Учет расходов на поиск полезных ископаемых

Учет расходов на поиск полезных ископаемых thumbnail

МСФО

Российская практика

Комментарии в отношении сближения МСФО и РСБУ

Общая степень разработанности проблемы

IFRS 6 «Поиск и оценка полезных ископаемых»

Стандарт принят в промежуточной редакции. Предполагается, что окончательная редакция стандарта будет подготовлена в 2007 году после завершения всестороннего исследования практики учета в добывающих отраслях.

В стандарте освящены лишь общие походы к признанию и оценке активов, связанных с поиском и оценкой и полезных ископаемых.
Действующая редакция стандарта исходит из того, что предприятия, осуществляющие поиск и оценку полезных ископаемых, после принятия стандарта продолжают использовать ранее принятую учетную политику в отношении признания и оценки активов, связанных с поиском и оценкой полезных ископаемых.

Стандарт предполагает несколько ключевых положений в отношении которых он действует императивно:
— последовательность применения учетной политики в отношении принципов капитализации расходов на поиск и оценку полезных ископаемых
— необходимость проведения теста на обесценение
— максимальный уровень, на котором проводится тест на обесценение
— минимальные требования к раскрытию информации

В отношении иных аспектов стандарт вводит специальные исключения, позволяющие предприятиям сохранить существующие подходы к учете вне зависимости от того насколько они согласуются с другими стандартами. Так, IFRS 6 устанавливает, что при разработке своей учетной политики предприятия могут не ориентироваться на п. 11 и 12 IAS 8 “Учетная политика организации, отражение в бухгалтерской отчетности изменений учетной политики, изменений в оценочных расчетах и исправления ошибок”. Указанные положения IAS 8 предполагают, что при разработке учетной политики источниками формирования профессионального суждения для организаций должны выступать требования стандартов и интерпретаций, затрагивающих аналогичные или связанные проблемы, соответствующие определения, критерии признания и принципы оценки активов, обязательств, доходов и расходов, установленные в Принципах.

Специальный стандарт, регулирующий порядок учета расходов, связанных с освоением природных ресурсов, в том числе расходов, понесенных на стадии разведки и оценки полезных ископаемых, отсутствует.

В отличие от ряда отраслей, где в качестве концептуальной основы сохранились методические документы по бухгалтерскому учету, разработанные отраслевыми министерствами и ведомствами, вопросы бухгалтерского учета затрат на поиск и оценку полезных ископаемых в настоящее время какими-либо системными документами не регулируются.

На практике, предприятия самостоятельно разрабатывают внутренние методические документы, устанавливающие порядок учета расходов на освоение природных ресурсов.

Помимо общих принципов учета, установленных в положениях по бухгалтерскому учету, при разработке внутренних методических документов предприятия руководствуются:
— гл. 25 НК РФ (ст. 261 и 325), устанавливающей порядок налогового учета расходов на освоение природных ресурсов.
При этом правила, установленные для целей налогообложения, используются для разработки внутренних документов по бухгалтерскому учету.

— FAS 19 “Учет и отчетность нефтегазодобывающих компаний» (US GAAP). Указанными документом, как правило, в наибольшей степени пользуются компании, чьи ценные бумаги обращаются на фондовом рынке США.

Степень разработанности вопросов учета расходов на освоение природных ресурсов предприятиями различных добывающих отраслей неоднородна (в наибольшей степени вопросы учета разработаны в нефтегазодобываюшей отрасли)

Расходы на проведение геологоразведочных работ в части регионального, поисково-оценочного и разведочного этапов признаются в качестве расходов от обычных видов деятельности. Порядок отнесения указанных расходов к расходам от обычных видов деятельности текущего и последующих отчетных периодов определяется в учетной политике организации.
При этом расходы, непосредственно связанные с бурением скважин, а также расходы в части приобретения права пользования недрами учитываются в составе внеобротных активов. Капитализируемые затраты переносятся на затраты на производство в течение отчетных периодов, определяемых в учетной политике организации.

Принимая во внимание, что действующий IFRS 6 рассматривается Советом по МСФО в качестве промежуточного варианта и многие положения в окончательном варианте стандарта могут быть пересмотрены и дополнены, национальный стандарт, регламентирующий порядок учета расходов на поиск и оценку полезных ископаемых, целесообразно принимать в максимально общем виде, приближенном к IFRS 6, также рассматривая его в качестве промежуточного варианта.

При определении названия и сферы действия нового национального стандарта целесообразно использовать наименование «Учет затрат на поиск и оценку полезных ископаемых».
При разработке действующего IFRS 6 был проведен анализ практики добывающих отраслей и по результатам выпущен документ «Extractive Indusrties Issues Paper», на который Совет по МСФО дает ссылку в Basis for conclusions к IFRS 6.
В «Extractive Indusrties Issues Paper» дается определение того, что такое поиск, что такое оценка, что такое разработка, то есть дается описание технологического процесса в добывающих отраслях по стадиям.
Терминологически под действие IRRS 6 попадает именно поиск и оценка полезных ископаемых

Сфера регулирования

В сферу регулирования IFRS 6 попадает лишь часть расходов, связанных с освоением природных ресурсов, которая относится к стадии поиска и оценки.
Расходы, понесенные до момента получения прав на поиск и оценку, равно как и расходы, понесенные после установления факта технической осуществимости и коммерческой целесообразности добычи полезных ископаемых, не относятся IFRS 6.

Действующее законодательство о недрах выделяет несколько видов недропользования, в числе которых присутствуют виды пользования недрами, в рамках которых возможно существование активов, относящихся к области регулирования IFRS 6, а именно:
— региональное геологическое изучение
— геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых
— разведка и добыча полезных ископаемых (на проведение работ по разведке отдельная лицензия не дается, так она рассматривается как один из компонентов добычи).
На каждый вид недропользования выдается отдельная лицензия. Допускается выдача лицензий на несколько видов недропользования одновременно.

Помимо описания видов недропользования действующее законодательство содержит понятие геолого-разведочных работ. При этом отсутствует четко устанавливаемое сопоставление между видами недропользования и этапами геолого-разведочных работ.

Так, например, геологоразведочные работы на нефть и газ подразделяются на следующие этапы:
— региональный
заканчивается обоснованием выбора перспективных нефтегазоносных районов и установления очередности проведения поисковых работ.

поисково-оценочный, в который входят стадии:
* выявления объектов поискового бурения
* подготовки объектов к поисковому бурению
* поиска и оценки месторождений (залежей)

Заканчивается установлением факта наличия или отсутствия промышленных запасов нефти и газа. В случае открытия месторождения (залежи) проводится подсчет геологических и извлекаемых запасов углеводородов, а также сопутствующих компонентов в соответствии с действующими нормативными документами.

— разведочный
Заканчивается получением информации, достаточной для составления технологической схемы разработки месторождений нефти или проекта опытно-промышленной эксплуатации месторождений газа.

Основная сложность заключается в необходимости сопоставления сферы регулирования IFRS 6 со стадиями и этапами проведения работ по освоению природных ресурсов применительно к российскому законодательству.
Для решения этой проблемы необходимо исследование отраслевой практики в отношении структуры геологоразведочных работ по основным отраслям, в которых осуществляется освоение природных ресурсов.

Исходя из анализа работ, проводимых на каждом из этапов геологоразведочных работ, необходимо определить перечень работ и расходов, которые относятся к сфере регулирования IFRS 6.
В дальнейшем проведенная структуризация позволит более точно определить критерии капитализации расходов на разведку и освоение природных ресурсов.
Предварительно можно сделать предположение о том, что к сфере действия IFRS 6 относится комплекс работ, проводимых в рамках поиска и оценки полезных ископаемых.

Состав затрат, формирующих стоимость активов, связанных с поиском и оценкой полезных ископаемых

Предприятия должны самостоятельно установить в учетной политике походы к капитализации затрат в качестве активов, связанных с поиском и оценкой полезных ископаемых.
Стандарт приводит примеры затрат, которые могут быть капитализированы.
К ним, в частности, относятся расходы на:
— приобретение прав на поиск и оценку
— геологические исследования
— поисковое бурение
— взятие проб
— осуществление деятельности, связанной с оценкой технической реализуемости и коммерческой пригодности добычи полезных ископаемых.

Несмотря на то, что стандарт не регулирует порядок учета затрат, понесенных до получения прав на разведку, расходы, понесенные для получения лицензий на разведку, могут быть учтены в стоимости соответствующего нематериального актива исходя из положений IAS 38 «Нематериальные активы».

Достаточно подробные указания в отношении состава и порядка учета расходов, связанных с освоением природных ресурсов, содержатся в ст. 261 НК РФ и 325 НК РФ, которые в различной степени используются многими предприятиями при разработке учетной политики в части бухгалтерского учета расходов на освоение природных ресурсов.

Так, расходами на освоение природных ресурсов признаются:
-расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации;
— расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ;
— расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов;
— расходы, связанные с получением права пользования недрами.

В большинстве случаев НК РФ не оперирует понятиями капитализируемые либо некапитализируемые затраты на освоение природных ресурсов. Исключение составляют расходы на получение лицензий на право пользования недрами (учитываются в составе нематериальных активов), а также расходы, связанные с созданием будущих объектов основных средств (например, скважин) которые учитываются в стоимости соответствующих объектов основных средств.

Вместе с тем, фактически в НК РФ вследствие введения понятия срока признания тех или иных расходов (12 месяцев либо 5 лет) признание расходов на освоение природных ресурсов отсрочено.
Кроме того, в соответствии с положениями НК РФ признание расходов по безрезультатным работам также отложено во времени.
В связи с тем, что в отсутствие общих документов по бухгалтерскому учету предприятия зачастую используют правила налогового законодательства и для целей бухгалтерского учета, налоговое законодательство непосредственных образом влияет на учетную практику.

В отсутствие общих методических документов различные компании разрабатывают свои внутренние стандарты учета в различной степени приближенные к требованиям налогового законодательства.

Как правило, в учете первоначально капитализируются (т.е. не признаются единовременно)
— расходы на получение лицензии на пользование недрами
(порядок дальнейшего учета зависит от вида полученной лицензии)
— расходы на строительство и бурение всех видов скважин (последующий порядок учета зависит от целей и результатов бурения скважин)

Остальные затраты, связанные с проведением геологоразведочных работ, признаются в качестве расходов в периоде их возникновения.

Учитывая, что в отсутствие общих методических документов, регулирующих порядок учета расходов на освоение природных ресурсов, предприятия самостоятельно разрабатывают соответствующие внутренние методические стандарты, для анализа действующей практики целесообразно изучение методических документов указанных компаний с целью определения соответствия подходов к капитализации затрат положениям IFRS 6.

Классификация активов, связанных с поиском и оценкой полезных ископаемых

Активы, связанные с поиском и оценкой, должны классифицироваться как основные средства либо нематериальные активы исходя из их характеристик.
Стандарт приводит примеры активов, квалифицируемых в качестве нематериальных (права), а также активов, квалифицируемых в качестве основных средств (буровые установки).

В отличие от IFRS 6 в российской практике учета возможности предприятий классифицировать те или иные активы, связанные с поиском и оценкой полезных ископаемых, в качестве нематериальных активов ограничены положениями ПБУ 14/2000, позволяющими учитывать в составе нематериальных активов только исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

На практике, предприятия используют два похода для учета капитализируемых затрат, не квалифицируемых в качестве основных средств:
— в нарушение норм ПБУ 14/2000 признают нематериальный актив
— используют в качестве аналога счет «Расходы будущих периодов»

Для соответствия положениям IFRS 6 необходим пересмотр ПБУ 14/2000.

Последующая оценка активов, связанных с поиском и оценкой

После первоначального признания предприятие выбирает модель учета
— по первоначальной стоимости
— по переоцененной стоимости (в порядке, предусмотренном для переоценки основных средств (IAS 16) либо нематериальных активов (IAS 38).

Возможность переоценки предусмотрена только в отношении объектов основных средств.

Для соответствия положениям IFRS 6 необходим пересмотр ПБУ 14/2000.

Обесценение активов, связанных с поиском и оценкой

Активы, связанные с поиском и оценкой полезных ископаемых, должны тестироваться на обесценение при появлении обстоятельств, свидетельствующих, что балансовая стоимость актива может превышать его возмещаемую величину.

Учитывая тот факт, что применение стандартной процедуры тестирования на обесценение в отношении активов, относящихся к поиску и оценке полезных ископаемых, затруднено (до момента подтверждения промышленной значимости месторождения прогнозировать будущие денежные потоки затруднительно), IFRS 6 устанавливает специальный перечень возможных фактов, свидетельствующих о необходимости проведения теста на обесценение.
При этом стандарт исходит того, что при определении возможных признаков обесценения активов, связанных с поиском и оценкой, предприятия должны, в первую очередь, руководствоваться специальными (характерными для данного вида активов) критериями, описанными в самом стандарте, нежели положениями IAS 36 «Обесценение активов».
При этом порядок проведения теста на обесценение и признания убытка от обесценения активов, связанных с поиском и оценкой полезных ископаемых, определяется в соответствии с положениями IAS 36.
Предприятия должны самостоятельно определить в учетной политике уровень, на котором будет осуществляться проведение теста на обесценение активов (единица, генерирующая денежные средства либо группа таких единиц). Данный уровень не может превышать первичный либо вторичный сегмент, определенный в соответствии с IAS 14 «Сегментная отчетность».

В системе нормативных документов по бухгалтерскому учету отсутствуют положения, касающиеся обесценения активов (в том числе активов, связанных с поиском и оценкой полезных ископаемых).

На практике, некоторые компании решают проблему обесценения, т.е. недопущения завышения стоимости активов, используя метод «успешных усилий», применяемый в US GAAP.
Метод успешных усилий предполагает, что затраты капитализируются только в случае, если они привели к обнаружению доказанных запасов, в то время как остальные затраты являются некапитализируемыми расходами и признаются в момент возникновения.

Принимая во внимание, что порядок проведения теста на обесценение и признания убытка обесценения активов, связанных с поиском и оценкой полезных ископаемых, определяется в соответствии с положениями IAS 36, для реализации положений IFRS 6 необходимо принятие стандарта, регулирующего обесценение активов.

Раскрытие информации

Предприятия должны раскрывать:

— принятую учетную политику в отношении затрат на поиск и оценку полезных ископаемых;
— величины активов, обязательств, доходов, расходов и денежных потоков, связанных с поиском и оценкой полезных ископаемых
— информацию, требуемую IAS 16 «Основные средства» либо IAS 38 «Нематериальные активы» в отношении соответствующих видов активов, формирующих класс активов, связанных с поиском и оценкой полезных ископаемых.

Приятая учетная политика в отношении затрат на поиск и оценку полезных ископаемых должна раскрываться исходя из положений ПБУ 1/98.

Требования в отношении раскрытия величины активов, обязательств, доходов, расходов и денежных потоков, связанных с поиском и оценкой полезных ископаемых, отсутствуют.

Требования к раскрытию необходимо учесть при разработке стандарта.

Источник

Аглямова Лилия Фанисовна
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
студентка первого курса магистратуры
Института экономики и финансов

Аннотация
В статье рассматриваются ключевые моменты Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов», которые добывающие компании применяют с 2012 года. Автором разъясняются понятия и виды поисковых затрат, а также учет поисковых активов – объектов учета, которые возникают у добывающих предприятий на стадии разведки и оценки полезных ископаемых при наличии соответствующей лицензии.

Aglyamova Liliya Fanisovna
Kazan Federal University
first-year student of a magistracy
Institute of Economics and Finance

Abstract
The article discusses the key points of the Accounting Standard 24/2011 » Accounting for the development of natural resources » that mining companies apply from 2012. The author explains the concepts and types of exploration and evaluation expenditures, and the accounting of exploration and evaluation assets — accounting objects that arise from mining companies at the stage of exploration and evaluation of mineral resources.

Библиографическая ссылка на статью:
Аглямова Л.Ф. Учет расходов на поиск, оценку и разведку полезных ископаемых // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/04/2111 (дата обращения: 07.02.2019).

С 2012 года при ведении учета и составлении финансовой отчетности предприятия добывающей отрасли должны руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011). Данное Положение применяется юридическими лицами, признанными пользователями недр. Недра представляют собой часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя или земной поверхности и дна водоемов и водотоков, находящиеся на глубинах, доступных для геологического изучения и освоения. Согласно ФЗ «О недрах» пользователями недр являются субъекты предпринимательской деятельности, включая участников простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами [2, ст. 9].

Деятельность добывающих компаний включает следующие этапы.

Предварительный этап, на котором осуществляются геологоразведочные, геофизические и геохимические работы, геологические съемки, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, которые проводятся без существенного нарушения целостности недр.

Этап поиска, оценки и разведки месторождений полезных ископаемых, осуществляемых после получения соответствующей лицензии, дающей право на выполнение работ по поиску и оценке месторождений на данном участке недр.

Этап разработки полезных ископаемых. Он включает в себя геологоразведочные работы и непосредственную добычу полезных ископаемых на участке недр, в отношении которых установлена коммерческая целесообразность добычи.

Соответственно этапам можно выделить следующие три группы затрат.

  1. Затраты, которые организация осуществляет до момента получения лицензии.
  2. Поисковые затраты – это новое понятие, которое вводится в стандарте. Под поисковыми затратами понимаются затраты на поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых.
  3. Затраты на геологоразведочные работы и добычу полезных ископаемых, которые организация понесла после того, как была установлена коммерческая целесообразность добычи.

ПБУ 24/2011 посвящено второму этапу, а именно учету и отражению в отчетности затрат на освоение природных ресурсов, т. е. поисковых затрат.

Поисковые затраты могут признаваться внеоборотными активами или расходами по обычным видам деятельности. Организация самостоятельно устанавливает виды поисковых активов, отражаемых в качестве внеоборотных активов. При этом затраты имеющие материально-вещественную форму признаются материальными поисковыми активами, остальные активы отражаются в качестве нематериальных поисковых активов.

К поисковым НМА обычно относят, те затраты которые непосредственно связаны с поиском и оценкой месторождения. Например, затраты на получение лицензии, на геологическую, сейсмологическую разведку, вознаграждения сторонним организациям, уплачиваемые за оценку технической осуществимости и коммерческой целесообразности добычи и т. д.

Для признания поисковых затрат в качестве нематериального поискового актива необходимо выполнение следующих условий:

— у предприятия должна быть лицензия на поиск, оценку и разведку месторождения.

— не установлена коммерческая целесообразность добычи полезных ископаемых.

— в дальнейшем можно принять актив в качестве нематериального актива.

Материальные поисковые активы, которые относятся к определенному участку, впоследствии могут быть отнесены к другому участку (например, оборудование, используемое для поиска и оценки месторождения). В тоже время нематериальные поисковые активы обычно относятся только к конкретному объекту (лицензии, геологическая разведка, оценка технической осуществимости добычи).

ПБУ 24/2011 предоставляет пользователям недр возможность признавать в качестве активов затраты, которые не могут быть приняты к учету в качестве основных средств и нематериальных активов, т. к. не соответствуют критериям признания согласно ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2007 (поскольку не установлена и не подтверждена коммерческая целесообразность добычи нельзя утверждать, что использование поисковых активов принесет экономические выгоды в будущем).

Расширение прав недропользователей связано с тем, что это обеспечивает достоверное отражение финансового положения и финансовых результатов организации.

Для учета поисковых активов необходимо открыть соответствующие субсчета к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы». Первоначальная стоимость поисковых активов оценивается по сумме фактических затрат. В бухгалтерском учете формируются следующие проводки:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Материальные/нематериальные поисковые активы»

Кредит 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», и др.

С 2012 г. в бухгалтерском балансе предусмотрены строки «Нематериальные поисковые активы» и «Материальные поисковые активы» для отражения соответствующих активов в финансовой отчетности [5].

В дальнейшем поисковые активы амортизируются с учетом правил амортизации соответственно основных средств и нематериальных активов. Несмотря на то, что поисковые активы не являются основными средствами и нематериальными активами, для целей начисления амортизации целесообразно использовать счета 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов». При этом к этим счетам необходимо открыть соответствующие субсчета.

При использовании поискового актива для создания другого поискового актива амортизационные отчисления включаются в состав затрат на его создание. В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Материальные поисковые активы»

Кредит 02 «Амортизация основных средств», субсчет «Амортизация материальных поисковых активов»

Кроме того пользователям недр разрешено признавать поисковые затраты в качестве расходов по обычным видам деятельности. При этом согласно ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Но при освоении природных ресурсов компания не осуществляет изготовление и продажу продукции, товаров, выполнение работ или оказание услуг. Следовательно, ПБУ 24/2011 расширяет понятие расходов по обычным видам деятельности для добывающих предприятий с учетом их отраслевой специфики.

Предприятие самостоятельно определяет какие затраты отнести к поисковым активам, а какие списать на расходы по обычным видам деятельности. При этом необходимо учесть, что к поисковым активам можно отнести только те затраты, которые в последствии могут быть приняты к учету в качестве основных средств или нематериальных активов.

В отчете о прибылях и убытках нет отдельной строки для отражения поисковых затрат, относимых на расходы по обычным видам деятельности. Но организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов. Поэтому для пользователей недр целесообразно самостоятельно ввести данную строку в отчет о прибылях и убытках.

После первоначального признания поисковые активы могут отражаться по первоначальной или переоцененной стоимости.

Материальные поисковые активы могут переоцениваться по текущей (восстановительной) стоимости аналогично основным средствам. Однако нематериальные поисковые активы будут переоцениваться в редких случаях. Это объясняется тем, что их переоценка возможна только при наличии активного рынка, а месторождения полезных ископаемых, как правило, уникальны. Следовательно, существование активного рынка для нематериальных поисковых активов, которые, как правило, относятся к отдельному участку недр, маловероятно [7].

Стандартом установлено, что на каждую отчетную дату организация обязана проводить анализ наличия признаков обесценения поисковых активов. При этом необходимо уделить внимание как минимум следующим признакам:

а) в течение 12 месяцев после отчетной даты истекает срок действия лицензии, которая дает организации право на выполнение работ по поиску, оценке и разведке месторождений полезных ископаемых на определенном участке недр;

б) в планах организации не учтены существенные затраты, необходимые для выполнения работ по поиску, оценке и разведке полезных ископаемых;

в) организация приняла решение о прекращении деятельности, связанной с поиском, оценкой и разведкой полезных ископаемых, вследствие того, что данная деятельность не привела к обнаружению промышленно значимых полезных ископаемых;

г) наличие признаков того, что при продолжении деятельности по поиску, оценке и разведке стоимость поисковых активов не будет возмещена в полной мере при добыче полезных ископаемых или переходе права пользования участком недр другим лицам.

При наличии перечисленных признаков организация обязана провести проверку поисковых активов на обесценение и отражать изменение стоимости вследствие обесценения в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов» и (IFRS) 6 «Разведка и оценка полезных ископаемых».

На счетах бухгалтерского учета обесценении поисковых активов отражается следующим образом:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Материальные/нематериальные поисковые активы»

После документального подтверждения коммерческой целесообразности и технической осуществимости добычи полезных ископаемых или признания промышленной добычи бесперспективной организация прекращает признание поисковых активов.

При признании коммерческой целесообразности последовательность действий компании должна быть следующей:

а) проверить активы на обесценение и при его подтверждении отразить в учете;

б) перевести материальные и нематериальные поисковые активы соответственно в состав основных средств и нематериальных активов по остаточной стоимости при условии соответствия их критериям признания таких активов.

При этом в бухгалтерском учете производятся следующие записи:

Дебет 02 «Амортизация основных средств», субсчет «Амортизация материальных поисковых активов» или 05 «Амортизация нематериальных активов», субсчет «Амортизация нематериальных поисковых активов»

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Материальные/нематериальные поисковые активы»

Дебет 01 «Основные средства» или 04 «Нематериальные активы»

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Материальные/нематериальные поисковые активы».

в) прекратить признание последующих затрат на данном участке недр в качестве поисковых активов.

В случае если добыча полезных ископаемых признана коммерчески нецелесообразной, то поисковые активы списываются на финансовые результаты компании, за исключением случаев, когда такие активы продолжают использоваться в деятельности организации.

При списании поискового актива с баланса в бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет ««Материальные/нематериальные поисковые активы».

Принятие ПБУ 24/2011 является важным шагом к совершенствованию законодательства и переходом к международным стандартам финансовой отчетности. Отметим, что ПБУ 24/2011 во всех существенных аспектах соответствует IFRS 6.

Таким образом, применение ПБУ 24/2011 потребует от организаций пересмотра учетной политики в отношении поисковых затрат, пересмотра организации бухгалтерского учета, применения обязательной процедуры проверки поисковых активов на обесценение, а также уточнения объема и порядка раскрытия информации о поисковых затратах в бухгалтерской отчетности.

Библиографический список

  1. Приказ Минфина РФ от 06.10.11 N 125н «Об утверждении положения  по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных  ресурсов» (ПБУ 24/2011);
  2. Федеральный закон «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.12.12);
  3. Приказ Минфина РФ от 30.03.01 N 26н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении положения  по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01);
  4. Приказ Минфина РФ от 27.12.07 N 153н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении положения  по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007);
  5. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н (ред. от 04.12.2012) «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
  6. Приказ Минфина РФ от 06.05.99 N 33н (ред. от 27.04.2012) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99);
  7. https://www.buh.ru – интернет ресурс для бухгалтеров.

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «AglyamovaL»

Источник