Уголовная статистика по добыче полезных ископаемых

Уголовная статистика по добыче полезных ископаемых thumbnail

Развивающаяся промышленность, стремление каждого государства улучшить жизнь общества в целом и каждого его члена в частности, создание всё новых материальных благ требует значительных энергетических ресурсов, материалов и дополнительных источников сырья. Преобладающая часть ресурсов является полезными ископаемыми и добываются из недр планеты.

Поэтому государства, которые обладают природными богатствами, могут обеспечить все выше перечисленные преимущества своему населению. О том, как обстоит ситуация с добычей и переработкой полезных общераспространенных и редких ископаемых в России, кому принадлежат основные предприятия по их добыче и переработке, что зафиксировано по этому пункту в конституции страны – расскажем более подробно в данной статье.

Уголовная статистика по добыче полезных ископаемых

Виды

В России на сегодняшний день имеются следующие важнейшие основные месторождения полезных ископаемых, перечень которых выглядит следующим образом в процентном соотношении от мировых запасов:

  • Нефти – около 11%.
  • Газа – 32%.
  • Свинца около – 10%.
  • Железо – почти четверть от всего в мире.
  • Калийных солей – 30%.
  • Угля и сланцев – почти 24%.
  • Нефтяных месторождений – около 16%.
  • Молибдена – почти 32%.
  • Запасы титана на территории РФ – около 1%.
  • Платины и платановидных руд – около 11%.
  • Общее количество золотых руд в России оценивается более 25.000 тонн. Что позволяет стране занять 2 место в мире после ЮАР.
  • В отношении серебра Россия занимает первое место по запасам.
  • Нефелиновых руд – 56%.

Конечно, присутствует и добыча нерудного индустриального сырья, например, магнезита, графита, талька, слюды, каолина. Существует также добыча драгоценных и поделочных камней. Так, например, по добыче алмазов РФ занимает 1 место в мире, обгоняя Ботсвану, Канаду, Анголу, ЮАР и Австралию.

Уголовная статистика по добыче полезных ископаемых

Естественно, что приведенные цифры не отражают все показатели по полезным ископаемым в Российской Федерации. Это только некоторые цифры, изучая которые становится понятно, что на территории страны расположены богатые источники полезных ресурсов. Но, в связи с разработкой месторождений на шельфе, в северных частях страны, вероятно, что эти числа будут увеличены. Но, с другой стороны, не стоит упускать из внимания исчерпываемость полезных ископаемых.

Способы добычи

По способу добычи полезных ископаемых Россия не находится на лидирующих позициях. Связанно это с некоторым простоем технологического и технического развития в период после 80-х и 90-х годов. В связи с этим, ко многим проектам привлекаются иностранные компании, связанные с обслуживанием, разработкой и техническим доведением добычи тех или иных ископаемых материалов. Наиболее распространенными способами являются:

  • Открытый или так называемый карьерный метод.
  • Закрытый, он же шахтный.
  • Комбинированный, сочетающий в себе особенности первых двух.
  • Дражный.
  • Геотехнологический.
  • Скважинный.

Добыча

Рассматривая количество полезных ископаемых, которые ежегодно добываются в стране, необходимо учитывать 2 основных фактора – как изменяется уровень добываемых ресурсов по годам и как отличается ситуация в разных регионах с точки зрения добычи ресурсов.

Уголовная статистика по добыче полезных ископаемых

По регионам

Далее приведена специфическая карта, которая отражает регионы, где более всего добывают тех или иных ископаемых:

  • Основными нефтегазоносными провинциями являются – Енисейская, Анабарская, Западно-Сибирская, Прикаспийская и Волго-Уральская. Как видно из названий, больше всего этого сырья добывают в Омской, Томской, Новосибирской, Саратовская, Оренбургской, Самарской, Ульяновской, Кировской области, а также в республиках Удмуртия, Татарстан, Башкортостан. Ещё можно отметить районы Азовского и Каспийского морей.
  • Что касается добычи каменного угля, то наиболее богатыми являются Тува, Урал, Забайкалье, Сахалин, Прибайкальский район.
  • По горючим сланцем лидируют Ленинградская область, Волжский регион, а также Сибирь.
  • По запасам торфа выделяются регионы Западной Сибири и Северного Урала.
  • По железным рудам самый большой бассейн в России и один из крупнейших в мире – это Курская магнитная аномалия. Помимо этого, большие запасы наблюдаются в Карелии, Урале, Горном Алтае, Забайкалье, Восточных Саянах.
  • По марганцевым рудам богатыми являются месторождения Урала, Сибири, Дальнего Востока, Кемеровской области.
  • Титановые руды залегают в Западной и Восточной Сибири, Карелии, Забайкалье, Урале.
  • Запасы хрома разрабатываются на полярном Урале, а также в Ключевском месторождение на Урале.
  • Алюминий добывают на Кольском полуострове, Забайкалье, Бурятии.
  • Запасы вольфрама также располагаются в Бурятии, на Дальнем Востоке, в республиках Северного Кавказа, а именно в Баксанском ущелье, а также в Карелии, Свердловской, Челябинской, Мурманской областях.
  • Самые богатые месторождения золота – это Урал, Забайкалье, Восточная Сибирь, республика Саха.
  • Серебра добывают больше всего на Урале, в Якутии, Алтайском крае.
  • Алмазы, а точнее, кимберлитовые месторождения залегают в районе сибирской платформы. Именно здесь кимберлитовые трубки начали разрабатываться и проводиться добыча алмазов. Самые большие рудники в Сибири (пермский край), Урал и Якутия.

По годам

Рассматривая динамику добычи полезных ископаемых за последние 3 года, Росстат приводит следующую статистику. Все ниже представленные данные, приведены в процентном соотношении к среднемесячному показателю 2015 года:

  • На январь 2016 года общий объем составляет 100% к среднестатистическому показателю предыдущего календарного года;
  • На декабрь 2016 года показатель вырос до 108%;
  • К 6 месяцу 2017 года он составил 104%;
  • К концу 2017 года вырос до 108%;
  • К 7 месяцу 2018 года составил почти 111%.

Как видно, даже за последние 3 года, статистика свидетельствует о том, что постепенно происходит динамика получения полезных ископаемых в стране.

Уголовная статистика по добыче полезных ископаемых

Если же говорить о более глобальных статистических параметрах за длительный промежуток времени, то ситуация выглядела за весь современный период России следующим образом:

  • Если принять, что в 1991 году добывалось 100%, то уже к 1994 году промышленность показала спад до 70%.
  • В 1998 году продолжала опускаться до своего максимального минуса в 65% по сравнению с 1991 годом.
  • И именно с этого момента показатель начал расти. Этот рост проходил неуклонно, и уже в 2010 году составлял около 107% по отношению к 1991 году.
  • А к 2011 календарному периоду достиг отметки в 113%.

Естественно, что это усредненные показатели. Но если рассматривать по каждой конкретной группе, то и тут будет наблюдаться рост. Так, например, в 2015 году:

  • Добыча по всем ископаемым выросла на 0,4%, по сравнению с предыдущим календарным годом.
  • Каменный уголь усилился более всего, показав прирост на 4,4%.
  • Получение урановых и ториевых руд возросла на 0,1%.
  • Добываемый бурый уголь увеличился на 7,5%.
  • Железной руды добыли на 1,1% больше.

Развитие добывающей промышленности

Необходимо учитывать, что существуют мировые показатели и экономические особенности развития, которые влияют на добывающую промышленность в России. Ведь преобладающая часть того, что было получено, отправляется на экспорт.

Так, современная экономическая ситуация, падение цен на нефть, ситуация с пандемией в начале 2020 года, повлияют негативно на разные отрасли, в первую очередь нефтяную и газовую. Из-за опустившейся цене на «черное золото» государству и правительству придется принимать целый ряд комплексных и системных мер на устранение определенных негативных факторов или на их минимизирование.

Другого пока не стоит ожидать. Придется прикладывать максимум усилий для того, чтобы реализовать то, что можно добыть из собственных ресурсов. Ведь бюджет государства, в преобладающем большинстве случаев, держится на сырьевом ресурсе.

Самые богатые и бедные регионы

Если рассматривать регионы, которые обладают наибольшими запасами различных ресурсов, то это:

  • Сибирь – Томская, Омская, Иркутская область, Красноярский край, Алтай, Тува.
  • Дальневосточный регион.
  • ХМАО, ненецкий автономный округ и другие регионы Урала.
  • Карелия.
  • Именно здесь ресурсы представлены наиболее разнообразно и в большем количестве.

Уголовная статистика по добыче полезных ископаемых

Наиболее бедными регионами являются:

  • Крым.
  • Республика Осетия.
  • Ингушетия.
  • Тыва.
  • Севастополь.
  • Ивановская область.
  • Кабардино-Балкария.

Налог на добычу

Для того чтобы вести разработки на месте залегания ресурсов и проводить добычу, нужно получить лицензию и легализовать деятельность в соответствии с НК РФ. На сегодняшний день по получению ресурсов существуют следующие виды налоговых ставок:

  • Адвалорная, исчисляется в процентах и определяется по отношению к стоимости того, что извлечено из недр.
  • Специфическая – рассчитывается в национальной валюте за тонну сырья. Здесь налоговая база определяется, как количество того, что извлечено из недр.

Сумма выплачиваемого налога исчисляется за каждый подотчетный налоговый период (месяц).

Источник

Рост промышленного производства в июле 2019 года составил 2,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (см.: https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/154.htm). За 7 месяцев 2019 года – 2,6%.

Тем не менее, по сравнению с июнем 2019 года зафиксирован незначительный спад объемов производимой продукции, составивший 0,7% (показатель июля к июню 2019 года — 99,3%).

Драйверами роста стали сырьевой и обрабатывающий секторы производства. В частности, по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» увеличение объемов достигло 3,0% (июль 2019 года к июлю 2018 года), по виду деятельности «Обрабатывающие производства» – 2,8% (за аналогичный период).

В частности, на 86% по сравнению с июлем 2018 года увеличилось производство сжиженного природного газа.

Добыча металлических руд увеличилась на 1,9% (июль 2019 года к аналогичному периоду 2018 года).

Еще больший прирост составила добыча цветных металлов – 3,1% (июль 2019 года к июлю 2018 года). При этом доля добычи руд цветных металлов в виде деятельности «Добыча полезных ископаемых» достаточно велика – 7%.

Добыча нерудных ископаемых выросла в июле 2019 года на 15,7% (сравниваем с июлем 2018 года). Доля добычи нерудных ископаемых в добыче полезных ископаемых – 5%.

В июле отмечен прирост объемов сервисных услуг, куда входят геологоразведка, бурение, ремонтные работы и т.п. Он составил 16,7% по сравнению с июлем 2018 года. Доля этого вида услуг в виде деятельности «Добыча полезных ископаемых» – порядка 8%.

В июле 2019 года увеличилось производство рыбопродуктов и сельхозпродукции. В частности, на 18,9%, по сравнению с июлем 2018 года, выросло производство мясных консервов (включая консервы детского питания), на 41,7% – подсолнечного масла. В связи с более ранним началом путины, на 24,7% выросли объемы переработки и консервирования рыбы и ракообразных.

По сравнению с июлем 2018 года на 3,4% (в июле 2019 года по сравнению с июнем 2018 года) выросло производство химических веществ и химических продуктов. В том числе, объемы производимых минеральных удобрений увеличились в июле на 11,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Шин, покрышек и резиновых камер для транспортных средств – на 25,7%. Мыла, моющих, чистящих и полирующих, а также парфюмерных и косметических средств – на 11,2%.

Также отмечен рост производства готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования) на 19,3% (по сравнению с июлем 2018 года) за счет производства металлических цистерн, резервуаров и прочих емкостей. На 7,2% выросло производство электрического оборудования, на 8,6% – производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, на 27,2% – грузовых вагонов и на 41,25% – магистральных электровозов.

Тем не менее, в июле 2019 года отмечено некоторое снижение объемов производства в обрабатывающих производствах по сравнению с июнем этого года.

Производство в металлургической отрасли в июле составило 91,7% от показателя июня 2019 года, производство автотранспортных средств – 86,2% (в июле к июню 2019 года), производство химических веществ и химических продуктов (97,5% в июле к июню 2019 года). В целом, можно отметить снижение объемов по большинству машиностроительных отраслей. Среди исключений – железнодорожное машиностроение (производство грузовых вагонов выросло на 27,2% по сравнению с июлем 2018 года и на 3,65 по сравнению с июнем этого года, производство магистральных тепловозов возросло на 41,2% по сравнению с июлем 2018 года, оставшись на уровне июня 2019 года, производство магистральных электровозов выросло на 52% по сравнению с июнем этого года) и производство нефтегазового оборудования (бурильные трубы – рост по сравнению с июлем 2018 года на 11,5%, по сравнению с июнем этого года – 39.9%)

Обращаем внимание: в первом полугодии 2019 года ряд предприятий электронной промышленности закончил выполнение крупных заказов на производство и поставку компьютерной и телекоммуникационной продукции. В связи с этим в июле закономерно отмечено снижение объемов производства в этой отрасли.

Следует отметить, что определенное влияние оказывают и календарные факторы, связанные с отпускным сезоном. Как правило, снижается интенсивность производства и объем выпускаемой продукции. В ряде случаев, крупные машиностроительные предприятия запланировали на июль остановку производства для профилактических работ.

Источник

Источник: Журнал «Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение»

Как известно, право на пользование недрами нужно заслужить – получить специальное разрешение (лицензию). А что будет, если добыча полезных ископаемых осуществляется в отсутствие нужной лицензии? Другими словами, выясним, какие меры ответственности могут быть применены к лицу, производящему безлицензионную добычу полезных ископаемых. Кроме того, определимся, являются ли такие ископаемые объектом обложения НДПИ.

Общие требования

Исходя из ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны:

  • иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами;
  • привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих данные разрешения (лицензии).

На основании ст. 11 поименованного закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия выступает в качестве документа, удостоверяющего право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах согласно указанной в ней цели (например, для добычи полезных ископаемых) в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Права и обязанности пользователя недр возникают только с даты государственной регистрации лицензии. В свою очередь, одним из прав пользователя недр является использование предоставленного участка недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии (ст. 22 Закона о недрах).

Таким образом, осуществление добычи полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии – это нарушение требований Закона о недрах. Статьей 49 названного закона предусмотрено: лица, виновные в нарушении законодательства РФ о недрах, несут административную и уголовную ответственность в установленном порядке. Привлечение к обозначенной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный данными лицами вред.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых при отсутствии документа, удостоверяющего право пользования участком недр (лицензии), является нарушением законодательства РФ о недрах, что влечет применение установленных мер ответственности.

Исключение из общего правила

Статьей 19 Закона о недрах собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков предоставлено право по своему усмотрению в границах этих участков в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществлять:

  • добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 м без применения взрывных работ;
  • устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Например, в отношении таких земельных участков, находящихся на территории Московской области, соответствующий порядок утвержден Постановлением Правительства МО от 02.12.2009 №1061/51, Нижегородской области – Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.02.2009 №39. Указанными документами предусмотрено, что для осуществления перечисленных действий получать лицензию на право пользования недрами не нужно.

Получается, что положения ст. 19 Закона о недрах допускают в определенных случаях возможность проведения работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых без соответствующей лицензии. В связи с этим не нужна, допустим, лицензия на пользование недрами при осуществлении для своих нужд работ по добыче песка (если таковой включен в соответствующий перечень общераспространенных полезных ископаемых) на глубине до 5 м, но только при условии, что добычей занимается собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор.

Ключевой момент

Действующим законодательством предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществлять добычу полезных ископаемых без получения лицензии при соблюдении определенных условий.

Привлечение к административной ответственности

Пользование недрами без лицензии на пользование недрами – административно наказуемое деяние, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, заключающаяся в наложении на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб., на юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 руб.

Приведем примеры, когда компании были привлечены к ответственности за добычу полезных ископаемых без лицензии.

Арбитражный судРеквизиты постановления
ФАС ВСО от 13.11.2013 по делу № А19-22913/2012
АС ДВО от 30.09.2014 № Ф03-4233/2014
от 11.06.2014 № Ф03-1823/2014
ФАС ЗСО от 24.04.2014 по делу № А70-8268/2013
ФАС МО от 08.07.2014 № Ф05-6460/2014
от 11.06.2014 № Ф05-11034/2013
  от 03.03.2014 № Ф05-1021/2014
ФАС ПО от 24.10.2013 по делу № А65-5453/2013
АС СЗО от 23.09.2014 по делу № А05-1726/2014
ФАС СЗО от 03.03.2014 по делу № А56-26703/2013
ФАС УО от 20.05.2014 № Ф09-2698/14
от 17.12.2013 № Ф09-13670/13

Штрафных санкций удастся избежать, если наказание будет назначено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанный срок (два или три месяца) начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 поименованной статьи). (Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии, как правило, признается длящимся административным правонарушением – постановления ФАС ВСО от 12.05.2014 по делу №А78-7630/2013, ФАС ДВО от 21.10.2013 №Ф03-4244/2013, ФАС ЗСО от 19.11.2013 по делу №А03-19388/2012.) В свою очередь, днем обнаружения длящегося правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения данного правонарушения (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 №2). Так, в деле, дошедшем до судей АС ВВО, факт незаконной добычи песка был выявлен прокуратурой в ходе проверки 04.09.2013 с составлением соответствующего акта. Постановление о назначении административного наказания было принято 05.11.2013, то есть за пределами двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности. Поэтому арбитры признали незаконным оспариваемое постановление административного органа и отменили его (Постановление от 24.09.2014 по делу №А39-5717/2013). Примеры опоздания привлечения к административной ответственности приведены и в постановлениях ФАС ВВО от 10.02.2014 по делу №А38-2856/2013, ФАС ЦО от 19.07.2013 по делу №А14-79/2013.

Не привлекут организацию к административной ответственности за добычу полезного ископаемого без лицензии и в том случае, если она входит в круг лиц, в отношении которых действует исключение из общего правила (при условии совершения соответствующих действий).

Арбитражный судРеквизиты постановления
ФАС ДВО от 20.03.2014 № Ф03-624/2014
ФАС ЗСО от 06.03.2013 по делу № А27-14372/2012
ФАС МО от 04.04.2014 № Ф05-2243/2014
ФАС УО от 25.06.2014 № Ф09-3963/14
ФАС ВВО от 02.04.2013 по делу № А38-2787/2012

В противном случае в действиях компании будет усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Арбитражный судРеквизиты постановления
ФАС ВСО от 28.05.2013 по делу № А19-20447/2012
ФАС ВВО от 28.05.2014 по делу № А79-6492/2013
ФАС ДВО от 20.03.2014 № Ф03-624/2014
ФАС ЗСО от 25.04.2014 по делу № А27-6302/2013
от 15.02.2013 по делу № А27-13222/2012
ФАС ПО от 03.04.2014 по делу № А65-14649/2013
от 04.03.2014 по делу № А65-14450/2013

Еще одно обстоятельство, при наличии которого постановление о привлечении к административной ответственности судом будет признано незаконным, – нарушение проверяющими лицами порядка привлечения к ответственности: например, составление протокола в отсутствие представителя общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте его составления (Постановление ФАС СЗО от 09.06.2014 по делу №А56-50239/2013), или отсутствие доказательств надлежащего заблаговременного извещения общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (Постановление АС УО от 07.10.2014 №Ф09-6513/14).

Ключевой момент

Пользование недрами без лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц, если не действует исключение из общего правила, когда для добычи полезных ископаемых лицензия не нужна. Штрафных санкций можно избежать, если пропущен срок давности привлечения к административной ответственности либо нарушен порядок привлечения к ней.

Возмещение вреда

На основании ст. 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам по причине нарушения законодательства РФ о недрах, должны возместить его добровольно либо в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда должно установить Правительство РФ, что было сделано Постановлением от 04.07.2013 №564 (действует с 16.07.2013). В Правилах расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных данным документом, указано, что под вредом в целях их применения понимаются:

  • вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, а также пожарами, самовольным пользованием недрами;
  • нарушение свойств участка недр, из-за которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
  • вред, нанесенный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии – это и есть самовольное пользование недрами. Необходимо учитывать, что вред, причиненный государству, возмещается при наличии вины соответствующего лица. В свою очередь, вина может быть установлена в порядке административного, гражданского либо уголовного судопроизводства. Поэтому привлечение юридического лица к административной ответственности может послужить сигналом для взыскания с него в пользу государства вреда, нанесенного в результате безлицензионной добычи полезных ископаемых. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100% (п. 6 ст. 46 БК РФ). В связи с этим суммы нанесенного ущерба не могут быть взысканы, к примеру, в бюджет Республики Башкортостан (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 11.02.2014 по делу №33-2000/2014) или в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (Апелляционное определение Тверского областного суда от 19.06.2014 по делу №33-2180).

Расчет размера вреда производит Росприроднадзор или уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ (в отношении участков недр местного значения). Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного самовольным пользованием недрами (D), рассчитывается по формуле:

D = Lз + Cл + Cо, где:

– стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда;

Сл – фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда;

Со – фактические расходы Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта РФ на оценку размера вреда.

В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда вычисляется по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются.

Для определения стоимости запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, используется формула:

Lз = Nбз x Р, где:

Nбз – объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда;

Р – стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за шесть месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения. Информацию о данной стоимости представляет Росстат.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых без специального разрешения (лицензии) является самовольным пользованием недрами, приводящим к причинению государству вреда, который подлежит возмещению нарушителем.

Уплата НДПИ

На основании ст. 334 НК РФ плательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Такие лица подлежат постановке на учет в качестве плательщиков НДПИ в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр (п. 1 ст. 335 НК РФ). Объектом обложения указанным налогом в силу пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование согласно законодательству РФ.

Вспомним: предоставление участка недр в пользование оформляется специальным разрешением – лицензией. Следовательно, при добыче полезных ископаемых на отдельном участке недр без наличия соответствующей лицензии обязанность по уплате НДПИ на названном участке недр отсутствует. Именно на таком подходе в свое время настаивала ФНС, добавляя: суммы, уплачиваемые в качестве возмещения ущерба государства от безлицензионного пользования недрами, не имеют статуса налога, поэтому налоговые органы не являются администраторами данных поступлений. Кроме того, налоговые органы не уполномочены принимать меры по предотвращению безлицензионного пользования недрами и по обеспечению поступления в бюджет сумм в возмещение вреда, причиненного государству (Письмо от 16.08.2006 №ММ-6-21/816@).

Однако потом появилось Распоряжение Правительства РФ от 22.08.1998 №1214-р, которым дано поручение МПР и МНС с участием органов исполнительной власти субъектов РФ при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, применять с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством РФ меры. К таким мерам относится в том числе обеспечение поступления в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты взносов в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. Здесь же уточнено, что при определении размеров таких убытков нужно исходить из ставки НДПИ (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 04.12.2001 №845). На этом основании налоговики требовали в связи с самовольной добычей полезных ископаемых уплаты в бюджет НДПИ (Постановление ФАС ДВО от 29.06.2005 №Ф03-А51/05-2/1675 – решение вынесено в пользу налоговой инспекции).

В связи с появлением Постановления Правительства РФ №564, которое, в отличие от Распоряжения Правительства РФ №1214-р, является нормативным актом, вопрос по поводу необходимости уплаты в бюджет НДПИ по причине самовольного пользования недрами решен однозначно (ответ отрицательный). Более того, после вступления в силу данного постановления добровольное внесение в бюджет НДПИ на основании Распоряжения Правительства РФ №1214-р в отношении полезных ископаемых, добытых в отсутствии лицензии, не свидетельствует о возмещении государству ущерба, причиненного недрам (Постановление АС СЗО от 13.11.2014 по делу №А52-3535/2013).

Ключевой момент

При самовольном пользовании недрами, заключающемся в добыче полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии, исчислять и уплачивать в бюджет НДПИ не нужно.

* * *

Добыча полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии признается самовольным пользованием недрами, кроме ситуации, когда лицензия не нужна (действует исключение из общего правила). Пользование недрами без лицензии – административно наказуемое деяние, за совершение которого на юридическое лицо накладываются достаточно высокие штрафы (в размере от 800 000 до 1 000 000 руб.). Привлечение нарушителя к административной ответственности не освобождает виновное лицо от еще одной меры ответственности – возмещения государству причиненного вреда, что осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Причем добровольная уплата в бюджет НДПИ при добыче полезных ископаемых без лицензии с 16.07.2013 не считается возмещениеaм нанесенного вреда. Безлицензионное пользование недрами не порождает обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДПИ.

Источник