Урок 3 класс виды полезных ископаемых
2.
Постановка учебных задач и её решение
Словесн.: ответы на вопросы;
Практический:
формулирование темы и цели урока;
5
-Отгадайте загадки:
.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)
— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)
— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)
— Верно, молодцы!
Отвечать на вопросы;
Определять тему урока;
Ставить цели урока;
Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
3.
Решение частных задач
Словесный:
учебный диалог;
Словесный:
ответы на вопросы;
Практический:
Практическая работа в группах;
Практический: защита работ;
10
7
5
— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
— А из чего делают автомобили, самолёты?
— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.
Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
— А почему они полезные? (Ответы детей)
— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).
Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.
— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)
— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.
— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
— Молодцы. Перейдём к третьей группе.
— Как вы думаете, почему они называются строительными?
— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).
— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.
(Изучение свойств песка, угля)
В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Где можно использовать, применить.
— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!
Высказывать свои предположения;
Отвечать на вопросы
Анализировать;
Высказывать свои предположения;
Выполнять практическую работу в группах
К: участвуют в учебном диалоге;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
К:аргументация своего мнения и позиции;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
П: извлечение необходимой информации;
К: высказывать своё предположение;
П: поиск и выделение необходимой информации;
Р:учиться высказы вать
своё предположение;
П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Практический:
тестирование;
7
— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Большинство полезных ископаемых:
а) жидкие
б) твердые
в) газообразные
Нефть и газ добывают
а) на суше
б) на море
в) и на суше, и на море
Что не является горючим полезным ископаемым?
а)каменный уголь
б)гранит
в)торф
Какое полезное ископаемое является жидким?
а)нефть
б)глина
в)газ
— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.
Выполнять тестирование
П: поиск и выделение необходимой информации;
4.
Итог урока.
Рефлексия.
Словесн.: ответы на вопросы;
3
Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
— Какие задачи ставили в начале урока?
— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
— Что помогло нам в работе?
— Какие открытия для себя сделали?
— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!
Записывать д.з
Отвечать на вопросы;
Подводить итог урока;
Р: осуществлять итоговый контроль
Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;
Источник
Бигарина Римма Ринатовна, учитель начальных классов
ГУ «Институтская средняя школа», п.Научный
Урок познания мира в 3 классе.
Тема: виды полезных ископаемых.
Цель: знакомство со свойствами полезных ископаемых.
Задачи:
Образовательные:
— познакомить с видами полезных ископаемых;
— формировать навыки различать полезные ископаемые;
закрепить умения находить, пользуясь условными знаками, месторождения полезных ископаемых на карте;
Развивающие:
-развивать умения сравнивать, обобщать результаты наблюдения;
-развивать внимание и речь, логическое мышление.
Воспитывающие:
— воспитывать взаимоуважение, умение работать в группе;
— воспитывать потребность в знаниях;
— прививать навыки бережного отношения к природным богатствам.
Оборудование: коллекция полезных ископаемых, карточки для индивидуальной работы,.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Тренинг «Волшебный цветок».
Учитель держит в руках цветок.
— Ребята, встанем в наш дружный добрый круг, поприветствуем друг друга и пожелаем всего хорошего на урок.
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
Дети, передают друг другу «волшебный цветок» и говорят пожелания на урок.
— Ребята у нас сейчас урок познания мира. (на доске разноцветные стикеры в форме цветка). Возьмите цветочек, который вам нравится. Все выбрали? Теперь садимся в группы по цвету цветка.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Тест.
1. Кто создал горные породы?
а) люди;
б) природа;
в) животные.
2. Какие бывают горные породы?
а) твердые и жидкие;
б) твердые и газообразные;
в) плотные, рыхлые, жидкие и газообразные.
3.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
а) песок, глина;
б) гранит, торф;
в) каменный уголь, поваренная соль.
4. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) оловянная и медные руды;
б) каменный уголь, природный газ;
в) графит, сера.
5. Как нужно относиться к полезным ископаемым?
а) экономно;
б) бережно и экономно;
в) уничтожать.
6. Каменный уголь, нефть, газ – это …
а) горючие полезные ископаемые;
б) рыхлые полезные ископаемые;
в) рудные полезные ископаемые.
7. Месторождение – это …
а) карьеры
б) горные породы
в) места залегания полезных ископаемых
8.Сырье для производства стекла:
а) чистый песок
б) светлая глина
в) гранит
9.К жидким полезным ископаемым относится:
а) песок, глина;
б) каменный уголь, торф;
в) ртуть, нефть.
Соедините стрелочками.
Полезные ископаемые Места, где были найдены полезные ископаемые.
Месторождения Гранит, известняк, каменный уголь
Места добычи Места, где добываю полезные ископаемые.
Плотные горные породы Горные породы, которые добывают из глубин земли или её поверхности
Рыхлые горные породы Песок, глина
Газообразные горные породы Нефть.
Жидкие горные породы Природный газ.
III. Сообщение темы и цели урока.
-Тема сегодняшнего урока: Виды полезных ископаемых.
IV. Вызов.
Работа в группах.
– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование.
–В группах разгадайте ребус:
ГЕ + , КОЛОС ,+ Г
– Правильно! (Геолог. Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).
– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!
– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные исследования.
Проблемная ситуация.
-По своим свойствам полезные ископаемые делятся на 3 вида:
1) горючие
2) рудные
3) нерудные
-Попробуйте разделить на 3 вида полезные ископаемые по каким – либо свойствам:
(алюминиевая руда, каменный уголь, песок, железная руда, нефть, известняк, газ, гранит, медная руда).
Выступление групп. Объясняют, почему так распределили.
V. Изучение нового материала
Работа с учебником стр
— Давайте проверим правильно ли разделили на группы.
Оценивание работы групп.
VI. Усвоение новых знаний
Работа с коллекцией полезных ископаемых.
Каждая группа должна охарактеризовать по плану полезные ископаемые из коллекции.
-Ребята, вам необходимо создать модель (флипчарт) своего полезного ископаемого по плану.
ПЛАН
Название полезного ископаемого.
Вид полезного ископаемого.
Основные свойства (цвет, запах, форма, из чего состоит, твёрдое ( рыхлое, плотное) или жидкое, или газообразное, горючесть, способность растворяться в воде и другие).
Использование и значение полезного ископаемого.
Условное обозначение на карте.
Основные места добычи.
Исследование:
КАМЕННЫЙ УГОЛЬ (черного цвета, блестит, твёрдый, но хрупкий, в воде не растворяется, хорошо и ярко горит, используют для отопления, лекарство (угольные таблетки, аспирин, нашатырный спирт, сахарин и ванилин, красители для тканей).
ПЕСОК (белого, желтого, коричневого цвета, сухой песок сыпучий, частицы круглы, но тверды, хорошо пропускает воду, используется в строительстве- добавляют при изготовлении бетона, кирпичей, делают стекло)
ПОВАРЕНАЯ СОЛЬ
ИЗВЕСТНЯК (белый, беловато-серый камень, частично растворяется в воде, используется в строительстве: делают известь для побелки, используют для приготовления цемента, делают мел)
НЕФТЬ (масляничная жидкость, коричневого цвета, нефть не растворяется в воде, плавает на поверхности воды, хорошо горит, изготавливают бензин, керосин, различные масла для смазки деталей, спирт, пластмассу, моющие средства, пластилин, удобрения для растений)
Презентация флипчарта.
Оцените работу группы.
Ученики крепят стикеры с оценками. Нужно оценить все работы, кроме флипчарта своей группы.
От каждой группы 1 человек ( пожеланию) рассказывает как он оценивал.
VII. Осмысление.
-Эссе «Письмо-обращение к людям планеты о бережном использовании полезных ископаемых «Богатства, которые невозможно восстановить», закончите эссе лозунгом призывом.
Заслушивают в группе и выбирают«Лучшее эссе».
Выступление учеников.
VIII. Выставление оценок.
Лист оценки
ФИ ученика
Тест
Балл от группы
Работа в группе составление
флипчарта
Письмо обращение
Общий балл
Оценка
IX. Домашнее задание
Проработать статью учебника стр 51-52.
Сочинить сказку или загадку об одном из полезных ископаемых (по желанию учащихся)
X. Рефлексия.
-Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми заданиями? В чем вы испытали затруднения?
-Закончите предложения, которые есть в ваших индивидуальных карточках.
Закончи предложения:
Я работал с________________________настроением.
Я ________________________доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда_____________________
Я научился____________________________________
— Наш урок подходит к концу. Ответьте на вопросы:
— Люди, какой профессии занимаются разведыванием полезных ископаемых?
— Какими качествами должны обладать геологи?
— Почему Казахстан называют «кладовой» подземных богатств?
-Сегодня все вы были дружелюбными, активными, проявили творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу.
Источник
Составила учитель начальных классов: Поросенкова Любовь Николаевна.
Конспект урока окружающего мира с использованием ИКТ «Путешествие в кладовые Земли. Полезные ископаемые»
Задачи:
Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Оборудование:
— учебник Плешкова «Окружающий мир» 3 класс 1 часть;
— коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;
— иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче.
Презентация в программе PowerPoint. Приложение 1
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Проверка дом. задания.
3. Сообщение темы и целей урока.
— На прошлом уроке мы с вами говорили о некоторых полезных ископаемых, сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми. Что такое «полезные ископаемые»? Что такое «недра» земли? — Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью..
Скажите, что означает выражение «разработка недр»?
Д. Добыча полезных ископаемых.
У. Ребята, как добывают полезные ископаемые?
Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.
У. Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?
Д. Когда человек спускается в шахту.
У. Как вы думаете, почему?
Д. В шахте может произойти обвал.
У. Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей. Слайд 1.
— А почему они ископаемые? И почему полезные? Слайд 2.
4. Работа по теме урока. – На прошлом уроке мы с вами познакомились с некоторыми полезными ископаемыми? Давайте вспомним, как они называются.
5. Практическая работа учащихся.
На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой: ) и атлас-определитель “От Земли до неба”
У вас в группах лежит образец полезного ископаемого, даете анализ по плану.
Слайд 3
План описания полезного ископаемого
Напиши название полезного ископаемого.
Определи его свойства.
3. Где используется это полезное ископаемое?
— С помощью атласа-определителя расскажите о своем ископаемом по плану.
Проверка с использованием слайдов.
– Что вы узнали о полезных ископаемых?
-Расскажите об их свойствах. — Где они применяются?
— А сейчас давайте посмотрим на экран.
6. Знакомство с составом и свойствами гранита.
Слайд 4 –Гранит
— Что можно сказать про этот камень?
Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.
— Однороден ли он по составу?
Слайд 5 — Состав гранита
— Где вы встречали гранит?
Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.
Слайд 6 — Гранитный массив
Слайд 7- Применение гранита.
обозначается:
7. Работа с учебником.
— Откройте учебники на с. 64
— Рассмотрите образцы слюды, кварца, полевого шпата.
Слайд 8
Глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.
используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.
встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое
Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
Известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета.
Слайд 9 — Известняк
Используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
Образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки и слышится шипение. Разновидность известняка: мел. Давайте, опираясь на свойства полезных ископаемых в нашей таблице, разделим их на группы.
— А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми.
СЛАЙД – 10 Железная руда
– Твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, темно-коричневого цвета. Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.
обозначается:
СЛАЙД 11
Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.
Применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство. Обозначается:
Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)
СЛАЙД 12 — ТОРФ
Торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета.
используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.
обозначается:
Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.
СЛАЙД 13
(Строительные: известняк, глина, гранит;
рудные: железная руда;
топливные: каменный уголь, торф)
А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (Нефть)
– Да, это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. Залегает глубоко в земле. Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.
IV. Обобщение, подведение итогов урока.
Учитель: Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.
Слайд-14 кроссворд
Слайды 15-22-загадки.
По горизонтали:
1.
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
3.
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
4.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
5.
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
6.
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
8.
Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)
По вертикали:
1.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
2.
Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
7.
Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)
9.
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
Полезные ископаемые, которые не являются однородными по составу, и состоящие из нескольких минералов называются горными породами. Минералы же однородны по составу.
Слайд 28-34-ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И МИНЕРАЛЫ
VII. Охрана полезных ископаемых.
1. И последний вопрос, который мы сегодня рассмотрим на уроке — это охрана полезных ископаемых.
Охрана недр.
Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми.
Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.
В 1920 г. На южном Урале был организован Ильменский минералогический заповедник (Показать по карте его расположение). Это большой минералогический музей в природе. Когда-то здесь добывали разные ценные минералы. Теперь копи приведены в порядок, расчищены от обломков. Каждую жилку минералов внимательно просматривают, красивые минералы сохраняют.
Учёные заповедника изучают как залегают в недрах земли различные горные породы и минералы. Студенты геологических институтов приезжают в заповедник на практику.
Источник