Уроки по географии казахстана полезные ископаемые
Цель урока: учащиеся в конце урока будут знать о полезных ископаемых Республики Казахстан.
Задачи:
Образовательные: учащиеся смогут называть причины образования различных полезных ископаемых, называть группы полезных ископаемых, давать определения новым терминам и понятиям, сравнивать карту полезных ископаемых, устанавливать причинно-следственные связи размещения полезных ископаемых с тектонической структурой;
Развивающие: учащиеся анализируют, обосновывают свою точку зрения;
Воспитательные: учащиеся умеют работать в парах, группах, развивают практические навыки коммуникативного общения, учащиеся применяют теоретические знания на практике.
Тип урока: комбинированный.
Методы: частично — поисковый метод, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.
Ресурсы: учебники, тетради, физическая карта, контурные карты, маркеры, ватманы, стикеры.
Ход урока:
Этап урока, метод, время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Орг. момент
1-2 минуты
Приветствие учащихся.
Проверка организации рабочих мест.
Приветствие учителя. Организация рабочих мест.
2. Физминутка «Солнышко лучистое …» 2-3 мин
Проводит физминутку
Выполняют физминутку.
3. Опрос д/з
Географический диктант:
1. Какая форма рельефа на территории Казахстана соответствует древней платформе? Восточно-Европейская равнина.
2. К какой складчатой области относятся Мугоджары? Герцинской.
3. Форма рельефа, расположенная на севере и северо-востоке республики: Западно-Сибирская равнина.
4. Низменность, в южной части которой встречаются «бэровские бугры», высота которых достигает 10-15 м, а длина 20 км: Прикаспийская.
5. Форма рельефа, расположенная между полуостровом Мангыстау и Аральским морем: Плато Устюрт.
6. Форма рельефа, расположенная между Прикаспийской низменностью и Мугоджарами: Предуральское плато.
7. Форма рельефа, расположенная между Волгой и Уральскими горами. К Казахстану относится лишь его небольшая южная часть: Возвышенность Общий Сырт.
8. Очень древняя, сильно разрушенная низкогорная область Казахстана: Сарыарка.
9. Высшая точка Мугоджар: Большой Боктыбай (657 м).
10. Эти горы сложены песчаниками, кристаллическими сланцами, черными (Каратау) и белыми (Актау) известняками: Мангыстау.
11. В южной части этих гор расположена впадина Карагие, или Батыр (-132 м): Мангыстау.
12. Низменная равнина, в пределах которой расположены пески Приаральские Каракумы и Кызылкум: Туранская.
13. Высшая точка Сарыарки: Аксоран.
14. «Золотые горы» Казахстана: Алтай
15. Высшая точка Жунгарского Алатау гора Бесбакан.
16. Самый Северный высокогорный хребет Тянь-Шаня Заилийский Алутау.
4. Изучение нового материала
20 минут
Деление учащихся на 3-группы
Метод приём «Картинная галерея».
Учитель представляет новый материал.
Сегодня мы с вами начинаем изучать полезные ископаемые
Мозговой штурм
Какие ассоциации возникают у вас при словосочетании «полезные ископаемые»?
Учитель предлагает учащимся с помощью материала учебника заполнить таблицу:
Название полезного ископаемого
Занимаемое место
Учитель предлагает учащимся разделиться на группы по названию горючих полезных ископаемых:
Нефть и газ;
Уголь;
Уран.
Учитель предлагает учащимся прочитать текст. Обсудить в команде. Оформить постер. Затем по одному спикеру от команды с помощью методического приёма «Картинная галерея» презентовать работу другим группам.
Отвечают на вопросы, заполняют таблицу.
Делятся на группы, выбирают спикеров. Читают текст, обсуждают. Оформляют постер. Защищают.
4. Закрепление изученного материала
5 – 7 минут
По каким полезным ископаемым Казахстан занимает ведущие места в мире? Покажите на карте основные месторождения горючих полезных ископаемых.
Отвечают на вопросы
5.«Рефлексия»
Учитель предлагает учащимся написать синквейн со словочетанием «полезные ископаемые»
Пишут синкейн
6. Домашнее задание, выставление оценок
1-2 минуты
Обязательное: § 18. На кк нанести полезные ископаемые, подписать месторождения.
Дополнительно: подготовить сообщение на тему: «Редкие металлы ». Критериальное оценивание деятельности учащихся.
Записывают домашнее задание в дневники.
7. Обратная связь
1-2 минуты
Проводит обратную связь «2 звезды, 1 пожелание», раздаёт стикеры.
Спасибо за работу на уроке!!!
Пишут обратную связь
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: «Полезные ископаемые Казахстана» »
Источник
Краткосрочное планирование по предмету география
Тема: Полезные ископаемые Казахстана
Цель урока: Знать особенности размещения по территории Казахстана различных природных ресурсов: главные бассейны полезных ископаемых: примеры рационального и нерационального использования ресурсов.
Учитель: Капони-Фисак В. Н.
Время
Ученик
Учитель
Ресурсы
Организационный момент
900-903
(3мин)
Учащиеся следуют инструкциям учителя, тем самым положительно настраиваются на урок. Учитель даёт возможность ученика на собственном опыте осознать их уникальность и индивидуальность каждого ученика.
Игра «Мы уникальные».
1. Деление на группы.
2. Учитель раздаёт участникам салфетки. Слова: точно следуйте моим инструкциям. Сложите салфетку пополам, поверните её и ещё раз сверните пополам. Оторвите верхний уголок и нижний. Сложите салфетку ещё раз и сделайте отверстие в середине. Разверните салфетку, посмотрите на салфетки других. Есть похожие? Нет! Значит мы все имеем уникальное мышление.
Салфетки
Операционный этап
903-904
а) (1 мин)
904-905
а)1 мин
905-912
б)7 мин
912-918
в)6 мин
918-923
г)5 мин
923-930
(7 мин)
1.Учащиеся оставляют место в тетради, для того чтобы по окончанию урока выдвинуть самостоятельно. Метод «Необъявленная тема» (ученикам не говорят тему урока, а предлагают самим сформулировать её в конце урока, когда весь материал будет изучен).
2.Групповая работа по раскрытию основных закономерностей размещения полезных ископаемых Казахстана.
а) Учащиеся получают и изучают проблемный вопрос «Доказать, что Казахстан знаменит недрами своих богатств». Одновременно распределяют роли: Спикер, организатор, тайммекер.
б) Учащиеся самостоятельно выбирают конверт с вопросом. Используя текст учебника, учащиеся самостоятельно изучают текст, выделяя для себя главные ключевые идеи.
в) после прочтения материала, набрасывают в тетради план – изложение.
А через активный метод «Слушающая тройка», учащиеся обсуждают изученный материал. (диалог-кумулятивная беседа).
г) продукт группы: составление постера-карта «полезные ископаемые». Одновременно составляют по 2 толстых и 2 тонких вопроса по теме урока, для других групп при защите постера.
Результаты работы выносят на доску (защита). Обобщение всех постеров. Оценивание. Взаимооценивание.
1.Учитель объясняет, что просмотра слайдов и консультирует учеников для определения темы и целей урока в начале не будет; Метод «Необъявленная тема» (ученикам не говорят тему урока, а предлагают самим сформулировать её в конце урока, когда весь материал будет изучен).
2.А, б) для вовлечения в чтение:
Менее слабых учеников консультирую, помогая определить ключевую мысль текста.
в) Для вовлечения в обсуждение через метод «Слушающая тройка»: раздаю речевые карточки для учащихся, у которых проблема с выражением своих мыслей.
(Я думаю…
Я считаю… После прочтения текста, мне стало понятным, что…)
г) Учитель консультирует учащихся при составлении постера-карты. Контролирую процесс работы, консультирую менее слабых учеников, после защиты постера-карты, учитель предлагает ученикам оценить работы одноклассников с помощью листа оценивания.
Карточки с проблемным вопросом: «Доказать, что Казахстан знаменит недрами своих богатств».
Ученик 1 – «Полезные ископаемые». Стр. 74-75. Прочитать, выделить для себя главную идею. (Данный текст состоит из нескольких абзацев, не большой. Такой текст можно дать ученикам со средними способностями, но можно и дать ученику слабому, а для лучшего запоминания одновременно сопоставлять названия с картой).
Ученик 2 – «Горючие полезные ископаемые» стр. 76-77. Прочитать, выделить для себя главную идею. (Данный текст состоит из 7 абзацев. Текст сложный. Текст насыщен географическими названиями. Необходим багаж знаний предыдущих тем, поэтому данный текст необходимо дать сильному ребёнку или ребенку, который хорошо понимает карту).
Ученик 3 – «Рудные полезные ископаемые» стр. 77-79. Прочитать, выделить для себя главную идею. (Данный текст состоит из нескольких абзацев. Такой текст можно дать ученикам с хорошими навыками запоминания текста, так как в тексте много географических названий).
Ученик 4 — «Нерудные полезные ископаемые» стр. 79-81. Прочитать, выделить для себя главную идею. (Данный текст состоит из нескольких абзацев. Такой текст можно дать ученикам с хорошими навыками запоминания текста. Но можно дать и со средними способностями. При этом ученик одновременно работает с картой в параграфе и быстрее запоминает материал).
930-932 (2 мин.) Групповая работа по раскрытию целей урока.
Определение целей урока. Ученики просматривают видеоролик, на ноутбуке «Полезные ископаемые Казахстана». Учащиеся в группе высказывают идеи, в результате самостоятельно выходят на тему урока и определяют цели урока.
932-940
(8 мин)
940-942
(2 мин)
3.1 Для закрепления изученной информации ученикам предлагается ответить на ряд вопросов через метод «Рикошетом». По завершению работы происходит взаимообмен, выставление уроков.
3.2 Индивидуальное задание для учащихся (оценивание учителем по завершению урока). Написать эссе о значении полезных ископаемых для жизни и хозяйственной деятельности человека.
3. Учитель задает вопросы по изученной теме сегодня на уроке, для того чтобы проверить уровень усвоения и понимания темы. Если ответить на вопрос, адресованный ученику, затрудняется, вопрос передается др. учащемуся. По завершению вопросов, происходит взаимооценивание, выставление оценок.
3.2
Вопросы:
1.На какие три группы делятся полезные ископаемые?
2. По каким видам полезных ископаемых Казахстан занимает ведущие места в мире?
3.Назовите месторождения полезных ископаемых, которые встречаются на территории вашей области?
4. Как вы думаете, почему необходимо более рационально использовать природные богатства?
5.Сделайте вывод об основных закономерностях размещения полезных ископаемых Казахстана?
943-945
(2 мин)
Индивидуальная работа.
Учитель объясняет процесс выполнения домашнего задание.
Книга, атлас.
Общее задание группе №_____
Задание 1
Карточка с проблемным вопросом: «Доказать, что Казахстан знаменит богатствами своих недр». Данное задание вы должны представить в виде постера-карты. Но прежде чем приступить к созданию постера, каждый учащийся из группы должен самостоятельно ответить на вопросы.
Индивидуальное задание
Ученик 1 – «Полезные ископаемые». Стр. 74-75. Прочитать, выделить для себя главную идею, после прочтения материала, записать в тетради основные моменты по тексту параграфа.
Ученик 2 – «Горючие полезные ископаемые» стр. 76-77. Прочитать, выделить для себя главную идею, после прочтения материала, записать в тетради основные моменты по тексту параграфа.
Ученик 3 – «Рудные полезные ископаемые» стр. 77-79. Прочитать, выделить для себя главную идею, после прочтения материала, записать в тетради основные моменты по тексту параграфа.
Ученик 4 — «Нерудные полезные ископаемые» стр. 79-81. Прочитать, выделить для себя главную идею, после прочтения материала, записать в тетради основные моменты по тексту параграфа.
Лист оценивания участников группы
Группа №1
ФИ ученика
Содержательный и чёткий рассказ по теме
Принимал ли ученик участие при создании постера
Принимал ли ученик участие при защите постера
Ответы на вопросы Рикошетом
Общий балл:
17-15б- «5»
14-12б– «4»
11-9 б – «3»
Оценка учителя
Максимально 5 баллов
Максимально 5 баллов
Максимально 5 баллов
(за каждый правильный ответ 1 балл)
Итого баллов
Лист оценивания участников группы
Группа №2
ФИ ученика
Содержательный и чёткий рассказ по теме
Принимал ли ученик участие при создании постера
Принимал ли ученик участие при защите постера
Ответы на вопросы Рикошетом
Общий балл:
17-15б- «5»
14-12б– «4»
11-9 б – «3»
Оценка учителя
Максимально 5 баллов
Максимально 5 баллов
Максимально 5 баллов
(за каждый правильный ответ 1 балл)
Итого баллов
Лист оценивания участников группы
Группа №3
ФИ ученика
Содержательный и чёткий рассказ по теме
Принимал ли ученик участие при создании постера
Принимал ли ученик участие при защите постера
Ответы на вопросы Рикошетом
Общий балл:
Общий балл:
17-15б- «5»
14-12б– «4»
11-9 б – «3»
Оценка учителя
Максимально 5 баллов
Максимально 5 баллов
Максимально 5 баллов
(за каждый правильный ответ 1 балл)
Итого баллов
Лист оценивания участников группы
Группа №4
ФИ ученика
Содержательный и чёткий рассказ по теме
Принимал ли ученик участие при создании постера
Принимал ли ученик участие при защите постера
Ответы на вопросы Рикошетом
Общий балл:
17-15б- «5»
14-12б– «4»
11-9 б – «3»
Оценка учителя
Максимально 5 баллов
Максимально 5 баллов
Максимально 5 баллов
(за каждый правильный ответ 1 балл)
Итого баллов
Лист оценивания участников группы
Группа №5
ФИ ученика
Содержательный и чёткий рассказ по теме
Принимал ли ученик участие при создании постера
Принимал ли ученик участие при защите постера
Ответы на вопросы Рикошетом
Общий балл:
17-15б- «5»
14-12б– «4»
11-9 б – «3»
Оценка учителя
Максимально 5 баллов
Максимально 5 баллов
Максимально 5 баллов
(за каждый правильный ответ 1 балл)
Итого баллов
Речевые карточки:
Я думаю…
Я считаю…
После прочтения текста, мне стало понятным, что…
Речевые карточки:
Я думаю…
Я считаю…
После прочтения текста, мне стало понятным, что…
Речевые карточки:
Я думаю…
Я считаю…
После прочтения текста, мне стало понятным, что…
Речевые карточки:
Я думаю…
Я считаю…
После прочтения текста, мне стало понятным, что…
Речевые карточки:
Я думаю…
Домашнее задание
1 уровень – чтение текста в учебнике, знание ответов на вопросы в конце параграфа §18
2 уровень – составить кроссворд на тему: «Полезные ископаемые Казахстана».
3 уровень – написать эссе о значении полезных ископаемых для жизни и хозяйственной деятельности человека.
Домашнее задание
1 уровень – чтение текста в учебнике, знание ответов на вопросы в конце параграфа §18
2 уровень – составить кроссворд на тему: «Полезные ископаемые Казахстана».
3 уровень – написать эссе о значении полезных ископаемых для жизни и хозяйственной деятельности человека.
Домашнее задание
1 уровень – чтение текста в учебнике, знание ответов на вопросы в конце параграфа §18
2 уровень – составить кроссворд на тему: «Полезные ископаемые Казахстана».
3 уровень – написать эссе о значении полезных ископаемых для жизни и хозяйственной деятельности человека.
Источник
Дата: 25.11.2011
Класс: 8 «а,б,в»
Тема урока: Полезные ископаемые Казахстана. Горючие полезные ископаемые.
Цель урока: сформировать знания учащихся о классификации ПИ, географии размещения ПИ РК.
Задачи:
познакомиться
- с полезными ископаемыми Казахстана и некоторыми их свойствами;
- со способами их добычи;
- с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые
узнать
- важную роль полезных ископаемых в экономике страны
воспитать
бережное отношение к ресурсам Казахстана и любовь к Родине.
Оборудование: интерактивная доска, атлас Казахстана, физическая карта Казахстана, контурная карта Казахстана, раздаточный материал, коллекция полезных ископаемых.
Тип урока: комбинированный
Форма организации: индивидуально-групповая.
Методы: иллюстративный, проблемный.
План урока:
1.организационный этап
2.этап проверки домашнего задания
3.этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала
4.этап изучения новых знаний и способов деятельности
5.этап первичной проверки понимания изученного
6.этап закрепления изученного
7.этап применения изученного
8.этап обобщения и систематизации
9.этап контроля и самоконтроля
10.этап информации о домашнем задании
11.этап подведения итогов занятия
12.этап рефлексии.
Ход урока:
- Орг.момент. (готовность класса). Озвучивание темы, цели урока.(слайд 1-4)
- Проверка домашнего задания. (работа с контурной картой и во флип-чарте). Нанести высокогорья Казахстана цифрами. (слайд 5)
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала: Повторение.
- «три кита» экономики (слайд 6)
- Понятие «Полезные ископаемые» (слайд 7-8)
- Понятие «минералы», «горные породы» (слайд 9)
- Классификация полезных ископаемых:
- По состоянию. (слайд 10 )
- По происхождению. (слайд 11-14)
- По свойствам. (слайд 15-18)
- Этап изучения новых знаний и способов деятельности
- Место Казахстана по запасам добыче основных полезных ископаемых. (слайд 19).
- География размещения основных месторождений полезных ископаемых Казахстана. Работа с атласом и контурной картой. Карта полезных ископаемых Казахстана. (слайд 19-21).
- Способы добычи и использование полезных ископаемых Казахстана.(слайд 22-23)
- Этап первичной проверки понимания изученного :
- Практическая работа
Дайте характеристику полезного ископаемого по плану: (слайд 24-25). Работа с коллекцией полезных ископаемых. Групповая работа (8 групп). Работа на раздаточном материале.
1. Название.
2. Свойства:
а) цвет;
б) твердое или жидкое;
в) прозрачное или непрозрачное;
г) плотное или рыхлое.
3. Способы добычи.
4. Значение и применение.
5. Условное обозначение на карте.
6. Этап закрепления изученного: (слайд 26-33).Описание полезных ископаемых по плану.
7. Этап применения изученного : (слайд 34)
Проблемные вопросы: 1. Почему добывать полезные ископаемые становится всё труднее и труднее?
- Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?
8. Этап обобщения и систематизации : (слайд 35-36)
Вывод по теме. Какие полезные ископаемые
мы сэкономим, соблюдая правила?
9. Этап контроля и самоконтроля : Отгадайка! О каком полезном ископаемом идёт речь?
(слайд 37-49)
10. Этап информации о домашнем задании: (слайд 50). Тема 12. Страница 16 в тетради для индивидуальной работы 8 класса.
11.Этап подведения итогов занятия: (слайд 51). 1. Что такое полезные ископаемые?
2. Для чего люди добывают их?
3. Как классифицируются полезные ископаемые?
3. Приведи примеры полезных ископаемых Казахстана.
4. Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?
Синквейн. (слайд 52-53).
Синквейн |
Кто? Что? ископаемые |
Какой? Какая? Какое? Какие? необходимые, нужные |
Что делает? Что делают? Добывают, обогащают, перерабатывают |
Суть Полезные ископаемые – горные породы и минералы |
Итог Важны! |
12.Этап рефлексии: (слайд 54)
- На уроке я узнал …
- Мне было трудно …
- Мне понравилось …
Источник