Урок полезные ископаемые 6 класс география
2) Целепологание
3) Индивидуальная работа с текстом учебника
4) Отработка понятия «использование полезных ископаемых в повседневной жизни и хозяйственной деятельности»
5) Защита исследовательско-поискового проекта «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске», сделанного ребятами по опережающему заданию.
6) Групповая работа с текстом учебника
V. Первичное закрепление материала.
а) Практическая работа по классификации полезных ископаемых по использованию и выбора образцов из коллекций.
б) Совместное составление схемы «Классификация полезных ископаемых по использованию»
VI. Защита ребятами исследовательского проекта «Кто такой геолог и где можно получить эту профессию»
VII. Проверка усвоения материала.
VIII Рефлексия
Человек использует полезные ископаемые, значит, они приносят пользу. Многие горные породы человек выкапывает из земли, поэтому они называются «Полезными ископаемыми».
1 Знаю | 2 Хочу знать | 3 Узнал (а) |
Заполните на «Индивидуальном листе» таблицу «О полезных ископаемых я…» (1 и 2столбик)
См. приложение
Заслушать 1-2 ответа.
Уточните свое понятие «полезные ископаемые» и выполните задание №1 с листа «Задания для группы». Заслушивается 1 ответ.
Каждая группа: 1) «получает» карточку — одну профессию, работает с толковым словарем и узнает значение слова. ( Карточки-профессии: энергетики, металлурги, химики, строители, ювелиры, гончары ; вытягивают карточку на группу).
2) находит предметы в кабинете, сделанные людьми их профессии.
3 каждой группой выполняется задание №2 «Наша профессия» (см. приложение)
Заслуживается кратко каждая группа.
Устанавливаются причинно — следственные связи между наблюдением материала из которого сделаны предметы, его свойствами и толкованием в словаре значения данной профессии.
Учитель: Ребята, вы искали предметы в классе, а двое наших учеников заглянули за окно. Они, получив задание, прогулялись с фотоаппаратом по Всеволожску и сейчас расскажут о своем исследовании. На непонятные вопросы они нашли ответы в интернете.
Защита проекта – демонстрация презентации «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске».
— Вам понравилась работа одноклассников? Оцените работу «смайликом», имеющимся у вас.
Посмотрев их работу, вы должны выполнить на Индивидуальном листе задание к проекту «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Зная, что делают люди каждой профессии, видя результаты их труда, используя текст учебника, сделайте вывод: с какой группой полезных ископаемых чаще работают ваши специалисты. Выполняем ввей группой задание №3 «Читаем внимательно». (см. приложение)
Учитель проводит опрос групп. Каждая группа выбирает лист с названием их вида полезных ископаемых.
Учитель: А сейчас выполним практическую работу с образцами полезных ископаемых, которые у вас на столах. Читайте инструкция №4 на листе Задание для группы.
Ребята выполняют задание. Например: на лист с названием группы «ТОПЛИВНЫЕ» выкладывают образцы и подписывают их.
Верхнюю часть листа с названием группы полезных ископаемых отсоедините и разместите в нужной части схемы «Полезные ископаемые» на магнитной доске.
Каждая группа рассказывает о своей работе.
Ученики по наводящим вопросам учителя делают вывод, что они классифицировали полезные ископаемые по использованию.
Два ученика сделали самостоятельно проект по опережающему заданию.
Перед просмотром проекта классу ставится вопрос: «А металлурги, энергетики и люди других специальностей сами ищут в земной коре нужные им полезные ископаемые?»
После просмотра презентации каждый ученик заполняет в Индивидуальном листе табличку «Интересная профессия».
Презентация классом оценивается с помощью «смайликов».
В печатной рабочей тетради выполните задание на странице 39 и сдайте тетрадь на проверку. (См. «Рабочую тетрадь по географии для 6класса» к учебнику «География», Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.,М. «Русское слово»,2014г.)
Мне сегодня понравилась ваша работа, а свое мнение об уроке напишите в Индивидуальном листе словами «да» или «нет», ответив на последние вопросы «Мое мнение об уроке»
Домашнее задание: параграф 11; письменно ответить на вопрос№2 из «Сложных»; устно подумать: бывают ли бесполезные ископаемые?
— Познавательные УУД:
— строить логические рассуждения..
Личностные УУД:
-понимать смысл своей деятельности,
-ставить перед собой учебную цель
Личностные:
-четко формулировать определение термина
Познавательные УУД
Выделять в окружающей среде объекты, изучающие на уроке
Коммуникативные УУД
-работать в группе
Регулятивные УУД
-развитие логического мышления
Познавательные УУД
-находить достоверную информацию в источниках геоинформации.
Развиваются навыки самостоятельной проектной деятельности.
Отрабатывается понимание вариативного использования полезных ископаемых.
Умение выделять главное в тексте выбирать четко нужную информацию.
Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых.
Познавательные УУД
-обобщать тематическую информацию;
-учиться графически отображать научную информацию.
Личностные УУД
— расширять кругозор в вопросах профориентации;
-воспитание любви к своей Родине, гордость за нее.
Источник
Автор: Бандеровская Е.Б.
Предмет: география.
Класс: 6
Тема: Полезные ископаемые.
Цели:
Предметные: 1.Познакомить с классификацией полезных ископаемых;
2. Познакомить со способами добычи полезных ископаемых;
3. Познакомить с крупнейшими месторождениями полезных ископаемых в России
4. продолжить формировать экологическую культуру
Метапредметные: 1. ставить учебную задачу под руководством учителя;
2. планировать свою деятельность под руководством учителя;
3. выявлять причинно-следственные связи;
4. определять критерии для сравнения фактов, явлений;
Личностные: 1. осознавать целостность мира;
2. понимать значение полезных ископаемых в жизни человека;
3. продолжить формировать экологическую культуру.
Оборудование: коллекция полезных ископаемых, мультимедийное оборудование, образцы поделочных камней, добываемых на Южном Урале, УМК учащихся, физическая карта РФ.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I Организационно-мотивационный этап
1. Орг.момент
Приветствует учащихся
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись
и друг другу улыбнулись.
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
2. Актуализация знаний
Ребята, послушайте стихотворение Татьяны Сарышевой и попытайтесь определить о ком оно.
Распахнуты скалы, дорога открыта,
Простят ему выдумку, бегство, исканья,
А ей — по зеленой траве малахита
Бродить, улыбаясь: она ведь из камня.
Что с каменной станется! Душно и мелко
Ревнивое чувство. Теперь оно глуше.
Припала к стволу ошалевшая белка,
Трусливые зайцы расправили уши.
Хозяйка идет. И нее том ее сила,
Что стоит ей только кивнуть головою —
И дерево вдруг упадет вековое,
А в том, что Данилу домой отпустила.
Распахнуты скалы, дорога открыта,
Простят ему выдумку, бегство, исканья,
А ей — по зеленой траве малахита
Бродить, улыбаясь: она ведь из камня.
— О ком стихотворение?
— Кто автор сказов о Хозяйке Медной горы?
— Почему главную героиню народ прозвал Хозяйкой?
— Хозяйка Медной горы бережно хранила подземные богатства и открывала людям свои тайны очень редко. Давайте посмотрим, что в ларце у Хозяйки. Ваша задача – достать из ларца образец горной породы, назвать его и определить его вид по способу происхождения.
слушают стихотворение, устанавливают межпредметную связь с литературой
отвечают на вопросы, делают умозаключение.
Определяют название и вид горной породы по образцу, вынутому из ларца.
3. Формулировка темы и целей урока.
— Как вы думаете, нужны ли горные породы и минералы, которые вы доставали из ларца, человеку в его хозяйственной деятельности?
— Предположите, как могут называться минералы и горные породы, полезные человеку в хозяйственной деятельности? (полезные ископаемые)
— Сформулируйте тему урока. Запишите ее в тетрадь.
— Попытайтесь определить цель урока. (провести классификацию П.И., узнать каким образом и где добывают П.И.)
высказывают свое мнение, формулируют тему урока, записывают тему в тетрадь.
формулируют цель урока
II Процессуально-содержательный этап
1 Первичное усвоение новых знаний
а) составление кластера «Виды П.И.»
По какому принципу мы можем провести классификацию П.И.?
(если сразу не догадаются, предложить разделить П.И., вынутые из ларца Хозяйки, на группы. Если предложат поделить по способу происхождения, обратить внимание на то, что этот принцип мы использовали на прошлом уроке. Подвести детей к тому, что уголь и торф горят, их можно использовать в качестве топлива, а другие П.И. – нет. Значит, можно классифицировать П.И. по особенностям использования. Полезные ископаемые которые горят человек с давних пор использует в качестве топлива. Подумайте как может называться этот вид П.И.? Если в состав горной породы входят металлы, то ее называют рудой. Предположите, как может называться следующий вид П.И.
С третьим видом П.И.познакомтесь самостоятельно, используя текст учебника на стр 68)
Кто знает, как называется крупное скопление полезных ископаемых в земной коре? (месторождение)
— Ребята, а как люди узнают, в каком именно месте находятся месторождения П.И.?
_ Люди какой профессии занимаются поиском П.И.?
-Эта профессия трудна, порой опасна, но очень романтична. Наверное, поэтому среди геологов так много писателей и поэтов.
Бьют по лицу пружинящие ветки,
Упругий стланник мнется под ногами –
Ребята из геологоразведки
Вымеривают землю сапогами… Написал геолог Феликс Красновский. Давайте и мы немного попутешествуем, только не по тайге, а по карте. Ну, а перед путешествием надо немного отдохнуть и набраться сил.
определяют существенные признаки П.И., по которым их можно классифицировать.
При помощи учителя составляют кластер «Виды П.И.»(первые 2 вида)
Рассматривают образцы рудных и топливных П.И.
Работают с текстом учебника, завершая составление кластера.
высказывают предположения
б) физминутка
выполняют физминутку
в) знакомство с условными знаками
г)практическая работа по карте
д) выявление взаимосвязи между формами рельефа и видом П.И.
е) доклад о П.И. Южного Урала.
ж) беседа по экологии
Итак, все отдохнули, можно отправляться в путь.
Предложить открыть физическую карту РФ и показать месторождения нефти.
Обратить внимание на форзац атласа, где находится легенда к картам.
Показывая пунсоны П.И., попросить определить учащихся, что они обозначают.
Повторно предложить открыть физическую карту РФ и показать месторождения нефти.
Назвать месторождения, которые покажут учащиеся. Для рудных П.И.провести аналогичную работу.
— Какая существует закономерность в размещении полезных ископаемых и форм рельефа?
Сделайте вывод – богата ли Россия полезными ископаемыми?
— А нашей малой родине – Республике Башкортостан- есть чем похвалиться в этом отношении?
подводит учащихся к мысли о рациональном использовании П.И.
рассматривают карту и приходят к выводу, что не могут выполнить задание, т.к. не знают условных знаков.
работают с форзацем атласа, называют П.И., пунсон которых показывает учитель.
работа по карте
формулирование закономерности
знакомятся с коллекцией поделочных камней
высказывают свои суждения о бережном природопользовании
III Рефлексивно-оценочный этап
1. соотнесение результатов деятельности с целями урока
2. проверка адекватности самооценки учащегося
3. дом.задание
организация самооценки учащихся
учитель предлагает решить тест, затем провести взаимопроверку работ
Выставление оценки за тест тем учащимся, кто удовлетворен уровнем своих знаний.
дополнить кластер примерами П.И.используя текст параграфа
аргументировано ответить на проблемный вопрос параграфа
выполнить эксперимент по растворимости П.И.в воде
(первое задание выполняется обязательно, остальные – по желанию)
соотносят результаты своей деятельности с целями урока, дают оценку своей учебной деятельности.
решают тест, проверяют работу соседа по парте, анализируют свои ошибки, получают достоверную информацию о достижении результата обучения, делают вывод.
записывают дом.задание
Источник
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Учебник «Введение в географию» Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет
география
6класс
Урок № 13. §11 .
Тема урока
Полезные ископаемые
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Учащиеся смогут:
объяснять причины разнообразия минералов и горных пород,
горные породы и минералы своей местности, полезные ископаемые области;
различать по внешним признакам осадочные и магматические породы своей местности,
приводить примеры использования горных пород и минералов человеком
Ставить учебную задачу под руководством учителя.
Планировать свою деятельность под руководством учителя.
Выявлять причинно-следственные
связи строения земной коры и видов полезных ископаемых.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Обучающиеся смогут выработать личностное отношение к вопросу изменения окружающей среды при добыче полезных ископаемых.
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.
Решаемые учебные проблемы
Меняется ли количество и разнообразие полезных ископаемых в процессе развития человеческого общества.
Основные понятия, изучаемые на уроке
.Полезные ископаемые, топливные полезные ископаемые, рудные полезные ископаемые, нерудные полезные ископаемые, руда, геологическая разведка.
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Мультимедийный проектор с экраном, электронная презентация «Полезные ископаемые»,
Образовательные интернет-ресурсы
Интернет-энциклопедия Википедия.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
I. ЭТАП 1 Актуализация знаний
Деятельность учителя→
. побуждающий диалог
— Что такое магма и как она превращается в горную породу?
Расскажите, как образуются магматические глубинные горные породы. По каким признакам их можно определить?
Расскажите, как образуются магматические излившиеся горные породы.
Расскажите, встречаются ли в нашей местности магматические породы. Какие? Как они залегают?
(Слайд № 2)
Деятельность учащихся
Отвечают, что главным источником информации будет текст учебника и рисунки, читая пункты текста, выделенные жирным шрифтом, намечают план изучения новой темы. План урока:
1. Что такое полезные ископаемые
2.Какие существуют виды полезных ископаемых
3. Где залегают разнообразные полезные ископаемые
4. Что такое разведка полезных ископаемых
Отвечают на поставленные вопросы, вспоминая изученный ранее материал, делают содержательные обобщения.
II. ЭТАП Создание проблемной ситуации
Деятельность учителя:
Проблемный вопрос: Меняется ли количество и разнообразие полезных ископаемых в процессе развития человеческого общества? (Слайд № 3)
— Что называют полезными ископаемыми?
(Слайд № 4)
Деятельность учащихся
Вступая в диалог с учителем, определяют, что не хватает знаний о типах и видах полезных ископаемых Беседа: отвечают на вопросы:?
Вывод →.
III. ЭТАП Целеполагание
Деятельность учителя→ постановка цели урока
Так какая же цель сегодняшнего урока?
Обучающиеся формулируют цель урока – узнать, что такое полезные ископаемые, виды полезных ископаемых, где залегают полезные ископаемые.
IV ЭТАП. «Открытие» нового знании.
Деятельность учителя
1 Давайте вспомним
Из чего состоит земная кора?
Что такое горные породы и минералы?
3. Какие существуют виды горных пород и минералов?
Чтение отрывка из сказа Бажова «Каменный цветок»
Как вы думаете: если бы сняли фильм о нашем крае, какие бы горные породы и минералы стали его главными героями? Какие из них можно считать полезными ископаемыми?
Сформулируем определение понятия «полезные ископаемые»:
Понятие
Что такое
Существенные признаки
Полезные ископаемые
=
горные породы
+
используются человеком в повседневной жизни и хозяйственной деятельности
Чаще всего выделяют три группы полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные. Рассмотрите рисунок 38 учебника
. Практическая работа
1. Составьте схему «Виды полезных ископаемых»
Полезные ископаемые
топливные
рудные
нерудные
Знание такой закономерности помогает геологам в поисках месторождений полезных ископаемых (рис. 39 учебника).
Прочтите на странице 69-70 информацию о поиске полезных ископаемых
Не случайно, что этот процесс называют геологической разведкой
Давайте запомним:
знание такой закономерности помогает геологам в поисках месторождений полезных ископаемых (рис. 39 учебника).
( (Слайд 9)
Поиски полезных ископаемых (слайды 10-22)
Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы
Обсуждают варианты решения задачи.
Обосновывают выбор: песок , глина, песчаник, мел, известняк.
Применение этих горных пород в хозяйстве.
Оценивают правильность выводов, решений.
Обобщают результаты.
Формулируют определение понятия «горные породы», «месторождения»
(Слайды № 14, 18)
Пользуясь текстом учебника на стр. 8 находят ответы на вопросы.
Учащиеся заполняют схему и выполняют задания 1 — 3
1. Запишите примеры каждой группы полезных ископаемых.
2. По физической карте определите месторождения полезных ископаемых каждой группы.
3. Какая существует закономерность в размещении полезных ископаемых и форм рельефа?
(Слайд 6)
Учащиеся читают текст на стр.69-70 и выбирают информацию о поисках полезных ископаемых.
Обучающиеся выполняют задание в тетради.
V ЭТАП. Применение нового знания.
Задание 1.
(По какому принципу классифицируют полезные ископаемые?
Рассмотрите предложенную классификацию, найдите ошибку и исправьте ее классификация проведена по разным признакам: происхождению и использованию)
Полезные ископаемые
топливные
рудные
Строительное сырье
Приведите примеры их использования
Учащиеся находят и исправляют ошибку, заменив
в третьей колонке строительное сырьё на нерудные полезные ископаемые и приводят примеры видов полезных ископаемых.
Полезные ископаемые
топливные
рудные
Строительное сырье
нефть,
природный газ,
каменный уголь,
торф
железо, медь, алюминий, свинец, цинк, олово, серебро, золото
песок, глина, известняк, гранит, базальт, мрамор
VI этап. Рефлексия (итог урока).
Деятельность учителя
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
— Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Что нового узнали на уроке и чему научились?
Деятельность учащихся
Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Отмечают успешные ответы.
Учащиеся дают ответы на вопросы и делают выводы:
Вывод: Количество и разнообразие полезных ископаемых увеличивается
VII ЭТАП. Домашнее задание: § 11, выполните задания и ответьте на вопросы на странице 71-72
,выполнить задания к §11 в рабочей тетради
Источник