Условные знаки полезных ископаемых 4 класс

Условные знаки полезных ископаемых 4 класс thumbnail

На географических картах стран и мира можно заметить обозначения в виде треугольников, ромбов, крестов и подобных. Они показывают, какие полезные ископаемые могут находиться на этой территории. Подобные карты постоянно изменяются, ведь месторождения разрабатываются, местность может истощиться. С основными условными обозначениями полезных ископаемых, которыми пользуются геологи и географы для фиксации локализации месторождений, можно ознакомиться в этой статье.

Краткая информация о полезных ископаемых

В природе очень много руд, минералов, которые используются в современной жизни человека. Превалирующее количество полезных ископаемых находятся в твердом состоянии, но есть и в жидком, и в газообразном. Условные обозначения полезных ископаемых на карте могут быть окрашены в черный и красный цвет, в зависимости от их происхождения – магматического или осадочного.

Обозначение полезных ископаемых на карте, условные знаки

Классификация:

  • 1.       Рудные;
  • 1.1.    Черные;
  • 1.2.    Цветные;
  • 1.3.    Драгоценные;
  • 2.       Нерудные
  • 2.1.    Недрагоценные камни;
  • 2.2.    Полудрагоценные;
  • 2.3.    Драгоценные
  • 3.       Жидкости:
  • 3.1.    Минеральные воды;
  • 3.2.    Нефть;
  • 4.       Газы.

Формируются они глубоко под землей, залегая под пластами осадочных пород. Многие полезные ископаемые – это продукт гниения органических останков без доступа кислорода. Для разработки месторождений используется огромное количество техники, ресурсов и людей.

Но основные условные обозначения полезных ископаемых показывают не только их вид, но имеют и целенаправленное значение. Практически все руды, топливо, металлы, газы имеют собственное изображение, с помощью которого их можно без труда найти на карте.

Использование условных знаков полезных ископаемых нужно для облегчения интерпретации карты, чтобы не было буквенной мешанины. В одном районе может добываться несколько десятков разных руд, подписывать их словами было бы неудобно.

Неметаллические полезные ископаемые

Это одна из самых больших групп обозначений месторождений, рассматривая которую можно заметить особую закономерность. Соль будет выглядеть как куб с тремя гранями. Если это обычная, его не закрашивают, в отличие от калийной, где чистой остается только одна передняя грань. А вот глауберова соль обозначается совершенно другим знаком, который похож на торф. Это фигура из трех прямоугольников, два из которых лежат у основания, а последний на них сверху по центру. Она полностью закрашена в черный цвет.

Обозначение полезных ископаемых на карте, условные знаки

Для обозначения ископаемых полудрагоценных камней, например, апатитов, используется черный круг, с белой полосой посредине. Если присмотреться, он похож на железнодорожный знак «Кирпич», но с другой расцветкой. Для фосфоритов используется такое же изображение, но оно перевернуто на 90 градусов.

Для минералов чаще используется квадрат. Слюда – фигура с нисходящей черной полосой от левого до правого угла, также обозначается и глина. У похожего на него знака каолинов верхняя сторона квадрата будет закрашена, а известняка – две линии, перекрещенные между собой, как две биссектрисы.

Обозначение ископаемых треугольник используется не только для минералов, но и металлов, но, если вы встретили его наполовину закрашенным, значит здесь находятся месторождения серы. Высокий равнобедренный, полностью черный треугольник – это обозначение йода и брома. Гранит – это два треугольника, которые формируют ромб с горизонтальной полосой от угла к углу.

Песок обозначают незакрашенным кругом с точкой посредине, а знак графита, как ни странно, похож на карандаш, обрезанный на верхушке. Греческим крестом, он похож на обычный плюс, подписывают наличие месторождений асбеста.

Металлические полезные ископаемые

Условные знаки рудных полезных ископаемых делаются по тому же принципу, что и остальные. Но иногда они могут быть не черного, а красного цвета, если их происхождение магматическое. Железные ископаемые обозначают очень просто – это равносторонний треугольник, закрашенный черным цветом.

Обозначение полезных ископаемых на карте, условные знаки

Подобный знак руды у никеля, он тоже закрашен, но обращен на 180 градусов, а внутри находится белая область в виде маленького треугольника. Он похож на кобальтовые ископаемые, но фигура перевернута в другую сторону. Если вы увидели на карте значок ископаемого, очень сильно похожий на песочные часы – это хромовые руды.

Вольфрам обозначится в виде квадрата, с утолщенными гранями, а для алюминия используется та же фигура, но с кругом в центре. Заметив знак, похожий на предупреждение о биологической опасности, не стоит пугаться – в этом месте находится большое количество природных ресурсов полиметаллических руд.

В их составе могут быть драгоценные, редкие металлы, или, например, медь. Ее крупные месторождения полезных ископаемых обозначаются на карте полностью закрашенным прямоугольником. Оловянные – это эллипс, с утолщенными краями, а ртутные – круг. Условное обозначение урановых руд – квадрат с двумя кругами внутри разного цвета.

Драгоценные металлы

Золото обозначают в виде круга, разделенного на два линией посредине, с закрашенной правой половиной. Условные знаки месторождения серебра немного отличается – это круг, куда вписаны треугольники. Для локализации платины используют ту же фигуру, но в него вписана звезда.

Горючие ископаемые

Большое количество знаков отведено топливному сырью. На географических картах его можно встретить чаще на берегах морей или в горной местности. Чтобы не было мешанины, на местах, где встречаются два этих вида ископаемых используется одна фигура – высокая призма, разделенная на два, с закрашенной правой частью. Соответственно –  условное обозначение природного газа выглядит как обычная призма, а нефть как черная.

Каменный и бурый уголь тоже обозначают одной фигурой – квадратом, но если первый закрашен черным, то второй заштрихован нисходящими линиями. Торф – три прямоугольника, похожи на глауберову соль, но он белый. Для горючих сланцев было выбран знак параллелепипеда.

Обозначение полезных ископаемых на карте, условные знаки

Драгоценные камни

Последние, самые редкие символы ископаемых, которые можно встретить на карте, – это драгоценные камни. Они встречаются не так часто, как руды. Знак алмазов похож на остроконечную шестеренку. Учитывая особенности этого материала, под ним могут встречаться изумруды, рубины, сапфиры. Их состав практически одинаковый, отличаются они только по цвету.

Заключение

На карте России можно найти огромное количество условных обозначений полезных ископаемых, которые не сложно интерпретировать, имея под рукой таблицу с объяснением их значения. Использование подобной техники было придумано много веков назад, ведь она облегчает работу с картами, да и наносить их куда проще. На одной местности можно заметить несколько видов полезных ископаемых, но все они будут одного происхождения, осадочного или магматического.

Источник

Цель: создать условия для успешного усвоения знаний по теме «полезные ископаемые»

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Задание: «Полезные ископаемые». Ребусы.

Для демонстрации презентации и ребусов рекомендуем использовать компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску), документ-камеру.

Учитель. Отгадайте ребусы.

Объедините их. (Полезные ископаемые)

Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

Металл такой же, как в ракетах.

Учитель. О каких богатствах пойдет речь? (О полезных ископаемых)

Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

Для показа картинок рекомендуем использовать документ-камеру.

Учитель вывешивает картинки в соответствии с ответами детей.

Наблюдать (глаз); прочитать (книга); спросить у кого-то (дети спрашивают у взрослого); поиск в Интернете (компьютер); позвонить другу (телефон); телепередачи (телевизор); Подумать «я знаю!» (!))

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цель: формировать понятие «полезные ископаемые», «месторождение»; познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи; с условными знаками полезных ископаемых.

Задание 1: Знакомство с понятиями «полезные ископаемые», «месторождение».

Для показа карточки для фиксации выводов рекомендуем использовать документ-камеру.

Для показа презентации рекомендуем использовать компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску).

Класс делится на группы.

Учитель. Найдём ответ на вопрос «Что такое полезные ископаемые? Месторождения?» Выберите метод, при помощи которого вы будете добывать информацию. Свои выводы запишите в карточке.

Карточка для фиксации выводов.

Группы выбирают метод исследования, например: «знаю», «спросить», «позвонить», «в словаре», «в учебнике».

Учитель. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности, — это полезные ископаемые.

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Как называются скопления полезных ископаемых? (Скопление полезных ископаемых называют месторождениями).

Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие еще предстоит открыть.

Задание 2: «Разнообразие полезных ископаемых». Практическая работа.

Для демонстрации иллюстраций рекомендуем использовать документ-камеру, компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску).

Для работы по группам рекомендуем использовать цифровую фото- или видеокамеру.

Группы выбирают метод исследования: «знаю», «наблюдать», «позвонить», «спросить», «в учебнике».

Учитель. Какие полезные ископаемые вы знаете?

Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве, другие служат топливом, а каменную соль, например, человек использует для приготовления пищи.

Полезные ископаемые. Иллюстрация

Учитель. Прочитайте в учебнике, на какие группы можно разделить полезные ископаемые?

Полезные ископаемые делятся на твёрдые, жидкие, газообразные.

1.Твердые полезные ископаемые.

Неметаллические полезные ископаемые. Иллюстрация.

2.Жидкие полезные ископаемые.

3.Газообразные полезные ископаемые.

Горючие полезные ископаемые. Иллюстрация.

На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой) и план его описания.

План описания.

Работая в группе, дети определяют свойства своего полезного ископаемого, а затем вместе с учителем заполняют таблицу на доске.

Учитель. Группы готовы, заполняем таблицу на доске.

Используемое инновационное оборудование:

Для демонстрации таблицы рекомендуем использовать документ-камеру, компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску). Для проверки выполнения задания на интерактивной доске обучающиеся смогут заполнить таблицу.

Дети отвечают, учитель (обучающийся) записывает.

Группа 1

Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.

Применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство.

Учитель. И, действительно, миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)

Группа 2

Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, серого цвета, основное свойство – прочность.

Используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется – им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

Учитель. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

Группа 3

Торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета.

Используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.

Учитель. Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.

Группа 4

Железная руда – твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, темно-коричневого цвета.

Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.

Учитель. Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки железной руды притягиваются к магниту. В Хакасии найдено в 130 местах. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду.

Группа 5

Глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.

Используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.

Встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое.

Учитель. Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

Группа 6

Известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета.

Используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

Физминутка

Учитель. Я называю слова, если вы услышали название полезного ископаемого хлопаете, другие вещества (неживой природы) топаете, предметы живой природы приседаете:

Торф, уголь, лес, нефть, молоко, вода, лёд, птицы, железная руда, графит, иней, соль, кирпич.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель: стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий частично-поискового и эвристического характера; научить школьников ориентироваться в разных вариантах выполнения заданияи планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.

Варианты заданий

Задание 1: Знакомство с профессией геолога.

Презентация (слайд 4)

https://khabibra.ucoz.ru/k_uroku/poleznye_iskopaemye.prilozhenie_k_uroku.ppsx

Используемое инновационное оборудование:

Для показа презентации рекомендуем использовать компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску), документ-камеру.

Учитель. Ребята, скажите, а кто же ищет полезные ископаемые? (Геологи)

Рассказ геолога (подготовленного ученика):

Я геолог, специалист по геологии. А геология наука о том, как ищут полезные ископаемые. В недрах Земли есть нефть, уголь, руды металлов, строительные материалы и драгоценные камни, вода. Настоящему разведчику земных недр нужны немалая физическая сила и выносливость, смелость и настойчивость. Главный закон жизни геологов дружба, взаимовыручка. Раньше поиск земных богатств вели с помощью кирки, лопаты, бура. Теперь заглянуть в глубь Земли помогают сложные приборы. К услугам геологов самолёт, вездеход, многие расчёты выполняет компьютер и другие сложные приборы.

Наука геология очень сложна. Геологу нужно знать физику и химию, географию и биологию, математику и историю. Нужно уметь работать с микроскопом, уметь составлять схемы, таблицы, карты. В результате долгой, кропотливой работы многих людей рождается вывод: где лежит нужный минерал, много ли его, как к нему удобнее подступиться.

Ещё изучены не все недра нашей необъятной страны.

Учитель. Так чем же занимаются геологи? (Разведкой полезных ископаемых)

Задание 2: «Условные знаки полезных ископаемых». Работа по карте.

Форма работы: Г (П)

Используемое инновационное оборудование:

Для демонстрации карты, иллюстраций рекомендуем использовать документ-камеру, компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску).

Презентация (слайд 5)

https://khabibra.ucoz.ru/k_uroku/poleznye_iskopaemye.prilozhenie_k_uroku.ppsx

Группы выбирают метод исследования: «наблюдать», «спросить», «позвонить», «помощь компьютера».

Учитель. Сейчас вы тоже будете геологами, но у вас задача проще. Чтобы «отыскать» богатые кладовые Земли, нужно знать условные знаки, которыми обозначают на карте полезные ископаемые.

Найдите на карте то место, где добывают каменный уголь (не забывайте об условном знаке), золото, природный газ, железные руды, медные руды, нефть.

Какие полезные ископаемые есть в нашем крае?

Метод исследования – личный опыт, наблюдения.

Задание 3: «Добыча полезных ископаемых»

Презентация. https://festival.1september.ru/articles/586889/pril1.ppt

Дополнительно можно заслушать готовые сообщения детей.

Уголь

hello_html_m6ec356c8.jpgУголь. Иллюстрация.

https://www.metaprom.ru/imgfck/Image/production/ugol2.jpg

Основные залежи угля находятся в Сибири. Добывают уголь двумя способами: в карьерах и шахтах. Так как уголь в основном находится глубоко под землей, второй способ более распространен. В старину уголь добывали киркой и лопатой. Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны дробят пласты угля.

Нефть

hello_html_5c6c951b.pngНефть. Иллюстрация. https://www.savepic.org/2135733.png

Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят высокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится «помогать». Для этого ее выкачивают мощными насосами.

В разные районы страны нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на особых морских судах — нефтеналивных танкерах.

Природный газ

hello_html_m2b0675d6.jpgПриродный газ. Иллюстрация.

https://www.profi-forex.org/system/news/A11_27_1.jpg

Чтобы добыть природный газ из-под земли, бурят скважины. От месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.

Задание 4: «Правила бережного использования». Работа с тестом в учебнике.

Форма работы: Ф

Используемое инновационное оборудование:

Для визуальной работы с текстом рекомендуем использовать документ-камеру.

Для показа презентации рекомендуем использовать компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску).

Учитель. Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

Что же должен делать человек, чтобы по — хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Прочитайте текст в учебнике, какие правила бережного использования нужно соблюдать?

Обучающиеся читают.

Учитель дополняет.

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

Добывать природные богатства становится всё труднее.

Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места.

Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти.

Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

Правила бережного использования:

1.Экономно использовать.

2.Оберегать от пожаров.

3.Соблюдать правила перевозки.

4.Заменять по возможности искусственными материалами.

Презентация (слайд 6)

https://khabibra.ucoz.ru/k_uroku/poleznye_iskopaemye.prilozhenie_k_uroku.ppsx

IV этап. Диагностика качества освоения темы

Цель: установить степень усвоения темы «Полезные ископаемые»

Варианты заданий

Задание 1: «Свойства полезных ископаемых». Работа по карточкам.

Форма работы: Г

Используемое инновационное оборудование:

Для демонстрации карточки и самопроверки рекомендуем использовать документ-камеру.

Учитель. Под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых. Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка.

Второй вариант — свойства нефти и глины.

1.горючее 9.сыпучее

2.твердое 10.легче воды

3.жидкость 11.газообразное

4.тяжелее воды 12.белого цвета

5.черного цвета 13.пластичное

6.желтого цвета 14.плохо пропускает воду

7.хрупкое 15. коричневого или белого цвета

8.имеет запах

Ответ:

каменный уголь: 1, 4, 5, 7

песок: 2, 4, 6,10, 9;

нефть: 1, 3, 8,11;

железная руда: 2, 4, 5, 14.

Задание 2: «Полезные ископаемые». Кроссворд.

Форма работы: Ф

Используемое инновационное оборудование:

Для демонстрации кроссворда рекомендуем использовать компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску), документ-камеру.

https://khabibra.ucoz.ru/k_uroku/poleznye_iskopaemye.krossvord.ppsx

hello_html_m43215ed0.png

Загадки про полезные ископаемые

https://prirodakjkg.blogspot.com/2008/02/blog-post_18.html

https://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/podzemnye-zagadki.html

Учитель.

1.Что за странный камень это?

Непонятного он цвета…

Он из зёрен состоит,

Называется:

Гранит

2.Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение.

Известняк

3.Это мастep белый, белый, —

В школе не лежит без дела,

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

Мел

4.Он и желтый, и сыпучий,

Водворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И играть.

Песок

5.По трубе течет,

пироги печет.

Газ

6.Камни, почву раздробил

Специальный бур —

Из земли фонтан забил,

Маслянист и бур.

Та, что есть в фонтане этом,

Всем нужна зимой и летом.

В ней потом найдут бензин,

И мазут, и керосин.

Нефть

7.Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.

Торф

8.Не зря она варилась

В доменной печи.

На славу получились

Ножницы, ключи:

Руда

9.Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль.

Уголь

Задание 3: «Условные знаки»

Форма работы: И

Используемое инновационное оборудование:

Для демонстрации карточки «Условные знаки» рекомендуем использовать компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску), документ-камеру. На интерактивной доске обучающиеся смогут соединить линией условный знак и название полезного ископаемого.

Учитель. Вы получили карточки, где нужно соединить линией условный знак и название полезного ископаемого. Будьте внимательны!

hello_html_408b060a.jpgКарточка. Условные знаки.

https://khabibra.ucoz.ru/k_uroku/uslovnye_znaki.jpg

Дополнительный материал.

Вопросы «Полезные ископаемые»

https://khabibra.ucoz.ru/k_uroku/voprosy_po_okru.miru.gorjuchie_poleznye_iskopaemye.ppsx

Полезные ископаемые. Викторина.

https://www.livelyday.ru/lively/dlya-shkolnikov/viktorina-poleznie-iskopaemie

Полезные ископаемые. Географический тест. https://pedsovet.su/load/241-1-0-13336

Цели использования:

  • закрепить знания о полезных ископаемых;

  • научиться узнавать полезные ископаемые по условным обозначениям.

Полезные ископаемые. Интеллектуальная игра. Звездный час.

https://ira-dumnova.ucoz.ru/Irina/zch_polez.doc

V этап. Рефлексивная деятельность

Цель: научитьшкольников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.

Самоанализ и самооценка ученика

Задание «Синквейн»

Учитель. Напишите синквейн на тему «Ископаемые»:

1-я строка — название стихотворения, тема (обычно существительное);

2-я строка — описание темы (2 прилагательных);

3-я строка — действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);

4-я строка — чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);

5-я строка — повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).

Образец.

Ископаемые

Полезные, нужные.

Находят, добывают, используют.

Необходимы человеку во все времена.

Недра.

Используемая литература и сайты

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования// Пр. №373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010г.

  2. Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения Начальная школа/ Сост. Е.С.Савинов.-М.: Просвещение, 2010.-191с.- (Стандарты второго поколения).

  3. Образовательные программы и стандарты. Тематическое планирование в начальной школе. Программа «Перспективная начальная школа» (компакт-диск) — издательство: «Учитель», Волгоград, 2011.

  4. https://www.school2100.ru/ – Образовательная система «Школа 2100». Программа «Окружающий мир»

  5. Рыбъякова О.В. информационные технологии на уроках в начальной школе – Волгоград: Учитель, 2008. – 223 с.

  6. https://school-collection.edu.ru «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» содержит богатый методический и дидактический материал для использования в системе образования Российской Федерации (в том числе с использованием интерактивных досок различных статьи из опыта работы, инструкции, разработки уроков с использованием интерактивной производителей (Activeboard, AVerMedia, Hitachi, Panaboard, SMARTboard).

  7. https://khabibra.ucoz.ru/ — персональный сайт учителя начальных классов Хабибрахмановой И.Ю.

  8. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ — Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

  9. https://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

  10. https://prirodakjkg.blogspot.com/ — Сокровища Земли. Блог участников учебного проекта «группы кладоискателей» (4 «А» класса)

  11. https://www.livelyday.ru/ — Сайт livelyday.ru создан для того, чтобы помочь уйти от скуки, обыденности, надоевших ритуалов и стандартных поздравлений. В любой, даже самый будничный день, всегда можно привнести немного шуток и юмора. На сайте собраны сценарии праздников, сценки, фразы и афоризмы, тексты поздравлений, описания необычных интересных игр и игрушек.

  12. https://rudocs.exdat.com/ — сайт обеспечивает возможность бесплатно опубликовать документы учебного характера. Можно опубликовать статью, доклад, иную информацию. В категории справочники — разнообразные справочники, посвященные различным темам. В категории сценарии — несколько сценариев, например выпускных вечеров. Есть рефераты, курсовые работы.

  13. https://www.mining-enc.ru/ — сайт «Горной энциклопедии»

Источник