Условные знаки полезных ископаемых окружающий мир
В недрах нашей планеты залегает огромное количество разнообразных топливных и минеральных ресурсов. Их распространение отображено на специальных географических картах. В этой статье мы познакомим вас с основными знаками и обозначениями полезных ископаемых, а также расскажем о главных минеральных богатствах России.
О полезных ископаемых вкратце
Под полезными ископаемыми подразумевают те природные образования в земной коре, которые используются или же могут быть использованы в материальном производстве (в качестве топлива либо сырья). Чаще всего они пребывают в твердом агрегатном состоянии. Но могут быть жидкими или газообразными (как нефть или газ, к примеру).
По своему происхождению полезные ископаемые бывают органическими или неорганическими, по условиям формирования — метаморфическими, магматическими или экзогенными. По функциональному назначению они делятся на три большие группы:
- Рудные (алюминий, медь, железо, золото).
- Нерудные (алмазы, известняк, песок, каменная соль).
- Топливные или горючие (нефть, природный газ, уголь, сланцы).
Иногда в отдельную группу выделяют драгоценные и полудрагоценные камни.
Полезные ископаемые залегают на различной глубине. В недрах земной коры они встречаются в виде жил, линз, пластов, россыпей и т. д. Многие из них извлекаются человеком на поверхность при помощи шахт, карьеров и скважин. Сфера экономической деятельности, которая занимается освоением и добычей полезных ископаемых, называется горным делом.
Условные обозначения полезных ископаемых на картах
Месторождения тех или иных минеральных ресурсов отмечены на ряде карт: общегеографических, геологических, экономических и прочих. При этом используются специальные обозначения полезных ископаемых. Они относятся к разряду внемасштабных картографических знаков.
Географические обозначения полезных ископаемых, используемые в картографии, являются общепринятыми. Как они выглядят – вы можете увидеть на схеме ниже. Эти знаки изучаются в школе в рамках учебных предметов общей географии и природоведения. Их также можно встретить в школьных и тематических атласах.
Помимо этого, существует особый ГОСТ под номером 2.857-75, который был разработан рядом российских научных институтов. В этом стандарте указаны не только обозначения полезных ископаемых, но и условия их залегания. Однако эти знаки используются исключительно геологами. Так, месторождения алмазов в данном ГОСТе обозначаются красным цветом, серы – лимонным, нефти – коричневым, каменной соли – пурпурным.
Но мы все же вернемся к тем обозначениям полезных ископаемых, которые широко используются в картографии. Давайте более детально рассмотрим, как выглядят условные значки тех минеральных ресурсов, которые имеют наиболее важное промышленное значение в современном мире.
Рудные полезные ископаемые: условные обозначения месторождений
Примеры: железная и марганцевая руда, медь, никель, ртуть, олово, алюминий, золото, вольфрам.
Условные знаки рудных полезных ископаемых на картах чаще всего имеют красный цвет. Выглядят они следующим образом:
- Железные руды – закрашенный равносторонний треугольник.
- Титан – ромб с затушеванной левой половиной.
- Молибден – ромб с белым квадратом внутри.
- Медь – закрашенный удлиненный прямоугольник.
- Вольфрам – незакрашенный квадрат.
- Ртуть – незакрашенный круг.
- Алюминий – равносторонний квадрат с кругом внутри.
- Золото – круг с затушеванной левой половиной.
- Полиметаллические руды – обозначение, напоминающее знак радиационной опасности.
Нерудные полезные ископаемые
Примеры: графит, известняк, песок, каолин, гранит, глина, каменная соль, фосфориты, мрамор.
Условные знаки нерудных полезных ископаемых на картах обычно имеют зеленый оттенок. Выглядят они следующим образом:
- Асбест – знак простого греческого креста.
- Сера самородная – равносторонний треугольник с затушеванной левой половиной.
- Слюда – пустой квадрат, пересеченный по одной диагонали.
- Фосфориты – закрашенный круг с вертикальной прорезью посредине.
- Апатиты — закрашенный круг с горизонтальной прорезью посредине.
- Алмазы – восьмиконечная звездочка.
- Известняк – пустой квадрат, пересеченный по обеим диагоналям.
- Каолин – квадрат, пересеченный по одной диагонали, с затушеванной правой половиной.
Топливные (горючие) полезные ископаемые
Примеры: нефть, природный газ, торф, каменный уголь, бурый уголь, горючие сланцы.
Условные знаки топливных полезных ископаемых на картах, как правило, имеют черный цвет. Выглядят они следующим образом:
- Нефть – закрашенный равнобедренный треугольник.
- Природный газ – пустой равнобедренный треугольник.
- Каменный уголь – затушеванный равносторонний квадрат.
- Бурый уголь – пустой квадрат с диагональной штриховкой.
- Горючие сланцы – затушеванный параллелограмм.
Карта полезных ископаемых России
Россия – крупнейшая по площади страна в мире. Поэтому неудивительно, что на ее территории сосредоточено огромное количество самых разнообразных полезных ископаемых. В недрах России выявлены, разведаны и разрабатываются месторождения нефти, газа, руд черных и цветных металлов, драгоценных камней.
Цепь Уральских гор чрезвычайно богата рудными месторождениями. Здесь залегают медные, железные, марганцевые, никелевые, хромитовые руды, а также золото и платина. Встречаются здесь и поделочные камни великолепной красоты. На Алтае сосредоточены огромные запасы полиметаллических руд и ртути. Забайкалье богато ураном и золотом.
В осадочном чехле древней Восточно-Европейской платформы сосредоточены колоссальные запасы каменного угля. В Западной Сибири расположены богатейшие месторождения нефти и газа. В предгорьях Урала и на Прикаспийской низменности добываются калийные соли – ценнейшее сырье для химической промышленности. Более подробно обозначения полезных ископаемых России показаны на следующей карте.
Согласно подсчетам геологов, страна обладает колоссальными запасами нефти (12% от общемировых запасов), природного газа (3%), железных руд (25%), никеля (33%), цинка (15%), калийной соли (31%). Однако степень их промышленного освоения остается достаточно низкой. Общие минеральные запасы России оцениваются экспертами цифрой в 28 000 миллиардов американских долларов.
Источник
УМК «Гармония»
Урок по окружающему миру на тему:
Полезные ископаемые. Их добыча.
Цели: сформировать понятие «полезные ископаемые»;
познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами
их добычи;
познакомить с условными знаками полезных ископаемых;
развивать познавательную активность; умение характеризовать
объекты окружающего мира; экологическое мышление;
воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к
окружающему миру
Ход урока.
1.Организационный момент.
Психологический настрой:
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому,
Внимание мое растет
Память моя крепка
Голова мыслит ясно
Я хочу учиться,
Я готов к работе
Работаю …
2. Введение в тему урока:
— Из чего построена школа, в которой вы учитесь?
— С помощью чего можно приготовить обед?
— На каком топливе работает двигатель автомобиля?
— Чем выложены дороги?
— Из чего сделаны украшения?
— Где человек взял необходимые ему в быту материалы?
3. Сообщение темы, цели урока. Слайд №1.
— Что же называют полезными ископаемыми?
Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности, — это полезные ископаемые. Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называют месторождениями.
Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие еще предстоит открыть.
Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве, другие служат топливом, а каменную соль, например, человек использует для приготовления пищи.
4.Работа по учебнику.
— На какие группы могут делиться полезные ископаемые?
— А чтобы точнее ответить на этот вопрос, давайте прочитаем статью в учебнике.
Дети читают статью «Что называют полезными ископаемыми» на стр. 88-89 учебника.
— Так на какие группы можно распределить полезные ископаемые?
Слайд №2
— какие полезные ископаемые относятся к твердым?
Слайд №3
— какие полезные ископаемые относятся к жидким?
Слайд №4
— какие полезные ископаемые относятся к газообразным?
Слайд №5
-Давайте рассмотрим рисунок ,(Слад №6 ) на котором изображены слои полезных ископаемых.
5. Физминутка.
6. Как находят полезные ископаемые?
— Ребята, скажите, а кто же ищет полезные ископаемые?
Слад №7.
— Прочитайте текст о работе геологов на стр. 89-90 учебника.
— Так чем же занимаются геологи? ( разведкой полезных ископаемых)
7. Условные знаки полезных ископаемых.
— Сейчас вы тоже будете геологами, но у вас задача проще. Чтобы «отыскать» богатые кладовые Земли, нужно знать условные знаки, которыми обозначают на карте полезные ископаемые.
Слайд №8.
— Найдите на карте то место, где добывают каменный уголь (не забывайте об условном знаке), золото, природный газ, железные руды, медные руды, нефть.
8. Как добывают полезные ископаемые.
Слайд №9.
-Какие полезные ископаемые добывают с помощью этих установок?
( песок, глину, нефть, природный газ)
9.Рассказы детей о добыче полезных ископаемых.
— О добыче полезных ископаемых нам расскажут девочки.
— уголь
Основные залежи угля находятся в Сибири. Добывают уголь двумя способами: в карьерах и шахтах. Так как уголь в основном находится глубоко под землей, второй способ более распространен. В старину уголь добывали киркой и лопатой. Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны дробят пласты угля.
— нефть
Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят высокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится «помогать». Для этого ее выкачивают мощными насосами.
В разные районы страны нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на особых морских судах — нефтеналивных танкерах.
— природный газ
Чтобы добыть природный газ из-под земли, бурят скважины. От месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.
10. Работа в тетради стр. 35, задание №15.
— А сейчас мы с вами вернем полезные ископаемые в шахту, карьер и скважину. А в этом вам помогут ваши рабочие тетради.
Слайд №10. (проверка)
11.Экологические проблемы. Слайд №11.
— Ребята, человек добывает полезные ископаемые, использует их, а какие же экологические проблемы возникают
— при разработке месторождений ( нарушаются места обитания растений и животных);
— при добыче полезных ископаемых (засоряется земля, поверхностные и грунтовые воды, воздух);
— при транспортировке ( разливается нефть, радиоактивные ископаемые излучают губительное для всего живого излучение).
Все эти экологические проблемы решают экологи.
12. Итог урока.
— Что называют полезными ископаемыми?
— На какие группы можно разделить полезные ископаемые?
— Найдите в классе условные знаки, которыми обозначают полезные ископаемые и вставьте их в таблицу.
В классе висят условные знаки:
— нефть
— природный газ
— каменный уголь
— железные руды
— золото
— медные руды
— Какие сооружения делают для добычи твердых полезных ископаемых? жидких? (карьеры, скважины)
13. Домашнее задание. Узнать, какие полезные ископаемые и как их
добывают в твоем крае. Страница 90 и 92 – ответить на вопросы. Задание выполняем по выбору.
14. Рефлексия.
— Ребята, перед вами «лестница успеха», а на столах лежат кружки трех цветов. Сейчас мы увидим, на каком этапе этой лесенки вы себя ощущаете?
Все замечательно, можно двигаться дальше |
Усвоил хорошо |
Еще испытываю затруднения |
Источник
Не знаю как сейчас, а раньше даже и в 90-е нас заставляли учить условные обозначения для того чтобы пользоваться картами. Так же была масса развивающих экономических игр, играя в которые обозначения запоминались очень легко. Сейчас наверное и игр таких уже нет. Насчет школьной программы не знаю, а обозначения выглядят например так: автор вопроса выбрал этот ответ лучшим К Полезным ископаемым относятся как правило горные породы и минералы, которые имеют промышленное или народно-хозяйственное значение. Классификация их различна: они могут различаться по физическим свойствам
Классификация также может производится по типу их использования, тогда виды могут быть такими
и
Все они имеют свои условные обозначения, принятые международным стандартом. . Прекрасное дополнение к материалу здесь Светланочка100 2 года назад Все мы в школе пользуемся атласами, в начальной школе это атлас определитель, в боле старших классах контурные карты с атласом по географии, где ученики должны выполнять задание и рисовать в контурных картах, но без особенных знаний, трудно будет выполнить задание. К примеру каким цветом раскрасить территории лесов, где на карте тундра, нужно знать её территории и границы, где она проходит. Так же и с обозначениями. К примеру есть такое задание, где нужно будет указать местоположение железной руды. Вот тут-то нам и помогут обозначения. Предлагаю вам посмотреть обозначение, которое используют в атласе. Это их международное обозначение. Марина Вологда более года назад Обозначение полезных ископаемых в картах атласа помогает нам определить, где именно в мире добывается это ископаемое. Каждое полезное ископаемое обозначается по своему. К примеру, каменный уголь на карте обозначается черным квадратом. А железная руда треугольником, тоже черным. Но, стоит отметить, что черным треугольником на атласе нарисована и нефть. НОжелезная руда обозначена в виде равнобедренного треугольника, а нефть в виде вытянутого треугольника, у которого две стороны равны, а основание меньше (можно посмотреть на картинке ниже). Не закрашенный треугольник — это газ. Плюсиком (+) обозначают асбест. Самое интересное в этом вопросе, что кратко на него ответить попросту невозможно, так как полезных ископаемых довольно таки много и все их обозначения даны в отдельном стандарте ГОСТ 2.857-75Кстати, в этом ГОСТе указаны и условия их залегания. Советую ознакомиться с данным документом, очень интересная информация. Хотя некоторые условные обозначения можно и посмотреть Nelli4ka более года назад Условные обозначения полезных ископаемых весьма разнообразны. Например, есть кружки разного вида (ртуть — белый круг с черным ободком, золото — круг, разделенный на черную и белую части и т.д.), квадраты (алюминий — внутри черного квадрата белый круг, слюда — белый круг с черной диагональной линией внутри и пр.), трапеции (нефть — черная, белая — природный газ), звездочки, прямоугольники, треугольники, параллелепипеды, кубики… Асбест — это знак +, торф — три кирпичика, снизу два, а сверху один. Полезные ископаемые можно разделить на три большие группы: рудные, нерудные и топливные. Смотрите ниже их обозначения: Viridi более года назад Природный мир очень богат не только растениями и животными, но и полезными ископаемыми, которые люди используют в различных сферах деятельности. с ними дети начинают знакомится уже в начальной школе. Для удобства определения каждому ископаемому придумали условное обозначение. Так например железные руды изображают как треугольник, закрашенный в чёрный цвет, а каменный уголь в виде чёрного квадрата. В среднем и старшем звене знание условных знаков очень пригодится учащимся на уроках географии, при чтении карт. В основном в школе используют следующие обозначения: -Irinka- более года назад Условные обозначения полезных ископаемых обычно требуются при работе с картами, атласами в школе на уроках географии. Для удобства обозначения, каждому ископаемому присвоен свой собственный знак, обозначение, которое не возможно спутать с другими. Из условных обозначений видно, что есть группа топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Их условные обозначения приведены на рисунке ниже. Если постоянно работать с картой и условными обозначениями полезных ископаемых, то их легко запомнить. Мурочка полосатая более года назад Полезных ископаемых много и для удобства их обозначают различными значками. Я помню, эти условные обозначения мы еще в школе проходили по географии, потом рассматривали карту с обозначениями и понимали в каком регионе есть те или другие полезные ископаемые. Смотрим ниже табличку с условными обозначениями: Как видим у каждого полезного ископаемого свой условный значок. Солнца луч более года назад Знание условных обозначений особенно пригодится школьникам на уроках географии. С их помощью легче читать карты и ответить на вопрос где находится то или иное месторождение. Обозначений не так уж и много, в основном они представляют собой геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник), но есть и другие. Например асбест это две перекрещенные между собой линии. Знаете ответ? |
Источник