Урок кубановедения 9 класс полезные ископаемые

Урок кубановедения 9 класс полезные ископаемые thumbnail

9 класс

Вводный урок

Тема: «Кубань в XXXXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия»

Цель: сформировать у учащихся представление о межнациональном мире и согласии на Кубани в XX – XXI вв. как основе процветания государства.

Задачи:

  1. образовательная: познакомить учащихся с основными особенностями национально-государственного строительства и развития межэтнического взаимодействия и добрососедства в многонациональной Кубани в XX — XXI вв.

  2. воспитательная: формирование представления учащихся о многонациональном содружестве, взаимопомощи народов Кубани; формирование стремления к дружбе, уважения к народам, населяющим Краснодарский край, межнациональному миру и согласию.

  3. развивающая: формирование навыков самостоятельной и групповой работы с различными видами исторической, статистической информации, составления таблиц, обобщения информации.

Работа с терминами.

Основные понятия: этнос, нация, национальность, межнациональные отношения, национально-государственное строительство, толерантность.

Учебное оборудование:

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • Зайцев А.А., Лукьянов С.А. Кубань в ХХ веке: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – Краснодар: Образовательный издательско-полиграфический центр «Перспективы образования», 2006.

  • История Кубани: Атлас. Краснодар, 2006 (или другое издание).

ТСО: мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Форма урока: практикум.

Эпиграф урока:

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

(Пифагор, ок.570 – ок. 500 гг. до н. э.)

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Работа малых групп по заданиям блоков.

  3. Рефлексия/саморефлексия учащихся.

Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Предварительно класс делится на 4-5 групп по 5-6 человек в каждой. Учитель объясняет учащимся форму проведения учебного занятия и практический выход (конечный результат) урока. В ходе урока группы получают задания блоков (в работе их 3) и выполняют их последовательно. На выполнение задания каждого блока отводится 8 минут. Итогом групповой работы по каждому блоку становиться создание смыслового содержания ячейки для итоговой таблицы, которая станет конечным результатом совместной работы класса. Урок начинается с вступительного слова учителя (3-4 минуты), затем группы получают необходимые материалы для работы над каждым блоком заданий.

Вводное слово учителя:

ХХ век в истории нашей Родины, да и всего человечества, стал веком величайших войн и грандиозных научных открытий, веком гибели и рождения новых государств, веком революционных изменений в политике и экономике. И на каждой странице истории нашей Родины есть и кубанская строка: кубанцы строили «новый мир» и защищали свою землю от иноземных захватчиков, переживали периоды свершений и утрат, периоды сохранения и разрушения культурных традиций, вражды и сближения народов. Вместе со всем российским народом кубанцы пережили в конце ХХ века – начале XXI века глубочайший социально-экономический и политический кризис, развал Советского союза, разрушительные последствия российских реформ. Но, не смотря на все трудности Россия, а вместе с ней и наш край, сохранили мощные опоры своего возрождения. Это, прежде всего, природно-ресурсные богатства и высокий интеллектуальный потенциал страны и региона, которые могут служить важнейшим рычагом экономического и социального развития в будущем. Что можно сказать о будущем Кубани, как сложится ее социально-экономический и политический облик в ближайшей перспективе? Будущее, к сожалению, всегда покрыто плотной завесой неопределенности. Наука может лишь высказать некоторые предположения, привести аргументы в пользу той или иной гипотезы развития.

Но все это вовсе не означает, что разговор о будущем нашей малой родины несостоятелен. Наоборот, он крайне важен – и именно сейчас, на историческом перепутье, на котором оказалась наша страна и край. Этот разговор принесет немало пользы, если будет уделено должное внимание содержательным проблемам, раскрывающим причинно-следственные связи нашего прошлого. Из анализа свершившихся событий в прошлом можно более полно понять, чего заведомо не стоит делать и, наоборот, что необходимо предпринять в первую очередь, чтобы общество и его экономика пошли на подъем, нашли бы, наконец, дополнительные опоры для своего возрождения и развития.

Что может в современных условиях стать этими дополнительными опорами для возрождения и дальнейшего развития социально-экономического потенциала Кубани?… Наверное, прежде чем мы сможем получить ответ на данный вопрос, нам с вами предстоит заглянуть в прошлое нашего края и страны. В этом вам, несомненно, поможет курс «Кубановедение», который нам с вами предстоит изучать в 9 классе. Ну и конечно вам в этом помогут знания, полученные на уроках «Истории», «Географии» и других предметов.

Обратите внимание на тему нашего урока — «Кубань в XXXXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия» и ее эпиграф — «Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями». (Пифагор, ок.570 – ок. 500 гг. до н. э.).

Читайте также:  Все фрукты таиланда и чем полезные свойства

Инициация, формирование ожиданий учащихся.

Обсуждение темы и эпиграфа, после чего учащиеся обобщают свои ответы.

Учитель:

Как вы думаете, что станет объектом исследования на нашем уроке?

Обсуждение вопроса, учитель подводит детей к выводу, что межнациональный мир и согласие могут являться одной из основ процветания нашего края в частности и государства в целом.

Учитель предлагает ученикам ознакомиться с текстами 1 блока, выполнив задания к ним найти подтверждения к выдвинутой гипотезе.

Группы получают рабочий лист № 1 и выполняет задания.

Рабочий лист № 1 (время работы с заданиями 5 мин. и 3 мин. на обсуждение готовых ответов, ответы на вопросы вписываются в бланк)

I блок. Национально-государственное строительство на Кубани и укрепление межэтнического взаимодействия и добрососедства в советскую эпоху.

Внимательно прочтите тексты и ответьте на поставленные вопросы:

Текст № 1. Национально-государственное строительство. Адыгея

После установления на Кубани советской власти в марте 1920 г. была создана Кубано-Черноморская область.

27 июля 1922 г. в составе Кубано-Черноморской области образована Черкесская (Адыгейская) автономная область (АО). Ее территория охватывала лишь небольшую часть современной Адыгеи. Административные учреждения автономной области находились за ее пределами, в Краснодаре.

10 апреля 1936 г. центр Адыгейской автономной области был перенесен из Краснодара в Майкоп. При этом в ее состав передана часть Майкопского района с городом Майкоп, а также Гиагинский район.

До 1991 г. Адыгейская АО последовательно входила в состав административных единиц, охватывавших территорию Кубани: Кубано-Черноморской области, Юго-Восточной области, Северо-Кавказского края, Азово-Черноморского края и Краснодарского края (с 1937 г.).

5 октября 1990 г. сессия Адыгейского областного Совета народных депутатов провозгласила Адыгейскую советскую социалистическую республику (АССР).

3 июля 1991 г. в соответствии с законом Верховного Совета РСФСР Адыгейская АО преобразована в ССР Адыгея в составе РСФСР. Таким образом, был закреплен выход Адыгеи из состава Краснодарского края.

24 марта 1992 г. постановлением Верховного Совета Адыгеи ССР Адыгея переименована в Республику Адыгея.

Текст №2. Национально-государственное строительство. Абхазия и Карачаево-Черкесия

В 1921 г. после установления в Абхазии советской власти была провозглашена Социалистическая Советская Республика Абхазия. В 1922 г. она вошла в состав Грузии на федеративных началах. В 1931 г. Абхазия была «понижена» в статусе до автономной республики. В ходе событий 1992 г. Абхазия приобрела фактическую независимость, что было закреплено в Конституции 1994 г. В 2008 г. независимость Абхазии была признана Россией, а за ней – рядом других государств.

В 1922 г. была образована Карачаево-Черкесская автономная область. В дальнейшем она была разделена на несколько автономий, а в 1943 г. – ликвидирована. Восстановленная в 1957 г., Карачаево-Черкесская АО до 1990 г. входила в состав Ставропольского края. Ныне Карачаево-Черкесия –субъект Российской Федерации.

Текст №3. Национальные районы на Кубани

В 1920-е гг. при национально-государственном строительстве на Кубани учитывались интересы этнических групп, составлявших меньшинство. В составе Северокавказского края был образован ряд национальных районов.

В сентябре 1924 г. в составе Черноморского округа был образован Шапсугский район с центром в г.Туапсе. Район создан путем выделения территории, населенной горцами.

10 марта 1925 г. постановлением Северокавказского крайисполкома в составе Майкопского округа образован Армянский район.

27 февраля 1928 г. постановлением Президиума ВЦИК в составе Армавирского округа образован Ванновский район.

27 февраля 1930 г. постановлением Северокавказского крайисполкома в Черноморском округе был образован Греческий район с центром в ст. Крымской. В него вошли части территории Крымского и Абинского районов.

Текст № 4. Межнациональные браки

В 1925 и в 1939 гг. межнациональные браки у адыгейцев составляли соответственно 0,3% и 0,4%, у адыгеек – 0,02 и 0,07%. После Великой Отечественной войны многие мужчины-адыги вернулись с фронта женатыми на женщинах других национальностей. Но в 1950 г. межнациональные браки составляли у адыгейцев только 0,5%, у адыгеек – 0,2%. К 1963 г. их число выросло до 0,6% у мужчин и 0,3% у женщин. При этом мужчины чаще вступали в такие браки, чем женщины, в чем также продолжала сказываться роль традиции. Ситуация изменилась лишь в 1960 – 1970-е годы. С 1960 по 1979 гг. количество адыго-русских браков в Адыгее выросло с 2,6 до 11%.  Общее количество смешанных семей в Адыгее в 1976 г. составило 19% и этот показатель неуклонно рос в последующие годы.

Читайте также:  Полезен ли для здоровья красное вино

Задания к текстам:

  • Знакомясь с содержанием предложенных текстов, укажите основные результаты национально-государственного строительства.

  • Как национально-государственное строительство способствовало укреплению межнационального взаимодействия и добрососедства?

  • Какой из предложенных текстов, на первый взгляд, выпадает по содержанию из основного ряда? Объясните, на каком основании он включен в этот ряд.

После обсуждения ответов на задания блока общие выводы вписываются в специальный бланк и вывешиваются на доске

Вводное слово учителя ко 2-му блоку: Одной из самых ярких и трагических страниц истории ХХ века стала Вторая мировая война (1939-1945гг.). Великая Отечественная война – самое кровавое событие прошлого века, непосредственно коснувшееся Кубани. Руководящие круги Германии планировали не просто разгромить СССР как государство. В «Генеральном плане «Ост» говорилось: «Дело заключается скорей всего в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их». План предусматривал переселение «нежелательных в расовом отношении» местных жителей в Западную Сибирь. Общая беда сплотила народы нашей страны и многонациональной Кубани, укрепив дружбу представителей разных национальностей перед лицом общей опасности.

Учитель предлагает ученикам выполнить задания к блоку.

Рабочий лист № 2 (время работы с заданиями 5 мин и 3 мин на обсуждение готовых ответов, ответы на вопросы вписываются в бланк)

II блок. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период военных испытаний.

Внимательно прочтите тексты и ответьте на поставленные вопросы:

Текст № 1 . Отрывки из « ЗАМЕЧАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ «ВОСТОЧНОГО МИНИСТЕРСТВА» ПО ГЕНЕРАЛЬНОМУ ПЛАНУ «ОСТ»

а) …Как на Урале, так и на Кавказе существует много различных народностей и языков. Будет невозможно, а политически, пожалуй, и неправильно делать основным языком на Урале татарский или мордовский, а на Кавказе, скажем, грузинский язык. Это могло бы вызвать раздражение у других народов этих областей. Поэтому стоит подумать о введении немецкого языка в качестве языка, связывающего все эти народы… Тем самым немецкое влияние на Востоке значительно увеличилось бы. Следует также подумать об отделении Северной России в административном отношении от территорий, находящихся под управлением имперского комиссариата по делам России… Не следует отвергать мысль о преобразовании этого района в будущем в великогерманский колониальный район, так как его население еще в большой степени обладает признаками нордической расы. В целом в остальных центральных областях России политика отдельных генеральных комиссариатов должна быть направлена по возможности на разъединение и обособленное развитие этих областей…

б) Вторым средством, еще более действенным, чем мероприятия, указанные в пункте «а», является ослабление русского народа в расовом отношении. Онемечивание всех русских для нас невозможно и нежелательно с расовой точки зрения. Что, однако, можно и нужно сделать, так это отделить имеющиеся в русском народе нордические группы населения и произвести их постепенное онемечивание…

в) Есть много путей подрыва биологической силы народа… Целью немецкой политики по отношению к населению на русской территории будет являться доведение рождаемости русских до более низкого уровня, чем у немцев. То же самое относится, между прочим, к чрезвычайно плодовитым народам Кавказа, а в будущем частично и к Украине. Пока мы заинтересованы в том, чтобы увеличить численность украинского населения в противовес русским…

Текст № 2. В ноябре 1941 г. в районе села Дьяково на Украине отважно сражался со своей ротой политрук адыгеец Хусен Андрухаев. Когда кончились патроны, он взял в руки противотанковые гранаты, подпустил противника и с возгласом: «Русские не сдаются!» — подорвал себя и окружавших фашистов. За проявленное мужество X.Б. Андрухаев был удостоен звания Героя Советского Союза. Снайперской винтовке, принадлежавшей X.Б. Андрухаеву, командованием фронта было присвоено его имя, и ее вручили лучшему снайперу части Николаю Ильину, а после его гибели — Афанасию Гордиенко. Сейчас эта винтовка с перебитым ложем хранится в Центральном музее Вооруженных Сил. Она стала олицетворением боевого братства адыгейца X.Б. Андрухаева, русского Н. Ильина, украинца А. Гордиенко. Имя героя Советского Союза Х.Б. Андрухаева присвоено Адыгейскому педагогическому колледжу.

Текст № 3. Яркий пример межнационального содружества и взаимопомощи являет собой история армянской женщины Аршалуйс Ханжиян. Когда немецкие войска ворвались в Горячий Ключ, в районе горы Нависла проживающей здесь семьей Ханжиян был создан госпиталь, где оказывали не только медицинскую, но и моральную, нравственную поддержку раненым. Они все были разных национальностей, но все в равной мере получали свою долю заботы и внимания. К сожалению, не все попавшие сюда смогли выжить и были похоронены здесь же, на поляне госпиталя вместе с погибшими в боях за оборону Горячего Ключа. Аршалуйс Ханжиян непрестанно следила за ранеными, буквально отдавала им частички своей души, со всей ответственностью подходя к своему долгу.

Читайте также:  Гриша написал для своих друзей полезные советы

После войны Аршалуйс так и осталась жить здесь – в хуторе Поднависла, ставшим впоследствии известным на всю страну. Все жители Горячего Ключа на протяжении более 50 лет доподлинно знали: покой наших солдат не будет нарушен, их вечный сон в братских могилах под надежной охраной. Аршалуйс не вышла замуж, жила одна, считая своим долгом быть здесь, с погибшими, встречая и провожая их родных и близких. В трех братских могилах здесь покоится около тысячи солдат, по словам Аршалуйс, в самой большой – напротив дома Ханжиян — захоронено более 600 бойцов.

9 мая 2000 года в Поднависле открыт мемориал. Монумент с надписью: «Бессмертен твой подвиг, советский солдат». Этот мемориал в Поднависле сегодня является не только памятником павшим солдатам, но и памятью о жизненном подвиге армянской женщины — Аршалуйс. Рядом с мемориалом на поляне стоят две часовни – армянская и русская как символ единения народов нашей страны.

Задания к текстам:

  • Основываясь на текстах докажите, что межнациональное сотрудничество сыграло важную роль в победе советского народа в Великой Отечественной войне. Приведите 2-3 доказательства.

  • Можете ли вы привести подобные примеры межнациональной дружбы и взаимопонимания в современное время?

После обсуждения ответов на задания блока общие выводы вписываются в специальный бланк и вывешиваются на доске.

Вводное слово учителя к 3 блоку: После Великой отечественной войны страна перешла к мирному строительству, и лишь благодаря усилиям всех народов удалось быстро восстановить экономику. Не является исключением и многонациональная Кубань на территории, которой мирно живут более 120 национальностей. Народы Кубани с энтузиазмом стали восстанавливать разрушенные города и станицы.

На протяжении XX в. представители всех народов нашей малой родины сражались и дружно трудились плечом к плечу. Тем не менее, в наши дни в области межнациональных отношений существуют серьезные проблемы. Давайте выявим эти проблемы и найдем пути их решения..

Рабочий лист № 3 (время работы с заданиями 5 мин и 3 мин на обсуждение готовых ответов, ответы на вопросы вписываются в бланк)

III блок. Межнациональный мир и согласие как основа процветания нашего государства.

Выскажите свое мнение по имеющимся в крае проблемам взаимоотношения народов. Что бы вы предложили сделать губернатору нашего края для улучшения взаимоотношений между народами? Скоро олимпийские игры в Сочи. Какие меры по недопущению возникновения межэтнических конфликтов, по вашему мнению, необходимо начать сейчас, а что нужно будет делать во время проведения олимпиады?

Свои соображения изложите в форме тезисов (3-4 положения) и представьте вниманию других групп. (Текст тезисов вывешивается на доске).

Учитель подводит учащихся к мысли, что межнациональный мир и согласие являются непременными условиями процветания современной России и многонациональной Кубани и действительно может служить фундаментальной опорой для процветания нашего Края.

  1. РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение об уроке.

Заключительное слово учителя:

Многообразен лик нашей Кубани: степь и горы, море и леса, каждый уголок нашей малой родины неповторим еще и благодаря народам, проживающим здесь.

Биологическая и социокультурная природа человечества едина, но она оригинальна в своих конкретных проявлениях. Почти каждый этнос (народ) говорит на своём языке, имеет свои обычаи и обряды, нормы поведения, запас как общечеловеческих, так и специфических, присущих только ему знаний и опыта. Поэтому мы достаточно легко отличаем грузина от армянина, грека от турка, эстонца от русского и т.д. Многообразие этнических культур – это показатель неограниченных адаптивных способностей людей к различным условиям и один из гарантов сохранения человечества как вида.

Домашнее задание: Составьте описание народов, проживающих в вашей местности.

Источник