Урок информатики полезная и не полезная информация
Урок информатики в 8 а классе
Учитель: Ахметгалина Ф.М.
Тема: Информация. Свойства информации.
Цели урока:
— помочь учащимся усвоить понятие информации, свойства информации, единицы измерения объема информации;
— воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
— развитие познавательных интересов, навыков самоконтроля, умения конспектировать.
Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация, проектор, карточки с тестами
План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний
III. Изучение нового материала
IV. Закрепление. Выполнение упражнений
V. Итоги урока
VI. Домашнее задание
Ход урока:
I. Орг. момент. Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы говорили о появлении термина «информатика». Давайте вспомним, откуда происходит «информатика», что это за наука, что она изучает и что такое компьютер.
Информатика – это техническая наука, определяющая сферу деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.
Компьютер – универсальный прибор для обработки информации.
То есть мы учимся работать с информацией с помощью компьютера. Поэтому сегодня мы поговорим о том, что такое информация.
III. Изучение нового материала
Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что-то новое — получаем информацию. Термин «информация» в переводе с латинского означает «разъяснение, изложение, набор сведений». Информация — это очень емкое и глубокое понятие, которому не просто дать четкое определение.
Информацию вы получаете из разных источников: когда читаете, слушаете, смотрите телепередачу или разглядываете картину, дотрагиваетесь до предмета или пробуете какую-нибудь еду. Информация несет человеку знания об окружающем мире. В наши дни человечество накопило огромное количество информации! Подсчитано, что общая сумма человеческих знаний до недавнего времени удваивалась каждые 50 лет. Сейчас объем информации удваивается через каждые два года. Представьте себе колоссальную библиотеку, содержащую эти сведения! От умения человека правильно воспринимать и обрабатывать информацию зависит во многом его способность к познанию окружающего мира.
Мир вокруг нас полон всевозможных образов, звуков, запахов, и всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. С их помощью человек формирует свое первое представление о любом предмете, живом существе, произведении искусства, явлении и пр.
Глазами люди воспринимают зрительную информацию;
Органы слуха доставляют информацию в виде звуков;
Органы обоняния позволяют ощущать запахи;
Органы вкуса несут информацию о вкусе еды;
Органы осязания позволяют получить тактильную информацию.
Виды информации, которые человек получает с помощью органов чувств, называют органолептической информацией. Практически 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% — посредством органов слуха и только 1% — при помощи остальных органов чувств.
Люди, обмениваясь между собой информацией, постоянно должны задавать себе вопросы: понятна, актуальна и полезна ли она для окружающих, достоверны ли полученные сведения. Это позволит лучше понять друг друга, найти правильное решение в любой ситуации. Вы постоянно анализируете свойства информации, часто не придавая этому значения. В повседневной жизни от свойств информации часто зависят жизнь и здоровье людей, экономическое развитие общества.
Воспринимая информацию с помощью органов чувств, человек стремится зафиксировать ее так, чтобы она стала понятной и другим, представляя ее в той или иной форме.
Музыкальную тему композитор может наиграть на пианино, а затем записать с помощью нот. Образы, навеянные все той же мелодией, поэт может воплотить в виде стихотворения, хореограф выразить танцем, а художник — в картине.
Человек выражает свои мысли в виде предложений, составленных из слов. Слова, в свою очередь, состоят из букв. Это — алфавитное представление информации.
Форма представления одной и той же информации может быть различной. Это зависит от цели, которую вы перед собой поставили. Таким образом, информацию можно представить в различной форме:
в знаковой письменной
символьную в виде текста, чисел, различных символов (текст учебника);
графическую (географическая карта);
табличную (таблица по физике);
в виде жестов или сигналов (светофор);
устной словесной (разговор).
Форма представления информации очень важна при ее передаче. В разные времена люди передавали информацию в различной форме с помощью: речи, дыма, забавного боя, звона колоколов, письма, телеграфа, радио, телефона, факса. Независимо от формы представления и способа передачи информации, она всегда передается с помощью какого-либо языка.
Основу любого языка составляет алфавит — набор однозначно определенных знаков (символов), из которых формируется сообщение.Языки делятся на естественные (разговорные) и формальные. Алфавит естественных языков зависит от национальных традиций. Формальные языки встречаются в специальных областях человеческой деятельности (математике, физике, химии и т. д.). В мире насчитывается около 10 000 разных языков, диалектов, наречий. Многие разговорные языки произошли от одного и того же языка. Например, от латинского языка образовались французский, испанский, итальянский и другие языки.
Каждый народ имеет свой язык, состоящий из набора символов (букв): русский, английский, японский и многие другие. Вы уже познакомились с языком математики, физики, химии. Представление информации с помощью какого-либо языка часто называют кодированием.
Код — набор символов (условных обозначений) для представления информации.
Кодирование — процесс представления информации в виде кода.
Вы встречаетесь с кодированием информации при переходе дороги по сигналам светофора. Код определяет цвета светофора — красный, желтый, зеленый, основу естественного языка, на котором общаются люди, тоже положен код. Только в этом случае он называется алфавитом. При разговоре этот код передается звуками, при письме — буквами. Одну и туже информацию можно представить с помощью различных кодов. Например, запись разговора можно зафиксировать посредством русских букв или специальных стенографических значков. По мере развития техники появлялись разные способы кодирования информации. Во второй половине XIX века американский изобретатель Сэмюель Морзе изобрел удивительный код, который служит человечеству до сих пор. Информация кодируется тремя «буквами»: длинный сигнал (тире), короткий сигнал (точка) и отсутствие сигнала (пауза) для разделения букв. Таким образом, кодирование сводится к использованию набора символов, расположенных в строго определенном порядке.
Люди всегда искали способы быстрого обмена сообщениями. Для этого посылали гонцов, использовали почтовых голубей. У народов существовали различные способы оповещения о надвигающейся опасности: барабанный бой, дым костров, флаги и т. д. Однако использование такого представления информации требует предварительной договоренности о понимании принимаемого сообщения. Знаменитый немецкий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц предложил еще в XVII веке уникальную и простую систему представления чисел. «Вычисление с помощью двоек… является для науки основным и порождает новые открытия… при сведении чисел к простейшим началам, каковы 0 и 1, везде появляется чудесный порядок».
Сегодня такой способ представления информации, с помощью языка содержащего два символа 0 и 1, широко используется в технических устройствах.
Эти два символа 0 и 1 принято называть битами (от англ. binary digit – двоичный знак).
Бит – наименьшая единица измерения информации и обозначается двоичным числом.
Более крупной единицей изменения объема информации принято считать 1 байт, который состоит из 8 бит.
1 байт = 8 битов.
Инженеров такой способ кодирования привлек простотой технической реализации — есть сигнал или нет сигнала. С помощью этих двух цифр можно закодировать любое сообщение.
1 Кбайт(Килобайт) = 1024 байт = 210 байт
1 Мбайт(Мегабайт) = 1024 Кбайт = 220 байт
1 Гбайт(Гигабайт) = 1024 Мбайт = 230 байт
III. Закрепление. Выполнение упражнений
1.Выполнение теста «Информация»
2. №5, №7 (письменно)
VI. Итог урока.
Подведение итога урока. Выставление оценок.
На уроке мы узнали, что же такое информация, обсудили свойства и формы представления информации, познакомились с двоичным кодом и узнали в каких единицах измеряется информация.
IV. Домашнее задание
Знать, что такое информация, свойства информации, единицы измерения объема информации.(повторить определения понятий)
Источник
Основные термины (генерируются автоматически): класс, учитель информатики, час, программа, учитель, график функций, информационная компетенция, программное обеспечение, текстовой редактор, урок информатики.
Похожие статьи
О применении информационных технологий в уроках…
Информационная компетентность учителя становится одним из условий эффективности современного урока.
Использование ИКТ на уроках информатики позволяет: − сделать урок более интересным, наглядным
Об особенностях конструирования урока информатики и ИКТ…
Современный урок информатики, как правило, состоит из двух частей: теоретической и практической.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
+ УРОК — учебный час, посвященный учебному предмету.
Современный урок информатики условиях введения ФГОС
Ключевые слова: урок, урок информатики. Задачей учителя на уроках информатики является формирование у ученика информационной компетентности — одного из основных приоритетов в современном общем образовании…
Содержание педагогической системы формирования…
Учителям информатики проводить интегрированные уроки с учителями других дисциплин, совместными усилиями разрабатывать интерактивные уроки
Программно—информационные продукты (Электронный словарь, Информационно-поисковая система, Экспертная система).
Технологическая карта урока информатики | Статья в журнале…
Учебник (УМК): Н. Д. Угринович, 2013 «Информатика 8 класс». Тема урока: Диаграммы в электронных таблицах. Тип урока: урок открытия новых знаний. Оборудование: компьютеры, проектор. Программное обеспечение:Windows 7, MSOffice 2007.
Метапредметные связи на уроках информатики
Урок информатики, использующий ИКТ — технологии, позволяет учащимся перейти от
В тему «Программное обеспечение компьютера» включаю нормы и правила использования
Отрабатывая навыки работы в текстовом редакторе, записываем формулы, подстрочные и…
Применение технологии смешанного обучения в модели…
На уроке теперь учитель организует совместную деятельность по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов и т. д. На учебном занятии
Общая часть. УМК: Информатика, 8 класс (ФГОС), Н. Д. Угринович,2015 год.
Компетентностный подход в обучении информатики
подход, преобразование информации, компетенция, работа, умение, задача, урок информатики, внеурочная деятельность, образовательный процесс, программное обеспечение.
Анализ учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе…
— работать с системным программным обеспечением; — работать с операционной системой; — работать с офисными программами Microsoft
Необходимо, чтобы учитель больше внимания уделял организации учебно-воспитательной деятельности учащихся на уроке, направлял их на…
Похожие статьи
О применении информационных технологий в уроках…
Информационная компетентность учителя становится одним из условий эффективности современного урока.
Использование ИКТ на уроках информатики позволяет: − сделать урок более интересным, наглядным
Об особенностях конструирования урока информатики и ИКТ…
Современный урок информатики, как правило, состоит из двух частей: теоретической и практической.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
+ УРОК — учебный час, посвященный учебному предмету.
Современный урок информатики условиях введения ФГОС
Ключевые слова: урок, урок информатики. Задачей учителя на уроках информатики является формирование у ученика информационной компетентности — одного из основных приоритетов в современном общем образовании…
Содержание педагогической системы формирования…
Учителям информатики проводить интегрированные уроки с учителями других дисциплин, совместными усилиями разрабатывать интерактивные уроки
Программно—информационные продукты (Электронный словарь, Информационно-поисковая система, Экспертная система).
Технологическая карта урока информатики | Статья в журнале…
Учебник (УМК): Н. Д. Угринович, 2013 «Информатика 8 класс». Тема урока: Диаграммы в электронных таблицах. Тип урока: урок открытия новых знаний. Оборудование: компьютеры, проектор. Программное обеспечение:Windows 7, MSOffice 2007.
Метапредметные связи на уроках информатики
Урок информатики, использующий ИКТ — технологии, позволяет учащимся перейти от
В тему «Программное обеспечение компьютера» включаю нормы и правила использования
Отрабатывая навыки работы в текстовом редакторе, записываем формулы, подстрочные и…
Применение технологии смешанного обучения в модели…
На уроке теперь учитель организует совместную деятельность по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов и т. д. На учебном занятии
Общая часть. УМК: Информатика, 8 класс (ФГОС), Н. Д. Угринович,2015 год.
Компетентностный подход в обучении информатики
подход, преобразование информации, компетенция, работа, умение, задача, урок информатики, внеурочная деятельность, образовательный процесс, программное обеспечение.
Анализ учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе…
— работать с системным программным обеспечением; — работать с операционной системой; — работать с офисными программами Microsoft
Необходимо, чтобы учитель больше внимания уделял организации учебно-воспитательной деятельности учащихся на уроке, направлял их на…
Источник
К слову «информация» мы привыкли давно. Информацию нам несут другие люди, всевозможные предметы и явления. Правильно информацию можно получить из телевизора, книг, компьютера, по радио, увидеть на улице (на афишах, объявлениях). Т.е. каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации либо об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах. Есть различные типы сигналов, с помощью которых мы получаем информацию: световые, звуковые, тепловые, механические, электрические и другие.
Информация для человека — это содержание получаемых им сообщений, расширяющее знания человека об окружающем мире и протекающих в нем процессах.
Сигналы могут быть непрерывными или дискретными.
Непрерывный сигнал принимает бесконечно множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов.
Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами.
Сигнал называется непрерывным, если его параметр может принимать любое значение в пределах некоторого интервала (рис. 1).
Сигнал называется дискретным, если его параметр может принимать конечное число значений в пределах некоторого интервала (рис. 2).
Рис. 1.
Рис. 2.
Пример:
Примерами непрерывных сигналов могут быть музыка, речь, изображения, показания термометра (высота столба ртути может быть любой и представляет собой ряд непрерывных значений).
Примерами дискретных сигналов могут быть показания механических или электронных часов, тексты в книгах, показания цифровых измерительных приборов и т.д.
Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств: орган зрения (глаза), орган слуха (уши), орган вкуса (язык), орган обоняния (нос), орган осязания (кожа).
Рис. 3.
Виды информации:
- визуальная (мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов);
- аудиальная (воспринимается звуковая информация — речь, музыка, звуковые сигналы, шум);
- вкусовая (можно получить информацию о том, каков предмет — горький, кислый, сладкий, соленый);
- обонятельная (люди воспринимают запахи);
- тактильная (человек получает информацию о температуре предмета — тёплый или холодный, о качестве его поверхности — гладкий или шероховатый и т.д.).
Здоровый человек получает около (80−90)% информации при помощи органов зрения (визуально), при помощи органов слуха (аудиально) — примерно (8−15)%, а при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания) — только (1−5)%.
При утрате одного из информационных каналов (зрения, слуха, вкуса, обоняния или осязания) усиливается информационная роль других каналов.
Свойства информации — это объективность, достоверность, полнота, актуальность, полезность и понятность.
- Объективная информация — информация, не зависящая от чьего-либо мнения, суждения.
- Достоверная информация — информация, отражающая истинное положение дел.
- Полная информация — информация, достаточная для понимания ситуации и принятия решения.
- Актуальная информация — информация, важная и существенная для настоящего времени.
- Полезная информация — информация, оцениваемая по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.
- Понятная информация — информация, выраженная на языке, доступном для получателя.
Пример:
Объективная информация: Москва — столица России; необъективная информация: все ребята 7 класса отличники.
Достоверная информация: сейчас в 7 классе урок информатики; недостоверная информация: в 7 классе учатся 22 человека.
Полная информация: у мамы день рождения 20 июня; неполная информация: у мамы день рождения летом.
Актуальная информация: сегодня Саше подарят собаку; неактуальная информация: летом 2015 года Саша ходил в поход.
Полезная информация: в дождливую погоду возьмите зонт; бесполезная информация: в 1996 году были сильные дожди.
Понятная информация: пожарная сирена – сигнал к эвакуации; непонятная информация: 火灾报警信号撤离.
Источник