Учимся совместно всей группой делать полезные дела

Учимся совместно всей группой делать полезные дела thumbnail

Глава II. Человек среди людей

С какой группой тебе по пути

Ты уже знаешь, что одновременно являешься членом нескольких групп. Ты член семьи, школьного класса, спортивной секции и др. В каждой из этих групп могут быть свои нормы — правила, законы.

Вопрос

Подумай, по каким правилам живут группы, в которые ты входишь. Соответствуют ли правила одной группы правилам другой? Какие из них ты выполняешь с охотой, а какие — потому, что этого требует группа?

С какой группой тебе по пути

Очень важно отметить одну особенность группы. Она как бы вбирает в себя силу всех людей, которые в неё входят. И эта сила может быть направлена на самые разные дела, как на хорошие, так и на плохие. Так, например, ты можешь участвовать в охране природы, будучи членом специальной группы: оберегать зелёные насаждения, подкармливать зимой птиц и т. п. А в другой группе ты вроде бы не занят ничем, просто время проводишь. Но вдруг кому-то в голову пришла шальная мысль, а ребята, не задумываясь, подхватили её. И вот вы уже заняты делом, за которое потом тебе может быть стыдно. Но это потом, когда ты спокойно обо всём подумаешь и разберёшься. А пока всё кажется увлекательным, простым и лёгким, ведь все ребята это делают, и ты — как все! Страшные поступки может совершить такая группа.

Необходимо помнить: к какой бы группе ни принадлежал человек, ответственность за собственное поведение всегда остаётся на нём самом. И если группа совершает что-либо противозаконное, вина каждого участника признаётся ещё большей, чем если бы он совершил этот поступок в одиночку. Групповые действия, совершённые вопреки закону, усугубляют вину отдельного человека. Вот почему так важно мысленно спрашивать себя: «Нравится ли мне то, что я делаю с группой? Делал бы я то, что делаю сейчас в группе, если бы был один, или нет?»

Человек может уйти из той группы, где ему неуютно, неинтересно, с действиями которой он не согласен. Например, попав в группу болельщиков какой-то футбольной команды, ты начинаешь понимать, что объединяет ребят в ней не только любовь к клубу и одинаковые футболки. У них похожие взгляды на мир, представления о добре и зле. Ты можешь почувствовать, что эти взгляды расходятся с твоими. И если ты не хочешь отказываться от своих представлений, рано или поздно ты из этой группы уйдёшь.

Ты можешь видеть, что некоторые ребята из твоей группы курят, пьют спиртные напитки или употребляют наркотики. Они могут предложить тебе поступать так же. Помни: настоящие друзья никогда не будут настаивать на том, что может повредить твоему здоровью. Ищи людей со здоровыми интересами. Держись ближе к людям, чьи позиции и поведение тебе по душе.

Вопрос

К сожалению, иногда случается так, что человек, входя в определённую группу, считает представителей всех других групп хуже себя. Как ты думаешь, это справедливо? Что можно сказать о таком человеке?

Неприязнь и ненависть к другим людям мешают общению и разрушают личность человека.

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

Аркадий Петрович Гайдар

Аркадий Петрович Гайдар (1904—1941) (настоящая фамилия — Голиков). В четырнадцать с половиной лет он командовал ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка. После ранения и контузии Гайдар ушёл из армии и стал писателем.

Одна из книг Гайдара («Тимур и его команда») приобрела невиданную в истории литературы судьбу. Её герой — Тимур, смелый, благородный, отзывчивый мальчуган, придумал чудесную игру. Он вместе с группой ребят окружил тайной заботой людей, нуждающихся в помощи. Все свои действия Тимур и его команда держали в секрете. Никто не видел ребят, когда они носили старушке воду или укладывали дрова. Их помощь была не показной, не для благодарности или награды — они помогали людям по зову благородных сердец.

Прочитав эту книгу, ребята в разных городах стали создавать группы, похожие на команду Тимура. Так началось тимуровское движение. Особое значение оно имело в годы Великой Отечественной войны, когда ребята помогали семьям ушедших на фронт. Первые тимуровцы уже стали бабушками и дедушками.

Книгу Гайдара и сегодня читают твои ровесники. И сегодня то в одном, то в другом уголке нашей страны вдруг становится известно о добрых делах современных тимуровцев.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Зачем люди объединяются в группы? Что группа даёт человеку?

2. Подбери синонимы к словам «нормы» и «санкции».

3. Найди в тексте параграфа строки, которые иллюстрируют поговорку «Один в поле не воин».

4. Вспомни, в каких ролях твои родные, одноклассники и друзья проявляли себя с неожиданной стороны.

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Чем похожи все те группы, в которые ты входишь? По каким признакам эти группы различаются? Как ты себя в этих группах чувствуешь?

2. Как ты думаешь, почему многие ребята, переехавшие в другой район города, продолжают ездить в свою школу, хотя это очень далеко и неудобно?

3*. Шли по дороге 20 путников. Однажды вечером на них напали два разбойника и обобрали всех до нитки: один разбойник держал одного из путников, другой разбойник отнимал у него вещи. И ни один путник не мог одолеть сразу двух разбойников. Можно ли назвать этих путников группой? Какого важного качества настоящей группы им не хватило?

Учимся совместно всей группой делать полезные дела

Подружитесь с детьми-инвалидами. Помогите организовать для этих ребят соревнования и конкурсы, учитывая их возможности.

Составьте список памятников тех мест, где вы живёте. Узнайте историю этих памятников. Если надо, организуйте уход за ними. Расскажите о них младшим, родителям.

Подружитесь с малышами, читайте им книжки, играйте, привлекайте к полезным делам.

Соберите сведения о родственниках, не вернувшихся с войны. Побеседуйте с ветеранами. Запишите их рассказы. Совершите походы по местам боевой славы.

Читайте также:  Глина полезные свойства при приеме внутрь

Источник

Обществознание, 6 класс

Урок 14. Человек в группе

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Виды групп.
  2. Твоя роль в группе.
  3. Групповые нормы.

Тезаурус

Группаэто объединение людей общей деятельностью, увлечением, признаком, статусом.

Групповые нормыэто определённые правила, которые складываются в каждой группе при её достаточно долгом существовании, и отличают данную группу от других.

Санкцииэто различные способы порицания и поощрения человека, который нарушает общие групповые нормы.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.]. — М. : Просвещение, 2017.
  2. Безруких М.Я. «Правила поведения для всех» М., 2004 г.
  3. И.В. Дубровина «Мы живём среди людей: Кодекс поведения» М., 2004 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Социальная группа – это объединение людей, выделяемая по определённому признаку. Только представьте, что численность групп на Земле превышает численность людей. Всё потому что человек одновременно может входить в разные социальные группы. Участником каких групп являетесь вы?

Каждый день вы приходите в школу и учитесь в определённом классе. У вас есть права и обязанности, которые нужно знать и выполнять.

Другой группой выступают спортивные секции, кружки, студии, которые также вы можете посещать.

Вы живёте в многонациональной стране, население которой также характеризуется как как группа и отличается от других народов своей культурой и традициями. Таким образом, по числу участников группы делятся на большие и малые.

Другой распространённой классификацией социальных групп является деление на формальные и неформальные. Формальные группы формируются целенаправленно, обладают официальным статусом и регулируются системой норм, правил, законов. Например, ваш класс.

Вхождение человека в состав формальной социальной группы не всегда добровольное. Неформальная группа возникает стихийно, не имеет официального статуса, регулируется системой норм и правил, выработанных внутри группы. Круг друзей будет является примером такой социальной группы.

Для чего люди объединяются в группы?

Например, для разговоров по душам, обсуждения личных вопросов, совместного отдыха. А есть группы, где участники объединены полезной, общественно значимой деятельностью. Вместе они могут выходить на «субботники», быть волонтёрами, навещать и поздравлять ветеранов. Участие в таких группах развивает трудолюбие, милосердие, умение дарить радость другим.

В разных группах человек выполняет разные роли и занимает разное положение. В футбольной команде вы можете быть капитаном, в хоре солистом. Но не стоит расстраиваться, если в классе вас не выбрали старостой. Каждая роль даёт человеку возможность показать себя с какой-то особой стороны. А быть лидером не так просто. Социологи считают, что лидер должен обладать чувством юмора, тактом, способностью привлекать к себе внимание и умением нравиться людям. Но главное быть готовым взять на себя ответственность за принятые решения, даже если в последствии они оказались неверными.

Что же отличает одну группу от другой? Это могут быть эмблемы, причёска, манера одеваться, особое приветствие при встрече и т. д.

Ещё одно различие может заключаться в требованиях, которые предъявляются ко всем участникам группы и выражаются в её законах, правилах, ритуалах. Вы можете войти в группу, где уже сложились свои правила, и их необходимо соблюдать даже в том случае, если они не совсем вам нравятся. Такое поведение в науке называется конформизмом, т.е. изменение своего поведения или мнения под влиянием давления со стороны другого человека или группы людей.

Без групповых норм трудно было бы достичь цели, выполнить дело, за которое взялась группа.

Во все времена человека, который нарушал групповые нормы, подвергали наказанию. Например, в Древней Греции самым страшным было подвергнуться остракизму, т.е. быть изгнанным.

Конечно, всё зависит от вида нарушения. Можно просто поругать, а можно объявить бойкот и прекратить общение.

Тех, кто всегда выполняет общие правила, кто отличается с лучшей стороны, группа всячески поддерживает, поощряет. В качестве поддержки можно похвалить, объявить благодарность, наградить грамотой или медалью.

Различные способы наказания и поощрения называются санкциями. Санкции защищают групповые нормы.

Любая группа как бы впитывает в себя силу всех своих членов. И эту силу можно обратить как на хорошие дела, так и на плохие.

Необходимо понимать: к какой бы группе ни принадлежал человек, ответственность за собственное поведение всегда остаётся на нём самом. Человек может уйти из той группы, где ему неуютно, неинтересно, с действиями которой он не согласен. Держись ближе к людям, чьи позиции и поведение тебе по душе.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Укажите ситуацию или пример, в которой(-ом) упоминается или действует неформальная группа.

Светлана и Максим зарегистрировали брак.

Семилетнего Костю записали в 1-й класс.

Олимпийская сборная России успешно выступила на зимней Олимпиаде.

Маша пригласила подруг на день рождения.

Ответ: Маша пригласила подруг на день рождения.

Пояснение: Неформальная группа обладает двумя основными признаками. Во-первых, у неё отсутствует юридически фиксированный статус. Во-вторых, люди в такой группе объединены на основе интересов, дружбы и симпатий. Поэтому правильным ответом в данном задании будет последний: Маша пригласила подруг на день рождения.

Задание 2. Выполните задания, чтобы увидеть рисунок. Поставьте 1 для каждого предложения, выражающего мнение, и 1 для каждого предложения, отражающего факт.

В каждой группе, которая существует достаточно долго, складываются определённые правила.

Особая манера одеваться, прически определённого вида, условные знаки обозначают принадлежность к группе.

К сожалению, не каждая группа уделяет достаточное внимание разработке собственных требований.

Пояснение: Для начала разберёмся, чем факт отличается от мнения. Понятие «факт» является синонимом понятиям «истина», «событие», «результат». Мнения должны содержать отношение автора. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «считалось», «скорее всего», «плохо», «хорошо», «очевидно», «к сожалению» и т.д. Поэтому в тексте, приведённом в данном задании, только последнее предложение отражает мнение, остальные – факты.

Источник

Глава II. Человек среди людей

Читайте также:  Чем полезна зеленая редька для похудения

С какой группой тебе по пути

Ты уже знаешь, что одновременно являешься членом нескольких групп. Ты член семьи, школьного класса, спортивной секции и др. В каждой из этих групп могут быть свои нормы — правила, законы.

Вопрос

Подумай, по каким правилам живут группы, в которые ты входишь. Соответствуют ли правила одной группы правилам другой? Какие из них ты выполняешь с охотой, а какие — потому, что этого требует группа?

С какой группой тебе по пути

Очень важно отметить одну особенность группы. Она как бы вбирает в себя силу всех людей, которые в неё входят. И эта сила может быть направлена на самые разные дела, как на хорошие, так и на плохие. Так, например, ты можешь участвовать в охране природы, будучи членом специальной группы: оберегать зелёные насаждения, подкармливать зимой птиц и т. п. А в другой группе ты вроде бы не занят ничем, просто время проводишь. Но вдруг кому-то в голову пришла шальная мысль, а ребята, не задумываясь, подхватили её. И вот вы уже заняты делом, за которое потом тебе может быть стыдно. Но это потом, когда ты спокойно обо всём подумаешь и разберёшься. А пока всё кажется увлекательным, простым и лёгким, ведь все ребята это делают, и ты — как все! Страшные поступки может совершить такая группа.

Необходимо помнить: к какой бы группе ни принадлежал человек, ответственность за собственное поведение всегда остаётся на нём самом. И если группа совершает что-либо противозаконное, вина каждого участника признаётся ещё большей, чем если бы он совершил этот поступок в одиночку. Групповые действия, совершённые вопреки закону, усугубляют вину отдельного человека. Вот почему так важно мысленно спрашивать себя: «Нравится ли мне то, что я делаю с группой? Делал бы я то, что делаю сейчас в группе, если бы был один, или нет?»

Человек может уйти из той группы, где ему неуютно, неинтересно, с действиями которой он не согласен. Например, попав в группу болельщиков какой-то футбольной команды, ты начинаешь понимать, что объединяет ребят в ней не только любовь к клубу и одинаковые футболки. У них похожие взгляды на мир, представления о добре и зле. Ты можешь почувствовать, что эти взгляды расходятся с твоими. И если ты не хочешь отказываться от своих представлений, рано или поздно ты из этой группы уйдёшь.

Ты можешь видеть, что некоторые ребята из твоей группы курят, пьют спиртные напитки или употребляют наркотики. Они могут предложить тебе поступать так же. Помни: настоящие друзья никогда не будут настаивать на том, что может повредить твоему здоровью. Ищи людей со здоровыми интересами. Держись ближе к людям, чьи позиции и поведение тебе по душе.

Вопрос

К сожалению, иногда случается так, что человек, входя в определённую группу, считает представителей всех других групп хуже себя. Как ты думаешь, это справедливо? Что можно сказать о таком человеке?

Неприязнь и ненависть к другим людям мешают общению и разрушают личность человека.

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

Аркадий Петрович Гайдар

Аркадий Петрович Гайдар (1904—1941) (настоящая фамилия — Голиков). В четырнадцать с половиной лет он командовал ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка. После ранения и контузии Гайдар ушёл из армии и стал писателем.

Одна из книг Гайдара («Тимур и его команда») приобрела невиданную в истории литературы судьбу. Её герой — Тимур, смелый, благородный, отзывчивый мальчуган, придумал чудесную игру. Он вместе с группой ребят окружил тайной заботой людей, нуждающихся в помощи. Все свои действия Тимур и его команда держали в секрете. Никто не видел ребят, когда они носили старушке воду или укладывали дрова. Их помощь была не показной, не для благодарности или награды — они помогали людям по зову благородных сердец.

Прочитав эту книгу, ребята в разных городах стали создавать группы, похожие на команду Тимура. Так началось тимуровское движение. Особое значение оно имело в годы Великой Отечественной войны, когда ребята помогали семьям ушедших на фронт. Первые тимуровцы уже стали бабушками и дедушками.

Книгу Гайдара и сегодня читают твои ровесники. И сегодня то в одном, то в другом уголке нашей страны вдруг становится известно о добрых делах современных тимуровцев.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Зачем люди объединяются в группы? Что группа даёт человеку?

2. Подбери синонимы к словам «нормы» и «санкции».

3. Найди в тексте параграфа строки, которые иллюстрируют поговорку «Один в поле не воин».

4. Вспомни, в каких ролях твои родные, одноклассники и друзья проявляли себя с неожиданной стороны.

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Чем похожи все те группы, в которые ты входишь? По каким признакам эти группы различаются? Как ты себя в этих группах чувствуешь?

2. Как ты думаешь, почему многие ребята, переехавшие в другой район города, продолжают ездить в свою школу, хотя это очень далеко и неудобно?

3*. Шли по дороге 20 путников. Однажды вечером на них напали два разбойника и обобрали всех до нитки: один разбойник держал одного из путников, другой разбойник отнимал у него вещи. И ни один путник не мог одолеть сразу двух разбойников. Можно ли назвать этих путников группой? Какого важного качества настоящей группы им не хватило?

Учимся совместно всей группой делать полезные дела

Подружитесь с детьми-инвалидами. Помогите организовать для этих ребят соревнования и конкурсы, учитывая их возможности.

Составьте список памятников тех мест, где вы живёте. Узнайте историю этих памятников. Если надо, организуйте уход за ними. Расскажите о них младшим, родителям.

Подружитесь с малышами, читайте им книжки, играйте, привлекайте к полезным делам.

Соберите сведения о родственниках, не вернувшихся с войны. Побеседуйте с ветеранами. Запишите их рассказы. Совершите походы по местам боевой славы.

Читайте также:  Какие полезные вещества содержаться в свинине

Источник

Глава II. Человек среди людей

С какой группой тебе по пути

Ты уже знаешь, что одновременно являешься членом нескольких групп. Ты член семьи, школьного класса, спортивной секции и др. В каждой из этих групп могут быть свои нормы — правила, законы.

Вопрос

Подумай, по каким правилам живут группы, в которые ты входишь. Соответствуют ли правила одной группы правилам другой? Какие из них ты выполняешь с охотой, а какие — потому, что этого требует группа?

С какой группой тебе по пути

Очень важно отметить одну особенность группы. Она как бы вбирает в себя силу всех людей, которые в неё входят. И эта сила может быть направлена на самые разные дела, как на хорошие, так и на плохие. Так, например, ты можешь участвовать в охране природы, будучи членом специальной группы: оберегать зелёные насаждения, подкармливать зимой птиц и т. п. А в другой группе ты вроде бы не занят ничем, просто время проводишь. Но вдруг кому-то в голову пришла шальная мысль, а ребята, не задумываясь, подхватили её. И вот вы уже заняты делом, за которое потом тебе может быть стыдно. Но это потом, когда ты спокойно обо всём подумаешь и разберёшься. А пока всё кажется увлекательным, простым и лёгким, ведь все ребята это делают, и ты — как все! Страшные поступки может совершить такая группа.

Необходимо помнить: к какой бы группе ни принадлежал человек, ответственность за собственное поведение всегда остаётся на нём самом. И если группа совершает что-либо противозаконное, вина каждого участника признаётся ещё большей, чем если бы он совершил этот поступок в одиночку. Групповые действия, совершённые вопреки закону, усугубляют вину отдельного человека. Вот почему так важно мысленно спрашивать себя: «Нравится ли мне то, что я делаю с группой? Делал бы я то, что делаю сейчас в группе, если бы был один, или нет?»

Человек может уйти из той группы, где ему неуютно, неинтересно, с действиями которой он не согласен. Например, попав в группу болельщиков какой-то футбольной команды, ты начинаешь понимать, что объединяет ребят в ней не только любовь к клубу и одинаковые футболки. У них похожие взгляды на мир, представления о добре и зле. Ты можешь почувствовать, что эти взгляды расходятся с твоими. И если ты не хочешь отказываться от своих представлений, рано или поздно ты из этой группы уйдёшь.

Ты можешь видеть, что некоторые ребята из твоей группы курят, пьют спиртные напитки или употребляют наркотики. Они могут предложить тебе поступать так же. Помни: настоящие друзья никогда не будут настаивать на том, что может повредить твоему здоровью. Ищи людей со здоровыми интересами. Держись ближе к людям, чьи позиции и поведение тебе по душе.

Вопрос

К сожалению, иногда случается так, что человек, входя в определённую группу, считает представителей всех других групп хуже себя. Как ты думаешь, это справедливо? Что можно сказать о таком человеке?

Неприязнь и ненависть к другим людям мешают общению и разрушают личность человека.

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

Аркадий Петрович Гайдар

Аркадий Петрович Гайдар (1904—1941) (настоящая фамилия — Голиков). В четырнадцать с половиной лет он командовал ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка. После ранения и контузии Гайдар ушёл из армии и стал писателем.

Одна из книг Гайдара («Тимур и его команда») приобрела невиданную в истории литературы судьбу. Её герой — Тимур, смелый, благородный, отзывчивый мальчуган, придумал чудесную игру. Он вместе с группой ребят окружил тайной заботой людей, нуждающихся в помощи. Все свои действия Тимур и его команда держали в секрете. Никто не видел ребят, когда они носили старушке воду или укладывали дрова. Их помощь была не показной, не для благодарности или награды — они помогали людям по зову благородных сердец.

Прочитав эту книгу, ребята в разных городах стали создавать группы, похожие на команду Тимура. Так началось тимуровское движение. Особое значение оно имело в годы Великой Отечественной войны, когда ребята помогали семьям ушедших на фронт. Первые тимуровцы уже стали бабушками и дедушками.

Книгу Гайдара и сегодня читают твои ровесники. И сегодня то в одном, то в другом уголке нашей страны вдруг становится известно о добрых делах современных тимуровцев.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Зачем люди объединяются в группы? Что группа даёт человеку?

2. Подбери синонимы к словам «нормы» и «санкции».

3. Найди в тексте параграфа строки, которые иллюстрируют поговорку «Один в поле не воин».

4. Вспомни, в каких ролях твои родные, одноклассники и друзья проявляли себя с неожиданной стороны.

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Чем похожи все те группы, в которые ты входишь? По каким признакам эти группы различаются? Как ты себя в этих группах чувствуешь?

2. Как ты думаешь, почему многие ребята, переехавшие в другой район города, продолжают ездить в свою школу, хотя это очень далеко и неудобно?

3*. Шли по дороге 20 путников. Однажды вечером на них напали два разбойника и обобрали всех до нитки: один разбойник держал одного из путников, другой разбойник отнимал у него вещи. И ни один путник не мог одолеть сразу двух разбойников. Можно ли назвать этих путников группой? Какого важного качества настоящей группы им не хватило?

Учимся совместно всей группой делать полезные дела

Подружитесь с детьми-инвалидами. Помогите организовать для этих ребят соревнования и конкурсы, учитывая их возможности.

Составьте список памятников тех мест, где вы живёте. Узнайте историю этих памятников. Если надо, организуйте уход за ними. Расскажите о них младшим, родителям.

Подружитесь с малышами, читайте им книжки, играйте, привлекайте к полезным делам.

Соберите сведения о родственниках, не вернувшихся с войны. Побеседуйте с ветеранами. Запишите их рассказы. Совершите походы по местам боевой славы.

Источник