Урок эмоции полезные и вредные для здоровья

Зульфия Юсупова
Конспект занятия «Эмоции и здоровье»

Тема: «Эмоции и здоровье»

Цель: обучать приёмам снятия отрицательных эмоций как одному из способов сохранения психического здоровья; воспитывать культуру общения.

Задачи:

1. Формировать у учащихся понятие о видах эмоций (положительных и отрицательных).

2. Развивать умения учащихся различать разные виды эмоций;

3. Учить детей способам снятия негативных эмоций;

4. Воспитывать чувства взаимопонимания и помощи друг к другу.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, карточки с заданиями на каждого ребенка, разрезные картинки «Собери эмоции», мячи (синий, жёлтый), фломастеры, ручки, очки, шары, призы, смайлики.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Приветствие.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день! «;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

С каким настроением вы сегодня пришли на занятие? (покажите с помощью смайликов).

Я надеюсь, что после сегодняшнего занятия настроение у вас будет ещё лучше, потому что мы сделаем ещё один шаг в направлении к здоровому образу жизни.

-Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, нужно собрать картинку, с которой пошалил легкий весенний ветерок. (дети собирают разрезную картинку).

— Что изображено? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

— Правильно, на картинке изображены воздушные шары с разными эмоциями. И тема нашего занятия «Эмоции и здоровье», и как эмоции влияют на наше здоровье.

Мы с вами узнаем, какие эмоции бывают и научимся их различать, а также научимся избавляться от отрицательных эмоций.

Когда я шла к вам на занятие,то по пути встретилась с воздушным шариком и он рассказал мне историю и попросил от вас помощи: Давным-давно в одной сказочной стране жили-были волшебные воздушные шары. Кто-то был веселым, кто-то грустным, один шарик был злой, а другой всего боялся. Все они были разные, и им друг с другом было интересно. Но вот однажды случился сильный-сильный дождь, и личики шариков смыла вода. И теперь они стали одинаковые и неинтересные. Чтобы вернуть им лица вы должны пройти 5 испытаний. Вы согласны помочь нашим друзьям волшебным воздушным шарам.

Девиз нашего занятий:

Я умею думать, я умею рассуждать.

Что полезно для здоровья, то и буду применять. (совместное чтение девиза)

За правильные ответы и активное участие я вам буду давать вот такие смайлики и набравшему наибольшее их количество будет приз.

2.Основная часть:

Итак, мы отправляемся,вот первое наше испытание:

Давайте сыграем в игру «Наоборот». Я буду называть вам разные слова, при этом бросать мяч кому-нибудь из вас, тот, кто поймает мяч, будет говорить их противоположные значения.Давайте потренируемся: скажу я слово высокий,вы скажете мне: низкий. Поняли задание? (Психолог кидает ребенку мяч и называет слово, ребенок говорит слово наоборот)

веселый — грустный

горе — радость

довольный — сердитый

спокойный — взволнованный

смелый — трусливый

медленный — быстрый

злой — добрый

радостный — печальный

здоровый – больной (за правильные ответы – смайлики)

-Ребята, скажите, вам трудно было подбирать противоположные слова? Скажите мне, а что обозначают слова радость, злость, грусть? Правильно, это эмоции.

— Это душевное волнение. Это яркие и бурные переживания.

Эмоции – это психическое состояние, отражающее отношение человека к себе и к происходящему вокруг него. Эмоции – это то, что мы с вами переживаем и чувствуем!

— Какие эмоции вы знаете?

— положительные и отрицательные. Они помогают человеку регулировать своё поведение.

— Где выражаются эмоции? (на лице)

— При помощи чего выражаются эмоции? (бровей, глаз, рта)

— Верно, т. е. при помощи мимики лица.

Эмоции выражают наши чувства, помогают нам справиться с трудностями, а значит помогают нашему здоровью. Положительные эмоции полезны и необходимы для нашего здоровья. Проявляя эмоции, человек показывает свои настроения, при помощи жестов и мимики. Эмоции позволяют людям общаться и лучше понимать друг друга

Давайте выполним несколько заданий на определение и узнавание эмоций и на внимательность.

Перед вами задания:

1.«Дорисуй недостающего смайлика» (работа с карточками)

2. «Найди и обведи такое же лицо»

Какого смайлика ты нарисовал? А ты? Молодцы, вы правильно определили недостающего смайлика. (поощрение жетоном)

— Сколько обвели вы таких же лиц, как в рамке (6)

-Молодцы, вы справились с заданием (раздаю смайлики)

Сейчас мы с вами порисуем эмоции и будем их выражать с помощью только линий

Упражнение «Линии»

Цель: выражение эмоций в символической, образной форме.

Необходимые материалы: карандаш и лист бумаги.

-Нарисуйте счастливую линию; грустную линию; злую линию; усталую линию; тревожную линию;

Предлагаю посмотреть отрывки из мультфильмов и определить эмоции героев.

— Для начала я предлагаю вам посмотреть отрывок мультфильфа «Верните Рекса!»

— Кто герои этого мультфильма?

– Определите чувство, которое испытывает мальчик. (Он грустит)

— Как вы определили, что мальчик грустит?

Следующий отрывок мультфильма «Просто так»

— Кто герои этого мультфильма?

– Определите эмоцию, которую испытывает мальчик?

— Определите эмоцию, которую испытывает ослик?

Мы с вами определяли эмоции у героев мультфильмов, а теперь попробуем отделить положительные эмоции от отрицательных.

Упражнение «Раздели эмоции»

— В конверт с солнышком вложите только положительные эмоции, в конверт с тучкой – отрицательные эмоции.

А сейчас мы с вами проверим правильность выполненного задания.

— Молодцы и с этим заданием вы справились! (поощрение жетонами- смайликами)

– Иногда ребята ссорятся из-за пустяков, спорят, говорят друг другу неприятные, злые слова. После этого они могут нагрубить другим людям, испортить им настроение. Этим можешь оказаться и ты. Что же делать?

.

– Умейте внимательно выслушать собеседника. Отвечайте спокойно. Доказывайте свою правоту словами, а не кулаками. В трудных ситуациях старайтесь понять своих товарищей, помогите им вернуть хорошее настроение вниманием, заботой, доброй шуткой. Тогда и вы не почувствуете себя одиноко.

Отрицательные эмоции. Они передаются окружающим нас людям и вредят нервной системе и всему организму в целом.

Если человек будет испытывать, проявлять только отрицательные эмоции, он может заболеть или испортить настроение другим людям. Они навредят его здоровью. Как же можно справиться с отрицательными эмоциями?

занятие спортом, прогулка на свежем воздухе, контрастный душ, общение с хорошими друзьями, общение с животными, творческая и трудовая деятельность, чтение книг, просмотр фильмов, прослушивание хорошей музыки

А сейчас мы с вами будем учиться избавляться от плохих эмоций.

Упражнение «Лист гнева»

Каждому учащемуся предлагается нарисовать собственный «лист гнева», который отражает особенности его злости и поэтому может помочь ему. Можно нарисовать портрет человека, к которому испытываешь агрессию. Потом подписать его корявыми буквами, порвать и выбросить.

Упражнение «Лимон»

Техника «Стеклянная стена»

Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людям вы болезненно реагируете на их выпады, воспользуйтесь следующим приемом. Представьте себе, что между вами и вашим обидчиком стоит толстая стеклянная стена. Он говорит что – то вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите. Поэтому они не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия, не поддаетесь, на провокацию, не реагируете на обидные слова.

Разминка: «Антистрессовая гимнастика»

• Несколько раз приподнимите и опустите плечи, а затем, чтобы избавиться от ощущения «зажатых» плеч и заставшей шеи, повращайте ими.

• Посмотрите вверх и протяните руки, стараясь «достать до неба» — сначала одной рукой, затем другой, и обеими вместе.

• Потрите голову и ощупайте всю ее подушечками пальцев.

• Закройте глаза и медленно сделайте вдох и выдох, сосредоточившись на том, что воздух проходит через ноздри. По возможности представьте себе что-нибудь приятное.

Понравились упражнения? Будете ими пользоваться?

Эмоции влияют на наши отношения с людьми, мы неосознанно для себя считаем более привлекательными тех, у кого выразительное и эмоциональное лицо, общаясь с ними нам легче понять, чего ждать от собеседника и как себя вести. В результате общения с окружающими нас людьми мы чувствуем или позитивные эмоции, такие как удовлетворение, радость, восхищение, удивление или отрицательные эмоции, например, стыд, возмущение, гнев, страх и другие. Эмоции влияют на восприятие мира человеком. Радостный человек воспринимает мир с оптимизмом, а кто грустит и страдает, больно реагируют на любую критику.

Положительные и отрицательные эмоции оказывают влияние на здоровье человека. Основными характеристиками проявления эмоций на здоровье человека являются учащенный пульс и сердцебиение, расширение зрачков и изменение состояния кожи. Положительные эмоции человека способствуют образованию в мозгу эндорфинов, которые благотворно действуют на иммунную систему, что способствует выздоровлению человека и повышает его иммунитет. Положительные эмоции оказывают влияние на образ жизни человека. Стабильность эмоциональной жизни является стимулом для правильного питания, регулярных физических упражнений и отказа от вредных привычек.

При появлении отрицательных эмоций, в кровь человека выбрасывается адреналин, увеличивается свертываемость крови, а внутри самого организма происходит ее перераспределение, при этом большая часть крови переходит в мозг из области кишечника. Но по мнению Чарльза Дарвина, именно отрицательные эмоции спасли когда-то человечество от вымирания. Страх, сигнализировал человеку о грозящей опасности и помогал нашим предкам вовремя защититься от хищников, отвращение давало возможность избегать опасной пищи, а гнев удваивал силы для борьбы с врагом.

Значит, отрицательные эмоции мобилизуют наш организм на преодоление препятствий и предохраняют организм от перегрузок. Но в основном отрицательные эмоции, конечно, мешают человеку жить. Ведь при плохом настроении мир мы видим в черном цвете,перестаем радоваться, быстрее устаем и даже может начаться депрессия, когда нам ничего не хочется. А испытывая гнев, уныние мы портим настроение и окружающим нас людям.

А вот если кто-то из вас в школе получил хорошие отметки, прибрал дома, помог родителям, и они его похвалили, то у них и вас появились какие эмоции?

– Вы прочитали интересную книгу, решили, наконец, задачу, которая никак не сходилась с ответом, — какие у вас будут эмоции? — все это вызывает положительные эмоции.

– Если происходящее вас радует, появляется улыбка на лице. Хорошее настроение передается другим людям.

А положительные эмоции полезны для здоровья человека, они наши друзья. Они продлевают жизнь, поднимают нам настроение.

— Итак, при хорошем настроении человек испытывает положительные эмоции, а при плохом – отрицательные!

Поиграем в игру «Волшебные очки»

«Жил-был один волшебник, который изобрёл удивительные очки. Через них можно было увидеть только радостные события. Мне хочется,чтобы каждый из вас примерил эти очки и рассказал:

Я радуюсь, когда…

Мама радуется, когда…

Учитель радуется, когда…

Ребята, приятно радовать других? Будете радовать окружающих вас людей? Молодцы!

3 этап:Заключительная часть:

Из всех эмоций лучше всех,

Которые рождают смех.

Смеяться, право не грешно,

Когда действительно смешно!

Здоровье – царство смеха,

Сам смех – тропа к успеху.

И нам всё удаётся

Когда душа смеётся!

В объятия смеха спеши!

Смех – это душ для души!

Рефлексия:

— Что больше всего понравилось вам сегодня, было интересно? (жёлтый мяч по кругу)

— Что было сложно, не понравилось? (синий мяч по кругу)

Прощание

Какие эмоции положительные? Какие отрицательные? Как положительные эмоции влияют на нашу жизнь? Как отрицательные эмоции вредят нашему здоровью? Теперь вы будете больше улыбаться и радоваться каждый день? Что еще поднимает нам настроение и делает нас здоровыми?

Молодцы!.

— Подошло к концу наше занятие. Посчитайте свои смайлики. Молодцы вы были сегодня великолепны и легко справились с испытаниями. У кого больше всех смайликов? Призы

А теперь я попрошу вас и гостей сделайте волшебные воздушные шары снова разными и нарисуйте им свое настроение. (работа с шарами).

Ребята, а сейчас встаньте, пожалуйста, в круг. Я желаю, вам хорошего настроения и положительных эмоций. Каждому из вас я дарю эти волшебные шары с вашим настроением. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня были вместе! Мы спокойны и добры! Приветливы и ласковы! Мы всегда здоровы! Вздохните глубоко и с выдохом забудьте вчерашние обиды, злость, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу! А сейчас, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу,и скажем: «До свидания!».

Источник

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

Мои эмоции и здоровье

(занятие по внеурочной деятельности, 3класс)

Цель: Показать важность эмоциональной сферы человека.

Задачи:

— познакомить детей с эмоциями;

— учить определять эмоциональные состояния других людей;

— развивать умение выражать свои эмоции и принимать эмоции окружающих,         анализировать их;

-познакомить с приемами саморегуляции настроения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, цветные карандаши, текст про эмоции, слайды, карточки со схематическим изображением эмоций, смайлики, рисунок клоуна, ситуации для определения эмоций, столы стоят по группам для 6 человек, мел, классная доска.

Игра «Пять островов» (для снятия эмоционального напряжения)

Ученики стоят в кругу. В классе на полу мелом нарисованы пять пронумерованных кругов.

Инструкция: «Сейчас каждому из вас следует выбрать остров, на котором вы хотели бы жить». Ученики расходятся по островам. «Остров №1 начинает затоплять вода. Жителям этого острова следует перебраться на соседние острова». Так продолжается до тех пор, пока ученики не соберутся на одном острове.

-Понравилась вам игра?

-Какие чувства, эмоции вы испытали в игре?

Наше занятие называется «Мои эмоции и здоровье».

Вопрос.    

— Что же такое, по-вашему, эмоции? (ответы детей)

— Какие вы ещё знаете эмоции? (записываю на доске)

— Как вы думаете, для чего необходимо  их знать? (правильно ими управлять, использовать на уроках, чтения, музыки)

Задача занятия — вспомнить, какие бывают эмоции, как могут повлиять на здоровье человека, как научиться ими управлять.

Игра «Назови эмоции».

1) Она у каждого бывает,

Кто про невзгоды забывает.

Ты хочешь петь и веселиться,

Ей можно с другом поделиться,

Она — любимая, как сладость.

Она – отрада наша, … (радость).

2) Сияет солнце на лугу, а я сиять так не могу. Зато умею улыбаться и целый день могу….. (смеяться)    

3) Есть у радости подруга в виде полукруга. На лице она живёт. То куда-то вдруг уйдёт, то внезапно возвратится. Грусть-тоска её боится! От неё не станет зыбко, это что у нас?…(улыбка).

4) Мне говорят, качая головой: «Ты подобрел бы, ты какой – то …(злой).

Прочитайте текст про эмоции и дополните их список (Чтение текста про эмоции из учебника Лях В.И. 1-4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений-М. : Просвещение, 2012 с.57).

-Что ещё узнали про эмоции? (они бывают положительные (полезные для здоровья) и отрицательные (вредны не только для человека, но и для окружающих)

Вывод – внутри человека живут эмоции, которые могут быть нам как друзьями, так и врагами.

Опрос: Какие эмоции могут быть друзьями? Какие врагами? Почему? К каким последствиям это может привести?

Игра «Слон, заяц, утка».

— Понравилась ли игра?

— Как вы показывали свои эмоции? Какие это были эмоции: положительные или отрицательные?

— Почему вы так радовались, когда играли вместе?

Вот такое настроение и эмоции помогут вам в своём классе создать комфортные условия для учёбы и работы. И от этого будет зависеть ваше здоровье.

Очень важно чтобы в классе всем было хорошо, но для этого надо уметь понимать друг друга и быть дружными

По тому, как человек выглядит, можно узнать, какие чувства он испытывает,  какие эмоции. Говорят, что настроение написано на лбу, его можно прочитать по глазам, по губам. Человек выражает свои эмоции словами, мимикой, интонацией, взглядом, молчанием. Так ли это?

Игра «Раз, два, три …покажи».

Давайте поиграем. Я вам буду давать команды.

1 группа — раз-два-три,  как я испугался,  покажи. Вы должны показать на лице и своей позой  показать страх (отметить положительная это или отрицательная эмоция)
2 группа — раз-два-три,  как я удивился, покажи.

3 группа — раз-два-три,  как я обиделся,  покажи.

4 группа — раз-два-три,  загрустил,  покажи.

5 группа — раз-два-три, как я разозлился, покажи.

6 группа — раз-два-три, как я загордился, покажи.

МОЛОДЦЫ!

Вот мы научились показывать эмоции, а давайте попробуем угадать, какие эмоции испытывает другой человек (на листочках, дети угадывают эмоции).

— Ребята, ведь бывает у вас такое, что вы испытываете плохое настроение? От чего чаще всего плохое настроение бывает в школе? (от утомления) Движение – лекарство от плохого настроения.

Игра «Сожми кулачок». Представьте, что вы держите в руках что-то ценное, а кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки крепче и крепче. Кисти начинают дрожать, но вот обидчик ушел, и вы разжимаете кулаки. Пальцы рук расслаблены.

Игра «Любимый цветок». Закройте глаза и представьте, что вы цветок, который еще не распустился. Но вот лепестки – руки начинают раскрываться, цветок медленно распускается. Лепестки тянутся к солнцу. Откройте глаза, встряхните руками.

Игра «Мокрая собака». Я хочу показать вам, как можно избавиться от неприятных чувств. Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается мокрая собака (кто покажет?) Она трясет и спиной, и головой, и хвостом, так что вода разлетается во все стороны. Давайте сделаем примерно то же самое.

Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самом себе — слетает с вас, как вода с собаки. Представьте себе, как весь неприятный груз слетает с вас, вы становитесь бодрее, веселее.

ИТОГ:  Нарисуй клоуну такой рот, который соответствует твоему настроению, твоим эмоциям после занятия.

Я желаю вам всегда находиться в хорошем настроении, испытывать только светлые чувства и дарить окружающим только положительные эмоции. Спасибо вам за работу! Занятие окончено.

Источник

Деятельность психолога

Деятельность участников

  1. Вводная часть.

— Здравствуйте! Мы с вами встретились сегодня на тренинговом занятии, которое посвящено нашим чувствам и эмоциям.

1) Сбор ожиданий участников.

— Что вам было бы важно, интересно узнать в рамках этой темы?

2)  Разминка «Найди плюсы и минусы».

— Я сейчас предложу вам  ситуацию, а ваша задача – постараться найти в ней плюсы и минусы.

  • Вы собирались поехать в гости к другу (подруге) и очень ждали этой встречи, но вдруг в последний момент все сорвалось.
  • Вы давно мечтали о новой компьютерной игре и наконец родители  купили вам ее.

— Какие сложности были у вас при выполнении этого упражнения?

— Удалось ли вам посмотреть на ситуацию, которая вас расстраивала,  с положительной точки зрения  и наоборот? 

— Я хотела поделиться с вами одним высказыванием, которое мне очень нравится. «Все и вся стоят на вашей стороне, если вы решите так смотреть на вещи» (Х.Корнелиус)

  1.     Основная часть.

3) Упражнение «Клубок чувств».

— А сейчас я предлагаю вам встать. У меня есть 2 клубка. Я сейчас держу в руках розовый клубок, часть ниточки наматываю себе на палец, называю какое-то очень приятное для меня чувство, которое мне очень нравится испытывать, и кидаю клубочек кому-то из вас. Тот, у кого, черный клубок, должен назвать какое-то самое негативное, неприятное  для вас чувство, которое бы вы никогда не хотели испытывать, и тоже передать клубок следующему участнику и так до тех пор, пока у каждого не побывают оба клубочка. 

— А теперь давайте положим то, что у нас получилось, на пол. На что это похоже?

4)  Упражнение «Польза и вред эмоций»

— Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее упражнение и для этого разделиться на группы. У нас будет 3 группы по 4 человека. Постарайтесь выбрать себе в партнеры тех людей, с которыми вы общались меньше, чем с остальными. Найдите себе партнеров и организуйте свое пространство для обсуждений, а потом я расскажу, что мы будем делать дальше.

— Сейчас каждой команде я предложу по 3 эмоции. Ваша задача сформулировать пользу и вред каждой. Свои выводы оформите, пожалуйста, на отдельных листах в виде таблички.

Название эмоции

Ее польза

Ее вред

— Давайте развесим то, что вы наработали в своих группах  и обсудим, что же у нас получилось.

— Какие сложности были у вас при выполнении этого упражнения? Удалось ли вам поменять привычный угол зрения и увидеть в отрицательной эмоции ее пользу и наоборот?

— Посмотрите на наш ковер, который мы сделали в начале занятия. Там как будто все тесно переплетено – положительные, отрицательные чувства. Так же и в жизни – нельзя испытывать только положительные чувства, мы с вами сейчас разобрали, что отрицательные( или те, которые принято так называть) тоже нам для чего-то нужны, сигнализируют нам о чем-то важном (страх, например). Представьте себе, если бы мы еще раскрасили каждую эмоцию в свой цвет, то у нас бы получилась палитра жизни, ведь в жизни в природе не бывает только белого и черного, а рядом сосуществуют разные цвета и оттенки.

  1. Подведение итогов.

— Что для вас сегодня было самым важным, что вы положите в свою копилочку опыта и как вы это сможете использовать в жизни?

Формулируют свои ожидания

Записывают «плюсы» и «минусы»

Обсуждают

Называют одно позитивное чувство и одно негативное

Делятся на малые группы

Работают в группах и оформляют выводы

Обсуждают

Обсуждают

Источник