Урок 3 класс свойства полезных ископаемых
Урок по окружающему миру для 3 класса «Свойства полезных ископаемых»
1. Тема урока: Свойства полезных ископаемых.
2. Предмет: окружающий мир (ПНШ)
3. Класс: 3
4. Автор: Сомова Л.А.
5. Тип урока: практическая работа
6. Форма организации: заседание клуба «Мы и окружающий мир»
Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.
Задачи урока:1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых
2.Познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора и их использовании.
УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач;. умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.
Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;
Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать
Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.
Орг. Момент (Мотивация и актуализация знаний)
— Поприветствуйте гостей, улыбнитесь друг другу. Сегодня у нас очередное заседание научного клуба «Мы и окружающий мир», на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением природных богатств. Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:
ГЕ + , КОЛОС ,+ Г (геолог)
— Кого называют геологами? (Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их.)
Ход. урока
Тема. Целеполагания.
— Отследите границы нашего урока. (У с 22-25) «Свойства полезных ископаемых»
-Что вам знакомо в теме? (Полезные ископаемые)
-Приведите синонимы «полезные» ( необходимые, нужные) , «ископаемые» (доставить, извлечь)
-Дайте определения (Горные породы и минералы, которые человек использует для хозяйственных нужд, добывая из глубины или поверхности земли)
— Что нам нужно сегодня узнать? (СВОЙСТВА)
Цель Изучить свойства полезных ископаемых.
Работать будем в 2 группах, где вы как настоящие ученные будете исследовать свойства полезных ископаемых.
— Ребята, нам члены клуба прислали задание. Прочитайте, что мы должны сделать.
—Подготовить сообщение о свойствах известняка, мрамора, глины, песка и их использовании.
— Чтобы определить задачи вы должны добавить слова из задания в незаконченные предложения?
1.Определить … полезных ископаемых. (свойства)
2. Узнать … полезных ископаемых. (об использовании)
3. Составить … (сообщение)
— Уважаемые ученые, скажите, пожалуйста, какие бывают полезные ископаемые? (торф, песок, уголь, гранит, известняк, алмаз, нефть, минеральная вода, природным газ)
-Какую классификацию вы знаете (Твердые (торф, песок, гранит, алмаз…) , жидкие ( нефть, минеральная вода), газообразные (природный газ)
— Ребята, человек активно использует полезные ископаемые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ископаемых
— Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать
1.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.
( песок)
2. Если встретить на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (глина)
3. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (известняк)
4.Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)
— Молодцы!
Общий инструктаж Подготовлены более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебника.
— Сейчас вы будете работать по группам.
-Правила работы с оборудованием вы знаете.
— План работы и инструкция у вас в учебнике. (У с 22-23)
-Вам необходимо, в ходе опытов выявить свойства известняка и мрамора; представить результаты в таблице; подготовить сообщение.
— 1 группа исследует известняк
— 2 группа мрамор
— А свойства песка и глины мы определим вместе.
— Для работы каждая группа получила :
— более подробный план проведения опытов (Приложение №1),
— памятку по составлению сообщения (Приложение №2),
— таблицы для заполнения (Приложение №3) у вас в тетрадях (с 6,7)
— картинки для оформления коллажа.
— Вспомните, в чем залог успеха работы группы?
(-Необходимо правильно распределить работу в группе (выбрать спикера, помощника спикера, человека, который следит за временим)
-Будем выслушивать мнение каждого.
-Следовать плану и следить за временем)
— На выполнение этой работы вам дается 10 минут.
Исследования в группах
Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности
Оцените Возьмите оценочные листы и оцените свою работу в группе по критериям (умение договариваться, в ходе опытов выявлять свойства полезных ископаемых)
ФИЗМИНУТКА (проводит ребенок)
Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что же ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Гору обойдем (топают ногами),
Реку проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Представление результатов
Учащиеся 1-ой группы рассказывают по таблице о свойствах известняка представляют коллаж «Использование известняка» (коллаж прилагается) 2-ая группа записывает данные в таблицу.
(- Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, белый, желтый; тяжелее воды; твердая горная порода.
— Из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)
— проверьте свойства известняка (таблицу по слайду)
размер частиц
цвет
известняк легче или тяжелее воды
твердость
Мелкие частицы, скрепленные между собой.
Белый, желто-серый.
Тяжелее воды, утонул.
Твердый.
-поблагодарим 1 группу
Учащиеся 2-ой группы рассказывают по таблице о свойствах мрамора представляют коллаж «Использование мрамора» (коллаж прилагается).1-ая группа записывает данные в таблицу.
У: — Мы определили значения свойств:; цвет серый, белый, желтый, красный, черный, присутствует блеск; тяжелее воды; твердая горная порода.
У: — Из мрамора построены памятники культуры, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)
— проверьте свойства мрамора (таблицу по слайду)
цвет
наличие блеска
мрамор легче или тяжелее воды
твердость ( в сравнении с известняком)
Белый, серый, красный, черный.
Матовый, но хорошо полируется, блестит.
Тяжелее воды, утонул.
Тверже известняка.
-поблагодорим 2 группу
— Уважаемые ученные, вы прекрасно справились с данной работой. А теперь мы вместе определим свойства песка и глины
Песок и глина.
— Сегодня мы подробно познакомимся, пожалуй, с самыми распространенными на территории нашей Родины природным материалом, песком и глиной .
Ребята, а когда — то очень давно, глина в корне изменила жизнь древнего человека. Древний человек заметил, что глина, попадая в огонь, становится тверже и хорошо сохраняет свою форму, не пропускает воду, так появилась посуда. Человек стал питаться варёной пищей, что гораздо вкуснее и питательнее.
Рассказ об образовании песка и глины в природе.
— Кто помнит, как образуются песок и глина?
— Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Каменные горы кажутся вечными. Но, это не так.
Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно.
Это — высокая и низкая температура воздуха;
дождь и снег;
вода и ветер;
растения.
— Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок и глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.
— Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.
— И так мы видим, что Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания и Песок- это обломочная горная порода.
Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.
Их сравнение.
— Уважаемые ученые предлагаю приступить к практической части и с помощью опытов определим свойства песка и глины.
— У вас на тарелочках лежат эти полезные ископаемые, рассмотрите их.
# Определите какого цвета песок, глина
(Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)
# Видите ли вы дно тарелки? (Нет) -Что можно сказать о прозрачности песка и глины?
# Рассмотрите под лупой, из чего состоит песок, глина
— Смочите образцы водой. Попытайтесь скатать шарик. Какая порода лучше сохраняет форму?
# Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?
Попробуем определить, способны ли песок и глина пропускать воду, этот опыт сейчас вам продемонстрирую.
Учитель показывает опыт. (Вставим в стаканы воронки. Положим в них вату, а затем в 1добавим песок, а во 2 глину. Нальем в воронки воду. Что дольше удерживает воду?)
— Какой вывод можно сделать?
Подведем итог и проверим, какие свойства этих полезных ископаемых мы определили.
— Скажите, пожалуйста, что вы знаете об использовании песка?
-Песок добавляют в цемент, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.
— Его используют в строительстве дорог. Люди придумали соревнования по строительству песочных замков.
— песок – основной материал для получения стекла.
— Как люди догадались производить стекло? Оказывается 2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы решили использовать каменную соду, но под воздействием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это смесь оказалась — стекло.
— Ребята, еще песок добавляют в глину при изготовлении посуды.
— Издавна на Руси лепили из глины различные сосуды. Затем их обжигали на огне. Этим занимались гончары. Потом люди изобрели гончарный круг и печь для обжига. Круг вращался и под умелыми пальцами мастера глина превращалась в горшки, крынки, чашки, миски, блюда.
Гончаров на Руси любили и ценили.
— Как еще используют глину?
— Глина – это основной материал для изготовления кирпичей, ее используют в строительстве домов.
— Глину используют при производстве фарфора, фаянса.
-Во многих районах нашей страны из глины изготавливают керамическую посуду, вазы. Сервизы.
-Много глины идет на изготовление черепицы, трубных изоляторов, облицовочной плитки.
— Некоторые виды глины считаются целебными и используют в косметологии. Из глины делают прекрасные статуэтки и сувениры.
— Издавна Россия славилась глиняными игрушками. Дымковские, Филимоновские, Каргопольские (Архангелькая облость) которые на ровне с матрешками стали символом нашей страны.
-Как вы думаете, какое свойство глины используют при изготовлении этих изделий? (У: Мокрая глина вязкая и пластичная, при высыхании хорошо сохраняет форму, поэтому можно создать интересные изделия. И даже раскрасить.)
Работа над проектом.
Сегодня вы попробуете слепить любое изделие из глины, а на уроке труда вы их раскрасите. Выставка готовых работ.
Подведение итогов
— Уважаемые ученые подведем итог нашего заседания. Предлагаю обратиться к поставленным задачам и проанализировать свою работу.
задачи
1.Определить свойства полезных ископаемых.
2. Узнать об использовании полезных ископаемых.
3. Составить сообщение.
— Все ли поставленные задачи мы выполнили? С заданием справились?
Рефлексия
Рада за всех участников заседания. Предлагаю вам, заполните рефлексивный экран. Допишите предложения.
Учащиеся заполняют
— Кто хочет поделиться своими достижениями?
Я узнал, что…
Мне было интересно…
У меня получилось…
Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в Российском университете дружбы народов. Но для вас это пока будущее.
И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными задачами с которыми вы прекрасно справились. И удостоверение «Юный геолог», которое вы сейчас получите, подтверждение этому.
– На память о нашем уроке-исследовании я хочу вручить вам удостоверение «Юных геологов».
Домашнее задание
Дифференцированное:
1) Учебник стр.25задания №1,2, Т с6,7
2) Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом*.
МБОУ Старобелокурихинская СОШ
Алтайского района
Конспект урока
Тема урока: Свойства полезных ископаемых.
Предмет: окружающий мир (ПНШ)
Класс: 3
Автор: Сомова Любовь Анатольевна, учитель начальных классов
Источник
Урок окружающего мира
Тема урока: Свойства полезных ископаемых.
Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.
Задачи урока:
1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых.
2. Познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора и их использовании.
УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач; умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.
Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;
Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.
Оборудование: учебник, таблицы, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.
Ход урока
- Организационный момент
— Урок окружающего мира. Я уверена, что у вас хорошее настроение, а чтобы наша работа была успешной, давайте настроимся (я говорю тихо, а вы повторяете громко): «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно…».
— Я предлагаю эти слова считать девизом урока. Согласны? Что-то новое всегда кажется на первый взгляд сложным, поэтому давайте работать вместе.
2. Повторение. Актуализация знаний.
— Сегодня у нас не просто урок, а пятое заседание клуба «Мы и окружающий мир». Я не только учитель, но и председатель сегодняшнего заседания. Вы не только ученики, но члены клуба и, конечно, исследователи. Предлагаю работу клуба начать. Согласны? Начинаем.
— Чтобы лучше окунуться в тему работы клуба, предлагаю небольшую разминку — повторение. Ответы даёте краткие. Начинаем.
— Над какой большой темой мы работаем на протяжении нескольких уроков? (Тайны недр земли)
— Как называют верхний твёрдый слой Земли? (Земная кора)
— Из чего сложена земная кора? (Из горных пород)
— Какими бывают горные породы по образованию? (Осадочными (песок, глина, галька, известняк) и магматическими (гранит)).
— Из чего состоят самые твёрдые горные породы? (Из минералов).
— Что значит понятие «полезные ископаемые»? (Это горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд).
— Как называется место, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение).
— Кто занимается поиском залежей полезных ископаемых? (Геологи).
— В каких состояниях могут находиться полезные ископаемые? (В жидком, твёрдом и газообразном). Примеры (……)
— На какие группы, по использованию человеком, можно разделить полезные ископаемые? (Горючие, строительные, металлы, драгоценные камни — самоцветы)
— Назовите строительные полезные ископаемые. (Песок, глина, известняк, мрамор, гранит) (СЛАЙД 1)
3. Тема и цель урока.
— Вот мы и подошли к теме сегодняшнего заседания. (СЛАЙД 2)
— Цель работы? (Познакомиться со свойствами полезных ископаемых).
— Дополнение (Известняка, мрамора, пека и глины).
— Что мы должны сделать, чтобы добиться цели? (Нужно поставить задачи или составить план работы).
— Составляем план работы. (ЗАПИСЫВАЮ НА ДОСКЕ)
План работы
- Рассмотреть полезное ископаемое
- Провести исследование
- Сделать выводы.
- Выступить с сообщением.
4. Работа по теме урока.
— Для выполнения плана и достижения цели, вы будете работать в группах.
— Вспомните основные правила работы в группе? (СЛАЙД 3)).
— Распределите роли. Выберите организатора, секретаря, исполнителя, чтеца, докладчика, хранителя времени. (Вывесить на доску таблички с названиями)
(Учитель сам выбрал ученика, который будет проводить опыты)
(РАСПРЕДЕЛЯЮТ РОЛИ) – 30 сек.
— Ребята, сегодня вы самостоятельно будете работать со стеклянной посудой (оборудованием). Поэтому нам необходимо повторить правила работы со стеклянной посудой. (СЛАЙД 4) (ПАМЯТКИ НА СТОЛАХ )
Правила безопасности
при работе со стеклянной посудой
Стеклянная посуда легко бьётся и ломается, стеклянные обломки имеют острые края, которыми можно сильно порезать кожу.
Поэтому со стеклянной посудой нужно обращаться очень осторожно и никогда не применять силу.
- Запрещается использовать стеклянную посуду, имеющую трещины, сколы или отбитые края.
Перед любыми работами нужно внимательно осматривать посуду.
- Осколки разбитой посуды убирают с помощью щётки и совка.
Запрещается собирать их руками.
(РАЗДАТЬ ОБОРУДОВАНИЕ ПО ГРУППАМ и РАЗДАТЬ ТАБЛИЧКИ С НАЗВАНИЕМ ИСКОПАЕМОГО)
1 группа: знакомится со свойствами известняка и мрамора.
2 группа: со свойствами известняка и мрамора.
3 группа: со свойствами песка и глины.
4 группа: со свойствами песка и глины.
(Каждая группа рассказывает о свойствах одного полезного ископаемого).
— Работать вы будете по плану изучения свойств полезного ископаемого в учебнике. Выводы записывать в таблицу. (ТАБЛИЧКИ НА СТОЛАХ) Работаете с двумя полезными ископаемыми, а выводы сообщаете об одном.
- Проведение опытов
— Работаете 10 минут.
— Приступаете к работе. С чего начинаем? (Рассматриваем образцы)
— Для этого у вас есть лупы. (ЛУПЫ НА ПАРТАХ)
(Учащиеся самостоятельно проводят опыты по плану учебника, учитель оказывает помощь. Выводы заносят в таблицы. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1).
(По окончанию работы показывают готовность).
- Физкультминутка.
- Выступления.
(ЗАСЛУШИВАЮТСЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ групп по мере готовности.)
— Дополнительные вопросы группам.
Известняк: Расскажите об образовании известняка.
Мрамор: Разновидностью, какого полезного ископаемого является мрамор? (СЛАЙД 5)
Что ещё является разновидностью известняка. (Мел).
Песок: Как образовались песок и глина?
Глина: Для чего используют глину?
- Итог работы.
— Ребята, как вы думаете, зачем нам надо знать свойства полезных ископаемых? (Использовать их в жизни)
— Почему при строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей используют песок, а не глину?
— Какое свойство песка учитывается при строительстве дорог? (Быстро пропускает воду)
— Почему на уроках технологии в качестве учебного материала применяют глину, а не песок?
— Какое свойство глины учитывается при изготовлении посуды? (Вязкость, пластичность)
— Какое свойство мрамора используют в строительстве? (Прочность и хорошо полируется)
— Какие свойства известняка используют в строительстве? (Прочность, но легко поддаётся обработке, растворимость и вязкость, цвет).
— На картах эти полезные ископаемые обозначаются вот такими условными обозначениями. (СЛАЙД 6)
— Ребята, давайте вернёмся к цели урока. (СЛАЙД 2)
— Достигли мы поставленной цели? Выполнили план работы?
- Оценка работы групп.
— Оцените работу своей группы по оценочному листу.
Оцените работу своей группы.
Отметьте вариант ответа, с которым вы согласны.
Решили учебную задачу. | а) Да, мы работали слаженно и у нас всё получилось. |
б) У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. | |
в) У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя. | |
Дополнили выступление других групп. | а) Дополнили выступление нескольким группам. |
б) Дополнили выступление одной группы. | |
в) Не дополняли выступления. | |
Все ли члены группы принимали участие в работе? | а) Да, все работали одинаково. |
б) Кто-то работал больше, а кто-то меньше. | |
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? | а) Работали дружно, ссор не было. |
б) Работали дружно, спорили, но не ссорились. | |
в) Очень трудно было договориться, не всегда получалось. | |
Оценка работы группы (поставьте отметку). |
(Заслушиваются оценки работы групп)
Заключение
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
— А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь).
— Когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.
Заседание клуба подошло к концу. Всем спасибо!
Источник