Урок по теме полезные ископаемые 3 класс пнш

Урок по теме полезные ископаемые 3 класс пнш thumbnail

2. Проверка домашнего задания

10 мин.

— Молодцы, ребята, сейчас мы с вами повторим тему – минералы. Домашним заданием на сегодня у вас был пересказ стр. 12-15. Ребята, я спрошу одного ученика по данной теме. Кто хочет ответить?

— Очень хорошо ребята, ваш ответ был очень четким и выразительным!

— Сейчас, для того чтобы закрепить изученный материал, я раздам карточки с заданиями двум желающим. Вам необходимо заполнить пробелы в карточках и ответить на заданные вопросы по прошлым темам.

— Ребята, подойдите со своими дневниками, я поставлю вам оценку за ответ на уроке.

Проверяет домашнее задание; озвучивает тему урока

Слушают учителя, работают по карточкам; отвечают с помощью схемы

Проверка знаний учащихся.

  1. Подготовка к основному этапу занятий:
  1. Мотивационный этап;
  2. Постановка целей

1 мин.

5 мин.

10 мин.

— Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие — спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнёшься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!  

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? (ответы детей).

— Правильно ребята, о полезных ископаемых.

(Слайд 2).

— А сейчас, подумайте и составьте схему из чего состоят полезные ископаемые.

— Посмотрите пожалуйста на слайд и проверьте правильно ли вы составили свою схему.

(Слайд 3)

— Молодцы ребята, у вас все правильно!

— Какую цель можно поставить на уроке? (Узнать, что такое ископаемые)

(Слайд 4)

А какую проблему мы можем поставить на уроке?

— Проблема: Если есть полезные ископаемые, есть ли не полезные?

(Слайд 5)

— Открываем учебник на стр. 16. Кто нам прочитает тему урока? («Полезные ископаемые»)

— Давайте мы с вами повторим пройденное: прочитайте 2 вопроса и ответьте на них.

— Правильно, ребята! А теперь, прочитайте 1 абзац на 16 стр., давайте подумаем, что мы называем полезными ископаемыми? (ПИ – это горные породы и минералы, которые человек использует для свои хозяйственных нужд).

(Слайд 6)

—  Хорошо, давайте поработаем в парах. Составьте схему полезных ископаемых по 1 абзац стр. 16.  

— Молодцы ребята, а я составила вот такую схему, посмотрите на экран

(Слайд 7)

— Как вы думаете, почему моя и ваши схемы похожи?

– Правильно, к твердым полезным ископаемым относится торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы и другие. К жидким полезным ископаемым относится нефть, минеральная вода, к газообразным полезным ископаемым природный газ.

 (Слайды 8, 9, 10)

— Очень хорошо ребята. Перепишите мою схему со слайда в тетрадь.

.

— Кто прочитает нам вопрос на стр. 16?

— Теперь ребята скажите мне, что же такое разведка?

(Разведка – это работы, производимые с целью ближайшего исследования уже отрытого месторождения полезного ископаемого)

(Слайд 11)

— А кто мне скажет, что такое месторождение?

— Посмотрите внимательно в учебник возле слова месторождение стоит звездочка, что нам нужно сделать? (открыть словарик и посмотреть значение).

— Кто нам прочитает?  (Месторождение – это место, где залегают полезные ископаемые).

(Слайд 12)

— Молодцы! Но чтобы нам ответить а этот вопрос, нам нужно изучит следующий абзац.

— Ребята, скажите кто такие геологи и археологи и чем они занимаются?

— Правильно ребята, геолог – это человек, который занимается поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых.

(Слайд 13)

 А археолог – человек, который занимается раскопками древних вещей.

(Слайд 14)

Уточняет понимание учащимися поставленных;

формулирует задачи урока;

объявляет: цели урока, выдвигает проблему, формулирует задания, контролирует выполнение работы;

Показывает свою схему полезных ископаемых

Спрашивает значение слов

Слушают учителя, отвечают на вопросы, предполагают цели, ставят проблем урока; работают с учебником

Записывают схему полезных ископаемых;

Думают над значением слов; работает со словарем

Проверка знаний учащихся.

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Осладение базовыми  предметными, межпрдметными понятиями, отражающими существенные связи  и отношение между обектами и процессами

строят рассуждения

Слушают, вступать в диалог участвовать в коллективном обсуждении;

Формулирвать собственную позицию, мнеия, контролировать действие партера.

  1.  Изучение нового материала

3 мин.

7 мин.

10 мин.

5 мин.

— Поработаем в группах. У каждой группы будет свое задание, связанное с полезными ископаемыми. Всего групп 5 по 5 человек. Я назначу ведущего, секретаря, чтеца и двух докладчиков. Ведущий руководит работой и следит за тем, чтобы все говорили только о данной теме. Чтец, читает материал из учебника, задания из карточки, дополнительный материал для работы, а в некоторых читает информацию из хрестоматии. Секретарь записывает на основе текста и выбранного ребятами материала информацию и составляет текст для выступления докладчиков. После окончания работы с текстами и с карточками докладчики выступают по их теме.

Каждой группе я раздам несколько карточек:

1 – инструкция работы с материалом;

2 – как нужно работать в группе;

3 – карточка с заданием.

— В 3 карточке будет написано название темы, с которой будит работать ваша группа, страницы учебника и хрестоматии и дополнительный материал.

(Слайд 15)

Кадой групппе я раздам образцы полезных ископаемых.

-На эту работу вам даётся на работу 7 мин.  

(работа в группах)

— Время работы подошло к концу. Давайте начнем с первой группы. Докладчики выходите отвечать. Все ребята, кто не работал над этой темой записывайте кратко в рабочую тетрадь.

— Постарайтесь каждая группа уложиться в 2 минуты.

(ответы учеников по темам)

(Слайды: 16 – 20)

— Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием! А теперь, давайте проверим ваши знания по всему тому, что вы усвоили за урок. Проведем тест. Я раздам вам карточки с заданиями.

Инструктирует учеников; распределяет роли

Слушают учителя, выполняют групповую работу,

находят в тексте информацию

Определение основной информации; учатся работать в группе.

Источник

Этапы урока, цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Цель: создание благоприятной психологической атмосферы, включение в учебную деятельность

-Улыбнитесь, подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим.

— Откройте свои ладошки к новым знаниям и произнесите нашу волшебную фразу:

Я хочу много знать!

— А сейчас тихо сядут девочки

— а мальчики сядут ещё тише.

Настраиваются на работу, высказывают друг другу добрые пожелания.

Личностные:  выражают позитивное отношение к предстоящей работе

Актуализация  знаний

Цель: повторение опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, подготовка мышления

 -Урок начнем с проверки домашнего задания в форме теста

— На выполнение работы 3 минуты

— За одну минуту до окончания работы подаю сигнал (колокольчик)

— А сейчас поменяйтесь карточками и проверьте тест на слайде (Слайд № 2)

-Оцени работу соседа

Критерии оценивания:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2-3 ошибки -«3»

3-5 ошибок –«2»

— Послушайте стихотворение

(читает учитель)

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету —

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

— Кто догадался, о чем это стихотворение?

-Какие полезные ископаемые вы знаете?

Приложение № 1

Выполняют работу на карточках.

Взаимопроверка, оценивание.

(О полезных ископаемых)

-Узнать свойства полезных ископаемых.

Познавательные: логические: анализ, составление целого из частей, установление причинно-следственных связей, знаково-символические действия: моделирование,

осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию

Регулятивные: саморегуляция: преодоление препятствий

Коммуникативные: сотрудничество в сборе информации

Целеполагание

Цель: выявление затруднений и постановка цели

-Откройте учебник на стр. 22

-Прочитайте тему урока.

— О чем мы сегодня будем говорить?

-Какую цель поставим перед собой?

-Зачем нам необходимы знания по этой теме?

 -Где они нам могут пригодиться?

-Сегодня на уроке вы не просто ученики, вы исследователи и работая  в  группе для себя откроете что-то новое.

Читают

О свойствах полезных ископаемых

(Узнать свойства полезных ископаемых)

Регулятивные: принятие учебно-познавательной задачи и её        сохранение,

целеполагание.

Планирование предстоящей деятельности

Цель: составление плана действий

— Ну, что заглянем в научную лабораторию.

 В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования.

-Прочитав и отгадав загадки, каждая группа узнает   какие полезные  ископаемые они будут исследовать.

(Карточки с загадками каждой группе)

-А результаты своих исследований группа будет записывать в научный дневник.

-Прежде, чем начать работу, вспомните правила ТБ при проведении опытов.

-Приступая к работе, не забудьте про правила работы в группе.

 Каждая группа читают и отгадывают загадки.

Приложение № 2

Каждой группе выдается карточка (Научный дневник)

 (Слайд № 3)

Вспоминают правила ТБ при проведении опытов

Распределяют роли в группе; планируют свою деятельность.

Регулятивные: планирование учебной деятельности

Практическая деятельность учащихся

Цель: организация построения  нового знания

Физминутка

Цель: снять утомляемость детей.

Предоставление результатов.

 Цель: Умение представить и оценить результаты групповой работы

Закрепление знаний

-Время на исследование и запись результатов 10 минут.

— За одну минуту до окончания работы подаю сигнал (колокольчик)

-Предлагаю приступить к реализации плана.

Подробный план проведения опытов находится в учебнике.

 Исследования в группах:

Учитель  в  качестве   эксперта  наблюдает, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует  учащихся, создаёт ситуацию успеха.

Мы геологами станем

Да? – да! ( хлопок над головой).

Будут все гордится нами.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее мы обойдем (топают ногами),

Ее мы проплывем (плывут),

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да? – да! ( хлопок над головой).

-Обобщим результаты исследования.

-А сейчас закрепите знания, полученные в исследовательской работе.

 Задание на отдельных листах для каждой группы:

Найди ошибки в следующих утверждениях.

Большинство полезных ископаемых жидкие.

Месторождениями называются места, где хранят полезные ископаемые.

Нефть добывают в карьерах.

Как удобрение для растений используется каменный уголь.

Изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения биологи.

Учащиеся работают над исследованием:

самостоятельно выполняют опыты, фиксируют в научный дневник, оформляют отчёт. 

Выполняют упражнения

Каждая группа зачитывает результаты своих исследований.

Представители от команд выходят к доске и сравнивают ответы, подсчитывают количество правильных ответов

Ответы:

твёрдые

залегают

в недрах земли

торф

геологи

Коммуникативные: (инициативное сотрудничество: умение работать в  группе –распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле).

Познавательные:

уметь формулировать несложные выводы, основываясь на проведённом опыте

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные:

уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Подведение итогов.

Цель:

дать оценку успешности достижения цели .

— Ребята, достигли цели нашего урока?

Оцените свою работу на уроке

-Заполните оценочные листы.

Учитель выставляет оценки по результатам оценочных листов.

Да, нам удалось определить свойства известняка, мрамора, песка, глины.

Учащиеся заполняют оценочные листы

(оценочный лист содержит критерии оценивания личностных и метапредметных умений)(Приложение №5)

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Рефлексия.

 Цель: Оценивать свой вклад в общий результат деятельности

-Закончите предложения:

На уроке я узнал…

На уроке я учился…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

Анализируют

Слайд № 4

Регулятивные:

оценивание результатов

Домашнее задание.

Цель:  Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

-Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом.

Дети записывают задания в дневник

1.Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют

в) вода.

В) нефть, глина, торф.

в) строители.

4. Установи соответствие.

в) глина, известняк.

6.В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений

В) гранит.

В) известняк.

Свойства песка и глины стр. 24-25

Свойства известняка и мрамора- стр. 22-23

Свойства песка и глины стр. 24-25

Свойства известняка и мрамора- стр. 22-23

Источник

Учитель начальных классов Богданова Алена Валерьевна

МБОУ «Восяховская СОШ» ОЦ»

Урок по окружающему миру в 3 классе

Обобщение по теме: «Тайны недр Земли»

Тема урока: Полезные ископаемые и их использование человеком.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: интерактивная доска, школьная доска, карточки, «медальки», «яблоки»

Педагогические задачи:

  • Проверить знания о полезных ископаемых и их использовании человеком;

  • Создать условия для понимания необходимости охраны полезных ископаемых и бережного отношения к богатствам природы;

  • Способствовать формированию универсальных учебных действий – работать с учебными текстами, осознанно читать вслух (с соблюдением интонации, пауз, логических ударений) и про себя.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природным ресурсам; познакомятся с влиянием человека на природу; научатся аргументированно отвечать, делать выводы.

Предметные: научатся определять свойства полезных ископаемых, классифицировать полезные ископаемые; сохранять полезные ископаемые и бережно относится к богатствам природы, работать с учебными текстами, анализировать исторические события.

Метапредметные: 

регулятивные УУД: формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей; предлагать способы решения учебной задачи урока; принимать установленные правила в планировании и контроля способа решения; осуществлять действия взаимоконтроля, самоконтроля.

познавательные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимо-действия; осознавать необходимость ответственного отношения к природе; воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока, интерпретировать ее; извлекать из текста информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников;

Личностные: проявлять интерес к проблемам окружающей природы, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

— Дорогие дети, давайте поприветствуем, друг друга, улыбнемся и поделимся своим хорошим настроением и все вместе скажем: «Доброе утро». Садитесь.

2. Актуализация опорных знаний

Сегодня мы будем говорить о тайнах, которые скрывают от нас недра Земли.

Дома вы читали о полезных ископаемых, отвечали на вопросы в карточках, которые я вам раздала на прошлом уроке. Возникли ли у вас трудности с выполнением домашнего задания?

  1. Постановка цели:

На доске записаны опорные слова:

ПОЛЕЗНЫЕ, ИСКОПАЕМЫЕ, ЧЕЛОВЕК, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Что же мы сегодня будем делать на уроке?

— Мы будем классифицировать полезные ископаемые

— Мы вспомним, что такое магматические и осадочные горные породы

— Мы вспомним, в каких трех состояниях бывают полезные ископаемые

— Подведем итог и узнаем, что полезные ископаемые считаются невосполнимыми или исчерпаемыми.

— Мы узнаем, что полезные ископаемые и природу нужно беречь во имя будущих поколений

4. Сообщение темы урока:

Тема: Полезные ископаемые и их использование человеком.

-Прежде всего, мне бы очень хотелось начать наш урок с прочтения вами небольшого текста о Сталинградской битве.

Раздается текст на карточках. Учитель дает команду: прочитайте внимательно текст.

«17 июля 1942 года началась Сталинградская битва. Эта дата прописана во всех учебниках, но мало кто знает, что первое сражение произошло не 17-го, а 16 июля. Первый бой будущей грандиозной баталии состоялся у хутора Морозов в Ростовской области, где шесть советских танков из передового отряда наткнулись на немецких артиллеристов и разгромили их.

200 дней и ночей длилась Сталинградская битва — с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 г.

23 августа — самый страшный день для Сталинграда. В этот день Сталинград подвергся настолько масштабной бомбежке, что город покрыло бомбами как одеялом. Сталинград был практически сравнен с землей, но это не сломило боевой дух красноармейцев.

15 минут — средняя продолжительность жизни в Сталинграде. Бои были настолько ожесточенными, что любой человек, будь то немец или русский, внезапно заброшенный в город, едва ли имел шансы дожить до следующего дня.

2 февраля 1943 года. В этот день последние подразделения окруженной 6-ой армии нацистского Вермахта сложили оружие и прекратили сопротивление ввиду его бессмысленности. За двое суток до этого, 31 января, фельдмаршал Паулюс вместе с офицерами штаба окруженной 6-ой армии сдались генералу-майору 64-ой армии Ивану Ласкину. Завершилась Сталинградская битва».

На доске учитель располагает карточки при помощи магнитов:

Июль 1942 г.

Февраль 1943 г.

200 дней и ночей

Май 1945 г.

После прочтения детям предлагается среди карточек найти соответствия:

Начало Сталинградской битвы

Окончание битвы под Сталинградом

Продолжительность боев за Сталинград

Победа

На доске записывается: Сталинград-Волгоград, даются пояснения о современном названии города.

Учитель: Скажите, а как связаны Сталинградская битва, победа нашего народа над фашизмом и тема нашего урока?

Как полезные ископаемые использовались во время Великой Отечественной войны?

На доске располагаются карточки:

Танки

Самолеты

Бомбы

Дома

Дороги

Мосты

Учитель предлагает найти карточки на столе с названиями полезных ископаемых, которые использовались для производства данных объектов: железная руда, нефть, глина, песок, гранит, мрамор.

-Учитель: итак, на прошлом уроке мы установили, что в природе есть горючие и негорючие полезные ископаемые. Попробуйте выполнить следующее упражнение: Какие полезные ископаемые являются горючими, а какие — нет? (глина, торф, гранит, горючий сланец, каменный уголь, нефть). Дети могут выполнять задания либо по карточкам, либо на интерактивной доске. (Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №1)

Учитель: для чего нужна человеку нефть? (бензин, дизельное топливо, горюче-смазочные материалы)

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: мы с вами хорошо знаем, что в природе существуют горные породы магматического и осадочного происхождения. Сопоставьте изображения разных осадочных пород с описанием способа их происхождения:

каменный уголь,

торф,

известняк.

«Образовался из оказавшихся под водой остатков древних гигантских деревьев»

«Образуется на болотах из отмирающих частей водных растений»

«Формировался из остатков живых организмов на дне морей, которые затвердевали» (Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №2)

Дети находят соответствия по одному.

Учитель: на прошлых уроках мы рассматривали различные горные породы из школьной коллекции. Выберите минералы, которые входят в состав гранита: кварц, графит, слюда, полевой шпат, кальцит, гипс. (Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №3). Кто сможет выйти к доске и выполнить задание?

Один из учеников проходит к доске и указывает ответ.

Учитель: подпишите минералы, которые входят в состав гранита. (Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №4). Кто сможет выполнить задание?

Один из учеников выполняет задание у доски.

-Работа в группах.

Учитель: теперь я предлагаю разбиться на 2 группы.

1 группа укажет строительные полезные ископаемые, а вторая группа укажет строительные материалы. Выберите соответствующие карточки и разместите их на доске при помощи магнита.

В какой команде получилось больше наименований? Молодцы!

Учитель: продолжаем работать в 2 группах.

Мы с вами уже говорили о том, что горные породы бывают магматические и осадочные. Я выдам вам карточки, а вы в них выпишите с доски те породы, которые указаны в вашем задании.

Дети выписывают в свою карточку те названия, которые соответствуют полученному заданию. Затем обмениваются карточками и проверяют правильность ответов. Взаимопроверка.

4.Учитель: теперь каждый из вас в карточке распределит полезные ископаемые по группам: твердые, жидкие и газообразные. Эти полезные ископаемые вы видите на доске. (Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №7)

Давайте проверим. Если все ответы правильны- поставьте себе 5, если 1 ответ не совпал, то — 4, если 2 ответа не совпали, то это будет 3, в остальных случаях- двойка. Самопроверка

Породы какого вида встречаются чаще всего в вашей таблице, а в природе?

Дети высказывают свои предположения.

Посмотрите на доску и подумайте: какие изделия сделаны из глины, а какие из мрамора? (Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №8)

Выходим к доске по одному и выбираем правильный ответ.

Предметы из какого материала здесь встречаются чаще всего?

Учитель. Отвечают желающие. Мы с вами часто будем встречаться с географическими картами, на которых отмечены полезные ископаемые различными условными значками. Давайте попробуем запомнить обозначения тех, которыми богата наша земля.(Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №9)

Дети находят на доске обозначения нефти, природного газа и каменного угля.

5. Рефлексия: (2 мин.)

1. — Можем ли обойтись без полезных ископаемых? Почему? (Ответы учащихся: — нет, не смогут строить дома, ездить машины, летать самолеты, закончатся лекарства, краски, различные строительные материалы)

2. — Как вы думаете, можно ли восстановить полезные ископаемые в тех местах, из которых люди их берут на свои нужды, и там, где они уже закончились? (К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Они образовывались в недрах земли за миллионы лет)

Значит, какой вывод мы можем сделать об охране полезных ископаемых?

Воспитательный момент. (Человек обязан бережно и экономно использовать ресурсы нашей земли, чтобы в конце концов они не истощились). Добывая полезные ископаемые, нужно помнить об охране окружающей среды и не наносить ущерба природе.

— На «яблоках» напишем свое отношение к уроку: 1-интересно, 2- познавательно, 3-скучно; и повесьте их скорей на «дерево знаний». Оно заждалось ваших «яблок».

6. Подведение итога. Обратная связь. (2 мин.)

— Подведем итог урока. А что же вы усвоили на уроках? Это проверит еще один хранитель подземных секретов.

Ученики выходят по одному и снимают замочек. На другой стороне вопрос. (За правильный ответ получают кружочек)

1. Дать определение понятию – полезное ископаемое.

2. Какие полезные ископаемые используют в строительстве?

3. Какие полезные ископаемые используют как топливо?

4. Какие полезные ископаемые используют в быту?

5.Что такое месторождение?

6.Кто такой геолог?

7. Как в годы войны назывался город Волгоград?

8. Сколько дней и ночей длилась Сталинградская битва?

9. Сколько лет Великой Победе нашего народа исполняется 9 мая 2020 года?

7. Домашнее задание: приготовить сообщение об истории строительства монумента «Родина — Мать зовет!»

Источник