Урок полезные ископаемые 6 класс домогацких

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Учебник «Введение в географию» Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

география

6класс

Урок № 13. §11 .

Тема урока

Полезные ископаемые

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся смогут:

объяснять причины разнообразия минералов и горных пород,

горные породы и минералы своей местности, полезные ископаемые области;

различать по внешним признакам осадочные и магматические породы своей местности,

приводить примеры использования горных пород и минералов человеком

Ставить учебную задачу под руководством  учителя.

Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Выявлять причинно-следственные

связи строения земной коры и видов полезных ископаемых.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Обучающиеся смогут выработать личностное отношение к вопросу изменения окружающей среды при добыче полезных ископаемых.

Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.

Решаемые учебные проблемы

Меняется ли количество и разнообразие полезных ископаемых в процессе развития человеческого общества.

Основные понятия, изучаемые на уроке

.Полезные ископаемые, топливные полезные ископаемые, рудные полезные ископаемые, нерудные полезные ископаемые, руда, геологическая разведка.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийный проектор с экраном, электронная презентация «Полезные ископаемые»,

Образовательные интернет-ресурсы

Интернет-энциклопедия Википедия.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Деятельность учителя

. побуждающий диалог

  • — Что такое магма и как она превращается в горную породу?

  • Расскажите, как образуются магматические глубинные горные породы. По каким признакам их можно определить?

  • Расскажите, как образуются магматические излившиеся горные породы.

  • Расскажите, встречаются ли в нашей местности магматические породы. Какие? Как они залегают?

(Слайд № 2)

Деятельность учащихся

Отвечают, что главным источником информации будет текст учебника и рисунки, читая пункты текста, выделенные жирным шрифтом, намечают план изучения новой темы. План урока:

1. Что такое полезные ископаемые

2.Какие существуют виды полезных ископаемых

3. Где залегают разнообразные полезные ископаемые

4. Что такое разведка полезных ископаемых

Отвечают на поставленные вопросы, вспоминая изученный ранее материал, делают содержательные обобщения.

II. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя:

Проблемный вопрос: Меняется ли количество и разнообразие полезных ископаемых в процессе развития человеческого общества? (Слайд № 3)

Что называют полезными ископаемыми?

(Слайд № 4)

Деятельность учащихся

Вступая в диалог с учителем, определяют, что не хватает знаний о типах и видах полезных ископаемых Беседа: отвечают на вопросы:?

Вывод →.

III. ЭТАП Целеполагание

Деятельность учителя→ постановка цели урока

Так какая же цель сегодняшнего урока?

Обучающиеся формулируют цель урока – узнать, что такое полезные ископаемые, виды полезных ископаемых, где залегают полезные ископаемые.

IV ЭТАП. «Открытие» нового знании.

Деятельность учителя

1 Давайте вспомним

  1. Из чего состоит земная кора?

  2. Что такое горные породы и минералы?

3. Какие существуют виды горных пород и минералов?

Чтение отрывка из сказа Бажова «Каменный цветок»

Как вы думаете: если бы сняли фильм о нашем крае, какие бы горные породы и минералы стали его главными героями? Какие из них можно считать полезными ископаемыми?

Сформулируем определение понятия «полезные ископаемые»:

Понятие

Что такое

Существенные признаки

Полезные ископаемые

=

горные породы

+

используются человеком в повседневной жизни и хозяйственной деятельности

Чаще всего выделяют три группы полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные. Рассмотрите рисунок 38 учебника

. Практическая работа

1. Составьте схему «Виды полезных ископаемых»

Полезные ископаемые

топливные

рудные

нерудные

Знание такой закономерности помогает геологам в поисках месторождений полезных ископаемых (рис. 39 учебника).

Прочтите на странице 69-70 информацию о поиске полезных ископаемых

Не случайно, что этот процесс называют геологической разведкой

Давайте запомним:

знание такой закономерности помогает геологам в поисках месторождений полезных ископаемых (рис. 39 учебника).

( (Слайд 9)

Поиски полезных ископаемых (слайды 10-22)

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы

Обсуждают варианты решения задачи.

Обосновывают выбор: песок , глина, песчаник, мел, известняк.

Применение этих горных пород в хозяйстве.

Оценивают правильность выводов, решений.

Обобщают результаты.

Формулируют определение понятия «горные породы», «месторождения»

(Слайды № 14, 18)

Пользуясь текстом учебника на стр. 8 находят ответы на вопросы.

Учащиеся заполняют схему и выполняют задания 1 — 3

1. Запишите примеры каждой группы полезных ископаемых.

2. По физической карте определите месторождения полезных ископаемых каждой группы.

3. Какая существует закономерность в размещении полезных ископаемых и форм рельефа?

(Слайд 6)

Учащиеся читают текст на стр.69-70 и выбирают информацию о поисках полезных ископаемых.

Читайте также:  Чем полезна утренняя зарядка для пожилых людей

Обучающиеся выполняют задание в тетради.

V ЭТАП. Применение нового знания.

Задание 1.

  • (По какому принципу классифицируют полезные ископаемые?

  • Рассмотрите предложенную классификацию, найдите ошибку и исправьте ее классификация проведена по разным признакам: происхождению и использованию)

Полезные ископаемые

топливные

рудные

Строительное сырье

Приведите примеры их использования

Учащиеся находят и исправляют ошибку, заменив

в третьей колонке строительное сырьё на нерудные полезные ископаемые и приводят примеры видов полезных ископаемых.

Полезные ископаемые

топливные

рудные

Строительное сырье

нефть,

природный газ,

каменный уголь,

торф

железо, медь, алюминий, свинец, цинк, олово, серебро, золото

песок, глина, известняк, гранит, базальт, мрамор

VI этап. Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Что нового узнали на уроке и чему научились?

Деятельность учащихся

Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы.

Учащиеся дают ответы на вопросы и делают выводы:

Вывод: Количество и разнообразие полезных ископаемых увеличивается

VII ЭТАП. Домашнее задание: § 11, выполните задания и ответьте на вопросы на странице 71-72

,выполнить задания к §11 в рабочей тетради

Источник

2) Целепологание

3) Индивидуальная работа с текстом учебника

4) Отработка понятия «использование полезных ископаемых  в повседневной жизни и хозяйственной деятельности»  

5) Защита исследовательско-поискового проекта «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске», сделанного  ребятами по опережающему заданию.

6) Групповая работа с текстом учебника    

V. Первичное закрепление материала.

а) Практическая работа по классификации полезных ископаемых по использованию и выбора образцов из коллекций.  

б) Совместное составление схемы «Классификация полезных ископаемых по использованию»

VI. Защита ребятами исследовательского проекта «Кто такой геолог и где можно получить эту профессию»

VII. Проверка усвоения материала.

VIII Рефлексия

Человек использует полезные ископаемые, значит, они приносят пользу. Многие горные породы человек выкапывает из земли, поэтому они называются «Полезными ископаемыми».

1

         Знаю

2

Хочу знать

3

Узнал (а)

Заполните на  «Индивидуальном листе» таблицу        «О полезных ископаемых я…» (1 и 2столбик)

См. приложение

Заслушать 1-2 ответа.

Уточните свое понятие «полезные ископаемые» и выполните задание №1 с листа «Задания для группы». Заслушивается 1 ответ.

Каждая группа:   1) «получает» карточку —  одну профессию, работает с толковым словарем и узнает значение слова. ( Карточки-профессии: энергетики,  металлурги,  химики,  строители, ювелиры, гончары ; вытягивают карточку на группу).

2) находит предметы в кабинете, сделанные людьми их профессии.

3  каждой группой выполняется задание  №2   «Наша профессия» (см. приложение)

Заслуживается кратко каждая группа.

Устанавливаются причинно — следственные связи между наблюдением материала из которого сделаны предметы, его свойствами и толкованием в словаре значения данной профессии.      

Учитель: Ребята,  вы искали предметы в классе, а двое наших учеников заглянули за окно.  Они,  получив задание,  прогулялись с фотоаппаратом по Всеволожску и сейчас расскажут о своем исследовании. На непонятные вопросы они нашли ответы в интернете.                

Защита проекта – демонстрация презентации «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске».    

— Вам понравилась работа одноклассников? Оцените работу «смайликом», имеющимся у вас.

Посмотрев их работу, вы должны выполнить на Индивидуальном листе задание к проекту «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске».

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Зная, что делают люди каждой профессии, видя результаты их труда, используя текст учебника, сделайте вывод: с какой группой полезных ископаемых чаще работают ваши специалисты. Выполняем ввей группой задание №3   «Читаем внимательно».  (см. приложение)          

 Учитель проводит опрос групп. Каждая группа выбирает лист с названием их вида полезных ископаемых.

Учитель: А сейчас выполним практическую работу с образцами полезных ископаемых, которые у вас на столах.  Читайте инструкция №4 на листе Задание для группы.

Ребята выполняют задание. Например: на лист с названием группы «ТОПЛИВНЫЕ»  выкладывают образцы и подписывают их.

Верхнюю часть листа с названием группы полезных ископаемых отсоедините и разместите в нужной части схемы  «Полезные ископаемые» на магнитной доске.

Каждая группа рассказывает  о своей работе.

Читайте также:  Помидоры с хреном и чесноком полезные свойства

Ученики по наводящим вопросам учителя делают вывод, что они классифицировали полезные ископаемые по использованию.  

Два ученика сделали самостоятельно проект по опережающему заданию.

Перед просмотром проекта классу ставится вопрос: «А металлурги, энергетики и люди других специальностей сами ищут в земной коре нужные им полезные ископаемые?»  

После просмотра презентации каждый ученик заполняет в Индивидуальном листе  табличку  «Интересная профессия».

Презентация классом оценивается с помощью «смайликов».    

В печатной рабочей тетради выполните задание на странице 39 и сдайте тетрадь на проверку.  (См. «Рабочую тетрадь по географии для 6класса» к учебнику «География», Домогацких  Е.М., Алексеевский Н.И.,М. «Русское слово»,2014г.)

Мне сегодня понравилась ваша работа, а свое мнение об уроке напишите в Индивидуальном листе словами «да» или «нет», ответив на последние вопросы «Мое мнение об уроке»

Домашнее задание:  параграф 11;  письменно ответить на вопрос№2 из «Сложных»;  устно подумать: бывают ли бесполезные ископаемые?

— Познавательные УУД:

— строить логические рассуждения..

Личностные УУД:

-понимать смысл своей деятельности,

-ставить перед собой учебную цель

Личностные:

-четко формулировать определение термина

Познавательные УУД

Выделять  в окружающей среде объекты, изучающие на уроке

Коммуникативные УУД

-работать в группе  

Регулятивные УУД

-развитие логического мышления

Познавательные УУД

-находить достоверную информацию в источниках геоинформации.

Развиваются навыки самостоятельной проектной деятельности.

Отрабатывается понимание вариативного использования полезных ископаемых.

Умение выделять главное в тексте выбирать четко нужную информацию.

Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых.

Познавательные УУД

-обобщать  тематическую информацию;  

-учиться графически отображать научную информацию.

Личностные УУД

— расширять кругозор в вопросах профориентации;

-воспитание любви к своей Родине, гордость за нее.

Источник

Учитель: Ислам С.К. (учитель географии и биологии)

Вид урока по форме проведения: нетрадиционный (урок рефлексия с элементами экологического тренинга)

Методы урока: репродуктивный с элементами частично-поискового и исследовательского.

а). образовательные:

— ввести, сформировать понятие «полезные ископаемые», «топливные», «рудные», «нерудные» и «геология».

— способствовать формированию знаний о полезных ископаемых.

— Закрепить знания о группах полезных ископаемых, о их свойствах о их использовании и способах добычи.

б). развивающие:

— стимулировать стремление к познанию и любознательность.

в) воспитательные: формирование бережного отношения к природным богатствам страны.

Оборудование: физическая карта полушарий, атлас для 6 кл., учебник географии для 6 кл. Домогацких Е.М., и др., (М.: «Русское слово», 2012г); рисунки, схемы: магматические горные породы, конверты с сигнальными карточками, коллекция горных пород, проектор и компьютер.

Плакат: «Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни … не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни.» К.Г.Паустовский.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Время проведения: 40 минут.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Самоопределение к    учебной    деятельности. Организацион-ный момент

Включение в деловой ритм. Устное  сообщение  учителя.

Здравствуйте, ребята! Я рад  видеть вас на нашем уроке, но на урок вы пришли с разным настроением — отразите его, подняв «Смайлик — настроения».

Подготовка класса к работе.  Поднимают смайлики( красный-хорошее настроение, зелёный- грустное, синий-безразличное)

Личностные : самоопределение; « я и другие люди»

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний.

-Прошу выбрать капитанов команды и ппридумать название.

-Сегодня мы с вами совершим ппутешествие. Отвечая на вопросы, ввыполняя  задания, члены каждой команды  ззаработают за каждый верный ответ 1 жетон, себе и команде. Капитан будет вести ббортовой журнал путешествия, куда знапишет фамилии и имена членов команды и будет отмечать заработанные вами жжетоны. Оценку «отлично» получит тот, ккто наберет больше жетонов, оценку «хорошо» получит тот, кто по количеству жжетонов будет на 2 месте и оценку «удовлетворительно» получит тот, кто по кколичеству жетонов окажется на 3 месте.  ККапитанов прошу заполнить журнал и ддоложить о готовности команд.

-Желаю Вам приятного путешествия!

Записываются в бортовой журнал членами команды. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. ……отвечая на вопросы учителя. За правильные ответы получают жетоны.

познавательные: логически из полученного слова  и определений, которые использовались для решения кроссворда выделить мысль, что породы  имеют разные свойства.

3. Постановка учебной задачи

— Представьте себе, что из космоса на Землю летят наши космические корабли. Чтобы увидели не только мы, но и другие пришельцы (инопланетяне), приближаясь к Земле?

Читайте также:  Есть творог на завтрак полезно или нет

Задает учащимся вопросы, о внешних оболочках земли: (фронтальный опрос)

— Назовите оболочку Земли, где образуется облака, туманы, осадки и северное сияние? Что такое атмосфера? (команда №1)

— Назовите оболочку Земли, состоящих из горных парод и минералов? Что такое литосфера? (команда №2)

— Наши корабли видят: океаны, моря, реки, озера, как называется эта оболочка земли? Что такое гидросфера? (команда №3)

Учитель раздает каждой команде  на карточках  творческое задание (на знание изученного материала (Приложение №1)

Наблюдает за работой ребят и по ее завершении предлагает  каждой команде прикрепить свои работы на доску.

-Подберите слово похожее по смыслу к слову нужное, необходимое? (синоним) 

–искать, копать в земле? И что получилось

Необходимое нужное искать копать. (где в земле) Как звучит тема сегодняшнего урока?

Проблема: Где же расположены полезные ископаемые и где их используют?

атмосфера (воздушная оболочка земли) команда №1;

литосфера (твердая оболочка земли) команда№2;

гидросфера (водная оболочка земли)команда№3;

Творческая работа по изученному материалу (команды).

Выполненную работу учащиеся прикрепляют у доски.

(полезные) ответы детей

(ископаемые) ответы детей

«Полезные ископаемые» ответы детей

Формулируют  (уточняют) тему урока: Полезные ископаемые. Ставят цели: узнать какие полезные ископаемые есть в нашей стране и в нашей области; виды полезных ископаемых.

Регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: постановка  вопросов;

познавательные: общеучебные — самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;

логические— формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

Рассказ учителя об основных полезных ископаемых, видах, в зависимости от их использования. Основные месторождения полезных ископаемых (показ слайдов).

Работа с учебником. Откройте страницу 88-89 учебника и выпишите основные группы полезных ископаемых. Словарная работа: геология – изучающие горные породы и минералы.

Выписывают основные группы полезных ископаемых (работа с учебником).

Регулятивные : планирование, прогнозирование;

познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство,   и  обоснование;

коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

6.Физминутка

7.Самостоятельная работа.

Работа в группах. Сейчас, мы с вами будем геологами, которые открыли большие залежи полезных ископаемых и будем их исследовать.

Сейчас каждая группа получит коллекцию горных парод и минералов и выполнит практическую работу. (Приложение №2) Организует деятельность по применению новых знаний. Объясняет алгоритм выполнения практической работы.

Географическая физминутка.

Индивидуальная работа. На контурной карте условными знаками нанести основные месторождения нефти, газа, угля, железной руды, золото и алмазов.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Общее- это горные породы, а различие – в их происхождении. Работают в группе, совещаясь заполняют таблицу.

Выполняют упражнения с учителем.

Наносят на контурной карте основные месторождения полезных ископаемых. Самостоятельная работа. Индивидуально  выполняют данное задание на контурной карте.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция;

познавательныеобщеучебные— умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Вопросы закрепление (на слайдах)

Ответы детей.

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

личностные: отношение к окружающему миру «Я и природа»

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

8.Домашнее задание:

Организует рефлексию.

Ребята, хлопните в ладоши те, кто на этом уроке узнал что-то новое. Поднимите правую руку те, кто понял, как анализировать диаграмму годового количества осадков. Поднимите обе руки те, для кого урок оказался нужным, полезным. Я очень рад за вас и говорю спасибо.

 Прочитать параграф 14 стр. 88-91

Ответить на вопросы и тесты. стр.92

Итак, подошло к концу наше путешествие в мир камня. Закончить урок я хочу словами А.Твардовского: « В природе шагу не ступить, чтоб тот час, так ли сяк, ей чем-нибудь не заплатить за этот самый шаг…»

За урок все учащиеся получают по 1 оценке ( за характеристику горной породы в практической работе), некоторые получают ещё одну оценку за устный ответ и за кроссворд.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Звучит музыка, учащиеся выполняют на отдельных листах творческое задание.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование

Источник