Урок на тему что такое полезные ископаемые 3 класс

2.

Постановка учебных задач и её решение

Словесн.: ответы на вопросы;

Практический:

формулирование темы и цели урока;

5

-Отгадайте загадки:

.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком 

Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)

— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

— Верно, молодцы!

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач

Словесный:

учебный диалог;

Словесный:

ответы на вопросы;

Практический: 

Практическая работа в группах;

Практический: защита работ;

10

7

5

— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

— А из чего делают автомобили, самолёты?

— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

 Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

— А почему они полезные? (Ответы детей)

— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.  

— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

— Молодцы. Перейдём к третьей группе.

— Как вы думаете, почему они называются строительными?

— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств песка, угля)

В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!

Высказывать свои предположения;

Отвечать на вопросы

Анализировать;

Высказывать свои предположения;

Выполнять практическую работу в группах

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К:аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: извлечение необходимой информации;

К: высказывать своё предположение;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р:учиться высказы вать 

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Практический: 

тестирование;

7

— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

б)глина

в)газ

— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.

Выполнять тестирование

П: поиск и выделение необходимой информации;

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

3

Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

— Что помогло нам в работе?

— Какие открытия для себя сделали?

— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Читайте также:  Скачать дидактическую игру полезная и вредная еда

Записывать д.з

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Источник

        Составила учитель начальных классов: Поросенкова Любовь Николаевна.

 Конспект урока окружающего мира с использованием ИКТ «Путешествие в кладовые Земли. Полезные ископаемые»

        Задачи:

        Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.

        Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

        Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Оборудование:

— учебник Плешкова «Окружающий мир» 3 класс 1 часть;

—  коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;

— иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче.

        Презентация в программе PowerPoint. Приложение 1

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка дом. задания.

3. Сообщение темы и целей урока.

— На прошлом уроке мы с вами говорили о некоторых полезных ископаемых, сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми. Что такое «полезные ископаемые»?  Что такое «недра» земли? — Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью..

        Скажите, что означает выражение «разработка недр»?

Д.  Добыча полезных ископаемых.

У.  Ребята, как добывают полезные ископаемые?

        Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.

У.  Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

Д.  Когда человек спускается в шахту.

У.  Как вы думаете, почему?

Д.  В шахте может произойти обвал.

У.  Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей. Слайд 1.

— А почему они ископаемые? И почему полезные? Слайд 2.

4. Работа по теме урока. – На прошлом уроке мы с вами познакомились с некоторыми полезными ископаемыми? Давайте вспомним, как они называются.

5. Практическая работа учащихся.

        На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой: ) и атлас-определитель “От Земли до неба”

У вас в группах лежит образец полезного ископаемого, даете анализ по плану.

Слайд 3

План описания полезного ископаемого

Напиши название полезного ископаемого.

Определи его свойства.

3. Где используется это полезное ископаемое?

— С помощью атласа-определителя расскажите о своем ископаемом по плану.

Проверка с использованием слайдов.

 – Что вы узнали о полезных ископаемых?

-Расскажите об их свойствах. — Где они применяются?

 — А сейчас давайте посмотрим на экран.

6. Знакомство с составом и свойствами гранита.

Слайд 4 –Гранит

— Что можно сказать про этот камень?

Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

— Однороден ли он по составу?

Слайд 5 — Состав гранита

— Где вы встречали гранит?

Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

Слайд 6 — Гранитный массив

Слайд 7- Применение гранита.

обозначается:

7. Работа с учебником.

— Откройте учебники на с. 64

— Рассмотрите образцы слюды, кварца, полевого шпата.

Слайд 8

        Глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.

используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.

встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое

Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

Известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета.

Слайд 9 — Известняк

         Используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

           Образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки и слышится шипение. Разновидность известняка: мел. Давайте, опираясь на свойства полезных ископаемых в нашей таблице, разделим их на группы.

        — А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми.

СЛАЙД – 10 Железная руда

– Твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, темно-коричневого цвета. Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.

обозначается:

СЛАЙД 11

Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.

Применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство. Обозначается:

        Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)

СЛАЙД 12         — ТОРФ

        Торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета.

используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.

обозначается:

        Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.

СЛАЙД 13

(Строительные: известняк, глина, гранит;

рудные: железная руда;

топливные: каменный уголь, торф)

        А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (Нефть)

        – Да, это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. Залегает глубоко в земле. Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.

Читайте также:  Чем вы сможете быть полезны для компании ответ

IV. Обобщение, подведение итогов урока.

Учитель: Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.

Слайд-14  кроссворд  

Слайды 15-22-загадки.

По горизонтали:

1.

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит)

3.

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

4.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

5.

На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)

6.

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл.

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

8.

Она варились долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи… (Руда)

По вертикали:

1.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

2.

Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе,

Сам он – удобрение. (Известняк)

7.

Росли на болоте растения

Стали топливом и удобрением. (Торф)

9.

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло.

От него кругом светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь)

        Полезные ископаемые, которые не являются однородными по составу, и состоящие из нескольких минералов называются горными породами. Минералы же однородны по составу.

Слайд 28-34-ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И МИНЕРАЛЫ

VII. Охрана полезных ископаемых.

1. И последний вопрос, который мы сегодня рассмотрим на уроке — это охрана полезных ископаемых.

Охрана недр.

Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми.

Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.

В 1920 г. На южном Урале был организован Ильменский минералогический заповедник (Показать по карте его расположение). Это большой минералогический музей в природе. Когда-то здесь добывали разные ценные минералы. Теперь копи приведены в порядок, расчищены от обломков. Каждую жилку минералов внимательно просматривают, красивые минералы сохраняют.

Учёные заповедника изучают как залегают в недрах земли различные горные породы и минералы. Студенты  геологических   институтов приезжают в заповедник на практику.

                        

Источник

Урок по окружающему миру в 3 классе

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием.

Задачи:

— развивать экологическое мышление;

— учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею;

— формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; проводить на уроке рефлексию своей работы;

— формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: проектор, экран, физическая карта России, лупы, гвоздь, стаканы с водой, поделки из глины.

Дидактические материалы: презентация, коллекция полезных ископаемых.

Планируемые результаты формирования УУД:

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать  новые  учебные  задачи;  проявлять  инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив;

Познавательные: умение извлекать информацию из исследования,  схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц,  делать обобщения и выводы в результате совместной работы;

Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание  в соответствии с поставленными задачами.

Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйствен-ной деятельности человека.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: проявление познавательного интереса к новым способам действии, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

— Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Экономика).

— Что же такое экономика? (экос по-гречески значит «дом», номос- «закон».

Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).

— Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).

— Что называется потребностями? (все, что требуется людям для жизни).

— Что нужно для удовлетворения потребностей людей? (товары и услуги).

— Что такое товары?  (Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).

— Приведите примеры товаров(продукты питания, одежда…).

— Что такое услуги? (Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).

— Приведите примеры услуг (стрижка в парикмахерской).

 Карточки для работы в парах во время фронтального опроса:

   Если вы согласны, то поставьте знак «+», если нет, то «-».

  1. — Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность.
  2. — Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство.
  3. — Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны.
  4. — Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить  больше новых товаров.

 III. Целеполагание и мотивация.

— Без чего  невозможнопроизводство товаров и услуг? (без использования труда людей и природных богатств).

— А что же такое богатство?

Давайте посмотрим, как определяется это слово в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (Богатство – это то, что содержит в себе много ценного).

— Без каких природных богатств не может существовать человек?(Воздух, вода, почва). Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. Отгадайте, загадки и вы узнаете, что за богатства лежат у меня в шкатулке.

Игра  «Угадай, что находится в шкатулке»

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит).

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение.(Известняк)

Читайте также:  Ребенок не спит днем вредно или полезно

— Как вы думаете, о каких богатствах идет речь?

(о полезных ископаемых).

— Сформулируйте тему нашего урока.

— Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).

— Почему они полезные? (служат людям).

— Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.

—  Для того чтобы сверить, отличаются ли ваши ответы от верного определения этого понятия, я предлагаю вам обратиться к учебнику на с.46.

— Богатства земных кладовых, которые люди используют в хозяйстве, называют полезными ископаемыми.

— Так какова же цель сегодняшнего урока? (Выяснить свойства полезных ископаемых, а так же как их можно добыть и где использовать).

IV. Изучение нового материала.

Первичное восприятие и осознание нового материала.

Фронтальная беседа.

— В моей шкатулке находится еще одно полезное ископаемое. Отгадайте его название:

Без нее не побежит

Ни троллейбус, ни такси

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?  (Нефть)

Нефть – жидкое, маслянистое, горючее вещество, черного цвета, которое употребляется в качестве топлива, а также как сырьё для получения различных продуктов (керосина, бензина и т. п.).

— А еще бывают и такие полезные ископаемые.

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички (газ)

— На какие же три группы по своему состоянию делятся ископаемые? (они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии).

 Показ карты России.

— Как добывают полезные ископаемые.

— Прочитайте в учебнике текст на с. 48.

— Как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение.)

На доске появляется карточка со словом «месторождение».

— Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:

Проберется с молотком

К неизвестным скалам.

С каждым камешком знаком,

С каждым минералом. (Геолог)

— Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.

— Назовите профессии людей, которые добывают полезные ископаемые.

Уголь под землей найдут,

Вверх его поднимут.

Завершив тяжелый труд,

Люди каски снимут.

Их работа всем нужна

С угольком зимой страна! (Шахтеры)

Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.

Так же для добычи полезных ископаемых используется труд бурильщика.

Бурильщик – рабочий, производящий бурение. Он делает скважины, сверлит, пробивает почву.(На доске появляются картинки с изображением геолога, шахтера и бурильщика и карточки со словами: «геолог», «шахтер», «бурильщик».)

— Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49.

— Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)

—  Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, известняк, гранит.) Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас с помощью взрывов. Затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.

— Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (Нефть, газ.) Самый обычный способ поиска нефти — это бурение скважин. Бурить начинают в том  месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан.

— Вы хорошо поработали и вам необходимо отдохнуть, чтобы продолжить исследование.

V. Физминутка.

VI. Практическая работа в группах. 

— Я предлагаю вам определить свойства полезных ископаемых, которые находятся на ваших столах. Выполните исследование на примере изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определим его цвет. Имеет ли блеск?

2. Используя лупу, можно выяснить плотное или пористое это ископаемое.

3. Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая;

Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4.Уголь твердый, но хрупкий т.к. его можно разбить.

5.Опустив уголь в стакан с водой, мы видим, что он не растворяется в воде.

-А еще, что мы наблюдаем? (он не тонет).

— Значит уголь легче воды.

Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогай-ка».

— Давайте перечислим, для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

VII. Беседа об охране полезных ископаемых

— Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых.

На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. На дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается  глубоко под землей, где находится раскаленное вещество – магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности.

Из магмы образовались гранит и другие полезные ископаемые. А при распаде гранита образуются песок и глина.

— Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

(Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Их нельзя восстановить  быстро, как, например, лес после вырубки.)

— Как вы думаете, можем ли мы помочь в охране природных богатств?

(Ученые создают новые искусственные материалы (пластмасса) для замены металла и горючих полезных ископаемых.)

— Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла.

— Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы.

— Экономно использовать газовые и электрические приборы.

— Не оставлять двери в подъездах открытыми настежь.

— Следить за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка невозможна без использования полезных ископаемых.

— Во время взрывных работ портится почва, изменяется ландшафт местности. А на его восстановление требуется очень много времени.

VIII. Закрепление изученного материала.

Работа в парах с ноутбуками (дети выполняют тест на тему «Полезные ископаемые»)

— Давайте сверим ваши ответы с правильными ответами на доске.

— Оцените свою работу на этом этапе.

IX. Домашнее задание.

1.Учебник стр. 46-49 читать,

2. Приготовьте к следующему уроку сообщение о полезном ископаемом на ваш выбор.

X. Подведение  итога урока. Рефлексия.

— Наше увлекательное путешествие  заканчивается.

— О чем мы говорили сегодня на уроке?

— Что же нового вы узнали, чему научились?

— Почему песок и глина – «дети» гранита, а стакан и чашка – его родные «внуки»?

— Выберите сигнальную карточку и оцените результаты своей деятельности на уроке.

— Кто для себя сделал открытие?

— Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке?

— Кому на уроке было интересно и захотелось больше узнать о полезных ископаемых?

— Кому урок подарил хорошее настроение?

— Кто не все понял по теме урока? (жёлтый цвет)

— А кому многое не понятно? (жёлтый цвет)

Вы очень хорошо потрудились, проявили смекалку, ум, любознательность.

Наш урок подошел к концу. Спасибо вам за работу.

Источник