Урок полезные и вредные привычки 3 класс

Классный час: «Никто не заботится о тебе

лучше, чем ты сам».

Тема : «Полезные и вредные привычки»

Цель: 1) ответить на вопрос что такое привычки ;

2)узнать, на какие группы делятся привычки;

3)определить, как влияют привычки на человека .

  1. Энергизатор «Я себя люблю»

Учитель начинает с себя, держит в руках мяч: «Я себя люблю, потому что я…(продолжает фразу)». Передает мяч другому участнику, который делает тоже самое и т.д.

  1. Сообщение темы

На доске рассыпались буквы. Соберите их, и вы узнаете тему сегодняшнего занятия.

Тема нашего занятия ПРИВЫЧКИ

Давайте определим цель нашего сегодняшнего урока.

  1. Ответить на ? что такое … ; (привычка)

  2. Узнать, на какие … … привычки; (группы делятся)

  3. определить, как влияют … на … . (привычки, человек).

  1. Мозговой штурм.

Правила: — нельзя повторяться;

— не критикуй;

— чем больше идей, тем лучше.

А кто знает, что такое привычка? ( это то, что человек привык делать не задумываясь, почему он делает именно так )

Какие привычки есть у вас? У меня есть привычка …(пример учителя).

  1. Работа над группами привычек.

А сейчас мы определим на какие 2 группы можно разделить все привычки человека.

Послушайте 2 отрывка : (чтение ученика)

И. Демьянов. « Коля, маленький лентяй,

За собою убирай!

У тебя ленивы руки:

Под столом ремень и брюки.

На полу рубашка,

Николай – неряшка!»

О каких привычках Коли рассказывает автор? ( о лени и неряшливости). Это для него вредно или полезно? Значит, как называются такие привычки ? ВРЕДНЫЕ

Послушайте ещё один отрывок:

А. Усатова « Я один у мамы сын,

Нет у мамы дочки,

Как же маме мне помочь?

Постирать платочки?

Мыло пениться в корыте-

Я стираю, посмотрите!»

А в этом отрывке о каких привычках мальчика идёт речь? Так как можно назвать такие привычки? ПОЛЕЗНЫЕ.

У каждого человека есть привычки . Надо воспитывать у себя полезные привычки и избавляться от вредных. Но для этого надо уметь отличать полезные привычки от вредных.

Перед вами карточки. На них написаны привычки. Опираясь на тему занятия разложите их на группы..

  • постоянно жевать жвачку

  • Обманывать

  • Умываться каждое утро

  • Чистить зубы

  • Грызть ногти, карандаш, ручку

  • Класть вещи на место

  • Делать зарядку

  • Опаздывать

  • Говорить правду

  • Лениться

  • Убирать за собой игрушки, учебники

  • Помогать родителям

  • Драться

  • Выполнять режим дня

  • Учить уроки

  • Кричать

  • Мыть руки перед едой

  • Бросать мусор где попало

Обсуждение и проверка выполнения задания.

Вывод: что такое вредные привычки?( приносят вред) Почему они плохие?( делают человека неряшливым, грубым, забывчивым, драчливым и т. д. )

Что такое полезные привычки? ( приносят пользу) Почему они полезные? ( делают человека … )

  1. Работа в группах.

А сейчас давайте определим, какими привычками обладали герои следующих стихотворных строк: прочитайте их и попробуйте догадаться о полезных или вредных привычках идёт речь.( работа в группах)

I группа :

В. Лившиц « Неряха»

Тротуар ему не нужен,

Расстегнувши воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик!

Он портфель нести не хочет-

По земле его волочит.

Сполз ремень на левый бок.

Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, непонятно,

Что он делал? Где он был?

Как на лбу возникли пятна

Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином

И расстегнут воротник?

Кто он, этот ученик?

Вредные привычки: (не умывался, был грязнулей, неряхой, не уважал труд других людей)

какую привычку необходимо приобрести мальчику? ( аккуратность)

II группа:

сказка Сухомлинского «Лентяй и Солнце»

— солнышко, передвинься, пожалуйста, немного в сторону, мне жарко.

Солнце рассмеялось:

— разве мыслимое дело, чтобы солнце передвигалось, куда Лентяю захочется?

— Лентяй рассердился и закричал:

-значит, ты не хочешь передвинуться?

— не хочу!- ответило Солнце.

-ах так!?- сказал Лентяй.- тогда я назло тебе буду лежать здесь.

Вредные привычки: ( лениться)

На какую привычку необходимо поменять лень? Трудолюбие

III группа:

С. Маршак «Про художников и художниц»

Что за художники

Или художницы

В школу приносят

Ножи или ножницы

И вырезают

На парте узор?

Этим художникам –

Стыд и позор!

Стыд и позор Пустякову Василию:

Он нацарапал

на парте фамилию,

чтобы ребята

во веки веков

знали:

сидел Пустяков!

Вредная привычка : … полезная привычка: бережное отношение к труду других людей

IV группа:

А. Усатова « Почему я не болею?

Почему я здоровее

Всех ребят из нашего двора?

Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лень.

Потому что водой из-под крана

Обливаюсь я каждый день!»

Полезная привычка: Беречь своё здоровье

Мы прочитали и поговорили о разных привычках. Как вы думаете, а вам — ученикам эти привычки нужны?

Каким они сделают ученика?

Аккуратность

Трудолюбие на доску

Забота о своём здоровье

Бережное отношение к труду других людей.

  1. Рефлексия

Ну а чтобы проверить чему вы сегодня научились, я предлагаю каждому взять карточку, на которой написана полезная или вредная привычка и прикрепить к соответствующей картинке:

болото дерево

Вывод: наши привычки формируем мы сами. Нужно избавляться от вредных привычек и приобретать полезные. Какие привычки человек посеял и вырастил в себе, такие плоды и будет пожинать всю жизнь.

«Что посеешь, то и пожнёшь».

МБОУ Слизневская ОШ

Классный час:

«Никтонезаботится

о тебе лучше, чем ты сам.

Полезные и вредные

привычки»

Классный руководитель :

Гурлова Н.Г.

2015 г.

Источник

1.УМК, в состав которой входит рабочая программа ВУД:

2.Направление ВУД: спортивно-оздоровительное

3.Программа: «Остров здоровья»

4.Автор: Нартнева О.А.

5.Возраст: 2 класс

6.Тема внеурочного занятия: «Вредные и полезные привычки»

7.Цель: Формирование представления о вредных и полезных привычках

8.Задачи:

Воспитательная: воспитывать культуру здорового образа жизни;

Развивающая: развивать негативное отношение к вредным привычкам и позитивное отношение к полезным привычкам;

Образовательная: определить, какие привычки влияют на человека;

9.Планируемые результаты:

1) Личностные (УУД): Формировать интерес учащихся к здоровому образу жизни; Делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.

2) Метапредметные (УУД): формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.Регулятивные УУД: овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; способов решения проблем творческого и поискового характера.

2.Познавательные УУД: воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; оценивать внешний вид человека. 

3.Коммуникативные УУД: формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; использовать доброжелательный тон в общении;

10.Уровень воспитательных результатов: 2

11.Используемые технологии: проблемное обучение, игровая технология, ИКТ (презентация Power Point)

12.Формы организации занятия: беседа — диалог

13.Методы обучения: 1) Словесные: беседа, загадки

2) Наглядные: карточки с заданиями, задание на интерактивной доске

3) Практические: инсценировка

14.Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал: карточки

15.Место проведения внеурочного занятия: класс

Ход занятия:

— Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь! Очень приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и теперь, я думаю, что наше занятие пройдёт в доброжелательной обстановке, а главное с пользой для всех!

— А что мы сегодня будем изучать и с чем познакомимся, вы узнаете, соединив только те буквы, которые написаны в кружках.

ПРИ- ВЫЧ- КИ

— А что такое привычки? (ответы детей). А теперь, проверьте ваши высказывания:

— Прочитайте на слайде, что же такое привычки.

Привычка – это такое действие, которое становится для нас тем, без чего мы не можем жить; действие, которое мы выполняем постоянно.

2.Введение во ВЗ

— А как вы думаете, на какие 2 группы можно поделить привычки? (полезные и вредные)

-Правильно, ребята. Это и является нашей темой урока. «Полезные и вредные привычки» — на доске карточка

— Можем ли мы сформулировать проблему?

« Как на нас действуют привычки?»

— Чтобы решить проблему, что мы должны узнать?

Составление кластера: слайд

  1. Какие привычки относятся к вредным, а какие к полезным

  2. Узнать, почему одни привычки – вредные, другие — полезные

  3. Составление памяток полезных привычек.

3. Основная часть ВЗ

А) Коллективная работа.

На слайде вы видите много разбросанных привычек. Ваше задание – распределить привычки на 2 группы. На какие? Полезные и Вредные. Выходите к доске и перетаскивайте привычки в нужный столбик.

Правильное питание, обманывать, лениться, чистить зубы, делать зарядку, класть вещи на место, грызть ногти, ручки, карандаши, драться, помогать родителям, убирать за собой учебники, игрушки.

— Что ещё мы можем поместить во вредные привычки? Полезные?

— Итак, мы составили список полезных и вредных привычек.

Самооценка.

— Оцените свою работу. Если вы поняли, какие привычки мы относим к вредным – поднимите зелёный кружок, а если не разобрались – красный.

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ

УЧЕНИК 1: Я не понимаю, зачем ты ковыряешься постоянно во рту, в зубах?

УЧЕНИК 2: Я так чищу свои зубы, еда застряла! Это моя полезная привычка. Я же слежу за собой!

УЧЕНИК 1: Разве можно по поводу и без ковыряться в зубах?

УЧЕНИК 2: А что ещё делать, если неудобно, когда в зубах что-то мешается.

Б) РАБОТА В ГРУППАХ

— Ребята, о чём сейчас была сценка? (ученик ковыряется в зубах)

— Получается это полезная привычка? (нет, вредная)

— Почему? (верно, ребята. Обобщает ответы детей: вилки, спички и даже зубочистки травмируют эмаль зуба и могут повредить десны. Если необходимо освободить межзубные пространства от остатков пищи, то нужно использовать зубную щётку или специальную нить для зубов – флосс. По тем же причинам нельзя разгрызать орехи, откусывать зубами нитки.

А сейчас поработаем в группах и узнаем, как влияют другие привычки на людей. Как работаем в группе?

— У каждой группы карточка с заданием. Прочитайте стихотворения, обсудите его. Подумайте, какая в них привычка, полезная или вредная. А так же скажите, как эта привычка влияет на человека.

Когда будете готовы, поднимите зелёный кружок.

Группа №1.

1)По канавам и по лужам 2) Я один у мамы сын

Он шагает напрямик! Нет у мамы дочки

Он портфель нести не хочет- Помогу я маме

По земле его волочит. Постирать платочки

Сполз ремень на левый бок. (Помощь родителям)

Из штанины вырван клок.

(Неряшливость—аккуратность)

Группа №2.

1)У меня давно привычка – 2) Почему я здоровее

Всем давать смешные клички: Всех ребят из нашего двора?

Зайцев —  Заяц, Котов – Кот, Потому что утром рано

Будберг Борька – Будерброд.Заниматься мне зарядочкой не лень

Кличек – целая страница: Потому что обливаюсь водой

Пончик, Ржавчина, Певица, Каждый день

Прыщ, Капуста, Козырёк, (Следить за здоровьем, зарядка)

Мурзик, Ласточка, Хорёк…

Я придумал, старался,

Даже кое с кем подрался –

Чувство юмора у них

Лишь одно на четверых!

(Обзывание—уважительное отношение)

— Итак, группы готовы. Первая группа, выйдите. Прочитайте стихотворение классу. Какая привычка здесь описывается? (вредная – неряшливость). Почему она вредная? Как она влияет на человека? (человек не красивый, неряшливый внешний вид, вызывает неприятное чувство). Какую привычку должен приобрести герой? (Аккуратность)

— Прочитайте следующее стихотворение классу. Какая привычка здесь описывается? (полезная – помощь родителям). Как она влияет на человека?

— Вторая группа, оцените выступление первой. Если они, по вашему мнению, выполнили всё верно, то поднимите зелёный кружок. Если где-то ошиблись – красный.

Вторая группа, выйдите. Прочитайте стихотворение классу. Какая привычка здесь описывается? (вредная – обзываться). Почему она вредная? Как она влияет на человека? Какую привычку должен приобрести герой? (Уважительное отношение)

— Прочитайте следующее стихотворение классу. Какая привычка здесь описывается? (полезная – зарядка. Следить за здоровьем. ) Как она влияет на человека?

— Первая группа, оцените выступление второй. Если они, по вашему мнению, выполнили всё верно, то поднимите зелёный кружок. Если где-то ошиблись – красный.

— А что такое полезные привычки? (Посмотрите, на слайд: (обобщение) Полезные (хорошие) привычки делают человека более свободным, так как о многих своих действиях он перестает задумываться, они словно совершаются сами собой. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь.)

— Ребята, скажите, что такое вредные привычки? (Посмотрите, на слайд: (обобщение): Вредные привычки – это наши коварные враги, они доставляют нам удовольствие и потихоньку отравляют нам жизнь, наносят огромный вред нашему здоровью. Вредные привычки могут появиться в любом возрасте. Они растут и меняются вместе с нами. У каждого человека есть и хорошие привычки, и плохие. Но с вредными привычками надо бороться, а победить их поможет сила воли.)

4. Заключительный этап ВЗ

В) РАБОТА В ПАРАХ

(Составление продукта)

— Осталось выполнить последний пункт плана «Составить памятку полезных привычек».

— Я подготовила для вас карточки с привычками, но так получилось, что вредные и полезные привычки перемешались. Но мы уже знаем, какие привычки можно отнести к полезным, а какие к вредным.

— Работать будем в парах. Давайте сначала вспомним правила работы в парах.

— На ваших партах листочки. Прочитайте внимательно записи на них. Один из вас выбирает вредные привычки, другой полезные привычки.

— Выйдут те, кто выбирал вредные привычки. (рассказывают)

— Почему они вредные? Нужны ли они человеку? Давайте выбросим эти привычки (выбрасывают в коробку), так как они нам совсем не нужны.

— Выйдут те, кто выбирал полезные советы. (рассказывают). Почему это полезные привычки? Нужно ли сохранять эти привычки? Тогда прикрепите ваши листочки к деревцу на доске.

— Посмотрите, что у нас получилось? «Дерево пользы» или «Дерево полезных привычек».

Самооценка:

— Оцените свою работу. Если вы справились без проблем и всё сделали верно – поднимите зелёный кружок, а если были трудности – красный.

5. Подведение итогов. Рефлексия

— Итак, ребята, скажите, как же на нас действуют привычки?

— Должны ли мы воспитывать в себе полезные привычки?

Вывод: Если мы воспитаем в себе полезные привычки, то будем здоровыми, людям будет приятно с нами общаться, нас будут уважать.

— Вы большие молодцы! Вы хорошо справились со всеми заданиями! Оцените свою работу на занятии. Поднимите зелёный круг – если вы хорошо и активно работали на занятии, красный – если вы ничего не усвоили и не запомнили.

Источник

УРОК ЗДОРОВЬЯ

«ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ»

с использованием ЦОР

Город: Магнитогорск

МОУ «С(К)ОШИ №3»

Продолжительность: 40 минут

Воспитатель: Карпова Наталья Борисовна

Цели:

  • Пропаганда здорового образа жизни.

  • Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.

  • Формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения.

  • Воспитывать умения контролировать свои поступки.

  • Побуждать обучающихся к формированию у себя хороших привычек.

Оборудование:

Мобильный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Вредные привычки и их последствия»

Слайд №2

Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и состояние полного духовного, физического и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. «Жизнь долга, если она полна». Один из главных показателей здоровья — продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, там не может быть и долголетия. Формирование многих привычек, от которых зависит здоровье, начинается в раннем детстве.

Сегодня разговор у нас пойдет о том, что у нас, у людей, есть хорошие привычки и вредные привычки. Но прежде чем говорить о хороших и вредных привычках, давайте подумаем, что же такое привычка? (неосознанное повторение одного и того же действия).

Слайд №3

Как мы уже говорили, привычки бывают хорошие и плохие. Давайте подумаем, какие хорошие привычки вы знаете? (Ответы детей)

А почему вы считаете, что это хорошие привычки? (Ответы детей)

Слайд №4

Но как не крути, у человека есть как полезные привычки, которые мы стараемся развивать, так и вредные.

  • Подумайте, какие вредные привычки вы знаете?

  • Почему вы считаете, что это вредные привычки?

  • Скажите, а какие из вредных привычек самые страшные? (алкоголь, курение)

  • Почему? (они вредят нашему здоровью)

  • С какими вредными привычками необходимо бороться в нашем классе? (Грызть ногти, ручки, карандаши, держать пальцы во рту, ковырять в носу). Эти привычки могут спровоцировать заболевания, которые называются болезнями грязных рук.

Слайд №5

Начать, пожалуй, можно не с грязных рук, а вспомнить, сколько хороших слов сказано просто про человеческие руки, руки умельцев, тружеников, руки музыкантов и художников, ласковые руки матерей! Пословицы и крылатые выражения про руки

  • Рабочие руки не знают скуки.

  • С руками нигде не пропадешь.

  • В хороших руках все горит.

  • Руки работают, а голова кормит.

  • Руки ценят не по рукавам, а по делам.

  • Умелые руки — помощники науке.

  • Мозолистые руки не знают скуки.

  • Не будет скуки, если заняты руки.

  • Рукам — работа, душе — праздник.

  • На то даны руки, чтобы работать.

  • В хороших руках все горит.

Слайд №6

Руки согрешат, а здоровье в ответе

Но данная заметка о грязных руках, потому, что с ними связан один из возможных способов заражения многими инфекционными болезнями. Через грязные руки, руки загрязненные болезнетворными микробами, можно заразиться холерой, брюшным тифом, дизентерией, гельминтозами и многими другими инфекционными заболеваниями. Самое противное, что через грязные руки можно не только заразиться самому, но и заразить любого другого человека, к примеру, на работе или в семье. Загрязненными руками болезнетворные бактерии вносятся в пищевые продукты, воду, овощи фрукты, ягоды, на разные предметы домашнего обихода, вещи, детские игрушки.

Слайд №7

Когда у ребенка грязное лицо и руки, а под ногтями просто залежи земли, это производит отталкивающее впечатление. Самый симпатичный человек в чумазом виде покажется некрасивым. Но главное, что грязь не только некрасивая, но и опасная! Вместе с частицами земли и пыли на нашей коже скапливаются микробы. Почесал грязной рукой глаз — и вот, пожалуйста, глаз покраснел, начал болеть и слезиться. Врач говорит — «конъюнктивит». Поковырял грязным пальцем нос — на носу вырос красный рог с белой головой — фурункул. И нужно делать компрессы, ходить на прогревания. А уж если грязные руки забрались в рот или схватили чистое яблоко — беду нужно ждать не сегодня, так завтра.

Слайд №8

Иногда ребенок, выходя из туалета, видит, что на руках грязи нет. И он спокойно отправляется за стол или играть. Но, ведь бактерии очень маленькие, их нельзя увидеть без микроскопа. Поэтому после туалета всегда нужно мыть руки. Микробы с грязных рук могут в лучшем случае вызвать расстройство желудка и кишечника с болями в животе и поносом на пару дней. Но можно подхватить и более серьезную инфекцию. Такие неприятные болезни врачи так и называют «болезнью грязных рук». Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим.

Стоматит

Стоматит — воспаление слизистой оболочки ротовой полости.

Симптомы заболевания:

  • больной становится слабым, раздражительным, бледным,

  • у него может повыситься температура,

  • снижается аппетит.

Слайд №9

Острые кишечные инфекции (ОКИ) у детей были и остаются одной из актуальных проблем педиатрии. В мире ежегодно болеют ОКИ более 1 млрд. человек, из которых 65 — 70% составляют дети. В России в последние годы по заболеваемости ОКИ у детей занимают 4-е место в общей структуре инфекционных болезней. Острые кишечные инфекции характеризуются не только высокой заболеваемостью, частотой случаев, но и, к сожалению, высокой летальностью. Особенно высока летальность у детей 1-го года жизни.

Слайд №10

Корней Чуковский написал книжку «Мойдодыр» для своей маленькой дочки, которая не любила мыть руки.

90 % россиян не моют руки перед едой, после прогулок, после посещения туалета. И это становится главной причиной заражения острыми кишечными инфекциями — ОКИ.

Слайд №11

Болезнетворные микроорганизмы отлично приживаются на дверных ручках, телефонных трубках, поручнях в транспорте, денежных купюрах, клавиатуре компьютера. Мухи способны переносить на своих лапках до 30 тыс. бактерий.

Слайд №12

Заболевание начинается внезапно с подъема температуры, тошноты, рвоты, болей в животе, жидкого стула.

Прежде всего необходимо вызвать врача. Только он может определить насколько тяжелое у ребенка состояние, назначить лечение. Самолечением заниматься нельзя, и это относится ко всем заболеваниям. Кишечные инфекции опасны быстрым обезвоживанием, поэтому тянуть и надеяться, что рвота или понос пройдут сами собой, не стоит.

Слайд №13

Гельминтоз — группа болезней, которые вызывают паразитические черви, гельминты. В просторечье этих паразитов называют глистами. Яйца гельминтов чрезвычайно устойчивы к дезинфекции и способны выжить на гладкой плоской поверхности 20 и более дней. Почти 200 видов гельминтов способны поражать организм человека, однако, на территории России встречается только около 20 видов.

Все мы привыкли, что глисты бывают только у котов и собак. Мало того, каждый сознательный владелец водит своего домашнего питомца к ветеринару, покупает таблетки от глистов, делает ему прививки. Естественно, животные гуляют, где хотят, лапы не моют.

Если ребенок любит засовывать в рот пальцы или какие-нибудь посторонние предметы, то возникает большая вероятность того, что он болен острицами и аскаридами.

Слайд №14

После попадания в организм человека гельминты начинают развиваться, а достигнув зрелого возраста — стремительно размножаются. Остановить размножение гельминтов очень и очень трудно. Даже современные препараты не всегда справляются с этой задачей. Можно лишь сократить популяцию глистов в организме, свести наносимый ими вред к минимуму.

Слайд №15

Излюбленное место обитания глистов — желудочно-кишечный тракт, причем разные виды предпочитают для своего обитания определенные отделы, например, аскариды — начальные отдела тонкого кишечника, острицы — в нижних отделах тонкого и начальных отделах толстого кишечника.

Заражение этими глистами происходит при попадании яиц паразита через рот с плохо вымытыми овощами и фруктами, с немытых рук, после контакта с почвой или зараженными домашними животными.

Слайд №16

Глисты питаются питательными веществами, которые попадают в кишечник, и активно выделяют ядовитые продукты жизнедеятельности, которые уничтожают микрофлору кишечника и раздражают его слизистую. Буквально несколько недель такого симбиоза наносит необратимый вред здоровью человека: кишечник начинает работать с перебоями, а вскоре и вовсе теряет возможность функционировать.

Слайд №17

Этеробиоз

Возбудителями энтеробиоза являются мелкие тонкие гельминты белого цвета, яйцекладущие, обитающие в кишечнике и называемые острицами из-за заостренного хвостового конца самки. Длина взрослой мужской особи не превышает 5 мм, а длина женской особи острицы достигает 12 мм. Излюбленным местом локализации возбудителей энтеробиоза является нижний отдел тонкого кишечника, червеобразный отросток, а также верхний отдел толстого кишечника. Специфичным симптомом энтеробиоза является зуд в области заднего прохода, усиливающийся в вечернее и ночное время.

Привычка некоторых детей брать в рот пальцы и грызть ногти приводит к возрастанию риска заражения энтеробиозом. Источником энтеробиоза является только человек. Домашние животные безопасны в отношении заражения человека этим заболеванием. Острицы легко передаются от человека к человеку в семье и коллективе. Поэтому, необходимо провести также обследование на энтеробиоз тех людей, которые находятся рядом с зараженным ребенком.

Слайд №18

Аскаридоз

Аскариды одни из самых распространенных паразитов, который в ходе развития заболевания может перекидываться на лёгкие, печень, сердце. Заражение происходит оральным путем. Яйца аскарид содержатся в почве, поэтому основным фактором заражения являются грязные руки, песок, грязь в быту, непромытые овощи и фрукты, зелень.

Клубок взрослых аскарид способен вызвать непроходимость кишечника, а при прободении кишечной стенки — перитонит. Известны случаи проникновения аскарид из кишечника в брюшную полость через послеоперационный шов. Проникновение взрослых особей в дыхательные пути может вызвать механическую асфиксию (удушение).

Слайды №19-21

Симптомы заражения

  1. Запор. Глисты больших размеров могут закрывать просвет кишечника, что провоцирует нарушение стула. Запоры могут продолжаться более двух дней.

  2. Понос. Некоторые паразиты вырабатывают особое вещество, стимулирующее организм к выделению непереваренных остатков пищи вместе с большим количеством воды.

  3. Метеоризм. Отдельные виды гельминтов провоцируют вздутие в тонком кишечнике, в результате чего происходит избыточное образование газов. Если вовремя не избавиться от глистов, метеоризм может продолжаться до нескольких месяцев.

  4. Синдром раздраженного кишечника. Гельминты могут вызывать воспалительные процессы в кишечнике, что приводит к нарушению всасывания питательных веществ и нерегулярному стулу.

  5. Болевые ощущения в мышцах и суставах. Такое происходит в том случае, когда паразиты попадают в сустав или в толщу мышечной ткани и начинают разрушать их.

  6. Аллергия. Выделения гельминтов могут вызвать выработку организмом особых клеток, которые отвечают за развитие аллергических реакций.

  7. Глисты могут стать причиной дерматологических заболеваний. В результате у ребенка появляются прыщи, крапивница, угри, папилломы и проявления диатеза. Иногда заражение гельминтами приводит к повышенной ломкости ногтей и волос.

  8. Анемия. Отдельные разновидности глистов способны присасываться к стенкам кишечника, получая из него не только питательные вещества, но и кровь. В итоге у ребенка развивается анемия, которую можно диагностировать по клиническому анализу крови.

  9. Изменение веса. Чаще всего заражение гельминтами приводит к резкой потере веса. Дело в том, что паразиты поглощают значительное количество питательных веществ, поступающих в человеческий организм с пищей. Кроме того, присутствие глистной инвазии нередко приводит к потере аппетита из-за проникающих в кровь токсинов. Однако в редких случаях у ребенка наблюдается увеличение массы тела — этот процесс является защитной реакцией организма на выделения глистов.

  10. Нарушения функций нервной системы. Ребенок становится капризным, плаксивым и раздражительным. У школьников и подростков на фоне глистной инвазии может развиваться депрессия.

  11. Нарушения сна. Если ребенок каждую ночь просыпается, это может свидетельствовать о глистной инвазии. Ночью паразиты могут покидать организм через анальное отверстие, этот процесс сопровождается ощущением сильного зуда, который и не дает малышу спокойно спать. Если же после расчесывания ребенок грызет ногти или же просто тянет пальцы в рот, то происходит повторное самозаражение. По этой причине вывести глисты у детей гораздо труднее, чем у взрослого.

  12. Синдром хронической усталости. Это состояние проявляется в виде быстрого утомления, апатии, слабости. Причина этих состояний кроется в дефиците питательных веществ в организме. У ребенка может наблюдаться ухудшение памяти, эмоциональное напряжение и сонливость.

  13. Нарушения в работе иммунной системы. Из-за глистной инвазии ребенок значительно чаще болеет вирусными заболеваниями. У него могут появиться аллергические реакции на привычные продукты. В кишечнике нередко развивается дисбактериоз или колит, а на лице — появляются угревые высыпания, герпес и диатез.

  14. Воспалительный процесс в дыхательных путях. В этом случае у ребенка возникает кашель и повышается температура тела. Достаточно опасным осложнением гельминтоза является развитие бронхиальной астмы

Слайд №22

Профилактика болезней грязных рук

Здесь все более-менее просто: требуется чаще мыть руки после посещения туалета, сразу же по приходу с улицы и после общения с домашними животными, после рукопожатий (нет гарантии, что собеседник столь же чистоплотен, как и вы).

Слайд №23

Следует помнить, что обычное туалетное мыло не всегда должным образом обезвреживает бактерии и личинки паразитов. Желательно пользоваться специальным антисептическим мылом или лосьоном.

Слайд №24

Также стоит чистить клавиатуру специальными составами, которые можно приобрести в любом магазине: желательно тщательно прочищать клавиши и компьютерную мышь хотя бы раз в неделю, и каждый день протирать их влажными салфетками.

Слайд №25

Стоит отказаться от еды за компьютером. Чипсы, бутерброды и различные сладости берут руками, которыми одновременно работают с клавиатурой и мышью.

Слайд №26

Не стоит разрешать кошке лежать на столе: пусть даже ваш любимец чистый и ухоженный. В шерсти любого, даже самого чистого животного достаточно возбудителей болезней грязных рук.

Слайд №27

Стоит отказаться от привычки грызть ногти и брать в рот ручку.

Слайд №28

Закончить урок здоровья хотелось бы пословицей. «С людьми живи в мире, а с пороками сражайся». Всем хочется пожелать здоровья.

Источник