Урок рельеф и полезные ископаемые россии 8 класс

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 103

Советского района г. Волгограда

Методическая разработка урока:

 «Геологическое строение,

 рельеф и полезные ископаемые России»

8 класс

Выполнила:

учитель географии,

Азатян Татьяна Срапионовна

Волгоград 2013г

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема урока: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»

Планируемые образовательные результаты (в результате урока обучающиеся смогут):

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Наносить на контурную карту  формы рельефа;
  • Соотносить формы рельефа и геологические структуры;
  • Определять по описанию крупные горные вершины;
  • Находить в атласе ответы на поставленные вопросы;
  • Называть горные породы, используя их признаки;
  • Отвечать на блиц-опрос  по данной теме.

Познавательные:

  • Находить в атласе достоверную информацию;
  • Анализировать и обобщать, строить логически обоснованные рассуждения;
  • Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

  • Определять цель и проблему на уроке;
  • Выбирать средства достижения цели в группе;
  • Работать по маршруту, постепенно достигая цели

Коммуникативные:

  • Организовывать работу в группе;
  • Преодолевать конфликты;
  • Понимать позицию другого;
  • вырабатывать уважительно-доброжелательное, толерантное отношение друг к другу;
  • осваивать новые социальные роли и правила;
  • осознавать свои эмоции и контролировать их.
  • осознавать себя патриотом своей малой родины;
  • аргументировано оценивать свои и чужие поступки.

Вид используемых на уроках средств ИКТ

Компьютер, проектор

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ УРОКА

ЭТАП 1. Актуализация знаний. Целепологание.

Учитель: «Мы с вами живем в красивой и уникальной стране.  Природа России восхищала своей красотой многих поэтов и писателей. Невозможно быть грамотным человеком, не зная особенностей природы нашей страны, причин формирования и изменения природного мира»

Вопрос: Ребята, какую мы с вами изучали тему на протяжении нескольких уроков?

Ответы учеников « Геологическое строение, рельф и полезные ископаемые»

Учитель: Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в составе геологических отрядов. Геологическим отрядам, чтобы решить стоящие перед ней задачи, вооружена:

маршрутным листом, атласом.

Сегодня на нашем уроке стоят следующие задачи:

— пройти маршрут урока;

—  выполнить задания по теме: « Геологическое строение, рельф и полезные ископаемые».

Вопрос:  Как вы думаете, чем я предложу вам вооружиться, чтобы решить поставленные задачи?

Ответы учеников: знаниями, полученными на предыдущих уроках.

 ЭТАП 2. Создание проблемной ситуации.

Профессия геолога, путешественника полна  приключений. А знаете ли вы ребята, что по-английски приключенческая игра называется «квест»? А ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Так вот сегодня нас ждет географический квест! Сегодня вам предстоит открыть новую горную породу: красный кристалл, название которого переводится, как «Шафран». Минерал впервые в мире открытый на Урале еще в 1766 году. Ювелирной ценности он не представляет, но за редкость его ценят коллекционеры, он является украшением музеев по всей планете.

Ответ «крокос» — «шафран»-   крокоит

Вопрос:   Кто готов дать ответ?

Возникает проблемная ситуация.

ЭТАП 3.   Планирования.

Учитель:  Перед вами маршрут путешествия по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России». На нем указаны ваши привалы. Нужно на каждом привале выполнить определённое задание, за правильное выполнение которого вы получаете баллы и подсказку, которая вас приблизит к разгадке квеста. Действия ваши должны быть слажены, распределите между собой роли, кто из вас за что отвечает. Только полученные знания, грамотное взаимодействие и поддержка друг друга гарантируют вашей команде успешную разгадку тайны!

Подсказки –  это буквы, составляющие слово «крокоит»

ЭТАП 4.  «Открытие» новых знаний – решение географического квеста.

Учитель: В добрый путь друзья! Успехов вам!

Любое путешествие начинается с карты. Вам нужно будет воспользоваться своими знаниями, что бы выполнить это задание.

№ 1 .  Старт «Карта»

Учитель:

Первопроходцем быть нелегко,

Пред ним стояло много задач,

Тебе же в готовом все виде дано,

На контурной карте ты обозначь:

  1. Плато  Путорана
  2. г. Народная
  3. Среднерусская возвышенность
  4. Хр. Черского
  5. г. Белуха
  6. Западно- Сибирская равнина
  7. Восточный Саян
  8. Приволжская возвышенность

За каждый правильный нанесенный объект 1 балл.(всего 8 баллов)

Ученики выполняют задание. Наносят на  контурную карту географические объекты.

 2. Привал  « Рельеф и геология»

Учитель:

Без знания прошлого нам не понять,

Как могут нынче так горы стоять?

Почему в это море той речке впадать?

И где нужно уголь и нефть добывать?

Вчера и сегодня вы сопоставьте,

Рельф и структуру на место поставьте!

За каждый правильный ответ 1 балл. (всего 8 баллов)

Формы рельефа

Геологические структуры

  1. Алданское нагорье

1. Герцинская складчатость

  1. Восточно-Европейская равнина

2. Кайназойская складчатость

  1. Уральские горы

3. Мезозойская складчатость

  1. Верхоянский хребет

4. Анабарский щит

  1. Кавказские горы

5. Платформа Сибирская

  1. Плато Путорана

6. Байкальская складчатость

  1. Восточный Саян

7. Щит Алданский

  1. Сибирское плоскогорье

8. Платформа Восточно-Европейская

Ученики сопоставляют данные таблицы. Дают отет.

Формы рельефа

Геологическое строение

  1. Алданское нагорье

Щит  Алданский

  1. Восточно-Европейская равнина

Платформа Восточно-Европейская

  1. Уральские горы

Герцинская складчатость

  1. Верхоянский хребет

Мезозойская складчатость

  1. Кавказские горы

Кайназойская складчатость

  1. Плато Путорана

Анабарский щит

  1. Восточный Саян

Байкальская складчатость

  1. Сибирское плоскогорье

Платформа  Сибирская

3. «Восхождение»

Учитель: 

Путешественник стремится

К тем местам, где не бывал.

Смелым быстро покорится

Весь Кавказ и весь Алтай!

Продолжай свой путь отважный!

Верь удачливой звезде!

Покори свой самый важный

Пик к заветнейшей мечте!

        Учитель:  Зачитывает описание географического объекта.

Гора представлена двувершинным седловидным конусом вулкана. Последнее извержение датируется 50 г.н. э.  В силу своего символического значения как наивысшей точки Европы  гора стала ареной ожесточённого противостояния в годы Великой Отечественной войны, в котором участвовали в том числе подразделения германской горно-стрелковой дивизии «Эдельвейс».  Высота 5642 метра. Первым высоту измерил академик Вишневский. Относится к списку «Семи вершин».

Ученики: пользуясь атласом, дают ответ: г. Эльбрус.

Учитель: После того, как слово угадано, его нужно собрать из букв, расположенных у доски в коробках цвета, соответствующих цвету карточек, на которых написано название географического объекта.

Читайте также:  Полезны ли бальные танцы для детей

Ученики: выходят к доске по  одному представителя от отряда и выкладывает по буквам на скорость угаданное слово- Эльбрус.

 (За отгаданное слово 1-балл, и команда первая собравшая слово получает ещё 1 балл.)

4.  Привал  «Легкое перо»

Учитель:

Представьте, друзья, что открыли вы край,

Где вы не бывали, и никто не бывал!

Как рассказать об открытии этом,

Если рожден ты, увы, не поэтом?

Как подобрать к описанью слова,

Чтоб достоверность и краткость была?

Вот тренируйтесь: дана вам опора,

Есть правда лишних в списке два слова.

        Их ты не трогай, а из остальных

        Составь описание лучше других,

        В одно предложение все умести,

        За каждое слово получишь очки!

  1. По-ов Таймыр
  2. Срединный хребет
  3. Кайнозойская складчатость
  4. Землятресение
  5. г. Эльбрус
  6. Лава
  7. Туф
  8. Ключевская Сопка

Ученики составляют описание местности

Лишние слова:  По-ов Таймыр, г. Эльбрус

5.  Привал «Черный ящик»

Учитель:

Перед вами черный ящик.

В нем лежит предмет искрящий,

Вместе с ним предмет тяжелый,

Рядом- мягкий и знакомый.

Я подробнее о них

Вам прочту сейчас же стих.

Кто узнает минерал-

Тут же руку поднимай.

Учитель: раздает черные ящики с заданиями.

Есть в нем блеск, есть в нем металл,

Был железом- станет сталь!

Цвет имеет серо-черный,

В КМА запас его огромный.

(Гематит)

С кристаллами кварца, прочный, тяжелый.

Для нашей планеты он служит основой.

Воздвигнуть с него монумент вековой,

В строительстве дома и мостовой.

Цветов он бывает разных в природе.

Богата Карелия этой породой.

(Гранит)

Белый и мягкий, кладезь кальцита,

Сделан из раковин древних улиток.

Дом побелить или сделать бетон,

Повсюду полезным окажется он,

С древности люди его применяют.

В центральной России сейчас добывают.

(Известняк)

Ученики определяют, какие горные породы находятся в черных ящиках.

Учитель: Когда наступает самый сложный момент в путешествии, то за начальником экспедиции  или отряда остается  последние решение. И сейчас начальники отрядов должны помочь своей команде приблизиться к победе.

  1.  «Последний перевал»!

Учитель:

Очень трудно, очень сложно

Помнить все определенья,

Капитанам нужно быстро

Закончить верно предложенья!

  1. Совокупность всех неровностей земной поверхности называется ( рельеф)
  2.  Низменность, на которой мы живем, называется… ( Прикаспийская)
  3.  К мелким формам рельефа относятся ( Кочки, бугры, дюны.)
  4. Самые длинные горы России …..( Уральские)
  5. Под действием внутренних процессов земли формируются … и ….(крупнейшие и крупные) формы рельефа.
  6. Внешние процессы, формирующие современный рельеф, – это…( море, ледники, реки, ветер..)
  7.  Форма оледенения из смеси  льда, песка,  глины, щебня — это…  ( морена)
  8. В осадочном чехле платформ сформировались полезные ископаемые…..( уголь, нефть, газ, мел)
  9. Потоки камня и грязи в горных районных называются… ( сели)
  10. Минеральные образования земной коры, которые используются в хозяйстве называются….( полезные ископаемые)
  11. Линия пересечения склонов горочного хребта называется…( гребень)
  12. Самые высокие горы России…….(Кавказ)
  13. Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются….( антропогенные)
  14. Устойчивые участки земной коры называются….(платформами)
  15. Разрушение и изменение горных пород на поверхности суши под влиянием условий природной среды называется….( выветривание).
  16. Скопление полезных ископаемых называется….( месторождение)
  17. Самые древние участки земной коры на территории России это… и … платформы. ( Восточно-Европейская и Сибирская)
  18.  К древним складчатым областям приурочены месторождения….. (рудных пол.

Иск.)

  1. Геологическая эра, которая продолжается в настоящее время:  ….(кайнозойская)
  2. Быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками, называются…( землетрясение

Ученики:  начальники отрядов отвечают по очереди на вопросы. За каждый правильный ответ получает 1 балл.        

ЭТАП 5.    Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Все возможные подсказки получены. Теперь попытайтесь составить из них слово, и мы узнаем что это за красный кристалл, название которого переводится, как «Шафран». Минерал впервые в мире открытый на Урале еще в 1766 году. Ювелирной ценности он не представляет, но за редкость его ценят коллекционеры и музеи по всей планете. В шурфе Березовского рудоуправления его добывают по настоящее время.

Ученики называют ответ:  крокоит

Демонстрация ролика о крокоите.

Учитель: Описание минерала и его характеристики

Название «крокоит» произошло от греческого слова crocos — шафран.

Крокоит — исконно российский минерал. Впервые он был обнаружен на Среднем Урале, в Березовском месторождении. Первое упоминание о крокоите встречается в труде М.В. Ломоносова «Первые основания металлургии» в 1763 году. Правда, тогда этот минерал был известен, как красная свинцовая руда. Первое научное описание крокоита три года спустя сделал академик И.Г Леман. Свое нынешнее название минерал получил в 1832 году.

Крокоит — минерал очень хрупкий и неровный на изломе. Его твердость составляет всего 2,5-3 единицы по шкале Мооса. По своему химическому составу является хроматом свинца. В природе встречается в виде таблитчатых кристаллов и зернистых агрегатов. Размер полупрозрачных кристаллов крокоита редко превышает 2-3 см. Как правило, они представляют собой вытянутые призмы с глубокими бороздкамии вдоль оси кристалла. Запоминающийся внешний вид крокоита создают характерные сростки. Составляющие их, пронизывающие друг друга, кристаллы заполняют трещины и пустоты, образуя угловатые и колючие гроздья.

Крокоит — редкий минерал. Помимо Урала, есть ещё только один регион на планете, где он обнаружен в больших количествах — Австралия.

ЭТАП 6.    Рефлексия.

Ребята, геологические отряды иногда годами ищут новый минерал, а мы с вами решили эту задачу в течение одного урока.

Вопросы учителя:

С какими трудностями вы встретились в пути?

Что помогло вам в нашем приключении?

Ответы учеников…

Учитель: Предлагаю каждому геологическому отряду подсчитать свои  результаты и написать его в своем маршруте на финишной прямой. А теперь оцените свою работу на уроке и отразите ее на вашем маршруте, прикрепив смайлик и свою отметку.

Читайте также:  Полезно ли протирать лицо зеленым чаем

Я был активен на уроке, все успел, мне было интересно и комфортно

Я не всегда был активен на уроке, не совсем разобрался, но мне было интересно.

Я был пассивен на уроке, не справился с заданиями, мне было неинтересно, некомфортно.

ЭТАП 7.    Домашнее задание.

Учитель:   Предлагаю вам,  использовать свои знания по данные теме и  написать отчет: «Особенности геологического строения, рельефа и  полезных ископаемых Волгоградской области»

А кто, если желает еще получить дополнительную отметку, то подготовьте информацию о путешественниках возглавлявших экспедиции по нашему краю.

Литература:

  1. Андреева В.Н.  Предметная неделя географии в школе.-Ростов- на-Дону:Феникс, 2008.
  1. География России. 8 класс. / сост. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе.-М.: Дрофа, 2012.
  1. География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах./сост. Н.А. Касаткина. –Волгоград, 2005.
  1. География.7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты/ сост. В.Н. Иванова и др.- Волгоград: Учитель, 2009
  2. Географический атлас. 8 класс. -М.:Дрофа, 2012.
  1. Занимательная  география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы/сост. С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова.-М.: Глобус, 2009

Информационные ресурсы:

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library

https://festival.1september.ru

https://www.mirgeografii.ru

https://pedsovet.su

Источник

НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ГЕОГРАФИИ

6 класс (68 ч, 2 ч в неделю или 35 ч. 1час в нед.)

Практические работы.

1. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.

2. Экскурсия по изучению форм земной поверхности, характера залегания горных пород, водоемов (их использование, изменения, охрана).

 3. Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба. 2. Надписать названия материков и океанов.

4. Ориентирование на местности.

5. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов).

6 Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

7. Топографический диктант.

8. Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов.

9. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность).

10. Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через вашу местность.

11. Характеристика карты (или ее части) своей местности.

 12. Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам).

13. Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин.

13. Изучение рельефа своей местности.

14. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа. Описание земной коры.

15. Характеристика карты океанов.

16. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.

 17. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего     населенного     пункта     до     ближайшего     моря.

18. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе. Описание гидросферы.

  19. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц).

 20. Описание климата своей местности. Описание атмосферы.

 21.   Описание растительного и животного мира, почв своей местности.

  22. Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года.

 23. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.

24.  Составление полного описания географического комплекса своей местности.

И. В. Душина

ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ

7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

  1.Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информация (учебником, картами, справочниками); составление по ним летописей наиболее важных (с позиций школьников) путешествий в разные исторические эпохи.

2.Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.

3.Определение по карте направлений и скорости передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).

4.Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся).

 5.Выделение на карте территорий, где в наибольшей мере проявляется взаимодействие Океана, атмосферы и суши.

 6. Анализ особенностей проявления природной зональности в Африке и Австралии.

7.  Обозначение на контурной карте направлений миграций людей в прошлом и в настоящее

время, стран, в которых в настоящее время происходят особые природные явления, а также важные события в жизни народов

8. Изображение на контурной карте природных поясов и особых (азональных) аквальных комплексов океана, а также шельфа и видов хозяйственно деятельности  на  нем  в  одном   из   океанов  (по  выбору)

9. Сравнительная характеристика природы двух океанов-(по выбору).

10. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка.

11.Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

12. Анализ климатических диаграмм: сопоставление их с показателями климатической карты; оценивание климатических условий на материке для жизни населения.

13. Определение причин разнообразия природных зон материка.

14. Описание по картам атласа природных условий населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

 15. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.

16. Обоснование причин современного размещения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения.

17. Описание по картам и тексту учебника одного из островов Океании.

18. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

19. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся).

Читайте также:  Какие полезные вещества есть в гречневой каше

20.Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).

21. Сравнение природы Арктики и Антарктики; объяснение причин полученных результатов сравнения.

22.Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяй| ственной деятельности населения.

23. Составление описания путешест-вия по одной из стран континента с определением особен ностей природы, населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).

24.Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности

 25.Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

26. Обозначение на контурно карте стран, сгруппированных по различным признакам

 2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы или зарубежной Азии

27. Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.

28. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.

  ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА 8   класс   (68 ч, 2 ч в неделю) Автор И. И. Баринова

 1.   Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 

2.    Определение поясного времени для разных пунктов России.

3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

 6.  Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и кли-матограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

7.  Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата.

8.  Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

 9 Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

10 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

11. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).

12. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

13. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.

14.  Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

15.  Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

16.   Составление   карты   «Природные   уникумы   России».

17.  Характеристика экологического состояния одного из
регионов России (по выбору).

9 класс ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО 9   класс   (68 ч, 2 ч в неделю) Автор В. П. Дронов

 1.  Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

 2. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

3. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

      4. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

    5. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

    6. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

    7. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

     8.  Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.

 9.  Моделирование вариантов нового районирования России.

  10. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

11. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.

12. Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

 13. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона.

14. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

 15. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

16. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

 17. Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения.

18. Экологические и водные проблемы Волги — оценки и пути решения.

 19. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы.

20. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

 21. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтай-ского) района для жизни и быта человека.

22. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы.

23. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

 24. Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.

25. Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.

26. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

27. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы развития.

Источник