Учет затрат на разведку полезных ископаемых
Начиная с отчетности за 2012 год вступает в силу новое ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов», которое дает возможность организациям-пользователям недр признавать поисковые затраты поисковыми активами. Анализирует положения нового документа Н.Н.Томило (Минфин России).
Содержание
В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности приказом Минфина России
от 06.10.2011 № 125н
утверждено новое
ПБУ 24/2011
«Учет затрат на освоение природных ресурсов».
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2011 № 22875 и вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2012 года. При разработке приказа учитывались правила МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых».
ПБУ 24/2011
должно применяться организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, пользователями недр* (далее — организации). На кредитные организации и государственные (муниципальные) учреждения данный приказ не распространяется.
Примечание:
* Понятие пользователей недр содержится в Федеральном законе
от 21.02.1992 № 2395-1
«О недрах»
В новом
ПБУ 24/2011
выделяются три группы затрат:
- Затраты организации, осуществляемые до момента получения лицензии, дающей право на выполнение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых на данном участке недр.
- Поисковые затраты — затраты на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых (включая расходы на получение лицензии, дающей право на выполнение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых и затраты, непосредственно связаны с ее получением).
- Затраты на добычу полезных ископаемых в отношении участка недр, которые понесены после того, как установлена коммерческая целесообразность добычи, и на геологоразведочные работы, выполняемые на участке недр, в отношении которого установлена коммерческая целесообразность добычи.
ПБУ 24/2011
устанавливает порядок формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций информации о поисковых затратах.
Под коммерческой целесообразностью добычи понимается ситуация, когда:
- существует вероятность (более вероятно, чем нет) того, что экономические выгоды организации от добычи полезных ископаемых превысят понесенные ею затраты;
- добыча полезных ископаемых технически осуществима;
- у организации имеются ресурсы, необходимые для добычи полезных ископаемых.
Согласно положениям
ПБУ 24/2011
организация обеспечивает документальное подтверждение коммерческой целесообразности добычи или признания бесперспективности добычи полезных ископаемых на участке недр. Понятно, что такое подтверждение потребует привлечения других служб организации, а не только бухгалтерии, поэтому представляется очень важным четко определить указанную процедуру в учетной политике организации.
Поисковые затраты должны быть классифицированы организацией следующим образом:
1. Признаваемые внеоборотными активами (поисковые активы).
Поисковые активы как правило, относятся к отдельному участку недр, в отношении которого организация имеет лицензию, дающую право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых.
2. Признаваемые расходами по обычным видам деятельности.
Применяя
ПБУ 6/01
«Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России
от 30.03.2001 № 26н) и
ПБУ 14/2007
«Учет нематериальных активов» (утв. приказом Минфина России
от 27.12.2007 № 153н) организация не могла бы признать поисковые затраты внеоборотными активами, поскольку до момента определения коммерческой целесообразности неясна, например, способность этих затрат приносить доход (экономическую выгоду) в будущем.
Именно
ПБУ 24/2011
дало возможность организациям-пользователям недр с учетом их отраслевой специфики признавать поисковые затраты поисковыми активами.
В свою очередь поисковые активы классифицируются организацией на:
- материальные поисковые активы (если поисковые затраты, признанные организацией внеоборотными активами, относятся, в основном, к приобретению (созданию) объекта, имеющего материально-вещественную форму);
- нематериальные поисковые активы (не классифицированные как материальные поисковые активы).
Материальные и нематериальные поисковые активы учитываются на отдельных субсчетах к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Единица бухгалтерского учета материальных и нематериальных поисковых активов определяется каждой организацией применительно к правилам бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов соответственно.
Поисковые активы при признании в бухгалтерском учете оцениваются по сумме фактических затрат на их приобретение (создание).
Перечень таких затрат в целом аналогичен приведенным в
ПБУ 6/01
и
ПБУ 14/2007. Следует обратить внимание, что в их состав могут входить также амортизация иных внеоборотных активов (включая поисковые активы), использованных непосредственно при создании поискового актива; обязательства организации в отношении охраны окружающей среды, рекультивации земель, ликвидации зданий, сооружений, оборудования, возникающие в связи с выполнением работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых, связанные с признаваемыми поисковыми активами.
Возможность включения указанных обязательств в стоимость актива определена
ПБУ 8/2010
«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утвержденным приказом Минфина России
от 13.12.2010 № 167н.
Последующая оценка материальных и нематериальных поисковых активов осуществляется аналогично правилам последующей оценки основных средств и нематериальных активов соответственно с учетом следующих особенностей.
Во-первых, на каждую отчетную дату организация должна проводить анализ наличия признаков обесценения поисковых активов.
При этом согласно
пункту 17 ПБУ 24/2011
необходимо рассматривать, как минимум, следующие признаки обесценения:
«а) окончание в течение 12 месяцев после отчетной даты срока, на который организация получила лицензию, дающую право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых на определенном участке, при отсутствии намерений и (или) возможности продления соответствующих прав;
б) существенные затраты, необходимые для выполнения работ по дальнейшему поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых на определенном участке, не учтены в планах организации;
в) принятие решения о прекращении деятельности, связанной с поиском, оценкой месторождений полезных ископаемых и разведкой полезных ископаемых на определенном участке, вследствие того, что поиск, оценка месторождений полезных ископаемых и разведка полезных ископаемых на данном участке не привели к обнаружению промышленно значимых полезных ископаемых;
г) наличие признаков того, что при продолжении поиска, оценки месторождений полезных ископаемых и разведки полезных ископаемых на определенном участке стоимость поисковых активов с учетом накопленных амортизации и обесценения, вероятно, не будет возмещена в полной мере при добыче полезных ископаемых или переходе права пользования участком недр другим лицам».
При наличии признаков обесценения организация должна проводить проверку поисковых активов на обесценение и учитывать изменение их стоимости вследствие обесценения в порядке, определенном Международными стандартами финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов» и (IFRS) 6 «Разведка и оценка полезных ископаемых». МСФО введены в действие для применения на территории РФ приказом Минфина России
от 25.11.2011 № 160н
и опубликованы в официальном печатном издании для опубликования документов МСФО журнале «Бухгалтерский учет».
Во-вторых, затраты на получение лицензии, дающей наряду с правом на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых право на добычу полезных ископаемых, не подлежат амортизации до подтверждения коммерческой целесообразности добычи.
В случае ее подтверждения или признания добычи бесперспективной организация прекращает признание поисковых активов в отношении определенного участка недр.
При подтверждении коммерческой целесообразности добычи организация должна:
- проверить поисковые активы на обесценение;
- перевести поисковые активы в состав основных средств, нематериальных или иных активов (по остаточной стоимости);
- прекратить признание последующих понесенных затрат на данном участке недр в качестве поисковых активов.
Стоимость материального или нематериального поискового актива, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, списывается в порядке, установленном для списания соответственно основных средств или нематериальных активов.
Если в течение отчетного периода добыча полезных ископаемых на участке недр признана организацией бесперспективной, то в этой ситуации поисковые активы, относящиеся к данному участку недр, списываются, за исключением случаев, когда они продолжают использоваться в деятельности организации. Доходы или расходы от списания поисковых активов относятся на финансовые результаты организации.
При подтверждении коммерческой целесообразности добычи или при признании бесперспективности добычи полезных ископаемых на участке недр при условии дальнейшего использования в деятельности организации поисковые активы переводятся в состав основных средств, нематериальных и иных активов (включая поисковые активы, предназначенные для использования на других участках недр) исходя из их соответствия условиям признания, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету для данного вида активов.
Материальные поисковые активы, как правило, переводятся в состав основных средств, нематериальные поисковые активы в состав нематериальных активов организации.
Иногда стоимость нематериального поискового актива может формировать фактическую стоимость основных средств организации.
Существенная информация о поисковых активах, а также обязательствах, доходах, расходах, денежных потоках от текущих и инвестиционных операций, возникающих при выполнении работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых, отражается по отдельным группам статей бухгалтерского баланса, а также отдельным показателям отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств.
В формы бухгалтерской отчетности организаций, утвержденные приказом Минфина России
от 02.07.2010 № 66н
внесены, в том числе, изменения, связанные с утверждением
ПБУ 24/2011. Подробнее о них можно прочитать в номере 1 (январь) «БУХ.1С» за 2012 год, стр. 9.
Информация о материальных и нематериальных поисковых активах раскрывается применительно к требованиям, установленным для раскрытия информации об основных средствах и нематериальных активах организации.
Кроме того, в отношении групп материальных поисковых активов организация должна раскрывать в бухгалтерской отчетности следующую информацию:
- о фактических затратах с учетом осуществленных переоценок, суммах накопленной амортизации и накопленного обесценения на начало и конец отчетного периода;
- об остаточной стоимости активов, обесценившихся в отчетном году, на начало и конец отчетного периода и признанного за отчетный период обесценения.
* * *
Подводя итоги, можно сказать, что в связи с утверждением
ПБУ 24/2011
организациям необходимо проанализировать и, в случае необходимости, уточнить свою учетную политику, уделив при этом особое внимание процедурам проверки поисковых активов на обесценение и раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.
Источник
Если предприятие занимается освоением новых месторождений полезных ископаемых, ему нужно строго соблюдать правила признания таких расходов в целях налогообложения. Ведь траты на освоение немалые, а небольшая ошибка в их учете ведет к значительному занижению налогооблагаемой прибыли.
Состав расходов
В соответствии со статьей 253 Налогового кодекса РФ (подп. 3 п. 1) расходы на освоение природных ресурсов относятся к прочим. При этом в пункте 1 статьи 261 Налогового кодекса РФ уточнено, что именно относится к таким расходам.
Правда, приведенный перечень открыт, так что налогоплательщик может его расширить. Главное, чтобы затраты относились именно к периоду освоения ресурсов, когда компания еще не получает от такой деятельности дохода. Рассмотрим некоторые расходы подробнее.
К данному виду трат относится аудит запасов, а также разведка ископаемых и гидрогеологические изыскания. Но учтите, что такая деятельность должна быть подтверждена специальными лицензиями, иначе затраты нельзя будет признать.
Выдачей лицензий занимается Федеральное агентство по недропользованию (п. 5.3.8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293). В то же время на некоторые виды работ лицензия не требуется. К ним, например, относятся прогнозирование землетрясений, геологические съемки, исследование вулканов, изучение режима подземных вод.
К такому виду информации относятся данные о геологическом строении недр, нахождении в недрах полезных ископаемых, об условиях их разработки, также другие данные из геологических отчетов и карт (ст. 27 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»). Приобрести информацию можно как за счет собственных, так и за счет государственных средств. В первом случае приобретенная информация будет являться собственностью пользователя недр (в соответствии с п. 1 ст. 262 Налогового кодекса РФ затраты на покупку таких данных можно включать в состав расходов), во втором – госсобственностью. В любом случае ее необходимо предоставить в соответствующий федеральный орган управления госфондом недр.
>|Данное ведомство отвечает за создание и ведение единой системы ископаемых, а также контролирует использование полученной информации.|<
Главная задача работ по подготовке территории – приведение ее к требованиям безопасности, охране ресурсов, а также устройство временных подъездных путей и дорог для добычи, подготовка строительных площадок. Но в расходах можно учесть лишь те траты, которые относятся к подготовительным работам.
В соответствии с действующими нормами производится возмещение потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства. Плательщиком в таком случае выступает тот, по чьей инициативе меняется категория земель. При этом используются специальные нормативы освоения новых земель взамен изымаемых сельхозугодий.
Иногда предприятию приходится выплачивать компенсации коренным малочисленным народам. В Федеральном законе от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» дано определение семейным (родовым) общинам малочисленных народов. Это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами.
Состав расходов на возмещение ущерба, наносимого природным ресурсам, определен в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В связи с тем, что перечень затрат, указанный в пункте 1 статьи 261 Налогового кодекса РФ, открытый, к расходам на освоение природных ресурсов можно отнести соответствующие материальные затраты, амортизацию НМА и основных средств, а также затраты на оплату труда. Кроме того, к ним можно отнести и затраты на оплату услуг третьих лиц, выполнявших работы по освоению природных ресурсов.
Сначала поговорим о нюансах признания в целях налогообложения прибыли различных расходов.
Налоговый учет таких расходов необходимо вести по каждому объекту и договору. Кроме того, аналитические регистры должны содержать информацию об окончании работ в разрезе каждого контракта, связанного с указанными работами по конкретному участку недр (п. 3 ст. 325 Налогового кодекса РФ). Если работы ведутся собственными силами, то они признаются либо с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы, либо с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершен только определенный этап работ.
>|Выбранный способ должен быть зафиксирован в учетной политике. Составить ее поможет сервис «Учетная политика 2012».|<
Если работы ведет подрядчик, расходы на них включаются в состав прочих с 1-го числа месяца, в котором подписан последний акт выполненных работ по контракту.
Аналогично учитываются все геолого-поисковые и геолого-разведочные работы, в том числе и те, которые признаны безрезультатными или бесперспективными (то есть когда принято решение о прекращении работ из-за бесперспективности выявления запасов полезных ископаемых или невозможности и нецелесообразности строительства и эксплуатации подземных сооружений).
Причем такое решение должно быть принято в отношении соответствующей части участка недр, разрабатываемого на основании лицензии. Кроме того, о прекращении работ необходимо известить Федеральное агентство по недропользованию, направив туда соответствующее уведомление. Затраты признаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем завершения работ. До 2011 года расходы на безрезультатные работы не учитывались при налогообложении, если в течение пяти лет до момента предоставления налогоплательщику прав на геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых или иное пользование участком недр на этом участке уже осуществлялись аналогичные работы. Теперь же затраты на разработку бесперспективных участков включаются в состав налоговых расходов (п. 5 ст. 261 Налогового кодекса РФ).
Если разведочная скважина оказалась непродуктивной, то расходы по ней можно признавать для целей налогообложения равномерно в течение 12 месяцев с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором эта скважина была ликвидирована. В соответствии с пунктом 4 статьи 261 Налогового кодекса РФ такой порядок применяется налогоплательщиком независимо от продолжения или прекращения дальнейших работ на соответствующем участке недр после ликвидации скважины.
Такие затраты также необходимо учитывать отдельно по каждому объекту. Особенность заключается в том, что расходы, связанные с таким строительством, будут формировать первоначальную стоимость создаваемых объектов основных средств, что следует из пункта 4 статьи 325 Налогового кодекса РФ. При этом данная стоимость будет списываться в налоговом учете через амортизацию. Но такие правила действуют лишь в том случае, если данное сооружение будет являться постоянным. Если же постройка временная, то расходы на ее создание можно будет равномерно включать в состав прочих с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором закончены работы по созданию объекта.
В статье 325 Налогового кодекса РФ представлен незакрытый перечень расходов на получение лицензий. К ним относят:
– расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;
– расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения;
– расходы на приобретение геологической и иной информации;
– расходы на оплату участия в конкурсе;
– расходы на разработку технико-экономического обоснования проекта освоения месторождения.
Полученная лицензия является нематериальным активом, а значит, расходы на ее получение списываются через амортизацию. Правда, если компании по каким-либо причинам не удалось получить лицензию, эти расходы все равно можно учесть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса. В аналогичном порядке учитываются расходы, осуществленные в целях приобретения лицензий на право пользования недрами, в случае если указанные лицензии выдаются предприятию без проведения конкурсов.
Те, кому не удалось получить лицензию на право пользования недрами, учитывают связанные с ее получением расходы в течение двух лет (ст. 325 Налогового кодекса РФ).
В налоговом учете действует несколько принципов признания расходов на освоение природных ресурсов.
Принцип 1. Отдельный учет по каждому участку. Если работы по освоению ресурсов ведутся на нескольких участках, то в соответствии с пунктом 2 статьи 261 и пунктом 2 статьи 325 Налогового кодекса РФ учет расходов нужно вести отдельно по каждому участку. При этом в учетной политике необходимо прописать порядок распределения расходов по разным участкам.
Принцип 2. Поэтапное списание расходов. В соответствии с пунктом 2 статьи 261 Налогового кодекса РФ расходы на освоение природных ресурсов признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены этапы работ. Трудности могут возникнуть в том случае, когда на разных территориях участка работы заканчиваются в разное время.
В этом случае общие расходы необходимо распределить по частям участка (п. 2 ст. 325 Налогового кодекса РФ):
Др = Ср : Ос,
где Др – доля общих расходов, подлежащих учету при завершении этапа; Ср – сумма расходов, относящихся к отдельным частям участка; Ос – общая сумма расходов, осуществленных по освоению участка.
>|Налоговым кодексом РФ не определено, в какой именно момент нужно произвести расчет доли. Скорее всего это следует делать каждый раз на момент завершения очередного этапа работ по участку.|<
Принцип 3. Разный учет по отдельным видам расходов.
Отдельные виды расходов на освоение природных ресурсов учитываются по-разному.
Равномерно в течение года учитываются расходы на поиск и оценку месторождений, строительство и ликвидацию скважин, разведку полезных ископаемых или гидрогеологические изыскания, на приобретение геологической и иной информации.
Равномерно в течение двух лет следует учитывать такие расходы.
1. На подготовку территории к ведению работ.
2. На возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений.
Рассмотрим, какие споры чаще всего возникают по вопросу списания расходов.
Проанализируем постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 июля 2011 г. № А27-16988/2010. Предприятие осуществило работы по рекультивации нарушенных земель на участках месторождений, введенных в эксплуатацию, на которых завершен этап геологического исследования. Все затраты были учтены компанией единовременно. Но инспекторы посчитали, что такие расходы (2007–2008 годы) организация учла неверно. И настаивала на применении статей 261 и 325 Налогового кодекса РФ: расходы принимаются равномерно в течение пяти лет (сейчас срок списания составляет два года).
Однако в соответствии со статьей 261 Налогового кодекса РФ данные расходы должны списываться равномерно, только если рекультивация связана с освоением природных ресурсов. А, согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса РФ, затраты на рекультивацию можно списывать единовременно, если они производятся в рамках другой деятельности.
А в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25 июля 2011 г. № А44-4519/2010 содержится вывод судей о том, что предоставление в пользование участков недр, расположенных на охраняемой природной территории, неправомерно.
То есть при отсутствии данных, позволяющих точно определить статус участков недр, но при наличии сведений об их нахождении на той же территории, где расположен памятник природы, у лицензирующего органа нет оснований для выставления таких участков на аукцион.
Важно запомнить
Расходы на освоение природных ресурсов учитываются в целях налогообложения прибыли как прочие. Признаются они равномерно.
Статья напечатана в журнале «Учет в производстве» №2, февраль 2012 г.
Источник