Урок нерудные полезные ископаемые в 4 классе
ГУ «Средняя школа № 7 отдела образования акимата г. Костаная»
Тема: «Нерудные полезные ископаемые»
4 класс
Учитель: Болотских Н. В.
Г. Костанай
2018г
Открытый урок познания мира с использованием ИКТ
Учитель: Болотских Н. В.
Тема: «Нерудные полезные ископаемые»- 4 класс
Цели: Познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного
происхождения, их применением, свойствами, способами добычи.
Развивающая: Развивать познавательную активность учащихся, умение
работать с картой Казахстана. Развивать речь детей, умение сравнивать,
делать выводы.
Воспитательная: Воспитывать патриотизм, любовь к природе,
Осознавать свою ответственность за природу.
Оборудование: НДМ, ТСО, учебник по Познанию Мира 4кл., тетрадь, карта
Казахстана, цветные карандаши, фломастеры, раздаточный материал.
Тип: Комбинированный
Вид: Смешанный
Ходурока:
Организационный момент.
Все ли готово у вас к уроку?
2.Проверка домашнего задания
1)Давайте вспомним, что такое полезные ископаемые и почему их так
называют? Слайд№1,2
(Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают
из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.
Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом
деле очень близки между собой. Называются они, так же как и очень многие
другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.
Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.
Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают
безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
-На какие группы можно разделить все полезные ископаемые? (Руды черных и
цветных металлов, горючие и нерудные)Три группы полезных ископаемых мы уже изучили и сейчас мы проверим домашнее задание. Разделимся на четыре группы.
Каждой группе будет дано задание, в течении пяти минут вы должны
подготовить ответ. Форма работы — рисунок, рассказ, работа по карте.
первая группа — руды цветных металлов
вторая группа – руды черных металлов
вторая группа – горючие полезные ископаемые
третья группа — о полезных ископаемых Костанайской области.
И один вопрос всем трем группам – как и для чего необходимо бережно
относиться к полезным ископаемым? Слайд 3,4,5
Защита работ
4.Подготовка к активному усвоению нового материала
Сегодня на уроке мы узнаем, что полезные ископаемые бывают еще
и нерудного происхождения.
Сообщение темы, цели урока
5.Собщение новых знаний
1)Показ нерудных полезных ископаемых
Откроем тетради и запишем новую тему – Нерудные полезные ископаемые. Слайд6
-Как вы думаете, что можно назвать нерудными полезными ископаемыми?
гранит слайд7-9
Глина слайд10-12
Песок слайд13-15
Мел слайд 16
Известняк слайд17-18
Каменная соль слайд19-20
Мрамор, фосфориты, асбест- слайд21-23
2)Некоторые полезные ископаемые используют как строительные материалы слайд24, 25
технические и драгоценные камни, а также для производства кислот и удобрений.
Из них не вылавливают металлы. Называют их нерудные полезные ископаемые.
3)Дидактическая игра «Памятники г. Костаная
слайд 26-31
4)Исследовательская работа в группах
Вы заметили, что у каждого ученика есть значок, как он называется для
чего и как их добывают, узнаем сегодня на уроке.
(у детей значок на рукаве – Фосфориты, асбест, поваренная соль, гранит,
глина, песок, известняк, мел, мрамор.)
Сейчас вы открываете учебник на странице 51 и ищите информацию о своем
полезном ископаемом. Затем я опрашиваю несколько учеников, выставлю
оценки. После чего мы все вместе заполним кластер нерудные полезные
ископаемые.
Теперь предлагаю вам заполнить кластер – Нерудные полезные ископаемы.
Физкультминутка.
6.Закрепление
1)Молодцы ребята, теперь я предлагаю вам отгадать кроссворд (Когда дети отгадывают кроссворд, они показывают их на карте Казахстана)
По горизонтали
1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.
2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо». Железо.
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. Торф.
5. Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.
По вертикали
1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? Гранит.
2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.
3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор. Известняк.
4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть
Проверка понимания
Работа в дневниках наблюдения
Обобщение.
Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и
сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!
Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!
Подведение итога
Мы сегодня очень хорошо потрудились, сейчас я вам предлагаю поднять тот цвет листа, который вам нравится.
( на столе желтый, красный, зеленый и синий листочки)
Те дети, которые подняли синий означает, что они еще хотят что- то узнать по этой теме.
Зеленый удовлетворены уроком.
Желтый заинтересованы.
Красный воодушевлены.
Домашнее задание
Подготовиться к тестам по пройденным темам на стр.41 -53.
Источник
Краткосрочное планирование 4 класс
Предмет, четв. дата | Познание мира. 2 четверть. 9.11 |
Тема урока | Нерудные полезные ископаемые. |
Цель урока | Закрепить знания учащихся о полезных ископаемых, их применении, свойствах, способах добычи. Развивать умения ориентирования на физической карте Казахстана; Развивать чувство патриотизма и гордости за свою страну; Воспитывать бережное отношение к природным богатствам |
Этапы урока | Модули, приёмы | Содержание урока | Формы работы | Оценивание |
Эмоцион. настр. | НП | Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! -Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! Доброму делу – доброе начало. Бодрячок «Две половинки» Каждый из вас, улыбнувшись, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. | ПР | ФО |
Актуализация опорных знаний | УВО КМ НМ | 1. Отгадай загадки: В находке геолога много железа, И тем она людям, конечно, полезна. Среди ископаемых ценной всегда Считалась добытая в шахте… (Руда) Это топливо, сырьё Из земли качают. «Черным золотом» его Люди величают. (Нефть) Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. Чтоб сделать миску или вазу — Она понадобится сразу. (Глина) *** Росли на болоте растения … А теперь это топливо и удобрение. (Торф) *** Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Уголь) Одну меня — не съешь никогда, А без меня — не вкусна еда. (Соль) Он очень прочен и упруг, Строителям -надёжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. (Гранит) -Как назвать одним словом? По какой теме будем работать? 2. «Мозговой штурм» 1. Что называется полезным ископаемым? 2 На какие группы делятся полезные ископаемые? 3. Что такое месторождение? Бассейн? 4. Что такое руда? 5. На к группы делится руда? 6. Что такое обогащение руды? 3. Проверка домашнего задания А) Стратегия «Горячий стул» Б) Терминологический диктант 1. густая масялнистая жидкость ,которая хорошо горит(нефть) 2. Как называется место добычи угля в шахте (забоем) 3. как называются коридоры, которые прорубают от ствола шахты?(штреки) 4. Какой вид угля не имеет блеска, легко крошится и выделяет меньше тепла? 5. какой уголь самый качественны выделяет много тепла. Чёрный, металлического блеска. Для выплавки металлов (антрацит) 6. Основные месторождения каменного угля в Казахстане? (близ Экибастуза и караганды) 7. Где был найден бурый уголь? Южный Каз. Около города Ленгер 8. Где расположены месторождения газа и нефти? Как называется это месторождение? (в Прикаспийской низменности и на полуострове Мангыстау. 9.Как называется самое крупное месторождение по добыче нефти и газаТенгизское мест.) 10. Как обозначается на карте нефть, газ, каменный уголь, бурый уголь? | ФР ФР ПР | ФО ФО |
Мотивация учебной деят. Сообщение темы и цели урока. | КМ | Выход на тему: На флипчарте картинки с названиями полезных ископаемых Ракушечник, каменная соль, известняк, асбест, фосфориты, мрамор, антрацит =Какое слово лишнее? -Определите тему и цель урока. | ПР | ФО |
Усвоение новых знаний | НП.ДО ОдО | — Что вы уже знаете о нерудных полезных ископаемых? _хотите узнать? Работа в группах по изучению нового материала Каждая группа готовит выступление в виде таблицы, кластера и т.д. о полезном ископаемом нерудного происхождения, которые остались на доске. Используют учебник Алматыкитап и Атамура и информационные листы Выступление группы готовят по плану: Описание Применение Где добывают Как обозначается Выступление групп Взаимооценивание «Светофор» | ГР | ФО ВО |
Закрепление пройденного материала | ОдО | Мини тест(приложение) | ИР | СО |
Итог урока | ОдО | Что нового узнали на уроке? — Что было самым трудным на уроке? | ||
Рефлексивно – оценочный этап | ОдО | Каждый ученик на карточках пишет: Х – что было хорошего: И – что было интересно; М – что мешало в работе; С – что взял с собой. Прикрепляют в таблицу. | ||
Домашнее задание | пересказ |
Асбест. Освоение асбестовых месторождений связано с магматическими породами. Самые крупные месторождения находятся в Костанайской (Жетыгаринское) и Карагандинской (Жезказганское) областях. Значительные запасы асбеста залегают в рудных месторождениях Богетсай на юге Мугоджар и Хантау в Чу-Илийских горах.
Фосфориты. Казахстан по запасам фосфоритов занимает второе место в мире после США. В горах Каратау в Южном Казахстане имеются крупные месторождения фосфоритов (Чулактау, Аксай, Жанатас). По качеству и мощности эти месторождения не имеют себе равных. Месторождения фосфоритов встречаются также на территории Актюбинской области, в верхнем течении реки Эмба.
Соль. На территории Казахстана сосредоточены огромные запасы солей. Особенно богата солью Прикаспийская низменность. Мощность отдельных соленосных пластов (соляных куполов) превышает 2 км. В некоторых пластах наряду с поваренной солью находятся калийные и другие соли. Кроме того, во многих соленых озерах Прикаспийской низменности, Западно-Сибирской равнины и других районов республики образуется самосадочная соль.
Мрамор (слайд 18-19)
Мрамор в Казахстане можно встретить в юго-восточной и восточной части этой среднеазиатской страны. Наиболее крупные месторождения мрамора в Казахстане — Таскольское, Каратауское, Насынкольское, Акбастау-Кызылсайское, Тешиктасское.
Мини тест «Нерудные полезные ископаемые»
1.Нерудные полезные ископаемые:
А) Поваренная соль, гранит, газ. Б) Нефть, алмазы, песчаник С) Глина, песок, асбест.
2. О каком нерудном полезном ископаемом говорится в загадке:
«В воде родится, а воды боится»:
А) Известняк Б) Соль С) Глина.
3. «Горным льном» называют:
А) Фосфорит Б) Асбест С) Гранит
4. Месторождение асбеста открыты в:
А) Карашыганах. Б) Жетыбай С) Жетыкара
5. «Горным льном» называют:
А) Фосфорит Б) Асбест С) Гранит
6. Месторождение асбеста открыты в:
А) Карашыганах. Б) Жетыбай С) Жетыкара
7. Удивительное волокно, которое не горит, не пропускает ток. Из него изготавливают спецодежду для пожарных:
А) Каменное волокно Б) Горное волокно С) Асбестовое волокно
8. Горы, состоящие из этого вещества, кажутся особенно белыми:
А) Ракушечник Б) Мел С) Известняк
9. Какое свойство глины используют при изготовлении посуды:
А) Твердость Б) Водонепроницаемость С) Лёгкость
10. Самая твёрдая разновидность известняка:
А) Мел Б) Мрамор С) Ракушечник
11. Залежи (месторождение ) мрамора в Казахстане:
А) Центральные и Южные области Б) Северная часть Казахстана
С) Южные и восточные области.
Источник
Технологическая карта к уроку окружающего мира. Полезные ископаемые. 4 класс.
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы совзаимодействия
Универсальные учебные действия
Промежуточный контроль
1
2
3
4
5
6
7
I.Мотивация
к учебной
деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.
Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать.
Фронтальная работа.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.
Устные ответы.
II.Актуализация знаний.
Беседа на тему «Полезные ископаемые»
Организует беседу по вопросам:
— Из чего изготавливают автомобили, самолёты, поезда?
— Вот построили автомобили, самолёты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что ещё надо для них?
— Из чего делается горючее?
— Дополните предложение: сталь, нефть…
— Как назвать их общим словом?
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Фронтальная работа.
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта.
Устные ответы.
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1.Презентация «Полезные ископаемые».
2.Исследование в малых группах. Работа с учебником, с. 60-65. Заполнение таблицы «Паспорт полезного ископаемого».
3. Обмен информацией.
4. Физкультми
нутка.
5.Организация информации. Связывание информации. Обобщение.
1. Знакомит со слайдами презентации, комментирует новую информацию, организует её обсуждение.
2. Предлагает исследовать полезное ископаемое по плану, составить план работы в группах. Предлагает вспомнить правила работы в группах.
3. Организует беседу по вопросам:
— Какое свойство является основным (главным) для данного полезного ископаемого?
— Где используется данное полезное ископаемое? На каких свойствах основано его применение?
4. Проводит физкультминутку.
5. Организует, связывает информацию, полученную учащимися на уроке.
— Как много полезных ископаемых мы с вами выделили! Каждое из них обладает определёнными отличительными свойствами. А можем ли объединить их в какие-то группы по признаку сходства?
— Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на две большие группы: рудные и нерудные. Нерудные полезные ископаемые в свою очередь делятся на две подгруппы. Как вы думаете, на какие? (Строительные и горючие.)
— Эту таблицу можно дополнить группой, в которую входят драгоценные камни, их ещё называют ювелирными. Это алмаз, рубин, топаз, малахит, яшма и др.
1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы.
2. Учащиеся работают в группах, заполняют таблицу.
3. Каждая группа представляет информацию – информационный продукт «Паспорт полезного ископаемого» (гранит, известняк, песок, глина, каменный уголь, каменная соль).
4. Выполняют физические упражнения.
5. Классифициру
ют полезные ископаемые по их применению (строительство, топливо, металлургия) и по их состоянию (жидкие, твёрдые, газообразные).
Коллективное заполнение сводной таблицы.
1.Фронтальная работа.
2. Работа в группах.
3.Индивидуальная работа.
4.Фронтальная работа.
5.Фронтальная работа.
Личностные: в предложенных ситуациях опираются на общие для всех правила поведения, делают выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления; определяют причины явлений, событий.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
1.Устные ответы.
2.Заполне
ние таблицы.
3.Сообще
ния по данной теме.
4. Контроль выполнения упражнений.
5.Устные ответы.
IV. Первичное осмысление и закрепление.
1. Выполнить задание в рабочей тетради, с. 24-25 № 56, 57, 59, 60, 61.
2.Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
1. Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради, проводит индивидуальный контроль.
2. Создаёт игровую ситуацию.
1.Самостоятельно выполняют задания в рабочих тетрадях.
2. Активно участвуют в игре.
1.Индивидуальная работа.
2.Фронтальная работа.
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради.
1.Задание в рабочей тетради.
2. Устные ответы.
V. Итоги урока. Рефлексия.
Обобщить полученные на уроке сведения.
Проводит беседу по вопросам:
— Что нового вы сегодня узнали на уроке?
— Что вас больше всего заинтересовало?
1. Отвечают на вопросы.
2. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.
Фронтальная работа.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Оценивание работы учащихся на уроке.
VI. Домашнее задание.
Учебник, с. 60-65; рабочая тетрадь, с. 25 № 58.
Конкретизирует задания.
— Подготовить рассказ об одном полезном ископаемом по плану, не называя его. Задача класса: узнать полезное ископаемое.
Записывают домашнее задание.
Индивидуальная работа.
Источник