Узнать о полезных ископаемых 3 класс

Узнать о полезных ископаемых 3 класс thumbnail

Тест: «Полезные ископаемые»                         1  вариант

1. Горные породы  и минералы, которые  человек  использует  в своей хозяйственной деятельности, называют

а) полезные ископаемые;        б) камни;                     в) вода.

2. Что из перечисленного  относится  к полезным  ископаемым?

а) ножницы, ложки, вилки;     б) кирпич, бензин, известняк;

в) нефть, глина, торф.

3. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

а) психологи;                     б) геологи;                 в) строители.

4. Установи соответствие.

а) твёрдые                            1) гранит                          4) нефть

б) газообразные                    2) природный газ            5) железная руда

в) жидкие                              3) глина                                            

5.Какие из  полезных ископаемых  служат топливом?

а) оловянная и медная руды;    б) каменный уголь, природный  газ;

в) глина, известняк.

6.В каких  из перечисленных  пород, минералов  или полезных ископаемых основную часть  составляют  остатки  растений?

а) глина;            б) торф;                   в) гранит.

7.Жидкое  горючее  полезное ископаемое

а) природный газ;               б) нефть;            в) известняк.

8. Установи соответствие, что  изготавливают  из этих  полезных ископаемых.

а) известняк                       1) стекло                          

б) торф                               2) мел            

в) кварцевый песок           3) удобрение                                            

9. 3ачем собирать металлолом?

1) чтобы сохранить запасы руды;

2) чтобы очистить территорию от мусора

10. Кто создал горные породы?

а) люди;                  б) природа;                     в) животные.

Тест: «Полезные ископаемые»                         2  вариант

1. Горные породы  и минералы, которые  человек  использует  в своей хозяйственной деятельности, называют

а) полезные ископаемые;        б) камни;                     в) вода.

2. Установи соответствие.

а) твёрдые                            1) каменный уголь              4) нефть

б) жидкие                              2) известняк                       5) песок

в) газообразные                    3) природный газ                                          

3. Какие бывают горные породы?

а) твердые, жидкие и газообразные;            б) твердые и жидкие;

в) твердые и газообразные.

4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

а) психологи;                     б) геологи;                 в) строители.

5. Какие из перечисленных полезных ископаемых образовались из магмы?

а) песок;            б) каменный уголь;                   в) базальт.

6. 3ачем собирать металлолом?

1) чтобы сохранить запасы руды;

2) чтобы очистить территорию от мусора

7.Какие  из полезных ископаемых  используются  в строительстве?

а) песок, глина;                   б) гранит, торф;    

в) каменный  уголь, поваренная соль.

8.Газообразное  полезное ископаемое

а) природный газ;             б) нефть;                в) известняк.

9. Установи соответствие, что  изготавливают  из этих  полезных ископаемых.

а) нефть                                       1) сталь                          

б) железная руда                         2) керамика            

в) глина                                        3) бензин                                          

Читайте также:  Полезные продукты с большим содержанием белка

10. Кто создал горные породы?

а) люди;                  б) природа;                     в) животные.

Источник

В недрах Земли хранятся природные богатства – полезные ископаемые, которые имеют большое значение для человека. С их помощью люди решают почти все свои хозяйственные нужды: строят, отапливают помещения, ездят на транспорте, создают много полезных бытовых вещей. Давайте узнаем названия и свойства полезных ископаемых, без которых жизнь не была бы столь удобной и комфортной.

Узнать о полезных ископаемых 3 класс

Горючие ископаемые

Ископаемые, которые можно использовать для получения тепла и энергии, называют горючими. К ним относятся природный газ и нефть.

Узнать о полезных ископаемых 3 класс

Рис. 1. Добыча нефти

Это одни из самых важных ископаемых, с помощью которых люди научились вырабатывать и правильно использовать энергию. Подобный навык привел к изобретению множества промышленных отраслей.

Без горючих ископаемых трудно представить современную жизнь, ведь за счет их энергии мы отапливаем помещения в холодное время года, готовим еду, ездим на автомобилях.

Также к горючим природным веществам относится торф, сланец, бурый и каменный уголь, антрацит.

Рудные ископаемые

Рудные или металлические ископаемые – одни из первых, которые освоил древний человек. Без металла невозможно представить себе промышленность, ведь в каждом доме, у каждого человека обязательно найдется металлический предмет.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

В зависимости от свойства и области применения все металлы делятся на несколько основных групп:

  • черные – это железо и все его сплавы – применяется в строительстве различной техники, судов, самолетов, машин;
  • цветные – алюминий, медь, никель и многие другие – активно используются в космонавтике, электротехнике, авиастроении, различных точных приборах;
  • благородные – серебро, золото, платина, палладий – обладают уникальным свойством – они не вступают в химические реакции, к тому же имеют высокую ценность как драгоценные металлы, из которых изготавливаются ювелирные украшения;

Узнать о полезных ископаемых 3 класс

Рис. 2. Золото – благородный металл

  • радиоактивные – уран, плутоний, радий и другие – способны без посторонней помощи излучать радиацию.

Нерудные ископаемые

Нерудные или неметаллические ископаемых – это мягкие и твердые группы горных пород и минералов. На сегодняшний день известно более сотни таких природных соединений, и все они нашли свое применение в различных хозяйственных и промышленных отраслях.

Рассмотрим краткое описание свойств нерудных ископаемых:

  • горнорудное сырье – асбест, известняк, слюда – горные породы, без которых невозможно представить строительную сферу;
  • химическое сырье – апатит, сера, калийные соли – используются в химической промышленности, при производстве минеральных удобрений, керамики, резины;
  • строительные материалы – мрамор, гипс – используются в самых различных областях;
  • самоцветные камни – изумруды, рубины, топазы – обладают красивым внешним видом, используются для создания ювелирных украшений.

Узнать о полезных ископаемых 3 класс

Рис. 3. Алмаз – самый твердый минерал на Земле

Практически все месторождения полезных веществ постепенно истощаются. Если люди не научатся бережно и рационально использовать природные богатства, наше потомство может остаться без столь ценного сырья.

Что мы узнали?

Мы изучили тему «Свойства полезных ископаемых» (3 класс) по Окружающему миру, какое значение они имеют для человечества. Все полезные ископаемые можно разделить на 3 разряда: рудные, нерудные и горючие. Каждый из этих природных веществ имеет свое место в различных отраслях промышленности.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 143.

Источник

Класс: 3 Б.

Цели урока: Формировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с  группами    полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых; воспитывать бережное отношение к природным богатствам

Тип урока: Изучение нового знания.

Оборудование учебник: учебник «Окружающий мир», 3 класс, 2 часть Школа России, рабочая тетрадь №2, презентация, карточки с заданиями.

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

1

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Проверять готовность к уроку

Самоопределение (Л);

2.Актуализация знаний и мотивация

Практический, упражнение.

Работа в парах.

3

Сегодня на уроке нам предстоит много интересного, но перед этим давайте вспомним пройденный вами материал. Кто сможет сказать, как называется раздел, который вы начали изучать? (Чему учит экономика) Посмотрите на слайд, на нем изображены вопросы, на которые вам нужно ответить. Поработайте с этими вопросами в парах.

  1. Что такое экономика?
  2. Какие отрасли экономики вы знаете?
  3. Что имеет большое значение для экономики?

Какие вопросы у вас возникли? В чем были трудности?

Повторять пройденное.

Работа в парах.

Выполнять проверку работы.

Принимать и сохранять учебную задачу (Р);

Формулировать собственное мнение (К);

3.Постановка учебной задачи

Словесный, беседа.

Работа с учебником

Демонстрация ответов.

Словесный, беседа.

8

Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, нам нужно отгадать несколько загадок. Давайте попробуем это сделать.

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Читайте также:  Полезно ли чай с чабрецом для беременных

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

Посмотрите на слайд, на нем написаны все отгадки к этим загадкам. Как одним словом можно назвать их все? (Полезные ископаемые)

Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

Какие цели на урок мы поставим?

Отгадывать загадки.

Определять тему урока

Ставить цели на урок

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Формулировать проблему, создавать собственные пути решения (П);

Формулировать собственное мнение (К);

Строить речевое высказывание (П);

4.Открытие нового знания

Словесный, рассказ.

Словесный, обсуждение.

Работа с учебником

Словесный, беседа.

20

В мире существует множество полезных ископаемых, но что же это такое? На слайде вы можете увидеть определение понятия «полезные ископаемые», только есть одна проблема – слова, кажется, перепутались. Сможете ли вы собрать определение понятия из перепутанных слов?

(Полезные ископаемые – богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве).

Верно, молодцы, ребята.

А какие полезные ископаемые знаете вы?

(ответы детей)

Скопление полезных ископаемых называется месторождением.

Наша страна очень богата полезными ископаемые, и сегодня мы узнаем о них чуть больше.

(Просмотр видеофрагмента о полезных ископаемых)

О каких полезных ископаемых вы узнали из видеофрагмента? (Нефть, торф, каменный уголь, природный газ)

Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс,  красителей и др.

Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось нефти?

Каменный уголь

Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.

Так же одним из ярких представителей полезных ископаемых, не названных в просмотренном нами видеофрагменте, является глина.

В смеси с водой глина образует тестообразную  массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

Знаете ли вы, что можно сделать из глины?

Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств

В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.

Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата

Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).

Слушать рассказ

Смотреть видеофрагмент

Слушать рассказ

Слушать рассказ.

Высказывать свое мнение.

Извлечение из рассказа необходимой информации (П);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Строить речевое высказывание (П);

Строить речевое высказывание (П);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

5.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный, беседа.

5

Теперь мы разделимся на группы, и каждый из вас побудет геологом. Каждая группа изучит один из видов полезных ископаемых, лист с информацией и вопросы, на которые нужно будет ответить и рассказать одноклассникам. Выберите командира, итого, кто будет рассказывать у доски.

1 группа – песок

2 группа – гранит

3 группа – известняк.

  1. Где и как добывают это полезное ископаемое?
  2. Для чего нужно это полезное ископаемое? Что из него делается или для чего оно используется?
  3. Как это полезное ископаемое помогает людям?)

Работать в группе

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический, Работа с упражнением.

3

Откройте рабочие тетради на странице 29. Прочитайте задание под номером 3. Что нужно муравей хочет знать? Что нужно сделать? (Выбрать и отметить плюсом правильные варианты использования полезных ископаемых). Выполните это задание самостоятельно.

Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте ответы.

(Проверка по эталону)

Работать с упражнением.

Выполнять действия по заданному алгоритму (П);

7.Включение в систему знаний

Словесный, беседа.

1

О чем мы сегодня с вами говорили? (О полезных ископаемых) Какие цели мы ставили на урок? Достигли ли мы их?

Повторять пройденное.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

8.Рефлексия деятельности

Практический, упражнение.

Словесный.

5

Чтобы узнать, как хорошо вы сегодня слушали на уроке, я предлагаю вам решить кроссворд, а после снова поменяться ими с соседом по паре и проверить друг друга.

У кого не было ни одной ошибки? Одна ошибка? Две?

Чтобы подвести итоги урока, я предлагаю вам закончить следующие предложения собственными словами.

На уроке мы узнали …

Было интересно…

Было неинтересно…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Выполнять кроссворд.

Дополнять предложения.

Выполнять действия по заданному алгоритму (П);

Строить речевое высказывание (П);

Источник

«Полезные ископаемые» по предмету «Окружающий мир», 3 класс (система: «Школа России»)

Читайте также:  Простые и полезные изобретения для дома

Учитель начальных классов Благова Т.В.

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3.

Система: «Школа России».

Тема: Полезные ископаемые.

Цели:

  • Познакомить учащихся с полезными ископаемыми их некоторыми свойствами; способами их добычи; профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; показать их важную роль в экономике страны.

  • Развивать умение выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умение обобщать, классифицировать; владеть монологической речью; развитие мыслительных операций.

  • Воспитывать бережное отношение к природе и учить экономно использовать богатства нашей планеты.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • карта, атлас «Ямало-Ненецкого автономного округа», коллекция полезных ископаемых, инструкция, карточка «Помогай-ка», условные обозначение полезных ископаемых;

  • учебник «Мир вокруг нас», авт. Плешаков А.А.

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Воспитание культуры учебного труда.

II. Актуализация опорных знаний.

Подготовить детей к изучению нового материала через повторение пройденного.

Актуализация имеющихся знаний направлена на пробуждение интереса к получению новой информации.

Учитель.

? Сегодня на уроке мы продолжим работу в разделе «Экономика».

? Назовите «три кита» экономики.

Дети.

? Природные богатства, капитал, труд.

Учитель.

? Без чего не возможно производство товаров и услуг?

Дети.

? Без природных богатств.

Работа со схемой.

Учитель.

? С какими природными богатствами мы уже познакомились?

Дети.

? Воздух, вода, почва, животные, растения.

Учитель.

? Что такое верхний плодородный слой земли?

Дети.

? Почва.

Учитель.

? Как использует человек почву?

Ответы детей.

Учитель.

? Как называется эта отрасль сельского хозяйства?

Дети.

? Растениеводство.

III. Проверка домашнего задания.

IV. Постановка темы и цели урока.

Выведение учащимися темы урока.

Учитель.

? Продолжите ряд.

Дети.

? Полезные ископаемые.

Учитель.

? Так какая тема нашего урока?

Дети формулируют тему урока.

Учитель.

? Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми, их свойствами, способами добычи.

V. Изучение нового материала.

Продолжение работы со схемой.

Первичное восприятие и осознание нового материала.

Фронтальная беседа.

Учитель.

? Давайте выясним, что такое полезные ископаемые?

? Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»?

? Подберите синонимы к каждому из слов.

Предложить детям разобрать слово «ископаемые» по составу.

Работа в группах.

Постановка проблемной ситуации.

Учитель.

? Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.

Выслушиваются ответы детей.

Учитель.

? Природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или её поверхности, называют полезными ископаемыми.

? Что вы отнесете к полезным ископаемым?

VI. Практическая работа.

Использование частично-поискового метода.

Работа в группах поискового характера с раздаточными коллекциями полезных ископаемых по изучению их свойств.

Учитель.

? Я предлагаю вам поработать в группах и провести исследовательскую работу, используя инструкцию.

Инструкция

1) Раскрой учебник на стр. 48-51.

2) Используя план практической работы на стр. 48, изучи сведения о полезных ископаемых (название).

3) Заполни таблицу в рабочей тетради на с. 26.

? Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогайку».

Карточка «Помогайка»

1. Название.

2. Свойства:

а) цвет;

б) твердое или жидкое;

в) прозрачное или непрозрачное;

г) плотное или рыхлое.

3. Способы добычи.

4. Значение и применение.

5. Условное обозначение на карте.

Каждой группе дается по 2 полезных ископаемых.

1 группа – железная руда, известняк.

2 группа – нефть, глина.

3 группа – гранит, каменный уголь.

Дети самостоятельно находят в коллекции образец своих полезных ископаемых, пользуясь иллюстрацией учебника.

Проверка.

Учитель.

? Свои ответы начинайте со слов «Мы расскажем о…».

Заслушиваются ответы представителей от каждой группы.

Учитель.

? О каких полезных ископаемых вы узнали?

Дети перечисляют.

Учитель.

? На какие группы можно разделить эти полезные ископаемые?

Состояние

Твердые

каменный уголь

гранит

железная руда

известняк

Жидкие

нефть

Газообразные

природный газ

Способы добычи

Карьеры

глина

известняк

гранит

Шахты

каменный уголь

Скважины

нефть

газ

Учитель.

? Что такое месторождения?

Применение

Строительные

глина

известняк

гранит

Топливо

каменный уголь

нефть

Металл

железная руда

Предложить детям разобрать слово «применение» по составу.

VII. Обобщение.

Развитие мыслительной деятельности, творческих способностей.

Детям показываются картинки или предметы. Они должны догадаться, пользуясь изученными свойствами, какое полезное ископаемое использовали для изготовления данного предмета.

Например:

ванилин, фотопленка – каменный уголь;

Конфета, сыр – нефть;

краски, пластилин – глина;

лампочки, стекло – песок;

ложка, самолет – железная руда.

Учитель.

? Что делают люди этих профессий:

шахтер;

геолог;

старатель;

бурильщик.

Дети отвечают.

Развитие словарного запаса.

Старатель – рабочий по кустарной добыче золота.

Кустарный – производимый или относящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способам.

Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.

Бурильщик – рабочий, производящий бурение; делать скважины, сверлить, пробивать почву.

VIII. Охрана полезных ископаемых.

Учитель.

? Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

Работа с атласом.

Заслушиваются сообщения о добыче нефти и газа в нашем округе.

Фронтальная беседа.

Учитель.

? Человек получил в дар подземные богатства: из полезных ископаемых состоят некоторые горы, в недрах земли есть целые моря и реки нефти, пустоты заполнены газом, подземные дворцы полны каменного угля. Человек использует их. Как вы думаете, может ли он опустошить все подземные кладовые?

Дети отвечают.

Учитель.

? Почему нужно беречь полезные ископаемые?

Дети.

? Количество полезных ископаемых постепенно уменьшается, а их запасы в недрах земли не пополняются.

IX . Рефлексия.

Учитель.

? Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

X. Домашнее задание.

Подготовить сообщение.

Источник