Урок полезные навыки в 5 классе

Урок полезные навыки в 5 классе thumbnail

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Жизненные навыки. Уроки психологии в 5 классе составлена на основании учебного пособия: Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками 5-6 классы  / Под ред.  С. В. Кривцовой,  2012 г., Генезис, Москва.

В 2011 году программа «Жизненные навыки» под ред. С.В. Кривцовой получила официальное одобрение экспертного совета Федерального института развития образования (ФИРО) как соответствующая новым стандартам общего среднего образования.

Направленнность: курс реализует программы дополнительного образования социально-педагогической направленности.

Новизна: курс направлен на создание в рамках системы школьного обучения условий, максимально способствующих адаптации пятиклассников к средней школы.

Актуальность: курс актуален для адаптации пятиклассников к средней школе, повышения самоценности личности, разрешения конфликтных ситуаций, проблем взросления, толерантности.

Цель программы: создать психологическую безопасность, сплотить коллектив, выстроить доверительные отношения, закрепить основные жизненные умения, приобретенные в начальной школе.

Задачи:

  • создать в рамках образовательного учреждения психологически и безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;

  • дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать  сверстников и самих себя;

  • создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;

  • передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.

Сроки реализации программы.

Программа «Жизненные навыки» в 5 классе изучается в рамках внеурочной деятельности. Программа рассчитана на один час в неделю. Общий объём отведенного времени составляет 35 часов. Под руководством педагога-психолога дети 11-12 лет в течение всего года, опираясь на собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и учатся жизненным навыкам. Все занятия проводятся в тренинговой форме.

Характеристика программы

Программа  «Жизненные навыки»  посвящена не столько навыкам, сколько тому, как устроена жизнь. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. Мы продолжаем работать с пятиклассниками, создавая условия, которые помогут младшим подросткам адаптироваться к миру, лучше узнать и понять себя, наилучшим образом освоить жизненные навыки и социальные умения. Обратимся к новым условиям жизни и развития младших подростков. Переход в 5 класс для многих означает переход в другую школу или в другое здание прежней школы, или по крайней мере на другой этаж. Если в 4 классе дети чувствовали себя самыми старшими в начальной школе, то сейчас они стали самыми младшими в средней. Появляется кабинетная система, ребятам приходится адаптироваться к ней, искать кабинеты, расписание, столовую, проявлять самостоятельность. Кто-то делает это с восторгом, для других это сильный стресс. 11-12 лет для ребят это возраст сильных чувств, глубоких переживаний, первых столкновений с миром.

Ожидаемые результаты

Следует отметить, что в настоящее время необходимо помогать каждому ребенку в успешной адаптации к обучению в школе. Т.е. необходима помощь в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей.

Итогом работы по данной программе является приобретение ребенком чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного взаимодействия с одноклассниками и учителями. В результате ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами освоения курса является формирование следующих умений:

— Определять и высказывать под руководством психолога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

— В предложенных психологом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и психолога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

— Определять и формулировать цель деятельности с помощью психолога;

— Учиться высказывать свое мнение;

— Учиться работать по предложенному психологом плану;

— Учиться лучше и глубже понимать себя и свой внутренний мир;

Познавательные УУД:

— Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

— Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от психолога;

— Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные УУД:

— Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

— Слушать и понимать речь других;
— Пересказывать текст;

— Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

— Принимать самого себя и других людей;

— Позиции школьника;

— Сплоченности детского коллектива;

— Чувства переживания и сочувствия;

— Умений идти на компромисс;

— Навыков саморегуляции;

— Умения различать типы темперамента;

— Позитивного самоотношения при обогащении черт характера.

Учебно-тематический план для 5 класса

Тема

Дата

Я-ты-группа

1.

Правила и безопасность

2.

Продолжаем знакомиться

3.

Наши чувства

4.

Говорим о своих чувствах

5.

Мое тело

6.

Личное пространство

Мы-пятиклассники

7.

Нравится-не нравится в средней школе

8.

Мы-исследователи!

9.

День пятиклассника

10

Такие разнве школы: начальная и средняя

Учимся общаться

11

Начинаем общаться

12

Я и Ты – действуем вместе

13

Общаемся без слов

14

Доверие и взаимодействие в группе

15

Мы – команда?

16

Даем место другому и отстаиваем свое место

17

Просто скажи: «Нет!»

Конкуренция или сотрудничество?

18

Что такое конфликт?

19

Причины конфликтов

20

Наши чувства в конфликте

21

Стратегии поведения в конфликте. Понятие сотрудничества.

22

Тренируем конструктивное поведение в конфликте.

23

Конфликт? Отлично!

24

Конфликты проходят, отношения остаются.

«Другие». Проблемы подростковой толерантности.

25

Уникальность и различия.

26

Уникальность и различия.

27

«Другие» в нашей жизни.

28

«Странные» люди.

29

Разные нормы и правила

30

Разные нормы и правила

31

Ярлыки и стереотипы

32

Стереотипы и предрассудки

33

Как жить в мире различий

34

Как жить в мире различий

35

Итоговое занятие по курсу

Итого: 35 часов

Содержание курса

Я – ты – группа. В рамках этой темы ставится несколько задач: создание атмосферы психологической безопасности, работа над созданием группы. Именно в этой теме собраны те идеи, умения, благодаря которым можно обращаться к остальным темам программы.

Мы – пятиклассники! В процессе занятий ребятам предлагается честно взглянуть на изменившуюся ситуацию и самим определить отношение к ней. Какие-то изменения им нравятся, какие-то не очень, и чтобы двигаться дальше, важно определить свое отношение к происходящему, понять, что им хотелось бы изменить и какие ресурсы они могут использовать. Вся работа по этой теме направлена на поиск таких ресурсов. В процессе работы у ребят есть возможность найти безопасное место в школе, чтобы в изменившемся мире, полном забот и тревог, было на что опереться, куда прийти или хотя бы обратиться мысленным взором. Также обращаем внимание ребят на ценность их собственного опыта обучения в этой школе.

Учимся общаться. В эту тему включены развивающие игры и упражнения, которые позволяют сформировать навыки эффективного общения и совместной деятельности. Задача этой темы – дать ребятам возможность на своем опыте испытать, как возникает непонимание между партнерами по общению, увидеть своими глазами, как искажается информация. Подростки учатся понимать, какие барьеры в общении возникают, как можно с ними справиться и кто может быть ответственным за непонимание, возникающее между участниками общения. Ребята учатся прислушиваться к себе, к другому и получают опыт невербального взаимодействия. От общения с партнером переходим к общению в группе.

Конкуренция или сотрудничество? На этом этапе начинаем формировать и развивать навыки разрешения конфликтов у подростков. Задача в том, чтобы научить ребят более осознанно воспринимать конфликтные ситуации. В безопасной ситуации тренинга дается возможность опробовать различные роли и стратегии поведения в конфликте. Подростки могут применять как уже известные, так и новые стратегии поведения, например, сотрудничество – когда в выигрыше остаются две стороны, а проигравших нет. Здесь разбираются возможные конфликтные ситуации, которые могут быть актуальны в жизни участников группы. Вместе ищем стратегии поведения, нужные слова, способы существования в конфликте, закрепляя и отрабатывая необходимые навыки.

«Другие». Проблемы подростковой толерантности. Это одна из ключевых тем программы. Основная цель этой темы – дать подросткам возможность получить опыт принятия другого человека, непохожего на него. Сначала обращаем внимание на то, что чем-то все мы похожи, но многое отличает нас друг от друга. Затем исследуем опыт подростков, касающийся столкновению с инаковостью других людей, с тем, что сложно принять в других. Для этого мы обращаемся к чувствам, которые возникают у ребят при встрече с людьми, отличающимися от них, исследуем эти чувства. Работаем со стереотипами, возникающими при столкновении с другим образом жизни, другими ценностями.

Учебно-методическое и материльно-техническое обеспечение

  1. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5-6 класс) /

С. В. Кривцова, Д.В. Рязанова, О.И. Еронова, Е.А. Пояркова; Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2012

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

классных руководителей от №___

Председатель ШМО

______________________ Бунина В.И.

«___» _________________2015г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

______________________ Бунина В.И.

«____» ________________2015г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Володарская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор

МБОУ Володарская СОШ

__________ О.А. Янковская

«__»________________ 2015г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по курсу «Жизненные навыки»

5 класс

Составитель: Малахова Кристина Михайловна

педагог-психолог

п. Володарского, 2015 г.

Источник

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно- нравственной    направленности  «Полезные навыки» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) на основе основной образовательной программы основного общего образования МОБУСОШ им. М.П. Волкова с. Константиновка.

Содержание программы рассчитано на детей  5 класса.

Возраст обучающихся- 10 -11 лет.

Срок реализации программы –1 год ( 34 ч).

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности  «Полезные навыки»

Личностными результатами является формирование следующих умений:

— оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки

  зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных

  ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как

  хорошие или плохие;

— называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых

  произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции

  общечеловеческих нравственных ценностей;

— самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения,

  возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые

  простые общие для всех людей правила поведения (основы

  общечеловеческих нравственных ценностей);

— в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила

  поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания– умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей

 Обучающиеся научатся:

— рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека, о роли трудовой деятельности в жизни человека;

       — выполнять доступные действия по самообслуживанию

     — использовать приобретённые знания о видах и свойствах материалов при изготовлении изделий;

— анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;

— организовывать рабочее место для выполнения практической работы;

— понимать приёмы рационального и безопасного использования ручных инструментов: ножниц;

— экономно размечать материалы по шаблону;

— отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластических, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;

— выполнять практическое задание с опорой на рисунок и инструкцию учителя.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Полезные навыки»

Личностными результатами освоения учащимися курса «Полезные навыки» являются:

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения внеурочной деятельности  «Полезные навыки» являются :

• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
•  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися программы курса» являются:
В познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
– формирование знаний о человеке как части биосферы, о взаимозависимости человека и био-сферы;

– развитие самостоятельной деятельности школьников, способностей к анализу, прогнозу и моделированию действий и поступков, направленных на принятие решений.В мотивационной сфере:

• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к пред принимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.В эстетической сфере:

• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.В физиолого-психологической сфере:

• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Обучающиеся научатся:

— Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

— Уважать  свою семью,  своих родственников, окружающих людей в школе и вне ее.

—  Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

— Следовать режиму организации  внеучебной деятельности.

—  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

— Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу

Получат возможность научиться:

— формулировать своё собственное мнение и позицию

-учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге

— Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.

2.Содержание курса внеурочной деятельности «Полезные навыки»  

                          5 класс. «Дарим людям радость»  ( 34 ч.)

Программа предусматривает задания, предлагающие разные   виды коллективного взаимодействия:  фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры, информационные технологии.

Методы : проблемный, поисковый, эвристический, исследовательский, проектный

1.        Человек в мире людей (3 ч.)

Человек не может существовать один. Беседа

Как жить в мире с другими людьми. Беседа

Что значит… «дарить людям радость»   анкетирование, социологический опрос.

2.        Удиви сувениром  ( 10 ч.)

Что такое сувенир. Просмотр презентации.

Сувениры к празднику. Декорирование деревянной ложки.

Игрушки — сувениры. Просмотр презентации. Творческий поиск. Изготовление сувениров- игрушек.

Русский сувенир. Изготовление сувениров из теста, роспись пасхального яйца, роспись матрешки.

Сувениры из природы. Экскурсия, проекты из природного материала.

3.        Иду в гости и приглашаю гостей. ( 11ч.)

Мы идем в гости. Практическое занятие.

«Не для того в гости идут…..» как себя вести, чтобы всем было удобно, чтобы никого не обидеть. Игровые ситуации.

В гости к бабушке идем.

Приглашаем гостей. Развивающее занятие.

Куда и как приглашают гостей.  Поиск и отбор информации.

Как устроить праздник для гостей. Поиск и отбор информации.

Чем гостей нам удивить. Просмотр видеосюжетов.

Сценарий Дня рождения. Практическая работа в группах.

Сценарий Нового года. Практическая работа и проведение.

Пишем сценарий для праздника мам.

4.        Подарок к празднику.( 10 ч.)

Проект подарка  на тему. «Для любимой мамы». Работа в группах.

Новогодние подарки. Индивидуальные работы на тему.

Проект на тему  подарок к 23 февраля. Работа в группах

Проект на тему. «Подарок для любимого учителя» Работа в группах.

Изготовление именного подарка. Практическая работа.

Подарок к Рождеству Христову. Практическая работа

3.Тематическое планирование курса

                                                                 5 класс ( 34ч.)

№ п/п

Наименование разделов

Кол- во часов

Характеристика деятельности обучающихся

    Человек в мире людей

    3

    1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

    2. Уважать  свою семью,  своих родственников, окружающих людей в школе и вне ее.

    3.Определять цель выполнения заданий

    во внеурочной деятельности,

    в жизненных ситуациях под руководством учителя.

    4.  Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях.

    5. Соблюдать  нормы речевого этикета3. Слушать и понимать речь других.

      Удиви сувениром

      10

      1..Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

      2.Следовать режиму организации  внеучебной деятельности.

      3.Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

      4. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

      Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

        Иду в гости и приглашаю гостей

        10

        1.Оценка жизненных ситуаций  и поступков  одноклассников и близких людей с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

        2.Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

        3.Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных

        4.Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

          Подарок к празднику

          11

          1.Планировать предстоящую практическую работу с помощью учителя. Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий с помощью учителя. 2.Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.            3.Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Работа с инструментами и приспособлениями.

          4.Практическая деятельность: изготовление сувениров, подарков

          Итого

          34

          Источник