Урок познания мира 4 класс полезные ископаемые
Тема урока: «Полезные ископаемые» 1 урок | Школа: КГУ » Гимназия № 2″акимата города Рудного | ||
Дата: 25 сентября | ФИО учителя: Жила Ирина Васильевна | ||
Класс: 4 «А» | Количество присутствующих: 24 | Количество Отсутствующих: 0 | |
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке | организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека. | ||
Цели обучения | Все учащиеся могут: осмыслить содержание прочитанного, классифицировать полезные ископаемые. Большинство учащихся: должны осознанно делить полезные ископаемые на группы, работать с контурной картой. Некоторые учащиеся: находить основные месторождения полезных ископаемых на карте, обозначать их условными знаками, давать характеристики группам полезных ископаемых. | ||
Критерии успешности | Умеют: классифицировать полезные ископаемые по группам; Знают: обозначения полезных ископаемых; уметь находить полезные ископаемые на карте; Могут обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека | ||
Языковая цель | Учащиеся могут: объяснять прочитанное, классифицировать. | ||
Ключевые слова и фразы: месторождение, бассейн, горючие, рудные, нерудные. | |||
Стиль языка, подходящий для диалога: групповая работа | |||
Предыдущее обучение | Формы поверхности Земли. | ||
Ресурсы | учебник, карта, карточки для индивидуального опроса, задания для групп, таблица у каждого, стикеры, листы оценивания, дидактический материал, тетрадь ученика, рефлексия на доске, презентация к уроку. | ||
План |
Планируемые
сроки
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Модули программы
1. Вызов
Проверка домашнего
задания в парах
пересказ
Определение цели и задач урока.
Критерии успешности.
Определение уровня знаний.
» Верю — не верю»
Физминутка
Эмоционально психологический настрой
Тренинг «Волшебный цветок»
Учитель держит в руках цветок с разноцветными лепестками( для деления на группы)
— Ребята, встанем в наш дружный добрый круг, поприветствуем друг друга и пожелаем друг другу всего хорошего на уроке.
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
Дети, передают друг другу «волшебный цветок» и говорят пожелания на урок, отрывают один лепесток.
Листы оценивания.
-Оценочный лист с указанием всех заданий, которые нужно выполнить на уроке.
Знакомство с критериями.
Близко к тексту
Темп
Эмоциональность
—В парах проверить выполнение домашнего задания по критериям оценивания.
— Чтобы узнать, чему будет посвящён наш урок, попробуйте отгадать загадки:
— Очень прочен и упруг, Строителям надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (гранит)
Без неё не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимется ракета. Отгадайте же, что это?
( нефть)
Горит, да не солнце. Чёрен, да не ночь, Твёрдый, да не камень. На весь мир славен! (Уголь)
Из него медали льют и за подвиг, и за труд. И колечки, и серёжки, Часики, браслеты, брошки. (золото)
— О чем сегодня мы на уроке будем говорить?
— Как назвать все отгадки?
— Сформулируйте тему урока (Полезные ископаемые)
— Давай те попробуем сформулировать задачи урока:
Знать:
Уметь:
Научиться:
— Чтобы на уроке у нас всё получилось и все получили отличные оценки нам нужно прочитать с вами критерии успешности.
— Давайте вспомним, что мы уже знаем о полезных ископаемых, для этого поиграем в игру «Верю – не верю» (верю –поднимаем две руки, не верю – руки положили перед собой)
— Верите ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?
— Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.
— Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?
— Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?
— Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?
— Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Шахтах?
— Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?
— Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?
— Верите ли вы, что в Казахстане есть месторождения различных полезных ископаемых?
— Вы уже много знаете о полезных ископаемых, а что ещё хотели бы узнать? — работа на листочках
(ответы детей вывешиваются на доску)
музыкальная
Выполняют указанные действия, успокаиваются, настраиваются на учебную деятельность.
С помощью цветных лепестков цветка происходит деление на 4 группы по 6 человек.
Учащиеся знакомятся, как будут оценивать свои знания.
Ученики отгадывают загадки.
Формулируют тему урока.
Ученики сами формулируют задачи урока, что мы должны знать, уметь, чему научиться.
Например:
Уметь:
классифицировать полезные ископаемые по группам;
Знать обозначения полезных ископаемых;
уметь находить полезные ископаемые на карте;
Научиться отличать полезные ископаемые, применять полезные ископаемые в жизни человека.
Дети читают с доски критерии успешности.
1. Уметь делить полезные ископаемые по группам.
2. Знать, как обозначаются полезные ископаемые условными знаками.
3. Работать по контурной карте.
4. Знать, как человек применяет полезные ископаемые в жизни.
Учащиеся пишут свои ответы на вопросы и вывешивают на доску
» Ожидания от урока»
Новые подходы в преподавании и обучении.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
Формативное взаимооценивание
Оценивание
(заполнение листа оценивания)
Формативное оцениванием- похвала.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Обучение критическому мышлению.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Диалогическое обучение.
Обучение критическому мышлению.
Саморегуляция учащихся.
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей
2. Осмысление.
Побуждение к осмыслению новой темы.
Кластер
Презентация
Чтение статьи учебника
Работа по карте.
Закрепление. «Мозговой штурм»
Творческая работа.
Индивидуальная
Подсчёт баллов
Контроль и оценка успешности на уроке
Ассоциации к словам
» Полезные ископаемые» — работают в группе. презентуют свой Кластер.
Повторить правила работы в группе.
Презентация по теме » Полезные ископаемые Казахстана»
Казахстан обладает разнообразными полезными ископаемыми. Из 105 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. В Казахстане более 6000 месторождений полезных ископаемых.
Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе — серебра, свинца и хромитов, третье — меди и флюорита, четвёртое — молибдена, шестое — золота.
По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. По добыче серебра, хромитов, свинца и цинка республика занимает первое место, второе — по добыче нефти, угля, меди, никеля и фосфатного сырья, третье — по добыче золота. Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики. По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.
Работа со статьёй учебника стр. 27 -29
Метод » ЗХУ» — чтение с пометками
Заполняют таблицу ( у каждого), презентуют классу, 1 человек от группы.
Оценивание по критериям.
1. Полезные ископаемые ……. 1б
2. Три группы: рудные, нерудные, горючие. 1б
3. Способы добычи: шахта, карьер. 1б
Работа по карте Казахстана по плану группой.
1. Обвести контур Казахстана на контурной карте в рабочей тетради.(стр. 24-25)
2. Нанести условные знаки и подписать города- месторождения.
3. Рассказать всему классу.( 1 ученик от группы)
— время- 5 минут
Выскажи свое мнение «Мозговой штурм»
— Как в вашем крае используют полезные ископаемые?
— Как влияет добыча полезных ископаемых на поверхность земли?
— А как отвечает нам природа?
— Что можно предпринять, чтобы не загрязнять окружающую среду отходами переработок?
Творческая работа составление » Синквейна» — по теме полезные ископаемые.
Заполнение Листов оценивания, подсчёт баллов.
— Вернёмся к задачам урока
Умею: классифицировать полезные ископаемые по группам;
Знаю обозначения полезных ископаемых;
уметь находить полезные ископаемые на карте;
Научился отличать полезные ископаемые, применять полезные ископаемые в жизни человека.
Учащиеся работают в группе, составляют кластер, презентуют его своим одноклассникам.
Учащиеся смотрят презентацию, задают вопросы по ходу.
Подготовленные ученики презентуют свой рассказ.
Учащиеся читают статью учебника и заполняют ( проговариваются критерии)
Полезные ископаемые
Что такое?
Три группы
Способы добычи
Учащиеся работают в тетрадях, наносят условные обозначения, подписывают города, презентуют свою работу.
1) Нефть
2) Каменный уголь
3) Природный газ
4) Железная руда
Ученики отвечают на вопросы, обобщают изученный материал.
Учащиеся составляют синквейн по критериям, зачитывают и оценивают, некоторые зачитываются.
Учащиеся подсчитывают количество баллов за все виды работы на роке, переводят баллы в суммативную оценку.
Учащиеся возвращаются к задачам урока и анализируют свою деятельность.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Саморегуляция учащихся.
Обучение критическому мышлению.
Диалог » Ученик -ученик»
ИКТ, диалоговое обучение
» Учитель — ученик»
Обучение талантливых и одарённых.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Критериальное суммативное самооценивание.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями
Обучение критическому мышлению.
ИКТ
Обучение критическому мышлению.
Диалогическое обучение.
Формативное внешнее оценивание
Диалогическое обучение
» Учитель — ученик»
Работа с одарёнными.
Формативное самооценивание фишками
Работа с талантливыми и одарёнными.
Формативное критериальное взаимооценивание
Суммативное внешнее итоговое оценивание
Новые подходы в преподавании и обучении.
Саморегуляция.
Формативное самооценивание.
3. Рефлексия
Подведение итогов.
— Ваши ожидания? Сбылись ли в течении урока?
1. Урок был – полезный, познавательный…
2. На уроке чувствовал себя….
3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…
Учащиеся анализируют свою работу на уроке.
Новые подходы в обучении.
Саморегуляция.
ИКТ
4. Д/з
1. Работа с материалами учебника.
2. С помощью дополнительной литературы и материалов сети Интернет подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых (по выбору).
3.Сочинить сказку или загадку об одном из полезных ископаемых (по желанию учащихся)
Учащиеся записывают в дневник.
Работа включая всех.
Работа в одарёнными и талантливами.
Дополнительная информация:
Дифференциация.
Как вы планируете поддержать учащихся?
Как вы планируете стимулировать способных учащихся?
Индивидуальная помощь, поддержка в течении всего урока.
Сильным учащимся — дополнительная информация о полезных ископаемых, разноуровневое домашнее задание.
Оценивание.
Как вы планируете увидеть приобретённые знания учащихся?
У детей листы самооценки в видами работы, они их заполняют по ходу всей работы, в конце урока подсчитывают баллы — итоговая суммативная оценка.
Межпредметные связи.
Соблюдение САНПИН, ИКТ компетентность, связи с ценностями.
Литературное чтение, музыка, география.
Рефлексия
Итоговая оценка
1) Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо?
1. Определение целей и задач урока самими учениками, критерии успешности.
2. Работа с листами самооценивания, в конце урока баллы перевели в оценку, каждый ученик получил отметку за урок.
2) Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок?
1. Самостоятельное деление на группы.( на первом уроке я предложила ученикам разделиться на 4 группы, и одна группа работала не могла найти взаимопонимание)
2. Правильное распределение времени на уроке.
3) Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
Ученики могут формулировать цель и задачи урока. Саморегуляция учащихся на высоком уровне: распределение ролей в группе, соблюдение правил работы в группах, защита групп.
По другому взглянула на слабоуспевающих учеников, они могут связно говорить, отвечать у доски, защищать продукт группы, когда их поддерживают товарищи. Высокомотивированные учащиеся чувствовали себя лидерами при работе, иногда принимали решения за всю группу, приходилось вмешиваться в работу групп.
Источник
Дата: 21.10.17
Тема: полезные ископаемые.
Цель: Усвоение новых знаний о полезных ископаемых и их свойствах, способах добычи и использования в быту, правильном использовании невосполняемых ресурсов . Развитие устойчивого интереса к предмету, обогащение и усложнение словарного запаса речи, развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать. Формирование позитивного отношения к учёбе, умения работать в команде.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации: практикум
Дидактическое обеспечение урока: опорные листы — схемы для самостоятельной работы, набор полезных ископаемых, физическая карта Казахстана.
Ход урока
1. Организационный этап.
Доброе утро. Сегодня к нам пришли гости, поприветствуйте их.
2. Мотивация.
Сегодня на уроке познания мира мы произведём погружение в очень интересную тему. А вот в какую, вы узнаете сами. Каждому человеку перед погружением необходимо зарегистрироваться. Запишите свои данные.
Для начала необходимо собрать багаж — все знания, которые могут пригодиться в пути. Начинаем зарабатывать первые баллы в личную копилку сегодняшнего урока. Вам необходимо за 3минуты ответить на вопросы теста.
Проверка домашнего задания
1. Назови поверхности суши.
а)равнины, ямы, холмы б) овраги, горы, балки в) равнины, возвышенности, горы
2. Горы пустой породы, извлечённые из шахт при добыче угля называют…
а) террасы б) терриконы в) курганы
3. Какие горы обрамляют восточную и юго-восточную часть нашей страны?
а)Кордельеры и Анды б) Сарыарка в) Алтай и Тянь-Шань
4. Самая высшая точка Алтая — гора Белуха. Как ее называют в Казахстане?
а) Алатау б) Мұзтау в) Джомолунгма
5. У подножия каких гор расположен город Алматы?
а) Уральских гор б)Перинеев в) Заилийского Алатау
Ключ: 1.В, 2.Б, 3.В, 4. Б, 5.В
3. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.
В погружении участвует 6 команд. Вам нужно отгадать название своей команды и собрать необходимую информацию из набора слов, превратив их в предложения.
1 команда — «Каменный уголь»
12, 1, 14, 6, 15,15, 29, 11 21, 4, 16, 13, 28
2 команда — «Известняк»
10, 9, 3, 6, 19, 20, 15, 33, 12
3 команда — «Поваренная соль»
17, 16, 3, 1, 18, 6, 15,15, 1, 33 19, 16, 13, 28
4 команда — «Глина»
4, 13, 10, 15, 1
5 команда — «Природный газ»
17, 18, 10, 18,16, 5, 15, 29, 11 3, 1, 9
6 команда — «Нефть»
15, 6, 22,20, 30
Вас так много и все вы разные. как вас можно назвать одним словосочетанием?
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
Это и есть тема нашего урока. Запишите её.
Чему мы будем учиться на этом уроке? Мы научимся различать полезные ископаемые, узнаем об их свойствах. Выясним, какую пользу они приносят и как их добывают. От вашей слаженной работы зависит количество набранных баллов и отметка за трудовую деятельность.
Почему вас называют ископаемыми?
1. Добывают, способом, открытым, уголь, закрытым, и, каменный.
2. из, образовался, на, известняк, дне, морей, океанов, и , скелетов, панцирей, и. Со, его, дна, достают.
3. соль, черпают, дна, со, водоёмов, солёных, экскаваторы, огромные, погружают, и, вагоны, в.
4. Образовалась, разрушении, при, глина, пород, горных. В, её, карьерах, добывают.
5. Добычи, для, газа, бурят, природного, скважины, искусственные.
6. Нефть, всего, очень, залегает, поэтому, глубоко, приходится, скважины, бурить.
Почему вас называют полезными?
1. овилпот еодрёвт как, тюузьлопси ьлогУ
2. атнемец и итсевзи автсдовзиорп ядл тюузьлопси кянтсевзИ
3. аде ансуквзеб тебуд илос зеБ
4. ичиприк, рофраф тюалед ынилг йоннёжжобо зИ
5. овилпот еонбоду и еотсич заг йындорирП
6. мадоваз и мялибомотва анжун ьтфеН
Подтвердите всё вышесказанное чтением учебника на странице 27. Вы меня убедили. Значит полезные ископаемые — это все природные богатства, которые люди добывают из недр земли или её поверхности и используют в хозяйстве.
4. Самостоятельное применение знаний в сходной и новых ситуациях. Самоконтроль и контроль.
Игра «Ответь одним словом»
Места скопления полезных ископаемых в недрах или на поверхности земли называют
Большие по площади и запасам месторождения полезных ископаемых называют
Рассмотри схему на странице 28 и текст к ней. Соотнеси данные таблицы и закрась.
Проверяем. За парвильный сбор информации — ставите +
Существует 3 способадобычи полезных ископаемых: открытый способ(карьер), шахтный способ(шахта), фонтанный способ.
Обсудите, какой способ самый дешёвый, а какой требует больших затрат.
Практическая работа.
На ваших столах лежит коллекция полезных ископаемых. Какие вы узнали? Вам нужно провести исследование и заполнить таблицу «Свойства полезных ископаемых»
Состояние
(жидкое, твёрдое, газообразное)
Плотность (плотный, рыхлый, сыпучий)
Цвет
Горючесть
( + или — )
Каменный уголь
твёрдое
Плотный
Чёрный
+
Песок
твёрдое
Сыпучий
Коричневый, серый
—
Глина
твёрдое
Рыхлая
Коричневая
—
Известняк
твёрдое
Плотный
Белый
—
Щебень
твёрдое
Сыпучий
Серый
—
Соль
твёрдое
сыпучая
белая
—
Проверяем. За каждую правильную строку ставите +.
В недрах Казахстана обнаружено много месторождений полезных ископаемых. Люди не только добывают полезные ископаемые, но ещё и указывают их месторождения на физической карте и карте полезных ископаемых. А каким знаком обозначили вас? Укажем одно своё месторождение.
1. Найдите на карте город Караганда и поставьте значок чёрного куба. — уголь
2. Найдите на карте город Талдыкорган и поставьте значок белого квадрата с двумя диагоналями.- Известняк
3. Найдите на карте город Экибастуз и поставьте значок белого куба. — поваренная соль
4. Найдите на карте город Алматы и поставьте значок квадрата, разделенного на 2 треугольника и верхний закрасьте черным цветом. — глины огнеупорные
5. Найдите на карте город Актау и поставьте значок белого высокого треугольника. — газ
6. Найдите на карте Прикаспийскую низменность и поставьте значок чёрного высокого треугольника — нефть.
Если вы нашли все географические названия и правильно поставили условные обозначения, зарабатываете ещё 1 +.
Информация о домашнем задании.
Запасы полезных ископаемых небезграничны. Они истащаются. Создайте экологический плакат, который научит рационально использовать природные ресурсы.
Итог урока. Что нового узнали? Достигли ли цели урока. Напишите мне, пожалуйста, свое мнение онашей совместной работе.
Ф.И._______________________________________________________________________________
Проверка домашнего задания
1. Назови поверхности суши.
а)равнины, ямы, холмы б) овраги, горы, балки в) равнины, возвышенности, горы
2. Горы пустой породы, извлечённые из шахт при добыче угля называют…
а) террасы б) терриконы в) курганы
3. Какие горы обрамляют восточную и юго-восточную часть нашей страны?
а)Кордельеры и Анды б) Сарыарка в) Алтай и Тянь-Шань
4. Самая высшая точка Алтая — гора Белуха. Как ее называют в Казахстане?
а) Алатау б) Мұзтау в) Джомолунгма
5. У подножия каких гор расположен город Алматы?
а) Уральских гор б)Перинеев в) Заилийского Алатау
Игра «Ответь одним словом»
Места скопления полезных ископаемых в недрах или на поверхности земли называют
Большие по площади и запасам месторождения полезных ископаемых называют
Рассмотри схему на странице 28 и текст к ней. Соотнеси данные таблицы и закрась.
Обсудите, какой способ самый дешёвый, а какой требует больших затрат.
Заполни таблицу
Состояние
(жидкое, твёрдое, газообразное)
Плотность (плотный, рыхлый, сыпучий)
Цвет
Горючесть
( + или — )
Каменный уголь
Песок
Глина
Известняк
Щебень
Соль
Источник