Урок по теме полезные ископаемые нашего края
Урок окружающего мира 4 класс «Наши подземные богатства»
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.
2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.
3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.
Задача:
формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Познавательные:
- Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;
- Развитие интереса к исследовательской работе;
Регулятивные:
- Умение прогнозировать предстоящую работу, составлять план;
- Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- Умение слушать и понимать других;
- Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
Оборудование:
1. Образцы полезных ископаемых.
Ход урока:
- Мотивация учебной деятельности
Учитель: Поприветствуйте улыбкой друг друга. Я рада всех вас видеть.
Учитель: Желаю сохранить позитивное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.
2. Актуализация знаний для изучения нового материала => постановка проблемы.
Учитель: на прошлом уроке мы изучали тему «Водные богатства нашего края». Давайте вспомним что такое водоемы?
Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.
Учитель: Какие водоемы есть в нашем крае?
Ученик: Реки, озера, водохранилище, моря.
Учитель: Что вы можете рассказать об этих водоемах?
Ответы учащихся.
Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?
Ученик: Да.
Учитель: Обоснуйте свое мнение.
Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.
3. Проблемная ситуация
Учитель: Что еще относится к природным богатствам?
Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые
Учитель: я предлагаю вам отгадать загадки, чтобы определить тему сегодняшнего урока:
Без нее не побежит, ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.
Ответы учащихся.
Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)
Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?
Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».
4. Усвоение новых знаний
Учитель: Что такое полезные ископаемые?
Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.
Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.
Учитель: Какие полезные ископаемые вам известны?
Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.
Практическая работа.
Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.
Работаем по плану на стр. 149
1. Название.
2. Основные свойства.
3. Использование.
4. Где добывают в нашем крае.
5. Что может быть из него сделано.
Каждая группа заполняет плакат.
Название | Основные свойства | Использование | Предметы |
1. Гранит | Твердый, прочный, хорошо полируется | Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий. | Памятники |
2. Известняк | Твердый, белого или серого цвета | Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк) | Мел |
3. Глина | Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая | Кирпичи, черепица, облицовочная плитка | Кирпич |
4. Каменный уголь | Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч. | Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи. | Лекарства |
5. Нефть | Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом | Топливо, бензин, керосин, машинное масло, вазелин | Мыло |
6. Железная руда | Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы | Металлы, основное сырье для машин | Ножницы |
Учитель дополняет ответы.
Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.
Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь.
Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.
Железная руда. Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.
Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.
Учитель: Давайте теперь все вместе исследуем полезные ископаемые нашего района, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради.
Название | Свойства | Применение |
Глина | Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая | Кирпичи, посуда |
Песок | Сыпучие крупинки серого цвета | Строительство, дороги, стекло |
Физминутка
Если я называю твердое полезное ископаемое, вы встаете, если жидкое или газообразное, то садитесь.
Песок, глина, нефть, уголь, железная руда, газ, гранит, известняк, соль.
5. Закрепление знаний.
Работаем со статьей стр. 158 «Охрана подземный богатств»
Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.
Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?
Это такие богатства, которые нельзя восстановить.
Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?
Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ на плите.
Учитель: Какая главная мысль статьи?
Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.
Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко ответите на мои вопросы:
1. Что такое полезное ископаемое?
1) Все, что люди добывают из под земли.
2) Все полезные для человека минералы и горные породы.
3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их
2. О чем идет речь в тексте?
Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.
Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения. Это горючее полезное ископаемое.
3. Назовите горючие полезные ископаемые:
А – гранит
Б – нефть
В – газ
Г – каменный уголь
4. Укажите рудное полезное ископаемое:
1) природный газ
2) торф
3) железная руда
4) нефть
5. Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?
1) глина
2) известняк
3) торф
4) мрамор
6. Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?
1) глина
2) песок
3) известняк
4) торф
7. Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:
1) твердость
2) цвет
3) текучесть
4) горючесть
3 задание:
8. О чем идет речь?
Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: им облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда.
Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.
6. Рефлексия
Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Что помогло нам в работе?
Оцените свою работу на уроке.
7. Домашнее задание.
Дома:
1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 158-159
2) выполните задание в тетради на стр. 52
Источник
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 б классе
Тема урока: «Полезные ископаемые твоего края»
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель: Кошелева Валентина Ивановна
Конспект урока окружающего мира в 4 б классе
— обучающие:
1. Актуализировать знания о полезных ископаемых родного края;
2. Сформировать умение различать полезные ископаемые;
-развивающие:
1. Развивать умения добывать новые знания;
2. Развивать умения извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация, словарь и др.)
-воспитательные:
1. Воспитывать способность слушать и понимать речь других;
2. Учить осознавать ценность совместной деятельности.
Планируемый результат
Предметные:
обобщить знания учащихся о полезных ископаемых (ребята должны вспомнить: что мы называем полезными ископаемыми, на какие группы их можно разделить, по каким признакам);
сформировать у детей представление о полезных ископаемых родного края – Республики Мордовия; научить их работать с топографической картой Республики Мордовии, ориентируясь по знакам и условным обозначениям;
продолжить формирование у детей знаний о природе родного края.
Метапредметные:
Регулятивные:
развивать у детей умение ставить перед собой конкретную цель и совместно с учителем находить эффективные способы её реализации, опираясь на имеющийся у младшего школьника опыт;
развивать у детей умение планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (на основе усвоения алгоритма работы по описанию полезного ископаемого местности с опорой на «карточку – помогай-ку»);
развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и объективно анализировать и оценивать собственную работу и работу своих соучеников.
Познавательные:
развивать у детей умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез;
развивать у детей аналитические способности, память, внимание, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
Коммуникативные:
развивать у младших школьников умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им; строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствовать работу в группе.
Личностные:
воспитывать у младших школьников умение предельно внимательно слушать учителя и одноклассников.
Межпредметные связи
Математика, литературное чтение, краеведение.
Ресурсы: — основные
-дополнительные
Учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотова Ч.1 УМК «Перспективная начальная школа», настенная физическая карта России, карта Республики Мордовия
презентация к уроку, конверты с заданиями для исследовательской работы, коллекция полезных ископаемых, злектронный глобус
Организация пространства
Фронтальная, групповая работа
Методы:
обобщающая беседа, демонстрация презентации, наблюдение и выводы
Формируемые УУД:
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный момент
Цель:
— способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Методы:
— словесные, объяснительно-иллюстративные.
Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению
Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.
— Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Я рада вас сегодня видеть в нашем классе.
-Ребята! Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи!
— Я держу в ладошках солнце
Я дарю его друзьям!
Улыбнитесь- это просто!
Лучик солнца- это Вам!
— Садимся, ребята!
Организация внимания и внутренней готовности
Проверка домашнего задания
Цель:
— установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания учащимися
Методы:
— словесный, объяснительно-иллюстративный.
Познавательные УУД.
Общеучебные УД:
-структурирование знаний;
-поиск и выделение необходимой информации.
Логические УД:анализ -объектов с целью выделения признаков;
-построение логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные УУД:
-управление поведение партнера- контроль, коррекция, оценка его действиям.
Наводящим вопросами проводит проверку домашнего задания
-Ребята, назовите тему прошлого урока?
— Более половины всей площади России занимают равнины.
-Назовите Крупнейшие равнины материка Евразия?
— Какая из равнин является плоской, а какая холмистой?
— Что их разделяет?
— Республика Мордовия на какой равнине находится?
— Покажите!
— Какие бывают равнины?
— Что из себя представляют плоские равнины?
— Какую равнину называют холмистой?
-Какие бывают водоёмы?
— Назовите естественные водоёмы.
— Назовите искусственные водоёмы
— Назовите естественные водоемы Мордовии
— Ребята, а теперь я бы хотела, чтобы вы послушали интересные сведения о водоемах Мордовии. (учитель включает глобус)
— Так сколько всего рек протекает в Мордовии?
— Самое крупное озеро в Мордовии?
— Покажите, где оно расположено?
Отвечают на вопросы учителя:
Поверхность и водоемы твоего края
Восточно — Европейская, Западно-Сибирская
Восточно-Европейская равнина является холмистой, а Западно- Сибирская более плоской
Уральские горы
Восточно – Европейская
плоские, холмистые
Если на равнине совсем нет возвышений и понижений, то ее называют плоской равниной
Равнины, на которых встречаются холмы, такую равнину называют холмистой
Естественные и искусственные
озеро, река, море, океан
водохранилища, канал, пруд
Мокша. Парца. Сивинь, Инсар, озеро Инерка……
114 рек
Инерка
Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Цель:
-обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;
-актуализация субъектного опыта учащихся(опорных знаний и опыта действий)
Методы:
— словесный, объяснительно-иллюстративный.
Регулятивные УУД:
—целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Познавательные УУД.
Общеучебные УД:
—самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Учитель выдвигает проблему, обеспечивает мотивацию к озвучиванию темы и целей урока.
— А как вы думаете, кроме рек и озер, какие еще богатства есть в нашей Республике?
— А какой раздел по окружающему миру мы сейчас изучаем?
— Предположите, какая будет тема нашего урока.
— Прочитаем тему урока в учебнике!
-Какие цели и задачи мы поставим на сегодняшнем уроке?
-Из 3 класса вы уже знаете, что такое полезные ископаемые? Напомните, пожалуйста.
— Какие виды полезных ископаемых вы можете назвать?
— Посмотрите в учебнике карту Полезные ископаемые на с. 134-135
— Рассмотрите условные обозначения. Обратите внимание, как богата наша страна полезными ископаемыми. Каждое полезное ископаемое на карте обозначено специальным значком.
-Проблема: Можно ли обойтись без полезных ископаемых?
— Ребята, какой вывод можно сделать?
-Ребята, в какой республике мы с вами живём?
— В Мордовии нет залежей нефти, золота, каменного угля. В республике ведётся добыча только строительных полезных ископаемых: песка, глины, мела, известняка, торфа, щебня.
(учитель показывает презентацию и рассказывает о полезных ископаемых Мордовии)
— Ребята, как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые?
2.Практическая работа
— Сегодня вы побываете геологами и проведёте исследовательскую работу. У вас на партах лежат образцы полезных ископаемых. Ваша задача, определить полезное ископаемое, его свойства, применение и залегание. Результаты ваших исследований записывайте в таблицу.
— Сегодня на уроке ребята вы будете работать группами. Всего 4 группы.
— Вспомните правила работы в группах.
-Откройте конверт под №1.
— Своё исследуемое полезное ископаемое узнаете, расшифровав слово на карточке, у каждой группы есть одна карточка с зашифрованным названием полезного ископаемого:
— Поможет Вам определить исследуемое полезное ископаемое загадка:
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу.
Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение.
Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение.
— А теперь, ребята, можете открыть коробочки с вашими полезными ископаемыми, отыщите нужное вам полезное ископаемое из коллекции, рассмотрите, потрогайте, пощупайте.
— Каждая группа должна исследовать свой образец и все сведения записать в таблицу. Можете использовать сведения, о которых рассказала я.
-И дополнительные сведения есть в конверте №2. Откройте его, прочитайте. И приступайте к работе. Как только задание будет выполнено, просигнализируйте!
Отвечают на вопросы учителя
полезные ископаемые
(«Твой край – часть великой России»
Полезные ископаемые твоего края
Полезные ископаемые твоего края
Учащиеся формулируют цели урока
вспомнить, что такое полезные ископаемые, расширить наши представления, узнать какими полезными ископаемыми богата наша Республика Мордовия, их свойства: их месторождение, как добывают, где применяются, как нужно использовать. Учиться бережно, относиться к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.)
твердые, жидкие газообразные
Вывод:В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых.
В Республике Мордовия
Геологи
пкеос, лгаин, фрот, вестизняк)
(Песок)
(Глина)
(Торф).
(Известняк)
(Дети выполняют практическую работу)
Физкультминутка.
Цель:
снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.
— Геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей работе и сделаем физкультминутку.
Мы геологами станем. Да? – да!
Будут все гордиться нами. Да? – да!
Что ждет нас впереди?
Высокая гора, бурная река
Ее не обойдешь,
ее не проплывешь
Ее не пролетишь
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем и своей достигнем цели. Да? – да!
4.Подведение итогов работы — отчет учащихся.
-Зачитайте все сведения, которые вы записали в свою таблицу.
-Ребята, посмотрите каким условными знаками обозначаются ваши исследуемые полезные ископаемые!
— Прикрепите на карту Мордовии карточки с условными обозначениями исследуемых полезных ископаемых на места залегания.
4.Самостоятельная работа.
А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск. Возьмите со стола конверт под №3, достаньте карточку для самостоятельной работы.
(Дети выполняют тест)
-Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. (Самопроверка по мультимедийному проектору).
— А теперь переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.
— Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.
Молодцы!
(хлопок над головой).
(хлопок над головой).
(показывают руками),
(показывают руками)
(топают ногами)
плывут),
(крылья).
хлопок над головой
а) врачи; б) геологи; в) строители. 2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве? а) песок, глина; б) гранит, торф; в) каменный уголь, поваренная соль. 3 . Какие из полезных ископаемых служат топливом а) оловянная и медные руды; б) каменный уголь, природный газ; в) графит, сера. 4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок? а)мрамор, гранит; б) природный газ, нефть; в) золото, 5. Для чего мы собираем металлолом а)мы сохраняем запасы руды; б)очищаем территорию от мусора; в) участвуем в соревновании между классами. | |||
Подведение итогов урока, рефлексия. Цель: -дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.; — инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Личностные УУД: — оценивание усвоенного содержания. Регулятивные УУД: — оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные УУД. Общеучебные УД: — контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Учитель подводит обучающихся к выводу — Какие задачи ставили в начале урока? — Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей? -Какие открытия для себя сделали? — А какие полезные ископаемые добывают в нашем Старошайговском районе? — Как же мы должны относится к полезным ископаемым? — А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? —Ребята! А 2017 год каким годом объявлен? — Все мы знаем, что в марте месяце Юля Дуденкова представляла нашу школу со своим проектом «Лебеди на пруду»…в городе Краснослободске на VIII- ой Межрегиональной научно-исследовательской конференции по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края». Свой проект Юля приурочила году экологии. Защиту проекта она закончила обращением к членам жюри. И я бы хотела чтобы вы тоже услышали это обращение. Взрослые и дети! Природу берегите. К её богатым недрам Рук жадных не тяните. Заботою и лаской Её вы одарите Она ответит тем же. Вы только посмотрите: Кругом поля бескрайние, И родники холодные, Леса дарами щедрые, Озёра с гладью водною. Всё это подарила нам Матушка-природа. Так будем же её беречь За часом час, И год за годом. -Ребята, какова основная мысль этого стихотворения? Чему учит это стихотворение? Учитель проводит рефлексию. Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Выставление оценок. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Учащиеся осуществляют самооценку. Вывод: Полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Можно очистить реку, затратив очень много сил, времени, энергии, можно посадить новый лес, на месте вырубленного. Можно получить потомство от редких животных в зоопарке или в заповеднике. Но использованные месторождения полезных ископаемых снова создать невозможно. Ведь они образовались в недрах земли за многие миллионы лет! Поэтому необходимо очень экономно использовать подземные богатства. ((Собирать металлолом. экономить природный газ) (Год экологии) |
Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: — обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Учитель дает комментарий к домашнему заданию. — Подготовить сообщение об одном полезном ископаемом родного края. | Учащиеся записывают задание в дневники. |
Тест для самостоятельной работы
Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
а) врачи;
б) геологи;
В) строители.
2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
а)песок, глина;
б)гранит, торф;
в)каменный уголь, поваренная соль.
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а)оловянная и медные руды;
б)каменный уголь, природный газ;
в)графит, сера.
4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а)мрамор, гранит;
б) природный газ, нефть;
в) золото,
5. 3ачем мы собираем металлолом?
а) мы сохраняем запасы руды;
б)очищаем территорию от мусора;
в ) участвуем в соревновании между классами.
Источник