Урок по полезным ископаемым 4 класс
Технологическая карта урока
ФИО учителя Прохоренко Виктория Анатольевна
Класс 4 «В»
УМК «Гармония»
Предмет «Окружающий мир»
Тема «Полезные ископаемые, их разведка и добыча»»
Тип урока: урок введения новых знаний (исследовательская работа)
Место и роль урока в изучаемой теме: раздел «Природные богатства России», является 4-ым по счету.
Цель: познакомить учащихся с полезными ископаемыми, расширить представления об их использовании, начать формирование умений определять полезные ископаемые по их основным признакам.
Планируемые результаты:
Предметные: каждый учащийся будет иметь представления о использовании полезных ископаемых.
Личностные:
развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Коммуникативные:
1) учить ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Познавательные:
1) умение строить небольшие сообщения в устной форме и проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом.
Регулятивные:
1) следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения учебной задачи.
Методы: наглядный (презентация, учебник), словесный ( беседа).
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: ИТК, презентация, учебник, образцы полезных ископаемых, листы с заданиями, таблица, условные знаки полезных ископаемых, конверты, корзинки, физическая карта России, магниты.
Ход урока
Организационный
момент
-Приветствие.
-Проверка готовности к уроку.
Эмоциональный настрой.
-Проверяют готовность к уроку и настраиваются на работу.
Л
Закрепление пройденного материала
-Ребята, пожалуйста, возьмите каждый цветную карточку, которая лежит на вашем рабочем месте.
-Сейчас вы будете работать в парах и повторять материал прошлого урока.
-У тех, у кого карточка синего цвета, вы –проверяющие, вы задаете вопросы.
— А у кого желтого, те – отвечающие на вопросы. Ваша подсказка – это ваша карточка желтого цвета.
-Когда вы ответили на вопросы, обменяйтесь карточками и повторите тужу работу.
«Взаимотренаж».
1. Назовите две самые большие равнины: Западно – Сибирская и Восточно – Европейская.
2. Более высокие горы: Кавказские, Алтай, Саяны .
3. В морях, омывающих Россию, есть крупные острова — Сахалин, Новая Земля и полуострова – Таймыр, Камчатка .
4. Самое большое и самое глубокое озёра мира — Каспийское море, озеро Байкал.
5. Наиболее крупные реки России – Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.
-Берут карточки синего и желтого цвета
-Слушают учителя.
-Проверяют пройденный материал.
-Поднимают руки по просьбе учителя.
-Отвечают.
1. Назовите две самые большие равнины:
З…….. – С………. и В……. – ……….. .
2. Более высокие горы: К….., А…… , С…… .
3. В морях, омывающих Россию, есть крупные острова — С…., Н…… ……. и полуострова – Т……, К…….. .
4. Самое большое и самое глубокое озера мира — …….. море, озеро …… .
5. Наиболее крупные реки России – Волга, ……. , …….. , Лена, А…… .
-Кто ответил на все вопросы, поднимите руку?
-Кто ответил только на 4, 3, 2 вопроса, тоже поднимите руку?
-Из ходя из проделанной работы, какой можно сделать вывод?
ВЫВОД: 1. Если большинство ребят хорошо справились с заданием, то тему прошлого урока усвоили на достаточном уровне.
2. Если с заданием не справились большинство ребят, то это будет домашним заданием.
Целеполагание
-Сейчас попрошу вас организоваться в группы.
-На протяжении всего урока вы будете работать в группах.
— Сейчас вы возьмёте конверт и к каждой картинке (дома и машины) соотнесете слова.
-Приступаем.
-Давайте проверим, что у вас получилось (Слайд 1)
-А почему вы так сделали?
— Скажите, а что это за ресурсы? Как они называются?
-Правильно, молодцы!
(Слайд 2) с темой урока
-Тема нашего урока Полезные ископаемые
-А что вы хотели бы узнать?
—На доске в виде слов крепится цель урока
1. Почему их так называют?
2. Что относится к ПИ?
3. Как добывают ПИ?
— Ребята, ответьте на вопрос, для чего нужна машина?
-Но что бы машина поехала, ей что нужно?
— А из чего добывают бензин? Кто знает?
— Что бы дома было тепло, круглый год что необходимо?
(Слайд 3) с новыми ПИ уголь и бензин (нефть)
-Организовываются в группы.
-Выполняют задание.
-Проверяют
-Дома строят из песка, цемента и т.д. Автомобиль делают из стали и т.д.
-Полезные ископаемые.
-Смотрят
-Слушают
-Говорят
-Машина нужна для передвижения.
-Бензин.
-Отвечают.
— Уголь.
Р, К
Изучение нового материала
-Сегодня нам предстоит путешествия в недра Земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми.
-Что такое «недра»?
-Где мы сможем узнать понятие этого слова?
-Правильно, откройте словарь окружающего мира на стр. учебника 175 и найдите определение этого слова. Прочитайте.
-Что же такое Недра Земли?
(Слайд 4 ) определение слова Недра Земли
Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью
— Скажите, что означает выражение «разработка недр»? Как можно по — другому сказать?
-Ребята, скажите, почему ПИ так называют?
-Что значит слово «ископаемые»
Вернуться к цели № 1 и указать, что ответили на этот вопрос.
— Есть люди, которые специально исследуют, что находится в Земной коре.
-Как их называют?
— Человек всё время занимается разведкой месторождений полезных ископаемых.
-Что значит месторождение?
-Поработайте с текстом на стр. учебника 83 и дайте определение человека, который изучает полезные ископаемые.
-Кто это?
-Слушают учителя.
-Отвечают.
— В словаре.
-Работают со словарем.
-Читают определение.
-Отвечают.
— Смотрят.
-Добыча полезных ископаемых.
-Отвечают
-Они полезны.
-Отвечают.
-Отвечают.
-Место, в котором находят ПИ.
-Находят в тексте понятие
Геолог – это человек, который изучает методы изыскания полезных ископаемых и их месторождения.
П, К
Физминутка
Мы геологами станем?
Да? – да! (хлопок над головой)
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой)
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками)
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами)
Ее не проплывешь («плывут»)
Ее не пролетишь («крылья»)
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой)
-А кто же еще помогает геологам в добыче полезных ископаемых?
-Сейчас мы с вами узнаем, кто, где и как добывают полезные ископаемые.
-Каждая группа возьмет зеленый лист. Ваша задача — закончить предложение.
-Будьте внимательны, 4 вопрос не с учебника, вам нужно догадаться о ком идет речь.
-На листах указана стр. текста.
-Работаем с текстом на стр. учебника 85-86
(Стр. учебника 85 первый абзац)
1. Неглубоко залегающие ископаемые добывают открытым способом в ……….. .
2. С помощью (какой техники?) ….. , …… … , ……… ………. , ……. ……… .
3. Какие добывают полезные ископаемые?
…….. , ………. , ………. , ………. , ……… .
4. Профессия человека – это в………ль.
(Стр. учебника 85 конец первого абзаца и весь второй абзац)
1.Если они залегают глубоко, то для их добычи сооружают ……… .
2.Способ добычи: специальные …….. вырубают в пластах ……. ; перевозят по ……. в вагонетках и поднимают на поверхность мощными …….. .
3. Какие добывают полезные ископаемые?
……… ….. и ………….. ……… .
4. Профессия человека – это
(Стр. учебника 86 первый абзац)
1…………. бурят на суше и на дне морей.
2. Какие добывают полезные ископаемые?
……… …. , …….. , ……….. …. .
3. Для транспортировки сооружают ………. , ……………. и ………… .
4. Перевозят полезные ископаемые по ……… ………. в вагонах и ……….. . По морям и океанам везут их …………….. ………. и …….-…….. .
5. Профессия человека – это бу… к и в….ль .
(Стр. учебника 86- второй абзац и стр. 87)
1 Во многих местах нашей страны издавна добывали ………..
2. Выпаривали ее из растворов, которые брали в ………. …….. или получали в ………. ……., закачивая туда ……… воду
3. Соль перевозили из озер …….. и ……… .
4. Города, где добывали соль, стали называть …………., ………. — ……….. .
5. В древности соль ценилась …….. ………, из-за нее ……….. .
— Каждая группа представляет свою работу (Слайд 5-8 с заполненными карточками)
-Отвечают.
-Слушают учителя.
-Выполняют задание в группах.
-Сообщают другим свою работу.
Исследовательская работа.
— Каждое полезное ископаемое обладает каким-либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять — исследовать и заносить в таблицу.
-Каждой группе достается по одному полезному ископаемому ( нефть, каменный уголь, графит и поваренная соль. )
-В помощь вам предлагается карточка «Помогай-ка» (слайд 9)
«Помогай-ка».
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое, жидкое или газообразное ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет.
5. Где можно использовать, применить.
-Итак, исследование закончено. Теперь выслушаем каждого представителя группы и сравним ответы. (Слайд 10-13 картинки ПИ, которые исследовали дети)
-Внимательно слушают.
-Каждая группа выполняет исследование.
-Представление работ.
К
Закрепление
-У каждой группы в корзинках лежат условные знаки ПИ, которые вы исследовали.
-Возьмите их пожалуйста.
-Откройте физическую карту России в учебнике и найдите местоположение полезного ископаемого, которое исследовали. Возьмите свой условный знак и прикрепите его к физической карте России у доски.
-Каждая группа выходит и прикрепляет условный знак.
(Слайд 14) физическая карта России
-В группах находят местоположение полезного ископаемого и обозначают условным знаком.
Итог урока
-Ребята, как вы считаете, достигли мы цели урока? На все вопросы ответили?
— Что помогло нам в работе?
— Какая задача была сложной для вас?
-Да
-Отвечают.
Рефлексия
Продолжи фразу: (слайд 15)
Мне больше всего понравилось….
Было интересно….
Хочу сказать спасибо….
К
Домашнее задание
Т. с. 38 № 18 (слайд 16)
Источник
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему «Полезные ископаемые» ( 4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.
3 слайд
Описание слайда:
Слои полезных ископаемых
4 слайд
Описание слайда:
1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы Железная руда
5 слайд
Описание слайда:
НЕФТЬ 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит
6 слайд
Описание слайда:
кварц слюда полевой шпат (белые (чёрные (розовые зёрна) зёрна) зёрна) 1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный ГРАНИТ Гранитный массив
7 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ИЗВЕСТНЯК
8 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется КАМЕННЫЙ УГОЛЬ
9 слайд
Описание слайда:
песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В воде не растворяется
10 слайд
Описание слайда:
слюда 1. слоистая 2. Имеет стеклянный блеск 3. хрупкая 4. В воде не растворяется
11 слайд
Описание слайда:
ТОРФ Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорошо горит Образуется из остатков растений на болотах
12 слайд
Описание слайда:
ГАЗ Бесцветный Прозрачный Хорошо горит
13 слайд
Описание слайда:
Использование полезных ископаемых Строительство (песок, гранит, глина, известняк) Топливо (каменный уголь,торф,нефть, газ) Металлургия (руда)
14 слайд
Описание слайда:
На какие группы можно разделить полезные ископаемые? полезные ископаемые твёрдые жидкие газообразные (уголь, руда, известняк) (нефть) (газ)
15 слайд
Описание слайда:
Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. КАРЬЕР – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – ШАХТА. Глубина подземных разработок до 4 км
16 слайд
Описание слайда:
Открытый способ добычи полезных ископаемых.
17 слайд
Описание слайда:
Закрытый способ добычи полезных ископаемых.
18 слайд
Описание слайда:
Буровая платформа для добычи нефти.
19 слайд
Описание слайда:
ВЫВОД: Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-448374
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Урок окружающего мира
«Перспективная начальная школа»
4 класс
«Полезные ископаемые твоего края»
Задачи урока: изучение полезных ископаемых своего края.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, карта полезных ископаемых России, карта полезных ископаемых своего края, коллекция полезных ископаемых, выставка книг (материалы по краеведению)
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие ребят и гостей в классе
2. Актуализация знаний
Чтобы вспомнить предыдущий материал, давайте разгадаем кроссворд и узнаем зашифрованное слово.
По горизонтали:
- Чертеж какой-либо части земли, моря. Земная поверхность или ее участок, изображенная на плоскости: на бумаге, материи, картоне. (карта)
- Эта река занимает 3 место в России по своей длине (Иртыш)
- Показывает во сколько раз расстояние на карте меньше соответствующего расстояния на местности. Степень уменьшения горизонтальных положений линий местности при изображении их на плане или на карте. (масштаб)
- Это часть поверхности земного шара, на которой принято одно стандартное время, которой еще часто называют местное время.
По вертикали:
— Что означает зашифрованное слово? Это может быть республика, автономный округ, край или область, где находится населенный пункт, в котором мы живем). Это может быть город, село, деревня, поселок, станция и т.д.(край).
— Как называется ваш родной край? (Омская область)
— Найди на карте наш край и его главный город (ребенок выходит к доске, показывает г. Омск говорит, что на карте он обозначен розовым цветом).
— Определи местоположение г. Омска (Омская область находится в Западно-Сибирской равнине и занимает 1/15 часть от всей РФ.)
— Назовите соседей Омской области? (Омская область граничит с Казахстаном, с Тюменской, с Новосибирской и Томской областью).
— А если сравнить карту Омской области и России, что можно сказать? (что у них разный масштаб)
— На какой карте удобнее изучать наш край и почему?
— А чем богата наша область? (В ней очень много рек и озер)
— Перечислите реки и озера нашей области. (ребенок перечисляет и показывает на карте)
3. Ведение нового материала
— А как вы думаете, какие еще богатства есть в нашей области? (полезные ископаемые)
— Предположите, какая будет тема нашего урока. (Полезные ископаемые твоего края)
Какие цели и задачи мы поставим на сегодняшнем уроке, работая в группах (вспомнить, что такое полезные ископаемые, расширить наши представления, узнать какими полезными ископаемыми богат наш край, их свойства: их месторождение, как добывают, где применяются, как нужно использовать. Учиться бережно, относиться к полезным ископаемым.)
— Из 3 класса вы уже знаете, что такое полезные ископаемые? Напомните, пожалуйста.
(Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.)
А почему они ископаемые? А почему полезные?
Проблема: Можно ли обойтись без полезных ископаемых? (дети высказывают свои предположения).
Давайте будем выяснять это на конкретных примерах и ответим на этот вопрос в конце урока.
— Если посмотреть на Омскую область, какими полезными ископаемыми богат наш край.(нефть, песок, глина, природный газ, торф).
— Давайте, более подробно остановимся на распространённых полезных ископаемых, которые встречаются в нашей области. Пользуясь, атласом, дополнительной литературой найдем и вспомним нужную нам информацию и представим ее. Карточка-помойка будет вам помощником. (детям дается 5-7 минут для того, чтобы обсудить в группах и презентовать то полезное ископаемое, которое они выбрали).
1) Нефть
-О каком полезном ископаемом идет речь?
Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)
- Что это? Посмотрите, пожалуйста. Это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Легко загорается, горит неярким, желтоватым коптящим пламенем. В воде не растворяется, плавая на ее поверхности.
- Какое условное обозначение имеет данное полезное ископаемое.
- Крупнейшие месторождения нефти на территории Омской области:
Прирахтовское и Тайтымское в Тевризском районе.
Ягыл-Яхское. В Тарском районе.
Посмотрите на карту и поставьте флажок – условное обозначение, где у нас добывают нефть. (ребенок выходит к доске и ставит флажок на том месте, где добывают полезное ископаемое)
- Чтобы пользоваться этим богатством, его необходимо добыть. Просмотр видеофрагмента
(Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. )
- Для чего человеку необходима нефть? Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий.
(мазут). (нефть помогает человеку приводить в движение машины, самолеты, тепловозы, корабли и т.д)
Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мазь, различные крема, мыло, моющие средства, ткани, пластмассы типографские краски для журналов, газет, книг.и т.д. .
2) Природный газ
- На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком, расцветает, от спичек. (Природный газ) - А знаете ли вы что, чистый природный газ не имеет цвета и запаха. Чтобы можно было определить утечку бытового газа по запаху, в него добавляют небольшое количество веществ, имеющих сильный неприятный запах.
- Какое условное обозначение имеет данное ископаемое?
- Природный газ добывают в Тевризском районе – Крапивинское месторождение. (ребенок выходит к доске и ставит соответствующий значок)
- Чтобы добыть природный газ из-под земли, бурят скважины. От месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.
- Природный газ широко применяется в качестве горючего в домах для отопления. Его используют как топливо для машин, котельных и т.д. Это один из лучших видов топлива для бытовых и промышленных нужд. Ценность природного газа как горючего состоит еще и в том, что это экологически чистое топливо. При его сгорании образуется гораздо меньше вредных веществ по сравнению с другими видами топлива. Поэтому природный газ является одним из главных источников энергии в человеческой деятельности. Пластмассы делают из природного газа.
- Торф
На болоте родится,
На топку годится.
Росли на болоте растения
Теперь это топливо и удобрения.
(Торф)
- Посмотрите на данное полезное ископаемое и опишите его. (рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета)
- обозначается:
- В северных районах области сосредоточены крупные запасы торфа.
- Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Добывается на болотах. Используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции. Применяется торф и для удобрения почв, а также в виде подстилки для скота в животноводческих помещениях.
— Какое общее свойство имеет нефть, торф, природный газ.? (Горючие полезные ископаемые, топливные, т. к. основное свойство – горючесть). Они хорошо горят, выделяют тепло.
— Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.
Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”? (Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)
— Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Если они не возобновляемые, то, как мы должны их расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).
— Так как они относятся к горючим полезным ископаемым, то как их надо использовать? (Аккуратно, осторожно и т.д.).
На доске появляется запись:
ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – не возобновляемые
РАСХОДОВАТЬ – бережно
ИСПОЛЬЗОВАТЬ – осторожно
- «Песок».
- Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
- Опишите его. (состоит из мелких крупинок, частиц. Цвет – чёрный, зеленоватый, красноватый. Жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Он представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды.)
- Какое условное обозначение имеет песок? Покажите на карте
- Черлак, Тавричанка, Азово и Чернолучье — месторождение кварцевого песка.
- Обычно в песке больше всего кварца. Благодаря его присутствию, он незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок широко применяем в строительстве. Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.
- «Глина»
- Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
- Давайте, вспомним из 3 класса о свойствах воды. Твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.
- Какое условное обозначение имеет глина. Покажите на карте. В Омской области учтено Усть – Ишим, Тевриз, Знаменское, Тара, Муромцево, Крутинка, Тюкалинск, Большеречье, Саргатское, Называевск, Одесское, Черлак и др. месторождение.
- Используют в строительстве: Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей и лекарственных средств. Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. В косметике глина является основой масок, некоторых мазей. Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодаря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).
4. Подведение итогов
Беседа об охране полезных ископаемых
– Месторождения охраняются законом. Добытые полезные ископаемые полностью используются для выплавки металлов. Месторождения предохраняют от затопления. Выработанные карьеры засыпают и на их мести производят посадку деревьев или используют эти территории под сельскохозяйственные угодья.
– Как называются профессии этих людей? (Геолог,нефтяник, шахтер, буровик, камнеобработчик)
Как вы думаете, легкий ли труд у этих людей? Что мы должны делать? (Уважать труд людей, занятых в добыче полезных ископаемых)
Тест.
1.Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
2.Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, торф, газ
3.Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) нефть, газ
4.Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
5. С какими полезными ископаемыми нужно обращаться осторожно?
а) горючие полезные ископаемые.
— Игра « Да-нет» (если да, то зеленый сигнал, если нет, то красный)
1. Не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород. (да)
2. Горные породы могут быть только в двух состояниях. (нет)
3. Торф, известняк, гранит – это газообразные полезные ископаемые. (нет, твердые)
4. Торф, каменный уголь применяют в качестве топлива. (да)
5. Кварц – имеет самую высокую твердость. (нет, алмаз)
6. Мрамор, песок, гранит относят к строительным полезным ископаемым. (да)
7. Наша страна самая богатая в мире по запасам каменного угля. (нет, железной руды)
— Какие задачи ставили в начале урока?
— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
-Что помогло нам в работе?
-Какие открытия для себя сделали?
-Можно ли обойтись без полезных ископаемых?
-Можно ли обойтись без полезных ископаемых?
Вывод: Полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Можно очистить реку, затратив очень много сил, времени, энергии, можно посадить новый лес, на месте вырубленного. Можно получить потомство от редких животных в зоопарке или в заповеднике. Но использованные месторождения полезных ископаемых снова создать невозможно. Ведь они образовались в недрах земли за многие миллионы лет! Поэтому необходимо очень экономно использовать подземные богатства. На этом богатства нашей Омской области не заканчиваются, мы продолжим изучать и узнавать новое и интересное на следующем уроке.
Источник