Уголь как полезное ископаемое для детей
- Доклады и сообщения
- География
- Уголь полезные ископаемые
Уголь – полезное ископаемое, образовавшееся вследствие разложения погибших растений. Углём пользовались ещё наши предки. И до сих пор это полезное ископаемое широко используется. Образно считают, что в чёрном камне законсервирована солнечная энергия.
Виды угля
Существует три вида угля. Все они залегают пластами в недрах Земли.
1. Антрациты. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.
2. Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Им топят печки, из него получают искусственный графит, жидкое топливо, краски, смазочные масла. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.
3. Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.
Методы добычи угля
Насколько глубоко под землёй находятся пласты, напрямую будет влиять на способ его добычи. Всего два способа:
- Открытый способ применяется, когда порода находится не глубоко. Перед тем, как приступить к добыче, проводится анализ почвы на твёрдость, выясняется, насколько выветриваема почва и толщина покрывающего слоя. Отталкиваясь от этого, пригоняется техника для копания. Бульдозеры и скреперы пригоняют для вскапывания мягкого грунта. Экскаваторы и драглайны для толстого слоя. Производят взрыв мощного слоя породы.
- Закрытый способ применяют, когда уголь находится глубоко. Для добычи строят штольни и шахты. Если глубина достигает более 45 метров, строят шахтные стволы. От неё ведут штольни – горизонтальные тоннели.
Такой способ имеет две системы добычи ископаемого: длинными очистными забоями или же камерно-столбовая. Вторая система менее экономична. Первая гораздо безопаснее и эффективнее. Благодаря ей можно извлекать до 79 процентов угля и равномерно доставить его на поверхность.
Происхождение полезного ископаемого
Когда давно на нашей планете был влажный тёплый климат, в котором развивалась разная растительность. Именно из неё и образовался каменный уголь. Под мощным прессом воды, пород и песка, растительность медленно разлагалась. Вся эта масса начала затвердевать под воздействием огромных температур, после чего всё превратилось в привычный для нас каменный уголь.
Крупные месторождения угля
Угольным бассейном называют место, где залегает уголь. Во всём мире насчитывается свыше 3,5 тыс. угольных бассейнов. Суммарно площадь всех бассейнов занимает 14,9 % земной суши. Страной, в которой больше всего находится залежей угля, является США. Мировой запас там составляет 23%. Следующей страной является Россия, в которой находится около 13% мирового запас. С 11 процентами следующим третьим лидером идёт Китай. В Соединённых Штатах, Аппалачский бассейн – место, с самыми крупными залежами во всём мире. 1600 миллиардов тонн — запасы этого месторождения.
В нашей стране самым большим бассейном является Кузнецкий. Место положения – Кемеровская область. По его запасам насчитывают около 640 млрд. тонн.
Использование угля
Область использования полезного ископаемого огромна
- Из него добывают свиней, серу, ванадий, цинк.
- Его применяют в качестве топлива.
- Расходуется для выплавки металлов.
- Из угля выводятся вещества, которые необходимы для производства лаков и красок, а так же других продуктов – бензол и ксилол.
- Его сжигают и получают жидкое топливо.
На сегодняшний день, в результате хим. обработки, изготавливают более 400 различных видов промышленных продуктов.
Доклад Уголь полезные ископаемые сообщение
Природное полезное ископаемое, такое как уголь, использовали, с древних времен и по сей, день в качестве незаменимого топлива. Цвет характерный ему от черного к серо-черному, иного преобладает глянцевый блеск. Размер и форма преобладает разнообразная от мелкого размера к крупному размеру угля.
Как образуется уголь?
Начало его лежит глубоко под землей. А начало образования угля произошло из-за остатков древних растений, которые находились очень глубоко под земле, это было более 300 миллионов лет тому назад. Так как растения находились, под толстым слоем земли без поступления воздуха и на него воздействовала, довольно большая температуры, постепенно эти растения начинали приобретать вид в торфа. По истечению не малого времени, торф терял влагу и газ, и подвергался прессованию, постепенно приобретал вид и свойства угля.
Из чего состоит уголь?
В состав угля входит углерод, водород, кислород, зола и сера. Уголь хоть и выглядит довольно крепким, но являться очень хрупким и легко разбивается на маленькие кусочки. Для того чтобы уголь дошел до людей, для этого понадобиться приложить не мало усилий и времени.
В случае если уголь расположен не глубоко под землей, а можно сказать что на поверхности, то его могли, добывать на поверхности не подгружаясь, под землю. Его вывозят при помощи специальной техники. А если уголь находиться на глубине более одного километра, то в таком случае его добывают при помощи подземных шахт, где с помощью шахтеров уголь добывается и отправляется в реализацию для дальнейшего его использования по назначению.
Делая вывод, можно сказать, что такое природное ископаемое как уголь, очень ценное и нужное. Его используют в бытовых условия для отопления многих помещений, а так же государственных предприятий, а так же это ископаемое применяют в металлургии и химической промышленности. Это черное золото для человечества просто незаменимое.
3, 4, 5 класс, окружающий мир
Уголь полезные ископаемые
Популярные темы сообщений
- Колизей в древнем Рире
Возведение Колизея началось в 71-70 г. до н.э. императором Веспасианом. Чтобы изыскать средства на постройку величайшего сооружения пришлось повысить старые и ввести новые налоги.
- История изобретения турбин
Турбина — это такого рода мотор способный вращаться, в основном при высокой температуре, с помощью газа или иной жидкости. Образцом является водяная мельница.
- Арфа — музыкальный инструмент
В древние времена человек охотился с помощью лука. При натяжении тетивы он издавал звук, который позднее стали применять для дачи сигнала. Кому-то пришла в голову мысль натянуть большее количество тетивы разного метража.
Источник
- Доклады
- География
- Уголь полезные ископаемые
Каменный уголь является полезным ископаемым, добывающимся по всему миру. Это осадочная порода, сформированная и расположенная в пласте земной коры. Начало образования угля ученые относят ко времени палеозойской эры, которая протекала на Земле около 300 миллионов лет назад.
Для формирования этого ресурса требуется огромное количество растений и полость с ограниченным доступом кислорода. В таких условиях отмершие растения начинают спрессовываться, не успевая подвергаться процессу гниения – так образуется торф. Идеальным местом для этого процесса являются болота.
Торф под своей массой все больше начинает утопать в землю, еще сильнее увеличивая ограниченность кислорода. С продолжением протекания этого процесса торфяная масса лишается и воды, после чего она начинает формироваться в угольный пласт. Этот процесс протекает невероятно большое количество времени.
Уголь имеет несколько разновидностей, отличающихся по химическому составу и времени залегания в толще Земли. Самым молодым видом угля является бурый. Средняя глубина его залегания составляет 1 км. Он самый плохой по качеству, т.к. содержит около 40% воды и содержит немалое количество летучих органических веществ. Его легко поджечь, но его КПД очень низок.
Каменный (черный) уголь имеет глубину залегания до 3 км. Воды в нем всего около 10%, а вот содержание углерода более 75%. За счет дефицита влаги он выдает гораздо больше тепла, чем бурый.
И, наконец, антрацит – самая древняя порода, залегающая на 5 км. Содержание воды в нем практически нулевое. Он плохо воспламеняется, зато выдает невероятно много тепла при горении. Оказавшись в более суровых условиях, антрацит превращается в шунтит, а при воздействии на него высоких температур – в графит. Если антрацит находится под большим давлением, то его химическая структура превращает уголь в алмаз.
Наиболее богатыми на залежи угля государствами являются США (23%), Российская Федерация (13%) и Китай (11%). В большинстве случаев добыча этого полезного ископаемого ведется открытым способом в карьерах (если залегает неглубоко) и закрытым, строя под землей угледобывающие шахты.
Сообщение 2
Уголь — это горючая порода органического происхождения, состоящая в основном из углерода, водорода и кислорода, с меньшим количеством азота, серы и других элементов. Постоянное количество воды всегда присутствует, равно как и зерна неорганического вещества, которые образуют негорючий остаток, известный как зола.
Уголь образуется за счет накопления и разложения органических остатков растительного происхождения. Захоронение и деградация растительного материала сопровождается обширными биохимическими реакциями, приводящими к образованию торфа. Совокупные эффекты времени, температуры и давления приводят к коактивации — к разработке угля из торфа.
Степень углизации, называемая раком угля, увеличивается от лигнита (бурый уголь) через суббитуминозный уголь, битуминозный уголь и антрацит (также известный как черный уголь). С увеличением ранга происходит снижение содержания воды и увеличение содержания углерода.
Основными видами использования угля являются, как топливо в производстве электроэнергии (черный и немного бурый уголь) для производства кокса (некоторые виды черного угля), который используется в производстве чугуна и стали.
Другие виды использования черного угля включают:
- производство цемента;
- другое производство (используется как источник тепла);
- изготовление пластмасс.
Коричневый уголь также используется для производства брикетов для внутреннего отопления.
В 1997 году мировое производство черного угля составляло примерно 3,8 млрд. Тонн; Австралия была шестым по величине производителем, внося 220 млн. Тонн (6%). Основными производителями являются США и Китай (60%).
Большая часть черного угля Австралии добывается в Нью-Южном Уэльсе и Квинсленде, причем примерно 70% этого экспорта экспортируется, главным образом в Японию, что делает Австралию крупнейшим в мире экспортером черного угля. В 1997 году в Австралии (Виктория) было добыто около 60 тонн бурого угля, главным образом для местной энергетики.
Уголь и полезные ископаемые. Уголь является одним из самых распространенных видов ископаемого топлива в мире. Он имеет много важных применений, наиболее существенно в производстве электроэнергии, производстве стали и цемента, а также в технологическом отоплении. Среди стран Канада занимает первое место в рейтинге угля по запасам угля — около 37 миллиардов тонн. Большинство этих запасов находятся в провинции Альберта.
Чистый уголь Альберты. Уголь представляет собой горючую осадочную породу с более чем 50-процентным органическим веществом. Уголь встречается во многих формациях в центральной и южной Альберте с более низким содержанием углекислого газа в районе равнины, переходя на более высокие угли в горном регионе.
Уголь Альберты состоит в основном из битуминозных и суббитуминозных форм. Уголь, добываемый в Альберте, как правило, является низким содержанием серы и, следовательно, сгорает относительно чисто по сравнению со многими углями, добытыми в других частях мира.
Общая рыночная добыча угля в Альберте в 2010 году составила 35 миллионов тонн, большая часть из которых — суббитуминозный уголь, предназначенный для электростанций на шахте.
Методы извлечения угля. Большая часть угля Альберты добывается с использованием методов поверхностного добычи. С открытым карьером, по мере развития горных разработок, ямы расширяются и углубляются. Как правило, несколько разных ямок разрабатываются один за другим.
Разрушение шахты — это то, где угольные пласты довольно горизонтальны и близки к поверхности. Большая техника выставляет и извлекает уголь в ряд рядов, называемых полосами.
Неэнергетические минералы. Существует несколько полезных ископаемых, раскопанных и добытых в четырех крупных карьерах в Альберте для использования, кроме производства энергии. Некоторые из этих неэнергетических минералов включают:
- аммонит;
- Бриллианты;
- золото;
- железо и магнетит;
- известняк и другой строительный камень;
- поваренная соль;
- песок, гравий, глина и сланцы;
- сера.
Соль и известняк продолжают оставаться ведущими нетопливными минералами, произведенными в Альберте.
Картинка к сообщению Уголь полезные ископаемые
Популярные сегодня темы
- Александрийский маяк
Существует понятие «7 чудес света». Оно несёт в себе определение постройкам, созданными человеком и несущих в себе величественность. За все времена человечества таких чудес было всего 7, и пр
- Состояние и использование земель
Землепользование — использование человеком территории и её ресурсов для жизни и хозяйственной деятельности. Традиционным является использование земель под пашни, пастбища, сады и огороды, пла
- Официально-деловой стиль речи
Официально-деловой стиль речи (далее – ОДС), наряду с тремя другими стилями – художественным, научным и публицистическим, – принадлежит к четырем основным функциональным стилям речи русског
- Иван Федоров — первопечатник
Рождение русского человека, который навсегда вошёл в историю, произошло примерно с 1510 по 1530 года. Точная дата так и осталась неизвестной. Предположительно это случилось в Калужской губерн
- Животные леса
Лес — это дом для многих животных и птиц. Ниже расскажу о некоторых из них.
1. Лось — самый большой из обитающих в наши дни оленей. После бизона, это второе по размеру
- Насекомые
Доклады и сообщения про Насекомых
Источник
Татьяна Владимировна Попова
Конспект НОД в старшей группе «О чем рассказал каменный уголь»
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе
Воспитатель: Попова Татьяна Владимировна
Тема. «О чем рассказал каменный уголь»
Цель. Создание социальной ситуации развития детей для формирования представлений об объекте неживой природы – каменном угле.
Задачи.
1. Создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
2. Обеспечить условия для проявления любознательности и эмоционального вовлечения в деятельность (познавательное развитие);
3. Обеспечить условия развития представлений о полезном ископаемом – каменном угле (познавательное развитие);
4. Обеспечить условия развития инициативы и самостоятельной активности детей (познавательное развитие);
5. Обеспечить условия для формирования исследовательского интереса к изучению мира камней (познавательное развитие);
6. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально – коммуникативное развитие);
7. Создать условия для развития причинно – следственных связей (социально – коммуникативное развитие);
8. Обеспечить развитие положительного отношения к природе и родному краю (социально – коммуникативное развитие).
Организация детских видов деятельностей.
1. Общение ребёнка с взрослым;
2. Общение ребёнка со сверстниками;
3. Экспериментирование;
4. Подвижная игра;
5. Дидактическая игра;
6. Продуктивная деятельность;
7. Поисковая деятельность.
Предварительная работа.
• Разучивание стихотворений;
• Отгадывание загадок;
• рассматривание энциклопедий о полезных ископаемых;
• изготовление «энциклопедий» о полезном ископаемом — каменном угле (совместно с родителями).
Дидактическое обеспечение. Образцы каменного угля, стеклянные емкост с водой, лупы, деревянные палочки, влажные салфетки, карточки – вопросы, книжка – альбом о камне, карта Хакасии, значки – обозначения полезных ископаемых, иллюстрация герба города Черногорска, мультимедийная установка.
Структура занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Давайте мы дружно с ними поздороваемся.
(Дети здороваются с гостями)
Воспитатель: Проходите, в кружочек скорее садитесь,
Друзьям и подружкам своим улыбнитесь.
Сегодня на нашем занятии мы с Вами продолжим знакомство с таинственным миром камней.
Создается проблемная ситуация:Одна из девочек обращается к воспитателю:
Девочка: Елена Ильинична!
Я сегодня в садик шла
Интересный камешек на дороге нашла
Он мне необычным показался
И даже след его на моих руках остался!
Ой! Кажется, у меня испачкались руки!
I. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что за камень Ксюша нашла? Может кто – то знает, как он называется?
Ответы детей
Воспитатель: Конечно вы правы – это каменный уголь. А что Вы знаете об этом камне? (Ответы детей) Как люди его используют? (Ответы детей о том, что уголь используется для отопления домов, бань.)
Воспитатель: Вы правы. В наши многоэтажные дома в трубы отопления поступает горячая вода, которая нагревается в котельных при сжигании угля.Воспитатель: А знает ли кто – нибудь из вас, как в природе образуется каменный уголь?
Далее, рассказ воспитателя с показом слайдов
Воспитатель: Давным – давно на нашей планете было очень тепло. Росли пышные густые леса. (показ слайда 1). Деревья вырастали огромных гигантских размеров. (показ слайда 2). Но с годами эти деревья и растения погибали, они падали в болота и мелкие озера. (показ слайда 3) Постепенно ветер нанес поверх этой растительной массы толстые слои песка, глины, земли. Эти слои с годами спрессовались, затвердели и через много – много тысяч лет превратилась в каменный уголь. (показ слайда 4).
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру.Становитесь в круг:
«Много есть камней на свете
Поиграем с камнем дети?
Камни разные бывают
Наши дети это знают.
Раз, два – не зевай
Камень другу передай.
Пока музыка играет
Камень по рукам гуляет».
На ком музыка остановится – тот называет камень.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли каменный уголь использовать еще в каких – то целях, а не только как топливо?
(Ответы детей)
Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю Вам превратиться в ученых и исследовать этот камень. А раз мы ученые исследователи,
предлагаю надеть халаты и подойти к столу.
Дети надевают халаты
Воспитатель: У нас есть схемы обследования предметов. По этим схемам мы будем исследовать каменный уголь:
1. Валентин, выбери схему. Что она означает? (Ответ ребенка)
— Как можно определить твердый или мягкий уголь? Сожми в руке, определи какой он?
Воспитатель:
1. Ксюша, теперь ты выбери. Что будем определять по схеме?
«прочность»
— Как проверить прочность каменного угля сейчас посмотрим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдет.
Воспитатель ударяет по куску каменного угля, завернутого в белую ткань,молотком: каменный уголь рассыпался на несколько мелких кусочков.
Выводы детей о том, что каменный уголь твердый, но не настолько прочный, как, например, мрамор. От удара он рассыпается на мелкие куски. Значит он хрупкий.
Воспитатель:
3. Алина, выбирай схему. Что будем определять по этой схеме?
«Оставляет след или нет».
Воспитатель: возьмите каменный уголь, попробуйте что – нибудь нарисовать на листе бумаги?
Воспитатель: Если уголь красит значит, что можно делать из каменного угля?
(Ответы детей)
Воспитатель показывает слайд
Воспитатель: Уголь является сырьем для изготовления красок (слайд 5,
Эмалей (слайд 6).
1.Воспитатель: Витя, выбери схему. Что по схеме будем определять?
«Запах»
Воспитатель: Давайте определим имеет ли уголь запах.
Ответы детей.
Воспитатель: Каменный уголь не имеет запаха.
2.Воспитатель: Дарина, твоя очередь выбирать схему. Что эта схема обозначает?
«Поверхность угля»
Воспитатель: Дарина, возьми в руки уголь. Какой он?
Ответ ребенка.
Воспитатель: Поверхность угля бугристая.
3.Воспитатель: Артем, выбирай схему. Что будем определять по этой схеме?
«Свойства в воде»
Воспитатель: как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду? Давайте осторожно опустим его в сосуд с водой. Что происходит с водой?
Ответы детей
Воспитатель: Почему выделяются пузырьки?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте подуем в коктейльную трубочку. Почему когда вы дуете, на поверхности появляются пузырьки?
(Ответы детей)
Воспитатель: Так почему на поверхности воды образуются пузырьки, когда мы опускаем уголь в воду?
(Ответы детей)
Воспитатель: Оказывается в каменном угле есть воздух. И при опускании угля в воду, вода вытесняет воздух из угля. Поэтому появляются пузырьки.
4.Воспитатель: Даша, выбери схему, которая будет обозначать, что исследуемый объект при опускании в воду выделяет воздух.
Далее воспитатель показывает детям угольные таблетки.
Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей) Кому – то из вас приходилось пить такие таблетки? (Ответы детей) Когда вам их давали? (Ответы детей)
Воспитатель опускает таблетку в воду и предлагает детям посмотреть, что происходит.
Воспитатель: В угольных таблетках тоже есть воздух. И поэтому в нее всасываются все вредные вещества, которые попадают к нам в организм.
8.Воспитатель: Рома, осталась последняя схема. Скажи, что она означает?
«растворяется в воде или нет»
Воспитатель: А как вы думаете, уголь растворяется или нет? Как можно проверить? (Помешать воду палочкой).
• Помешайте палочкой воду. Меняет ли цвет вода? Так, растворяется или нет каменный уголь? (Не растворяется).
• Запомните, каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей.
Воспитатель: Замечательно потрудились и сейчас мы все это подытожим. Предлагаю поиграть в игру «Трик-трак».
(Дети передают друг другу кусочек угля, воспитатель задает вопрос, тому ребенку у которого в руках уголек. Если ответ утвердительный ребенок отвечает «Трик-трак это так!», при отрицательном ответе «Трик-трак это не так!»)
Вопросы для игры:
1. Каменный уголь всплывает на поверхность?
2. Уголь используют для изготовления драгоценностей?
3. Каменный уголь имеет черный цвет?
4. Каменный уголь растворяется в воде?
5. Каменный уголь не имеет запах?
6. Каменный уголь мягкий?
7. Каменным углем можно рисовать?
По окончании опытов дети снимают халаты и садятся на стульчики.
Далее воспитатель показывает слайды, где еще применяют каменный уголь.
Воспитатель: Ребята, а у нас в Хакасии есть каменный уголь?
Ответы детей
Воспитатель: У нас в Хакасии уголь начали добывать чуть более 100 лет назад. Залежи угля есть на территории Алтайского района (разрез «Изыхский», Бейского района. (Воспитатель прикрепляет к карте значки – обозначения каменного угля) Одно из крупных месторождений угля находится на территории нашего — Усть — Абаканского района — это Черногорское месторождение, город Черногорск. Как вы думаете,почему его так назвали: «Черно – горск»?
Ответы детей.
Воспитатель: Слово «Черно» — какое слово вам напоминает? Как это слово связано со словом уголь?
Ответы детей
Воспитатель: Вспомните легенду, которую я Вам рассказывала. Как в легенде рассказывается о том, почему так назвали город?
Ответы детей
Воспитатель:Отгадайте загадку:
Мы землю глубоко копаем,
И в глубине земли
Мы людям уголь добываем,
Чтоб дом топить могли.
Воспитатель: Верно. Уголь добывают шахтеры, которые работают под землей в шахте. (Слайд 7). Шахтеры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. (Слайд 8) Добытый уголь грузят в вагоны и везут туда, где он нужен. (Слайд 9).
II. Заключительная часть
Воспитатель: Сегодня на занятии вы были активными, любознательными, узнали много интересного, много нового о каменном угле. Что вам понравилось на занятии?
Ответы детей
Воспитатель: Что оказалось трудным на занятии?
Воспитатель: Я для вас приготовила смайлики. Если вам понравилось занятие и вы узнали на нем что – то интересное для вас, то возьмите веселый смайлик. А если нет, то возьмите грустный смайлик.
Спасибо за внимание!
Использованная литература.
1. «Песок, глина, камни» Н. Рыжова («Дошкольное воспитание» №11 2003г.)
2. «Почемучка» А. Дитрих, Г. Юрмин «ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС» Москва 1997
3. «Горы» Ф. Лисак АСТ «АСТРЕЛЬ» Москва 2003
4. «Хочу все знать» «МиМ-ЭКСПРЕСС» Санкт-Петербург 1995
5. Журнал “Обруч”. Статья “Каменная эпидемия”. Н. Нестеренко, с. 22-24, №3
1999г.
6. «Происхождение гор и материков» В. А. Обручев «ОГИЗ» Москва 1948
Интернет ресурсы:
1. Социальная сеть работников образования (nsportal.ru)
2. Сайт издательского дома «Первое сентября» (festival@l semtember.ru)
Источник