Урок полезные навыки в 5 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Жизненные навыки. Уроки психологии в 5 классе составлена на основании учебного пособия: Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками 5-6 классы / Под ред. С. В. Кривцовой, 2012 г., Генезис, Москва.
В 2011 году программа «Жизненные навыки» под ред. С.В. Кривцовой получила официальное одобрение экспертного совета Федерального института развития образования (ФИРО) как соответствующая новым стандартам общего среднего образования.
Направленнность: курс реализует программы дополнительного образования социально-педагогической направленности.
Новизна: курс направлен на создание в рамках системы школьного обучения условий, максимально способствующих адаптации пятиклассников к средней школы.
Актуальность: курс актуален для адаптации пятиклассников к средней школе, повышения самоценности личности, разрешения конфликтных ситуаций, проблем взросления, толерантности.
Цель программы: создать психологическую безопасность, сплотить коллектив, выстроить доверительные отношения, закрепить основные жизненные умения, приобретенные в начальной школе.
Задачи:
создать в рамках образовательного учреждения психологически и безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;
дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.
Сроки реализации программы.
Программа «Жизненные навыки» в 5 классе изучается в рамках внеурочной деятельности. Программа рассчитана на один час в неделю. Общий объём отведенного времени составляет 35 часов. Под руководством педагога-психолога дети 11-12 лет в течение всего года, опираясь на собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и учатся жизненным навыкам. Все занятия проводятся в тренинговой форме.
Характеристика программы
Программа «Жизненные навыки» посвящена не столько навыкам, сколько тому, как устроена жизнь. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. Мы продолжаем работать с пятиклассниками, создавая условия, которые помогут младшим подросткам адаптироваться к миру, лучше узнать и понять себя, наилучшим образом освоить жизненные навыки и социальные умения. Обратимся к новым условиям жизни и развития младших подростков. Переход в 5 класс для многих означает переход в другую школу или в другое здание прежней школы, или по крайней мере на другой этаж. Если в 4 классе дети чувствовали себя самыми старшими в начальной школе, то сейчас они стали самыми младшими в средней. Появляется кабинетная система, ребятам приходится адаптироваться к ней, искать кабинеты, расписание, столовую, проявлять самостоятельность. Кто-то делает это с восторгом, для других это сильный стресс. 11-12 лет для ребят это возраст сильных чувств, глубоких переживаний, первых столкновений с миром.
Ожидаемые результаты
Следует отметить, что в настоящее время необходимо помогать каждому ребенку в успешной адаптации к обучению в школе. Т.е. необходима помощь в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей.
Итогом работы по данной программе является приобретение ребенком чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного взаимодействия с одноклассниками и учителями. В результате ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами освоения курса является формирование следующих умений:
— Определять и высказывать под руководством психолога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
— В предложенных психологом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и психолога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
— Определять и формулировать цель деятельности с помощью психолога;
— Учиться высказывать свое мнение;
— Учиться работать по предложенному психологом плану;
— Учиться лучше и глубже понимать себя и свой внутренний мир;
Познавательные УУД:
— Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
— Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от психолога;
— Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Коммуникативные УУД:
— Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
— Слушать и понимать речь других;
— Пересказывать текст;
— Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
— Принимать самого себя и других людей;
— Позиции школьника;
— Сплоченности детского коллектива;
— Чувства переживания и сочувствия;
— Умений идти на компромисс;
— Навыков саморегуляции;
— Умения различать типы темперамента;
— Позитивного самоотношения при обогащении черт характера.
Учебно-тематический план для 5 класса
№
Тема
Дата
5Б
5В
Я-ты-группа
1.
Правила и безопасность
2.
Продолжаем знакомиться
3.
Наши чувства
4.
Говорим о своих чувствах
5.
Мое тело
6.
Личное пространство
Мы-пятиклассники
7.
Нравится-не нравится в средней школе
8.
Мы-исследователи!
9.
День пятиклассника
10
Такие разнве школы: начальная и средняя
Учимся общаться
11
Начинаем общаться
12
Я и Ты – действуем вместе
13
Общаемся без слов
14
Доверие и взаимодействие в группе
15
Мы – команда?
16
Даем место другому и отстаиваем свое место
17
Просто скажи: «Нет!»
Конкуренция или сотрудничество?
18
Что такое конфликт?
19
Причины конфликтов
20
Наши чувства в конфликте
21
Стратегии поведения в конфликте. Понятие сотрудничества.
22
Тренируем конструктивное поведение в конфликте.
23
Конфликт? Отлично!
24
Конфликты проходят, отношения остаются.
«Другие». Проблемы подростковой толерантности.
25
Уникальность и различия.
26
Уникальность и различия.
27
«Другие» в нашей жизни.
28
«Странные» люди.
29
Разные нормы и правила
30
Разные нормы и правила
31
Ярлыки и стереотипы
32
Стереотипы и предрассудки
33
Как жить в мире различий
34
Как жить в мире различий
35
Итоговое занятие по курсу
Итого: 35 часов
Содержание курса
Я – ты – группа. В рамках этой темы ставится несколько задач: создание атмосферы психологической безопасности, работа над созданием группы. Именно в этой теме собраны те идеи, умения, благодаря которым можно обращаться к остальным темам программы.
Мы – пятиклассники! В процессе занятий ребятам предлагается честно взглянуть на изменившуюся ситуацию и самим определить отношение к ней. Какие-то изменения им нравятся, какие-то не очень, и чтобы двигаться дальше, важно определить свое отношение к происходящему, понять, что им хотелось бы изменить и какие ресурсы они могут использовать. Вся работа по этой теме направлена на поиск таких ресурсов. В процессе работы у ребят есть возможность найти безопасное место в школе, чтобы в изменившемся мире, полном забот и тревог, было на что опереться, куда прийти или хотя бы обратиться мысленным взором. Также обращаем внимание ребят на ценность их собственного опыта обучения в этой школе.
Учимся общаться. В эту тему включены развивающие игры и упражнения, которые позволяют сформировать навыки эффективного общения и совместной деятельности. Задача этой темы – дать ребятам возможность на своем опыте испытать, как возникает непонимание между партнерами по общению, увидеть своими глазами, как искажается информация. Подростки учатся понимать, какие барьеры в общении возникают, как можно с ними справиться и кто может быть ответственным за непонимание, возникающее между участниками общения. Ребята учатся прислушиваться к себе, к другому и получают опыт невербального взаимодействия. От общения с партнером переходим к общению в группе.
Конкуренция или сотрудничество? На этом этапе начинаем формировать и развивать навыки разрешения конфликтов у подростков. Задача в том, чтобы научить ребят более осознанно воспринимать конфликтные ситуации. В безопасной ситуации тренинга дается возможность опробовать различные роли и стратегии поведения в конфликте. Подростки могут применять как уже известные, так и новые стратегии поведения, например, сотрудничество – когда в выигрыше остаются две стороны, а проигравших нет. Здесь разбираются возможные конфликтные ситуации, которые могут быть актуальны в жизни участников группы. Вместе ищем стратегии поведения, нужные слова, способы существования в конфликте, закрепляя и отрабатывая необходимые навыки.
«Другие». Проблемы подростковой толерантности. Это одна из ключевых тем программы. Основная цель этой темы – дать подросткам возможность получить опыт принятия другого человека, непохожего на него. Сначала обращаем внимание на то, что чем-то все мы похожи, но многое отличает нас друг от друга. Затем исследуем опыт подростков, касающийся столкновению с инаковостью других людей, с тем, что сложно принять в других. Для этого мы обращаемся к чувствам, которые возникают у ребят при встрече с людьми, отличающимися от них, исследуем эти чувства. Работаем со стереотипами, возникающими при столкновении с другим образом жизни, другими ценностями.
Учебно-методическое и материльно-техническое обеспечение
Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5-6 класс) /
С. В. Кривцова, Д.В. Рязанова, О.И. Еронова, Е.А. Пояркова; Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2012
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
классных руководителей от №___
Председатель ШМО
______________________ Бунина В.И.
«___» _________________2015г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
______________________ Бунина В.И.
«____» ________________2015г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Володарская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор
МБОУ Володарская СОШ
__________ О.А. Янковская
«__»________________ 2015г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по курсу «Жизненные навыки»
5 класс
Составитель: Малахова Кристина Михайловна
педагог-психолог
п. Володарского, 2015 г.
Источник
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно- нравственной направленности «Полезные навыки» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) на основе основной образовательной программы основного общего образования МОБУСОШ им. М.П. Волкова с. Константиновка.
Содержание программы рассчитано на детей 5 класса.
Возраст обучающихся- 10 -11 лет.
Срок реализации программы –1 год ( 34 ч).
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Полезные навыки»
Личностными результатами является формирование следующих умений:
— оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки
зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных
ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как
хорошие или плохие;
— называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых
произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции
общечеловеческих нравственных ценностей;
— самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения,
возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые
простые общие для всех людей правила поведения (основы
общечеловеческих нравственных ценностей);
— в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания– умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей
Обучающиеся научатся:
— рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека, о роли трудовой деятельности в жизни человека;
— выполнять доступные действия по самообслуживанию
— использовать приобретённые знания о видах и свойствах материалов при изготовлении изделий;
— анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;
— организовывать рабочее место для выполнения практической работы;
— понимать приёмы рационального и безопасного использования ручных инструментов: ножниц;
— экономно размечать материалы по шаблону;
— отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластических, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
— выполнять практическое задание с опорой на рисунок и инструкцию учителя.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Полезные навыки»
Личностными результатами освоения учащимися курса «Полезные навыки» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения внеурочной деятельности «Полезные навыки» являются :
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися программы курса» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
– формирование знаний о человеке как части биосферы, о взаимозависимости человека и био-сферы;
– развитие самостоятельной деятельности школьников, способностей к анализу, прогнозу и моделированию действий и поступков, направленных на принятие решений.В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к пред принимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Обучающиеся научатся:
— Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
— Уважать свою семью, своих родственников, окружающих людей в школе и вне ее.
— Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
— Следовать режиму организации внеучебной деятельности.
— Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
— Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу
Получат возможность научиться:
— формулировать своё собственное мнение и позицию
-учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге
— Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
2.Содержание курса внеурочной деятельности «Полезные навыки»
5 класс. «Дарим людям радость» ( 34 ч.)
Программа предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры, информационные технологии.
Методы : проблемный, поисковый, эвристический, исследовательский, проектный
1. Человек в мире людей (3 ч.)
Человек не может существовать один. Беседа
Как жить в мире с другими людьми. Беседа
Что значит… «дарить людям радость» анкетирование, социологический опрос.
2. Удиви сувениром ( 10 ч.)
Что такое сувенир. Просмотр презентации.
Сувениры к празднику. Декорирование деревянной ложки.
Игрушки — сувениры. Просмотр презентации. Творческий поиск. Изготовление сувениров- игрушек.
Русский сувенир. Изготовление сувениров из теста, роспись пасхального яйца, роспись матрешки.
Сувениры из природы. Экскурсия, проекты из природного материала.
3. Иду в гости и приглашаю гостей. ( 11ч.)
Мы идем в гости. Практическое занятие.
«Не для того в гости идут…..» как себя вести, чтобы всем было удобно, чтобы никого не обидеть. Игровые ситуации.
В гости к бабушке идем.
Приглашаем гостей. Развивающее занятие.
Куда и как приглашают гостей. Поиск и отбор информации.
Как устроить праздник для гостей. Поиск и отбор информации.
Чем гостей нам удивить. Просмотр видеосюжетов.
Сценарий Дня рождения. Практическая работа в группах.
Сценарий Нового года. Практическая работа и проведение.
Пишем сценарий для праздника мам.
4. Подарок к празднику.( 10 ч.)
Проект подарка на тему. «Для любимой мамы». Работа в группах.
Новогодние подарки. Индивидуальные работы на тему.
Проект на тему подарок к 23 февраля. Работа в группах
Проект на тему. «Подарок для любимого учителя» Работа в группах.
Изготовление именного подарка. Практическая работа.
Подарок к Рождеству Христову. Практическая работа
3.Тематическое планирование курса
5 класс ( 34ч.)
№ п/п | Наименование разделов | Кол- во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Человек в мире людей | 3 | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать свою семью, своих родственников, окружающих людей в школе и вне ее. 3.Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях. 5. Соблюдать нормы речевого этикета3. Слушать и понимать речь других. | |
Удиви сувениром | 10 | 1..Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2.Следовать режиму организации внеучебной деятельности. 3.Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 4. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | |
Иду в гости и приглашаю гостей | 10 | 1.Оценка жизненных ситуаций и поступков одноклассников и близких людей с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. 2.Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 3.Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных 4.Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде | |
Подарок к празднику | 11 | 1.Планировать предстоящую практическую работу с помощью учителя. Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий с помощью учителя. 2.Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. 3.Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Работа с инструментами и приспособлениями. 4.Практическая деятельность: изготовление сувениров, подарков | |
Итого | 34 |
Источник