Урок для 1 класса полезные ископаемые

Урок для 1 класса полезные ископаемые thumbnail

Слайд 1

Полезные ископаемые Красивые камни в нашем доме часть 2

Слайд 2

Кремень известен человечеству с древних времен, него начался каменный век. Кремень раскалывается на обломки с острыми режущими краями. Древний человек изготовлял из него свои первые орудия; благодаря способности давать искры кремень использовался для извлечения огня. Окраска минерала может быть белой, темно или светло коричневой с разными оттенками. Имеет стеклянный блеск. Кремень найти очень просто. Он похож на сильно застывший, пластилин или мыло.

Слайд 3

Агат — полудрагоценный камень. Его отличительной чертой является полосчатость . Разные по цветовой гамме волнистые полосы образуют невероятные узоры, в которых иногда можно разглядеть целые картины: пейзажи, замки, озера и горы. С глубокой древности агат применялся для изготовления печатей, различных сосудов, декоративных и ювелирных изделий. Чаще всего встречаются агаты серого, голубого и белого оттенков. Наиболее ценные расцветки – изумрудный и розовый.

Слайд 4

Кахолонг — камень завораживающей красоты, отличается разнообразием цветов и оттенков этого минерала. Его цвет может варьировать от чистого белого до зеленого. В мире известно более ста оттенков этого минерала. В современном мире этот камень нашел применение в ювелирных изделиях. Его вставляют в кольца и серьги, хотя сам по себе кахолонг не является дорогостоящим, несмотря на это, с ним очень любят работать ювелиры.

Слайд 5

Чароит Камень свое название получил от реки Чара в Сибири, но, учитывая его потрясающий цвет, наименование камня вполне могло бы происходить от слова «очаровывать». На сегодня чароит — самый редкий и экзотический самоцветный камень в мире . Чароит легко полируется и очень хорошо смотрится в ювелирных изделиях. Поэтому он широко применяется при изготовлении вставок в кольца, бус и прочих недорогих украшений.

Слайд 6

Авантюрин Авантюриновое стекло и авантюрин внешне очень похожи, существует лишь одно отличие – присутствие большого количества блестящих вкраплений в авантюриновом стекле. В настоящее время этот материал (авантюриновое стекло) широко используют для мозаики, для создания предметов интерьера.

Слайд 7

Скарн Название скарн связано со шведским словом « skarn », означающим « грязь ». В зависимости от происхождения скарна различаются и варианты его окраски. Так, встречаются зеленые, зеленовато-серые, бурые, белые экземпляры, реже – буровато-розовые. Как правило, камень имеет неоднородную, пятнистую или полосатую текстуру, сочетающую в себе несколько оттенков.

Слайд 8

Змеевик Название камня связано с его цветом – зеленый, оливковый, оттенки с многочисленными полосками, вкраплениями и пятнышками напоминает кожу змеи. Змеевик – это такой камень, свойства которого привлекают мастеров и умельцев, потому что он очень мягкий, прекрасно шлифуется и обрабатывается. В наше время камень змеевик используют для отделки стен, потолков, полов. Змеевик помогает создать определенный интерьер в ванных комнатах, в бассейнах.

Слайд 9

Пегматит Залежи пегматита имеются на всех континентах земного шара, а размер залежей может быть от нескольких квадратных метров до пары километров. Пегматитовые изделия – непременная атрибутика работников умственного труда. Из них изготовляют всевозможные амулеты и талисманы, а так же канцелярские принадлежности. Также пегматит в последнее время пытаются использовать как отделочный материал. Пегматит широко распространён.

Слайд 10

Лазурит Этот самоцвет называют камнем небес, так как в нем загадочным образом отображается сияние звездного неба. Лазурит завораживал ценителей еще с древних времен. Интересно, что с виду это самый обычный минерал: в нем нет прозрачности и блеска, однако, по-настоящему ценен он благодаря своему необыкновенному цвету.

Слайд 11

Тигровый глаз Этот камень имеет красивую золотисто-жёлтую или золотисто-коричневую окраску и шелковистый отлив на полированной поверхности. Тигровый глаз отличается от минералов эффектом «кошачьего глаза ». Сравнительно недорогой поделочный камень, популярный материал для всевозможных ювелирных украшений и мелких резных художественных изделий.

Слайд 12

Лепидолит Как и другие минералы группы слюд, камень состоит из отдельных слоев, напоминающих чешуйки, которые довольно легко отделяются друг от друга. Отсюда и название минерала (греч. » лепидос » — «чешуя»). Цвет камня варьирует от белого, серого и желтого до розоватого, сиреневого и белого. Его тонкие пластинки обладают эластичностью и, в какой-то степени, даже упругостью: их можно немного согнуть, но через некоторое время форма восстановится.

Слайд 13

Обсидиан Он известен людям с давних времен и является одним из первых камней, которые люди начали обрабатывать и использовать в собственных целях. Камень обсидиан образуется при застывании лавы. Окраску имеет разнообразную, но преимущественно темную . В нынешнее время обсидиан является полудрагоценным камнем и из него изготавливаются различные украшения, ювелирные изделия, статуэтки.

Слайд 14

Льдистый кварц — один из самых распространённых минералов в земной коре. В чистом виде кварц бесцветен или имеет белую окраску из-за внутренних трещин. Кварц используется в оптических приборах, в генераторах ультразвука , в телефонной и радиоаппаратуре ,в электронных приборах . Многие разновидности используются в ювелирном деле.

Слайд 15

Презентацию выполнила: Юдина Н.Н. ГБОУ НОШ № 992

Источник

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс

УМК «Школа России»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

•Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

•Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

•Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

•Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

•Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

•Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

•Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

•Воспитывать толерантности.

Планируемые результаты формирования УУД:

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать новые учебные задачи; проявлять инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив.

Познавательные: умение извлекать информацию из исследования, схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц, делать обобщения и выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: проявление познавательного интереса к новым способам действий, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.

Ход урока

I.Вызов

1.Оргмомент

— Друзья, сегодня мы с вами продолжим изучение нашего большого и интересного мира. А откроется ли нам сегодня какая-нибудь тайна зависит от вашей активной работы.

2.Актуализация знаний

t1573820374aa.png

Итак, ребята, прежде чем определиться с сегодняшней темой, давайте вспомним, какой раздел мы с вами изучаем. (Чему учит экономика?)

t1573820374ab.png

Что же вы уже знаете про экономику, давайте обобщим наши знания, для этого заполните таблицу. Она у каждого лежит на столе. (Дети вписывают ответы в таблицу).

Поменяйтесь табличками в парах, проверьте правильность ответов. (Взаимопроверка)

А теперь давайте ещё раз скажем, что такое экономика? (Это законы ведения хозяйственной деятельности). Какова главная задача экономики? (удовлетворение различных потребностей людей.) Назовите трёх «китов экономики». (Природные богатства, капитал, труд.)

t1573820374ac.png

Составим «Кластер», раскрывая глубже понятия. (Используя ответы детей про труд и капитал, составляется Кластер.)

-А чтобы полнее рассмотреть понятие «природные богатства», объяснить, что подразумевается под словами «природные богатства», вспомните материал прошлого урока. Попробуйте, работая в парах, составить «Фишбоун», раскрывающий смысл этого словосочетания. Не забывайте правила поведения при работе в парах.

(Дети заполняют схему. По окончанию работы идёт обсуждение).

-Сделайте вывод. Почему природные ресурсы нужны человеку? (Они служат его интересам.)

(Здесь возможны уточнения детей)

Расскажите о каждом указанном из природных богатств. (Ответы детей.)

2. Определение темы и задач урока

— О каком же ресурсе у вас меньше всего знаний? (О полезных ископаемых.)

— Отталкиваясь от этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Полезные ископаемые.)

-Давайте наметим задачи нашего урока;

познакомиться …( с разнообразием полезных ископаемых);

изучить …(свойства некоторых полезных ископаемых);

-узнать… (как добывают полезные ископаемые).

II. Стадия осмысления

1.Изучение нового материала. Фиксация затруднения

Что же такое полезные ископаемые? (Предположения детей)

Правильно, полезные – значит, приносящие пользу, а ископаемые — добываемые из недр земли. (Далее идет просмотр фрагмента видеоурока окружающего мира № 27 из фонда Видеоуроки.нет 3 класс.)

— Здравствуйте, друзья! Меня зовут Гномик — Экономик. Я необычный гном. Я знаю очень многое про окружающий нас мир, практически все! Но прозвали меня так, потому что мне нравится изучать экономику. Мир экономики очень интересен! И сегодня, ребята, я бы хотел поделиться с Вами своими знаниями про богатства земных кладовых, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности. Догадались, о чем я хочу рассказать? Да, ребята, мой рассказ будет о полезных ископаемых.

t1573820374ad.jpgНо для начала давайте определим, что такое полезные ископаемые? Чем они так полезны для нас и зачем их искапывают? Нас окружает огромное количество камней. Посмотрите, какими разными они бывают! По-другому, камни называют минералами и горными породами. Минералы – это природные вещества. Из них состоят горные породы.

Минералы окружают нас повсюду. С ними мы сталкиваемся каждый день. Возьмем хотя бы соль, которая у каждого из Вас есть дома. Соль, ребята, это тоже минерал. Минерал есть и в простом карандаше. Его называют графит. Именно с его помощью мы можем нарисовать на бумаге любую фигуру! Ещё есть такие минералы, как полевой шпат, кварц, слюда, аметист, аквамарин и даже такие редкие вещества, как алмаз, золото и серебро.

Минералы. Такое большое многообразие минералов в окружающей среде определяет и большое многообразие горных пород. К горным породам относят хорошо известную вам глину, песок, щебень, мел, мрамор, гранит. Горные породы, ребята, составляют толщу Земли. А как Вы думаете, в каких местах можно встретить горные породы? В горах? Верно, друзья, но их можно встретить не только там. На самом деле горные породы есть повсюду, просто они скрыты от нас слоем почвы.)

Горные породы. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, и называют полезными ископаемыми.

t1573820374ae.jpg Ребята, что же самое главное из рассказа Гномика вы запомнили. (Вместе с детьми приходим к выводу: Говоря слово «камни» мы имеем в виду минералы и горные породы. Минералы – это природные вещества. Из них состоят горные породы. Минералы и горные породы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называются полезными ископаемыми.)

— И снова звучит это слово «полезные». А, чем же они полезны?Чтобы узнать ваши предположения, воспользуемся приёмом «Дерево предсказаний». Обсудите в ваших группах ответ на этот вопрос, напишите на листочке и прикрепите к нашему «дереву». (Дети выполняют задание, озвучивая своё предположение, преждечем прикрепить листок к дереву.)

В конце урока мы обязательно проверим, чей ответ самый правильный, а сейчас давайте немного отдохнём.

2.Физминутка

По дорожке шли, шли…

Много камешков нашли.

Наклонялись, собирали

И друг другу показали.

А теперь присядем дружно,

Записать про камни нужно.

3. Практическая работа

Познакомиться с полезными ископаемыми заочно можно, но интереснее увидеть их, подержать в руках. Для этого каждая из групп получает один из представителей группы «полезные ископаемые», атлас – определитель ( с. 28 29), план изучения (учебник с. 46) образца и таблицу для внесения результатов. Соответственно, определив, что вам досталось, вы изучаете информацию только по своему заданию. (Дети получают образцы и всё остальное для работы).

t1573820374af.png Распределите обязанности в группе… Не забывайте о правилах работы группы. (Дети выполняют задания по изучению образца, вносят в таблицу данные о нем.)

Время работы закончилось. Давайте познакомимся с результатами работы каждой группы. Выступающие приготовьтесь. А все остальные по мере вашего рассказа будут кратко записывать в оставшиеся графы таблицы, сведения о других полезных ископаемых, добытые командами. (После окончания выступлений каждой группы должна получиться примерно такая таблица.)

Молодцы, ребята. Посмотрите ещё раз на правую колонку таблицы и догадайтесь, так чем же полезны эти ископаемые людям? (Полезны своими свойствами, которые человек использует

в хозяйственной деятельности)

Правильно. Вернёмся к дереву предсказаний и посмотрим, кто из вас был близок к истине. (Кратко обсуждение)

4. Самостоятельная работа

t1573820374ag.pngВот сколько мы узнали, а нука вспомните, наши задачи, что осталось выяснить? (Как добывают полезные ископаемые.)

— Для того, чтобы ответить на этот вопрос прочитайте страницы 47 – 49 вашего учебника. (Самостоятельная работа детей по поиску информации.)

— Ну, а теперь расскажите, для чего добывают полезные ископаемые? (Фронтальная работа).

(По результатам опроса выстраивается Кластер, который необходимо будет расширить дома.) (Если остаётся время, то идёт просмотр следующего фрагмента из того же видеоурока)

t1573820374ah.jpgt1573820374ai.jpg

Полезных ископаемых очень много. Они бывают твердыми, например, как каменный уголь или железная руда, в виде, жидкости например, нефть, или даже в виде газа, как природный газ!

Так чем же, ребята, так полезны для человека полезные ископаемые? Все дело в том, что без них невозможна хозяйственная деятельность человека. Одни из них он использует в строительстве, например, для производства кирпича. Ведь для того, чтобы его изготовить, нужны такие полезные ископаемые, как песок, глина и известняк. Другие человек использует для производства топлива. Для этого ему необходимы такие полезные ископаемые, как уголь, природный газ. А вот для того, чтобы произвести такое известное всем топливо, как бензин, человек использует нефть. Многие полезные ископаемые человек использует и для производства различных металлических предметов. Посмотрите, как много их вокруг нас! Это и ножницы, ложки, кастрюли, автомобили  даже самолеты! Все они изготовлены из руд, которые были добыты человеком из природы. Согласитесь, вряд ли бы мы смогли себе представить нашу обычную жизнь без этих предметов! Но как же человек добывает такое большое количество полезных ископаемых, ведь не все они расположены на поверхности Земли? Происходит это так, ребята: геологи – люди, которые изучают полезные ископаемые, отыскивают их месторождения. Месторождения – это места, где они залегают. Для этого они используют очень сложную технику и аппаратуру. Твердые полезные ископаемые (каменный уголь, железная руда, гранит, глина)  человек добывает с помощью карьеров и шахт, а вот нефть и природный газ  — при помощи буровых установок и скважин. Полезные ископаемые – чудесные кладовые земли.

— Ребята, а как вы думаете, как долго люди могут пользоваться этими кладовыми Земли? (Ответы детей).

— А что же нужно делать, чтобы эти кладовые ещё долго нам служили? (Ответы детей).

— Правильно, ребятки, только бережное использование, грамотная добыча позволит не только надолго сохранить подземные богатства, даст возможность постепенному восстановлению кладовых, ну и не навредить окружающей природе.

III.Рефлексия

Давайте подведём итог урока и узнаем, все ли задачи мы решили, можем ли мы ответить на вопросы, которые появлялись в течение урока? (Используя приём «Вопрос — ответ, дети задают классу вопросы и кто-то из учащихся на них отвечает.)

Примерные вопросы:

1.Как правильно назвать камни?

2.Что такое полезные ископаемые?

3. В чем их польза для человека?

4. Как добывают полезные ископаемые?

5. Где добывают полезные ископаемые?

6. Где используют полезные ископаемые?

7. Какие полезные ископаемые ты знаешь?

8. Что важно не забывать при добыче полезных ископаемых?

-Ну, что, ребята, задачи урока решены? (Ответы детей)

ДЗ: Доделать Кластер. Уметь рассказывать о полезных ископаемых, используя материалы таблицы, кластера и содержание страниц 46-49 учебника.

— Спасибо за урок.

Источник

Власова Н.В.

Этапы урока

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность

учеников

Используемый материал

Формируемые метапредметные

и предметные умения

  1. Организационный этап

Задача: создать условия

для последующего про-

явления эмоционального отношения к учебно-

познавательной дея-

тельности.

Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начался урок.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим сразу все к работе.

— Каким бы вы хотели видеть наш урок?

От чего это будет зависеть?

Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

Проверяют готовность уроку, слушают учителя, желая хорошего настроения на протяжении всего урока.

(Интересным, познавательным)

(От того, как мы будем отвечать, слушать друг друга и учителя).

(Внимательным и наблюдательным)

Урок для 1 класса полезные ископаемые

— умение принимать социальную роль обучающегося, проявлять эмоциональную отзывчивость;

— умение организовывать своё рабочее место.

  1. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

— Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?

— Что же такое экономика?

— Какая главная задача экономики?

Что называется потребностями?

— Что нужно для удовлетворения потребностей людей?

— Что такое товары?

-Приведите примеры товаров.

— Что такое услуги?

— Приведите примеры услуг

— Что составляет основу экономики?

— Какие природные богатства используются в хозяйственной деятельности людей?

(Экономика).

(экос по-гречески значит «дом», номос- «закон».

Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).

(удовлетворение разных потребностей людей).

(все, что требуется людям для жизни).

(товары и услуги).

(Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).

(Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).

(стрижка в парикмахерской)

( Природные богатства и труд людей)

(Вода, воздух, почва, растения, животные)

2. Введение в тему:

Задача: актуализировать знания обучающихся о природных богатствах Земли.

— Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля).

— Богата и разнообразна природа нашей Земли.

Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко.

— Скажите, а как вы понимаете слово «богатство»?

— У большинства ребят мысли идут в правильном направлении.

— А где можно узнать значение слова богатство?

— Я вам приготовила еще один сундучок и в нем тоже лежат сокровища. А какие вы узнаете отгадав загадки.

Игра «Угадай, что находится в шкатулке».

1.Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

2.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

3.Этот мастер белый-белый,

В школе не лежит без дела,

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)Урок для 1 класса полезные ископаемые

4.Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

— Ребята, как вы думаете, о каких богатствах пойдет речь?

— Возможно, кто-нибудь из вас знает, как, в общем, назвать все эти богатства Земли? (Полезные ископаемые)

Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.

(Толковый словарь)

Урок для 1 класса полезные ископаемые

Урок для 1 класса полезные ископаемые

Урок для 1 класса полезные ископаемые

— умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний;

— отвечать на поставленные вопросы с ориентировкой на их содержательный аспект;

3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач

Задача: активизировать познавательную активность обучающихся, направленную на дальнейшее целеполагание; создать проблемную ситуацию для оценки правильности или ошибочности выдвинутой версии, для овладения навыками рефлексивной деятельности.

— Давайте сформулируем тему нашего урока.

— У меня в руках 2 полезных ископаемых – это уголь и известняк (демонстрация учителем).

Можем ли мы сказать, что они одинаковые?

— Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? –

Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.

Данные вопросы поочередно появляются на слайде.

Что такое «полезные ископаемые»?

Какие полезные ископаемые бывают?

Где находятся?

Как люди используют в своей жизни?

— Как будем работать?

— Вы распределились в группы по 6 человек.

-Какой первый шаг для слаженной работы в группах необходимо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы?

— Ребята, давайте вспомним правила по которым, работают в группе (Дети отвечают)

1)  работать дружно

2) быть внимательными друг к другу

3)  работать по плану

4)  доводить начатое дело до конца

5)  слушать всех

6)  прийти к единому решению

7)   все  члены группы отвечают за результат

Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.

(Нет, потому что они разные. У них разный внешний вид).

(Познакомимся с полезными ископаемыми и их свойствами).

Осуществляют описание полезных ископаемых в ходе зрительного восприятия.

(В группах).

(Распределить роли в группе)

Определяют форму взаимодействия – работа в группах.

Самостоятельно между собой распределяют роли в группе.

Урок для 1 класса полезные ископаемые

Урок для 1 класса полезные ископаемые

Урок для 1 класса полезные ископаемыеУрок для 1 класса полезные ископаемые

— умение формули-ровать тему и цель урока;

— принимать высказывания собеседников, осуществлять рефлексивно-оценочную деятельность;

— осознанно строить речевое высказывание

в соответствии с за-дачами коммуникации;

— умение характеризо-вать объекты по внешним признакам,

-умение договариваться в ходе учебного взаимодействия;

— умение проявлять себя в различных социальных ролях.

4. Формирование новых знаний

Задача: создание условий для совместного открытия новых знаний, соотнесения уже имеющихся знаний с новыми.

— В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?

— Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать определение понятия «полезные ископаемые», проанализировав каждое слово отдельно. Определить что такое «полезные» и «ископаемые»?

— Как вы понимаете значение слова «полезные»?

-«Ископаемые»?

Составление кластера со слов учащихся.

ископаемые

полезные

Урок для 1 класса полезные ископаемыеУрок для 1 класса полезные ископаемыеУрок для 1 класса полезные ископаемыеУрок для 1 класса полезные ископаемые

— У нас получилась схема.

— Как вы думаете, от какого слова произошло слово «ископаемые»?

(Предполагаемый ответ: «копать», «выкапывать»).

— Теперь попробуйте самостоятельно в группе дать определение понятию «полезные ископаемые».

(Предполагаемый ответ: «Полезные ископаемые – богатства природы, которые люди добывают из недр земли»).

— Давайте посмотрим, как истолковывается данное понятие в учебнике на стр.46

— Мы узнали, что такое полезные ископаемые.

— Давайте посмотрим, какие виды полезных ископаемых, помимо названных, можно встретить (уч. С.46)

— Проберется с молотком

К неизвестным скалам.

С каждым камешком знаком,

С каждым минералом. (Геолог)

— Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:

— Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.

Отвечают на поставленные вопросы.

Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые».

(Варианты: Полезные – значит необходимые, нужные. Ископаемые – что-то доставать, извлекать).

Наблюдают за ходом составления кластера учителем.

Выдвигают версии относительно происхождения слова «ископаемые».

Работают в группе, дают определение понятию.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

Отвечают на вопрос учителя. Называют виды полезных ископаемых.

Урок для 1 класса полезные ископаемые

Урок для 1 класса полезные ископаемые

Урок для 1 класса полезные ископаемыеУрок для 1 класса полезные ископаемые

Урок для 1 класса полезные ископаемые

Урок для 1 класса полезные ископаемые

Урок для 1 класса полезные ископаемые

Следующие слайды аналогичны первому.

— умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний: отличать новое от уже известного;

— умение слушать, понимать и рефлексировать высказывания со-беседников.

— умение совместно договариваться о правилах общения и взаимодействия на уроке, следовать им;

— умение преобразовывать информацию, структурировать её;

— умение извлекать информацию из различных источников;

— умение выстраивать умозаключение, исходя из задач коммуникации;

  1. Физминутка

Задача: проводить профилактику утомления, нарушения осанки, зрения;

снять психоэмоциональную напряженность.

Мы геологами станем

Да? – да! ( хлопок над головой).

Будут все гордится нами.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее мы обойдем (топают ногами),

Ее мы проплывем (плывут),

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Повторяют движения за учителем.

Соотносят свои действия с действиями учителя.

Урок для 1 класса полезные ископаемые

— принимать целевую установку педагога.

— соотносить свои действия с эталоном.

  1. Работа в группах (исследовательская деятельность)

— И сейчас я предлагаю решить интеллектуальную задачу. Вы можете совещаться и работать в группе. Для каждой группы своя интеллектуальная задача.

— Проверим результат вашей работы. Предоставляется слово докладчикам каждой группы.

Решают интеллектуальную задачу.

Выступление

Урок для 1 класса полезные ископаемые

— умение преобразовывать информацию, структурировать её;

— умение извлекать информацию из различных источников;

— умение выстраивать умозаключение, исходя из задач коммуникации;

7. Первичное закрепление

Задача: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы.

Домашнее задание

Задача: установить логическую связь в содержании прошедшего и будущего уроков, содействовать творческой активности обучающихся.

-Ребята, мы открыли новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве. Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику.

(По ходу отгадывания загадок появляется кирпичик, которые по окончанию работы образуют домик).

1. Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)

2.Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

3.Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

4.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

5. Этот мастер белый-белый,

В школе не лежит без дела,

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

— Как правильно называется это полезное ископаемое? (Известняк)

6. Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит).

Что за странный камень это?
Непонятного он цвета…
Он из зёрен состоит,
Называется: (Гранит)

-Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых.

Полезные ископаемые которые на уроке не исследовали.

К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.Урок для 1 класса полезные ископаемые

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Как надо охранять полезные ископаемые?

  • Экономично использовать

  • Оберегать от пожаров

  • Соблюдать правила перевозки

  • Заменять по возможности искусственными материалами

Отвечают отгадывают загадки, выстраивая кирпичный домик.

Урок для 1 класса полезные ископаемые

Урок для 1 класса полезные ископаемыеУрок для 1 класса полезные ископаемые

Урок для 1 класса полезные ископаемые

Урок для 1 класса полезные ископаемые

Урок для 1 класса полезные ископаемые

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Урок для 1 класса полезные ископаемыеУрок для 1 класса полезные ископаемые

— применение собственных представлений для решения практических задач;

— умение узнавать и называть по описаниям природные объекты.

8. Рефлексия деятельности

на уроке

Задача: организовать рефлексивную деятельность обучающихся, соотнести намеченные цели с результатом работы.

— Ребята, подведем итог урока. — Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока?

— Достигли ли мы цели урока?

-Что помогло нам в работе?

— Какие открытия для себя сделали?

— оценивать результат деятельности на уроке.

В 3 «б» классе 18человек. Сильных учеников немного (10), которые работают активно на всех уроках. Есть слабые дети с замедленной реакцией, медлительные, таких детей мало (2), остальные дети – имеют средний уровень.

Сегодняшний урок был уроком первичного предъявления новых знаний по теме «Полезные ископаемые».

Его целевое назначение – первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний. К обучающим задачам урока я отнесла знакомство учащихся с полезными ископаемыми, формирование умения классифицировать полезные ископаемые. Урок был также призван способствовать формированию у учащихся бережного отношения к природе, к охране полезных ископаемых.

Он включал в себя 4 этапа: Этап вызова (постановка цели и темы урока), этап изучения но