Урок географии по теме полезные ископаемые

Урок географии по теме полезные ископаемые thumbnail

Тема: Полезные ископаемые 6 класс

(интегрированный урок: география + технология)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель технологии

– Добрый день, ребята. Мы рады видеть вас на нашем уроке.

Сегодня у нас интегрированный урок по географии и технологии.

— Ребята посмотрите, перед вами на столах лежат все необходимые материалы, которыми мы будем пользоваться во время урока (карта урока — лист, на котором мы будем записывать все необходимое, коллекция минералов, карта тектоническая, песок для выполнения практической работы).

  1. Изучение новой темы

Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Учитель географии

Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите, какие сказки на них изображены? (Слайд 2,3,4)

— О чем говорится в сказках?

— А кто автор сказок? (Слайд 5)

Итак, давайте сформулируем тему урока. (Ответы учащихся).

Итак, тема урока: «Полезные ископаемые» (Слайд6)

Цель урока: Изучить полезные ископаемые, их особенности размещения. Показать практическое применение полезных ископаемых в хозяйстве и в искусстве. (слайд 7 ) висит

— Давайте запишем тему урока в карту урока перед вами.

— Изучая полезные ископаемые, чтобы вы хотели узнать? (Дети задают вопросы)

Проблема: Как вы думаете? «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»

(Дети отвечают: да, нет, объясняют свой выбор.)

— Скажите, а какие пол.ископ. есть у вас дома?

— У вас на столах лежат коллекции минералов и горных пород, давайте посмотрим, какими полезными ископаемыми богата наша земля?

Техника безопасности, открываем аккуратно, не нюхаем….

— Разберите коллекции, Чем они отличаются друг от друга? (слайд 8 ),

— Скажите, какое происхождение имеют горные породы и минералы?

— Назовите вулканические, осадочные, метаморфические пол.ископ., которые есть в коллекции.

— Давайте заполним таблицу (слайд 9)

— А все ли полезные ископаемые образовались на земле? (слайд 10 ),

— А есть ли ядовитые, не пригодные человеку минералы? (слайд 11 ),

А как вы думаете, есть ли минералы в организме человека?

Учитель технологии:

Железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми.

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли.

Полезные – потому, что служат человеку, т. е. создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят.Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

— А как вы думаете, где применяются полезные ископаемые? ответы учащихся

(Слайд 12 )

Железная руда применяется в металлургии, Каменный уголь, торф, нефть и газ в топливной промышленности, песок, гранит, глина, известняк в строительстве, соль в пищевой промышленности, а газ нефть и уголь в текстильной промышленности.

Вывод т.е без полезных ископаемых не может обойтись ни она промышленность

Учитель географии

— Давайте запишем:

Полезные ископаемыеэто минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве (слайд 13)

Минералы это – …это однородные тела, состоящие из одного вещества. Например: вода, золото, кварц, полевой шпат и т.д.

— По состоянию веществ минералы бывают твердыми, жидкими, газообразными. Минералы в чистом виде в природе встречаются редко, чаще они бывают в составе горных пород.(слайд 14)

— А что такое горные породы?

— Горные породы это — сочетание нескольких минералов или скопление одного в большом количестве в земной коре.
Например: гранит состоит из: кварца, полевого шпата, слюды.…. (Слайд15 )

— Ребята, скажите, Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны? Как добывают такие полезные ископаемые как песок, известняк, уголь, глину…и др.

— Хорошо, действительно есть разные способы добычи полезных ископаемых: в карьерах, шахтах, на дне морей и океанов…(слайд16)

— Хорошо, давайте поработаем с физической картой, определим, как располагаются полезные ископаемые.

— Давайте откроем тектоническую карту мира (интерактив) здесь показаны основные полезные ископаемые.

— Посмотрите на …., какие пол.ископ. здесь можно увидеть? Равнины…

— Посмотрите на …., какие пол.ископ. здесь можно увидеть? Горы….

Ребята, скажите, какую закономерность можно выявить в расположении полезных ископаемых..(ответы учащихся)

Запишем вывод в карте урока.

— А теперь немного отдохнем и отгадаем (филворд 17)

Отлично, молодцы. Нашли все пол.ископ.

Учитель технологии:

— В начале урока было сказано, что ископаемые называются полезные – потому что, служат человеку. Они обеспечивают развитие черной и цветной металлургии, топливной, химической, пищевой, легкой промышленности. Используются для строительства мостов, дорог, производства кирпича, посуды, стекла. Сельское хозяйство не может обойтись без удобрений и топлива.

Но, подробнее мы, сегодня, поговорим об использовании полезных ископаемых в декоративно-прикладном искусстве.

  1. Проверка домашнего задания

Читайте также:  Рецепт пп маффинов для полезного питания

На прошлом уроке вам было дано самостоятельное творческое задание, подготовить сообщения по теме: «Изделия декоративно-прикладного искусства, в которых используются горные породы и минералы». Прошу сейчас представить свою работу.

Ответы учащихся:

1 УченикВ 1719 по указу Петра I был создан АЛМАЗНЫЙ ФОНД Российской Федерации, государственное собрание драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих историческую, художественную и материальную ценность, а также уникальных золотых и платиновых самородков (слайд18 )

Экспозиция включает в себя два зала: исторический, в котором представлены предметы, принадлежавшие членам российской императорской семьи, и современный, где экспонируются самые большие слитки золота и платины, найденные в России, алмазы-гиганты и современные ювелирные изделия.

Среди наиболее ценных экспонатов Фонда: корона Российской империи, выполненная в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II. Ее украшают 5 тыс. бриллиантов и 75 жемчужин, это самая дорогая в мире корона (слайд 19 )

Вмонтированный в золотой браслет плоский портретный алмаз (площадь 7,5 см2), дореволюционные и иностранные ордена, (слайд 20 ) лучшие образцы ювелирных изделий из драгоценных камней 18-19 вв. (алмазов, бриллиантов, изумрудов, сапфиров, александритов,); полудрагоценных и поделочных камней.

2УченикВискусстве применяются не только драгоценные и поделочные камни, но и глина (слайд 21 )

Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (около 27в. до н. э.). Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину.

Изделия украшаются вылепленным орнаментом. Постепенно керамика разных местностей обретает разнообразие форм и орнаментов. В 6 тыс. до н. э. в ряде регионов преобладает расписная керамика.

Расписная керамика Древней Греции оказала огромное влияние на развитие всего мирового декоративно-прикладного искусства. Широко известны разнообразные типы древнегреческих ваз, украшенные искусными узорами

(слайд 22 )

3УченикМайоликовые изделия были распространены в странах Древнего Востока (слайд 23 )

МАЙОЛИКА — это вид керамики, изделия из цветной обожженной глины, покрытые глазурью. В Древней Руси искусство майолики знали уже в 11 в. В 1724 году в Москве появился первый русский керамический завод, основанный купцом Афанасием Гребенщиковым. (слайд24 ) Он может по праву называться родоначальником русской керамической промышленности.

В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду, а в конце того же 17 в. освоили изготовление «муравленой» посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве.(слайд 25 )

4Ученик Один из русский художественный промыслов – это ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. (слайд 26 ) Промысел имел семейную организацию — игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.

Для их производства используется красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком.

Аналог дымковской игрушки отсутствует. Яркая, нарядная она стала своеобразным символом Вятской земли.

Учитель технологии:

Хорошо, ребята. А теперь обратите внимание на экран (слайд 27 ), как вы думаете, из чего сделаны эти изделия?…..

Да, это цветной песок.

Каждый из нас любит строить «песчаные замки», лепить различные фигурки из песка. Только представьте себе ты сидишь на берегу, и пересыпаешь горячий песок. Из совочка в ведерко, из ладони в ладонь… Все это первые шаги к песчаным картинам и прекрасный способ разнообразить свою творческую деятельность.

V. Практическая работа.

Сейчас мы с вами попробуем сделать такую небольшую картинку.

Для создания картин песком вам потребуется:

• песок разных цветов

• карандаш или маркер – нарисовать вашу картину;

• клей «ПВА»,

• плотная бумага ;

• поднос – для дополнительного песка.

Все это у вас имеется на столах

1.Итак, принцип изготовления картины предельно прост: на своем листе рисуете наметки или контуры вашей будущей картины. Делать это вы можете самостоятельно — «от руки», или же воспользоваться трафаретом.

2.Далее, выбирается первый участок для прокраски, и аккуратно, не заходя за границы сектора, прокрашивается клеем ПВА.
3..После этого, на клейкую зону насыпается песок нужного цвета, а излишки аккуратно стряхиваются.

4. Постепенно, нужно засыпать все сегменты картины песком, стряхивая лишний песок на поднос.

5. В случае образования просветов, после смахивания песка, нужно дополнительно проклеить эти места и досыпать на них песок соответствующего цвета.

Все понятно? Вопросы есть?

Повторение техники безопасности. (Слайд 28 )

Но прежде чем приступить, к ее выполнению необходимо повторить технику безопасности.

Я говорю предложение, а вы отвечаете «да» или «нет»

  1. Работу начинать только с разрешения учителя. Да

  2. Можно самостоятельно менять рабочее место. Нет

  3. От правильной организации рабочего места зависит качество вашей работы. Да

  4. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. Да

  5. Можно пользоваться на уроке токсичным клеем. Нет

  6. После окончания работы убирать рабочее место. Да

Читайте также:  Что такое снимок и чем он полезен

Вывод: вовремя практических работ необходимо соблюдать технику безопасности, следовать строго по инструкции во избежание каких либо травм, слушать объяснения учителя и аккуратно выполнять задание.

Перед вами (слайд 29 )

Инструкционная карта изготовления картины из цветного песка или соли.

п/п

Последовательность операций

Рисунок операций

1

Перед вами плотные листы картона формата А-4 с нанесенным рисунком, цветной песок и клей.

hello_html_m4e0f068b.jpg

2

Начинать работу нужно с мелких фрагментов.

Сначала наносим клей на мелкие детали рисунка, одного цвета, потом другого цвета. Осторожно сыпем песок на детали, ждем высыхания приклеенного песка, лишнее стряхиваем.

hello_html_7f62183a.jpg

3

После того как все мелкие фрагменты рисунка будут оклеены, можно приступать к крупным деталям.

Также как и в случае с мелкими деталями, сначала наклеиваем песок одного цвета, потом другого цвета и так последовательно один цвет за другим полностью всю картину покрываем цветным песком.

hello_html_6f5659af.jpg

hello_html_781b303a.jpg

4

Просушите картину в течение суток.

hello_html_m6dba4fc8.jpg

— Давайте посмотрим, что у вас получилось, скажите, как тема ваших работ связана с темой урока. Ответы учащихся и демонстрация работ.

VI. Итог урока:

Сегодня на уроке вы хорошо отвечали по географии, отлично работали на уроке технологии, узнали, что Земля богата полезными ископаемыми. Они не только дают свет и тепло, но и уют, и красоту вашему дому.

— Скажите, с какими понятиями мы познакомились на уроке?

– Какая учебная цель стояла у нас на уроке? (Слайд 30) (Ответы учащихся)

— Как вы думаете, ребята, достигли ли мы цели?

— Давайте посмотрим, ответили ли мы на свои вопросы?

— Давайте отметим на доске свое настроение, понравился ли вам урок?

Молодцы! Спасибо за урок! До свидания.

Источник

Урок – поиск. Тема :Полезные ископаемые

Место урока: 6 класс, третий урок в теме «Литосфера».

Цель урока: Формирование представлений о полезных ископаемых их использование и принципах размещения.

Тип урока:Комбинированный: практическая работа, построенная на технологии критического мышления с использованием поискового метода.

Учитель: Пикалова Е.В.

Оборудование:

1. Настенные карты: Физическая Евразия, контурная полушарий;

2. Компьютер с мультимедийным проектором;

3. Видеопрезентации, подготовленные ребятами: «Полезные ископаемые вокруг нас», «Профессия геолог»; 4. Коллекция полезных ископаемых с раздаточным материалом;

5. Учебник «География 6 класс» Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский с печатной рабочей тетрадью;

6. Карточки индивидуальных групповых заданий;

Планируемые результаты.

Предметные:

1. Давать определение терминов, понятий по тематике урока;

2. Классифицировать полезные ископаемые;

3. Приводить примеры использования полезных ископаемых в повседневной и хозяйственной деятельности человека;

4. Уметь видеть в окружающей среде результаты труда других людей, с использованием природных ресурсов.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1. Находить достоверные сведения в источниках географической информации;

2. Анализировать и обобщать тематическую информацию;

3. Осуществлять поиск информации для решения учебных задач по теме урока.

1. Коммуникативные УУД:

1) Организовывать работу в паре и группе;

2) Активно участвовать в групповой практической работе, излагать свое мнение, прислушиваясь к мнению одноклассников .

2. Личностные УУД:

1) Аргументировано оценивать свою работу и работу одноклассников;

2) Уметь исправлять ошибки;

3. Регулятивные УУД:

1)Определять самостоятельно цель и тему урока;

2) Выдвигать гипотезы предположения;

3) Устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные результаты:

1)Осознание целостности мира;

2)Понимание значения полезных ископаемых в жизни человека, их многообразие и вариативность использования;

3)Формирование познавательного интереса к профессии геолог.

ХОД УРОКА

I.Самоопределение к    учебной    деятельности. Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное  сообщение  учителя. Здравствуйте, ребята! Я рада  видеть вас на нашем уроке, но на урок вы пришли с разным настроением — отразите его, подняв «Смайлик — настроения». 

Подготовка класса к работе.  Поднимают смайлики(желтый-хорошее настроение, синий- грустное, зеленый-безразличное)

II. Фронтальный опрос-повторение с целью «погружения» в тему урока.

Я рада , что вы с хорошим настроением приступаете к уроку. Давайте с этим же настроением ответим на вопросы по домашнему заданию

Вопросы учителя:

— какую оболочку Земли мы изучаем?

— каково строение литосферы?

— сколько вам известно горных пород и минералов? Какие вам известны горные породы и минералы ?

-на какие группы делятся горные породы и минералы?

-можно ли на равнинной территории найти горные породы, почему ?

Предметные: развитие логического мышления и памяти.

Коммуникативные УУД:

ясно формулировать ответы на вопросы.

III. Изучение нового материала.

1)Определение новой темы

— Как вы думаете, нужны ли горные породы и минералы человеку в его хозяйственной деятельности?

Читайте также:  Чем полезен клевер и как его пить

— Предположите, как могут называться минералы и горные породы, полезные человеку в хозяйственной деятельности? (полезные)-записать на доске это слово

— как люди их добывают? (выкапывают)записать на доске

— Попробуйте сформулировать тему нового урока . Запишите ее в маршрутном листе.

Регулятивные УУД:

— самостоятельно формулировать тему урока

Познавательные УУД:

— строить логические рассуждения..

2) Целепологание

Как вы понимаете словосочетание «полезные ископаемые?»

Что вы знаете о них?

Заполните в «Маршрутном листе урока» таблицу

«О полезных ископаемых я…» (1 столбик)

1

я Знаю

2

Хочу знать

3

Узнал (а)

Заслушать 1-2 ответа.

Как вы считаете ваших знаний достаточно для компетентного разговора о полезных ископаемых ?

Давайте сформулируем цель урока, какие задачи нам надо решить для достижения данной цели ?

Со многими ответами я согласна… Итак, …

Заслушать ответы и СКАЗАТЬ цель самой ПРАВИЛЬНО

Личностные УУД:

-понимать смысл своей деятельности,

-ставить перед собой учебную цель

3) индивидуальная работа с текстом учебника.

Составление кластера «Виды П.И.»

Учитель:На пути к цели урока предлагаю выполнить практическую работу с названиями полезных ископаемых, которые лежат у вас на столах.(карточки с названиями П.И.)

По какому принципу вы можете провести классификацию –разделить — П.И.?

(если сразу не догадаются, предложить разделить П.И., на группы. Если предложат поделить по способу происхождения, обратить внимание на то, что этот принцип мы использовали на прошлом уроке. Подвести детей к тому, что уголь и торф горят, их можно использовать в качестве топлива, а другие П.И. – нет. Значит, можно классифицировать П.И. по особенностям использования. Полезные ископаемые которые горят и выделяют энергию в виде тепла и света человек с давних пор использует в качестве топлива. Подумайте как может называться этот вид П.И.? Если в состав горной породы входят металлы, то ее называют рудой. Предположите, как может называться следующий вид П.И.(рудные)

Коммуникативные УУД

-работать в группе

Регулятивные УУД

-развитие логического мышления

Познавательные УУД

-Умение выделять главное в тексте выбирать четко нужную информацию.

-Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых.

IV. Защита ребятами исследовательского проекта «Кто такой геолог и где можно получить эту профессию»

Кто знает, как называется крупное скопление полезных ископаемых в земной коре? (месторождение, бассейн)

-каким способом добывают топливные полезные ископаемые (буровая установка, карьерный способ, шахтная добыча угля)-дописать в схеме на доске, как добываются рудные полезные ископаемые (карьер-тимберлитовые трубки при добыче алмазов изумрудов, шахты –на слайде показать)

— Ребята, а как люди узнают, в каком именно месте находятся месторождения П.И.?

_ Люди какой профессии занимаются поиском П.И.?

Таня самостоятельно приготовила небольшое сообщение о людях этой профессии, послушайте, может быть среди вас учится будущий специалист геолог

(заслушивают доклад о геологах)

Выполнение физминутки

Личностные УУД

— расширять кругозор в вопросах профориентации;

-воспитание любви к своей Родине, гордость за нее.

V. Путешествие по карте.

Знакомство с условными знаками.

Обратить внимание на форзац атласа, где находится легенда к картам.

Показывая пунсоны П.И., попросить определить учащихся, что они обозначают.

Повторно предложить открыть физическую карту РФ и показать месторождения нефти, газа, железа и т.д.

— Какая существует закономерность в размещении полезных ископаемых и форм рельефа?

-Сделайте вывод – богата ли Россия полезными ископаемыми?

— А нашей малой родине – Ставропольскому краю — есть чем похвалиться в этом отношении? Сначала спросить детей

-Добыча каких полезных ископаемых происходит в Благодарненском районе ? (назвать и полказать фото карьеров Спасского,Бурлацкого,Благодарненского-песчаного и каменного)

(сообщения учащихся о П.И. Ставропольского края)

А теперь я предлагаю поработать в парах и из предложенного перечня полезных ископаемых выбрать те (подчеркнуть) которые используются при (листы одни и те же с набором из 20-25 полезных ископаемых)

Название группы указаны на листке

— строительстве зданий и сооружений

— в машиностроении и металлургии

— в производстве ювелирных украшений

— в снабжении теплом и энергией людей страны

Познавательные УУД

-находить достоверную информацию в источниках геоинформации.

VI. Проверка усвоения материала.

Ну чтож ребята урок подходит к своему логичному завершению.

Давайте устно заполним последний столбец таблицы урока- я узнал… Как вы думаете задачи поставленные в начале урока выполнены вами ?

Я предлагаю выполнить тестовую работу на оценку(не более 5 вопросов).

Обмен листами, сверка с оригиналом.

Выставление оценок.

VII. Рефлексия

Мне сегодня понравилась ваша работа, дополнительно я хочу отметить работу САШИ МАШИ , какое настроение у вас к концу урока? подняв «Смайлик — настроения». 

Домашнее задание: параграф 11; письменно ответить на вопрос№2 из «Сложных»; устно подумать: бывают ли бесполезные ископаемые?

Поднимают смайлики( желтый-хорошее настроение, синий- грустное, зеленый-безразличное)

Источник