Урок вкусы и увлечения полезные привычки
Занятие «Хорошие и дурные привычки»
Цель: cформировать этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом.
Задачи:
– формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
– развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
– формировать умение совместно работать в группе;
– способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Ход занятия
Вводная часть
Игра «Я себя люблю»
Учитель начинает с себя, держит в руках мяч: «Я себя люблю, потому что я…(продолжает фразу)». Передает мяч другому участнику, который делает тоже самое и т.д.
Основная часть
А кто знает, что такое привычка? (это то, что человек привык делать не задумываясь, почему он делает именно так)
Какие привычки есть у вас? У меня есть привычка …(пример воспитателя).
Работа над группами привычек.
А сейчас мы определим на какие 2 группы можно разделить все привычки человека.
Послушайте 2 отрывка :
«Коля, маленький лентяй,
За собою убирай!
У тебя ленивы руки:
Под столом ремень и брюки.
На полу рубашка,
Николай – неряшка!»
(И. Демьянов. )
О каких привычках Коли рассказывает автор? (о лени и неряшливости). Это для него вредно или полезно? Значит, как называются такие привычки? ВРЕДНЫЕ.
Послушайте ещё один отрывок:
«Я один у мамы сын,
Нет у мамы дочки,
Как же маме мне помочь?
Постирать платочки?
Мыло пениться в корыте-
Я стираю, посмотрите!»
(А. Усатова)
А в этом отрывке, о каких привычках мальчика идёт речь? Так как можно назвать такие привычки? ПОЛЕЗНЫЕ.
У каждого человека есть привычки. Надо воспитывать у себя полезные привычки и избавляться от вредных. Но для этого надо уметь отличать полезные привычки от вредных.
Воспитатель:
Сейчас я буду зачитывать вам разные привычки, а вы должны определить которые из них вредные, а какие полезные.
Постоянно жевать жвачку
Обманывать
Умываться каждое утро
Чистить зубы
Грызть ногти, карандаш, ручку
Класть вещи на место
Делать зарядку
Опаздывать
Говорить правду
Лениться
Убирать за собой игрушки, учебники
Помогать родителям
Драться
Выполнять режим дня
Учить уроки
Кричать
Мыть руки перед едой
Бросать мусор где попало
Обсуждение и проверка выполнения задания.
Вывод: что такое вредные привычки? (приносят вред) Почему они плохие?( делают человека неряшливым, грубым, забывчивым, драчливым и т. д. )
Что такое полезные привычки? (приносят пользу) Почему они полезные? (делают человека…)
Молодцы! А теперь закончите фразы.
— Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
— Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (добрый день)
Если солнышко садится
По деревьям золотится
Говорим тогда при встрече
Всем знакомым: («Добрый вечер!»)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания)
— Растает даже ледяная глыба
От слова теплого….(спасибо)
День «спасибо»11 января самая «вежливая» дата в году, в этот день отмечается Всемирный день «спасибо». Слово «спасибо» появилось путем сокращения фразы «Спаси бог», которой на Руси выражали благодарность. Мы каждый день говорим друг другу «спасибо», поэтому очень важно помнить, что истинная благодарность лишь та, которая идет только от чистого сердца!
А сейчас давайте определим, какими привычками обладали герои следующих стихотворных строк: прочитайте их и попробуйте догадаться о полезных или вредных привычках идёт речь.
I В. Лившиц « Неряха»
Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик!
Он портфель нести не хочет-
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок.
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, непонятно,
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстегнут воротник?
Кто он, этот ученик?
Вредные привычки: (был грязнулей, неряхой, не уважал труд других людей)
какую привычку необходимо приобрести мальчику? ( аккуратность)
II сказка Сухомлинского «Лентяй и Солнце»
— солнышко, передвинься, пожалуйста, немного в сторону, мне жарко.
Солнце рассмеялось:
— разве мыслимое дело, чтобы солнце передвигалось, куда Лентяю захочется?
— Лентяй рассердился и закричал:
-значит, ты не хочешь передвинуться?
— не хочу!- ответило Солнце.
-ах так!?- сказал Лентяй.- тогда я назло тебе буду лежать здесь.
Вредные привычки: (лень)
На какую привычку необходимо поменять лень? Трудолюбие
III С. Маршак «Про художников и художниц»
Что за художники
Или художницы
В школу приносят
Ножи или ножницы
И вырезают
На парте узор?
Этим художникам –
Стыд и позор!
Стыд и позор Пустякову Василию:
Он нацарапал
на парте фамилию,
Чтобы ребята во веки веков
Знали: где сидел Пустяков!
Вредная привычка (порча чужого имущества)
полезная привычка: бережное отношение к труду других людей
IV А. Усатова « Почему я не болею?
Почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора?
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень.
Потому что водой из-под крана
Обливаюсь я каждый день!»
Полезная привычка: Беречь своё здоровье
Мы прочитали и поговорили о разных привычках. Как вы думаете, а вам — ученикам эти привычки нужны?
Какими они сделают нас?
3.Подведение итогов работы
(Дети получают по два листочка, на которых нарисованы воздушные шарики.)
— Я предлагаю вам подумать и записать свои полезные и вредные привычки.
(Дети пишут)
— Кто сколько записал полезных привычек ? (ответы детей)
— Избавиться от вредных привычек и воспитать полезные можно. Главное – принять твёрдое решение и не отступать от него. Если есть правило, как воспитать полезную привычку, то есть и правило, как избавиться от вредной. И правило это звучит так:
«РЕШИТЬ РАЗ И НАВСЕГДА И НЕ ОТСТУПАТЬ!»
— Выберите те привычки, от которых ты хочешь избавиться.
— А как избавляются от плохого? (выбрасывают)
— Вот и сейчас с вами выбросим наши вредные привычки (скомкать и выкинуть)
— А какие привычки вы хотели бы воспитать в себе до конца учебного года?
— С каким настроением мы заканчиваем наше занятие?
Источник
Конспект открытого занятия
по программ «Если хочешь быть здоров…»
Тема занятия: Привычки и здоровье
Автор: Соколова Екатерина Сергеевна, педагог-психолог Регионального социопсихологического центра, на базе МБУ сш №41 г.о.Тольятти
Цель: обеспечение знаниями и навыками о безопасности жизнедеятельности и создание условий для гармоничного психосоциального развития детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1) выяснить представления участников группы о том, что является полезным и вредным для человека;
2) познакомить учащихся с понятием «вредные привычки» и дать представление о неблагоприятных для человека последствиях;
3) способствовать формированию у детей стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных.
Дата проведения: 15.05.2014
Категория: обучающиеся 4 «В» класса. Группа из 25 человек
Время проведения: 1 час
Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Материалы для занятия: бумага формата А4 для рисования; листы ватмана; цветные карандаши, фломастеры, маркеры; раздаточный материал — карточки «Привычки и последствия».
Новые образовательные технологии: Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), информационно-коммуникационные технологии (презентация, раздаточный материал).
Развитие метапредметных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя.
Строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
Находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок).
Делать выводы в результате совместной работы в группе.
Установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Позитивно проявлять себя в общении.
Договариваться и приходить к общему решению.
Ход занятия:
- Что полезно, а что вредно для человека.
Психолог: Добрый день ребята. Мне сегодня приятно всех вас видеть. Мы продолжаем дальше с Вами общаться в рамках нашей программы «Если хочешь быть здоров…». Тема нашей встречи «Привычки и здоровье» (слайд 1).
«Мы любим многое в нашей жизни: любим своих родных и близких и хотим, чтобы они поменьше в жизни тревожились и огорчались; любим своих друзей, стремимся, как можно больше времени проводить с ними и делать так, чтобы им тоже было интересно общаться с нами. Человек — существо социальное. Социум — это люди, которые нас окружают (слайд 2). Человеку необходимо быть среди людей, уметь общаться, быть интересным собеседником, получать удовольствие от общения с людьми. Мы любим занятия спортом и веселые игры, любим много путешествовать и каждый день узнавать что-то новое, любим успешно решать трудные задачи и получать отличные оценки. Однако существует одно условие, при котором все перечисленное возможно, — это здоровье. Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда сможет преодолеть трудности на своем пути, им будут гордиться родители, любить и уважать друзья, он сможет достичь в жизни много и стать замечательным специалистом, нужным и полезным людям. На свете есть много того, что помогает сохранить и укрепить здоровье человека, сделать его жизнь интересной, насыщенной, а есть то, что идет во вред здоровью и разрушает его. Знаете ли вы, что полезно, а что вредно для здоровья человека?»
Задание группе.
Дети делятся на группы. В группах им нужно нарисовать то, что, по мнению каждого, полезно или вредно для здоровья человека.
После выполнения рисунков участниками группы целесообразно провести их обсуждение в группе и обобщить материал, выписав основные полезные и вредные для здоровья человека вещи на доске или листе ватмана (путем последовательного опроса учащихся).
Потом группы сравнивают свои материалы с материалом психолога (слайд 3).
Полезно для человека:
— соблюдать режим дня;
— соблюдать гигиену;
— правильно и регулярно питаться;
— заниматься спортом;
— вовремя и самостоятельно делать уроки;
— обязательно бывать на свежем воздухе;
— делать утреннюю зарядку;
— следить за чистотой своей одежды и своего жилища;
— слушаться родителей и близких людей;
— закаляться;
— посещать кружки;
— читать книги;
— уметь вести себя в коллективе.
Вредно для человека:
— прогуливать занятия в школе;
— грубить и не уважать старших;
— сидеть много у телевизора или за компьютером;
— гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни;
— пробовать незнакомые вещества;
— есть чересчур много сладкого;
— грызть ногти;
— курить;
— драться.
2. Что такое привычки.
Психолог: «Многие считают: если человек еще в детстве привыкнет делать что-то, он будет эта делать постоянно и во многом предопределит свою жизнь. Недаром есть такая пословица: «Посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Давайте разберемся, что такое привычки и как они формируются» (слайд 4).
Информация психолога сводиться к следующему. Привычка — это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. Например, привычка одеваться, или чистить зубы, или заправлять свою постель.
Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое-то действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнет его выполнять не задумываясь. Проиллюстрировать процесс формирования привычки нам поможет игра «Привычка».
Игра «Привычка».
Учащиеся встают в круг и, если команда ведущего начинается со слова «Прошу», выполняют различные действия («Прошу присесть», «Прошу повернуться», «Прошу поднять руку» и т. п.). Таких команд должно быть достаточно много, чтобы участники группы привыкли выполнять их.
В определенный момент, ведущий перед командой, не произносит слово «Прошу», и тогда группа не должна выполнять его указание.
После проведения игры проводиться ее обсуждение о том, что, привыкнув выполнять команды, многие не сразу смогли переключиться и выполнили команду тогда, когда не должны были ее выполнять. По такому же принципу формируются у нас и привычки: стоит только начать многократно повторять то или иное действие, как оно закрепляется в сознании в виде привычки.
- Полезные и вредные привычки.
Психолог: «Как правило, у человека бывает много различных привычек (слайд 5). Привычки могут приносить человеку пользу, например, помогают удобно и комфортно организовывать свою жизнь или сохраняют его здоровье, поэтому их называют полезными. Человек может улучшить свое здоровье, стать более сильным, красивым, если будет стремиться к тому, что полезно.
Но бывают и такие привычки, которые наносят вред здоровью людей, — это вредные привычки. Если они появились у человека, отказаться от них бывает порой очень непросто. Таких привычек бывает так же много».
Учащиеся разбиваются на 4 подгруппы. Каждой подгруппе раздаются карточки, на которых написаны вредные и полезные привычки и их последствия(см. Приложение № 1).
Привычки (слайд 6-13):
— мальчик чистит зубы;
— мальчик не хочет мыться и умываться;
— группа ребят делает зарядку;
— девочка и ее отец убираются в квартире и чистят свою одежду;
— ученик грызет ногти на уроке;
— ученик опаздывает на урок;
— группа ребят курит;
— двое взрослых выпивают.
Последствия:
— здоровая красивая улыбка;
— с грязным подростком никто не хочет общаться;
— на спортивных состязаниях ребята легко и свободно преодолевают дистанцию;
— членам семьи приятно находиться в чисто убранной комнате;
— врач лечит мальчику воспаленные пальцы;
— мама ругает сына, увидев двойку в дневнике;
— на соревнованиях ребята, задыхаясь, с трудом прибежали к финишу;
— алкоголик дремлет на лавке под дождем.
Задание подгруппам.
К каждой карточке, на которой написана привычка, нужно подобрать карточку с последствием этой привычки. Необходимо подготовить ответ с объяснением последствий, к которым приводит та или иная привычка. Форма ответа должна быть следующей: «Если,.., то…»
Например, «Если будешь каждый день чистить зубы, то они будут крепкими и красивыми, не надо будет лечить их у зубного врача».
После выполнения участниками подгрупп задания психолог вызывает для ответа представителей из каждой подгруппы и следит за соблюдением формы ответа, содержащего оборот «Если…, то…».
4. Основной вывод занятия (слайд 14).
Кроме множества полезных, укрепляющих здоровье человека и помогающих ему жить привычек, есть те, которые мы считаем вредными, так как они приносят вред организму и нарушают правильный ритм жизни. Одними из таких привычек является курение и употребление алкогольных напитков.
Информационно-методическое обеспечение:
- Крюкова, С.В. Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь, и радуюсь [Текст]/: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/ С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – М: Генезис, 2002.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 1. — М.: Генезис, 2000.
- Чижова И.Н. За здоровый образ жизни. Дополнительная образовательная программа 1-4 класс. – Ярославль, 2007 г.
- https://yandex.ru/images/
- https://www.grandars.ru/college/medicina/vrednye-privychki.html
- https://grozny48.ru/attachments/article/157/
Приложение № 1
Привычки: |
— мальчик чистит зубы; |
— мальчик не хочет мыться и умываться; |
— группа ребят делает зарядку; |
— девочка и ее отец убираются в квартире и чистят свою одежду; |
— ученик грызет ногти на уроке; |
— ученик опаздывает на урок; |
— группа ребят курит; |
— двое взрослых выпивают. |
Последствия |
— здоровая красивая улыбка; |
— с грязным подростком никто не хочет общаться; |
— на спортивных состязаниях ребята легко и свободно преодолевают дистанцию; |
— членам семьи приятно находиться в чисто убранной комнате; |
— врач лечит мальчику воспаленные пальцы; |
— мама ругает сына, увидев двойку в дневнике; |
— на соревнованиях ребята, задыхаясь, с трудом прибежали к финишу; |
— алкоголик дремлет на лавке под дождем. |
Источник
Классный час: Полезны ли полезные привычки?
Цель: Создание условий для формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье, негативного отношения к вредным привычкам.
Форма проведения: Интерактивное занятие.
Возраст: учащиеся 5-6 классов
Информация к размышлению: Посеешь привычку – пожнёшь характер.
Народная мудрость.
Оборудование и материалы: листы ватмана, фломастеры, презентация: «Полезные привычки».
Ход классного часа.
Приветствие – игра: Здравствуй друг! Как ты тут
Где ты был? Я скучал!
Вот ты здесь? Как я рад.
Все садятся на стулья, образующие круг.
Игра-энергизатор: Встаньте те, кто любит собак;
–кто всегда делает уроки;
—кто по утрам чистит зубы;
—кто имеет кошку;
—кто любит физкультуру;
—убирает свою постель;
—кто хочет быть богатым;
— кто занимается спортом (можно использовать любые действия)
Мозговой штурм: какие ассоциации у вас вызывает слово привычка? (все отвечают по очереди)
Назовите хоть одну привычку, которая есть у вас, неважно – плохая или хорошая.
Привычка – это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически.
У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. Это относится и к вам. Для кого-то стало привычным делом заниматься спортом, читать книги, помогать по дому, без напоминания делать уроки… это все привычки полезные.
А теперь давайте вместе подумаем, а что такое вредные привычки?
Разделимся на 3 группы
Напоминаю вам правила работы в группе(слайд презентации).
Работа в группах. Упражнение: Сорняки и розы.
Задание: На картинках с изображением розы написать полезные привычки, на картинках с сорной травой написать вредные привычки — 6 мин.
Все полезные и вредные привычки человек выращивает в себе сам. Только полезные привычки требуют особого ухода – дело это нелёгкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат. Но зато полезные привычки могут сделать из своего хозяина настоящего человека.
Игра — энергизатор: Как все.
Я Елена, и умею делать вот так! Все повторяют. В роли ведущего должен побывать каждый.
Все сели в круг. Чтение и обсуждение отрывка из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
«На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит там есть семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; оно расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные зловредные семена….это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет её насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки.
—Есть такое правило, — сказал мне после Маленький принц. — Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов; молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная.»
Обсуждение. Какую замечательную привычку маленький принц вырастил в себе?
Можно ли баобабы сравнивать с плохими привычками, которые человек побеждает каждый день в себе?
Среди наиболее опасных привычек человека следует назвать алкоголь, курение, наркоманию. Даже один раз попробовав что-то, человек может попасть в зависимость, которая обернется для него большой бедой. Ни одна вредная привычка не вырабатывается так быстро, как дружба с дурманом.
Алкоголь, никотин вредны для любого человека, но самую большую опасность они представляют для детского организма.
Ученые подсчитали, что здоровье человека на 60% зависит от его поведения, на 20% — от здоровья родителей и ещё на 20% — от условий, от образа жизни человека. Поэтому необходимо с детства вырабатывать в себе здоровые привычки, чтобы не стать рабом вредных привычек.
Дети встают и занимают места, на которых они работали с 1 заданием и заполняют тесты. Тесты помогут вам оценить уровень своего физического развития. Ответьте честно самому себе. (5мин).
Тест: Уровень физического развития.
Соблюдаю ли я режим дня? Да – 3 балла, нет – 1 балл.
Делаю ли я утреннюю зарядку? Да – 3 , нет – 1.
С удовольствием ли я хожу на уроки физкультуры? Да – 3, нет 1.
Занимаюсь ли я физическим трудом? Да – 3, нет – 1.
Вызывает ли у меня отвращение табачный дым? Да – 3, нет – 1.
Могу ли я несколько раз подтянуться на перекладине (отжаться от пола)? Да – 3, нет – 1.
Люблю ли я свежий воздух? Да -3, нет – 1.
Считаю ли я алкоголь вредным веществом? Да – 3, нет – 1.
Умею ли я плавать? Да – 3, нет – 1.
Ступени физического развития: 9-13 баллов – низкая, 14-19 баллов – средняя, 20-27 баллов – высокая.
Подсчитайте набранные баллы и по их сумме определите, на какой ступени физического развития вы находитесь и сделайте соответствующие выводы.
Стать в круг.
Игра: Как живешь. Ведущий спрашивает, все показывают.
Как живёшь? Вот так! Вот так!
Как поёшь?…. Как топаешь?….. Как хлопаешь?…..Как смеёшься?…..Как слушаешь?… Как спишь?….
Сесть в круг.
Мини – итоги: Как вырастить хорошую привычку?
—необходимо работать над собой, вырабатывать привычки, которые помогут добиться успеха
—воспитывать уважение к себе, чтобы не стать рабом вредных привычек;
—дома попробовать составить памятку: как вырастить хорошую привычку.
Рефлексия. Игра: что нового узнал?(передавая мяч)
Источник