Урок по теме свойства полезных ископаемых
Оборудование : презентация учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, образцы известняка, мрамора, песка ,глины , ручные лупы , стеклянные палочки , стаканчики с водой , воронка , фильтры , тарелочки , гвозди , салфетки .
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
№ Слайда
Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Всё ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково?
Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
К новым знаниям скорей!
— А теперь улыбнитесь друг другу. Пожелаем друг другу удачи. Садитесь.
— Дежурный расскажите о погоде на сегодняшний день .
— Приветствую вас на заседании клуба « Мы и окружающий мир», на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением природных богатств.
— Роль председателя ( П ) заседания сегодня отводится Диме.
-Какая тема нашего сегодняшнего заседания?
— Работать будем в 2- х группах, которые мы создали заранее
— Дежурный рассказывает о погоде.
П : Тема очередного заседания клуба « Свойства полезных ископаемых» ( на доске)…
2.Мотивация и актуализация знаний
3.Этап целеполагания
Вспомните тему предыдущих уроков.
Рассмотрите схему. Объясните, что она нам рассказывает.
-После ответа детей в схеме табличка с примерами
-А сейчас попробуйте определить почему данные полезные ископаемые объединены в 3 группы?
-Что вас смущает?
-Дайте название каждой из них.
Горючие Руды Строительные
Почему их так назвали? Объединили
Учебная задача: Определить и изучить общие свойства каждой группы.
Все горные породы делятся на те, которые человек использует для своих нужд и которые не использует
-Полезными ископаемыми называются горные породы……… использует человек.
— полезные ископаемые бывают твёрдые, жидкие и газообразные.
Например……
(жидкие, твёрдые, газообразные
оказались в одной группе)
Версии…….Возможно У КАЖДОЙ ГРУППЫ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ
СВОЙСТВА
Четко формулируют сами
Слайд № 3
Слайд № 4
4.Открытие нового знания.
1.Выясним свойства горючих полезных ископаемых.
— Учащийся выступает с сообщением о нефти.
Ваша задача назвать основное свойство данной группы, которое использует человек.
Вывод: Какое свойство горных полезных ископаемых использует человек?
2.Выясним свойства руд с.18 -19
Показ образцов руд. Человек использует их не в чистом виде. Что вы об этом знаете.
Показ изделий Определение свойств.
(ложка, гвоздь, подвеска…)
Вывод: сплавы металлов обладают прочностью, долговечностью – это основные их свойства.
3.Свойства какой группы мы не озвучили?
Эти свойства вы изучите самостоятельно со своей группой, работая по плану.
-Горючесть
Отвечают с опорой на текст учебника. + СПЛАВ с.142 словарь
Называют сплав из которого изготовлено – указывают свойства
Слайды № 5 – 7
Слайды № 8 — 9
Работа в группах
— Добавьте слова из предложенного задания в незаконченные предложения и вы получите план выполнения работы.
— Ребята, вторая задача непростая. Сегодня вы представите результаты практической деятельности в таблице , которую составите самостоятельно .
Учащиеся добавляют слова, председатель крепит на доску и читает пункты плана.
1. Определить … ( свойства). полезных ископаемых.
2. Представить результаты в….. (таблице).
3. Узнать ….(об использовании) полезных ископаемых.
4. Составить … (сообщение).
Общий инструктаж. (для экономии времени подготовлены более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебника )
( П ) – правила пользования с оборудованием вы знаете .
( П ) – каждая группа получила :
— план проведения опытов ( приложение № 1),
— памятку по составлению сообщения (приложение № 2),
— таблицу для заполнения (приложение № 3)
— Давайте вспомним, от чего зависит успех работы в группе?
( У) – правильно распределить работу,
— выслушивать мнение каждого,
— следовать плану и следить за временем.
Исследование в группах.
Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности.
— Выполняют работу в группах.
5.Подведение итогов.
Предоставление результатов
– Скажите, какое свойство известняка даёт возможность использовать его так широко?
— Где чаще всего используют?
— Оцените выступление 1 группы.
— Почему на уроках мы используем глину, а не песок?
— Когда – то, очень давно, глина в корне изменила жизнь людей.
-Может кто-то догадался, о чём идёт речь?
— Маша Иванова прислала вопрос: Как вы думаете, почему при строительстве дорог используют песок, а не глину?
— Оцените работу группы.
— что общего в использовании данных полезных ископаемых?
— Как назовём эту группу?
— Какую учебную задачу ставили на урок?
Что изучали для её достижения?
(свойства каждой группы)
Работа по схеме №2. Расскажите по схеме почему так назвали каждую группу?
Вывод: Изучая свойства горных пород, человек научился их применять для своих нужд.
Учащиеся 1- ой группы рассказывают по таблице о свойствах известняка и мрамора.
( У) – Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, жёлтый, белый ; тяжелее воды ; твёрдая горная порода.
( У) – из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий.
( У) – это твёрдость.
( У) – в строительстве.
( оценивает 2 группа)
( П ) – Давайте послушаем выступление второй группы .
(У ) – Мокрая глина вязкая и пластичная , при высыхании хорошо сохраняет форму , поэтому можно создавать различные изделия.
-( У) люди заметили, что попадая в огонь, глина становилась твёрже и хорошо сохраняла свою форму. Она не пропускала воду . Человек стал изготавливать посуду из глины .
( У) – сыпучий песок хорошо пропускает воду.
Оценивание работы второй группы
Работа по схеме 2,1.
— ответы учащихся.
Слайд № 10
Слайд № 11
Слайды № 3-4
6.Рефлексия.
— Оцените свой личный вклад в общий результат деятельности.
— Заполните оценочные листы.
-Кто хочет поделиться своими достижениями?
Я узнал, что …
Мне было интересно ….
У меня получилось …
( Учитель выставляет оценки по результатам оценочных листов)
Учащиеся заполняют оценочные листы. (приложение № 4)
7 .Домашнее задание.
Записано на доске:
— Учебник стр. 25 № 1 и № 2 .
-Подготовить сообщение «Полезные ископаемые Костромской области» (по выбору)
Домашнее задание записывают в дневнике.
Слайд № 12
Группа № 1 Приложение №1
Приложение №2
Оценочный лист. Оцени свою работу в группе
Оценочный лист. Оцени свою работу в группе
Свойства песка и глины Приложение №3
Свойства известняка и мрамора. Приложение №3
Источник
Окружающий мир
3 клfcc
Тема: Свойства полезных ископаемых
Цель: систематизировать знания обучающихся о полезных ископаемых.
Задачи:
1.Закрепить знания обучающихся о видах (горючие, строительные) полезных ископаемых, их состоянии (твердое, жидкое, газообразное); учить определять полезные ископаемые по основным признакам.
2.Развивать у младших школьников умение наблюдать, анализировать, рассуждать, характеризовать полезные ископаемые.
3.Воспитывать у обучающихся наблюдательность, бережное отношение к приро- де, умение работать в группе, помогать друг другу.
Оборудование: — учебник «Наш мир» часть 2,
— коллекция полезных ископаемых, лупы, емкости с водой,
— компьютер, проектор, экран
— карта полезных ископаемых Мордовии.
— таблица «Свойства полезных ископаемых»
Ход урока
I Организационный момент
Цель: сконцентрировать внимание обучающихся на начальном этапе урока;
настроить младших школьников на учебную деятельность.
— приветствие обучающихся учителем,
— приветствие обучающимися друг друга,
(Возьмите руку сидящего рядом с вами товарища, вы почувствовали тепло ваших рук? А когда мы подаём друг другу руку?)
II Опрос обучающихся по заданному не дом материалу
Цель: закрепить знания обучающихся о видах полезных ископаемых (горючие, строительные), об их состояниях (твердое, жидкое, газообразное),о понятии «сплав», о применении полезных ископаемых.
— проведение теста по 5 вопросам.
Полезные ископаемые бывают: а) твердыми, б) только жидкими, в) мягкими, г) газообразными, д) жидкими, е) воздушными.
. Горючие полезные ископаемые: а) известь, б) нефть, в) каменный уголь,
г) гранит, д) торф, е) природный газ.
. Строительные полезные ископаемые: а) гранит, б) серебро, в) песок, г) керосин,
д) глина, е) известняк, ж) мрамор.
. Сплавы – это: а) чистые металлы, б) фольга, в) вещества, полученные при плавлении двух и более металлов, в) цемент.
— работа в тетради для самостоятельной работы
. Нарисуй, каким значком на карте полезных ископаемых обозначены:
а) нефть, б) каменный уголь, в) природный газ.
— проведение физкультминутки
При употреблении в речи названия горных пород дети выполняют следующие
движения:
-если горная порода твердая – разводят руки в стороны,
-газообразная – поднимают руки вверх,
-жидкая горная порода – приседают
(нефть, природный газ, мрамор, минеральная вода, торф)
III Изучение нового учебного материала
Цель:
-дать знания обучающимся о свойствах полезных ископаемых (глина, песок, известняк, гранит);
-развивать у младших школьников кругозор, исследовательские навыки в практической работе.
— подведение обучающихся к определению темы урока.
Учитель: ребята, тема нашего урока – свойства полезных ископаемых.
Эти свойства будем определять, узнавать опытным путем. Сегодня вы станете исследователями. Для проведения практической работы, вам надо распреде -литься по группам. (Класс разбит на 4 группы по 6 человека, один из них сильный ученик. Читают задания, записанные на доске. Проводят эксперименты по группам. Выводы выносят на доску (в таблицу).
—отгадывание загадок
Покрывают им дороги, Он очень прочен и упруг,
Улицы в селении, Покрывают им дороги,
А еще он есть в цементе, Строителям – надежный друг:
Сам он – удобрение. (Известняк) Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметней.(Гранит)
Если встретишь на дороге, Он очень нужен детворе.
То увязнут сильно ноги Он на дорожках во дворе,
А сделать миску или вазу- Он и на стройках, и на пляже,
Она понадобится сразу.(Глина) Он и в стекле расплавлен даже (Песок)
— практическая работа по группам, согласно плану, помещенному на экране.
ПЛАН ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОЙСТВ ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО:
Рассмотреть образец под лупой.
Определить цвет образца.
Определить твёрдость. (Если на ней можно оставить след ногтем, будем породу считать мягкой; если её можно поцарапать гвоздем, то порода твёрдая; если не остаётся следа от гвоздя, то это очень твердая порода)
Определить, тяжелее воды или нет.
Результаты опытов записать в тетрадь с печатной основой.
IV Закрепление изученного материала
Цель:
-закрепить навыки обучающихся в составлении выводов и обобщений
результатов практической работы.
-выступление представителей от каждой группы с сообщением о свойствах
образцов горных пород и заполнение таблицы
Свойства полезных ископаемых
Глина
Песок
Известняк
Гранит
1. Цвет
серый
желтый
белый
коричневый
2. Запах
нет
нет
нет
нет
3. Твердость
твердая
твердый
твердый
твердый
4 . Прочность
нет
да
нет
да
5. Растворимость
нет
нет
нет
нет
6. Тяжелее или легче воды
тяжелее
тяжелее
тяжелее
тяжелее
7.Горючесть
нет
нет
нет
нет
—оценивание знаний обучающимися (самооценка)
—подведение итогов урока
— Чему научились, выполняя практическую работу?
-Назовите породы, свойства которых вы узнали.
-Пользуясь картой, определите, какие полезные ископаемые добывают в нашей области.
—Оценивание знаний обучающихся учителем.
V. Задание на дом
Цель: закрепить знания младших школьников о свойствах полезных ископаемых,
обеспечить возможность успешного выполнения домашнего задания путем
объяснения его выполнения.
Домашнее задание:
-прочитать в учебнике текст на с. 22 — 25
-оформить в тетради для самостоятельных работ свойства тех пород, которые
определяли другие группы,
— подготовить сообщение о свойствах и использовании других полезных ископаемых.
Источник
Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Полезные ископаемые»
Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи урока:
Образовательная:
Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
Показать их важную роль в экономике страны.
Развивающая задача:
Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
Развивать умения составлять схемы, таблицы.
Воспитательная:
Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
Воспитывать толерантности.
Тип урока: предметный
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.
Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.
Ход урока
1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.
— Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
2 этап. Мотивация и целеполагание.
Презентация.
— Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
— Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”(слайд 4).
— Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?
(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)
— Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).
— Для чего нам необходимо это знать?
— Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).
3 этап. Планирования поиска способа решения.
-Вы посажены в группы по 5 человек.
— Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? ( распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).
4 этап. Реализация плана.
Фронтальная работа.
— Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые”(слайд6).
— Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.
(“Полезные ископаемые” — природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд7).
— Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства). (слайд8).
— Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять — исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.
Свойства полезных ископаемых.
Название
Состояние
Цвет
Основное свойство
Где используют
Нефть
Жидкое; легкая; маслянистая
коричневый
горючесть
топливо
Каменный уголь
Твердое; тяжелый
черный
горючесть
топливо
Гранит
Очень твердое
тяжелый
красный, серый, белый
прочность
строительство
Нефть (слайд9). Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод(слайд10).
Каменный уголь.
Исследовать по плану (слайд11).
План изучения свойств каменного угля.
1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?
2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?
3. Проведите ногтем по породе.
Если остался след – то порода мягкая;
Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.
5. Где используют и на основании какого свойства?
— Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.
План изучения свойств гранита (слайд12).
1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?
2. Определите легче или тяжелее воды?
3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.
4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?
Выводпо таблице о граните.
— Давайте сравним по таблице уголь и гранит.
Физминутка (слайд13).
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”
— Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.
— Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)
5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение: Конверт №2. (см. в конце статьи)
— Как вы думаете, кто такие геологи?
— Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2.
У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.
Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд 14).
Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.
Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.
Карьер – это открытый котлован.
Шахты – это глубокие колодцы.
(Дети читают приготовленные сообщения) (слайд15,16,17,18,19,20,21,22).
— Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).
Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?
Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).
6 этап. Бережное использование.
— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
7 этап. Вывод (слайд 28,29).
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?
8 этап. Рефлексия (слайд 30).
— Какие задачи ставили в начале урока?
— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
-Что помогло нам в работе?
— Какие открытия для себя сделали?
9этап. Оценивание работы.
Оценка в группе.
1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)
— Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.
— Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области.
— Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.
Приложение к уроку. Конверты.
Задание группе 1.Каменный уголь.
Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.
Карьер – это открытый котлован.
Шахта – это глубокий колодец.
Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.
Задание группе 2.Нефть.
Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.
Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.
Задание группе 3. Железная руда.
С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.
Задание группе 4 .Строительные материалы. Песок, глина, известняк.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.
Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.
Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Белят стены. Используют при строительстве домов.
Источник