Урок географии на тему полезные ископаемые евразии
План-конспект урока
«Рельеф и полезные ископаемые Евразии».
1 | ФИО (полностью) | Панкрашкина Жанна Александровна |
2 | Место работы | МБОУ СОШ №5 г.Лысково |
3 | Должность | Учитель географии |
4 | Предмет | География |
5 | Класс | 7 |
6 | Тема и номер урока в теме | Рельеф и полезные ископаемые Евразии, 2 урок |
Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые Евразии.
Цель урока: Изучить особенности рельефа материка Евразия, выяснить причины, обусловившие эти особенности, выявить взаимосвязь тектонического строения и размещения полезных ископаемых.
Задачи:
Образовательная: Выяснить причины разнообразия форм рельефа Евразии, через определение закономерностей размещения крупных форм рельефа и тектонических структур.
Развивающая: Сопоставлять и анализировать различные по содержанию карты атласа (тектоническую и физическую); развивать у учащихся умение работать в паре, в группе.
Воспитательная: Определить личностно-значимые аспекты изучения рельефа материка.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: проблемный метод, частично-поисковый.
Формы организации деятельности учащихся:
- Индивидуальная;
- Групповая.
Средства обучения: учебник «География материков и океанов», 7 класс, карты атласа и настенная тектоническая карта мира, контурные карты, электронные образовательные ресурсы.
Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интернет-ресурс ФЦИОР https://www.fcior.edy.ru , ЕК ЦОР https://school-collection.edu.ru.
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указа-нием поря-дкового номера из таб. При-ложения ) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время, минуты |
1 | Организацион-ный момент. | Создание атмосфе-ры взаимопонима-ния и сотрудниче-ства, благоприят-ный настрой уча-щихся на совмест-ную работу. | Учащиеся демонстрируют готовность к работе | 3 | |
2 | Актуализация знаний. | На данном этапе урока учитель выступает в роли арбитра. Проверка знаний усвоенных на прошлом уроке, создание ситуации успеха и определение перспектив урока (от географического положения материка к рельефу и тектоническому строению) | Учащиеся в течение 5 минут задают вопросы по пройденной теме «Географическое поло-жение Евразии» по цепочке: ученик форму-лирует и задаёт вопрос классу, весь класс определяет коррек-тность и правильность вопроса, за тем жела-ющий отвечает и задаёт свой вопрос, и так по цепочке пока время не вышло. Впоследствии выявляется лучший вопрос на данном этапе урока. | 5 | |
3 | Мотивация на новую деятельность. Совместная работа учителя и учащихся над утверждением: «Рельеф оказывает большое влияние на образование, разви-тие и размещение по поверхности материка всех компонентов природы». | Выявление интере-сов учащихся в изучаемой области, их отношения к теме, принятие це-ли урока и совмес-тное определение учебной и исследо-вательской задач урока, определение проблемной ситуации, стимулирование «желания понять». | Каждый учащийся отвечает на вопросы: Что изучаем сегодня? Зачем, ради чего я изучаю эту тему? Что интересно для меня лично? | 6 | |
4 | Изучение нового материала. Решение поставленных исследовательских задач — «При-чины разнообра-зия форм релье-фа Евразии» | ЭОР №1 ЭОР №2,3 | Организует и ката-лизирует деятель-ность учащихся в процессе решения поставленных задач, обеспечивает личностную вклю-ченность каждого ученика в решение проблемы. Осуществляет консультирование учащихся при вы-полнении как групповой, так и индивидуальной деятельности. Предоставляет возможность и право выбора заданий учащимся с целью форми-рования адекват-ной самооценки. |
| 25 |
5 | Подведение итогов занятия. Рефлексия. | Учитель способст-вует выработке у учащихся объектив-ной оценки своих достижений, орга-низует индивиду-альную и груп-повую рефлексию деятельности. | Учащиеся самостоят-ельно оценивают инди-видуальную, группо-вую деятельность на уроке заполняя оцено-чную карту урока (см. приложение №4); (Достигнуты ли поставленные цели? Много ли нового и интересного узнал на уроке?). | 5 | |
6 | Домашнее задание §53 , на контурную карту нанести все объекты рельефа и районы добычи по-лезных ископаемых изученные на уроке | Учитель сообщает домашнее задание и объясняет способ его выполнения | Ученики осмысляют информацию о домашнем задании и задают уточняющие вопросы. | 1 |
Результаты урока.
В результате сотрудничества учащихся и учителя стала возможным самостоятельная постановка целей и задач, а также их решение. Учащиеся закончили поэтапное освоение знаний о размещении неровностей по поверхности земного шара, т.к. Евразия последний материк в курсе, поэтому сформировалась полноценная картина мировой орографии и происхождения отдельных её элементов. Выявление места Нижегородской области на тектонической карте Евразии позволило рассмотреть личностно-значимый аспект изучения данной темы.
Групповая и индивидуальная формы работы позволили организовать деятельность учащихся по переработке полученной информации в собственные личностные знания в условиях, когда каждый ученик хочет и может наиболее эффективно осуществлять свою деятельность.
Приложение к плану-конспекту урока
«Рельеф и полезные ископаемые Евразии».
Приложение №1. Перечень используемых на данном уроке ЭОР
Приложение №2. Раздаточная таблица «Анализ тектонической и физической карт Евразии».
Тектоническая структура | Форма рельефа | Название основных форм рельефа( не менее 3) | Полезные ископаемые (заполняется на другом этапа работы) |
| Равнина, возвышенности, низменности | ||
Плоскогорье | плоскогорье Декан | ||
| Среднесибирское плоскогорье | ||
| Низкие, старые горы | ||
| Сихотэ-Алинь, | ||
Альпы, Гималаи, Срединный хребет |
Приложение №3. Схема «Причины, повлиявшие на разнообразие форм рельефа Евразии».
Приложение №4. Матрица оценочной карты урока.
Твоя оценка себе (поясни) | Оценка, поставленная тебе группой за работу на уроке | Оценка, поставленная тебе учителем | Итоговая оценка за урок | Оцени прошедший урок сам |
5- я понял(а) материал урока, смогу объяс-нить другому. | ||||
4- я понял(а) материал урока, но не смогу объяснить другому. | ||||
3- понял(а) материал частично. | ||||
2- не понял(а) ничего на уроке. |
Resource id #3300
Источник
Урок 58-59 11.04.19 г.
7 класс, география
Цуканова Ольга Михайловна
Тема: Строение земной коры и рельеф материка. Полезные ископаемые
Цель:
— познакомить учащихся с геологическим строением и рельефом Евразии, а также полезными ископаемыми;
-продолжить формирование умений и навыков работы с к/к и картами атласа; развивать внимание, память, умение работать с картами атласа;
— прививать интерес к изучаемому предмету. Расширить мировоззрение учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
-формирование представлений и знаний строения земной коры, рельефе и полезных ископаемых;
Метапредметные:
— формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать с текстом и картами; 4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Личностные:
-формирование познавательного интереса к изучению материков.
Средства обучения: тетрадь, учебник, атлас, к/карты
Ход урока:
Структура
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Организационный момент
Приветствует класс, определяет готовность рабочего места
— приветствуют учителя
Опрос д/з
Положение материка по отношению к экватору и 00 меридиану
Координаты крайних точек, протяжённость материка с с-ю и з-в
Близость к материкам и отдалённость от них
Какими морями и океанами омывается
Береговая линия материка (острова, п-ова, заливы, проливы)
— отвечают на вопросы учителя
— работа с физической картой
Подготовка к работе на основном этапе
— Какая закономерность есть в строении земной коры и форм рельефа?
— Работа с немым рисунком
— «мозговой штурм»
Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи
— Какие формы рельефа лежат в пределах платформы?
— Какие формы рельефа лежат в пределах геосинклиналей (складчатых областей) Евразии?
— отвечают на вопросы учителя
— предполагают тему урока
Разработка проекта выхода из затруднения
— Как мы его будем изучать строение земной коры и рельеф?
Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
— Чтобы решить проблему исследования, что необходимо? (новые знания)
— Где вы будете добывать эти знания? (рассказ учителя, топографическая карта, интернет ресурсы, видеосюжет)
— Какую информацию вы будете искать? (о строении земной коры и рельефе)
— ответы учащихся
— беседа
Целеполагание и мотивация
— Предлагает сформулировать цели урока, шаги по достижению этой цели
— познакомиться с основными формами рельефа
— уметь выявлять причинно-следственную связь между строением земной коры и формами рельефа
– справиться с заданиями ВПР и ГИА в 9 классе
— выводят цели урока;
— слушают учителя
Изучение нового материала и первичное закрепление
1. Строение земной коры
— в основе Евразии лежат древние докембрийские платформы: Восточно-Европейская, Сибирская, Индийская, Китайская, Китайско-Корейская
— на юге и востоке располагается кайнозойская (новая) складчатость; на с-в – мезозойская складчатость; на с-з и центральной части материка – герцинская складчатость
2. Рельеф Евразии
— Платформам в рельефе соответствуют: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, плоскогорье Декан, Индо-Гангская низменность, Китайская равнина, Туранская низменность, Месопотамская низменность;
— Складчатым областям соответствуют: Альпы, Кавказ, Гиндукуш, Гималаи, Тибет, Куньлунь, Тянь – Шань, Алтай, Саяны, Каракорум и горы Северо-Восточной Сибири
3. Полезные ископаемые Евразии
— нефть, газ, каменный и бурый уголь, золото, железные руды, марганцевые руды, медно-никелевые руды, алюминиевые и ртутные руды и др.
— работа с тектонической картой
— работа с к/к и физической картой Евразии
— работа в парах
по запоминанию географической номенклатуры
— работа с физической картой Евразии
Применение знаний и умений
Контроль и самооценка знаний и способов действия
— Наносим географическую номенклатуру на к/к
— Какие формы рельефа лежат в пределах платформ Евразии?
— Какие формы рельефа лежат в пределах геосинклиналей Евразии?
— работа с к/к
— отвечают на вопросы учителя
Подведение итогов занятия, Д/З
§ 45 (стр.185-187) читать; работать с картой атласа; отвечать на вопросы 1-7, (стр. 187) устно;
Нанести фон на к/к
Запись д/з в дневник
Стадия
рефлексии
«Сегодня на уроке я узнал …»
«Сегодня на уроке я повторил …»
«Сегодня на уроке было интересно …»
«Сегодня на уроке было трудно…»
Источник
Модуль II. Тема «Рельеф и полезные ископаемые Евразии»
Номер учебного элемента (УЭ)
Учебный материал, с указанием заданий.
Руководство по усвоению учебного материала.
УЭ-0
Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над заданиями вы должны:
— установить особенности размещения крупных форм рельефа на материке;
— раскрыть закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых от строения и истории развития земной коры.
Внимательно прочитайте цель урока.
2 минуты
УЭ-1
Цель: систематизировать знания о географическом положении материка Евразия.
- Выполните тест.
- Крайние точки Евразии:
— северная;
— южная;
— западная;
— восточная.
1) Игольный; 2) Байрон; 3) Челюскин; 4) Альмади; 5) Гальинас;
6) Стип-Пойнт; 7)Дежнёва; 8) Йорк; 9) Хафун; 10)Рока; 11) Париньяс; 12) Каабу-Бранку; 13) Эль-Абьяд; 14)Пиай; 15) Фроуэрд.
2. К каким океанам принадлежат моря:
— Норвежское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское;
— Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое, Восточно-Китайское;
— Северное, Балтийское, Средиземное, Чёрное, Мраморное;
— Аравийское, Красное.
1)Индийский океан; 2)Северный Ледовитый океан; 3)Тихий океан; 4)Атлантический океан.
II. Проверьте свои ответы по приложению. Проанализируйте свои ошибки. Определите уровень ваших знаний по следующей схеме: 8 баллов – высокий; 7-6 баллов – средний; 5 и менее низкий.
Работайте самостоятельно в тетради.
8 минут
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Результаты занесите в таблицу контроля.
УЭ-2
Цель: установить связь между строением земной коры и расположением основных форм рельефа материка.
- В §60 «Особенности рельефа Евразии, его развитие», с.233-234 найдите ответы на вопросы:
— Что лежит в основании материка Евразии?
— Чем можно объяснить разнообразие рельефа материка?
Работайте в группах.
5 минут
УЭ-3
Цель: сопоставить карту строения земной коры с физической картой для выявления особенностей расположения крупных форм рельефа.
- Выполните практическую работу.
— Найдите на физической карте Евразии Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую и Великую Китайскую равнины; плоскогорья: Среднесибирское и Декан; нагорья: Тибет и Иранское; горы: Скандинавские, Уральские, Пиренеи, Альпы, Карпаты, Кавказ, Гималаи.
— Работу оформите в виде таблицы.
Строение земной коры | Названия основных форм рельефа | Полезные ископаемые |
I. Древние платформы: | ||
II. Складчатые области: |
— После заполнения таблицы все указанные в ней формы рельефа нанести на контурную карту.
Работайте в группах.
15 минут
УЭ-4
Цель: проверить знания, полученные в ходе работы на уроке.
- Установите соответствие:
А. Западно-Сибирская равнина 1) древняя платформа;
2) кр. месторождения нефти и газа;
3) средняя высота менее 100 м;
4) возвышенная равнина;
Б. Плоскогорье Декан. 5) область древней складчатости;
6) плоская равнина;
7) кр. месторождения жел. руды;
8) средняя высота 500 – 1000 м.
II. Проверьте свои ответы по приложению.
Работайте самостоятельно в тетради.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Результаты занесите в таблицу контроля
УЭ-5
Цель: подведение итогов урока.
- Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали 16-14 баллов, то получаете оценку «5»; 13-11 баллов – оценку «4»; 10-8 баллов – оценку «3»; менее 8 баллов – оценку «2».
- Дифференцированное домашнее задание.
Оценка за урок | Задания |
«5» | Изучить § 60, 61 |
«4» | Изучить § 60, 61; вопросы №1, 2, стр.235 |
«3» | Изучить § 60, 61; вопросы №1, 2, 3, стр.235-236. |
Оценку запишите в дневник.
Источник
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Ненецкого Автономного Округа
Средняя Школа поселка Искателей
Тема урока:
«Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии»
Жукова Екатерина Васильевна
Учитель географии
1 квалификационная категория
2019 учебный год
Модульная технология обучения
География 7 класс
Тема: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии
Цель урока: Формирование знаний и представлений о рельефе, геологическом строении и полезных ископаемых Евразии.
Слайд № 2 1.Образовательные задачи
А. Формирование специальных знаний.
Сформировать умение объяснять зависимость между строением земной коры и формами рельефа
Сформировать умение устанавливать взаимосвязь между строением рельефа и полезными ископаемыми
Сформировать умение работать с атласами и контурными картами и умение находить и показывать основные формы рельефа
Б. Развитие умений, которые были сформированы ранее.
Развить знания о рельефе в целом
Развить умение систематизировать информацию (поиск, отбор) при работе с текстом учебника и атласом
В. Формирование общих умений.
Формировать умение контролировать ход своей деятельности при работе с текстом и таблицей
Формировать умение работать во времени на всех этапах урока
Формировать научное мировоззрение.
2.Развивающие задачи.
Обогатить словарный запас учащегося следующими терминами и понятиями: тектоническая структура, сейсмический пояс, литосферная плита, платформа.
Развивать умение сравнивать на примере сравнения различных форм рельефа
Развивать умение систематизировать при работе с текстом и таблицей.
Развивать навыки самостоятельной работы на всех этапах работы
3. Воспитательные задачи.
Продолжить работу над формированием системы нравственных ценностей:
Бережного отношения к окружающему миру
умения критично оценивать результаты
сознательного отношения к дисциплине и самостоятельности.
уважения друг к другу.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: атлас «физическая география материков и океанов 7 класс», физическая карта полушарий и Евразии, раздаточный материал с заданиями для каждого учащегося, компьютер, проектор, учебник, контурные карты, презентация по теме « Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии»
Структура урока-модуля.
ОМ-1 Организация начала урока.
ОМ-2 Подготовка к усвоению новых знаний.
УЭ-0 Интегрирующая цель для ученика
УЭ-1 Задания по теме «Рельеф Евразии»
ОМ-3 Изучение нового материала и первичная проверка усвоения новых знаний.
УЭ-1 Чтение текста « Особенности рельефа Евразии»
УЭ-2 Составление таблицы «Тектонические структуры и формы рельефа Евразии»
УЭ-3 Прослушивание информации учителя и заполнение таблицы «Горные системы Евразии и их наивысшие точки» и нанесение их на контурную карту.
ОМ-4 Информация о самой глубокой впадине суши и разнообразии равнин Евразии.
ОМ-5 Первичное закрепление, контроль и самопроверка.
УЭ-1 Вопросы и тестовые задания
УЭ-2 Вопросы и тестовые задания
ОМ-6
Подведение итогов урока, рефлексия.
Информация о домашнем задании.
КАРТА УРОКА
ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
Ф.И.ученика___________________________________________________________
уч.эл.
Учебный материал с указанием заданий.
Рекомендации
по выполнению
ОМ-1
Организация начала урока.
Подготовка к уроку, определение цели урока.
ОМ-2
УЭ-О
УЭ -1
ОМ-3
УЭ-1
УЭ-2
Интегрирующая цель урока: В результате работы вы должны узнать крупнейшие формы рельефа Евразии, их названия, вершины, различия в расположении полезных ископаемых.
Входной контроль.
Цель: Выяснить исходный уровень знаний по теме.
Задание 1 : Ответьте на вопросы:А) Что такое рельеф?
Б) Какие карты нам могут понадобиться для анализа строения земной коры и определения форм рельефа и какую информацию можно извлечь из этих карт?
Задание 2: Перечислите основные формы рельефа и заполните схему:
_____
Задание 3. Дополните фразу:
В центральных районах Евразии преобладают __________, а в южных и восточных_________________________, следовательно на севере и западе преимущественно______________ , а на юге и востоке_____________________ .
Контроль. Проверьте правильность выполнения заданий , прочитав ответы на экране. Исправьте ошибки.
Теперь вы готовы к усвоению новых знаний!
Успеха!
Цель: получить новые знания по рельефу Евразии.
Задание 1: Внимательно прочитайте текст
Евразия выше других материков. На её территории расположены высочайшие горные системы ( Гималаи — Джомолунгма-8848м.) Равнины отличаются огромными размерами. В Евразии велики колебания высот. Разница между впадиной Мёртвого моря и Гималаями превышает 9км. В основании лежит Евразийская литосферная плита, участки которой так же, как и горные области имеют разный возраст и обозначаются в картах различными цветами. В пределах материка выделяются два сейсмических пояса: Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский.
Цель: знать различия форм рельефа, уметь группировать по предложенным параметрам
Задание 2: Заполните таблицу, пользуясь тектонической картой атласа.
Тектонические структуры и формы рельефа Евразии.
Тектоническая структура
Цвет
Соответствующие формы рельефа
Полезные ископаемые
Платформы
Байкальская складчатость
Каледонская складчатость
Герцинская складчатость
Мезозойская складчатость
Кайнозойская складчатость
Слайд 2
Устно объясните свой ответ.
А) Слайд 3
Б) Слайд 4,5
Слайд 6
Внимание!
На выполнение этого этапа вам отводится
6 мин.
Задания выполняются при помощи физической карты Евразии (атлас с.48)
Слайд 7
Слайд 8
На работу с таблицей отводится 12 мин
Материал о горных поясах и великих извержениях
Слайд 9,10,11,12,13
Контроль. Проверьте правильность заполнения таблицы, исправьте ошибки.
На проверку
2 мин.
Слайд 14
УЭ-3
ОМ-4
ОМ-5
УЭ-1
ОМ-6
Цель. Дополнить полученные знания по теме.
Задание 1. Во время просмотра презентации учителя по теме «Горные системы мира», выполняйте задание 2.
Задание 2. Заполните таблицу, используя приложения в учебнике с.279, физическую карту Евразии в атласе с.48 . Действуйте по образцу.
Таблица «Горные системы Евразии
и их наивысшие точки»
Задание 3. На к.к. Евразии простым карандашом обозначьте порядковыми номерами наивысшие точки материка.
Контроль. Проверьте свою работу, сравнив её с правильными ответами на экране. Исправьте ошибки.
Информация о самой глубокой впадине суши и разнообразии равнин Евразии.
Задание. Пользуясь текстом учебника с.186, дайте характеристику крупнейших равнин Евразии в виде таблицы.
Подпишите данные равнины на контурной карте.
Выходной контроль.
Цель: Закрепить знания по изучаемой теме: ответить на вопросы и выполнить тесты; исправить ошибки.
Цель: Оценить полноту усвоения изученного материала.
Задание : тестовое задание выполняется с выбором одного верного ответа из предложенных. Ответ на вопрос вписывается в свободное место в бланке.
Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов; определив правильный ответ,занесите его в бланк ответов
Бланк ответов
А1. Горы, имеющие максимальную высоту в мире:
1) Гималаи 2) Карпаты 3) Альпы 4) Скандинавские
А2 . Наименьшую высоту от уровня моря в Евразии имеет:
1) Прикаспийская низменность 2) Индо-Гангская низменность 3) Месопотамская низменность 4) Мёртвое море
А3. В Италии, Турции, Греции возможны землетрясения, так как территории этих стран расположены в пределах областей:
1) байкальской складчатости 2) каледонской складчатости
3) кайнозойской складчатости 4) на платформе
А4. Название какой горной системы – «Крыша мира»:
Уральские горы 2) Памир 3)Тянь-Шань 4)Гималаи
А5. В основании материка лежит:
1) литосферная плита 2) платформа
3) горные складчатые области 4) сейсмические пояса
Контроль. Проверьте свою работу, сравнив бланк ответов с правильными ответами на экране. Неправильные ответы зачёркивайте крестиком (Х); подсчитайте количество ошибок и оцените свою работу.
Оценку поставьте в последнем столбце бланка. Исправьте ошибки и проанализируйте их
Подведение итогов урока, рефлексия.
Прочитайте цель урока.
Достигли ли вы цели урока?
Оцените свою работу на уроке, подчеркнув соответствующее слово: «отлично», «хорошо», «плохо».
Домашнее задание: Проработайте материал модуля ещё раз, исправьте ошибки и проанализируйте их.
Выполните задание 3 из модуля ОМ -3,
задание из модуля ОМ-4.
Слайд 15-19
На этом этапе можете пользоваться атласом.
На работу вам отводится 15 мин
Слайд 20
На проверку
2 мин.
Слайд 21,22,23
«5» без ошибок
«4»1 ошибка
«3»2 ошибки
«2» более 3 ошибок.
ВНИМАНИЕ!
На выполнение этого этапа вам отводится
3 мин.
По истечении этого времени работу заканчивайте,
В пустых клеточках ставьте крестики.
2мин
Слайд 24
Источник