Управление по твердым и полезным ископаемым

Управление по твердым и полезным ископаемым thumbnail

Рекомендации к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по технико-экономическому обоснованию кондиций и подсчету запасов твердых полезных ископаемых с использованием блочного моделирования на месторождениях различного морфологического типа

Классификация запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых утверждена Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 278 и введена в действие с 1 января 2008 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2006 г. N 8667

Предназначены для работников предприятий и организаций, осу­ществляющих свою деятельность в сфере недропользования, неза­висимо от их ведомственной принадлежности и форм собственно­сти. Применение настоящих Методических рекомендаций обеспе­чит получение геологоразведочной информации, полнота и каче­ство которой достаточны для принятия решений о проведении дальнейших разведочных работ или о вовлечении запасов разведан­ных месторождений в промышленное освоение, а также о проекти­ровании новых или реконструкции существующих предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых.

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Госу­дарственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ ГКЗ) по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации и за счет средств федерального бюджета.

Утверждены распоряжением МПР России от 05.06.2007 г. № 37-р.

Предназначены для работников предприятий и организаций, осу­ществляющих свою деятельность в сфере недропользования, неза­висимо от их ведомственной принадлежности и форм собственно­сти. Применение настоящих Методических рекомендаций обеспе­чит получение геологоразведочной информации, полнота и каче­ство которой достаточны для принятия решений о проведении дальнейших разведочных работ или о вовлечении запасов разведан­ных месторождений в промышленное освоение, а также о проекти­ровании новых или реконструкции существующих предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых.

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Госу­дарственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ ГКЗ) по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации и за счет средств федерального бюджета.

Утверждены распоряжением МПР России от 05.06.2007 г. № 37-р.

Предназначены для работников предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере недропользования, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Содержат требования к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов твердых полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений рудных полезных ископаемых и алмазов, нерудных полезных ископаемых, углей и горючих сланцев, а также рассыпных месторождений и общераспространенных полезных ископаемых.

Требования к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов твердых полезных ископаемых утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 мая 2011 года № 378 и зарегистрированы в Минюсте РФ 24 июня 2011 года.

Предназначены для работников предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере недропользования, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Применение настоящих Методических рекомендаций обеспечит получение геологоразведочной информации, полнота и качество которой достаточны для принятия решений о проведении дальнейших разведочных работ или о вовлечении запасов разведанных месторождений в промышленное освоение, а также о проектировании новых или реконструкции существующих предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых.

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых» (ФГУ «ГКЗ») за счет средств федерального бюджета по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Рекомендованы к использованию протоколом МПР России от 03.04.2007 №11-17/0044-пр, утвержденным Заместителем Министра природных ресурсов Российской Федерации А.И. Варламовым.

Методические рекомендации по сопоставлению данных разведки и разработки месторождений твердых полезных ископаемых.

Предназначены для работников предприятий и организаций, осу­ществляющих свою деятельность в сфере недропользования, неза­висимо от их ведомственной принадлежности и форм собственно­сти. Применение настоящих Методических рекомендаций обеспе­чит получение геологоразведочной информации, полнота и каче­ство которой достаточны для принятия решений о проведении дальнейших разведочных работ или о вовлечении запасов разведан­ных месторождений в промышленное освоение, а также о проекти­ровании новых или реконструкции существующих предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых.

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Госу­дарственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ ГКЗ) по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации и за счет средств федерального бюджета.

Утверждены распоряжением МПР России от 05.06.2007 г. № 37-р.

Предназначены для работников предприятий и организаций, осу­ществляющих свою деятельность в сфере недропользования, неза­висимо от их ведомственной принадлежности и форм собственно­сти. Применение настоящих Методических рекомендаций обеспе­чит получение геологоразведочной информации, полнота и каче­ство которой достаточны для принятия решений о проведении дальнейших разведочных работ или о вовлечении запасов разведан­ных месторождений в промышленное освоение, а также о проекти­ровании новых или реконструкции существующих предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых.

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых» (ФГУ «ГКЗ») за счет средств федерального бюджета по заказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Рекомендованы к использованию протоколом МПР России от 03.04.2007 №11-17/0044-пр, утвержденным Заместителем Министра природных ресурсов Российской Федерации А.И. Варламовым.

Требования к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по технико-экономическому обоснованию кондиций и подсчету запасов отвалов горного предприятия, хвостов обогатительных фабрик и отходов при переделе

Проект требований был разработан в рамках научно-исследовательских работ по заказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, рассмотрен Экспертно-техническим советом ФБУ «ГКЗ» (01.11.2010) и передан в Минприроды РФ для его принятия.

Приказ О внесении изменений в приказ Федерального агенства по недропользованию от 15.07.2016 №456 «Об образовании государственных комиссий Федерального агентства по недропользованию по утверждению заключений государственной экспертизы запасов углеводородного сырья, подземных вод и твердых полезных ископаемых, а так же геологической информации об участках недр, намечаемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемы»

Источник

УТВЕРЖДЕНО приказом Федерального
агентства по недропользованию № 959 от 19.09.2005 г.

ПОЛОЖЕНИЕ об Управлении геологии твердых полезных ископаемых

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Управление геологии твердых полезных ископаемых (далее Управление) является структурным подразделением аппарата Федерального агентства по недропользованию.
2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, приказами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию, а также настоящим Положением.
3. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями аппарата Федерального агентства по недропользованию, его территориальными органами, организациями, находящиеся в ведении Федерального агентства по недропользованию, а также в пределах своих полномочий, с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными организациями.
II. ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ
Основными задачами Управления являются:
реализация государственных интересов в сфере изучения, воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов твердых полезных ископаемых;
размещение государственного заказа на выполнение геологоразведочных работ с целью геологического изучения минерально-сырьевого потенциала твердых полезных ископаемых и воспроизводства его ресурсов за счет средств федерального бюджета в недрах Российской Федерации, ее континентального шельфа и Мирового океана;  
организация оценки результатов геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые и учета их минерально-сырьевого потенциала в недрах Российской Федерации, ее континентального шельфа и Мирового океана;
организация проведения в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений твердых полезных ископаемых и участков недр;
организация подготовки информационной базы лицензирования участков недр с целью геологического изучения, поисков, оценки и разведки месторождений твердых полезных ископаемых, а также их разработки, на стадии подготовки перечней лицензирования;
организация государственного регулирования сбора, хранения и использования геологической информации о запасах и прогнозных ресурсах твердых полезных ископаемых.
III. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
организация выполнения мероприятий целевых программ по воспроизводству минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
организация размещения на конкурсной основе государственного заказа на геологоразведочные работы на твердые полезные ископаемые;
организация заключения государственных контрактов от имени Федерального агентства по недропользованию на выполнение геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые за счет средств федерального бюджета, оценка результатов их выполнения;
обоснование необходимости и целесообразности проведения НИОКР в сфере развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых и участие в оценке их результатов;
анализ эффективности и целевого использования бюджетных средств при выполнении геологоразведочных работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых;
организация государственной приемки продукции от исполнителей работ по государственному заказу на проведение геологоразведочных работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых;
координация проведения геологоразведочных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в направлениях прогноза развития, изучения и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов твердых полезных ископаемых в недрах Российской Федерации, ее континентального шельфа и Мирового океана;
 
обобщение, анализ и оценка состояния минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых Российской Федерации, ее континентального шельфа и Мирового океана, конъюнктуры российского и мировых рынков стратегического минерального сырья и прогноз развития минерально-сырьевой базы стратегических видов твердых полезных ископаемых;
организация разработки и подготовки к утверждению перечней лицензирования участков недр, предлагаемых в пользование с целью геологического изучения, поисков, оценки и разведки месторождений твердых полезных ископаемых, а также их разработки, по субъектам Российской Федерации и Российской Федерации в целом;
подготовка материалов к прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации и обоснования бюджетной заявки на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
подготовка сводных информационно-аналитических материалов для принятия управленческих решений по развитию минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых Российской Федерации;
подготовка и издание методических и инструктивно-технических документов в сфере проведения геологоразведочных работ, государственной экспертизы геологической и экономической информации, подготовки перечней лицензирования участков недр, специализированной экспертизы проектной и технической документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых;
организация государственной экспертизы запасов твердых полезных ископаемых, геологической и экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр, в том числе оценки прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений твердых полезных ископаемых и участков недр, вовлекаемых в пользование с целью их геологического изучения и (или) добычи твердых полезных ископаемых;
организация государственной экспертизы проектно-сметной документации на проведение геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые независимо от источника их финансирования;
организация проведения специализированной экспертизы в составе государственной экспертизы предпроектной и проектной документации по разработке месторождений твердых полезных ископаемых;
организация ведения государственного баланса запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, государственного кадастра их месторождений и проявлений;
организация государственного учета и государственного реестра работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых, выполняемых за счет средств федерального бюджета участков недр, предоставленных в пользование;
формирование государственного фонда резервных участков недр, перспективных для выявления новых месторождений стратегических видов твердых полезных ископаемых;
организация использования достижений научно-технического прогресса продукции при проведении геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые;
подготовка предложений по определению статуса первооткрывателя месторождений твердых полезных ископаемых и предложений по государственным и поощрительным вознаграждениям за открытие и разведку месторождений полезных ископаемых.
IV. ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ
Управление при выполнении возложенных на него задач и функций имеет право:
разрабатывать и представлять руководству Федерального агентства по недропользованию проекты приказов по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального агентства по недропользованию и Управления;
вносить на рассмотрение коллегии Федерального агентства по недропользованию вопросы, относящиеся к компетенции Управления;
запрашивать и получать от структурных подразделений Федерального агентства по недропользованию, его территориальных органов, организаций, находящихся в ведении Федерального агентства по недропользованию, а также от иных организаций, осуществляющих выполнение государственного заказа по воспроизводству минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых, сведения, справочные и другие материалы, необходимые для осуществления деятельности Управления;
привлекать, по согласованию с руководителями специалистов структурных подразделений аппарата Федерального агентства по недропользованию и территориальных органов Федерального агентства по недропользованию, ученых и специалистов организаций, находящихся в ведении Федерального агентства по недропользованию, а также ученых и специалистов иных организаций для участия в подготовке решений по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
вести переписку и делопроизводство по вопросам, отнесенным к компетенции Управления в соответствии с Инструкцией по делопроизводству, действующей в Федеральном агентстве по недропользованию. 
V. РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УПРАВЛЕНИЯ
1. Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Руководителем Федерального агентства по недропользованию.
Начальник Управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Руководителем Федерального агентства по недропользованию по представлению начальника Управления.
2. Начальник Управления:
руководит деятельностью Управления, осуществляет права и выполняет обязанности, вытекающие из настоящего Положения, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и функций;
представляет в установленном порядке и в пределах своих полномочий Управление во всех организациях, находящихся в ведении Федерального агентства по недропользованию, в иных организациях, осуществляющих выполнение государственного заказа по воспроизводству минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых, а также в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации, общественных организациях по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления;
определяет обязанности своих заместителей, утверждает положения об отделах, входящих в состав Управления, и определяет должностные обязанности работников Управления;
рассматривает поступившие в Управление проекты писем, приказов и других документов, разрабатываемых по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
осуществляет в пределах своей компетенции другие полномочия, необходимые для выполнения Управлением возложенных на него задач и функций.
З.ДеятельностьУправления осуществляется в соответствии с планами (текущими, перспективными) работы Федерального агентства по недропользованию, а также в соответствии с поручениями руководства Федерального агентства по недропользованию.
4. Структура и штатное расписание Управления утверждаются руководителем Федерального агентства по недропользованию.

Читайте также:  Чем вредны или полезны семечки подсолнуха

Источник

Управление по твердым и полезным ископаемым

«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ВОСПРОИЗВОДСТВУ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ БЛАГОРОДНЫХ МЕТАЛЛОВ»

Значение благородных металлов в современной российской экономике переоценить сложно. На фоне массового спада производства большинства твердых полезных ископаемых в последние годы, а порой и полного его прекращения, добычу золота, серебра, платиноидов и алмазов к настоящему времени удалось не только восстановить в доперестроечных объемах, но и где-то даже превысить их. Как известно, в недалеком прошлом это способствовало своевременному решению ряда социально-политических проблем общества, а в будущем — создает определенные предпосылки для реанимации отечественного горнопромышленного комплекса.

Необходимо отметить, что практически 15-летнее взаимодействие государства и бизнеса в сфере благороднометалльного (и, прежде всего, золотого) минерально-сырьевого комплекса привело ко многим позитивным изменениям отечественного горного законодательства, способствовавшим достижению относительной сбалансированности вопросов производства и воспроизводства на государственном и коммерческом уровнях. На примере золота последовательная реализация этих принципов дает все основания говорить о том, что в «золотом» минерально-сырьевом комплексе страны созданы все условия и предпосылки не только для устойчивого роста добычи, но и ее значительного увеличения.

Постепенное замещение россыпной золотодобычи, имеющей еще существенную долю в российском золотодобывающем комплексе (45%), на рубеже 2010-2015 гг. может резко измениться в пользу объемов добычи из коренных месторождений (до 80-90%). Естественно, это накладывает на геологоразведку большие обязанности по сохранению и поддержанию минерально-сырьевой базы, максимально полному раскрытию ее огромного потенциала.

СЛАЙД 1

В 2005 году геологоразведочные работы за счет средств федерального бюджета производились на 28 видов твердых полезных ископаемых, из которых 17 относятся к стратегическим. На эти цели по сравнению с предыдущим годом ассигнования федерального бюджета были увеличены практически втрое. Для более полного понимания общей картины в своем докладе я намерен дать характеристику основных результатов по всему комплексу изучавшихся твердых полезных ископаемых, особо выделив при этом благородные металлы, на укрепление минерально-сырьевой базы которых ежегодно направляется более половины всех средств: из 264 действовавших объектов геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые 134 – это благородные металлы и алмазы.

Читайте также:  Что полезно носить золото или серебро женщинам

СЛАЙД 2

Направления расходов по видам полезных ископаемых соответствуют «Долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России…» и сложившейся конъюнктуре участков недр на рынке лицензирования. Приоритетными, как и в предыдущие годы, оставались высоколиквидные (золото, серебро, платиноиды, алмазы, медь) и остродефицитные (черные, цветные металлы, урановое сырье, некоторые виды неметаллов) виды сырья; на уровне необходимого присутствия — работы на редкие металлы, уголь, неметаллы.

СЛАЙД 3

Среди федеральных округов средства были распределены в соответствии с их минерагеническим потенциалом, инфраструктурой и традиционным профилем развития экономики. Лидируют Сибирский и Дальневосточный округа (64%) с явным преобладанием доли работ на благородные металлы, далее следуют Уральский и Приволжский (15%), концентрирующие свои усилия на медно-колчеданных, золоторудных объектах и объектах дефицитных нерудных полезных ископаемых.

СЛАЙД 4

Внутри федеральных округов затраты по видам полезных ископаемых складываются следующим образом. Доля благородных металлов закономерно возрастает там, где сложнее географо-экономическая ситуация (Дальний Восток, Сибирь), более благоприятные экономические условия Урала, Приволжья, северо-запада России способствуют вовлечению в круг исследований и более широкого спектра полезных ископаемых.

СЛАЙД 5

Картина распределения средств по субъектам Российской Федерации отражает их доказанный потенциал, вклад в формирование федерального бюджета, традиционный профиль экономического развития, социально-экономические и геополитические аспекты. При этом около 45% всех ассигнований было сконцентрировано в 6 субъектах: Республике Саха(Якутия), Красноярском крае, Республике Бурятия, Магаданской, Иркутской, Читинской областях. Повышенный интерес к освоению минерально-сырьевой базы этих регионов проявляет и горный бизнес в лице таких крупных компаний, как «Алроса», «Полюс», «Норильский никель», «Бурятзолото». В то же время, если обратите внимание, на представленном графике, несмотря на формально высокий минерагенический потенциал недр, отсутствует Хабаровский край, Мурманская, Камчатская области и ряд других субъектов. Объяснением этому служит несбалансированность политики лицензирования и геологического изучения недр этих регионов, проводимой руководством террорганов ФАН и администраций этих субъектов.

СЛАЙД 6

Основные результаты поисковых работ на твердые полезные ископаемые, полученные в 2005 году в условиях трехкратного увеличения средств федерального бюджета, стабильного финансирования и максимальной технологической нагрузки каждого объекта необходимыми видами и  объемами исследований, заключаются в следующем.

Принципиально важным было выделение и обоснование новых рудно-металлогенических зон и районов, реализация потенциала которых  безусловно улучшит ситуацию в минерально-сырьевом комплексе отдельных видов полезных ископаемых. Перспективы каждого из этих таксонов подтверждаются выявлением и оценкой реальных  промышленно значимых объектов.

На западе страны:

1. На юге России выделена Ставропольская титан-циркониевая провинция. По полученным данным ее россыпные месторождения  обладают лучшими характеристиками по сравнению с известными отечественными объектами, а их общий потенциал в случае активного освоения позволит полностью освободиться от импортных поставок этих видов сырья.

2. Обосновано выделение Северо-Алтайской золоторудной зоны, в корне меняющей традиционные представления о полиметаллической специализации этого региона, что существенно повышает его общую ценность и инвестиционную привлекательность. Обоснование получено в результате  геохимической съемки и поисковых работ, которыми выявлены новые перспективные золоторудные объекты с прогнозными ресурсами золота на уровне 20-80 т в пределах Ново-Фирсовского и Майско-Лебедского рудных районов. Кроме того, на участке Сурич в девонских вулканогенных образованиях ЗАО «Бурятзолото» получены данные о наличии там богатых руд эпитермального золото-серебряного типа.

3. Разрозненные сведения о золотопроявлениях на Северном Кавказе известны давно, но только сейчас с появлением системных знаний о золотоносности черносланцевых и вулканогенных образований стало возможным обоснование потенциала Северо-Кавказской и Днепрово-Донецкой золоторудных зон; накопление новых данных о промышленной золотоносности целого ряда новых участков позволяют рассчитывать на выявление здесь рентабельных месторождений с запасами от 30 до 50 т.

Учитывая же многокомпонентность последних открытий (титан-циркониевые россыпи, золото, бентониты, различные виды нерудных полезных ископаемых, полиметаллы, углеводородное сырье), представляется возможным поставить вопрос о создании на юге России нового территориально-промышленного комплекса, ориентированного на комплексное освоение недр территории.

СЛАЙД 7

На Востоке страны:

4. В стадии обоснования — масштабность сурьмянорудного потенциала Забайкальской провинции. Открытия на Солонцовой площади создают предпосылки проектирования здесь современного горно-металлургического предприятия, способного обеспечить внутренние и экспортные потребности.

5. Западно-Верхоянская сереброрудная провинция постепенно оформилась в качестве мощной резервной базы, способной в полном объеме заместить осваиваемые месторождения Магаданской области или же стать дополнительным центром серебродобычи в стране. Оценивая значимость открытий богатых серебряных руд, можно говорить о далеко неполно раскрытом потенциале дальневосточного региона, в том числе, на нетрадиционные типы благороднометалльных месторождений.

6. Пограничный золоторудный район в Приморском крае за два года исследований вошел в число инвестиционно привлекательных. Долгое время он оставался недоступным для геологов и сейчас у нас есть уверенность, что на металлогенической карте России появится новая перспективная территория.

7. Яно-Колымская золоторудная провинция обретает свое новое рождение. Есть все основания считать, что уникальная золотороссыпная провинция мирового класса, находящаяся в режиме стремительно падающей добычи, постепенно приобретает черты гигантской золоторудной провинции. С одной стороны, работами ЗАО «Полюс» на Наталкинском месторождении завершается обоснование возможности его освоения по схеме крупнообъемной добычи объекта с годовым выходом металла до 30-40т, а с другой – исследования, выполняемые за счет федерального бюджета в Магаданской области и Якутии, существенно расширяют круг такого рода объектов и увеличивают золоторудный потенциал провинции в десятки раз.  

Читайте также:  Чем полезно молоко детям на ночь

8. Новые находки объектов с богатыми урансодержащими рудами в Иркутской области позволяют по-новому оценить стратегическое значение Северо-Забайкальского урановорудного района и поставить вопрос об изменении приоритетов в планировании работ этого направления с акцентом на изучение проявлений эндогенного типа. Дальнейшее наращивание здесь объемов ГРР позволит получить результаты, кардинально меняющие ту критическую ситуацию, которая складывается в стране с запасами урана.

СЛАЙД 8

Наряду с перечисленными достижениями, характеризующими результаты работ на новых территориях и направлениях, в 2005 году были продолжены работы по развитию потенциала известных рудных районов страны. При этом, наряду с очевидными успехами по большинству полезных ископаемых имеются и отрицательные результаты. За неимением времени скажу только, что сохраняется проблема улучшения марганцеворудной и урановорудной базы страны, проблема расширения минерально-сырьевой базы цветных металлов старых действующих горнорудных предприятий. Над этим мы постоянно работаем и считаем, что 2005 год дает надежду на получение положительных результатов в недалеком будущем.

Говоря о золоте, необходимо отметить, что впервые за последние 15 лет в России наконец-то получены значительные приросты запасов, которые почти вдвое перекроют ожидаемый годовой объем добычи. Это стало возможным за счет постановки на госбаланс запасов новых месторождений – более 220т на Благодатном в Красноярском крае и 90 т на Куполе в Чукотском АО.

Федеральные интересы по золоту определяются необходимостью  создания нового ликвидного фонда объектов недропользования, выявления экономически доступных для освоения объектов, в первую очередь — коренных месторождений традиционных типов в районах с развитой инфраструктурой; малораспространенных и нетрадиционных типов, допускающих крупнообъемную добычу руд с прогрессивными технологиями их переработки; россыпных месторождений в новых районах и в зонах интересов действующих предприятий для стабилизации их добывающих мощностей.

Основные объемы бюджетных ассигнований (49–63%) в последние годы направляются на геологоразведочные работы, ориентированные на выявление крупнообъемных месторождений золото-сульфидных и золото-кварцевых руд в терригенных и терригенно-карбонатных комплексах (на Среднем Урале, в Республике Башкортостан, Красноярском крае, Горном Алтае, Красноярском крае, Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Северо-Байкальском районе и др.). Как правило, эти месторождения при невысоких (2-4г/т) средних содержаниях золота характеризуются значительными запасами (100 и более тонн) и могут обеспечить устойчивое развитие целых регионов. В этой связи особый интерес представляет целый ряд известных объектов ведущих золоторудных провинций России, оцененных ранее в существовавших тогда экономических условиях.  Должен сказать, что на сегодняшней конференции представлены весьма интересные доклады по двум таким объектам – Наталкинскому и Сухоложскому месторождениям. Только их переоценка по модели крупнообъемной добычи способна обеспечить за один-два года прирост запасов в объеме около 1500т!

Всего же по итогам 2005 года в разряд высокоперспективных на выявление золоторудных месторождений включена целая серия новых объектов, причем не только в восточных регионах страны. Большая часть из них показана на демонстрируемой карте. Ожидается, что по итогам года в процесс лицензирования будет вовлечено порядка 40-50 перспективных участков недр с различными видами полезных ископаемых.

Оценивая результативность поисковых работ начальной стадии на твердые полезные ископаемые в целом, хочу сказать о достаточно высокой их эффективности, которая сопоставима с лучшими годами советского периода. Такой результат был получен благодаря оптимальному планированию работ в предыдущие три года, тщательному научному обоснованию участков и площадей, вовлекаемых в геологоразведочный процесс и, безусловно, благодаря эффективной работе наших предприятий в условиях стабильного финансирования. СЛАЙД 9

Вместе с тем не могу не повторить уже навязшую на зубах основную проблему отечественного минерально-сырьевого комплекса – это отсутствие компенсирующих добычу приростов запасов практически по всему комплексу полезных ископаемых.

В первую очередь мы связываем это обстоятельство с неэффективной работой по воспроизводству запасов большинства видов полезных ископаемых. В целом 2005 год не порадует нас положительной динамикой показателя прирост – добыча. Исключение составит, как я уже говорил, лишь золото. Длительное время проедаются запасы урана, меди, никеля, золота, платиноидов, алмазов и других полезных ископаемых.

Всего в 2005 году на ГРР на твердые полезные ископаемые компаниями израсходовано около 7,1 млрд руб. Много это или мало, как и на что они потрачены, почему длительное время отсутствуют новые открытия, несмотря на значительный объем ежегодно лицензируемых участков – все это должно стать предметом специального анализа. Говоря об эффективности работ компаний, не могу не остановиться на золоте. Всего залицензировано около 3000 участков, в том числе 270 – рудных. Простая арифметика показывает, что в среднем годовые затраты компаний на ГРР на один рудный объект составляют 8,6 млн.руб, тогда как государство на начальную, поисковую стадию тратит 12,6 млн. руб. То есть, в среднем владелец лицензии вкладывает в разведку месторождения лишь 15-20% от технологически необходимого объема финансирования! Это и есть ответ на вопрос — почему отсутствует даже простое воспроизводство и что за последние 5 лет Роснедрами было выдано всего 6 свидетельств о факте открытия мелких месторождений рудного золота, 5 – алмазов, 2 – серебра, 1 — платины. Согласитесь, что в масштабах России – это даже мизером назвать сложно!

СЛАЙД 10

Планирование геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые за счет средств федерального бюджета на 2006 год развивает основные охарактеризованные направления с учетом достигнутых результатов 2005 года. Предполагается дальнейший рост средств федерального бюджета. На 297 объектов ГРР по твердым полезным ископаемым выделено 5,22 млрд. руб. Половину из них составят работы на благородные металлы и алмазы, которые будут выполняться по 133 проектам.

СЛАЙД 11

В 2006 году будет продолжено изучение известных и вновь выявленных минерагенических структур с акцентом на решение задач федерального уровня. В структуре распределения средств по видам полезных ископаемых на фоне сохранения пропорций 2005 года предусмотрен существенный рост (с 9 до 16%) ассигнований на поиски черных металлов, что вызвано необходимостью создания минерально-сырьевой базы на Приполярном и Полярном Урале, поддерживающей горно-металлургический комплекс промышленного Южного Урала и обеспечивающей загрузку проектируемой железной дороги, связывающей эти регионы.

СЛАЙД 12

В связи с этим, естественно резко возрастет доля затрат в Уральском федеральном округе, тогда как по остальным регионам соотношение затрат к 2005 году существенных изменений не претерпит.

СЛАЙД 13

На этом слайд