионными условиями, включая корректировку границ горного отвода.
17. Списание балансовых и (или) забалансовых запасов полезных ископаемых, неподтвердившихся при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения в пределах горного отвода, осуществляется по мере накопления (но не более, чем за 2-летний период работы организации по добыче полезных ископаемых) новых данных о размерах, мощности тел полезных ископаемых, условиях их залегания и качестве полезных ископаемых, а по извлекаемым запасам нефти, газа, газа, растворенного в нефти, и конденсата, новых данных и технико-экономического обоснования пересмотра величины коэффициента извлечения нефти, газа, газа, растворенного в нефти, и конденсата в сторону уменьшения.
По материалам, обосновывающим неподтверждение запасов полезных ископаемых, производится государственная экспертиза с учетом заключения организации осуществлявшей разведку.
Споры между организацией по добыче полезных ископаемых и территориальным органом управления государственным фондом недр рассматриваются Госгортехнадзором России и Министерством природных ресурсов Российской Федерации или решаются в судебном порядке.
18. Списание попутных полезных компонентов, в том числе рассеянных элементов, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России, осуществляется независимо от их извлечения в процессе обогащения и дальнейшей переработки, одновременно со списанием запасов основного полезного ископаемого.
19. Списание запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в п. 17, производится с органами Госгортехнадзора России, а по причинам, указанным в пунктах 14, 15, 16, по актам на списание запасов полезных ископаемых, утвержденным органами Госгортехнадзора России (Приложение 1). При этом органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации согласовывают акты на списание запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение и утверждают акты на списание запасов полезных ископаемых, неподтвердившихся при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения.
Со стороны организации по добыче полезных ископаемых акт на списание запасов полезных ископаемых подписывается руководителем организации, а также руководителями геологической и маркшейдерской служб. Если геолого-маркшейдерское обслуживание организации по добыче полезных ископаемых осуществляется по договору, то акт на списание запасов полезных ископаемых подписывается руководителем подрядной организации, при этом указывается номер лицензии на право производства маркшейдерских работ при пользовании недрами.
20. В случаях, когда разовое или суммарное количество балансовых запасов полезных ископаемых, списанных и (или) намечаемых к списанию вследствие утраты промышленного значения и неподтверждения при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения в границах горного отвода, превышает 20% (для нефти и газа, в том числе извлекаемых) балансовых запасов полезных ископаемых, переданных по лицензии на пользование недрами организации по добыче полезных ископаемых, по запасам в границах горного отвода осуществляется экспертиза (пересчет и переутверждение) в установленном порядке в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России. В этих случаях к представляемым организацией по добыче полезных ископаемых в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых МПР России материалам прилагается заключение органа Госгортехнадзора России.
21. Списание балансовых и (или) забалансовых запасов полезных ископаемых (по нефти, газу и компонентам — геологических и извлекаемых балансовых запасов), утративших промышленное значение и неподтвердившихся при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения в пределах горного отвода, осуществляется по мере выявления (см. п. 17), не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года.
22. Списание балансовых и (или) забалансовых запасов по причинам, указанным в пунктах 7, 15, 16, подпункте «д» пункта 14 осуществляется не позднее 6 месяцев после принятия соответствующего решения Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России и органами, осуществляющими лицензирование пользования недрами.
23. Для списания с учета организации по добыче полезных ископаемых запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение и неподтвердившихся при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения в границах горного отвода, организация по добыче полезных ископаемых представляет в органы Госгортехнадзора России в установленные пунктами 17 и 21 сроки:
а) пояснительную записку, обосновывающую намеченное списание запасов полезных ископаемых раздельно в контурах, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России и контурах оперативного учета по данным геологической и маркшейдерской документации, опробования и пересчета запасов, а также технико-экономическое обоснование списания запасов полезных ископаемых с приложением соответствующей геолого-маркшейдерской документации;
б) заключение заинтересованных территориальных природоохранных органов (в случае списания запасов, утративших промышленное значение по экологическим причинам);
в) заключение экспертизы технико-экономического обоснования списания запасов полезных ископаемых;
г) проект акта на списание указанных запасов полезных ископаемых в 4 экземплярах.
Рассмотрение материалов на списание запасов полезных ископаемых производится в срок, не превышающий 30 дней со дня их получения.
24. Для списания с учета организации по добыче полезных ископаемых запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в подпунктах «д», «е» пункта 6, пункте 7 и подпункте «д» пункта 14 организация по добыче полезных ископаемых представляет в органы Госгортехнадзора России в установленные пунктом 22 сроки:
а) копию соответствующего решения государственных органов исполнительной власти;
б) пояснительную записку, обосновывающую намеченное списание запасов полезных ископаемых с приложением соответствующей геолого-маркшейдерской документации;
в) проект акта на списание указанных запасов полезных ископаемых в 4 экземплярах.
Рассмотрение материалов на списание запасов полезных ископаемых производится в срок, не превышающий 15 дней со дня их получения.
25. Акт на списание запасов полезных ископаемых направляется в Государственное геологическое предприятие «Российский федеральный геологический фонд» («Росгеолфонд»), организации по добыче полезных ископаемых и органу Министерства природных ресурсов Российской Федерации, выдавшему лицензию на пользование недрами.
В случае отказа в утверждении или согласовании акта на списание запасов полезных ископаемых орган Госгортехнадзора России или орган Министерства природных ресурсов Российской Федерации в месячный срок сообщает о причинах отказа организации по добыче полезных ископаемых. При несогласии с принятым решением организация вправе обратиться в Госгортехнадзор России или Министерство природных ресурсов Российской Федерации или обжаловать решение в судебном порядке.
26. До окончательного решения вопроса о списании запасов полезных ископаемых (кроме случаев добычи и потерь) изменения в статистическую отчетность, связанные с намечаемым списанием не вносятся.
27. Сведения о количестве и местоположении списанных балансовых (в том числе извлекаемых запасов нефти и газа) и (или) забалансовых запасов полезных ископаемых, во всех случаях их уменьшения, отражаются в учетной геологической и маркшейдерской документации предприятия раздельно по каждому элементу учета (пласту, жиле, линзе, камере, целику и т.п.), в горно-графической документации, а также в специальной книге учета списанных запасов полезных ископаемых (Приложение 2).
28. Органы Госгортехнадзора России ведут книгу учета актов на списание запасов полезных ископаемых (Приложение 3).
29. Горные выработки, служащие для подхода к участкам, запасы которых намечены к списанию, как утратившие промышленное значение или неподтвердившиеся при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения, погашаются только после решения вопроса о списании указанных запасов и доработки выемочных единиц.
Источник