Урок 3 класс свойства полезных ископаемых

Урок 3 класс свойства полезных ископаемых thumbnail

Урок по окружающему миру для 3 класса «Свойства полезных ископаемых»

1. Тема урока: Свойства полезных ископаемых.

2. Предмет: окружающий мир (ПНШ)

3. Класс: 3

4. Автор: Сомова Л.А.

5. Тип урока: практическая работа

6. Форма организации: заседание клуба «Мы и окружающий мир»

Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.

Задачи урока:1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых

2.Познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора и их использовании.

УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач;. умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.

Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;

Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать

Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.

Орг. Момент (Мотивация и актуализация знаний)

— Поприветствуйте гостей, улыбнитесь друг другу. Сегодня у нас очередное заседание научного клуба «Мы и окружающий мир», на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением природных богатств. Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г (геолог)

— Кого называют геологами? (Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их.)

Ход. урока

Тема. Целеполагания.

— Отследите границы нашего урока. (У с 22-25) «Свойства полезных ископаемых»

-Что вам знакомо в теме? (Полезные ископаемые)

-Приведите синонимы «полезные» ( необходимые, нужные) , «ископаемые» (доставить, извлечь)

-Дайте определения (Горные породы и минералы, которые человек использует для хозяйственных нужд, добывая из глубины или поверхности земли)

— Что нам нужно сегодня узнать? (СВОЙСТВА)

Цель Изучить свойства полезных ископаемых.

Работать будем в 2 группах, где вы как настоящие ученные будете исследовать свойства полезных ископаемых.

— Ребята, нам члены клуба прислали задание. Прочитайте, что мы должны сделать.

Подготовить сообщение о свойствах извест­няка, мрамора, глины, песка и их использовании.

— Чтобы определить задачи вы должны добавить слова из задания в незакон­ченные предложения?

1.Определить … полезных ископаемых. (свойства)

2. Узнать … полезных ископаемых. (об использовании)

3. Составить … (сообщение)

— Уважаемые ученые, скажите, пожалуйста, какие бывают полезные ископаемые? (торф, песок, уголь, гранит, известняк, алмаз, нефть, минеральная вода, природным газ)

-Какую классификацию вы знаете (Твердые (торф, песок, гранит, алмаз…) , жидкие ( нефть, минеральная вода), газообразные (природный газ)

— Ребята, человек активно использует полезные ис­ко­па­емые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ис­ко­паемых

— Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать

1.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.

( песок)

2. Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (глина)

3. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (известняк)

4.Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)

— Молодцы!

Общий инструктаж Подготовлены более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебника.

— Сейчас вы будете работать по группам.

-Правила работы с оборудованием вы знаете.

— План работы и инструкция у вас в учебнике. (У с 22-23)

-Вам необходимо, в ходе опытов выявить свойства известняка и мра­мора; представить результаты в таб­лице; подготовить сообщение.

— 1 группа исследует известняк

— 2 группа мрамор

А свойства песка и глины мы определим вместе.

— Для работы каждая группа получила :

— более подробный план проведения опытов (Приложение №1),

— памятку по составлению сообщения (Приложение №2),

— таблицы для заполнения (Приложение №3) у вас в тетрадях (с 6,7)

— картинки для оформления коллажа.

Вспомните, в чем залог успеха работы группы?

(-Необходимо правильно распределить работу в группе (выбрать спикера, помощника спикера, человека, который следит за временим)

-Будем выслушивать мнение каждого.

-Следовать плану и следить за временем)

— На выполнение этой работы вам дается 10 минут.

Исследования в группах

Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности

Оцените Возьмите оценочные листы и оцените свою работу в группе по критериям (умение договариваться, в ходе опытов выявлять свойства полезных ископаемых)

ФИЗМИНУТКА (проводит ребенок)

Мы геологами станем

Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.

Да? – да! ( хлопок над головой).
Что же ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Гору обойдем (топают ногами),
Реку проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

Читайте также:  Скачать полезные моды на гта сан андреас

Представление результатов

Учащиеся 1-ой группы рассказывают по таб­лице о свойствах известняка представляют коллаж «Использование известняка» (коллаж прилагается) 2-ая группа записывает данные в таблицу.

(- Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, белый, желтый; тяжелее воды; твердая горная порода.

— Из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)

— проверьте свойства известняка (таблицу по слайду)

размер частиц

цвет

известняк легче или тяжелее воды

твердость

Мелкие частицы, скрепленные между собой.

Белый, желто-серый.

Тяжелее воды, утонул.

Твердый.

-поблагодарим 1 группу

Учащиеся 2-ой группы рассказывают по таб­лице о свойствах мрамора представляют коллаж «Использование мрамора» (коллаж прилагается).1-ая группа записывает данные в таблицу.

У: — Мы определили значения свойств:; цвет серый, белый, желтый, красный, черный, присутствует блеск; тяжелее воды; твердая горная порода.

У: — Из мрамора построены памятники культуры, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)

— проверьте свойства мрамора (таблицу по слайду)

цвет

наличие блеска

мрамор легче или тяжелее воды

твердость ( в сравнении с известняком)

Белый, серый, красный, черный.

Матовый, но хорошо полируется, блестит.

Тяжелее воды, утонул.

Тверже известняка.

-поблагодорим 2 группу

— Уважаемые ученные, вы прекрасно справились с данной работой. А теперь мы вместе определим свойства песка и глины

Песок и глина.

— Сегодня мы подробно познакомимся, пожалуй, с самыми распространенными на территории нашей Родины природным материалом, песком и глиной .

Ребята, а когда — то очень давно, глина в корне изменила жизнь древнего человека. Древний человек заметил, что глина, попадая в огонь, становится тверже и хорошо сохраняет свою форму, не пропускает воду, так появилась посуда. Человек стал питаться варёной пищей, что гораздо вкуснее и питательнее.

Рассказ об образовании песка и глины в природе.

— Кто помнит, как образуются песок и глина?

— Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Каменные горы кажутся вечными. Но, это не так.

Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно.

Это — высокая и низкая температура воздуха;

дождь и снег;

вода и ветер;

растения.

— Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок и глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.

Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.

— И так мы видим, что Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания и Песок- это обломочная горная порода.

Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.

Их сравнение.

— Уважаемые ученые предлагаю приступить к практической части и с помощью опытов определим свойства песка и глины.

— У вас на тарелочках лежат эти полезные ископаемые, рассмотрите их.

# Определите какого цвета песок, глина

(Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)

# Видите ли вы дно тарелки? (Нет) -Что можно сказать о прозрачности песка и глины?

# Рассмотрите под лупой, из чего состоит песок, глина

— Смочите образцы водой. Попытайтесь скатать шарик. Какая порода лучше сохраняет форму?

# Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?

Попробуем определить, способны ли песок и глина пропускать воду, этот опыт сейчас вам продемонстрирую.

Учитель показывает опыт. (Вставим в стаканы воронки. Положим в них вату, а затем в 1добавим песок, а во 2 глину. Нальем в воронки воду. Что дольше удерживает воду?)

— Какой вывод можно сделать?

Подведем итог и проверим, какие свойства этих полезных ископаемых мы определили.

— Скажите, пожалуйста, что вы знаете об использовании песка?

-Песок добавляют в цемент, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.

— Его используют в строительстве дорог. Люди придумали соревнования по строительству песочных замков.

песок – основной материал для получения стекла.

— Как люди догадались производить стекло? Оказывается 2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы решили использовать каменную соду, но под воздействием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это смесь оказалась — стекло.

— Ребята, еще песок добавляют в глину при изготовлении посуды.

Читайте также:  Чем полезна овсяная каша с тыквой

— Издавна на Руси лепили из глины различные сосуды. Затем их обжигали на огне. Этим занимались гончары. Потом люди изобрели гончарный круг и печь для обжига. Круг вращался и под умелыми пальцами мастера глина превращалась в горшки, крынки, чашки, миски, блюда.

Гончаров на Руси любили и ценили.

— Как еще используют глину?

— Глина – это основной материал для изготовления кирпичей, ее используют в строительстве домов.

— Глину используют при производстве фарфора, фаянса.

-Во многих районах нашей страны из глины изготавливают керамическую посуду, вазы. Сервизы.

-Много глины идет на изготовление черепицы, трубных изоляторов, облицовочной плитки.

— Некоторые виды глины считаются целебными и используют в косметологии. Из глины делают прекрасные статуэтки и сувениры.

— Издавна Россия славилась глиняными игрушками. Дымковские, Филимоновские, Каргопольские (Архангелькая облость) которые на ровне с матрешками стали символом нашей страны.

-Как вы думаете, какое свойство глины используют при изготовлении этих изделий? (У: Мокрая глина вязкая и пластичная, при высыхании хорошо сохраняет форму, поэтому можно создать интересные изделия. И даже раскрасить.)

Работа над проектом.

Сегодня вы попробуете слепить любое изделие из глины, а на уроке труда вы их раскрасите. Выставка готовых работ.

Подведение итогов

Уважаемые ученые подведем итог нашего заседания. Предлагаю обратиться к поставленным задачам и проанализировать свою работу.

задачи

1.Определить свойства полезных ископаемых.

2. Узнать об использовании полезных ископаемых.

3. Составить сообщение.

Все ли поставленные задачи мы выполнили? С заданием справились?

Рефлексия

Рада за всех участников заседания. Предлагаю вам, заполните рефлексивный экран. Допишите предложения.

Учащиеся заполняют

— Кто хочет поделиться своими достижениями?

Я узнал, что…

Мне было интересно…

У меня получилось…

Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в Российском университете дружбы народов. Но для вас это пока будущее.

И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными задачами с которыми вы прекрасно справились. И удостоверение «Юный геолог», которое вы сейчас получите, подтверждение этому.

– На память о нашем уроке-исследовании я хочу вручить вам удостоверение «Юных геологов».

Домашнее задание

Дифференцированное:

1) Учебник стр.25задания №1,2, Т с6,7

2) Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом*.

МБОУ Старобелокурихинская СОШ

Алтайского района

Конспект урока

Тема урока: Свойства полезных ископаемых.

Предмет: окружающий мир (ПНШ)

Класс: 3

Автор: Сомова Любовь Анатольевна, учитель начальных классов

Источник

Урок  окружающего мира

Тема урока: Свойства полезных ископаемых.

Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.

Задачи урока:

1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых.

2. Познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора и их использовании.

УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач; умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.

Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;

Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.

Оборудование: учебник, таблицы, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.

Ход урока

  1. Организационный момент

— Урок окружающего мира. Я  уверена, что у вас хорошее настроение, а  чтобы наша работа была успешной, давайте настроимся (я говорю тихо, а вы повторяете громко): «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно…».

— Я предлагаю  эти слова считать девизом урока. Согласны? Что-то новое всегда кажется на первый взгляд сложным, поэтому давайте работать вместе.

2. Повторение. Актуализация знаний.

— Сегодня у нас не просто урок, а пятое заседание клуба «Мы и окружающий мир». Я не только учитель, но и председатель сегодняшнего заседания. Вы не только ученики, но члены клуба и, конечно, исследователи. Предлагаю работу клуба начать. Согласны? Начинаем.

— Чтобы лучше окунуться в тему работы клуба, предлагаю небольшую разминку — повторение. Ответы даёте краткие. Начинаем.

— Над какой большой темой мы работаем на протяжении нескольких уроков? (Тайны недр земли)

— Как называют верхний твёрдый слой Земли? (Земная кора)

— Из чего сложена земная кора? (Из горных пород)

— Какими бывают горные породы по образованию? (Осадочными (песок, глина, галька, известняк) и магматическими (гранит)).

— Из чего состоят самые твёрдые горные породы? (Из минералов).

— Что значит понятие «полезные ископаемые»? (Это горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд).

— Как называется место, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение).

— Кто занимается поиском залежей полезных ископаемых? (Геологи).

— В каких состояниях могут находиться полезные ископаемые? (В жидком, твёрдом и газообразном). Примеры  (……)

— На какие группы, по использованию человеком, можно разделить полезные ископаемые? (Горючие, строительные, металлы, драгоценные камни — самоцветы)

Читайте также:  Чем полезна минеральная вода для похудения

— Назовите строительные полезные ископаемые. (Песок, глина, известняк, мрамор, гранит) (СЛАЙД 1)

3. Тема и цель урока.

— Вот мы и подошли к теме сегодняшнего заседания. (СЛАЙД 2)

— Цель работы? (Познакомиться со свойствами полезных ископаемых).

— Дополнение  (Известняка, мрамора, пека и глины).

— Что мы должны сделать, чтобы добиться цели? (Нужно поставить задачи или составить план работы).

— Составляем план работы. (ЗАПИСЫВАЮ НА ДОСКЕ)

План работы

  1. Рассмотреть полезное ископаемое
  2. Провести исследование
  3. Сделать выводы.
  4. Выступить с сообщением.

4. Работа по теме урока.

— Для выполнения плана и достижения цели, вы будете работать в группах.

— Вспомните основные правила работы в группе? (СЛАЙД 3)).

— Распределите роли. Выберите организатора, секретаря, исполнителя, чтеца, докладчика, хранителя времени. (Вывесить на доску таблички с названиями)

(Учитель сам выбрал ученика, который будет проводить опыты)

(РАСПРЕДЕЛЯЮТ РОЛИ) – 30 сек.

— Ребята, сегодня вы самостоятельно будете работать со стеклянной посудой (оборудованием). Поэтому нам необходимо повторить правила работы со стеклянной посудой. (СЛАЙД 4) (ПАМЯТКИ НА СТОЛАХ )

Правила безопасности

при работе со стеклянной посудой

Стеклянная посуда легко бьётся и ломается, стеклянные обломки имеют острые края, которыми можно сильно порезать кожу.

Поэтому со стеклянной посудой нужно обращаться очень осторожно и никогда не применять силу.

  1. Запрещается использовать стеклянную посуду, имеющую трещины, сколы или отбитые края.

       Перед любыми работами нужно внимательно осматривать посуду.

  1. Осколки разбитой посуды убирают с помощью щётки и совка.

       Запрещается собирать их руками.

 (РАЗДАТЬ ОБОРУДОВАНИЕ ПО ГРУППАМ и РАЗДАТЬ ТАБЛИЧКИ С НАЗВАНИЕМ  ИСКОПАЕМОГО)

1 группа: знакомится со свойствами известняка и  мрамора.

2 группа: со свойствами известняка и мрамора.

3 группа: со свойствами песка и глины.

4 группа: со свойствами песка и глины.

(Каждая группа рассказывает о свойствах одного полезного ископаемого).

— Работать вы будете по плану изучения свойств полезного ископаемого в учебнике. Выводы записывать в таблицу. (ТАБЛИЧКИ НА СТОЛАХ) Работаете с двумя полезными ископаемыми, а выводы сообщаете об одном.

  1. Проведение опытов

— Работаете 10 минут.

— Приступаете к работе. С чего начинаем? (Рассматриваем образцы)

— Для этого у вас есть лупы. (ЛУПЫ НА ПАРТАХ)

(Учащиеся самостоятельно проводят опыты по плану учебника, учитель оказывает помощь. Выводы заносят в таблицы. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1).

(По окончанию работы показывают готовность).

  1. Физкультминутка.
  2. Выступления.

(ЗАСЛУШИВАЮТСЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ групп по мере готовности.)

— Дополнительные вопросы группам.

Известняк: Расскажите об образовании известняка.

Мрамор: Разновидностью, какого полезного ископаемого является мрамор? (СЛАЙД 5)

Что ещё является разновидностью  известняка. (Мел).

Песок: Как образовались песок и глина?

Глина: Для чего используют глину?

  1. Итог работы.

— Ребята, как вы думаете, зачем нам надо знать свойства полезных ископаемых? (Использовать их в жизни)

— Почему при строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей используют песок, а не глину?

— Какое свойство песка учитывается при строительстве дорог? (Быстро пропускает воду)

— Почему на уроках технологии в качестве учебного материала применяют глину, а не песок?

— Какое свойство глины учитывается при изготовлении посуды? (Вязкость, пластичность)

— Какое свойство мрамора используют в строительстве? (Прочность и хорошо полируется)

— Какие свойства известняка используют в строительстве? (Прочность, но легко поддаётся обработке, растворимость и вязкость, цвет).

— На картах эти полезные ископаемые обозначаются вот такими условными обозначениями.  (СЛАЙД 6)

— Ребята, давайте вернёмся к цели урока. (СЛАЙД 2)

— Достигли мы поставленной цели? Выполнили план работы?

  1. Оценка работы групп.

— Оцените работу своей группы по оценочному листу.

Оцените работу своей группы.

Отметьте вариант ответа, с которым вы согласны.

Решили учебную задачу.

а) Да, мы работали слаженно и у нас всё получилось.

б) У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

в) У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя.

Дополнили выступление других групп.

а) Дополнили выступление нескольким группам.

б) Дополнили выступление одной группы.

в) Не дополняли выступления.

Все ли члены группы принимали участие в работе?

а) Да, все работали одинаково.

б) Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

а) Работали дружно, ссор не было.

б) Работали дружно, спорили, но не ссорились.

в) Очень трудно было договориться, не всегда получалось.

Оценка работы группы (поставьте отметку).

(Заслушиваются оценки работы групп)

Заключение

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

— А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь).

— Когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

Заседание клуба подошло к концу. Всем спасибо!

Источник