Узнай по описанию это полезное ископаемое

Узнай по описанию это полезное ископаемое thumbnail

Какое свойство магнитного железняка заставляет отклоняться стрелку компаса?

1.Ковкость 3. Тягучесть

2. Металлический блеск 4. Свойство магнита

18. Рудаэто полезное ископаемое, из которого получают:

1.Цемент 2..Металлы 3. Удобрения 4. Нефть

19. Место наибольшего проявления землетрясения на поверхно­сти Землиназывается:

3. 1.Сейсмографом 2.Эпицентром 3. Очагом 4.Жерлом

20. Действующий вулкан Ключевская Сопка находится:

1.На Камчатке 2.На Курильских островах 3. в Индонезии 4. вЯпонии

21. Группа островов, расположенных на небольшом расстоянии
друг от друга, называется :
.1.Материк 2. Остров 3. Архипелаг 4. Часть света

22.Сколько материков на Земле? 1)4 2)5 3)6 4) 7

Какие материки полностью расположены в Южном полушарии?

1Евразия и Австралия 3.Евразия и Южная Америка

2.Антарктида и Австралия 4.Северная Америка и Африка

На каком материке протекает самая длинная река в мире и как она называется?

1.Африка, Нил 2. Евразия, Янцзы 3.Ю.Америка, Амазонка 4.С.Америка, Миссисипи

На каком материке протекает самая полноводная река в мире и как она называется?

1. Африка, Нил 2.Евразия, Янцзы 3.ЮАмерика, Амазонка 4.С.Америка, Миссисипи

26. Как называется высочайшая вершина мира и на каком мате­рике она расположена?

1.Килиманджаро, Африка 2..Мак-Кинли, С.Америка

3..Аконкагуа, Ю. Америка 4. Джомолунгма, Евразия

На каком материке находится наша страна?

1.Евразия 2. Северная Америка 3. Антарктида 4.Австралия

На каком материке находится самое глубокое озеро в мире и как оно называется?

1.Австралия,Виктория 2.Евразия,Байкал 3.Австралия,Эйр 4.С. Америка, Мичиган

29.Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, где географические объекты даны с помощью условных зна­ков, называется:

1. Глобус 2. Планшет 3. Географическая карта 4. Рисунок 30.Какой остров на нашей планете самый крупный?

1. Мадагаскар 2. Гренландия 3. Сахалин 4. Куба

ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЛИ. Литосфера

Тестовые задания на соотношение объектов

Кто из перечисленных ученых выдвинул эти гипотезы?

1.Солнечная система возникла из холодного пылевого облака.

2.Солнечная система возникла из раскаленного пылевого
облака.

3.Планеты образовались из «брызг», возникших в результа­
те удара кометы о Солнце.

4.Сила притяжения между Солнцем и пролетающей рядом
звездой вырвала часть солнечного вещества, из которого
возникли планеты.

а) Бюффон б) Кант в) Лаплас г) Джине

Найдите соответствие.

1.Каменная оболочка Земли 2. .Воздушная оболочка Земли

3.Водная оболочка Земли 4.Оболочка Земли, населенная живыми организмами

а) Атмосфера б) Гидросфера в) Литосфера г) Биосфера

3. К каким горным породам относятся:

1Гранит и базальт2.Кварцит и мрамор3.Песчаник и известняк

а) Осадочные б) Метаморфические в) Магматические

Каким понятиям соответствуют данные определения?

1.Верхний плодородный слой земли, на котором растут рас­тения

2.То, из чего состоит земная кора

3.Все неровности земной поверхности

а) Почва б) Рельеф в) Горные породы

Подберите определения соответствующим понятиям.

1. Выветривание 2. Плодородие 3. Полезные ископаемые

А) Способность почвы обеспечивать растения питатель­ными в-ми, водой и воздухом

Б)Горные породы и минералы, используемые человеком в народном хозяйстве

В)Процесс разрушения горных пород под действием при­родных факторов

6. Составьте пару: материк — характеристика. 1Самый большой материк.

2.Самый жаркий материк.

3.Самый маленький материк.

4.Самый холодный материк.

а) Антарктида б) Африка в) Австралия г) Евразия

7. Подберите пару:

1.Самые высокие горы земного шара.

2.Самая длинная река планеты.

3.Самое глубокое озеро мира.

4.Самая полноводная река планеты.

а) Нил б) Амазонка в) Гималаи г) Байкал

Составьте пару: материк — горные системы.

1. Евразия 2. Северная Америка З.Южная Америка

а) Анды б) Кордильеры в) Гималаи

Строение вулкана (найдите соответствие)

1.Углубление в верхней части горы.

1. Камера, заполненная магмой.

2. Канал в толще вулкана.

а) Кратер б) Очаг магмы в) Жерло

10. Подберите пару. Найдите соответствие между природным объектом и его характеристикой:

1. Горные породы и минералы, используемые человеком

2.Составные части горных пород или самостоятельные ве­щества

3.Плотные или рыхлые массы, слагающие земную кору

а) Минералы б) Горные породы в) Полезные ископаемые

Узнайте по описанию полезное ископаемое.

1.Маслянистая жидкость темно-бурого цвета, с резким за­
пахом

2.Легкий, темно-коричневого цвета, состоит из остатков
полусгнивших растений

3.Твердый, но хрупкий черный камень, часто с блеском
а) Каменный уголь б) Торф в) Нефть

12. Подберите пару. Найдите соответствие между природным
объектом и его характеристикой:

1. Почва 2. Перегной 3. Торф

а) Результат гниения остатков животных и растений

б) Верхний плодородный, слой земли

в) Рыхлая горная порода

ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЛИ. Литосфера. Диктант. «Выберите правильное утверждение»

1 вариант

1.Шмидт выдвинул гипотезу, что планеты образовались из холодного газово-пылевого облака, вращающегося во­круг Солнца.

2.Мантия — это внутренняя оболочка Земли.

3.Земная кора значительно толще под материками, чем под океаном.

4.Минералы состоят из горных пород. 5.Земная кора состоит из отдельных плит.

6.Рычаг землетрясения находится на поверхности Земли.

7.Евразия — самый большой материк. 8.Темный цвет почвы зависит от количества воды в ней. 9.Каменный уголь — это рудное полезное ископаемое. 10. Архипелаг — это группа островов.

2 вариант

1.Ж. Бюффон предположил, что земной шар возник из «сол­нечных брызг» при столкновении небесного тела с Солнцем.

2.Земная кора — это верхняя оболочка Земли. 3.Мрамор — это минерал.

4.Ядро состоит из 2 слоев: внутренний — твердый, внешний — жидкий.

Читайте также:  Продукты полезные для чистой кожи лица

5.Литосферные плиты перемещаются по астеносфере —внешней оболочке мантии.

6.Почва — это рыхлая горная порода. 7.Рельеф — это все неровности земной поверхности.

8.Вулканический кратер находится в глубине вулкана. 9.В нашей стране много действующих вулканов на Камчат­ке и Курильских островах.

10. Нил — самая полноводная река нашей планеты.

3 вариант

1.И. Кант считал, что Солнечная система возникла из холодного пылевого облака.

2.Земная кора состоит из горных пород.

3.Горная порода известняк состоит из 3 минералов: кварца, слюды и полевого шпата. 4.Гранит и базальт — это магматические горные породы.

5.Эпицентр землетрясения находится на глубине несколь­ких километров под очагом землетрясения. 6.Перегной образуется в результате гниения остатков жи­вотных и растений. 7.Почва образовалась из гранита в результате выветрива­ния.

8.На Земле 7 материков. 9.Горы Анды находятся в Южной Америке.

10. Гренландия — самый большой остров.

4 вариант

1.По мнению П. Лапласа, Солнце и планеты возникли из вращающегося раскаленного газового облака. 2.Мантия — это средний твердый слой Земли.

3.Рельеф в переводе с латинского означает «покрывало».

4.Горные породы бывают только в горах. 5.Гранит — это магматическая горная порода. 6.В состав почвы входят: песок, глина, вода, воздух, перегной.

7.Плодородие почвы зависит от количества воды и воздуха
в ней. 8.Лава — это излившаяся на поверхность магма.

9.Самое глубокое озеро в нашей стране — Ладожское.

10.Австралия — самый сухой материк

РЕБУСЫ

1.Фамилии каких ученых зашифрованы в этих ребусах? Какие гипотезы о возникновении Земли они выдвигали? а) б) ,

Б=К

2. Какие внутренние оболочки Земли зашифрованы в этих ребу­сах? Дайте им краткую характеристику.

Б) ?

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 мая 2020;
проверки требует 1 правка.

Поле́зные ископа́емые — минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья
или топлива). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Описание[править | править код]

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений различного характера (жил, штоков, пластов, гнёзд, россыпей и пр.).

Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения — районы, провинции и бассейны.

Научные основы добычи полезных ископаемых разрабатывают горные инженеры.

Области науки и технологии о добыче полезных ископаемых:

  • Горное дело
  • Горные науки.

Виды полезных ископаемых[править | править код]

По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:

  • Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)
  • Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов)
  • Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)
  • Нерудные полезные ископаемые — строительные материалы (известняк, песок, глина и др.), строительные камни (гранит) и пр.
  • Камнесамоцветное сырьё (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир).
  • Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты и др.)

Последние три группы совместно могут рассматриваться как нерудные (неметаллические) полезные ископаемые[1][2].

Признаки полезных ископаемых[править | править код]

Отдельными примерами поисковых признаков полезных ископаемых, без разделения на прямые и косвенные, являются:

  • Минералы — спутники рудных месторождений (для алмаза — пироп, для рудного золота — кварц и пирит, для платины нижнетагильского типа — хромистый железняк и пр.)
  • Их присутствие в перенесённых обломках, валунах и т. п., попадающихся на склонах, в ложбинах, руслах водотоков и пр.
  • Прямое наличие в горных обнажениях, выработках, керне
  • Повышенное содержание их элементов-индикаторов в минеральных источниках
  • Повышенное содержание их элементов-индикаторов в растительности

При разведке найденного месторождения закладывают шурфы, проходят канавы, разрезы, бурят скважины и др.

См. также[править | править код]

  • Полезные ископаемые России
  • Разубоживание
  • Месторождение

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Нерудные полезные ископаемые // Моршин — Никиш. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 17).
  2. Под редакцией Е. А. Козловского. Неметаллические полезные ископаемые // Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия (рус.). — 1984—1991. — статья из Горной энциклопедии. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.

Литература[править | править код]

  • Смирнов B. И. Геология полезных ископаемых. — М.: Недра, 4-е изд., 1982. — 668 с.
  • Смирнов В. И. Геологические основы поисков и разведок рудных месторождений. — М.: Изд-во Московского университета, 1954.
  • Милютин А. Г. Геология и разведка месторождений полезных ископаемых: Учебн. пособие для вузов. — М.: Недра, 1989. — 296 с.
  • Игнатов П. А., Старостин В. И. Геология полезных ископаемых. — М.: МГУ, 1997. — 304 с.
  • Романович И. Ф., Кравцов А. И., Филиппов Д. П. Полезные ископаемые. — М.: Недра, 1982. — 384 с.

Источник

На этом уроке мы познакомимся с полезными ископаемыми, которые можно добыть из горных пород и использовать для хозяйственных нужд.

Подземные богатства

Хотите узнать, какие богатства прячутся под землей? Горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд, называют полезными ископаемыми. Большинство из них – твердые: каменный уголь, торф, гранит, мрамор, алмаз, песок. Но есть и жидкие полезные ископаемые, это нефть и минеральная вода. Также есть газообразные полезные ископаемые – природный газ. Геологи все время занимаются разведкой месторождений полезных ископаемых (рис. 1).

Читайте также:  Интересные и полезные статьи о кухне

Рис. 1. Полезные ископаемые (Источник)

Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен особый песок, это полезное ископаемое. Чтобы суп был соленым, нужна соль, это тоже полезное ископаемое. Чтобы сделать чашку или блюдце, нужна особая белая глина – каолин (рис. 2).

Рис. 2. Каолин (Источник)

Чайная ложка сделана из металла, и железная дорога, и океанский лайнер, и станки, и часы, и многие другие предметы. Металлы выплавляют из руды, это тоже полезное ископаемое (рис. 3). Изготовленные человеком самолеты, машины тепловозы сами не поедут и не полетят, им необходимо горючее – бензин и керосин, которые производят из нефти. Нефть выкачивают из земли, это тоже полезное ископаемое. Природный газ, который голубыми огоньками горит на кухонной плите, – это тоже полезное ископаемое. Вот сколько существует разных подземных богатств.

Рис. 3. Железная руда (Источник)

Горючие полезные ископаемые

С каждым годом растет потребность людей в горючих полезных ископаемых. Каменный уголь, торф, природный газ – это основное топливо для жилых домов, для фабрик и заводов и теплоэнергостанций. Самые необходимые человеку полезные ископаемые – это каменный уголь и нефть. Всем известно, что уголь черного цвета, но он бывает и желтого цвета, называется он сланец (рис. 4).

Рис. 4. Сланец (Источник)

Также есть золотистый уголь, и даже уголь голубовато-фиолетового цвета. Углем каменным его назвали потому, что долгое время считали его камнем, ведь он очень твердый. Разгадал тайну происхождения угля русский ученый – Михаил Васильевич Ломоносов (рис. 5).

Рис. 5. М.В. Ломоносов (Источник)

Он доказал, что каменный уголь образовался из древних растений, которые росли на земле сотни миллионов лет назад. Без каменного угля нельзя выплавить металлы из руд, нельзя приготовить цемент. Из каменного угля производят пластмассу, смолу, лекарства, жидкое топливо, кислоту, пищевую соду, краски и чернила. Сам уголь без запаха, но из него производят духи и разные пахучие сиропы для конфет и пирожных. Уголь непрозрачный, но из него делают самое лучшее стекло, легкое, твердое, чистое. Еще уголь используют в производстве удобрений, от которых лучше плодоносит земля, растут овощи, фрукты, зерновые культуры. Из угля можно добыть даже витамины.

Нефть

Из нефти получают более тысяч веществ. Из этой маслянисто-коричневатой жидкости получают чистейший бензин и керосин для авиации, дизельное топливо. Их отличие от каменного угля в том, что при сгорании они выделяют значительно больше тепла. Из нефти изготавливают небьющееся стекло, пластмассу, которую используют при строительстве домов, изготавливают из них мебель и детали для машин, создают украшения.

Битум, который также производят из нефти, необходим для асфальтового покрытия дорог (рис. 6).

Рис. 6. Битум (Источник)

А как образовалась нефть? Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению по этому вопросу. Многие считают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда-то водоросли, рыб, рачков, превратились в нефть. Водоросли и рачки умирали, и их останки вместе с ракушками, вместе со скелетами рыб скапливались в спокойных водах морских заливов в огромных количествах. Они смешивались с илом и песчинками, которые приносили реки, впадающие в море. Значит, нефть можно найти в тех местах, где когда-то были древние моря? Так и есть. Геологи разыскивают заливы и берега давно исчезнувших морей и, как правило, обнаруживают там запасы нефти. Наша страна очень богата нефтью. Нефть добывают между Уралом и Волгой, за Уралом, в верховье реки Лены, на острове Сахалин, в Восточной Сибири. Самые крупные месторождения каменного угля находятся в районе Воркуты, в Донецком бассейне (рис. 7).

Рис. 7. Нефтеносные запасы России (Источник)

Рудные полезные ископаемые

А какие полезные ископаемые называются рудными? Человек с давних пор ищет месторождения руд, содержащие металлы. Из руд черных металлов выплавляют железо, сталь, чугун, а из руд цветных металлов – алюминий, цинк, свинец, медь. Как правило, изделия содержат не чистые металлы, а их сплавы. Сплавы – это вещества, которые получают при плавлении двух или более металлов. Одним изделиям необходимы пластичность, упругость, гибкость, другим – прочность, твердость, долговечность, а третьим – легкость и блеск. Например, чистое железо – очень мягкий металл, из которого не сделаешь ни гвоздя, ни ножа. Чтобы получить сталь, в железо добавляют другие металлы и различные примеси. Сплав алюминия, хрома, титана используется в производстве прочных и долговечных космических и военных кораблей, самолетов, ракет. А в тонкие алюминиевые листы – фольгу – заворачивают шоколад, чай, плавленые сырки.

Драгоценные металлы

Ювелиров с давних пор привлекают замечательные свойства драгоценных металлов: золота, серебра, платины (рис. 8). Из них изготавливают ювелирные изделия, чеканят монеты. Эти драгоценные металлы широко используются в радиотехнике, из них изготавливают сверхточные космические приборы.

Рис. 8. Платина (Источник)

Если вы живете на Урале, Забайкалье, на Алтае, в Красноярском крае, в Восточной Сибири или на Дальнем Востоке, то ваш край богат месторождениями руд цветных редких металлов. В Якутии, например, добывают нефть, алмазы, бурый уголь.

Читайте также:  Урал физическая карта и полезные ископаемые

Жизнь современного человека невозможно представить без полезных ископаемых. Полезные ископаемые – это огромное, бесценное богатство нашей страны.

Подведение итогов

Сегодня на уроке вы познакомились с новыми понятиями: полезные ископаемые, месторождение, руда, сплавы. Вы узнали о горючих полезных ископаемых и рудных и об их значении в жизни современного человека.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. – М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. – М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. – М.: Просвещение.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Files.school-collection.edu.ru (Источник).
  2. Enc.fxeuroclub.ru (Источник).
  3. Jewelbox.ru (Источник).

Домашнее задание

  1. Что такое полезные ископаемые?
  2. Для чего нужен каменный уголь?
  3. Что вы знаете о нефти?

Источник

Практическая работа

1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определите его название. При необходимости воспользуйтесь атласом-определителем.

Учитель выдал для практической работы полезное ископаемое — уголь.

2. Установите и запишите в рабочей тетради свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

Свойства угля: это твердое полезное ископаемое. Уголь непрозрачный, черного цвета, достаточно плотный, но при этом легко раскалывается и крошится.

Уголь — горючее полезное ископаемое.

3. Подумайте, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение?

Уголь может применяться для отопления домов, для получения тепла в металлургических печах.

Его применение основано на горючих свойствах этого ископаемого.

Каких известных тебе полезных ископаемых нет в этом списке: гранит, известняк, нефть, природный газ?

Среди известных мне полезных ископаемых есть еще железная руда, уголь, торф, каменная соль, глина, песок.

Проверь себя

1. Расскажи о разнообразии полезных ископаемых.

Полезные ископаемые бывают твердыми, жидкими и газообразными.

Они могут быть горючими и не горючими.

2. Для чего люди добывают полезные ископаемые? На чём основано их применение?

Люди добывают полезные ископаемые, чтобы с их помощью получить нужные им продукты.

Например, из нефти люди получают бензин, из руды — металлы.

Глина используется в строительстве и производстве посуды, известняк в строительстве.

Применение полезных ископаемых основано на их свойствах.

3. Какие способы добычи полезных ископаемых тебе известны?

Полезные ископаемые добывают в карьерах, котлованах, разрезах, шахтах, а нефть и природный газ добывают из недр земли с помощью бурения.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: месторождение, геолог.

2. В краеведческом музее узнайте, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности.

В нашей местности добывают много полезных ископаемых.

В основном это нефть и природный газ.

В меньшей степени уголь и металлические руды.

Также у нас добывают торф, известняк, сланцы, гранит.

3. С помощью атласа-определителя подготовь сообщение о каком-нибудь полезном ископаемом (по своему выбору).

Сообщение о полезном ископаемом железная руда для 3 класса

Железная руда используется для получения железа, а потом для производства стали и чугуна.

В природе она встречается в древних горных породах.

Железная руда твердая и имеет черный цвет.

Она не прозрачная, но на воздухе может окисляться и приобретать рыжеватый оттенок.

Месторождения железной руды возникли много миллионов лет назад, когда в морях и океанах было много растворенного железа.

Это железо оседало на морском дне, вступало в реакцию с кислородом и накапливалось.

Постепенно возникли залежи железной руды, которые в результате горообразования оказались на суше.

Железная руда считается одним из основных полезных ископаемых используемых в экономике.

Ведь из нее делают железо, а без железа невозможно строительство машин, домов, простых и нужных в быту вещей.

Человек научился добывать и перерабатывать железную руду в глубокой древности, несколько тысяч лет назад.

Сейчас добыча железной руды в мире и России очень велика, и поэтому геологи постоянно ищут все новые и новые месторождения железной руды.

На следующем уроке

Вспомни, какие растения называют культурными. Приведи примеры таких растений. Какие работы по выращиванию растений проводятся в разные времена года? Какие ты знаешь сельскохозяйственные профессии?

Культурными называют растения, которые выращивает для своих нужд человек.

Это могут быть растения, которые используются в пищу, например зерновые культуры, или овощи. Это могут быть технические культуры, которые используются для получения ткани, например хлопок или лён. Это могут быть масленичные культуры, из которых получают масло, как например подсолнечник. А могут быть растения, из которых получают сахар, например сахарный тростник.

Весной растения сеют, для чего сначала пашут землю.

Потом за ними ухаживают — поливают, полют, удобряют, уничтожают вредителей.

Летом растениеводы собирают урожай и перерабатывают его.

Осенью растениеводы закладывают свой урожай на хранение.

Некоторые самые качественные растения фермер откладывает на семена, чтобы весной посеять новый урожай.

Зимой растениеводы отдыхают, готовятся к новому сезону.

Примерами сельскохозяйственных профессий могут быть: механизатор, агроном, тракторист, комбайнер, хлебороб, мелиоратор.

Источник