Урок 4 класс добыча полезных ископаемых

Урок 4 класс добыча полезных ископаемых thumbnail

Вхожде-ние в тему

3 мин

— Что это?

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

Росли на болоте растения…

А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

Что за страшный камень это?

Непонятного он цвета…

Он из зерен состоит,

Называется… (Гранит)

Без него не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Она варилась долго

В доменной печи,

Чтобы потом нам сделали

Ножницы, ключи. (Железная руда)

— О каких предметах были все загадки?

— Какая же тема и цель нашего урока?

Беседа, работа с загадками

Фронтальная

Выдвигает проблему

Подводит к формулированию детьми темы и цели урока

Формулируют тему и цель урока

 Формирование умения регулировать свою деятельность;

 — применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ.

Формирование регулятивных УУД:

— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

— работать по плану, предложенному учителем.

Проверка домашне-

го задания

5 мин

Тест «Чем различаются минералы»

1 вариант

1. Горные породы состоят:

а) из минералов;

б) зерен.

2. Грифель карандаша сделан:

а) из слюды;

б) графита;

в) кварца;

гипса.

3) Форма слюды:

а) овальная;

б) зерна;

в) пластинка;

г) песчинка.

4) Самый твердый минерал:

а) топаз;

б) алмаз;

в) золото;

г) корунд.

5) Поваренная соль:

а) графит;

б) слюда;

в) галит;

г) рубин.

6) Каменные сосульки с потолка-это:

а) сталактиты;

б) сталагмиты.

2 вариант

1. Полевой шпат, слюда, кварц образуют:

а) алмаз;

б) гранит;

в) мрамор;

г) песок.

2. Песок-это разновидность минерала:

а) кварца;

б) слюды;

в) гипса;

г) апатита.

3. Самый мягкий минерал-это:

а) гипс;

б) флюорит;

в) тальк;

г) топаз.

4. Минерал, который называют камнем плодородия:

а) апатит;

б) алмаз;

в) кальцит;

г) гипс.

5) Мягкий минерал, который используют будущие скульпторы:

а) глина;

б) алмаз;

в) гипс;

г) тальк.

6) Каменные сосульки в пещере, которые поднимаются со дна:

а) сталактиты;

б) сталагмиты.

Тестиро-вание

Индивидуальная

Предлагает индивидуальные задания

Организует взаимопроверку

Выполняют задания по карточкам

Осуществляют взаимопро-верку

Оценивают результат

Познавательные-

общенаучные (структурирова

ние  знаний, рефлексия)

регулятивные-

контроль

Стадия вызова

 Стадия осмысления

Домаш-нее задание

Стадия осмысле-ния

5 мин

5 мин

2 мин

13 мин

— Итак, что же сегодня на уроке нас ожидает?

— Верно, вы узнаете много интересного о полезных ископаемых.

— Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, — это полезные ископаемые. Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называют месторождением. Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие предстоит открыть.

— Предлагаю рассмотреть свойства, способы добычи, использование полезных ископаемых и вред или пользу они приносят человеку.

(Способы добычи. Свойства.                          

Полезные ископаемые

Использование                      

  Как находят)

— А теперь откройте учебник на стр 88, читая текст делайте на полях пометки:

«V» — я уже знал эти сведения;

«+» — новая информация;

«?» — я это не понял, у меня возник вопрос;

«-» — я думал иначе.

— Что нового вы узнали о полезных ископаемых?

— О чем вы думали по-другому?

— С какими сведениями вы не согласны?

— Какие вопросы у вас возникли при чтении текста? (вопросы записываются на доске)

— На простые вопросы мы ответим на уроке, ответы на сложные вопросы вы поищите дома в дополнительных источниках информации.

— Кто желает приготовить ответы на сложные вопросы? (дети выбирают себе вопросы)

— Узнаем, как находят полезные ископаемые (рассказ учителя)

Сделаем вывод.

— Посмотрим на карте наиболее крупные месторождения полезных ископаемых.

— Обратите внимание на экран (показ изображения шахты, скважины, карьера)

— Докажите, о чем будем говорить дальше.

— Какие полезные ископаемые добывают с помощью этих устройств? (рассказ учителя о способах добычи полезных ископаемых)

— Как же перевозят полезные ископаемые к месту переработки?

— Сегодня прозвучало сообщение, при перевозки нефти по Каспийскому морю, произошла поломка танкера и утечка нефти.

—  К каким последствиям это может привести?

( Экономические проблемы, которые возникают при разработке месторождений:

-нарушаются места обитания растений и животных;

-при добыче засоряется земля, поверхностные и грунтовые воды;

-при транспортировке разливается нефть, радиоактивные ископаемые излучают губительное для всего живого излучение.)

Беседа

Рассказ

Приём ТРКМЧП

кластер

Приём ТРКМЧП

«инсерт»

Беседа,

опрос

Приём ТРКМЧП

«Тонкие и толстые вопросы»

Работа с картой

Видеометод-

работа со слайдами,

рассказ.

Экономическая проблема

Фронтальная

Групповая

Групповая

Индивидуальна

Фронтальная

Фронтальная

Групповая,

фронтальная

Уточняет понимание учащихся поставленной цели урока

Проводит параллель с ранее изученным материалом

Контролирует выполнение работы

Организует коллективную проверку

Организует поисковую работу обучающихся, самостоятель-ную работу с учебником

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

Формулирует задание

Обеспечивает мотивацию выполнения работы в группе

контролирует выполнение работы

организует коллективную проверку

Анализируют, отвечают на вопрос учителя

Слушают рассказ, делятся своими впечатлениями

Заполняют кластер, высказывают свои предположения в группе

Читают текст, анализируют, подчеркивают характеристи-ки.

Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы учителя

Объективное оценивание уровня своих знаний.

Выбор посильного домашнего задания и запись в дневник.

Формулируют выводы наблюдений

Отвечают на вопросы учителя

высказывают свое мнение

Работают в группе, высказывают свои предположения

Регулятивные

УУД:

-целеполагание.

Формирова

ние умения слушать.

Познавательные-развитие памяти, мышления.

Коммуникативные:

— умение работать в группе; развитие навыков сотрудничества со взрослыми;

— высказывать свое мнение;

-умение работать в паре по решению поставленных проблем;

— вырабатывать  совместные решения при работе в паре

познавательные-

логические-

постановка цели и плана действий;

общенаучные-поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные-оценивание.

Регулятивные-коррекция.

Формирование личностных УУД:

-мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь других;

— высказывать свое мнение;

-умение работать в четвертках по решению поставленных проблем;

— вырабатывать  совместные решения при работе в четвертках;

— выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные УУД: анализировать сравнивать, группировать различные факты.

Стадия рефлек-сии

Итог урока

8 мин

4 мин

1. Исправление кластера, его дополнение

— Где мы ошиблись? Какие сведения можно добавить в кластер? (кластер исправляется на доске и в группах)

— Сегодня мы говорили о полезных ископаемых. Их добычи.

-Что же нового вы узнали?

-Чему удивились?

— О чем хотели бы узнать?

2. Определение причинно-следственных связей.

— От чего, торф добывают там, где болота?

— От чего зависит добыча полезных ископаемых?

— Почему некоторые горные породы называют бесполезными?

3.

— Напишите синквейн на тему «Ископаемые»

1-я строка-название стихотворения, тема (существительное);

2-я строка-описание темы (2 прилагательных);

3-я строка-действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);

Читайте также:  Полезные ископаемые африки и южной америки

4-я строка-чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);

5-я строка-повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).

(       Ископаемые

Полезные, нужные.

Находят, добывают, используют.

Необходимы человеку во все времена.

        Недра.)

4. Оценивание работы группы

— Какая работа вам понравилась? Где трудно было работать? Почему?

5.Самооценка

— У вас на столах лежат цветные кружочки. Выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке.

-Кто сделал для себя открытие? (синий)

— Кто может сказать, я активно работал на уроке! (красный)

— Кому на уроке было интересно? (зелёный)

-Кому урок подарил хорошее настроение? (желтый)

Прием ТРКМЧП

Работа с кластером

Беседа

Прием ТРКМЧП

синквейн

Беседа

Работа с моделями

Фронтальная

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Подводит учащихся к выводу о качестве проделанной работы

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи изученного материала

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Осуществляют самооценку

Регулятивные

УУД: формирование умения оценки и саморегуляции; коррекция.

Познавательные УУД: общеучебные-структурирова-ние знаний.

Формирование

коммуникативных УУД:

— слушать и понимать речь других;

— высказывать свое мнение;

-умение работать в четвертках по решению поставленных проблем;

— вырабатывать  совместные решения при работе в паре;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Формирование регулятивных УУД:

— учатся осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности.

Источник

Урок окружающего мира 4 класс «Наши подземные богатства»

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.

2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.

3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.

Задача:

формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Проявление творческого отношения к процессу обучения;
  • Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Познавательные:

  • Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;
  • Развитие интереса к исследовательской работе;

Регулятивные:

  • Умение прогнозировать предстоящую работу, составлять план;
  • Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

  • Умение слушать и понимать других;
  • Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

Оборудование:

1. Образцы полезных ископаемых.

Ход урока:

  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Поприветствуйте улыбкой друг друга. Я рада всех вас видеть.

Учитель: Желаю сохранить позитивное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.

2. Актуализация знаний для изучения нового материала => постановка проблемы.

Учитель: на прошлом уроке мы изучали тему «Водные богатства нашего края». Давайте вспомним что такое водоемы?

Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом. 

Учитель: Какие водоемы есть в нашем крае?

Ученик: Реки, озера, водохранилище, моря.

Учитель: Что вы можете рассказать об этих водоемах?

Ответы учащихся.

Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?

Ученик: Да.

Учитель: Обоснуйте свое мнение.

Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.

3. Проблемная ситуация

Учитель: Что еще относится к природным богатствам?

Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые

Учитель: я предлагаю вам отгадать загадки, чтобы определить тему сегодняшнего урока:

Без нее не побежит, ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

Ответы учащихся.

Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)

Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?

Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».

4. Усвоение новых знаний

Учитель: Что такое полезные ископаемые?

Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.

Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.

Учитель: Какие полезные ископаемые вам известны?

Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.

Практическая работа.

Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.

Работаем по плану на стр. 149

1. Название.

2. Основные свойства.

3. Использование.

4. Где добывают в нашем крае.

5. Что может быть из него сделано.

Каждая группа заполняет плакат.

Название

Основные свойства

Использование

Предметы

1. Гранит

Твердый, прочный, хорошо полируется

Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий.

Памятники

2. Известняк

Твердый, белого или серого цвета

Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк)

Мел

3. Глина

Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая

Кирпичи, черепица, облицовочная плитка

Кирпич

4. Каменный уголь

Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч.

Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи.

Лекарства

5. Нефть

Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом

Топливо, бензин, керосин, машинное масло, вазелин

Мыло

6. Железная руда

Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы

Металлы, основное сырье для машин

Ножницы

Учитель дополняет ответы.

Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.

Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь.

Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.

Железная руда. Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.

Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.

Учитель: Давайте теперь все вместе исследуем полезные ископаемые нашего района, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради.

Читайте также:  В каких городах россии добывают полезные ископаемые

Название

Свойства

Применение

Глина

Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая

Кирпичи, посуда

Песок

Сыпучие крупинки серого цвета

Строительство, дороги, стекло

Физминутка

Если я называю твердое полезное ископаемое, вы встаете, если жидкое или газообразное, то садитесь.

Песок, глина, нефть, уголь, железная руда, газ, гранит, известняк, соль.

5. Закрепление знаний.

Работаем со статьей стр. 158 «Охрана подземный богатств»

Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.

Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?

Это такие богатства, которые нельзя восстановить.

Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?

Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ на плите.

Учитель: Какая главная мысль статьи?

Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.

Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко ответите на мои вопросы:

1. Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из под земли.

2) Все полезные для человека минералы и горные породы.

3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их

2. О чем идет речь в тексте?

Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.

Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения. Это горючее полезное ископаемое.

3. Назовите горючие полезные ископаемые:

А – гранит

Б – нефть

В – газ

Г – каменный уголь

4. Укажите рудное полезное ископаемое:

1) природный газ

2) торф

3) железная руда

4) нефть

5. Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?

1) глина

2) известняк

3) торф

4) мрамор

6. Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?

1) глина

2) песок

3) известняк

4) торф

7. Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:

1) твердость

2) цвет

3) текучесть

4) горючесть

3 задание:

8. О чем идет речь?

Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: им облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда.

Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.

6. Рефлексия

Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Что помогло нам в работе?

Оцените свою работу на уроке.

7. Домашнее задание.

Дома:

1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 158-159

2) выполните задание в тетради на стр. 52

Источник

Цель: создать условия для успешного усвоения знаний по теме «полезные ископаемые»

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Задание: «Полезные ископаемые». Ребусы.

Для демонстрации презентации и ребусов рекомендуем использовать компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску), документ-камеру.

Учитель. Отгадайте ребусы.

Объедините их. (Полезные ископаемые)

Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

Металл такой же, как в ракетах.

Учитель. О каких богатствах пойдет речь? (О полезных ископаемых)

Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

Для показа картинок рекомендуем использовать документ-камеру.

Учитель вывешивает картинки в соответствии с ответами детей.

Наблюдать (глаз); прочитать (книга); спросить у кого-то (дети спрашивают у взрослого); поиск в Интернете (компьютер); позвонить другу (телефон); телепередачи (телевизор); Подумать «я знаю!» (!))

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цель: формировать понятие «полезные ископаемые», «месторождение»; познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи; с условными знаками полезных ископаемых.

Задание 1: Знакомство с понятиями «полезные ископаемые», «месторождение».

Для показа карточки для фиксации выводов рекомендуем использовать документ-камеру.

Для показа презентации рекомендуем использовать компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску).

Класс делится на группы.

Учитель. Найдём ответ на вопрос «Что такое полезные ископаемые? Месторождения?» Выберите метод, при помощи которого вы будете добывать информацию. Свои выводы запишите в карточке.

Карточка для фиксации выводов.

Группы выбирают метод исследования, например: «знаю», «спросить», «позвонить», «в словаре», «в учебнике».

Учитель. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности, — это полезные ископаемые.

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Как называются скопления полезных ископаемых? (Скопление полезных ископаемых называют месторождениями).

Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие еще предстоит открыть.

Задание 2: «Разнообразие полезных ископаемых». Практическая работа.

Для демонстрации иллюстраций рекомендуем использовать документ-камеру, компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску).

Для работы по группам рекомендуем использовать цифровую фото- или видеокамеру.

Группы выбирают метод исследования: «знаю», «наблюдать», «позвонить», «спросить», «в учебнике».

Учитель. Какие полезные ископаемые вы знаете?

Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве, другие служат топливом, а каменную соль, например, человек использует для приготовления пищи.

Полезные ископаемые. Иллюстрация

Учитель. Прочитайте в учебнике, на какие группы можно разделить полезные ископаемые?

Полезные ископаемые делятся на твёрдые, жидкие, газообразные.

1.Твердые полезные ископаемые.

Неметаллические полезные ископаемые. Иллюстрация.

2.Жидкие полезные ископаемые.

3.Газообразные полезные ископаемые.

Горючие полезные ископаемые. Иллюстрация.

На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой) и план его описания.

План описания.

Работая в группе, дети определяют свойства своего полезного ископаемого, а затем вместе с учителем заполняют таблицу на доске.

Учитель. Группы готовы, заполняем таблицу на доске.

Используемое инновационное оборудование:

Для демонстрации таблицы рекомендуем использовать документ-камеру, компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску). Для проверки выполнения задания на интерактивной доске обучающиеся смогут заполнить таблицу.

Дети отвечают, учитель (обучающийся) записывает.

Группа 1

Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.

Применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство.

Учитель. И, действительно, миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)

Группа 2

Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, серого цвета, основное свойство – прочность.

Используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется – им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

Читайте также:  Чай из иван чая полезные свойства

Учитель. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

Группа 3

Торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета.

Используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.

Учитель. Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.

Группа 4

Железная руда – твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, темно-коричневого цвета.

Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.

Учитель. Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки железной руды притягиваются к магниту. В Хакасии найдено в 130 местах. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду.

Группа 5

Глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.

Используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.

Встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое.

Учитель. Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

Группа 6

Известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета.

Используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

Физминутка

Учитель. Я называю слова, если вы услышали название полезного ископаемого хлопаете, другие вещества (неживой природы) топаете, предметы живой природы приседаете:

Торф, уголь, лес, нефть, молоко, вода, лёд, птицы, железная руда, графит, иней, соль, кирпич.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель: стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий частично-поискового и эвристического характера; научить школьников ориентироваться в разных вариантах выполнения заданияи планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.

Варианты заданий

Задание 1: Знакомство с профессией геолога.

Презентация (слайд 4)

https://khabibra.ucoz.ru/k_uroku/poleznye_iskopaemye.prilozhenie_k_uroku.ppsx

Используемое инновационное оборудование:

Для показа презентации рекомендуем использовать компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску), документ-камеру.

Учитель. Ребята, скажите, а кто же ищет полезные ископаемые? (Геологи)

Рассказ геолога (подготовленного ученика):

Я геолог, специалист по геологии. А геология наука о том, как ищут полезные ископаемые. В недрах Земли есть нефть, уголь, руды металлов, строительные материалы и драгоценные камни, вода. Настоящему разведчику земных недр нужны немалая физическая сила и выносливость, смелость и настойчивость. Главный закон жизни геологов дружба, взаимовыручка. Раньше поиск земных богатств вели с помощью кирки, лопаты, бура. Теперь заглянуть в глубь Земли помогают сложные приборы. К услугам геологов самолёт, вездеход, многие расчёты выполняет компьютер и другие сложные приборы.

Наука геология очень сложна. Геологу нужно знать физику и химию, географию и биологию, математику и историю. Нужно уметь работать с микроскопом, уметь составлять схемы, таблицы, карты. В результате долгой, кропотливой работы многих людей рождается вывод: где лежит нужный минерал, много ли его, как к нему удобнее подступиться.

Ещё изучены не все недра нашей необъятной страны.

Учитель. Так чем же занимаются геологи? (Разведкой полезных ископаемых)

Задание 2: «Условные знаки полезных ископаемых». Работа по карте.

Форма работы: Г (П)

Используемое инновационное оборудование:

Для демонстрации карты, иллюстраций рекомендуем использовать документ-камеру, компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску).

Презентация (слайд 5)

https://khabibra.ucoz.ru/k_uroku/poleznye_iskopaemye.prilozhenie_k_uroku.ppsx

Группы выбирают метод исследования: «наблюдать», «спросить», «позвонить», «помощь компьютера».

Учитель. Сейчас вы тоже будете геологами, но у вас задача проще. Чтобы «отыскать» богатые кладовые Земли, нужно знать условные знаки, которыми обозначают на карте полезные ископаемые.

Найдите на карте то место, где добывают каменный уголь (не забывайте об условном знаке), золото, природный газ, железные руды, медные руды, нефть.

Какие полезные ископаемые есть в нашем крае?

Метод исследования – личный опыт, наблюдения.

Задание 3: «Добыча полезных ископаемых»

Презентация. https://festival.1september.ru/articles/586889/pril1.ppt

Дополнительно можно заслушать готовые сообщения детей.

Уголь

hello_html_m6ec356c8.jpgУголь. Иллюстрация.

https://www.metaprom.ru/imgfck/Image/production/ugol2.jpg

Основные залежи угля находятся в Сибири. Добывают уголь двумя способами: в карьерах и шахтах. Так как уголь в основном находится глубоко под землей, второй способ более распространен. В старину уголь добывали киркой и лопатой. Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны дробят пласты угля.

Нефть

hello_html_5c6c951b.pngНефть. Иллюстрация. https://www.savepic.org/2135733.png

Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят высокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится «помогать». Для этого ее выкачивают мощными насосами.

В разные районы страны нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на особых морских судах — нефтеналивных танкерах.

Природный газ

hello_html_m2b0675d6.jpgПриродный газ. Иллюстрация.

https://www.profi-forex.org/system/news/A11_27_1.jpg

Чтобы добыть природный газ из-под земли, бурят скважины. От месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.

Задание 4: «Правила бережного использования». Работа с тестом в учебнике.

Форма работы: Ф

Используемое инновационное оборудование:

Для визуальной работы с текстом рекомендуем использовать документ-камеру.

Для показа презентации рекомендуем использовать компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску).

Учитель. Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

Что же должен делать человек, чтобы по — хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Прочитайте текст в учебнике, какие правила бережного использования нужно соблюдать?

Обучающиеся читают.

Учитель дополняет.

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

Добывать природные богатства становится всё труднее.

Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места.

Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти.

Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

Правила бережного использования:

1.Экономно использовать.

2.Оберегать от пожаров.

3.Соблюдать правила перевозки.

4.Заменять по возможности искусственными материалами.

Презентация (слайд 6)

https://khabibra.ucoz.ru/k_uroku/poleznye_iskopaemye.prilozhenie_k_uroku.ppsx

IV этап. Диагностика качества освоения темы

Цель: установить степень усвоения темы «Полезные ископаемые»

Варианты заданий

Задание 1: «Свойств?