Урок по теме полезные ископаемые беларуси

Урок по теме полезные ископаемые беларуси thumbnail

Тема: «Полезные ископаемые Республики Беларусь»

Цель: знакомство с полезными ископаемыми Беларуси.

Задачи:

1) Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи; организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых; показать их важную роль в экономике страны.

2) способствовать развитию умения сравнивать, анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы; развивать умения составлять схемы, таблицы.

3) прививать навыки рационального и экологического отношения к окружающей среде.

Оборудование: физическая карта Беларуси, учебное пособие.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, выявление отсутствующих, определение настроя и готовности класса к уроку

2. Актуализация знаний

Ребята мне пришло письмо от друга, в котором он рассказывает о получившем наследстве в виде дачи с разрушенным домом. Да, у него возникла проблема. Нам нужно помочь решить, стоит ли ему вступать в наследство. Поможем?

Нам надо дать ему ответ:

1) Есть ли полезные ископаемые для реставрации дома?

2) Достаточно ли их у нас в Беларуси, чтобы их можно было использовать?

3) Как можно использовать эти полезные ископаемые при реставрации дома?

Какова же тема нашего урока? Какие цели мы с вами поставим на урок и как их будем достигать?

3. Изучение нового материала

Работа с терминами: полезные ископаемые, горная порода, месторождение, геолог

Работа с текстом учебника:

Какие полезные ископаемые имеются на территории Беларуси?

Составление ОЛС «Классификация полезных ископаемых» с использованием учебного пособия.

Практическая часть «Исследование свойств песка и глины».

Результаты фиксируются в тетрадь.

п/п

Свойство

Глина

Песок

Сыпучесть

не сыпучий

пересыпается струйкой

Вязкость, пластичность

легко скатывается в шарик. Она прочная и пластичная

не обладает вязкостью, его частицы плохо прилипают друг к другу

Запах

влажная глина имеет землистый запах

не имеет запаха

Растворимость

не растворима

не растворим

Твёрдость частичек

Глина не оставляет следов на стекле, она мягкая

песок твёрдый, он оставляет царапины на стекле

Водопроницаемость

хуже пропускает воду

хорошо пропускает воду

4. Физкультминутка

Работа с географической картой

—Определить условные обозначения, с помощью которых обозначаются на карте полезные ископаемые. Зарисовать в тетрадь.

— Найти крупнейшие месторождения мела и мергеля (Костюковичи, Кричев, Красносельск), доломитов (Руба), песка и глины.

—Сделать вывод о разнообразии полезных ископаемых на территории Беларуси.

Работа с текстом учебника (по вариантам)

1 вариант «Что изготовляют из песка» (кирпич, посуда, стекло)

2 вариант «Что изготовляют из глины» (кирпич, посуда, гончарные изделия)

3 вариант «Что изготовляют из мела и мергеля» (цемент)

5. Закрепление пройденного материала

Тест «+/-»

Песок сыпучий?

Песок плохо пропускает воду?

Песок имеет запах?

Песок и глины добывают в шахте?

Глина твёрдая?

Глина плохо пропускает воду?

Глина растворяется в воде?

Глину и песок использует человек в хозяйственной деятельности?

6. Домашнее задание: §

7. Рефлексия

8. Подведение итого урока

— Ребята, что мы можем порекомендовать моему другу?

1) Есть ли полезные ископаемые в РБ для реставрации дачи? О каких вы узнали?

2) Достаточно ли их у нас в Беларуси, чтобы их можно было использовать?

3) Как можно использовать эти полезные ископаемые при

Источник

Нэлли Журавель
Урок-исследование в 3 классе «Полезные ископаемые»

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать:

— названия полезных ископаемых, добываемых в Республике Беларусь, их основные свойства, роль в деятельности человека;

уметь:

— составлять и вести таблицы, раскрывать взаимосвязь между добычей и необходимостью бережного использования ископаемых полезных.

Задачи урока:

-содействовать развитию у учащихся умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства;

— поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;

— способствовать воспитанию толерантности.

Оборудование: мультимедийная система, физическая карта Беларуси, коллекция полезных ископаемых, знаки полезных ископаемых, коробки с полезными ископаемыми, стекло, лупы, стакан с водой, воронки, банки.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля.

2. Актуализация знаний и умений учащихся, необходимых для изучения нового материала.

– На нашей планете есть много существ, которые живут в царстве «Земли».

– Кого из наземных жителей вы знаете?

– А еще есть подземный мир, в котором есть свои жители, свои богатства.

– Каких подземных жителей вы знаете?

3. Изучение нового материала

– Сегодня на урок в черном ящике я принесла подземных жителей. Предлагаю поиграть и узнать, что в черном ящике.

1. Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

2. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

3. С буквой Т пирог он с кремом,

Читайте также:  Чем полезен болгарский перец в сыром виде

С буквой Ф он кормит почву

И отапливает домик. (Торф)

– Как, одним словом назвать эти вещества?

– В старые времена люди верили, что во многих местах под землей хранятся драгоценные клады-сокровища, зарытые кем-то в землю.

Все рассказы о заколдованных кладах просто сказки, которым уже никто не верит. Но все же люди были правы. В земле действительно есть несметные сокровища и называются они полезные ископаемые.

– Чтобы объяснить значение термина «полезные ископаемые» обратимся к этимологии слова. Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»?

Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.

Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая 2) отваливая землю, делать углубления.

Значит, можно сказать, что полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.

Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли.

– Обратимся к научной литературе, в нашем случае к учебнику,

и проверим наши предположения.

– Наше предположение верно.

– Места залегания полезных ископаемых называют месторождениями.

– Сегодня на уроке мы проведем исследование, предметом которого будут полезные ископаемые, распространенные в Республике Беларусь. Во время исследования нам необходимо доказать: «Все полезные ископаемые, добываемые из недр Земли, находят применение

в хозяйственной деятельности человека».

– В ходе исследования мы изучим основные свойства полезных ископаемых, узнаем, каким способом они добываются и как человек

их применяет.

– Каждый из вас внесет свой вклад в исследование, от каждого зависит результат работы. Если вы будете на уроке внимательны, точно следовать инструкциям, то вас непременно ждет успех в конце урока.

– Каждый из вас работает в разном темпе, поэтому у вас есть дополнительное задание: кроссворд, который поможет закрепить полученные знания. Ребята, которые к концу урока выполнят это задание, за свою работу получат отметку.

– На уроке сегодня у нас присутствуют научные сотрудники, которые будут работать в своей научной лаборатории, и о результатах работы доложат попозже. Для вас приготовлен лист с заданиями, можете приступать к выполнению.

– Но для того, чтобы полезными ископаемыми воспользоваться,

их еще нужно найти. И этим нелегким делом занимаются геологи. Словно древние кладоискатели, неутомимо ходят они по дремучей тайге

и ущельям, бродят по заболоченным местам, плывут по бурным рекам.

В руках у них геологические молотки, карты, сложные научные приборы и дневники. И мы с вами будем сегодня геологами, и во время исследования будем вести геологический дневник, работать с картой. Геологи работают в команде, так поступим и мы. У каждой команды свой предмет исследования.

Узнайте его название, расшифровав запись. Вычеркните буквы, которых нет в русском языке.

R RH J D S Е V ФN NТ Z Ь

ПVNЕJLGС WQО К

RГYЛ IИJН А

SGLТFОWРQФ

ГZVNР W АUI Н D И NZSТ

(вывешиваются на доску)

– Как обозначаются эти полезные ископаемые и как много

их месторождений разрабатывается? Ответ на этот вопрос найдем с помощью физической карты Республики Беларусь.

– Каждая группа находит условный знак своего полезного ископаемого и считает количество месторождений, обозначенных

на карте.

Песок 18

Нефть 5

Торф 22

Глина 23

Гранит 1

– Слушая выступление своих товарищей, вы заносите данные

по другим полезным ископаемым в свои геологические дневники. Эти знания понадобятся при доказательстве нашей гипотезы.

Отчет групп

– Какой вывод можем сделать? Какие полезные ископаемые наиболее распространены на территории Республики Беларусь? (глина, торф и песок)

«Это интересно»

– В настоящее время в недрах Земли выявлено и разведано всего около 5 тысяч месторождений, представляющих 30 видов минерального сырья.

– Ответы вопросы: какими свойствами обладают исследуемые нами полезные ископаемые и как эти свойства использует человек? Найдем

в следующей части нашего исследования.

4. Закрепление изученного материала.

– Сейчас вы, геологи-исследователи, проведете самостоятельную работу, которую вам поможет выполнить инструкция. Инструкцию необходимо выполнять четко, не нарушая последовательности. Задача каждого из вас – отработать самостоятельно инструкцию, занести данные по своему предмету исследования в геологический дневник. Результатом вашей самостоятельной работы будет мини-сообщение о полезном ископаемом через игру «Дополни предложение». При проведении опытов следует соблюдать меры предосторожности. А при работе в группе помнить правила:

Все участвуют в работе.

Все друг другу помогают.

Споры решаются мирным путем.

Когда один говорит, все внимательно слушают.

(Во время выступления групп каждый из учеников заполняет свой геологический дневник.)

– Выполнив самостоятельную работу и послушав друг друга, можно утверждать, что мы доказали нашу гипотезу: «Все полезные ископаемые, добываемые из недр Земли, находят применение в хозяйственной деятельности человека».

– А сейчас предоставим слово нашим научным сотрудникам.

– Нашим заданием было составить пазлы и узнать, какими способами добывают полезные ископаемые.

– А сейчас геологи будьте внимательны! Научные сотрудники называют способ добычи, а вы, если считаете, что он подходит вашему полезному ископаемому, поднимаете свою карточку.

– Существует три способа добычи полезных ископаемых:

Читайте также:  Чем полезен гранатовый сок при онкологии

скважина. Этим же способом удается добыть часть каменной соли, предварительно ее растворив в воде.

шахта. Такой способ добычи подходит для полезных ископаемых, которые залегают на большой глубине.

карьер, или открытый способ. Большие карьеры достигают протяженности в несколько километров и глубины в сотни метров.

– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

– Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

– Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться

к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Дома

вы продолжите работу по этой теме.

5. Домашнее задание.

• Прочитать статью в учебнике на страницах 33-35, ответить на вопрос №5.

Дополнительно (по желанию учащихся)

• Исследовать литературу в библиотеке и узнать, какие полезные ископаемые добывают на территории Минской области.

• Нарисовать плакат «Берегите полезные ископаемые!»

6. Подведение итогов.

– А сейчас каждый из вас покажет результат своей деятельности

на уроке. Для этого необходимо правильно выполнить тестовое задание. Свой вариант ответа записывайте в таблицу.

1 2 3 4 5

Тест

1. Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

у) песок, глину б) гранит, торф в) уголь, соль

2. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, песок с) нефть, торф

3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а) гранит, песок б) уголь, руда п) нефть, газ

4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители е) геологи в) шахтеры

5. Росли на болоте растения. А теперь это топливо и удобрение. О чем идет речь?

н) о песке х) о торфе ш) о глине

– Какое слово получилось? УСПЕХ

Дополнительное игровое задание «Узнай меня»

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке?

Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят

на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным.

Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? (Глина.)

2. Какое слово пропущено в пословице «Куй., пока горячо». (Железо.)

3. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. (Торф.)

4. Образуется при разрушении гранита. (Песок.)

5. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? (Гранит.)

6. Без него не может обойтись учитель на уроке. (Мел.)

7. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. (Нефть.)

6. Рефлексия.

– В конце нашего урока поиграем в игру «Светофор». Выберите

и зажгите свой цвет светофора в соответствии с предложенными вариантами высказываний: урок был увлекательным (зеленый, свое мнение (желтый, на уроке было трудно (красный).

Источник

Полезные ископаемые Беларуси

Цель :знать классификацию полезных ископаемых Беларуси, дать характеристику различным группам полезных ископаемых, объяснять связь полезных ископаемых с геологическим и тектоническим строением территории, определять обеспеченность территории минеральными ресурсами, называть и показывать на карте расположение крупнейших месторождений.

Задачи:

образовательные

— сформировать у учащихся понятие о полезных ископаемых Беларуси и их размещении;

— сформировать у учащихся умение показывать связь полезных ископаемых с геологическим и тектоническим строением;

— научить учащихся давать оценку обеспеченности страны полезными ископаемыми;

— научить учащихся различать группы полезных ископаемых и давать им характеристику;

— обеспечить системность и прочность знаний учащихся по теме;

развивающие

— продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником и картографическим материалом, совершенствовать навыки самоконтроля;

— учиться строить ответ, используя правильную географическую речь.

воспитательные

— создать условия для воспитания патриотических чувств и формирования экологического мышления;

Методы: объяснительно- иллюстрированный, частично-поисковый

Оборудование урока: раздаточный материал , учебеник по географии 10 класс.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный этап

Добрый день, ребята! Сегодня мы будем говорить о полезных ископаемых нашей страны, постараемся дать им объективную оценку.

  1. Этап актуализации знаний и целеполагания

У каждой группы на столах есть листы бумаги и маркеры. В течение 30 секунд вы должны записать ассоциации с темой урока.

Листы вывешиваются на доступном для всех месте.

К вашим ассоциациям мы вернемся в конце урока и увидим, насколько они были верны. А сейчас я хочу спросить у вас – что мы с вами сегодня на уроке должны сделать, что узнать, чему научиться.

  1. Операционно-познавательный этап

    1. Классификация полезных ископаемых

В недрах Беларуси на настоящее время с различной степенью изученности выявлено более 10 тыс. месторождений полезных ископаемых, включающих около 30 видов полезных ископаемых. Часть полезных ископаемых сегодня добывается, часть разведана и может разрабатываться в будущем.

Но, прежде чем заняться изучением полезных ископаемых Беларуси, нам необходимо вспомнить, какая же связь существует между геологическим и тектоническим строением и полезными ископаемыми:

— что лежит в основе территории Беларуси с геологической точки зрения (платформа);

— какое строение имеет платформа (двухъярусное: кристаллический фундамент и осадочный (платформенный) чехол);

Читайте также:  Чем полезен иван чай для волос

— различаются ли полезные ископаемые, образующиеся в различных слоях платформы, перечислите п/и осадочного чехла и кристаллического фундамента (Для платформенного чехла наиболее характерны осадочные полезные ископаемые. Преимущественно это нерудные полезные ископаемые и горючие, ведущую роль среди которых играют газ, нефть, уголь, горючие сланцы. К кристаллическому фундаменту платформы приурочены магматические полезные ископаемые, а именно руды черных и цветных металлов, строительный камень);

— какая связь наблюдается между мощностью осадочного чехла и залежами полезных ископаемых осадочного происхождения (чем мощнее осадочный чехол, тем больше запасы п/и);

— как Вы думаете, в пределах какой тектонической структуры может быть сосредоточено большее количество осадочных п/и и почему (в пределах Припятского прогиба, так как там самая большая мощность осадочного чехла).

На доске параллельно опросу выстраивается схема (с помощью магнитов и листов с напечатанным текстом)

Полезные ископаемые

платформенных областей

(по условиям залегания)

кристаллического платформенного

фундамента чехла

магматические осадочные

рудные нерудные

горючие

Это схема остается в доступном для обзора месте.

Кроме этой классификации существует и классификация по условиям потребления. Давайте обратимся к учебному пособию на стр. 50, рис. 23.

Закрепление материала.

Упражнение «Закончи предложение»

3.2. Группы полезных ископаемых

Итак, мы приступаем к изучению различных групп полезных ископаемых. Для этого вы и поделены на 5 групп (группы формируются разноуровневые, самые слабые 5 и 2, самая сильная — 1). Каждая группа имеет лист с учебными заданиями и ссылками на источники информации. Вам необходимо в порядке очередности выполнить задания и подготовить отчет о работе своей группы.

От каждой группы 1 ученик выходит к доске, отвечает на вопросы учебного листа, пользуясь созданной схемой, показывает на карте месторождения. Этот ответ оценивается.

Закрепление знаний.

1. Анализ таблицы «Запасы основных полезных ископаемых Беларуси»

Вид ископаемого

Запасы

Количество месторождений

Нефть

65 млн. т

60

Газ

8,1 млрд. м 3

Попутный

Калийная соль

6,7 млрд. т

2

Каменная соль

Более 22 млрд. т

3

Глины кирпичные

248 млн. м 3

227

Песчано-гравийный материал

688 млн. м 3

147

Пески силикатные и строительные

477 млн. м 3

100

Цементное сырье

853 млн. т

15

Мел

207 млн. т

32

Доломит

758 млн. т

1

Пески стекольные

15 млн. т

2

Пески формовочные

52 млн. т

3

Глины тугоплавкие

53 млн. т

6

Строительный камень

577 млн. м 3

3

Пресные подземные воды

6 млн. м 3/сут

246

Минеральные воды

4,3 тыс. м 3/сут

58

Учащиеся должны сделать вывод: наша страна не богата горючими полезными ископаемыми, достаточно значимы запасы химического сырья и строительных материалов.

2. Анализ таблицы «Обеспеченность Беларуси полезными ископаемыми» (при темпах добычи 2000 года) с точки зрения экологов и экономистов.

Нефть

Более 30 лет

Калийная соль

От 17 лет до 101 года на разных комбинатах

Каменная соль

Неисчерпаемы

Доломит

Более 50 лет

Сапропели

Более 60 лет

Пески стекольные

Более 50 лет

Цементное сырье

Длительная перспектива

Мел для извести

От 8 до 50 лет

Глины тугоплавкие

Более 30 лет

Пески строительные

Более 30 лет

Песчано-гравийный материал

Более 25 лет

Вывод: запасов большинства видов полезных ископаемых хватит не более, чем на 50 лет, и это говорит о том, что белорусам нужно соблюдать строгий режим экономии. Особенно это касается горючих полезных ископаемых, качество которых оставляет желать лучшего.

  1. Контрольно-оценочный этап

    1. Выходной контроль

Наш урок подходит к концу, мы выполнили весь план.

Итоговая тестовая работа по теме «Полезные ископаемые Беларуси»

1

Сколько на территории Беларуси выявлено видов полезных ископаемых?

1) около 10

2) около 100

3) около 30

A2

По условиям залегания п/и делятся на:

1) приуроченные к платформенному чехлу и кристаллическому фундаменту

2) горючие, жидкие, металлические и неметаллические

A3

По условиям потребления п/и делятся на :

1) приуроченные к платформенному чехлу и кристаллическому фундаменту

2) горючие, жидкие, металлические и неметаллические

A4

Из перечисленных полезных ископаемых выберите те, которые имеют осадочное происхождение

1) нефть

2) строительный камень

3) железная руда

4) каменная соль

A5

Наибольшее количество горючих полезных ископаемых сосредоточено в пределах:

1) Оршанской впадины

2) Брестской впадины

3) Припятского прогиба

4) Белорусской антеклизы

A6

Крупнейшими месторождениями нефти являются:

1) Бриневское и Житковичское

2) Туровское и Любанское

3) Речицкое и Осташковичское

A7

Какие металлические полезные ископаемые добываются на территории Беларуси?

1) железная руда

2) руды цветных и редких металлов

3) все перечисленные добываются

4) не добывается ни один из перечисленных п/и

A8

Из предложенного списка полезных ископаемых выберите те, которые являются химическим сырьем:

1) нефть

2) строительный камень

3) фосфориты

4) каменная соль

A9

Качество какого полезного ископаемого является одним из лучших в Европе?

1) нефть

2) питьевые подземные воды

3) калийная соль

A10

Какое полезное ископаемое Беларуси по оценкам экспертов имеет неограниченные запасы?

1) нефть

2) калийная соль

3) каменная соль

4.2. Подведение итогов урока. Самооценка и оценивание учащихся

Источник