Учет общественного полезного труда в школе
Методические рекомендации по обеспечению системной организации общественно полезного труда
учащихся 5‑11 классов учреждений общего среднего образования
Общественно полезный труд учащихся учреждений общего среднего образования является важнейшим средством трудового воспитания, способствует реализации профессионального выбора, осознанию социальной значимости профессиональной деятельности.
Общественно полезный труд организуется в учреждениях общего среднего образования с целью формирования:
культуры трудовой и профессиональной деятельности, уважения к людям труда;
интереса к рабочим профессиям, закрепления знаний, умений и навыков, получаемых в процессе трудового обучения;
трудолюбия, бережливости, стремления к созданию общественно полезных продуктов.
Необходимыми условиями организации общественно полезной деятельности учащихся являются:
взаимодействие учреждений общего среднего образования с семьей, учреждениями производственной и социокультурной сферы по развитию трудовой активности учащихся;
оптимальный выбор и сочетание различных форм организации трудовой деятельности;
использование разнообразных видов общественно полезного труда.
Основные виды общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования:
самообслуживание (уборка рабочего места, сервировка обеденного стола, дежурство в обеденном зале, влажная уборка учебного помещения и др.);
изготовление и ремонт наглядных и учебных пособий (изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов и др.);
уход за растениями (работы на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), уход за садом и цветниками, выращивание продукции для школьных столовых и др.);
охрана окружающей среды;
благоустройство территории (озеленение, уход за газонами, поддержание чистоты дворов, улиц, скверов и парков, ремонт и благоустройство мест отдыха и др.), благоустройство помещений (ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря и др.);
уход за мемориальными комплексами, памятниками, воинскими захоронениями и другими исторически значимыми местами;
оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе.
В учреждении общего среднего образования используются следующие формы организации общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов: конкурсы, соревнования, акции, трудовые и экологические десанты, творческие проекты, субботники, смотры-конкурсы, «зеленые» и «голубые» патрули, концерты агитбригад, дежурства и др.
Общественно полезный труд организуется в соответствии с планом работы учреждения общего среднего образования и реализуется в течение учебного года во внеурочное время и каникулярный период.
Координация деятельности по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов в учреждениях общего среднего образования возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, в классе – на классного руководителя, на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), производственной (учебно-производственной) мастерской – на педагогического работника, ответственного за данный участок. Контроль за распределением и выполнением работ осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по административно-хозяйственной работе учреждения общего среднего образования.
Педагогические работники, при организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, несет ответственность за:
подготовку оборудования (инструментов, приспособления, материалов);
инструктаж учащихся по охране труда с регистрацией (записью) в журнале;
выполнение учащимися правил техники безопасности, правил охраны труда и санитарно-гигиенических требований;
сохранение жизни и здоровья учащихся в период выполнения общественно полезных работ.
В соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬот 27 декабря 2012 г. № 206 Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов
(в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63,
от 25.11.2014 N 78, от 17.05.2017 N 35)
П.121. ГЛАВА 9.
Учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:
25 минут в учебную неделю в 1–2-х классах;
45 минут в учебную неделю в 3–4-х классах;
одного часа в школьную неделю в 5–8-х классах;
1 часа 30 минут в школьную неделю в 9–11-х классах.
В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:
самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола – учащимися с 1–2-го классов; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении – с 3-го класса; уборка территории – с 5-го класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) – с 7-го класса; влажная уборка учебного помещения – с 8-го класса;
собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися 3–11-х классов;
ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися 3–11-х классов;
благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися 5–11-х классов;
изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися 5–11-х классов;
ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися 8–11-х классов.
Запрещается привлекать учащихся к работам, запрещенным законодательством Республики Беларусь, в том числе в соответствии:
со списком работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 2 февраля 1995 г. № 13 «Аб Спісе работ, на якіхзабараняеццапрымяненнепрацыасобмаладзейвасемнаццацігадоў»;
с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22875);
с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 274, 8/22916).
Также запрещается привлекать учащихся:
к работам, опасным в эпидемическом отношении: уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;
к работам, опасным для жизни: санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников;
к мытью полов учащимися младше 14 лет;
к приготовлению блюд, порционированию блюд, кроме самообслуживания за своим столом.
Источник
Методические рекомендации
по обеспечению системной организации общественно полезного труда
учащихся 5‑11 классов учреждений общего среднего образования
Общественно полезный труд учащихся учреждений общего среднего образования, являясь важнейшим средством трудового воспитания, способствует реализации профессионального выбора, осознанию социальной значимости профессиональной деятельности.
Общественно полезный труд организуется в учреждениях общего среднего образования с целью формирования:
культуры трудовой и профессиональной деятельности, уважения к людям труда;
интереса к рабочим профессиям, закрепления знаний, умений и навыков, получаемых в процессе трудового обучения;
трудолюбия, бережливости, стремления к созданию общественно полезных продуктов.
Необходимыми условиями организации общественно полезной деятельности учащихся являются:
взаимодействие учреждений общего среднего образования с семьей, учреждениями производственной и социокультурной сферы по развитию трудовой активности учащихся;
оптимальный выбор и сочетание различных форм организации трудовой деятельности;
использование разнообразных видов общественно полезного труда.
Основные виды общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования:
самообслуживание (уборка рабочего места, сервировка обеденного стола, дежурство в обеденном зале, влажная уборка учебного помещения и др.);
изготовление и ремонт наглядных и учебных пособий (изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов и др.);
уход за растениями (работы на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), уход за садом и цветниками, выращивание продукции для школьных столовых и др.);
охрана окружающей среды;
благоустройство территории (озеленение, уход за газонами, поддержание чистоты дворов, улиц, скверов и парков, ремонт и благоустройство мест отдыха и др.), благоустройство помещений (ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря и др.);
уход за мемориальными комплексами, памятниками, воинскими захоронениями и другими исторически значимыми местами;
оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе.
В учреждении общего среднего образования используются следующие формы организации общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов: конкурсы, соревнования, акции, трудовые и экологические десанты, творческие проекты, субботники, смотры-конкурсы, «зеленые» и «голубые» патрули, концерты агитбригад, дежурства и др.
Организуя общественно полезную деятельность, важно использовать разнообразные методы:
передача опыта (упражнения по формированию трудовых навыков при выполнении конкретных операций);
стимулирование и мотивация деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, взаимопомощи, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий);
контроль и самоконтроль (рефлексия деятельности).
Общественно полезный труд организуется в соответствии с планом работы учреждения общего среднего образования и реализуется в течение учебного года во внеурочное время и каникулярный период.
Координация деятельности по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов в учреждениях общего среднего образования возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, в классе – на классного руководителя, на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), производственной (учебно-производственной) мастерской – на педагогического работника, ответственного за данный участок. Контроль за распределением и выполнением работ осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по административно-хозяйственной работе учреждения общего среднего образования.
Педагогические работники, при организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, несет ответственность за:
подготовку оборудования (инструментов, приспособления, материалов);
инструктаж учащихся по охране труда с регистрацией (записью) в журнале;
выполнение учащимися правил техники безопасности, правил охраны труда и санитарно-гигиенических требований;
сохранение жизни и здоровья учащихся в период выполнения общественно полезных работ.
Учет общественно полезного труда фиксируется в классном журнале на специально отведенной странице:
Учет общественно полезного труда | |||||
№ п/п | Фамилия и имя учащегося | Месяц, число | Содержание выполненной работы | Объем выполненной работы | Заметки педагога |
В соответствии с Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 № 206, учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах одного часа в учебную неделю в 5–8-х классах, 1 часа 30 минут в учебную неделю в 9–11-х классах.
При организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми документами:
- Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 декабря 2011 г. № 325-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 2/1877).
- Трудовой Кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999, № 80, 2/70) (с изменениями и дополнениями от 03.05.2014 г.).
- Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 158, 2/1453) (с изменениями и дополнениями от 12.07.2013 г.)
- Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №103, 2/215).
- Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8,2/1892).
- Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 № 206 (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2014 г. № 63).
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22875).
- Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. N 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (в ред. постановлений Минтруда и соцзащиты от 26.05.2011 № 35, от 08.05.2013 № 37).
- Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2013 №67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц, моложе 18 лет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 21.08.2013, № 8/27770).
- Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 №283.
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 № 125 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь , 2006 г., N 8/15613).
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015гг., утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 16 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь , 2011 г., N 8/24085).
Источник
Об утверждении положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ
____________________________________________________________________
Настоящий приказ действует в части не противоречащей действующему законодательству, в частности, Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании». — Примечание «КОДЕКС».
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 года «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда»
приказываю:
1. Утвердить согласованное с Госпланом СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством здравоохранения СССР, Министерством финансов СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ Положение об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ.
2. Министерствам просвещения союзных республик:
довести Положение до сведения работников органов и учреждений народного образования;
обеспечить совместную работу с заинтересованными министерствами и ведомствами, комитетами комсомола и профсоюзов по организации общественно полезного, производительного труда школьников в соответствии с настоящим Положением и с учетом типовых и переходных учебных планов общеобразовательной школы, утвержденных приказом Министерства просвещения СССР от 12 февраля 1985 года N 22.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Управление трудовой и профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ (Ю.П.Аверичева).
Министр
С.Г.Щербаков
ПОЛОЖЕНИЕ об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
просвещения СССР
от 11 мая 1985 года N 81
1. Общественно полезный, производительный труд учащихся общеобразовательных школ организуется в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 года «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда», Уставом средней общеобразовательной школы, Положением о базовом предприятии общеобразовательной школы, настоящим Положением, а также положениями об ученической производственной бригаде в колхозе, совхозе, лагере труда и отдыха, другими нормативными документами.
2. Общественно полезный, производительный труд учащихся — составная часть учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство коммунистического воспитания и всестороннего развития школьников. Его основными задачами являются:
формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого, и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе, воспитание в духе коллективизма, трудовой и производственной дисциплины;
ознакомление на практике с основами современного производства, формирование интереса к профессиям народного хозяйства, закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового и профессионального обучения, общеобразовательной подготовки;
экономическое воспитание, формирование представлений о производственном плане, производительности труда, себестоимости и качеств продукции, хозяйственном расчете, учете и нормировании труда, заработной плате, бригадном подряде;
оказание посильной помощи предприятиям, совхозам и колхозам, другим организациям народного хозяйства( )в выполнении производственных заданий.
_______________
Далее именуются — предприятия.
3. Общественно полезный, производительный труд составляет основную часть содержания трудового и профессионального обучения и воспитания учащихся I-XI (XII) классов. На трудовое и профессиональное обучение отводится: в I-VII классах — 2 часа; в VIII-IX классах — 3 часа; в X-XI (XII) классах — 4 часа в неделю. Профессиональное обучение учащихся осуществляется начиная с VIII класса. Обязательный общественно полезный труд предусматривается учебным планом: во II-IV классах — 1 час; в V-VII классах — 2 часа; в VIII-IX классах — 3 часа; в X-XI (XII) классах — до 4 часов в неделю. Соотношение времени на практическое и теоретическое обучение определяется учебными программами. Кроме того, проводится ежегодная трудовая практика учащихся: в V-VII классах в течение 10 дней по 3 часа в день; в VIII-IX классах — 16 дней по 4 часа; в X (XI) классах — 20 дней по 6 часов. Сроки, место и порядок прохождения практики определяются исполкомами районных и городских Советов народных депутатов исходя из местных условий.
Как правило, в период каникул школьники принимают активное участие в патриотическом движении учащейся молодежи «Мой труд вливается в труд моей республики» — работают на добровольных началах в составе различных трудовых объединений, в пионерских и других лагерях. Продолжительность работы школьников во время каникул: для учащихся II-IV классов — до 2 часов; V-VII классов — до 3 часов; VIII-IX классов — до 4 часов; X-XI (XII) классов — до 6 часов в день.
Учащиеся могут приниматься на временную работу в порядке, установленном действующим законодательством.
4. В соответствии с Положением о базовом предприятии общеобразовательной школы базовые предприятия организуют общественно полезный, производительный труд учащихся VIII-XI (XII) классов, обеспечивают условия для их профессиональной подготовки, содействуют школам в организации труда учащихся I-VII классов, в их трудовом воспитании и обучении (выделяют оборудование, инструменты, инвентарь, материалы и т.п., направляют специалистов, рабочих и колхозников).
Министерства и ведомства СССР, союзных и автономных республик, Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов народных депутатов направляют деятельность базовых предприятие на организацию обучения, и труда учащихся, предусматривают выделение предприятиям необходимых материальных ресурсов.
Содержание и организация общественно полезного, производительного труда школьников
5. Главным направлением общественно полезного, производительного труда учащихся средних и старших классов являются работы в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Другими направлениями труда школьников, главным образом учащихся младших и средних классов, являются работы для своей школы, по охране природы, благоустройству, сбор вторичного сырья (приложение 1).
Конкретное содержание общественно полезного, производительного труда учащихся определяется исполкомами местных Советов народных депутатов или по согласованию с ними органами народного образования, руководителями предприятий и школ с учетом программ трудового и профессионального обучения, местных условий, потребностей предприятий и школ. При этом необходимо строго руководствоваться правилами и нормами охраны труда учащихся (приложение 2).
6. Время, выделяемое в VIII-XI (XII) классах на общественно полезный, производительный труд и трудовую практику в VIII-IX классах, рекомендуется использовать в основном на труд по изучаемому профилю (профессии). Содержание трудовой практики в X (XI) классе должно соответствовать овладеваемой профессии.
7. Формы организации труда учащихся различны и зависят от его содержания и объема, постоянного или временного характера работы, возраста школьников. Основной является коллективная (бригадная) форма: ученическая производственная бригада в колхозе, совхозе, школьное лесничество, лагерь труда и отдыха, трудовой отряд старшеклассников, другие трудовые объединения школьников, группа (подгруппа), бригада в межшкольном учебно-производственном комбинате, учебном цехе предприятия, в школьной мастерской и т.п. Трудовые объединения школьников могут быть постоянными или временными, одновозрастными или разновозрастными.
8. Органы и учреждения народного образования выделяют учителей, воспитателей, мастеров производственного обучения для участия в организации труда учащихся, осуществляют педагогическое руководство их трудовой деятельностью, обеспечивают ее связь с трудовым и профессиональным обучением, общеобразовательной подготовкой, воспитательную и профориентационную направленность, совместно с профсоюзными, комсомольскими и хозяйственными организациями формируют трудовые объединения школьников.
Общественно полезный, производительный труд школьников организуется на основе социалистического соревнования, которое проводится как внутри ученических трудовых коллективов, так и между ними. Активное участие в организации труда учащихся принимают комсомольские и пионерские организации, органы ученического самоуправления.
9. Школьникам, участвующим в общественно полезном, производительном труде, целесообразно в воспитательных целях устанавливать трудовые задания (с учетом их возраста, пола, условий работы и по согласованию с медицинскими работниками).
Учет и оплата труда школьников в народном хозяйстве, оплата труда педагогических и других работников, осуществляющих руководство их трудом, производятся в установленном порядке. В учете труда школьников принимают участие работники школ, межшкольных учебно-производственных комбинатов, а также учащиеся — бригадиры и звеньевые.
10. Участие школьников в общественно полезном, производительном труде учитывается при выведении оценки за прилежание к учению и общественно полезному труду, а также при выдаче похвальных грамот, свидетельств с отличием выпускникам девятилетней школы, золотых и серебряных медалей выпускникам средней школы.
11. За большие успехи школьники, участвующие в общественно полезном, производительном труде, организаторы и руководители труда учащихся в установленном порядке поощряются, а также представляются к правительственным наградам.
Охрана труда
12. Руководители предприятий, общеобразовательных школ, межшкольных учебно-производственных комбинатов организуют общественно полезный, производительный труд учащихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, согласовывают виды работ, условия труда с санитарно-эпидемиологической службой, пожарной, технической инспекцией труда профсоюзов, в необходимых случаях — с Гостехнадзором, несут личную ответственность за безопасные условия труда школьников.
13. Учащиеся допускаются к участию в общественно полезном, производительном труде после предварительного медицинского осмотра и заключения врача о состоянии здоровья, обучения безопасным приемам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы.
14. Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным в эпидемиологическом отношении, в ночное время, в праздничные, дни, связанным с применением ядохимикатов, а также с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.
15. При несчастных случаях, происшедших с учащимися в процессе общественно полезного, производительного труда, им оказывается срочная медицинская помощь. Несчастные случаи и причины, приведшие к ним, расследуются и учитываются в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением президиума ВЦСПС от 13 августа 1982 года N 11-6. Организационно-технические причины несчастного случая должны быть немедленно устранены и приняты меры к предотвращению подобных случаев в дальнейшем.
16. Контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий общественно полезного, производительного труда школьников осуществляют техническая инспекция труда, профсоюзов, профсоюзные комитеты предприятий, органы народного образования, здравоохранения.
Приложение 1. Направление общественно полезного, производительного труда
Приложение 1
Виды общественного полезного, | Классы | |||
производительного труда | I-IV | V-VII | VIII-IX | X-XI (XII) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Труд в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания | ||||
Выполнение заданий предприятий в школьных мастерских, межшкольных УПК, учебных цехах предприятий, мастерских профтехучилищ | + | + | + | |
Участие в уборке урожая, уходе за посевами, в выращивании домашней птицы и молодняка сельскохозяйственных животных, в мелиоративных работах | + | + | + | |
Возделывание сельскохозяйственных культур с применением машин на полях колхоза, совхоза | + | |||
Участие в работах на животноводческих фермах по кормлению животных и уходу за ними, в доении коров, стрижке овец и др. | + | + | ||
Работы в торговле, общественном питании, транспорте и связи, коммунальном хозяйстве | + | + | ||
II. Охрана природы. Работы по благоустройству | ||||
Сбор лекарственного сырья, плодов, ягод, грибов, семян. Выращивание рассады цветов, посадка цветов, деревьев и кустарников | + | + | + | + |
Очистка и посадка лесов, полезащитных насаждений. Участие в борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур, леса. Спасение рыбной молоди во время паводков, охрана водоемов, разведение рыб. Помощь в поддержании чистоты дворов, улиц, скверов и парков | + | + | + | |
Поделка кормушек и гнездовий для птиц | + | + | ||
III. Работы для школы | ||||
Уборка классных комнат, кабинетов и мастерских, уход за растениями в школьных помещениях, за участком школы | + | + | + | + |
Изготовление и ремонт учебного оборудования и наглядных пособий, инструмента, сельскохозяйственного инвентаря. Участие в создании и оснащении учебных кабинетов, мастерских, спортивной и географической площадок, в ремонте школьной мебели и хозяйственного инвентаря, в ремонте школы, мастерских, гаража, теплицы, парников, в оборудовании полигонов для обучения учащихся вождению автомобилей и тракторов и т.д. | + | + | + | |
Работы на школьном учебно-опытном участке | + | + | + | + |
Уход за садом, выращивание продукции для школьных столовых, цветочно-декоративных растений, кормовых культур. Уход за кроликами, птицей. | ||||
Сельскохозяйственное опытничество по заданиям ученых | + | + | + | + |
IV. Сбор вторичного сырья | ||||
Металлолом | + | + | + | |
Макулатура | + | + | + | 4. |
Приложение 2. ПЕРЕЧЕНЬ основных документов по вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий общественно полезного, производительного труда учащихся
Приложение 2
1. Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и президиума ВЦСПС от 10 сентября 1980 года N 283/П-9.
2. Положение об организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения СССР. Утверждено приказом министра просвещения СССР от 24 декабря 1971 года N 101 по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.
3. Правила по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся. Утверждены в 1971 году Министерством просвещения СССР по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений и Министерством здравоохранения СССР.
4. Правила по технике безопасности и производственной санитарии при трудовом обучении и летних практических работах учащихся IX-Х (ХI) классов общеобразовательных школ в сельскохозяйственном производстве. Утверждены Министерством просвещения СССР и Министерством сельского хозяйства СССР в 1976 году по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, ЦК профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок, Министерством здравоохранения СССР.
5. Правила по технике безопасности и производственной санитарии для школ и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся по автоделу. Утверждены Министерством просвещения СССР в 1973 году по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений и Министерством здравоохранения СССР.
6. Санитарные правила по сбору школьниками вторичного сырья. Утверждены Министерством здравоохранения СССР в 1981 году по согласованию с Министерством просвещения СССР.
7. Приказ Министерства здравоохранения СССР и Министерства просвещения СССР от 20 декабря 1979 года N 1284/214 «О мерах по улучшению медико-санитарного обеспечения трудовых объединений школьников».
8. Инструктивно-методические рекомендации по охране труда в трудовых объединениях школьников. Утверждены ЦК ВЛКСМ, Министерством просвещения СССР в 1982 году по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.
9. Методические указания по организации и режиму работы трудовых объединений школьников. Утверждены заместителем Главного государственного санитарного врача СССР в 1978 году.
10. Инструкция по организации безопасных условий при перевозках автотранспортными средствами студентов и учащихся, принимающих участие в летних и осенних работах. Утверждена Управлением ГАИ Министерства внутренних дел СССР, Министерством высшего и среднего специального образования СССР, Центральным штабом студенческих строительных отрядов в 1974 году по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.
11. Правила дорожного движения (пункт 24 «Перевозка людей»). Утверждены Министерством внутренних дел СССР в 1979 году.
Текст документа сверен по:
Сборник приказов и инструкций
Министерства просвещения РСФСР,
N 34
Источник